Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения

Работа №72690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2021
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста с ЗПР: 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР, из которых 5 детей с ЗПР составили экспериментальную группу, 5 младших школьников с ЗПР составили контрольную группу, 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме составили сравнительную группу.
Есть много приложений (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.

Введение……………………………………………………………………….. .…4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………… …11
1.1 Сущность понятия межличностные отношения» в научной литературе……………………………………………………………. …11
1.2 Специфика формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития……… …16
1.3 Формы и методы формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения……………. …24
Выводы по первой главе…………………………………………………….. …33
Глава 2 Диагностика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………… …35
2.1 Организация и методика исследования…………………………….. …35
2.2 Анализ уровня сформированности межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития……… …41
Выводы по второй главе……………………………………………………… …53
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………… …54
3.1 Организация формирующего эксперимента……………………….. …54
3.2 Система формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в ходе психолого-педагогического сопровождения………………………. …59
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………… …64
Выводы по третьей главе……………………………………………………... …83
Заключение…………………………………………………………………….. …85
Список использованных источников………………………………………… …87
Приложения…………………………………………………………………… …96


Межличностные отношения младших школьников являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе младший школьник, зависит от качеств личности ребенка. Дети к младшему школьному возрасту не просто приобретают определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения взаимоотношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни ребенка, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Далее – ЗПР) испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника с ЗПР и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате, в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными. В этой связи, является необходимым изучение проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Степень изученности проблемы. Сущность понятия «межличностные отношения» раскрыто в научных трудах А. Егидеса, И.А. Зимней, Н.В. Корсак и др. Механизмы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР охарактеризованы Т.И. Авдеевой, С.О. Брызгаловой, Л.К. Гайфуллиной, И.В. Дуда и др. Формы и методы формирования эффективных межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР стала предметом исследований Д.В. Зайцева, А.И. Ивановой, Н.В. Карпушкиной и др.
Младшие школьники с ЗПР оказываются более зависимыми от микросоциальных условий, в которых происходит их развитие, и, следовательно, требуют большего внимания и заботы, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру. Межличностные отношения младших школьников с ЗПР, как правило, характеризуются пассивностью, безынициативностью и т.д., что предусматривает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения. В тесном сотрудничестве психолога и учителя появляется возможность воздействовать на межличностные отношения младших школьников с ЗПР комплексно и в системе. Анализ научной литературы по обозначенной проблеме дал возможность констатировать, что феномен «формирование межличностных отношений у младших школьников с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения» является многоаспектной, сложной категорией, диапазон интерпретации которой постоянно расширяется, наполняется новыми смысловыми оттенками и требует дальнейшего изучения.
Анализ научных источников позволяет указать на противоречие между осознанностью социальной значимости проблемы формирования гармоничных межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса, а также между необходимостью рассмотрения проблемы формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях психолого-педагогического сопровождения. В этой связи проблема исследования заключается в выявлении условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогического сопровождения в формировании межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – межличностные отношения детей младшего школьного возраста при нормальном и нарушенном психическом развитии.
Предмет исследования – процесс формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «межличностные отношения».
2. Охарактеризовать специфику формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Определить методы и приемы для формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в психолого-педагогическом сопровождении.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему работы по формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
5. Проанализировать эффективность системы работы по формированию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема изучения особенностей и развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте является достаточно актуальной и определяется тем, что именно приобретение навыков межличностного взаимодействия с группой сверстников и умения заводить друзей, статус в группе – все это влияет на становление личности в системе межличностных связей и последующее вхождение в социум. Ведь школа является центром жизнедеятельности ребенка в течение основного периода становление ее личности. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Отношения младших школьников с ЗПР характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего, это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные преимущества между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений младших школьников с ЗПР оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намеченных подструктур-мальчиков и девочек. Нарушения развития психических процессов, несформированность коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР не имеют возможности обеспечить надлежащим образом процесс общения со сверстниками и сформировать и развить межличностные отношения.
В работе по формированию межличностных отношений младших школьников необходимо использовать комплекс методов и приемов, что возможно во взаимодействии психолога и учителя в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что у младших школьников с ЗПР (и экспериментальной и контрольной группы) по сравнению с младшими школьниками с развитием в норме, навыки сотрудничества сформированы в основном на среднем и низком уровнях, межличностные отношения, коммуникативные навыки сформированы только на среднем и низком уровнях.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки системы психолого-педагогического сопровождения формирования межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Разработанная система психолого-педагогического сопровождения была апробирована только в работе с младшими школьниками с ЗПР экспериментальной группы. С младшими школьниками с ЗПР контрольной группы коррекционно-развивающая работа не проводилась. В процессе реализации целей и задач психолого-педагогического сопровождения учитель, психолог и родители тесно взаимодействовали. Учителем совместно с психологом проведено 4 классных часа с применением практических форм работы, психологом с привлечением родителей младших школьников с ЗПР проведено 16 тренинговых занятий по программе «Мы вместе», были проведены групповые и индивидуальные консультации для родителей младших школьников с ЗПР.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике, которая произошла в экспериментальной группе младших школьников с ЗПР: на контрольном этапе не выявлены младшие школьники с ЗПР с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества, с низким уровнем сформированности межличностных отношений, с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. В контрольной группе младших школьников положительная динамика произошла у 1 младшего школьника с ЗПР (с низкого уровня на средний).
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абдурахманов, С.Р. Развитие социального интеллекта у младших школьников С ЗПР / С.Р. Абдурахманов // Bonum Initium. – 2020. – № 12 (20). –С. 7-11.
2. Абшилава, Э.Ф. Формирование нравственных отношений младших школьников в инклюзивном образовании / Э.Ф. Абшилава // В сборнике: Организация инклюзивного образовательного пространства: состояние и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.Ю. Перова. – 2017. – С. 137-143.
3. Аверчук, Л.О. Основы специальной педагогики / Л.О. Аверчук. – СПб.: Питер, 2013. – 351 с.
4. Авдеева, Т.И. Развитие и коррекция межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития / Т.И. Авдеева // Актуальные вопросы психологии. – 2016. – № 11. – С. 4.
5. Агапова, И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенок с ЗПР в условиях интеграции / И.А. Агапова, Г.В. Дедюхина // Логопедия. – 2015. – № 2. – С. 37-45.
6. Алехина, С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно- практической конференции. – М.: МГППУ, 2015. – С. 152-156.
7. Амонашвили, Ш. Педагогика сотрудничества / Ш. Амонашвили. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 225 с.
8. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.- практ. конф. – Москва, 2011. – С. 71-73.
9. Бгажнокова, И.М. Навыки социального взаимодействия дошкольников с ЗПР / И.М. Бгажнокова. – (Образовательная политика) // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 30-38.
10. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 381 c.
11. Белбин, Р.М. «Командные роли»: классификация ролей в группе / Р.М. Белбин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net (Дата обращения: 17.02.2021).
12. Брызгалова, С.О. Коррекционно-развивающая работа по формированию партнерских отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР в игре / под ред. С.О. Брызгаловой, Г.Г. Зака // Специальное образование. – 2020. – № 3. –С. 14-20.
13. Бубеева, Б.Н. Проблема развития социальной компетентности младших школьников с ЗПР / Б.Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 221-225
14. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.
15. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / под. ред. А.Ю. Шеманова. – Москва: ГБОУ г. Москвы Центр образования № 491 «Марьино», Интститут проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2012. – 210 с.
16. Волошина, В.П. Сотрудничество как основа формирования у детей с ЗПР коммуникативных умений в игре / В.П. Волошина // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 74-77.
17. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2015. – 656 с.
18. Гайфуллина, Л.К. Формирование у обучающихся с ЗПР адекватных способов социального взаимодействия в коллективе сверстников / Л.К. Гайфуллина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – № 3-3. – С. 49-53.
19. Гайфуллина, Л.К. Трудности межличностного взаимодействия со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития / Л.К. Гайфуллина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 1994-2000.
20. Гольдфарб, О.С. Психолого-педагогическая коррекция статусного положения младших школьников с задержкой психического развития / О.С. Гольдфарб // В сборнике: Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор С.И. Беленцов. – 2018. – С. 281-284.
21. Гоношилина, С.В. Особенности социального развития детей и подростков с задержкой психического развития / С.В. Гоношилина // Globus. –2019. – № 13 (46). – С. 13-17.
22. Григорьев, Д.В. Характерные особенности общения детей С ЗПР / Д.В. Григорьев // В сборнике: XXIII Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции. Ответственный редактор А.А. Беляева. – 2019. – С. 155-159.
23. Гринина, Е.С. Межличностные отношения детей С ЗПР в контексте гуманизации образовательного пространства / Е.С. Гринина // В сборнике: Гуманизация образовательного пространства. Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. – 2016. – С. 917-924.
24. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 144 c.
25. Дементьева, И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2017. – 2. – С. 43-48.
26. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. – М.: Юрайт, 2016. – 440 c.
27. Дмитриев, А.А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» / А.А. Дмитриев // Социальная педагогика. – 2018. – № 3. – С. 57-68.
28. Дуда, И.В. К вопросу о межличностных отношениях в младшем школьном возрасте / И.В. Дуда // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 8-14.
29. Дунаевская, Э.Б. Проблема формирования партнерских отношений у детей с ОВЗ / Э.Б. Дунаевская // Научно-методические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2. Ч. Ч.2. – Уфа: АСТЕРНА, 2016. – 270 с.
30. Егидес, А. Психотехника общения / А. Егидес // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 111-116
31. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c
32. Зайцев, Д. В. Проблема развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 127-131.
33. Зелинская, Е.А. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности / Е.А. Зелинская // Инновации в образовании. – 2014. – № 3. – С. 44-53.
34. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
35. Иванова, А.И. Межличностное взаимодействие со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития как проблема исследования / А.И. Иванова // В сборнике: Студент – Исследователь – Учитель. Материалы XXI Межвузовской студенческой научной конференции. Редколлегия: Н.А. Бочарова, Н.И. Верба, Т.С. Вологова [и др.]. – 2020. – С. 1065-1069.
36. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
37. Калганова, В.А. Взаимодействие психолога с семьей по снижению агрессивности ребенка с ЗПР / В.А. Калганова // В сборнике: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 129-132.
38. Карпунина, О.И. Специальная педагогика в опорных схемах: учебное пособие / О.И. Карпунина, Н.В. Рябова. – М.: НЦ ЭНАС, 2017. – 254 с.
39. Карпушкина, Н.В. К проблеме межличностного восприятия в системе родитель – ребенок у младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Карпушина // Проблемы современного педагогического образования. –2020. – № 69-3. – С. 272-274.
40. Касаткина, К.М. Особенности межличностных отношений со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития / К.М. Касаткина // В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. – 2016. – С. 126-129.
41. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2016. – 496 c.
42. Клех, А.Э. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А.Э. Клех // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2015. – С. 113-116.
43. Корсак, Н.В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе / Н.В. Корсак // Ананьевские чтения – 2014: Материалы научно-практической конференции. – 2014. – С. 254-257
44. Кручинина, Н.С. Особенности эмоционального отношения младших школьников с задержкой психического развития к сверстникам в зависимости от социометрического статуса / Н.С. Кручинина // В сборнике : Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2018. – С. 288-290.
45. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2015. – 144 c.
46. Леонгард, А.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – М.: МГППУ, 2013. – 175 с.
47. Макеева, А.С. Особенности личностных взаимоотношений младших школьников с трудностями в обучении / А.С. Макеева // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2018. – С. 297-299.
48. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке. / Н.Н. Малофеев. – Москва: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2016. – 145 с.
49. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2015. – 198 с.
50. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
51. Назарова, Н.М. Проблема организации коррекционной работы по социальному развитию дошкольников с ЗПР / Н.М. Назарова // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 5-11.
52. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с
53. Нарзулаев, С.Б. Дети с ЗПР как объект работы педагога-психолога / С.Б. Нарзулаев, Т.Б. Данилова, Л.А. Шуклова. // Сибирский 230 педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 242-248.
54. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. – 2-е изд. – Москва: Флинта: МПСИ, 2016. – 376 с.
55. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2018. – 92 с.
56. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях / сост. И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина. – Москва: ИПИО МГППУ, 2018. – 56 с
57. Плаксина, Н.А. Межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции / Н.А. Плаксина // В сборнике: Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции. Московский государственный областной гуманитарный институт; под редакцией Д.В. Солдатова. – 2013. – С. 212-216.
58. Пономарева, Л.М. Влияние эмоциональной регуляции на формирование субъект-субъектной коммуникации у детей с задержкой психического развития / Л.М. Пономарева // В сборнике: Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида. материалы V Международной научной конференции. – Минск, 2020. – С. 227-230.
59. Поярова, Т.А. Оптимизация межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития / Т. А. Поярова // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. Сборник научных статей IV международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2020. – С. 129-130.
60. Расстригина, А.А. Исследование межличностного восприятия подростков с задержкой психического развития / А.А. Расстригина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 4-4. – С. 70-72.
61. Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 698 с.
62. Рубцов, В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст / В.В. Рубцов // Культурно-историческая психология. –2015. – №1. – C. 14-24
63. Ряписова, А.Г. Сказкотерапия как метод формирования толерантного отношения младших школьников в инклюзивном образовании / А.Г. Ряписова // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3 (51). – С. 66-72.
64. Свечникова, Н.С. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / Н.С. Свечникова // Наука, техника и образование. – 2018. – № 3 (44). – С. 57-60.
65. Селевко, Г.К. Педагогика сотрудничества / Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 126 с.
66. Симошкевич, Е.А. Педагогические технологии развития сплоченности в коллективе младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Симошкевич // В сборнике: Парадигмы образовательного процесса: традиции и инновации. Научное издание. Сборник научных статей. – Челябинск, 2018. – С. 138-140
67. Тищенко, В.А. Общение современных младших школьников / В.А. Тищенко // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 85-88.
68. Шешукова, Н.Н. К проблеме обучения подростков с задержкой психического развития в системе общего образования / Н.Н. Шешукова // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. материалы международной научно-практической конференции. Кировский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2015. – С. 677-682.
69. Филиппова, Ю.В. Общение. Дети с ЗПР 5-7 лет / Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2017. – 144 с.
70. Brown, S.P., Westbrook, R.A., Challagalla, G. Good Cope, Bad Cope: Adaptive and maladaptive doping strategies following a critical negative work event // Journal of applied psychology. – 2005. – Vol. 90. – N 4. – P.982-798.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ