Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности

Работа №93178

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 8
1.1 Агрессивное поведение как психологический феномен в трудах
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2 Проблема агрессивного поведения несовершеннолетних
правонарушителей в освещении клинической психологии 17
1.3 Исследование агрессивного поведения несовершеннолетних
правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 23
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Результаты исследования 42
2.3 Программа рекомендаций для работы психолога с
несовершеннолетними правонарушителями 61
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения

Актуальность. Сегодня социально важной проблематикой является агрессивное криминогенное поведение несовершеннолетних. Данные статистики свидетельствуют о том, что приблизительно третья часть от всех правонарушений, что совершаются подростками, является агрессивно-насильственной по своему характеру (Назарова, 2016). Несмотря на предпринимаемые со стороны государства действия по профилактике криминальной активности несовершеннолетних уровень преступности среди подростков остается еще довольно значительным (Ошевский, 2014). Естественной реакцией социума может быть ужесточение уголовного права в отношении несовершеннолетних лиц. Вместе с тем такой подход не будет продуктивным, ибо не ликвидируются основания противоправного поведения. Изолированность в условиях пенитенциарной системы зачастую ведет к освоению норм криминальной субкультуры и мешает реинтеграции подростка в общество (Дебольский, 2015), значит, нужны новые подходы в работе с несовершеннолетними.
Вопросы ранней профилактики и коррекции агрессивного противоправного поведения несовершеннолетних лиц разрешаются неполно. При этом мы имеем дело именно с той категорией правонарушителей, которая из-за возрастных особенностей наиболее перспективна для профилактики и коррекции. Для их результативной реализации нужны научные изыскания, обращенные на прогноз потенциального криминального агрессивного поведения несовершеннолетних лиц, на исследование психологических факторов, умножающих и понижающих его риск. Определение психологических факторов повышения риска криминального агрессивного поведения разрешит определить наиболее продуктивные направления профилактики и коррекции.
Важность клинических факторов в развитии агрессивного поведения подростков весьма часто слабо учитывается. Это ведет к свершению в дальнейшем данными лицами повторных более тяжелых правонарушений, в основном агрессивного насильственного характера (Ошевский, 2014). Поэтому для создания эффективных мер по профилактике агрессивного поведения, сопровождающего и определяющего правонарушения, по ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя в программу диагностирования нужно включать оценку психических факторов агрессивного поведения. В связи с этим была выбрана тема данной выпускной квалификационной работы - «Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности».
Объект исследования - агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования - агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности
Цель исследования - на теоретическом и эмпирическом уровне разработать проблему агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
Задачи исследования:
1. В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыть сущность психологического феномена агрессивного поведения и его особенности у несовершеннолетних правонарушителей.
2. Изучить разработанность в литературных источниках вопроса психологических детерминант риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
3. Провести эмпирическое исследование психологических предикторов риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
4. Проинтерпретировать полученные результаты эмпирического исследования.
5. Разработать программу рекомендаций для работы психолога с несовершеннолетними правонарушителями по результатам исследования.
Гипотезы:
1) Предполагаем, что в группе несовершеннолетних
правонарушителей уровень агрессии выше, чем в группе нормы.
2) Предполагаем, что высокий уровень агрессивного поведения демонстрируют несовершеннолетние правонарушители с акцентуацией характера по демонстративному и возбудимому типу.
3) Высокий уровень агрессивного поведения демонстрируют несовершеннолетние правонарушители с низким уровнем самооценки.
4) Выраженное агрессивное поведение демонстрируют несовершеннолетние правонарушители, которые не уверенны в себе и в своих силах, не удовлетворенные своими возможностями, а также с плохой саморегуляцией.
Теоретико-методологическая основой исследования явились научные идеи, теории и концепции: агрессивность как врожденное, инстинктивное свойство личности (К. Лоренц); агрессивное поведение несовершеннолетних (А. Бандура); агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей (С. Н. Ениколопов и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-исследовательской психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: психологическое тестирование:
- опросник уровня агрессивности Басса - Дарки,
- методика изучения акцентуаций личности Г. Шмишека - К. Леонгарда (для подростков),
- методика «Самооценка» Л.Д. Столяренко,
- «Методика исследования самоотношения (МИС)» Р.С.Пантелеева.
3. Метод математической статистки (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена).
Эмпирическая база исследования: подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 (Управление МВД России по городу Барнаулу) и МОУ СОШ №56 г. Барнаула. В исследовании приняли участие 60 человек (юноши в возрасте 15-16 лет). Из них 30 несовершеннолетних совершили правонарушение, 30 несовершеннолетних - не совершали правонарушения.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научных источников сущности понятий агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Практическая значимость исследования: проведено эмпирическое исследование, результаты которые расширяют, уточняют, конкретизируют данные о развитии агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера, самоотношения и самооценки.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная дипломная работа посвящена исследованию агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности. При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыты сущность психологического феномена агрессивного поведения и его особенности у несовершеннолетних правонарушителей. В теории социального научения агрессия трактуется как некоторое специфичное общественное поведение, усваиваемое и поддерживаемое по преимуществу точно так, как множество иных его форм. В общественном контексте агрессивное поведение отличается присутствием намерения нанести вред. Агрессия - это действие, непосредственно агрессивное поведение, а агрессивность - это готовность к совершению таких действий, готовность к агрессивному поведению. Проявление агрессивности может идти в форме защиты, может принимать и разрушительные формы проявления, направленные как на себя, так и на других. Для появления агрессивного поведения авторы выделяют несколько причин таких, как биологические факторы, физические отклонения, викарный опыт, а также фрустрацию, которым способствуют как эмоциональные переживания, так и эмоциональные состояния. Несмотря на то что ряд авторов считают агрессивное поведение типичным для всех подростков, а не только для совершающих преступления, в большинстве литературных источников, в том числе содержащих последние эмпирические данные по исследуемой проблеме, указывается на агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей. Насильственная мотивация агрессивного поведения подростков-правонарушителей характеризуется большой ситуативностью, эмоциональностью. В структуре побуждений данной мотивации доминирует потребность самоутверждения. В процессе совершения агрессивных действия происходит вымещение злобы на посторонних; освобождение напряжения (замещение); неверное утверждение себя (гиперкомпенсация). В подростковый период появляются дополнительные источники научения агрессивному поведению.
Изучена разработанность в литературных источниках вопроса психологических факторов риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Увеличивают риск развития агрессивного поведения в несовершеннолетних правонарушителей такие психологические детерминанты, как акцентуации характера, тревожность, эмоциональная неустойчивость, гнев, раздражительность, импульсивность, сниженный фон настроения, коммуникативные трудности, низкий уровень интеллекта, трудности волевого контроля, завышенный уровень притязаний, неустойчивость и крайние полюсы самооценки, амбивалентность самоотношения, слабая эмпатия.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
По всем шкалам методики Басса-Дарки по клинической группе несовершеннолетних правонарушителей получены более высокие результаты. Достоверно в группе несовершеннолетних правонарушителей выше показатели физической агрессии, раздражительности, вербальной агрессии, индекс агрессивности.
По методике Шмишека-Леонгарда наиболее выражены у несовершеннолетних правонарушителей такие акцентуации характера, как возбудимость и демонстративность. Для несовершеннолетних правонарушителей свойственна черта демонстративности в повседневном общении; импульсивность, склонность реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации.
По методике Л. Д. Столяренко достоверно с высоким уровнем значимости в клинической группе ниже показатели самооценки, что приводит к неуверенности в себе, невозможности реализовать свои способности.
По методике Р С. Пантелеева наиболее высокие результаты по клинической группе несовершеннолетних правонарушителей получены по шкале «внутренняя конфликтность». Низкие результаты получены по шкалам: «самоуверенность», «саморуковоство». Для несовершеннолетних правонарушителей свойственна неудовлетворенность своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение; вера в подвластность "Я" внешним обстоятельствам, плохая саморегуляция, отсутствие тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом; сомнения, несогласия с собой, фрустрация ведущих потребностей.
Эмпирически и методом математической статистики были подтверждены все гипотезы.
На основании итогов эмпирического исследования была разработана программа рекомендаций по психокоррекции агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей через воздействие на такие его предикторы, как акцентуация характера, самооценка и самоотношение.



1. Бандура, А. У. Подростковая агрессия. Исследование воздействия воспитания и семейных взаимоотношений. / А. У. Бандура, Р. Уолтерс - М.: Просвещение, 2000. - 154 с.
2. Бандура, А. У. Теория социального научения. Агрессия у подростков. / А.У. Бандура. - СПб.: Питер, 2000. - 298 с.
3. Баскакова, А. В. Психологическая характеристика подростка- правонарушителя /А. В. Баскакова, М. В. Данилова // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 914-917.
4. Бахирева, Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних / Г. В. Бахирева // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - Выпуск № 3. - С. 34 - 40.
5. Берковиц, Л. Агрессия / Л. Берковец. - М.: Наука, 2001. - 298 с.
6. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. 351 с.
7. Бойко, И. Б. Проявления агрессивности осужденных несовершеннолетних женского пола / И. Б. Бойко // Вопросы психологии. -1993. - № 4. - С. 54 - 59.
8. Бурлачук, Л. Ф. Акцентуации личности: что диагностируем? / Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Духневич // Вопросы психологии. - 1998. - № 2.
9. Бурлачук, Л. Ф. Опросник Басса-Дарки / Л. Ф. Бурлачук // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,2007.- 416 с.
10. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /
Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 321 с.
11. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Юнити- Дана, 2010. - 287 с.
13. Голованов, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Голованов. - Минск: Харвест, 2007. - 324 с.
14. Дебольский, М. Г. Криминальная субкультура в сфере
несовершеннолетних, которые содержатся в местах лишения свободы, и профилактика в ее распространении / М. Г. Дебольский, М. П. Чернышкова. 2015. [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/download/88601357.pdf
15. Дозорцева, Е. Г. Аномальное созревание личности подростков с противозаконным поведением / Е. Г. Дозорцева. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 352 с.
16. Дозорцева, Е. Г. Оценивание риска противозаконных действий у подростков: методологические рекомендации / Е. Г. Дозорцева, В .Д . Бадмаева, Д. С. Ошевский. - М.: Юнити-Дана, 2012. -124 с.
17. Дозорцева, Е. Г. Развитие скрытой и открытой агрессии и свершение подростками преступлений / Е. Г. Дозорцева, Д. С. Ошевский // Прикладная юридическая психология. 2013. - № 2. - С. 48-54.
18. Долгова, А. Г. Агрессия в школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А. Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
19. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
20. Ениколопов, С. Н. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. И. Соковня. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 123 с.
21.Знаков, В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - C. 78 - 82.
22. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактереологический диагностический опросник для подростков. - М., "ФОЛИУМ", 1994.
23. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2013. - 546 с.
24. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности / О. Кернберг. - М.: Просвещение, 2011. - 213 с.
25. Козловская, Н. В. Индивидуально-психологические детерминанты агрессивного поведения подростков / Н. В. Козловская // Известия Саратовского ун-та. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2015. - Т. 15, вып. 4. - С. 89 - 95.
26. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 2010. - 432 с.
27. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Соц-псих. и психиатр. Аспекты / В. Т. Кондратенко - Мн.: Беларусь, 2008. - 207 с.
28. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков / Д. Коннор. - СПб.: Питер, 2005. - 321 с.
29. Коповой, А.С. Агрессивное поведение подростков / [Текст]: Монография / А.С. Коповой. - Саратов : «Слово», 2005. - 109с.
30. Кузнецова, С. О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С. О. Кузнецова // Вестник славянских культур. - 2010. - № 4. Том 18. - С. 78 - 84.
31. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард // Психология индивидуальных различий. Сборник. - М.: МГУ, 1982. - 435 с.
32. Личко, А. Е. Основные типы нарушений поведения у подростков / А. Е. Личко // Патологические нарушения поведения у подростков / под ред. А. Е. Личко. - Л.: ЛГУ, 1973. - 411 с.
33. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей) А. Е Личко. - Л.: Медицина, 1979. - 118 с.
34. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 288-318.
35. Личко, А. Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А. Е. Личко, Ю. В. Попов // Социальная психиатрия. Фундаментальные и прикладные исследования. - Л.: ЛГУ, 1990. - С. 75-82.
36. Лоренц, К. Агрессия. / К.Лоренц. - М.: Прогресс, 2010. - 324 с.
37. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей/ Г.И Макартычева — СПб.: Речь, 2007. — Зб8 с.
38. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминогенное поведение у подростков с нарушением развития / Е. В. Макушин. - М.: МИА, 2009. - 240 с.
39. Макушкин, Е. В. Клинические и психологические методы оценивания риска свершения агрессивных деяний несовершеннолетними: обзор / Е. В. Макушин, Е. Г. Дозорцева, В. Д. Бадмаева. - М.: Юнити-Дана,2008. - 29 с.
40. Мартынова, И. Р. Клинико-психологические факторы риска
агрессивного поведения у несовершеннолетних с делинквентным поведением, не достигших возраста уголовной ответственности / И. Р. Мартынова // Психология и право. - 2016. - Том 6. №3. - С. 79 - 88.
41. Михайлов, А. П. Подросток с девиантным поведением / А. П. Михайлов. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
42. Назарова, Н. Г. Оценивание факторов, увеличивающих и
уменьшающих риски агрессивного противозаконного поведения у подростков / Н. Г. Назарова // Психология и право. - 2016. - № 3. - С. 89-103.
43. Назарова, Н. Г. Психологические факторы риска агрессивности поведения у осужденных подростков / Н. Г. Назарова, Д. С. Ошевский // Юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 15-19.
44. Овчарова, Р.В. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция / Р.В. Овчарова, Ю.А. Малюшина.
- Курган.: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011.- 176 с.
45.Ошевский, Д. С. Перспективы применения структурированных методик оценивания рисков вторичных деликтов при условии психологического сопровождения подростков-правонарушителей с психическим расстройством / Д. С. Ошевский, Е. Г. Дозорцева // Психическое здоровье. - 2014. - № 7 (98). - C. 3-10.
46. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Академия, 2007. - 324 с.
47. Петрова, А. Б. Психология агрессивного поведения преступников- несовершеннолетних в ситуациях изоляции. Автореферат дисс. канд. псих. наук. / А. Б. Петрова. - Рязань, 2013. - 43 с.
48. Петровский, А. В.Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2014. - 765 с.
49. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под.ред Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь.- 336 с.
50. Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. - 2013.
- №7. - С. 410-412.
51. Пятунин, В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних:
современные тенденции / В. А. Пятунин. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. - 322 с.
52. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423с.
53. Реан, А. А. Агрессивность и агрессия личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 90 - 92.
54. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - М.: Просвещение, 2010. - 654 с.
55. Ремшмидт, Х. Психология подростка / Х. Ремшмидт.- М.: Дрофа, 2010. - 444с.
56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2014. - 678 с.
57. Семенюк, Л. М. Психология агрессивного поведения подростков и обстоятельства его коррекции / Л. М. Семенюк. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
58. Сыроквашина, К. В. Антисоциальное личностное расстройство у подростков с делинквецией поведения / К. В. Сыроквашина // Психология и право. - 2013. - № 4. - С. 98 - 103.
59. Тигунцева, Г. Н. Подросток-правонарушитель: социальные и
психолого-педагогические аспекты / Г. Н. Тигунцева, Л. М. Третьякова. - Иркутск, 2002. - 288 с.
60. Федосина, А. И. Причины деструктивного поведения подростков / А. И. Федосина. URL: kargoo.gov.kz/loader/load/10624
61. Филонов, Л. В. Детерминация возникновения и развития
отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л. В. Филонов // Психология формирования и развития личности. Сб. науч. тр. - М.: МГУ, 2010. - С 80 - 86.
62. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М., Педагогика, 2003. - 209 с.
63. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. - М.: Наука, 2000. - 276 с.
64. Фрейд, З. Избранные произведения / З. Фрейд. - М.: Знание, 2013. - 204с.
65. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2014. - 324 с.
66. Фурманов, И. А. Психологические факторы асоциального поведения / . А. Фурманов. - Минск: Беларусь, 2004. - 298 с.
67. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, пер. с англ. И.Б.Гриншпун.
- М.: Психотерапия, 2008. - 409с.
68. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: пер. с англ. / К.Хорни. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Универс», 1993. - 267 с.
69.Чижова, С. Ю. Детская агрессивность. / С.Ю.Чижова, О.В.Калинина.
- Ярославль, 2001. - 198 с.
70. Шабалин, О. М. Агрессивное отношение к людям и правонарушающее поведение как опосредующие звенья в связях психодинамических и личностных характеристик индивидуальности (на материале подростков-правонарушителей). Автореферат дисс. канд. псих. наук / О. М. Шабалин. - Пермь, 2004. - 44 с.
71. Шабалин, О. М. Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков / О. М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - Выпуск № 1. - С. 46 - 55.
72. Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология / Г. Г. Шиханцев. - М.: Юрист, 2010. - 435 с.
73. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 205с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ