Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оказание психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям (на примере детского дома)

Работа №18197

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
578
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления о психологических особенностях
несовершеннолетних правонарушителей и оказании им психологической помощи 8
1.1 Содержание понятия «несовершеннолетние правонарушители».
Причины совершения правонарушений несовершеннолетними 8
1.2 Особенности психического развития в подростковом возрасте.
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 11
1.3 Методы оказания психологической помощи несовершеннолетним
правонарушителям 20
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
несовершеннолетних правонарушителей и возможностей оказания им психологической помощи 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ полученных результатов 26
2.3 Система оказания психологической помощи несовершеннолетним
правонарушителям 35
Заключение 45
Список использованных источников 47

В последнее время в России наблюдается распространение разных вариантов проявления девиантного поведения в подростковой среде: алкоголизм, проституция, наркомания, суицид, преступность. При этом происходит изменение возрастных границ в сторону снижения для многих видов правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Одной из наиболее социально уязвимых групп населения являются подростки. За счет роста форм и масштабов отклоняющегося поведения перед специалистами встает задача построения эффективной системы диагностики причин преступлений и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, оказания психологической помощи подросткам.
Подростки, совершившие противоправные действия - особо сложная категория несовершеннолетних. Организация психологической работы с ними - труднейшая задача сотрудников образовательных и социальных учреждений.
В связи с этим изучение психологических особенностей подростков, проблем оказания им психологической помощи, разработка систем, моделей и рекомендаций деятельности психологам представляется нам актуальной проблемой.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном планах особенностей оказания психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям (на примере детского дома).
Объект исследования: психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования: оказание психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «несовершеннолетние правонарушители», охарактеризовать причины совершения преступлений несовершеннолетними.
2. Описать специфику психического развития в подростковом возрасте, психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, а также методы оказания им психологической помощи.
3. Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, обработать полученные результаты, сформулировать выводы.
4. Описать систему оказания психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям (на примере детского дома).
Методы исследования:
- Анализ научной литературы.
- Эмпирические методы: тестирование (опросник для определения акцентуаций характера К. Леонгарда и X. Шмишека (подростковый вариант), проективная методика исследования личности «Несуществующее животное»).
- Методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, В.П. Мельникова, К.Н. Кузьмина, Б.А. Сутырина, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, А.С. Сорвиной, Е.Г. Студеновой, В.И. Курбатова, П.Д. Павленка, Л.И. Беляевой, А.Ф. Кудимова, И.П. Башкатова, Т.С. Шестаковой, В.Б. Шапаря, О.Е. Ковалева и др.
Экспериментальная база исследования - КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э.Дзержинского» В экспериментальной работе приняли участие воспитанники, попадающие в категорию «несовершеннолетние
правонарушители». Выборка исследования составила 11 респондентов. Из них 4 мальчика (Александр Е., 13 лет (совершение преступления, предусмотренного до достижения возраста уголовной ответственности); Александр И., 12 лет (кража); Никита Е., 13 лет (хищение товара из магазина); Олег Е., 16 лет (кража)) и 7 девочек (Вера К., 15 лет (самовольный уход); Жанна Д., 17 лет (самовольный уход); Лилия С., 14 лет (хищение сотового телефона); Любовь А., 15 лет (самовольный уход); Наталья Е., 15 лет (употребление спиртных напитков); Татьяна Е., 16 лет (самовольный уход); Юлия К., 17 лет (кража сотового телефона)).
Исследование проводилось в соответствии со следующими этапами:
Этап 1 (декабрь 2017 - апрель 2018) - изучение теоретических аспектов по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования;
Этап 2 (апрель 2018 - май 2018) - выбор методов исследования; подбор диагностического инструментария для экспериментального исследования; проведение диагностики среди воспитанников детского дома;
Этап 3 (май 2018 - июнь 2018) - количественный и качественный анализ результатов; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней проанализирован и систематизирован материал об оказании психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям; охарактеризованы психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей; разработана система оказания психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям.
Апробация результатов исследования: по теме работы опубликована научная статья на тему «Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей» на сайте www.infourok.ru (web-адрес публикации: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih- pravonarushiteley-3127536.html)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников (38 наименований) и приложений. Результаты исследования представлены в 1 рисунке и 2 таблицах. Объем работы составляет 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования раскрыто понятие «несовершеннолетний правонарушитель», которое определяется как лицо, не достигшее 18 лет, которое обладает склонностями, привычками и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Также изложены причины совершения ими правонарушений. В становлении девиантного поведения несовершеннолетнего чрезвычайно велика роль родителей, которые часто потеряли эмоциональный контакт со своим ребенком, живут своей жизнью, работают на благо семьи, не обращают внимания на поведение подростка.
Также нами были изучены психологические особенности подросткового возраста. Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны психического созревания организма. Психологические особенности подросткового возраста обусловлены своеобразием психических процессов, которые отличаются от аналогичных процессов у детей и взрослых. Исходя из изученного материала, мы установили ряд психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. В основе реализации методов оказания психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям должен лежать личностно¬ориентированный подход, предполагающий, что подросток и его психологические проблемы находятся в центре профессиональной
деятельности целого круга специалистов (психологов, педагогов, врачей, социальных работников и др.).
Нами было проведено экспериментальное исследование психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, которые являются воспитанниками КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского». В исследовании было четко показано, что возрастные особенности подросткового периода, тип темперамента, акцентуации характера и высокая агрессивность в сочетании с асоциальной направленностью, способствуют криминализации подростков и требует особого внимания со стороны инспекторов и психологов воспитательных и образовательных учреждений. В результате экспериментального исследования психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и возможностей оказания им психологической помощи следует констатировать, что для них характерным является акцентуированный тип реагирования - возбудимость, предполагающий повышенную раздражительность и агрессивность.
Аналогичный вывод мы можем сделать и исходя из результатов проективной методики «Несуществующее животное», который также показал наличие ярко выраженных агрессивных атрибутов (когти, рога, клыки и т.п.).
В системе оказания психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям с учетом результатов эмпирического исследования центральное место наряду с индивидуальным и групповым психологическим консультированием должна располагаться профориентационная работа, работа по подготовке выпускников детского дома к созданию своей собственной семьи через преодоление негативного опыта ее отсутствия.
Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания не связанные с лишением свободы. Представленные в работе пути
совершенствования работы с несовершеннолетними, безусловно, не распространяются на все направления этой деятельности, поэтому дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение конкретных направлений работы по оказанию психологической помощи, защиты и поддержки в адрес несовершеннолетних.



1. Акцентуации характера у подростка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.bibliofond.ru/view.aspx?id=7 01411
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 668 с.
3. Башкатов, И. П. Гендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных / И. П. Башкатов. - Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2004.
4. Беляева, Л. И. Несовершеннолетний в ВК: что полезно знать воспитателю / Л. И. Беляева. - Москва : Проектная группа по правам человека, 1998.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. - Москва : Питер, 2009.
7. Всеобщая декларация прав человека : федер. закон от 10 декабря 1948. / Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. - Москва : Юрид. лит., 1990. - 672 с.
8. Выготский, Л. С. Педология подростка: собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 504 с.
9. Глазырин, Ф. В. Воспитательное воздействие следователя на несовершеннолетнего правонарушителя : учебное пособие / Ф. В. Глазырин, В. П. Илларионов, А. П. Кругликов. - Волгоград : СВШ МВД СССР, 1990.
10. Гумерова, Р. Б. Взаимосвязь биологического и социального в развитии
личности преступника: материалы межвузовской научно-теоретической
конференции / Р. Б. Гумерова, С. И. Галяутдинова - Уфа : УВШ МВД РФ, 1994.
11. Ковалев, О. Г. Волевая саморегуляция несовершеннолетних осужденных женского пола : учебное пособие / О. Г. Ковалев, Н. А. Харина. - Москва : Права человека, 2001.
12. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1991. - 203 с.
13. Тигунцев, Г. Н. Подросток - правонарушитель: социальные и психолого - педагогические аспекты / Г. Н. Тигунцев., Л. М. Третьякова - Иркутск, 2002. - 288 с.
14. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Юрид. лит., 1993. - 58 с.
15. Кордуэлл, М. Психология от А до Я / М. Кордуэлл ; пер. с англ. К. С. Ткаченко. - Москва : Фаир - Пресс, 1999.
16. Косарев, В. Н. О некоторых аспектах взаимодействия психофизиологического и социального в механизме формирования личности преступника: материалы межвузовской научно-теоретической конференции. /
В. Н. Косарев, Г. И. Мамонов. - Уфа : УВШ МВД РФ, 1994.
17. Котов, Ю. Б. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях / Ю. Б. Котов, А. П. Рябова, Н. П. Филиипова. - Москва : Академия, 2010. - 406 с.
18. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на- Дону : Феникс, 1997. - 530 с.
19. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Ленинград : Медицина, 1983. - 256 с.
20. Мухина, B. C. Возрастная психология. / Феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина - Москва : Академия, 2000. - 456 с.
21. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
22. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы : федер. закон от 14 декабря 1990 г. / Международное сотрудничество в области прав человека: док. и материалы. - Москва : Междунар. отношения, 1993. - С. 529-546.
23. Практическая психология образования; под ред. И. В. Дубровиной : учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - Москва : Сфера, 1997.
24. Психологическая помощь акцентуированным подросткам
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://l.120-
bal.ru/psihologiya/9582/index.html
25. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : «Прайм-Еврознак», 2005. - 416 с.
26. Фролов, Ю. И. Психология подростка / Ю. И. Фролов. - Москва : Педагогика, 2015. - 526 с.
27. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. - Москва : Педагогика, 1987. - 346 с.
28. Рычкова, Н. А. Дезаптивное поведение детей / Диагностика, коррекция, психопрофилактика: учебно-практическое пособие / Н. А. Рычкова. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 96 с.
29. Сиденко, Е. А. Особенности подросткового возраста / Е. А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2017. - № 2. - С. 30¬33.
30. Смотри по жизни вперед: руководство по работе с подростками. - Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2002. - 112 с.
31. Сочивко, Д. В. Молодежь в России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения / Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин. - Москва : МПСИ, 2009. - 246 с.
32. Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением - Токийские правила / Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. - Москва : Юрид. лит., 1990.
33. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон - Москва : ТК Велби, 2004. - 192 с.
34. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. -
Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2006. - 112 с.
35. Устав ВОЗ / Основные документы ВОЗ. - Женева : Медицина, 1986.
36. Учебное пособие: Типология акцентуаций характера [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ronl.ru/uchebnvve-
posobiva/psikhologiva/190843/
37. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. - 1999.
38. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - Москва : Педагогика, 1993.
39. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - Москва : Питер, 1986.
40. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 343-345. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/99/22162/
41. Шестакова, Т. С. Особенности характеристики личности
несовершеннолетних преступников / Теоретические и практические проблемы исполнения уголовных наказаний : сборник научных статей; под ред. И. Б. Михайловская. - Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2004.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология : Учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2015. - 393 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ