Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями

Работа №69344

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Определения, обозначения и сокращения 7
Введение 10
1 Теоретические основы формирования социально -значимых качеств у будущих
специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями 18
1.1 Теоретические аспекты изучения социально-значимых качеств у специалистов
по социальной работе 18
1.2 Особенности профессиональной подготовки будущего специалиста
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями 22
1.3 Развитие социально-значимых качеств у специалистов по социальной работе
с несовершеннолетними правонарушителями 30
1.3.1 Образованность специалистов по социальной работе с
несовершеннолетними правонарушителями 30
1.3.2 Коммуникативность и склонность к сотрудничеству специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями 32
1.3.3 Социальная ответственность специалистов по социальной работе
с несовершеннолетними правонарушителями 34
1.3.4 Социальная инициативность и социальная активность специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями 35
1.3.5 Толерантность и эмпатия специалистов по социальной работе
с несовершеннолетними правонарушителями 37
2 Эмпирическое исследование профессиональной подготовки будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями 42
2.1 Цель, задачи и логика опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Экспертная оценка социально-значимых качеств у специалистов по социальной
работе с несовершеннолетними правонарушителями 45
2.3 Проблемы отражения социально-значимых качеств в нормативных документах,
диагностика уровней сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе 56
2.4 Рекомендации по формированию социально -значимых качеств у будущих
специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями 84
Заключение 93
Список использованных источников 100
Приложение А (обязательное) Анкета «Социально-значимые качества специалиста
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями» (для специалистов по социальной работе) 105
Приложение Б (обязательное) Анкета «Социально-значимые качества специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями»
(для преподавателей) 107
Приложение В (обязательное) Кейс-задача «Замкнутый круг» 110
Приложение Г (обязательное) Тест «Экспресс-диагностика ответственности» 112
Приложение Д (обязательное) Диагностика коммуникативной толерантности
(В.В. Бойко) 113
Приложение Е (обязательное) Опросник «Шкала эмоционального отклика»
(диагностика социальной эмпатии) (А. Меграбян И Н. Эпштейн) 115
Приложение Ж (обязательное) Таблица показателей «Уровни сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями» 116

В настоящее время в научном мире активно обсуждается проблема подростковой преступности, характеризующаяся стабильно высоким уровнем. Согласно правовой статистике в Российской Федерации на декабрь 2018 года зарегистрировано 40 860 преступлений в возрасте от 14 до 17 лет. Наблюдается изменение данного процесса в сторону увеличения доли тяжких и особо тяжких преступлений. Например, в Архангельской области на декабрь 2018 года выявлено 574 преступления, совершенных несовершеннолетними, среди которых предварительно расследовано 308 преступлений с особо тяжким исходом [28]. Сложившаяся ситуация требует пристального внимания со стороны государственной власти, ученых, юристов-практиков, а также серьезной работы служб по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей.
Профессиональное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на
сегодняшний день осуществляется специальными центрами профилактики детских преступлений. Как правило, в этой структуре заняты психологи и социальные педагоги. Однако существенная роль в профилактике преступлений отведена специалисту по социальной работе, поскольку его деятельность охватывает компетенции, затрагивающие не только сферу социальной работы, но и юриспруденцию, психологию и педагогику. В частности, он должен знать основные действующие законы, постановления, распоряжения, приказы, направления политики социальной защиты населения, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, особенности семейного воспитания, теорию и методику социальной работы, профиль и особенности типов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Несмотря на то, что данные знания будущим специалистом приобретаются в процессе профессиональной подготовки, выпускник, окончивший высшее учебное заведение, оказывается не готовым к выполнению должностных обязанностей и принятию на себя ответственности за сопровождение несовершеннолетних правонарушителей [18]. Современные исследования показывают, что молодые специалисты мало осведомлены о специфике и причинах правонарушений в подростковом возрасте, не осознают, какие проявления противоправного поведения требуют вмешательства. Имеют недостаточно сформированные представления о мерах, формах, направлениях профилактики и коррекции данного поведения. Как следствие, большинство будущих специалистов испытывает опасения в работе с несовершеннолетними правонарушителями, предпочитают не сталкиваться с такой категорией в своей практической деятельности [27].
Профессиональная готовность специалиста по социальной работе обусловлена приобретенными профессиональными компетенциями в процессе профессионального
обучения. Профессиональные компетенции формируют профессионально -значимые и социально-значимые качества. Профессионально-значимые качества представляют собой совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям [35]. В нашем исследовании важную роль в становлении специалиста высокого уровня в сфере профилактики подростковой преступности играют социально -значимые качества.
Социально-значимые качества - это черты и свойства личности специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Формирование социально - значимых качеств личности происходит за счет определения конкретной цели профессиональной деятельности, выполняемых социальных ролей и функции, занимаемых социальных статусов, норм и ценностей, совокупности знаний, социально-психологических особенностей, уровня образования и профессиональной подготовки [16]. Среди наиболее важных социально-значимых качеств специалиста по социальной работе исследователи выделяют: самостоятельность, ассертивность (Т.А. Бурцева, Русских Н.Б.), ответственность, социальную активность, направленность самореализации в деятельности, склонность к сотрудничеству (М.И. Бобнева, Т.А. Бурцева), социальную ответственность (Е.Н. Бобкова, С.В. Васильев, И.А. Гладышева), субъективность (И.А. Гусева, Л.М. Митина, Н.Б. Тарасова), рефлексию, эмпатию, идентификацию, динамизм, эмоциональную устойчивость (К.В. Вербова, Г.В. Пар) [19].
В совокупности социально-значимые качества способствуют решению общественно значимых задач, определяют место и роль специалиста в обществе, его связь с другими членами социума, а также формируют жизненную позицию и характеризуют специалиста как носителя морально-ценностных принципов. Развитие данных качеств осуществляется в процессе профессиональной подготовки, что способствует развитию индивидуальных особенностей личности специалиста, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения [19]. Поэтому, возникает потребность в выделении ряда социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе, которые существенно повлияют на эффективность и грамотность социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.
Вопросам формирования и развития профессиональных качеств у будущих специалистов уделяется значительное внимание [35]. В частности, данной проблемой занимались такие ученые, как B.C. Агеев, Т.С. Борисова, Т.А. Бунакова, И.Ю. Головина, М.П. Дубинина, С.В. Тетерский, А.И. Донцов, Н.Н. Колмагорцева, Н.М. Лебедева, И.Г. Лукичев, Н.С. Митина, Л.И. Науменко, Л.А. Петровская и др. [36]. Теоретические аспекты подготовки будущих специалистов к социальной работе с трудными, педагогически запущенными подростками рассматриваются в работах С.И. Андреева, Р.У. Арифулина, Е.Н. Быкова, Н.А. Зинчук, 8
В.Н. Рязанцева, И.А. Михеева, Н.В. Прозорова, В.А. Пятунина, P.M. Хмурич и др. Вместе с тем, конкретные проблемы готовности будущих специалистов к социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями исследованы недостаточно.
В контексте темы исследования высокую роль играют творческие работы современных исследователей о существенных факторах процесса формирования социально-значимых качеств и актуальных подходах к профессиональному становлению личности будущего специалиста. В основном это работы Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н.С. Выготского, Г.Г. Дилигентского, Н.В. Кузьминой и А.К. Марковой [9].
Существует ряд исследований, посвященных проблемам социально-педагогической и психолого-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Среди них следует выделить работы С.Т. Каргина, А.А. Орлова, И.Я. Фастовец, Е.П. Белозерцева, А.Н. Вырщикова, И.А. Колесникова, А.Е. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, И.Я. Лернера, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Ю.Н. Кулюткина, М.М. Поташника, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Признавая приоритетность и значимость вклада названных исследователей, следует отметить, что собственно процесс формирования социально-значимых качеств у будущих специалистов, необходимых для социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, в исследованиях не рассматривался. Недостаточно изучен комплекс теоретических знаний и практических умений, позволяющих специалисту данной сферы ориентироваться в вопросах профилактики, сопровождения и социализации подростков, находящихся в конфликте с законом.
Анализ научной литературы, касающейся формирования социально-значимых качеств будущих специалистов и профессиональной подготовки к социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, позволяет указать на четыре основных противоречия. Первое - между потребностью общества в специалисте в связи с ростом правонарушений среди несовершеннолетних и отсутствием специальной подготовки кадров для работы с данной категорией. Второе - между наличием программ и технологий работы с несовершеннолетними правонарушителями и низкой готовностью специалистов к их профессиональному использованию. Третье - между потребностью системы профобразования в подготовке будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения данного процесса. Четвертое - между наличием профессионально-образовательных стандартов и отсутствием четкого перечня социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Практическая потребность в изучении проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время нет конкретных образовательных и профессиональных стандартов, описывающих профессиональные качества будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, что осложняет выявление социально -значимых компонентов. Компоненты социально -значимых качеств требуют соответствующей диагностики. Однако не для каждого элемента существуют стандартизированные методики, что создает трудности в его оценке.
Существующие противоречия и практическая потребность обусловливают актуальность и своевременность темы исследования, позволяют выделить проблемы, которые существуют в системе сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, одной из которых является проблема определения социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе. Таким образом, проблемой исследования в данной работе является: каковы условия профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Решение обозначенной проблемы определило цель исследования: изучение
теоретических основ профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, и разработка рекомендаций по данной подготовке.
Объект исследования: формирование социально -значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет исследования: профессиональная подготовка, обеспечивающая формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
В основу научного исследования положена гипотеза, согласно которой в процессе профессиональной подготовки формирование социально-значимых качеств будущих специалистов по социально работе с несовершеннолетними правонарушителями будет эффективным при условиях, если:
- определены соответствия социально-значимых качеств и профессиональных компетенций у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями;
- реализованы требования к условиям профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, зафиксированных в документах, регламентирующих профессиональную подготовку;
- выявлены и учтены уровни сформированности социально-значимых качеств в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Для реализации поставленной цели и доказательства гипотезы, сформулированы следующие задачи:
1) выявить совокупность социально -значимых качеств у специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями;
2) определить соответствие требований Профессионального стандарта к
сформированности социально-значимых качеств у специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями профессиональным компетенциям,
зафиксированным в документах, регламентирующих профессиональную подготовку;
3) проанализировать условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями;
4) исследовать динамику уровней сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями;
5) разработать рекомендации, направленные на формирование социально-значимых качеств, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями, в процессе профессиональной подготовки.
Теоретико-методологическая база исследования:
- компетентностный подход [29] (предполагает изучение и выделение
профессиональных компетенций у специалистов, необходимых для социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями; выделенные компетенции позволят определить ряд социально-значимых качеств у будущих специалистов: И.Г. Агапов, Е.В. Бондаревская, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, С.В. Кульневич, С.Е. Шишов) [37].
- системный подход [29] (обеспечит анализ объекта (процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями) как определенное множество элементов, взаимосвязь которых делает возможным формирование социально-значимых качеств: С.И. Архангельский, Б.3. Вульфов, М.А. Данилов, Ф.Ф. Королева и др.) [17].
- личностно-деятельностный подход (рассматривает условия развития и саморазвития
личности специалиста [23], объясняет сформированность социально-значимых качеств как психологическую готовность, развивающуюся в процессе профессиональной подготовки к конкретному виду деятельности: В.В. Давыдов, П.А. Гальперин, Н.В. Кузьмина,
А.И. Щербаков, В.А. Сластенин и др.) [22].
Предложенные подходы сформируют общую картину существующей профессиональной подготовки к социальной работе с несовершеннолетними, обеспечат целостное представление об элементах социально-значимых качеств, а также создадут условия для развития новой системы профессионального обучения будущего специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ отечественной и зарубежной, философской,
социологической и психолого-педагогической литературы, учебно-методического обеспечения подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Преимущество данного метода заключается в том, что он поможет получить реальную оценку картины профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
- эмпирические методы: метод экспертных оценок, анкетирование, констатирующий эксперимент, изучение продуктов деятельности будущих специалистов. Указанные методы позволят замерить сформированность социально-значимых качеств будущих специалистов на разных этапах изучения: на 1 и 4 курсе обучения. На основе полученных результатов будет возможно определить социально-значимые качества, которые недостаточно развиваются к последнему курсу обучения. Это спрогнозирует дальнейшие действия по созданию учебно - методического комплекса, направленного на развитие качеств, необходимых для социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Таким образом, представленный методологический аппарат заявленной темы исследования несет в себе комплексную взаимосвязанную систему изучения проблемы. От качества выстроенной системы зависят общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемые результаты. Основными подходами в изучении вопроса социально-значимых качеств будущих специалистов станут компетентностный, системный и личностно - деятельностный. Методической базой выступят теоретические и эмпирические методы, которые позволят обеспечить возможность подтверждения или опровержения поставленной гипотезы.
Экспериментальная база исследования: ГБСУ АО «Архангельский СРЦН», кафедра социальной работы и социальной безопасности ВШСГНиМК САФУ им. М.В. Ломоносова.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2017 по 2019 год и состояло из трех этапов.
На первом этапе (сентябрь 2017г. - январь 2018г.), поисковом, определено общее направление исследования; проанализировано состояние проблемы на основе изучения философской, социологической, психолого-педагогической литературы и диссертационных 12
работ, близких к теме исследования; разработана программа исследования, определены методологические и теоретические основы исследования, уточнен понятийный аппарат, категоризация и операционализация понятий; разработан методологический аппарат исследования, конкретизированы задачи и намечены пути их решения, сформулирована гипотеза, определена логика и методы исследования.
На втором этапе (январь 2018г. - май 2019г.), подготовительно-констатирующем, обоснованы социально-значимые качества специалиста по социальной работе, определена их классификация и педагогические условия формирования, проведено пилотажное исследование экспериментальной базы, проанализированы полученные данные, на основании которых был построен план эмпирического исследования, составлен пакет исследовательских методик; осуществлено эмпирическое исследование, в ходе которого определены уровни сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе, обучающихся на первом и четвертых курсах бакалавриата, обобщен эмпирический материал, обработаны и интерпретированы диагностические данные, выявлены проблемы профессиональной подготовки, препятствующие формированию социально -значимых качеств, опубликованы материалы эмпирического исследования.
На третьем этапе (май-июнь 2019г.), обобщающем, систематизированы и теоретически обобщены материалы исследования, уточнены теоретические выводы, разработаны рекомендации, оформлены материалы диссертационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно определяет понятие социально-значимых качеств специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, выделяет классификацию и выявляет условия их формирования; в выборе диагностических методик оценки уровней сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе, находящихся на разных этапах профессиональной подготовки, и их адаптация под данное исследование; в создании собственного исследовательского инструментария. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области.
Практическая значимость исследования обусловлена апробированным комплексом диагностических методик, определяющих динамику уровней сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, а также разработанными рекомендациями по повышению уровней развития данных качеств в процессе профессиональной подготовки. Представленные в работе рекомендации следует учесть при разработке нормативных документов, регламентирующих профессиональную подготовку будущих специалистов по социальной работе исследуемого 13
профиля. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при модернизации системы профессионального обучения будущих специалистов по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, а также при разработке специальных программ, позволяющих формировать качества, необходимые в работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой проблемы, логической структурой построения исследования; использованием адекватной исследованию системы методов; подтверждены обоснованным и последовательным проведением экспериментального исследования и доказаны посредством качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в выступлениях на научных форумах студентов, магистрантов и аспирантов на базе кафедры педагогики ВШППиФК САФУ имени М.В. Ломоносова с докладами на темы: «Социально-значимые качества специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями: подходы к классификации», «Социально-значимые качества специалиста по социальной работе: проблемы формирования», и научных публикациях: «Проблема классификации социально-значимых качеств специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями», «К проблеме формирования социально-значимых качеств будущего специалиста по социальной работе», «Проблема сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями» (в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-значимые качества являются необходимым профессиональным требованием к личности будущего специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Формирование социально-значимых качеств осуществляется в процессе длительной профессиональной подготовки, путем накопления профессионального опыта. Их сформированность определяет уровень овладения специалистами соответствующих профессиональных компетенций, готовность к принятию на себя социальных ролей и трудовых функций, характеризует направленность личности и целостность социального развития во всех сферах жизнедеятельности. Исследование проблемы магистерской диссертации позволило сформулировать следующие выводы.
Первая глава исследовательской работы представляет результаты теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Анализ позволил дать определение понятию социально-значимых качеств и выделить их классификацию. Социально¬значимые качества специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями - это черты и свойства личности специалиста, которые способствуют решению общественно-значимых задач, определяют его место и роль в обществе, связь с другими членами социума, а также формируют жизненную позицию, характеризуют его как носителя морально-ценностных принципов. Наиболее важными социально-значимыми качествами специалиста по социальной работе являются образованность, коммуникативность, склонность к сотрудничеству, социальная ответственность, социальная инициативность, социальная активность, толерантность и эмпатия.
В литературе содержание социально-значимых качеств представлено в следующих чертах. Образованность включает системность профессиональных знаний о специфике категории - несовершеннолетние правонарушители, ее потребностях, методах и технологиях работы с ней, а также предполагает наличие профессионального опыта. Коммуникативность выражается в способности войти в ситуацию общения и выявить необходимую информацию, в умении слушать и слышать, в навыках создать позитивные отношения, в способности наблюдать и интерпретировать поведение несовершеннолетних правонарушителей. Склонность к сотрудничеству обеспечивается взаимопониманием и согласием в совместной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями и со специалистами другого профиля. Социальная ответственность предполагает осознание профессионального долга, соблюдение правил и принципов профессии, понимание обязательств перед администрацией учреждения, коллегами, несовершеннолетним и его семьей. Социальная инициативность характеризует склонность к самостоятельным действиям, к добровольной деятельности в интересах и на благо личности несовершеннолетнего правонарушителя. Составной частью инициативности является социальная активность, которая определяет умение организовывать мероприятия по привлечению ресурсов в свою организацию с целью оказания социальной поддержки и помощи несовершеннолетним правонарушителям. Толерантность заключается в проявлении терпимого отношения к несовершеннолетним правонарушителям, к их особенностям, поступкам и поведению, в способности принимать их такими, какие они есть. Эмпатия предполагает умение сопереживать эмоционально-психологическому состоянию каждого несовершеннолетнего правонарушителя.
В результате теоретического исследования выяснено, что социально-значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, выступают условием профессионального становления будущего специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Их формирование осуществляется в условиях серьезной профессиональной подготовки. Для выяснения проблем формирования социально-значимых качеств проведена опытно-экспериментальная работа, которая позволила проследить динамику развития качеств у будущих специалистов по социальной работе и выявить западающие стороны профессиональной подготовки к социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Целью опытно-экспериментальной части данной работы явилось создание условий профессиональной подготовки для повышения уровня сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Гипотетическими предположениями эксперимента выступили, с одной стороны, различие в уровнях сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями в двух учебных группах вызвано лишь случайными причинами, с другой - уровни сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями в двух учебных группах различны и это различие определяется влиянием неслучайных факторов. Для достижения указанной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) подтвердить теоретически выделенную классификацию социально-значимых качеств у специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями;
2) проанализировать нормативные документы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на соответствие стандартам и отражения в них социально - значимых качеств, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями;
3) выявить уровни сформированности социально -значимых качеств у будущих
специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями;
4) разработать рекомендации, направленные на формирование социально -значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Решение поставленных задач обусловлено использованием соответствующих методов исследования. Подтверждение классификации социально-значимых качеств осуществлялось путем экспертной оценки специалистов по социальной работе ГБСУ АО «Архангельский СРЦН» и преподавателей кафедры социальной работы и социальной безопасности ВШСГНиМК САФУ им. М.В. Ломоносова. Для выявления уровней сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями разработана и реализована кейс-задача «Замкнутый круг», проведены тест «Экспресс-диагностика ответственности», тест «Диагностика коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), опросник «Шкала эмоционального отклика» (диагностика социальной эмпатии) (А. Меграбян и Н. Эпштейн). Определение уровней сформированности социально-значимых качеств осуществлялось по специально разработанной таблице показателей «Уровни сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями». В ходе проведения опытно-экспериментальной работы получены следующие результаты.
Во-первых, теоретически выделенная классификация социально-значимых качеств, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями, подтверждена специалистами по социальной работе и преподавателями кафедры социальной работы. Исследование показало, что качества занимают важное место в работе специалиста, однако, каждое качество имеет разную степень проявления. Существенную роль играют - образованность, коммуникативность, склонность к сотрудничеству. На втором месте находятся социальная ответственность и толерантность. Приветствуются, но занимают менее значимое место - социальная инициативность и социальная активность, поскольку, например, написание проектов, умение привлекать волонтеров, спонсоров, специалистов других областей - это добровольная необязательная деятельность.
Во-вторых, выявлены уровни сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Формирование социально-значимых качеств осуществляется в процессе серьезной профессиональной подготовки. Чтобы проследить его динамику, проведена диагностика уровней развития исследуемых качеств у будущих специалистов, обучающихся на 1 и 4 курсах
бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа». Второй этап исследования позволил указать на следующие проблемы.
Недостаточно сформирована образованность у будущих специалистов на выходе из учебного заведения (45-100%). Низкий показатель обусловлен трудностями в определении видов правонарушений и соответствующего отклоняющегося поведения, недостаточными знаниями нормативно-правовой базы, трудностями в узнавании и понимании проблем, возникающих у несовершеннолетнего и его семьи, в определении мероприятий профилактики поведения несовершеннолетнего правонарушителя.
Низкий уровень сформированности качества коммуникативности (70-100%). Это обусловлено тем, что будущие специалисты не знают методов и технологий эффективного общения с несовершеннолетними правонарушителями, не представляют, как создать доверительные отношения с данной категорией.
Выявлен достаточно низкий уровень склонности к сотрудничеству (70-100%), который определил не готовность будущего специалиста к межведомственному взаимодействию с учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Исследование показало, что у студентов наблюдаются проблемы определения специалистов других служб, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями, а также трудности в привлечении к взаимодействию других профессионалов и определении их роли в команде.
Достаточно сформированный уровень социальной ответственности (45-55%) говорит о том, что студенты осознают свою ответственность за выполнение профессиональных задач, а также готовы следовать обязанностям и предписанным ролям, соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления деятельности. Однако, стоит отметить, что ряд студентов первого курса обучения считают, что будущий специалист не несет ответственность перед субъектами своей деятельности. Данное положение можно объяснить тем, что будущие специалисты, находящиеся на начальной ступени подготовки, пока не знают всей специфики работы с категорией - несовершеннолетние правонарушители.
Высокий уровень сформированности качества толерантности (70-85%) можно охарактеризовать в следующем. Это способность принимать индивидуальности несовершеннолетних, адекватная мера категоричности оценки в адрес данной категории, умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с отрицательными качествами. Это высокая степень терпимости к рассказам несовершеннолетних, их жизни, поступкам. При этом будущие специалисты способны идти на уступки, приспосабливаться к «плохим» характерам, поддерживать отношения.
которые имеют высокий уровень социальной активности в виде участия в различных университетских мероприятиях (форум, конференция), в волонтерской деятельности, написании социальных проектов» (10-30%). В целом, по результатам исследования будущие специалисты испытывают трудности в проявлении данных качеств, так как не видят смысл а организовывать мероприятия по привлечению внешних ресурсов в организацию для решения проблем несовершеннолетнего правонарушителя. Студенты считают, что «специалист по социальной работе вполне способен помочь подростку и семье справиться с проблемами; помощь других профессионалов здесь не требуется».
Высокий уровень эмпатийности у обучающихся на первом курсе (23%) можно объяснить тем, что будущие специалисты, во-первых, имеют разные личностные особенности и способности восприятия окружающего мира и, во-вторых, обладают поверхностными знаниями (или незнанием) о специфике работы с несовершеннолетними правонарушителями. Средний уровень эмпатии характеризует умение оказывать поддержку в нужный момент, однако такие специалисты не погружаются глубоко в чужие проблемы (45-62%). Базовый уровень сформированности эмпатии предполагает, что будущие специалисты имеют представление об особенностях данного феномена, знают, что это такое, однако, не умеют его проявлять (55%).
В целом, можно сделать вывод, что будущие специалисты, начинающие свою профессиональную подготовку, в среднем обладают базовыми знаниями и личностными качествами социальной работы с представленной категорией населения. Социально-значимые качества в данной экспериментальной группе находятся на стадии формирования, и их уровень развития зависит от дальнейшего профессионального обучения и самосовершенствования. Что касается студентов, завершающих свою профессиональную подготовку, диагностируемые качества у большинства сформированы на среднем уровне. Это говорит о том, что выпускаясь из учреждения, будущие специалисты недостаточно готовы к социальной работе с категорией - несовершеннолетние правонарушители.
В-третьих, проанализированы нормативные документы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на соответствие стандартам и отражения в них социально-значимых качеств, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями. Анализ документов, регламентирующих данную подготовку, указал на следующие проблемы.
На сегодняшний день отсутствует профессиональная подготовка будущих специалистов по данному профилю. Дело в том, что в феврале 2019г. утверждена новая Профессиональная образовательная программа, имеющая направленность - социальное обслуживание и социальная работа с семьей, не предполагающая подготовку специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Формируемые профессиональные компетенции недостаточно передают смысл развития нужных социально-значимых качеств. Например, профессиональная компетенция - ПК-2, направленная на формирование способности к определению вида, объёма мер социальной помощи и поддержки, выбору формы социального обслуживания в соответствии с нормативно - правовыми актами разных уровней, охватывает весь спектр задач, которые должен выполнять специалист, не уделяя внимания формированию качества образованности будущего специалиста в сфере работы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме того, Образовательная программа пропускает компетенции - ПК-5 и ПК-6, которые, на наш взгляд, могли бы быть требованием к образованности будущего специалиста исследуемого профиля.
Нет дисциплин, которые охватывали бы всю специфику социальной работы. Преподаватели кафедры социальной работы, отмечают, что «подготовка к работе с данной категорией осуществляется только в рамках освоения дисциплины «Профилактика девиантного поведения», при прохождении практик на 1, 3 и 4 курсах, написания «научно-исследовательских работ, при условии, если тема связана с несовершеннолетними правонарушителями».
Отсутствует практика, которая позволяла бы приобретать профессиональный опыт работы с категорией - «несовершеннолетние правонарушители» и соответствующих социально-значимых качеств. Преподаватели кафедры социальной работы, отмечают, что данный опыт может формироваться путем сознательного выбора студентом этой проблематики и работы, например, в НГО «Вертикаль», других учреждениях, специализирующихся на деятельности с несовершеннолетними правонарушителями. Однако, возникает другая трудность - проблема неготовности учреждений принимать на практику еще несостоявшихся специалистов.
Исходя из выявленных проблем, можно сделать вывод, что недостаточная готовность будущих специалистов к социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями коренится в несовершенной профессиональной подготовке. Поэтому необходима модернизация системы профессионального обучения студентов данного профиля. На основе выявленных проблем были разработаны рекомендации для повышения или сохранения уровней сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов. Наиболее важными рекомендациями являются следующие.
Закрепить в нормативных документах категорию «специалист по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями», внести дополнения в источники формирования профессиональных компетенций, ввести в процесс обучения соответствующие дисциплины, организовать должную производственную практику, обучить навыкам применения медиативных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями.
95
Организовать практические занятия с приобретением опыта выстраивания диалога путем реального взаимодействия с несовершеннолетними правонарушителями, реализовать тренинги делового общения, на гимнастику чувств, на тренировку ассертивного поведения, деловые игры и игры «обучение через действие». Уделить значительное внимание формированию ответственности в рамках изучения дисциплины «Профессиональная этика».
Создать внеаудиторную социокультурную среду для вовлечения будущих специалистов в социально-значимую деятельность, организовать процесс общения со специалистами для отработки этических норм поведения в разных ситуациях. Ввести в процесс обучения учебные дисциплины, развивающие интерес к проблеме толерантности, реализовать активные формы и методы воспитания толерантности, обеспечить информационно-психологическое
просвещение.
Создать творческую атмосферу для формирования интересных предложений, идей, а также предоставить условия для оказания добровольной волонтерской деятельности.
Полагаем, что внесение изменений, дополнений в документы, регламентирующих подготовку специалистов, использование ресурсных возможностей, традиционных и принципиально новых методов обучения не только улучшит качество профессионального становления специалиста по социальной работе, но и повысит эффективность работы с категорией - несовершеннолетние правонарушители.
Таким образом, поставленные задачи в магистерской диссертации решены в полном объеме, цель достигнута, а именно изучены теоретические основы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями, разработаны рекомендации по данной подготовке. В ходе проведения эксперимента опровергнута нулевая гипотеза и доказана гипотеза о том, что уровни сформированности социально-значимых качеств у будущих специалистов по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями в двух учебных группах различны и это различие определяется влиянием неслучайных факторов. Результаты экспериментального исследования требуют особого внимания к формированию существенно-важных качеств, необходимых для работы с категорией - несовершеннолетние правонарушители, а также представляют практический интерес при проектировании профессиональной подготовки будущих специалистов данного профиля.



1 Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] [федер. закон: принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 г.]. - М.: Российская газета, 1999. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12116087/, доступ ИПО «Гарант» (дата обращения: 04.04.2018). - Загл.с экрана.
2 Профессиональный стандарт от 22.10.2013г. № 571н «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_155554/, свободный (дата обращения: 04.04.2018). - Загл.с экрана.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 05.02.2018г. № 76 - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/do c/71789368/, свободный (дата обращения: 04.04.2018). - Загл.с экрана.
4 Образовательный стандарт высшего образования ФГАОУ ВО «САФУ им. М.В. Ломоносова» от 13.12.2018г. Протокол №12 - бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psv4.userapi.com/c856428/u7 7172681/docs/d11/fa8bd3585626/39_03_02_Sotsialnaya_rabota.pdf?extra=6LEbpNsB0pkTBxxGZYJ qWYUg4CRMHEk2foWh03nz3V8Pnd7nQZ5ab8COx6bC_xN2EY6ZOv6Y6z0abFWWvzxCNFWKl cX4nny4ZftKt7QgPzF95hfidhfwadCagVmIffhZ8Q1nCqeWGOZ3DgPw7T5&dl=1, свободный (дата обращения: 17.12.2019). - Загл.с экрана.
5 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования от
10.05.2016г. №451 - бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://narfu.ru/upload/iblock/b35/39.03.02-sotsialnaya- rabota.pdf, свободный (дата обращения: 04.04.2018). - Загл.с экрана.
6 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования от 26.02.2019г. №139/1 - бакалавр по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://narfu.ru/upload/iblock/f5f/Obshchaya-kharakteristi ka-OPOP.pdf, свободный (дата обращения: 21.10.2019). - Загл.с экрана.
7 Богданова, А.В. Тренинговое занятие на развитие эмпатии «Я среди людей»
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/30348-13-11282.html
свободный (дата обращения: 06.11.2019). - Загл. с экрана.
8 Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность / В.В. Бойко. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 24 с.
9 Бунакова, Т.А. Педагогические условия формирования социально -значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации [Текст]: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук: 13.00.02/Бунакова Татьяна Александровна; [Место защиты: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова]- Кострома, 2006. - 24 с.
10 Галущинская, Ю.О. Развитие коммуникативности у будущих социальных работников в процессе их участия в добровольческом движении вуза [Электронный ресурс]/ Галущинская Юлия Олеговна// Концепт: науч-методич. электрон. журн. - 2013. - №S2. - 6 с. - Электрон. журн. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kommunikativnosti-u-buduschih- sotsialnyh-rabotnikov-v-protsesse-ih-uchastiya-v-dobrovolcheskom-dvizhenii-vuza, свободный (дата обращения: 5.06.2018). - Загл. с экрана.
11 Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. завед / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - С.121.
12 Горбатова, Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации [Текст]/ Е.А. Горбатова //Ученые записки СПбГИПСР. - 2014. - №1. - С.23-29.
13 Дубовицкая, Т.А., Щербакова, О.И. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству [Текст]/ Т.А. Дубровская, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - 9 с.
14 Закирова, А.Б., Валишина, Ю.В. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями [Электронный ресурс]/ А.Б. Закирова, Ю.В. Валишина //Бюллетень науки и практики - 2017. - №12(25). - С.550-553 - Электрон.журн. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30741349, свободный (дата обращения: 05.11.2019). - Загл. с экрана.
15 Зимина, Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности / Н.А. Зимина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 - 42 с.
16 Карабанова, О.Н., Трескин, М.Ю., Хабарова, Е.Н. Социально -значимые качества личности будущего педагога [Текст]/О.Н. Карабанова, М.Ю. Трескин, Е.Н. Хабарова // Успехи современной науки . - 2017. - №2. - С.203-206.
17 Колесникова, Т.В. Послевузовская подготовка специалистов социального профиля к работе с замещающей семьей [Текст]: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук: 13.00.08 /Колесникова Татьяна Викторовна; [Место защиты:Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т] - Ставрополь, 2011. - 27 с.
18 Комова, С.Ю. Формирование психологической готовности студентов-социальных педагогов к работе с семьей [Тескт]:автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07/ Комова Светлана Юрьевна; [Место защиты: Воронежский государственный университет] - Воронеж, 2009. - 24 с.
19 Костюченко, А.А. Формирование социально -значимых качеств личности учащихся в
условиях ученического самоуправления [Текст]: автореф.дис.на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01/ Костюченко Алла Александровна; [Место защиты: Воронежский
государственный университет]. - Воронеж, 2010. - 25 с.
20 Ливенцева, Е.Н., Максудов, Р.Р., Кузнецова, А.Н., Рябинин, А.Л. Восстановительный подход в работе специалистов системы профилактики правонарушений и поддержки социализации несовершеннолетних [Текст]: методическое пособие / Е.Н. Ливенцева, Р.Р. Максудов, А.Н. Кузнецова, А.Л. Рябинин. - Череповец: Благотворительный фонд «Дорога к дому», 2015. - 30 с.
21 Лимаренко, А.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [офиц.сайт]/ Соц. сеть работников образования nsportal.ru: - Электрон.дан. - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/03/05/kompleksnoe-uchebnometodi cheskoe-obespechenie, свободный (дата обращения: 04.04.2018). - Загл. с экрана.
22 Липунова, О.В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением [Текст]/О.В. Липунова// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. - С.209.
23 Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенности [Электронный ресурс] //Ювенальная криминология: [офиц.сайт]/ Ювенальная криминология: - Электрон.дан. - Режим доступа: http://librisum.com/uvkrim/vokel13.htm, свободный (дата обращения: 04.04.2018). - Загл. с экрана.
24 Мартынова, М.Д.. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе
высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов [Электронный ресурс]/ Марина Дмитриевна Мартынова// ФОП «ЭСМ»: [офиц.сайт]/ Федеральный образовательный портал «ЭСМ». - [2003?]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/152484.html, свободный (дата обращения:
18.06.2018) . - Загл. с экрана.
25 Методические рекомендации по внедрению новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://schooln3.edusi te.ru/DswMedia/metodicheskierekomendaciipoprofilaktikepravonarusheniy.pdf, свободный (дата обращения: 06.11.2019). - Загл. с экрана.
26 Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс] //Национальная энциклопедическая служба: [офиц.сайт]/ Нац.энциклопедич. служба: - Электрон.дан. - Режим доступа: http://voluntary.ru/termin/specialist-po-socialnoi-rabote.html, свободный (дата обращения: 04.04.2018). - Загл. с экрана.
27 Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - С. 22.
28 Портал правовой статистики [Электронный ресурс] // Портал прав. статист: [офиц.сайт] / Портал правовой статистики: Электрон. дан. - Режим доступа: http://crimestat.ru/re gions_chart_total (дата обращения: 02.02.2018). - Загл. с экрана.
29 Проценко, У.Н. Профессиональная подготовка специалистов по физической
культуре: терминологический аспект [Электронный ресурс]/ Проценко Ульяна
Николаевна//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [офиц.сайт]/ Журнал науч. публ-ий аспир-ов и докт-ов. - Львов, [2014?]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://jurn al.org/articles/2014/ped21.html, свободный (дата обращения: 02.04.2018). - Загл. с экрана.
30 Профилактика правонарушений несовершеннолетних: методические рекомендации [Текст]/ Под ред. Григорьевой А.И., Заики Л.В., Федуркиной Т.Ю. Сост. Федуркина Т.Ю. - Тула: ГОУ ДПО «ИПК и ППРО ТО». - 2015. - 34 с.
31 Прядеин, В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты / В.П. Прядеин. - Сургут: РИО СурГПУ, 2013. - 245 с.
32 Рясов, Д.А. Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи: лекция [Текст]/Д.А. Рясов//МВД РФ Краснодарский университет Ставропольский филиал. - Ставрополь. - 2014. - 18 с.
33 Справочная информация: «Профессиональные стандарты» [Электронный ресурс] //
СПС «Консультант плюс»: [офиц.сайт]/ СПС «Консультант плюс»: - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436/, свободный (дата
обращения: 04.04.2018). - Загл. с экрана.
34 Тарханова, И.Ю. Волонтерская деятельность студентов в реабилитационных
учреждения для несовершеннолетних [Электронный ресурс]/ Тарханова Ирина Юрьевна//Ярославскиий педагогический вестник. - 2007. - №2. - С.13-76. - Электрон. журн. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kommunikativnosti-u-buduschih-sotsialnyh- rabotnikov-v-protsesse-ih-uchastiya-v-dobrovolcheskom-dvizhenii-vuza, свободный (дата
обращения: 5.06.2018). - Загл. с экрана.
35 Татьяненко, С.А. Профессионально важные качества личности современного инженера [Электронный ресурс] / Татьяненко Светлана Александровна // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч. -практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/vii/3672 1, свободный (дата обращения: 02.04.2018). - Загл. с экрана.
36 Узкая, М.В. Мониторинг социально значимых качеств выпускников вуза как средство формирования компетенций социального взаимодействия [Текст]/ М.В. Узкая //Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 129-132.
37 Филатова, И.А. Компетентностный подход как методологическое основание исследования проблемы деонтологической подготовки педагогов-дефектологов [Текст]/ И.А. Филатова //Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 12. - С. 36-44.
38 Халикова, Г.Р. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе [Текст]/Г.Р. Халикова //Молодой ученый. - 2014. - №9 - С. 416-417.
39 Харланова, Е. М. Роль социальной активности будущего специалиста в его профессиональном становлении [Текст]/Е.М. Харланова//Молодой ученый. - 2009. - №3 - С. 204-207.
40 Чижова, В.М., Волчанский, М.Е., Чумакова, М.И. Модель специалиста по социальной работе в здравоохранении [Текст]: учебник / В.М. Чижова, М.Е. Волчанский, М.И. Чумакова. - Волгоград: ДарКо, 2007. - 186 с.
41 Шанц, Е. А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс]/ Шанц Евгения Альфридовна//Концепт: науч-методич. электрон. журн. - 2013. - №2. - 7 с. - Электрон.журн. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2013/13523.htm, свободный (дата обращения: 14.06.2018) . - Загл. с экрана.
42 Шанц, Е.А. Характеристика инициативы как формы социальной активности личности
[Электронный ресурс]/ Шанц Евгения Альфридовна//Наука и школа. - 2011. - №6. -
Электрон.журн. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-initsiativy-kak- formy-sotsialnoy-aktivnosti-lichnosti, свободный (дата обращения: 15.06.2018) . - Загл. с экрана.
43 Этический кодекс специалиста по социальной работе [Электронный ресурс]// «Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья»: [офиц.сайт]/ «Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья». - [2012]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.social.saratov.gov.ru/social_state_institutions/uchrezhd_socpomoshchi_semje_detjam/eng els_family/obshchie_svedeniya/eticheskiy_kodeks_spetsialista_po_sotsialnoy_rabote/, свободный (дата обращения: 15.06.2018). - Загл.с экрана.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ