ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7
1.1. Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Мнемотехника и её использование в обучении детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Использование мнемотехники для активизации познавательной
деятельности детей младшего школьного возраста на уроках математики ... 26 Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ 35
2.1. Изучение начального уровня развития познавательной деятельности
детей младшего школьного возраста 35
2.2. Организация условий для использования мнемотехники для
активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках математики 48
2.3. Анализ эффективности проведённой работы 55
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список литературы 70
Приложение 1 76
Приложение 2 104
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены основные результаты освоения уровня обучения, которые предусматривают метапредметные, предметные и личностные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями [46].
Для успешного овладения предметными и метапредметными знаниями, по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др., необходимо использовать методики развивающего обучения, которые будут направлены на усвоение большего объема знаний и умения применять знания на практике [11,57].
На современном этапе развития общества уже становится недостаточным только развитие интеллектуальных способностей обучающихся. В процессе обучения необходимо не только научить их мыслить, но и важно обучить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности. У современного подрастающего поколения необходимо развить потребность в самостоятельной творческой деятельности, а также развивать потребность для развития своих умственных способностей.
В психологии и педагогике отмечено, что активизация познавательных процессов зависит от характера усвоения знаний (А.А. Смирнов, Я.И. Груденов, П.М. Эрдниев [43,16,59]). Аналогично высказывались другие педагоги и психологи (А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, М.Б. Волович, Т.И. Шамова [28,55]). По мнению исследователей Н.Ф. Талызиной, В.А. Козаренко, В.Ю. Беленковой и др. [24,7] одним из методов активизации познавательной деятельности является мнемотехника.
Таким образом, было сформулировано противоречие между уровнем теоретической освещенности в психолого-педагогической литературе феномена активизации познавательной деятельности и недостаточным уровнем освещенности феномена активизации познавательной деятельности с использованием мнемотехники.
В образовательных учреждениях приёмы мнемотехники используют на уроках русского и английского языков, тогда как на уроках математики используют редко, в связи с тем, что приёмов мнемотехники на материале предмета «Математика» разработано недостаточно.
Таким образом, было сформулировано противоречие, которое заключается в том, что приёмы мнемотехники разработаны на материале различных предметов, но на материале предмета «Математика» их разработано недостаточно.
Исходя из актуальности темы исследования, была определена проблема: «Какова эффективность использования приёмов мнемотехники на уроках математики в начальной школе?»
Таким образом, была определена тема исследования: «Мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Объект исследования - активизация познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования - мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании, разработке и апробации мнемотехники как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: познавательная деятельность младших школьников будет активизирована при обучении математике, если:
1) будет разработан комплекс приёмов мнемотехники на материале предмета «Математика»;
2) систематически использовать приёмы мнемотехники на уроках математики;
3) обучение будет построено с использованием различных приёмов мнемотехники;
4) организовать деятельность младших школьников по выполнению творческих заданий.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были определены задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования, теоретически раскрыть особенности активизации познавательной деятельности младших школьников.
2. Изучить мнемотехнику как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
3. Разработать приёмы мнемотехники для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
4. Подобрать комплекс диагностических методик для определения уровня познавательной активности младших школьников.
5. Апробировать и оценить результативность работы.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; метод классификации; сравнение; эмпирические - изучение продуктов деятельности детей; количественный и качественный анализ полученных данных; метод моделирования.
Теоретико-методологические основы исследования: когнитивный подход Дж. Брунер и У. Риверса; идеи Т.А. Гридиной и Н.И. Коноваловой к определению мнемотехники; концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского; теория познавательной деятельности А. Н. Леонтьева; труды по мнемотехнике В.А. Козаренко, Л.В. Че- ремошкиной, В.Д. Шадрикова, Л.С. Выготского, И.В. Андреевой, Е.Г. Артамоновой и др.; методика обучения математике В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдаче- вой.
Элементы новизны в исследовании
Предложена классификация приемов мнемотехники для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Адаптирован и реализован комплекс диагностических методик исследования познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость
Разработанные приёмы мнемотехники могут быть использованы на уроках математики в начальной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МАОУ гимназия № 35 г. Екатеринбурга (2018-2020 гг.).
Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, в материалах международных научно-практических конференций: VII Международная научно-практическая конференция «Когнитивные исследования в образовании», статья «Использование мнемотехники на уроках математики в начальной школе» (г. Екатеринбург, 2019 г.); III Международная научнопрактическая конференция: «Начальное образование: проблемы и перспективы», статья «Мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики» (г. Наманган, Узбекистан, 2020 г.).
Положения на защиту:
1. Приемы мнемотехники могут быть разделены на группы по следующим основаниям: по способу представления информации, а также по степени самостоятельности. В качестве основных приемов мнемотехники на уроках математики в начальной школе могут выступать: рифмы, символизация информации, вешалки, структурирование информации.
2. Для проведения диагностики уровня развития познавательной деятельности младших школьников могут быть использованы следующие методики: методика «Нерешаемая задача» (Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга) для определения уровня развития самостоятельности; субтест «Эскизы» (тест Гилфорда) для определения уровня мышления; методика «Таинственное письмо» (А. М. Прихожан) для определения уровня познавательной активности; контрольная работа по математике (В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва) для определения уровня сформированности предметных результатов.
3. Эффективность использования приемов мнемотехники как средства активизации познавательной деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
а) систематическое использование приёмов мнемотехники на уроках математики (на этапах усвоения новых знаний, а также при актуализации знаний);
б) организация деятельности младших школьников по выполнению творческих заданий.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа общим объёмом 103 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, 60 источников, приложений. Текст проиллюстрирован таблицами, диаграммами, схемами. В приложении представлены приёмы мнемотехники, используемые в работе с обучающимися.
Современное образование диктует новые задачи, требует развивать не только интеллектуальные, но и творческие качества обучающихся. Одним из важных путей решения этой задачи является активизация познавательной деятельности учащихся уже в начальной школе. Учителю необходимо активизировать познавательную деятельность младших школьников, стимулировать познавательную активность, а также жажду новых впечатлений и знаний для того, чтобы процессы развития и саморазвития шли интенсивно. Мы считаем, что у обучающихся необходимо активизировать познавательную деятельность. В данной работе мы попытались обосновать и практически проверить приёмы мнемотехники, обеспечивающие эффективность активизацию познавательной деятельности младших школьников в условиях общеобразовательной школы на уроках математики.
Целью исследования было научно-теоретическое обоснование, разработка и апробация мнемотехники как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики, описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников, мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Так, теоретический анализ исследования по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная деятельность», которое рассматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. В ходе исследования были определены показатели сформированности познавательной деятельности младших школьников. Анализ литературы позволил детально раскрыть приёмы мнемотехники.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с использованием мнемотехники, описана диагностика уровня познавательной деятельности младших школьников, методика и динамика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с использованием мнемотехники.
Приёмы мнемотехники будут эффективны для активизации познавательной деятельности в том случае, когда учитель будет знать различные приёмы мнемотехники, а также систематически их использовать на уроках математики. Кроме того, важно организовывать деятельность младших школьников по выполнению творческих заданий.
В ходе опытно-поисковой работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза была подтверждена. Апробация и внедрение мнемотехники на уроках математики в начальной школе, а также математическая обработка полученных в ходе опытно-поисковой работы данных и обобщение результатов позволили сделать вывод о том, что применение мнемотехники направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся и способствует повышению качества обучения по предмету.
1. Абасов, З. А. Познавательная активность школьников / З. А. Абасов. // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 40-43.
2. Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л. Н. Азарова. // Начальная школа. - 1998. - №4. - С. 80-81.
3. Александрова, Н. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н. И. Александрова, Т. И. Шульга. // Вопросы психологии. - 1987. - №6. - С.130.
4. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. — 1984.
• № 5. — С. 36-41.
5. Баранов, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранов. - Санкт-Петербург: Речь, 2005.
• 128 с.
6. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Математика в школе. - 2004. - № 6. - С. 26-30.
7. Беленкова, Л. Ю. Развитие памяти младших школьников средствами мнемотехники / Л. Ю. Беленкова, Г. С. Чемуденкова // Современные тенденции развития науки и образования : сб. науч. ст. / под ред. А. И. Вострецова. - София, 2017. С. 191-201.
8. Беленькая, Т. Б. Мнемотехника для начальной школы : Тренируем память у младших школьников / Т. Б. Беленькая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 39 с.
9. Винаева, Е. А. Принципы использования приемов мнемотехники в образовательном процессе младших школьников / Е. А. Винаева // Современная образовательная среда : теория и практика : сб. науч. ст. / под ред. О. Н. Широкова. - Белгород, 2018. - С. 31-36.
10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности /А.Г. Волостникова. - Москва: Изд-во «Просвещение», 2004. - 86 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учебник / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 2004. - 300 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 534 с.
14. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - Москва: Изд-во «Педагогическое общество России», 2003. -312 с.
15. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология памяти / Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов - Москва: ЧеРо, 2000. - 816 с...