Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №31705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………… 6
1.1. Понятие «развивающее обучение» в образовательной деятельности….…6
1.2. Понятие «познавательная деятельность…………………………………...12
1.3. Потенциал уроков химии в процессе активизации познавательной
деятельности школьников………………………………………………………16
Вывод по I главе…………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ХИМИИ…………………………………………………………………………..24
2.1. Методика и анализ результатов исследования познавательной
деятельности школьников на уроках химии …………………………………..24
2.2. Система работы по активизации познавательной деятельности
школьников на уроках химии ………………………………………………..…32
2.3. Определение динамики активизации познавательной деятельности
учащихся на уроках химии…………………………………………………….. 40
Вывод по II главе……………………………………………………………….. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5%
теоретических и 20% прикладных знаний. Стремительно развивающиеся
изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения
быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения
сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации
неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными
людьми. Целями школьного образования, которые ставят перед школой
государство, общество, семья, помимо приобретения современных знаний и
умений, является раскрытие и развитие потенциала ребѐнка, создание
условий для формирования самостоятельной личности, владеющей
инструментарием саморазвития и самосовершенствования. Активность,
самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в
определении направленности развития личности в современных условиях.
Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся,
формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения,
переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть
субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро
меняющемся мире.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс
обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную
активность. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог
познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в
жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная роль ученика не
могут решить такие задачи. Для их решения требуется новые педагогические
технологии, эффективные формы организации образовательного процесса,
активные методы обучения.4
Актуальность темы. В начале нового информационного тысячелетия,
когда происходит бурное внедрение в учебный процесс современных
информационных технологий, проблема развития познавательной
деятельности нуждается в переосмыслении и коррекции относительно
специфических условий развивающего обучения.
Проблемы развивающего обучения разрабатывались теоретически и
экспериментально учеными-психологами П.П. Блонским, П.Я. Гальпериным,
В.В. Давыдовым, А.М. Леонтьевым, Д.В. Элькониным и др. с целью
усовершенствования системы обучения и усиления ее развивающего
потенциала. Названные ученые утверждали, что стадии и психологические
особенности умственного развития индивида определяются системой
организации и способами передачи субъекту общественного опыта. Всеми
формами и особенностями умственной деятельности овладевает человек в
процессе развивающего обучения, которое выступает формой организации
процесса психического развития детей, но не является самостоятельным
процессом, который происходит одновременно с развитием. В ходе развития
ребенок вступает, кроме учебы, в разнообразные отношения с окружающей
его действительностью, потому многие явления, которые имеют объективно
случайный характер и происходят на периферии детской жизни, порою
осуществляют значительные влияния как на эмоциональную, так и на
интеллектуальную сферу ребенка.
Объектом исследования является формирование познавательной
деятельности обучающихся на уроках химии.
Предмет исследования – содержание, приемы, формы развития
познавательной деятельности обучающихся средствами развивающего
обучения на уроках химии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании
методики развития познавательной деятельности обучающихся на уроках5
химии средствами развивающего обучения и выявлении эффективности ее
формирования.
Гипотеза исследования: развитие познавательной деятельности
обучающихся по химии будет происходить эффективно при условии
методически обоснованного целеустремленного использования на разных
этапах процесса усвоения знаний по химии и определения уровней
сформированности познавательной деятельности обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились такие
задачи:
1. Раскрыть понятие «развивающее обучение», «познавательная
деятельность» в образовательной практике.
2. Показать потенциал уроков химии в процессе активизации
познавательной деятельности обучающихся.
3. Описать возможности развивающего обучения как средства
активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Главная цель деятельности учителя в сфере активизации
познавательной деятельности учеников содержится в развитии их творческих
способностей. Психологи утверджают, что способности человека, в том
числе и учеников, развиваются во время деятельности. К способу развития
познавательных способностей учеников относится грамотное применение
таких методов и приемов, которые позволяют выработать высокую
активность учеников в учебном процессе. Методы и приемы активизации,
используемче учителем, должны пинимать во внимание имеющийся уровень
познавательных способностей учащихся, по причине того, что трудные
задания могут подорвать веру учащихся в собственные силы и не дадут
положительного эффекта. Всвязи с этим систему работы учителя по
активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно
выстраивать при учете поступательного и целенаправленного развития
творческих познавательных способностей учащихся, развития их мышления.
Во время обучения ученик исполняет разные действия, в которых
выявляются разные психические процессы: ощущения, восприятия,
представления, мышления, памяти. По причине того, что из всех
познавательных психических процессов самым главным выступает
мышление, то можно сказать, что активизировать деятельность учащихся –
значит активизировать их мышление. Однако не стоит забывать, что без
желания ученика усвоивать знания все старания учителя не принесут
ожидаемых результатов. Учителю целесообразно формировать мотивы
обучения, главным из которых выступает интерес к изучаемому предмету.
В современной психологии и педагогике можно найти прямые
доказательства того, что в процессе обучения ученик не только
воспринимает, понимает, запоминает, но и исполняет сложную систему48
умственных действий, которые напрямую направлены на усвоение познаний.
Для активации у учащихся познавательного интереса к новому учебному
материалу, целесообразно применять прогрессивные методические приемы:
формирование проблемы, использование новизны, важности, динамичности,
применение исследовательских приемов. Все они приводит к
любознательности и активизации познавательного интереса и могжно
применять это на всех этапах исследования учебного материала.
Рост познавательной активности учеников происходит тогда, когда
учитель стремится организоватьа определенную проблемную ситуацию
вначале исследогвания новых материалов по предмету, а нашем случае
химии. В данных условиях ученики на протяжении урока, выслушая
пояснения учителя, активно стремятся отыскивать ответы на появивишиеся
вопросы.
Проблемные ситуации наиболее часто появляются во время реализации
химических экспериментов, наблюдений, исполнения разных практических
заданий.
Пробудить познавательную активность у учеников возможно соблюдая
все условия продуманной и аргументированной системы обучения.
Важнейшая роль в данной системе отведена самостоятельной работе. В
заданиях для самостоятельной работы карйне важно отчетливо установить
степень их сложности, а также самостоятельности практических действий и
мышление учеников. По этой причине большое значение приобретает
грамотное формирование вопросов и заданий, что может по-разному
воздействовать на проявление активности учеников и в различной степени
простимулировать формы их умственной работы.
При составлении заданийследует в в самостоятельных работах
применять важные формы умственной деятельности: сравнение,
сопоставление, обобщение, нахождение причинно-следственных связей. Для49
правильной организации самостоятельной работы учитель должен
разрабатываать систему заданий с поисковым характером по теме,
предусматривать их постепенное усложнение и увеличение уровня
самостоятельности учащихся во время исполнения данных заданий.
При постоянном увеличении объема знаний и скорости их обновления
часть информации стареет, а овладение новыми знаниями требует
использование прогрессивных методологий обучения. Еще одной из причин,
заставляющей активизировать усилия, которые направлены на реформу всей
системы обучения и изменения еѐ технологии, выступает низкая
познавательная активность учащихся.
Наибольший эффект от обучения будет тогда, когда ученик проявит
наибольшую активность, а учитель – начнет использоваться роль
консультанта и организатора учебного процесса.
Согласно экспериментальной работы проведенной в данной работе
можно сделать следующие выводы. В эксперименте участвовали 2 класса
школьников 8 «а» и 8 «б». В каждом классе по 22 человека. Ученики 8
классов, участвующие в констатирующем эксперименте, с более низкими
результатами тестирования были выбраны для апробации развивающего
обучения как средства активизации познавательной деятельности
школьников на уроках химии. Целью обучения школьников
эспериментального класса стало формирование учителем поискового
интереса, доставляющего увлечение химическими веществами и реакциями
при применении их в жизни, а также использование наглядных пособий,
слайдов, дидакических игр и самостоятельных лабораторных работ
позволило в значительной степени повысить познавательную активность
учащихся. В обучении деятельность проявляется в активности, направленной
на приобретение и совершенствование знаний на уроках химии. Поэтому
внедрение в учебный процесс специфических условий развивающего50
обучения с помощью различных методик, игр, практических наглядных
занятий, являются приоритетными в огромном потоке информации нового
тысячелетия.
Развивающее обучение на практике доказывает свою эффективность,
когда прием развития познавательной деятельности школьников на уроках
химии повысили внутреннюю мотивацию учащихся с 64 % до 95,5 %, когда
дети стали заинтересованы не только в получении хорошей оценки, а
осознали нужность получения знаний в области химии с дальнейшим
применением в жизни и научных открытиях, когда новые хмимические
материалы используются во всех сферах жизни человека. Поэтому
развивающее обучение, как средство активизации познавательной
деятельности является актальным и приоритетным направлением, позволяет
учителю творчески подходить к подготовке и проведению уроков химии.


Аристова, Л. П. Активность учения школьников / Л. П. Аристова,. –
М.: Просвещение, 1998. – 139 с.
2. Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический
аспект / Г. А. Балл. – М.: Просвещение, 1999. – 184 с.
3. Батаршев, А. В. Базовые психолгические свойства и
самоопределение личности: Практическое руководство по
психологической диагностике / А. В. Батаршев,. - СПб.: Речь, 2005.
– 358 с.
4. Библер, В. С. Школа «диалога культур» / В.С. Библер // Советская
педагогика. – 1988. – №1. – С.11 – 16.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. –
М.: Педагогика-пресс, 2009. – 533 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-т. / Выготский Л.С. –
М.: Педагогика, 1993 – Т.3.: Проблемы развития психики. –– 1993.
– 367 с.
7. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука: Избр. психол.
тр. / П. Я. Гальперин. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – 480 с.
8. Головачева, Л. А. Развитие познавательного интереса учащихся при
самостоятельной работе на уроках химии: Автореф. дис. … канд.
пед. Наук / Л. А. Головачева. – М., 1979. – 16 с.
9. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //
Вопросы психологии / В. В. Давыдов. – 1992. – №1. — С. 2 – 11.
10.Данилочкина, Г. А. Индивидуализация обучения как средство
развития познавательной самостоятельности учащихся (на
материале преподавания математики в старших классах): Автореф.
дис. … канд. пед. наук. / Г. А. Данилочкина. – М., 1973. – 17 с.52
11. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л. В.
Жарова. – М.: Просвещение, 1999. – 205 с.
12.Занков, Л. В. Обучение и развитие: (Экспериментальнопедагогическое исследование) / Л. В. Занков. – М.: Прогресс, 1994.
– 237 с.
13.Зотов, Ю. Б. Организация современного урока: Книга для учителя /
Ю. Б. Зотов. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.
14.Зуева, М. В. Совершенствование организации учебной
деятельности школьников на уроках химии / М. В. Зуева. – М.:
Просвещение, 2009. – 157 с.
15.Иванова, Р. Г. Развитие активности и самостоятельности учащихся
/ Р. Г. Иванова // Химия в школе. – 1979. – № 6. – С. 15-19.
16.Йодко, А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской
деятельности в процессе обучения химии: Дис. … канд. пед. Наук /
А. Г. Йодко. – М., 1983. – 158 с.
17.Камышникова, Т. А. Исследовательский подход в обучении как
средство развития у учащихся познавательной самостоятельности –
необходимого качества социально активной личности: Автореф. ...
дис. канд. пед. Наук / Т. А. Камышникова. – М., 1985. – 16 с.
18.Курганов, С. Ю. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы / С. Ю. Курганов – М.: Педагогика, 2001 – 375 с.
19.Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю.
Курганов – М.: Просвещение, 1999. – 127 с.
20.Кухарев, Н. В. Формирование умственной самостоятельности / Н.
В. Кухарев. – Минск: Народная асвета, 1992. – 136 с.
21.Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной
педагогике / А. А. Кыверялг. – Таллин: Валгус, 1990. – 334 с.53
22.Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности / Е. В.
Коротаева // Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2004. № 3
23.Латышев, В. Л. Компьютерная технология обучения: Учеб.
Пособие / В. Л. Латышев. — М.: Изд-во МАИ, 1992. — 45 с.
24.Леонтьев, А. Н. Философия психологии: Из науч. Наследия / А. Н.
Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1994. — 285 с.
25.Лернер, И. Я. Дидактические основы формирования
познавательной самостоятельности учащихся при изучении
гуманитарных дисциплин: Дис. … д-ра пед. Наук / И. Я. Лернер. –
М., 1979. – 510 с.
26.Малкин, И. И. О классификации и рациональном сочетании видов
самостоятельных работ учащихся на уроке / И. И. Малкин //
Вопросы развития познавательной активности и
самостоятельности школьников. – Казань: КГПУ, 1966. – С. 88 –
128.
27.Мархель, И. И. Компьютерная технология обучения / И. И.
Мархель // Советская педагогика. – 1990. – № 5. – С. 87-91.
28.Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
А. М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.
29.Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М.
И. Махмутов. – Каунас: Швиеса, 2013. – 219 с.
30.Мерцалова, В. В. Сравнительная эффективность и сочетание
воспроизводящих и творческих самостоятельных работ учащихся в
обучении / В. В. Мерцалова // Оптимальное усвоение учащимися
знаний и сравнительная эффективность отдельных методов
обучения в школе. – М.: МГПИ, 1992. – 352 с.54
31.Медвдедева, М. В. Методика определения уровня познавательной
активности обучающихся / М. В. Медвдедева // Среднее
профессиональное образование. – 2011. – 40-42.
32.Медведева, М. В. Активизация познавательной деятельности на
уроках химии / М. В. Медвдедева // Среднее профессиональное
образование. – 2009. - № 6
33.Нильсон, О. А. Теория и практика самостоятельной работы
учащихся / О. А. Нильсон. – Таллин: Валгус, 1996. – 280 с.
34.Очерки педагогики / Под ред. А. Г. Ковалева и др. – Л.: ЛГУ, 1963.
– 328 с.
35.Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении: теоретико-экспериментальное
исследование / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2010. – 240 с.
36.Пименова, Л. М. Развитие самостоятельности как черты личности у
учащихся старших классов: Автореф. дис. … канд. пед. Наук / Л.
М. Пименова. – Л., 1960. – 19 с.
37.Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических
понятий / К. К. Платонов. – М.: Высшая школа, 2014. – 174 с.
38.Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред.
Н.И. Чуприковой. – М.: Педагогика, 1999. — 188 с.
39.Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования
познавательной самостоятельности школьников в обучении:
Автореф. дис. … докт. пед. Наук / Н. А. Половникова. – Л., 1977. –
58 с.
40.Рабаданова, А. А. Уровни познавательной активности / А. А.
Рабаданова // Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс",
2016. – С.15-18.55
41.Развивающее обучение на пути к подростковой школе / [сост. Б.
Д. Эльконин, А. Б. Воронцов, Е.В. Чудинова.]. – М.: Эврика. –
2014. –270.с.
42.Ратассепп, В. Э. Индивидуализация самостоятельной работы
учащихся при обучении химии в восьмилетней школе: Автореф.
дис. … канд. пед. Наук / В. Э. Ратассепп. – Тарту, 1974. – 16 с.
43.Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика / В. В.
Репкин, Н. В. Репкина. – Томск: Пеленг. – 2007. – 288 с.
44.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
– СПб.: Питер, 2010. – 705 с.
45.Стрезикозин, В. П. Процесс обучения – на уровень новых задач /
В. П. Стрезикозин // Народное образование. – 1967. – Приложение.
– 12 с.
46.Суровцева, Р. П. Самостоятельная работа учащихся при изучении
неметаллов в курсе химии средней школы: Автореф. дис. … канд.
пед. наук / Р. П. Суровцева. – М., 1977. – 16 с.
47.Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности
учащихся / Н. Ф. Талызина. – М.: Знание, 1993. – 96 с.
48.Телицына, Г. В. Актуализация ценностно-целевого аспекта
содержания образования в процессе формирования познавательной
активности и самостоятельности школьников (на материале
естественно-научных дисциплин): Автореф. ... дис. канд. пед. наук
/ Г. В. Телицына. – М., 2000. – 24 с.
49.Химия: [Компакт-диск]. – М.: Фирма 1С, 1998. – (1С: Репетитор).
50.Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. –
М.: Педагогика, 1992. – 209 с.
51.Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в
учебном процессе / Г. И. Щукина. – М.: Прсвещение, 1979. – 398 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ