Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Работа №92997

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7
1.1. Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Мнемотехника и её использование в обучении детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Использование мнемотехники для активизации познавательной
деятельности детей младшего школьного возраста на уроках математики ... 26 Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ 35
2.1. Изучение начального уровня развития познавательной деятельности
детей младшего школьного возраста 35
2.2. Организация условий для использования мнемотехники для
активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках математики 48
2.3. Анализ эффективности проведённой работы 55
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список литературы 70
Приложение 1 76
Приложение 2 104

В Федеральном государственном образовательном стандарте представ­лены основные результаты освоения уровня обучения, которые предусматри­вают метапредметные, предметные и личностные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального об­щего образования отражают овладение базовыми предметными и межпред­метными понятиями [46].
Для успешного овладения предметными и метапредметными знаниями, по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др., необхо­димо использовать методики развивающего обучения, которые будут направлены на усвоение большего объема знаний и умения применять знания на практике [11,57].
На современном этапе развития общества уже становится недостаточ­ным только развитие интеллектуальных способностей обучающихся. В про­цессе обучения необходимо не только научить их мыслить, но и важно обу­чить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе жизне­деятельности. У современного подрастающего поколения необходимо раз­вить потребность в самостоятельной творческой деятельности, а также раз­вивать потребность для развития своих умственных способностей.
В психологии и педагогике отмечено, что активизация познавательных процессов зависит от характера усвоения знаний (А.А. Смирнов, Я.И. Груде­нов, П.М. Эрдниев [43,16,59]). Аналогично высказывались другие педагоги и психологи (А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, М.Б. Волович, Т.И. Шамова [28,55]). По мнению исследователей Н.Ф. Талызиной, В.А. Козаренко, В.Ю. Беленковой и др. [24,7] одним из методов активизации познавательной дея­тельности является мнемотехника.
Таким образом, было сформулировано противоречие между уровнем теоретической освещенности в психолого-педагогической литературе фено­мена активизации познавательной деятельности и недостаточным уровнем освещенности феномена активизации познавательной деятельности с исполь­зованием мнемотехники.
В образовательных учреждениях приёмы мнемотехники используют на уроках русского и английского языков, тогда как на уроках математики ис­пользуют редко, в связи с тем, что приёмов мнемотехники на материале предмета «Математика» разработано недостаточно.
Таким образом, было сформулировано противоречие, которое заключа­ется в том, что приёмы мнемотехники разработаны на материале различных предметов, но на материале предмета «Математика» их разработано недоста­точно.
Исходя из актуальности темы исследования, была определена пробле­ма: «Какова эффективность использования приёмов мнемотехники на уроках математики в начальной школе?»
Таким образом, была определена тема исследования: «Мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьни­ков на уроках математики»
Объект исследования - активизация познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования - мнемотехника как средство активизации по­знавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом обоснова­нии, разработке и апробации мнемотехники как средства активизации позна­вательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: познавательная деятельность младших школьников будет активизирована при обучении математике, если:
1) будет разработан комплекс приёмов мнемотехники на материале предмета «Математика»;
2) систематически использовать приёмы мнемотехники на уроках ма­тематики;
3) обучение будет построено с использованием различных приёмов мнемотехники;
4) организовать деятельность младших школьников по выполнению творческих заданий.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были определены задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования, теоретически раскрыть особенности активизации познавательной деятельности младших школьников.
2. Изучить мнемотехнику как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
3. Разработать приёмы мнемотехники для активизации познаватель­ной деятельности младших школьников на уроках математики.
4. Подобрать комплекс диагностических методик для определения уровня познавательной активности младших школьников.
5. Апробировать и оценить результативность работы.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и обобще­ние психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; метод классификации; сравнение; эмпирические - изучение продуктов деятельно­сти детей; количественный и качественный анализ полученных данных; ме­тод моделирования.
Теоретико-методологические основы исследования: когнитивный подход Дж. Брунер и У. Риверса; идеи Т.А. Гридиной и Н.И. Коноваловой к определению мнемотехники; концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского; теория познавательной дея­тельности А. Н. Леонтьева; труды по мнемотехнике В.А. Козаренко, Л.В. Че- ремошкиной, В.Д. Шадрикова, Л.С. Выготского, И.В. Андреевой, Е.Г. Арта­моновой и др.; методика обучения математике В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдаче- вой.
Элементы новизны в исследовании
Предложена классификация приемов мнемотехники для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Адаптирован и реализован комплекс диагностических методик иссле­дования познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость
Разработанные приёмы мнемотехники могут быть использованы на уроках математики в начальной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МАОУ гимназия № 35 г. Екатеринбурга (2018-2020 гг.).
Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, в мате­риалах международных научно-практических конференций: VII Междуна­родная научно-практическая конференция «Когнитивные исследования в об­разовании», статья «Использование мнемотехники на уроках математики в начальной школе» (г. Екатеринбург, 2019 г.); III Международная научно­практическая конференция: «Начальное образование: проблемы и перспекти­вы», статья «Мнемотехника как средство активизации познавательной дея­тельности младших школьников на уроках математики» (г. Наманган, Узбе­кистан, 2020 г.).
Положения на защиту:
1. Приемы мнемотехники могут быть разделены на группы по сле­дующим основаниям: по способу представления информации, а также по степени самостоятельности. В качестве основных приемов мнемотехники на уроках математики в начальной школе могут выступать: рифмы, символиза­ция информации, вешалки, структурирование информации.
2. Для проведения диагностики уровня развития познавательной де­ятельности младших школьников могут быть использованы следующие ме­тодики: методика «Нерешаемая задача» (Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга) для определения уровня развития самостоятельности; субтест «Эскизы» (тест Гилфорда) для определения уровня мышления; методика «Таинственное письмо» (А. М. Прихожан) для определения уровня познавательной активно­сти; контрольная работа по математике (В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва) для определения уровня сформированности предметных результатов.
3. Эффективность использования приемов мнемотехники как сред­ства активизации познавательной деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
а) систематическое использование приёмов мнемотехники на уро­ках математики (на этапах усвоения новых знаний, а также при актуализации знаний);
б) организация деятельности младших школьников по выполнению творческих заданий.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа общим объёмом 103 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, 60 источников, приложений. Текст проиллюстрирован таблицами, диаграм­мами, схемами. В приложении представлены приёмы мнемотехники, исполь­зуемые в работе с обучающимися.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное образование диктует новые задачи, требует развивать не только интеллектуальные, но и творческие качества обучающихся. Одним из важных путей решения этой задачи является активизация познавательной де­ятельности учащихся уже в начальной школе. Учителю необходимо активи­зировать познавательную деятельность младших школьников, стимулировать познавательную активность, а также жажду новых впечатлений и знаний для того, чтобы процессы развития и саморазвития шли интенсивно. Мы счита­ем, что у обучающихся необходимо активизировать познавательную дея­тельность. В данной работе мы попытались обосновать и практически прове­рить приёмы мнемотехники, обеспечивающие эффективность активизацию познавательной деятельности младших школьников в условиях общеобразо­вательной школы на уроках математики.
Целью исследования было научно-теоретическое обоснование, разра­ботка и апробация мнемотехники как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы активизации познава­тельной деятельности младших школьников на уроках математики, описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенно­сти познавательной деятельности младших школьников, мнемотехника как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Так, теоретический анализ исследования по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная деятельность», которое рас­сматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительно­сти, а также конкретных знаний. В ходе исследования были определены по­казатели сформированности познавательной деятельности младших школь­ников. Анализ литературы позволил детально раскрыть приёмы мнемотехни­ки.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по ак­тивизации познавательной деятельности младших школьников на уроках ма­тематики с использованием мнемотехники, описана диагностика уровня по­знавательной деятельности младших школьников, методика и динамика ак­тивизации познавательной деятельности младших школьников на уроках ма­тематики с использованием мнемотехники.
Приёмы мнемотехники будут эффективны для активизации познава­тельной деятельности в том случае, когда учитель будет знать различные приёмы мнемотехники, а также систематически их использовать на уроках математики. Кроме того, важно организовывать деятельность младших школьников по выполнению творческих заданий.
В ходе опытно-поисковой работы цель и задачи исследования были до­стигнуты, а гипотеза была подтверждена. Апробация и внедрение мнемотех­ники на уроках математики в начальной школе, а также математическая об­работка полученных в ходе опытно-поисковой работы данных и обобщение результатов позволили сделать вывод о том, что применение мнемотехники направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся и спо­собствует повышению качества обучения по предмету.


1. Абасов, З. А. Познавательная активность школьников / З. А. Аба­сов. // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 40-43.
2. Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л. Н. Азарова. // Начальная школа. - 1998. - №4. - С. 80-81.
3. Александрова, Н. И. Изучение волевых качеств школьников с по­мощью методики «Нерешаемая задача» / Н. И. Александрова, Т. И. Шульга. // Вопросы психологии. - 1987. - №6. - С.130.
4. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащих­ся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. — 1984.
• № 5. — С. 36-41.
5. Баранов, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранов. - Санкт-Петербург: Речь, 2005.
• 128 с.
6. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Математика в школе. - 2004. - № 6. - С. 26-30.
7. Беленкова, Л. Ю. Развитие памяти младших школьников сред­ствами мнемотехники / Л. Ю. Беленкова, Г. С. Чемуденкова // Современные тенденции развития науки и образования : сб. науч. ст. / под ред. А. И. Вост­рецова. - София, 2017. С. 191-201.
8. Беленькая, Т. Б. Мнемотехника для начальной школы : Тренируем память у младших школьников / Т. Б. Беленькая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 39 с.
9. Винаева, Е. А. Принципы использования приемов мнемотехники в образовательном процессе младших школьников / Е. А. Винаева // Совре­менная образовательная среда : теория и практика : сб. науч. ст. / под ред. О. Н. Широкова. - Белгород, 2018. - С. 31-36.
10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в форми­ровании личности /А.Г. Волостникова. - Москва: Изд-во «Просвещение», 2004. - 86 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учебник / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 2004. - 300 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 534 с.
14. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Га­мезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - Москва: Изд-во «Педагогическое обще­ство России», 2003. -312 с.
15. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология памяти / Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов - Москва: ЧеРо, 2000. - 816 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ