Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метафора как средство активизации познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения

Работа №48563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
577
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования метафоры при обучении английскому языку на старшем этапе
1.1 Сущность и содержание понятия «метафора» применительно к
процессу обучения на уроках иностранного языка 7
1.2 Психофизиологические особенности учащихся на старшем этапе
обучения 14
1.3 Модель обучения использования метафоры на уроках иностранного
языка 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Методические основы обучения и использования метафоры на уроках иностранного языка
2.1 Алгоритм и условия обучения использования метафоры на уроках
иностранного языка на старшем этапе 28
2.2 Комплекс упражнений с использование метафоры как способа активизации познавательной деятельности на уроке иностранного языка
на старшем этапе обучения 34
2.3 Использование метафоры на уроке английского языка в 11А классе
в СОШ №3 г. Козьмодемьянска. Эффективность и результативность урока 38
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение


Актуальность исследования. На сегодняшний день английский язык является международным, его изучают по всему миру. Изучение английского языка в школе является одним из основных этапов его практического овладения. Одной из основных задач обучения английскому языку является формирование у учащихся коммуникационных навыков, которые будут необходимы в будущем для эффективного взаимодействия с людьми в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. На старшей ступени обучения возрастает мотивация к изучению иностранного языка у большинства учащихся из-за самоопределения в выборе будущей профессии и постановки целей в жизни.
Особое место в данном исследовании занимает такое средство выразительности, как метафора. Метафора, в свою очередь, занимает одно из приоритетных мест в решении развивающих, воспитательных, учебных, и образовательных задач при обучении английскому языку на старшем этапе. Она имеет большой образовательный потенциал. Как говорил Гарри Олдер: «Метафора является основой для создания языковой среды, пронизывает все общение, облегчает понимание и делает процесс коммуникации более действенным».
Метафора делает образовательную деятельность учителя на старшем этапе обучения английскому языку более технологичной и функциональной. Как подчеркивает философ Л.А. Микешина: «Метафорическое использование языковых конструкций позволяет мысленно разорвать жесткую связь конкретного свойства и конкретного объекта, считать данное свойство общим для разнотипных объектов, на этой основе строить более широкие классы понятий, объединять их в единую систему» [Микешина 2005: 464].
Таким образом, метафора увеличивает образовательный потенциал иностранного языка и, в конечном счете, ведет к всестороннему развитию школьника его средствами. Но, тем не менее, при использовании метафоры в обучении английскому языку существует масса неясностей и методики ее применения находятся в разработке.
Метафора, как один из методов активного обучения, направлена на развитие способности квалифицированно (с высокой степенью самостоятельности) решать разнообразные профессиональные задачи. Это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный прямо на бессознательное, поскольку обладает таким важным свойством, как способность снимать сопротивление. Психологический механизм действия метафоры — перенос на предмет, образ или на ситуацию, отключающий возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, типичные для данной ситуации. Выделяют экстраполяцию скрытых смыслов, пробуждение творческих ресурсов воображения, семантическое опосредование, актуализацию архетипов, фасилитацию. Метафора отстраняет человека от проблемы, обходя его инстинктивные защитные механизмы, переводит фокус внимания с видения преград на видение возможностей и готовых алгоритмов действий, что и делает ее важным инструментом повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков. Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков.
Объектом исследования является процесс обучения старших школьников английскому языку.
Предметом исследования является методика использования метафоры при обучении английскому языку на старшем этапе.
Целью нашего исследования является определение теоретических и технологических аспектов обучения использованию метафоры как средства активизации познавательной деятельности у учащихся на занятиях по иностранному языку на старшем этапе обучения.
Нами были выделены следующие задачи исследования, которые заключаются в следующем:
- раскрыть содержание понятия «метафора» и ее основные функции применительно к процессу обучения английскому языку на старшем этапе;
- раскрыть психофизиологические особенности учащихся старших классов;
- разобрать модель использования метафоры как способа активизации познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку и совокупность положений, составляющих методологическую основу функционирования данной модели;
- создать алгоритм использования метафоры при обучении английскому языку;
- разработать комплекс упражнений, направленный на овладение метафорой как методическим приемом при обучении английскому языку на старшем этапе обучения;
- проверить на практике эффективность метафоры как способа активизации познавательной деятельности учащихся на уроке иностранного языка на старшей ступени.
При исследовании мы опирались на труды следующих ученых:
- труды, посвященные технологическим аспектам реализации иноязычного образования (И.Л. Бим, А.А. Миролюбов, П.В. Сысоев, Е.Н. Соловова, И.И. Халеева, А.В. Щепилова);
- исследования по проблеме изучения различных аспектов функционирования метафоры в процессе коммуникации (Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, С.С. Гусев, И.А. Дмитриева, Г.Н. Скляревская, В.К. Харченко);
- работы, посвященные теории иноязычного образования (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.);
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан комплекс упражнений, направленный на овладение метафорой как методическим приемом при обучении английскому языку на старшем этапе.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что раскрыто понятие, содержание и сущность и функции «метафоры»; разработана модель обучения учащихся использования метафоры при обучении английскому языку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, набор упражнений и учебных материалов, могут использоваться в процессе обучения школьников английскому языку.
Для решения поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ научной литературы по теории и методике обучения и воспитания (иностранные языки);
- анализ нормативных документов (стандарты ФГОС нового поколения);
- опытно-экспериментальное обучение.
В качестве специальной методологии исследования были избраны следующие подходы: компетентностный (Н.И. Алмазова, A.M. Акопова, И.А. Зимняя, Д.И. Фельдштейн, И.И. Халеева, A.B. Хуторской); проблемно-деятельностный (Ю.А. Ефимова, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, H.A. Та-расюк), коммуникативный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, W. М. Rivers).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации подчеркивает необходимость изучения иностранного языка на всех ступенях обучения, одной из которых является обучение иностранному языку в школьных учреждениях. Процесс обучения иностранному языку в сфере школьного образования требует разработки инновационных методик обучения, построенных на системе соответствующих средств и приемов. Данное исследование посвящено использованию метафоры на уроке иностранного языка как средства познавательной деятельности учащихся на старшем этапе обучения.
В исследовании представлены теоретические аспекты исследования использования метафоры учителем иностранного языка в сфере школьного образования, а именно: определена роль и основные функции использования метафоры учителем иностранного языка в сфере школьного образования; обосновано и дано определение понятия «метафора» как методического приема в деятельности учителя иностранного языка; обоснована модель использования метафоры при обучении старшеклассников иностранному языку.
Применительно к методике преподавания иностранного языка старшеклассникам метафора представляет собой не просто языковой феномен, а методический прием, основанный на учете механизма сопоставления и переноса свойств одного предмета или явления на другой с целью решения образовательных задач в данной сфере. Метафора в школьном образовании выступает способом формирования недостающих в языке значений и является универсальным орудием познания мира и мышления.
Метафора как методический прием в деятельности учителя иностранного языка в сфере школьного образования обладает огромным образовательным потенциалом. Развивающий потенциал использования метафоры в деятельности учителя иностранного языка состоит в том, что метафора активизирует механизмы воображения, мышления, восприятия, памяти и способствует развитию творческих способностей ребенка. Опираясь на воображение и активизируя мышление, метафора развивает у обучающихся способность выстраивать аналогии, выражать и анализировать информацию, создавать образы и работать с ними. Учебный потенциал метафоры заключается в том, что метафора способствует адекватной интерпретации значения смысла высказывания; помогает создавать оригинальные ассоциации на основе вер бального стимула; способствует возникновению готовности работать в образовательном контексте; позволяет реализовать возможности использования символических, ассоциативных средств для выражения мыслей.
Метафора — это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный на бессознательное. Метафора обладает важным свойством: способностью снимать сопротивление. Происходит это потому, что перенос на предмет, образ или на ситуацию отключает возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, традиционно характерные для данной ситуации. Отвлечение от проблемы делает человека более свободным в своих мыслях, решениях и поступках, обнаруживая огромный потенциал творческих сил. Метафора представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков.
Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков. Это справедливо для изучения любой дисциплины. Разумеется, как и во всем, в процессе метафоризирования обучения следует соблюдать золотую середину. Соблюдение таких требований позволит в мягкой и ненавязчивой форме предлагать обучающимся новые знания и модели поведения.



1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Антонова H.A.Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: автореф. дисс. канд. филол. наук. Саратов, 2007. 24 с.
3. Арутюнова Н.Д. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
5. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989. C. 19-26.
6. Блэк М. Метафора // Теория метафоры / под ред. Н.Д.Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. C. 153 -172.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович М.: МОДЭК, 1997. 400 с.
8. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования // Политическая лингвистика / Урал, гос. пед. ун-т; отв. ред. А.П. Чудинов. Вып. 21. Екатеринбург, 2006. C. 69-75.
9. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педагогике // Педагогическое образование в России. 2007.
10. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования // Политическая лингвистика. 2007. -Вып. (1)21.
11. Вербицкий A.A.Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983. 235 с.
12. Выготский Т.С. Мышление и речь: Собр. соч.: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под. ред. A.M. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1982. 368 с.
13. Выготский T.C.Педагогика // Собр. соч.: в 6 т. Т.5. М., 1984. 369 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. 165 с.
15. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 190 с.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М: Педагогика, 1986. 239 с.
17. Ейгер Г.В., Рапопорт К.А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1992. №5-6. С. 17-22.
18. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1991. 219 с.
20. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М: Педагогика, 1975. 152 с.
21. Кабаченко Е.Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: автореф. дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007. 23 с.
22. Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе 1988. №6. С 3-5.
23. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 336 с.
24. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2001. 228 с.
25. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов. М.: ЭГВЕС, 2012. 140 с.
26. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2004. - 256 с.
27. Мельникова Н.В. Метафора в педагогическом дискурсе: автореф. дисс. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007.
28. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 464 с.
29. Мильруд Р.П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом // Иностранные языки в школе. 2004. №4. С. 34-40.
30. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. 460 с.
32. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд. М.: Высшая школа, 1993. 944 с.
33. Пассов Е.И. Основы коммуникативного метода обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. 278 с.
34. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея М.: Глосса, Глосса-пресс, 2006. 240 с.
35. Поспелова Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики // Вестник Костромского гос. университета им. H.A. Некрасова. 2009. Т. 15. №1. С. 307-310.
36. Соловьва А. В. Метафора как средство активизации познавательной деятельности обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 56-59.
37. Скляревская И.И. Метафора в системе языка. СПб.: Санкт- Петербург, 1993. - 87 с.
38. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная. М.: Слово, 2000. 262 с.
39. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 248 с.
40. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / А.Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
41. Янов А.Н. Метафорическая репрезентация у представителей различных психологических типов личности : автореф. дисс. . канд. психол. наук. -М., 2006. 23 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ