Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Работа №92654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровых
технологий в активизации познавательной деятельности младших школьников 7
1.1. Сущность игровых технологий 7
1.2. Особенности познавательной деятельности младших
школьников 15
1.3. Педагогические условия использования игровых
технологий для активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации
познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» по средствам игровых технологий 33
2.1. Анализ педагогического опыта активизации
познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» 33
2.2. Экспериментальная работа по использованию игровых
технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира» 37
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения 56

Важной проблемой организации обучения в современной школе является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, позволяющих не только активизировать познавательную деятельность, но и разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся, развивать познавательные способности младших школьников. К таким технологиям относятся игровые технологии. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них - и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания. Занимательность условного мира игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации на уроке, а эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника. Положительным моментом использования игровых технологий также является то, что они способствуют применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.
Педагогические и психологические исследования показывают, что сущность и способы активизации познавательной деятельности всегда интересовали педагогов и психологов, среди которых Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблему использования игровой деятельности в обучении в отечественной педагогике и психологии разрабатывали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин, а в зарубежной - Ж. Пиаже, 3. Фрейд, и др.
Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности на уроках «Окружающего мира» приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед учителями ставится задача
подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» (Нечаева, 2011, 4). Это составляет цель и основной результат образования.
Однако изучение опыта работы учителей показывает, что в обучении «Окружающему миру» приёмы активизации познавательной деятельности используются эпизодически, бессистемно, с недостаточным учетом возрастных особенностей и дидактической ситуации на уроке, без надлежащего усложнения содержания и характера учебной деятельности. Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала, и активного внедрения игровых технологий в учебно-воспитательный процесс. К подобным активным формам обучения относятся игры
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Проблема исследования каковы возможности активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» по средством игровых технологий?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования игровые технологии начального образования.
Предмет исследования педагогические условия использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: игровые технологии являются
эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира», если:
• игры отбираются или конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока;
• игры соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
• игровые ситуации создаются на отдельных этапах урока или весь урок проводится в игровой форме.
Для проверки гипотезы и реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность игровых технологий
2. Изучить особенности познавательной деятельности младших школьников
3. Проанализировать педагогический опыт активизации
познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» посредством игровых технологий
4. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, анализ опыта учителей, эксперимент.
База исследования: 2 «Б» класс МБОУ «СОШ №45» г. Белгорода.
Результаты исследования внедрены на научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» 17 марта 2016 г. (тема доклада «Практика использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира»), и на студенческой конференции по итогам НИРС в 2016г.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, обозначены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются сущность игровых технологий, особенности познавательной деятельности младших школьников, рассматриваются педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Во второй главе представлены анализ педагогического опыта учителей, ход и результаты экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» посредствам игровых технологий.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 55 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, таблицы, отражающие ход и результаты исследования, фрагменты уроков по «Окружающему миру» с использованием игровых технологий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Игровые технологии являются ценным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, они активизируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. С помощь них учащиеся охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игровые технологии помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают на уроке радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность понятия «игровая технология». Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем.
Исследование показало, что познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. В познавательной деятельности формируется отношение к знанию как к ценности, значимое для общества и для отдельной личности. Активизация познавательной деятельности учащихся - это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы были выявлены и практически обоснованы педагогические условия эффективного использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности на уроках «Окружающего мира» Мы убедились, что использование игровых технологий будет эффективным, если урок проводится в игровой форме или игровые ситуации планируются на отдельных его этапах; игры соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся; игры отбираются или конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока.
Мы провели 5 уроков во втором классе МБОУ «СОШ №45» г. Белгорода с использованием игровых технологий. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся с высоким уровнем активности познавательной деятельности увеличилось с 14 до 50 %, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень, уменьшилось с 21 до 11%. Полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии апробированных педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении возможностей использования игровых технологий в организации проектной деятельности
младших школьников.


1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1996. - 568 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский, Г. Нойнер. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский . - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
4. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РГПИ, 1991. - 30 с.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144с.
6. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
7. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
8. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» / Н.Ф. Виноградова // Учебник «Окружающий мир». - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии, 1966. - № 6. - С. 65-80.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 1997. - 224 с.
11. Газман О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
12. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Изд-во МГОПУ АНОО НОУ, 1999. - 234 с.
13. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание /С.В. Герасимов // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 14-15.
14. Гин А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. - М.: Вита- Пресс, 1999. - 88 с.
15. Глинская Е.А. Межпредметные связи в обучении /Е.А. Глинская,
A. В. Титова. - Тула, 1980. - 44 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ