Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей

Работа №90630

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 7
1.1 Научно-психологические подходы к изучению образа семьи 7
1.2 Социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в
представлениях подростков 16
1.3 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей ... 24
Глава 2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 38
2.1 Программа и методы исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования образа семьи в представлении
несовершеннолетних правонарушителей 43
2.3 Практическое применение 56
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 6

Актуальность проблемы исследования. XXI век, век научно­технического прогресса привнес социально-экономические, демографические и политико-правовые перемены, которые напрямую отражаются на институте семьи. Семья в России под воздействием процессов модернизации общества претерпевает серьезные изменения в структуре, происходит переоценка жизненных ценностей молодых людей, которые влекут за собой возникновение новых и утрата старых социальных образцов. Вместе с этими изменениями меняются и представления молодых людей о семье и браке. Социальные изменения повлекли за собой увеличение числа разводов, появление новых форм организации семейно-брачных отношений (гостевая, нетрадиционная, открытая семья и др.), увеличение внебрачных рождений и повторных браков, а также утрачивание приоритета репродуктивной функции семьи.
Сегодня существуют отдельные исследования психологических механизмов формирования у подростков образа будущего брачного партнера, особенности формирования представлений о будущей семье у подростков, развитие психологической готовности подростков к созданию семьи. Однако анализ научной литературы показывает, что в прямой постановке проблема представлений о семье в аспекте картины мира человека почти не разрабатывалась.
Сегодняшняя реальность обостряет актуальность обсуждения обозначенной темы. Проблему формирования образа семьи у подростков приходится решать в новых экономических, политических и социальных условиях. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи, брака и преодоления семейных конфликтов, является актуальным, так как полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологический инструментарий практикующих специалистов. Особенно важной для изучения, является проблема формирования образа семьи применительно к несовершеннолетним правонарушителям.
Степень изученности проблемы исследования. Изучению образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей посвящено значительное число исследований (А.А. Василенко, И.А Истратова, Е.Г. Дозорцева и др.). Семья сталкивается с серьезными проблемами, которые толкуются многими исследователями как кризис или разрушение этой общественной формации - Е.А Ипполитова, О.С. Гурова, И.В Михеева. Сущность изменений, затронувших российскую семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присуще семье ранее, при усилении позиций неформальных. Уход от «традиционализма» в российской семье сопровождается существенным изменением условий и принципов ее социализирующей деятельности.
Психоаналитический подход, представителем которого является К.Г. Юнг, рассматривает образ семьи с точки зрения взаимоотношений между супругами.
М.В. Сапоровская изучает образ семьи с позиции когнитивной психологии: понятия «образ семьи» и «представление о семье» используются как идентичные.
Образ семьи, с позиции гуманистической психологии, указывает Е.К. Табейкина, включает в себя: мотивационный компонент, который отражает потребности и мотивы создания образа семьи и семейных отношений; когнитивный компонент призван отражать систему знаний (опыта) индивида о семье и семейных отношениях; эмоциональный компонент служит индикатором, выражающего положительное либо отрицательное отношение к реальной семье и представлениям об идеальной семье.
В русле социальной психологии А.А. Карпенко указывает, что образ семьи формируется в процессе социализации личности под воздействием таких социальных факторов, как образовательные организации и степень их социальных контактов с семьей.
В рамках выше указанного важным представляется изучение специфики образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Объект выпускной квалификационной работы - образ семьи.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Цель - выявление специфики содержания образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать научно-психологические подходы к изучению образа семьи.
2. Рассмотреть социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлении подростков.
3. Выделить психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
4. Разработать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
5. Проанализировать специфику образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей по результатам проведенного эмпирического исследования.
6. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, такими как хаотичная, ригидная, несвязанная.
2. Скорее всего, в представлении несовершеннолетних правонарушителей выражено большее расхождение в содержании образов реальной и идеальной семьи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подход к понятию «образ семьи» И.А. Фурманова; анализ формирования образа семьи в подростковом возрасте в работах А.А. Карпенко; исследование психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей А.И. Палей.
В работе использовался комплекс методов исследования:
• анализ вторичных источников по проблеме исследования;
• анкетный опрос;
• психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник ТАСЕ8-3 / Тест Д. Х. Олсона);
• математические методы анализа информации (И-критерий Манна- Уитни) с использованием компьютерной программы 8Р88 19.0.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет.
На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 35 человек в каждой:
• юноши и девушки, состоящие на учёте в ПДН;
• юноши и девушки, не состоящие на учёте в ПДН.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников. Текст работы содержит 7 рисунков и 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были охарактеризованы научно­психологические подходы к изучению образа семьи; рассмотрены социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлении подростков; выделены психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей; разработана программа эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей; получены статистически значимые различия в эмпирических группах; проанализирована специфика образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей по результатам эмпирического исследования; осуществлено практическое применение результатов эмпирического исследования.
В целом можно сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время образ семьи трансформировался, на это оказало влияние смена общественных отношений, которая изменила традиционные представления о семье и семейных отношениях, некоторые функции деформировались. Представления подростков о семье, с одной стороны, отражают типичное, то, что свойственно именно этому возрасту: поиск себя, напряженная внутренняя жизнь, рефлексия, а с другой - несут определенный индивидуальный опыт проживания в конкретной семье с ее ценностными ориентирами и приоритетами.
2. Несовершеннолетние правонарушители свою реальную семью представляют, как «некий хаос», для которой характерно неустойчивое или ограниченное руководство, неясные роли и правила. Несовершеннолетние правонарушители не имеют четкое представление о структуре семьи и семейных отношениях. Образ семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, такими как хаотичная, ригидная, несвязанная. Для них эмоциональная близость, лояльность во взаимоотношениях и зависимость членов семьи друг от друга не характерна, многие из них даже не испытывают теплых эмоциональных чувств к своим родителям.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. У несовершеннолетних правонарушителей в представлении выражено большее расхождение в содержании образов реальной и идеальной семьи, чем у подростков, не состоящих на учете в ПДН. Заметна тенденция того, что подростки данной группы понимают, что их реальная семья и взаимоотношения в реальной семье, далеки от совершенства. В своем будущем несовершеннолетние правонарушители представляют другую семью.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. По результатам исследования была разработана программа психолого­педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте. Программа успешно внедрена в практику работы педагога-психолога МБОУ «Романовская СОШ».
Таким образом, выдвинутые в ходе работы гипотезы подтвердились, поставленные задачи нами решены, цель достигнута. Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних правонарушителей к дальнейшей жизни, в том числе и семейной. Исследование обозначает темы, которые необходимо обсуждать в этом возрасте с целью развития (коррекции) представлений и поведения. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.


1. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12. С. 173-176.
2. Алексеева Д.Л. Дети и родители: территория соприкосновения // Мир психологии. 2016. №2. С. 45-51.
3. Аргентова Л.В., Аргентова Т.Е. Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психолого-педагогическое сопровождение. Кемерово: Изд-во Кемеровский гос. университет, 2017. 144 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология
личности. Москва: Аспект пресс, 2015. 301 с.
5. Бобкова Т.С. Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 156-163.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. 2017. №2. С. 63­69.
7. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестник Московского университета. 2016. № 4. С. 148-160.
8. Васильева Е.Н., Щербакова А.В. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям // В мире научных открытий. 2016. № 9(45). С. 214-239.
9. Василенко А.А., Яничева Т.Г. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2014. Том 2. С. 63­71.
10. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. - С. 5-19.
11. Векилова С.А. Психология семьи: учебник и практикум для вузов. Москва.: Юрайт, 2020. 308 с.
12. Вербицкий Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии // Вестник Университета ГУУ. 2015. №11. С. 311-315.
13. Гуриева С.Б. Педагогические условия формирования у подростков представлений о семье // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. № 4(11). С. 83-86.
14. Данилова М.В., Наумова Д.В. Особенности воспитания в неполных семьях // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 4 (18). С. 75 - 77.
15. Девятых С.Ю. Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2016. Том 2, № 4. С. 112-115.
16. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением // Вопросы психологии. 2017. №2. С. 52­55.
17. Зеленина М.М. Психологические особенности агрессивных проявлений лиц, осужденных условно [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. №2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n2/40892_full .shtml (дата обращения: 22.03.2021).
18. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе // Социологические исследования. 2014. № 9. С.73-76.
19. Иконникова Д.А. Представление о любви, семье и браке у современных юношей и девушек // Бюллетень медицинских интернет- конференций. 2018. Том 4, № 5. С. 887-889.
20. Ипполитова Е.А., Гурова О.С., Михеева И.В. [и др.]. Семья и брак в
современном изменяющемся мире: конструирование социальных
представлений: монография. Барнаул: Изд-во АЗБУКА, 2012. 256 с.
21. Истратова О.Н., Карпенко А.А. Влияние условий воспитания на
формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте // Известия ЮФУ. Технические науки. 2018. № 10 (111). С. 174-180.
22. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2013. 328 с.
23. Карпенко А.А., Истратова О.Н. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 10(123). С. 205-211.
24. Карпова В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 84-96.
25. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Изд- во Питер, 2015. 269 с.
26. Козубовский В.М. Общая психология: личность: учеб. Пособие. Минск.: Амалфея, 2005. 448 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: Изд-во НОРМА- ИНФРА, 2016. 521 с.
28. Коннер О. Психология семьи. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2016. 487 с.
29. Коряковцева О.А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми: учеб. пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2020. 225 с.
30. Кудрявцева Т.В. Особенности воспитания в неполной семье//
Сборники конференции НИЦ Социосфера. 2017. № 3. С. 36 - 41.
31. Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: дис. ... канд. психол. наук. Москва., 2005. 213 с.
32. Кучмаева О.В., Кучмаев М.Г., Петрякова О.Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур. 2009. Том. 13. № 3. С. 20-29.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2014. 745 с.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 345 с.
35. Матвеева Т.М. Психологические аспекты формирования
психологической готовности к браку у современной молодежи // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 6. С. 302-311.
36. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография. Санкт-Петербург, 2017. С. 8-47.
37. Нагорнова А. Ю. [и др.]. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: коллективная научная монография. Ульяновск, 2016. 424 с.
38. Нестерова А.А. Проблема изучения семейного мифа // Аспирантский сборник. 2003. № 1 (12). 369 с.
39. Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль поведения подростков, совершивших правонарушения // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 118-126.
40. Писарева А.А. Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 98. С. 291-295.
41. Подольский А.И., Погожина И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов // Образование личности. 2018. №4. С. 123-129.
42. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного
консультирования: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 234 с.
43. Рубинштейн С.Л. Общая психология. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2016. 746 с.
44. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка. М.: Изд-во АСТ, 2015. 471 с.
45. Савенкова И.В. Представления о семье и особенностях воспитания у подростков из разных социальных слоев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2018. № 6 (178). С. 106-112.
46. Сапоровская М.В. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. 369 с.
47. Сапоровская М.В., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Родители и дети: развитие совладающего поведения в семье. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2008. 369 с.
48. Сатир В. Психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Изд-во Ювента, 2013. 284 с.
49. Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 8.
50. Слободчикова М.Ю. Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Образ партнера противоположного пола у современной молодежи: монография. Томск, 2013. 232 с.
51. Соколова Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 113-116.
52. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 255 с.
53. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2018. 240 с.
54. Табейкина Е.К. Образ семьи в представлениях современной молодежи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 6. С. 26-30.
55. Терентьева Ю.В. Психология противоправного поведения. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 455 с.
56. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. 2015. №12 (42). С. 23-29.
57. Тигунцева Г.Н., Третьякова Л.М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты: учеб. пособие. Иркутск: Иркут.гос.ун-та, 2011. - 236 с.
58. Филинова Н.В., Федюкина Н.В. Современный образ российской семьи в информационном пространстве // Годичные научные чтения филиала РГСУ. 2018. № 2 (12). С. 5-14.
59. Фомина О.И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме // Мир психологии. 2018. №1. С. 87-89.
60. Фрейд З. Психоанализ. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2011. 745 с.
61. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии. Минск: БГУ, 2018. 91 с.
62. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Изд-во Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016. 288 с.
63. Шаповалов В.Ф. Особенности российской культуры. Семья и брак в России // Обществ. науки и современность. 2007. №2. С.163-172.
64. Шутценбергер А.А. Синдром предков. Москва: Изд-во
«Психотерапия», 2007. 253 с.
65. Шуман С.Г. Семейные конфликты: причины, пути устранения. Санкт- Петербург: Питер, 2012. 392 с.
66. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 656 с.
67. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. Санкт- Петербург: Питер, 2013. 698 с.
68. Ярмольник И.М. Нейропсихологические механизмы регуляции эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса: теоретический и практический аспекты эмпирического исследования // Вопросы психологии. 2018. №2. С. 74-75.
69. Bidwell M. Sociology of the Family: Investigating Family Issues. N.Y.,
2004. Р.127-145.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ