Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 7
1.1 Научно-психологические подходы к изучению образа семьи 7
1.2 Социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в
представлениях подростков 16
1.3 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей ... 24
Глава 2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 38
2.1 Программа и методы исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования образа семьи в представлении
несовершеннолетних правонарушителей 43
2.3 Практическое применение 56
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 6
Глава 1 Теоретические аспекты изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 7
1.1 Научно-психологические подходы к изучению образа семьи 7
1.2 Социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в
представлениях подростков 16
1.3 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей ... 24
Глава 2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 38
2.1 Программа и методы исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования образа семьи в представлении
несовершеннолетних правонарушителей 43
2.3 Практическое применение 56
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 6
Актуальность проблемы исследования. XXI век, век научнотехнического прогресса привнес социально-экономические, демографические и политико-правовые перемены, которые напрямую отражаются на институте семьи. Семья в России под воздействием процессов модернизации общества претерпевает серьезные изменения в структуре, происходит переоценка жизненных ценностей молодых людей, которые влекут за собой возникновение новых и утрата старых социальных образцов. Вместе с этими изменениями меняются и представления молодых людей о семье и браке. Социальные изменения повлекли за собой увеличение числа разводов, появление новых форм организации семейно-брачных отношений (гостевая, нетрадиционная, открытая семья и др.), увеличение внебрачных рождений и повторных браков, а также утрачивание приоритета репродуктивной функции семьи.
Сегодня существуют отдельные исследования психологических механизмов формирования у подростков образа будущего брачного партнера, особенности формирования представлений о будущей семье у подростков, развитие психологической готовности подростков к созданию семьи. Однако анализ научной литературы показывает, что в прямой постановке проблема представлений о семье в аспекте картины мира человека почти не разрабатывалась.
Сегодняшняя реальность обостряет актуальность обсуждения обозначенной темы. Проблему формирования образа семьи у подростков приходится решать в новых экономических, политических и социальных условиях. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи, брака и преодоления семейных конфликтов, является актуальным, так как полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологический инструментарий практикующих специалистов. Особенно важной для изучения, является проблема формирования образа семьи применительно к несовершеннолетним правонарушителям.
Степень изученности проблемы исследования. Изучению образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей посвящено значительное число исследований (А.А. Василенко, И.А Истратова, Е.Г. Дозорцева и др.). Семья сталкивается с серьезными проблемами, которые толкуются многими исследователями как кризис или разрушение этой общественной формации - Е.А Ипполитова, О.С. Гурова, И.В Михеева. Сущность изменений, затронувших российскую семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присуще семье ранее, при усилении позиций неформальных. Уход от «традиционализма» в российской семье сопровождается существенным изменением условий и принципов ее социализирующей деятельности.
Психоаналитический подход, представителем которого является К.Г. Юнг, рассматривает образ семьи с точки зрения взаимоотношений между супругами.
М.В. Сапоровская изучает образ семьи с позиции когнитивной психологии: понятия «образ семьи» и «представление о семье» используются как идентичные.
Образ семьи, с позиции гуманистической психологии, указывает Е.К. Табейкина, включает в себя: мотивационный компонент, который отражает потребности и мотивы создания образа семьи и семейных отношений; когнитивный компонент призван отражать систему знаний (опыта) индивида о семье и семейных отношениях; эмоциональный компонент служит индикатором, выражающего положительное либо отрицательное отношение к реальной семье и представлениям об идеальной семье.
В русле социальной психологии А.А. Карпенко указывает, что образ семьи формируется в процессе социализации личности под воздействием таких социальных факторов, как образовательные организации и степень их социальных контактов с семьей.
В рамках выше указанного важным представляется изучение специфики образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Объект выпускной квалификационной работы - образ семьи.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Цель - выявление специфики содержания образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать научно-психологические подходы к изучению образа семьи.
2. Рассмотреть социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлении подростков.
3. Выделить психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
4. Разработать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
5. Проанализировать специфику образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей по результатам проведенного эмпирического исследования.
6. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, такими как хаотичная, ригидная, несвязанная.
2. Скорее всего, в представлении несовершеннолетних правонарушителей выражено большее расхождение в содержании образов реальной и идеальной семьи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подход к понятию «образ семьи» И.А. Фурманова; анализ формирования образа семьи в подростковом возрасте в работах А.А. Карпенко; исследование психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей А.И. Палей.
В работе использовался комплекс методов исследования:
• анализ вторичных источников по проблеме исследования;
• анкетный опрос;
• психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник ТАСЕ8-3 / Тест Д. Х. Олсона);
• математические методы анализа информации (И-критерий Манна- Уитни) с использованием компьютерной программы 8Р88 19.0.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет.
На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 35 человек в каждой:
• юноши и девушки, состоящие на учёте в ПДН;
• юноши и девушки, не состоящие на учёте в ПДН.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников. Текст работы содержит 7 рисунков и 6 приложений.
Сегодня существуют отдельные исследования психологических механизмов формирования у подростков образа будущего брачного партнера, особенности формирования представлений о будущей семье у подростков, развитие психологической готовности подростков к созданию семьи. Однако анализ научной литературы показывает, что в прямой постановке проблема представлений о семье в аспекте картины мира человека почти не разрабатывалась.
Сегодняшняя реальность обостряет актуальность обсуждения обозначенной темы. Проблему формирования образа семьи у подростков приходится решать в новых экономических, политических и социальных условиях. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи, брака и преодоления семейных конфликтов, является актуальным, так как полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологический инструментарий практикующих специалистов. Особенно важной для изучения, является проблема формирования образа семьи применительно к несовершеннолетним правонарушителям.
Степень изученности проблемы исследования. Изучению образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей посвящено значительное число исследований (А.А. Василенко, И.А Истратова, Е.Г. Дозорцева и др.). Семья сталкивается с серьезными проблемами, которые толкуются многими исследователями как кризис или разрушение этой общественной формации - Е.А Ипполитова, О.С. Гурова, И.В Михеева. Сущность изменений, затронувших российскую семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присуще семье ранее, при усилении позиций неформальных. Уход от «традиционализма» в российской семье сопровождается существенным изменением условий и принципов ее социализирующей деятельности.
Психоаналитический подход, представителем которого является К.Г. Юнг, рассматривает образ семьи с точки зрения взаимоотношений между супругами.
М.В. Сапоровская изучает образ семьи с позиции когнитивной психологии: понятия «образ семьи» и «представление о семье» используются как идентичные.
Образ семьи, с позиции гуманистической психологии, указывает Е.К. Табейкина, включает в себя: мотивационный компонент, который отражает потребности и мотивы создания образа семьи и семейных отношений; когнитивный компонент призван отражать систему знаний (опыта) индивида о семье и семейных отношениях; эмоциональный компонент служит индикатором, выражающего положительное либо отрицательное отношение к реальной семье и представлениям об идеальной семье.
В русле социальной психологии А.А. Карпенко указывает, что образ семьи формируется в процессе социализации личности под воздействием таких социальных факторов, как образовательные организации и степень их социальных контактов с семьей.
В рамках выше указанного важным представляется изучение специфики образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Объект выпускной квалификационной работы - образ семьи.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Цель - выявление специфики содержания образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать научно-психологические подходы к изучению образа семьи.
2. Рассмотреть социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлении подростков.
3. Выделить психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
4. Разработать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
5. Проанализировать специфику образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей по результатам проведенного эмпирического исследования.
6. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, такими как хаотичная, ригидная, несвязанная.
2. Скорее всего, в представлении несовершеннолетних правонарушителей выражено большее расхождение в содержании образов реальной и идеальной семьи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подход к понятию «образ семьи» И.А. Фурманова; анализ формирования образа семьи в подростковом возрасте в работах А.А. Карпенко; исследование психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей А.И. Палей.
В работе использовался комплекс методов исследования:
• анализ вторичных источников по проблеме исследования;
• анкетный опрос;
• психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник ТАСЕ8-3 / Тест Д. Х. Олсона);
• математические методы анализа информации (И-критерий Манна- Уитни) с использованием компьютерной программы 8Р88 19.0.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет.
На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 35 человек в каждой:
• юноши и девушки, состоящие на учёте в ПДН;
• юноши и девушки, не состоящие на учёте в ПДН.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников. Текст работы содержит 7 рисунков и 6 приложений.
В выпускной квалификационной работе были охарактеризованы научнопсихологические подходы к изучению образа семьи; рассмотрены социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлении подростков; выделены психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей; разработана программа эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей; получены статистически значимые различия в эмпирических группах; проанализирована специфика образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей по результатам эмпирического исследования; осуществлено практическое применение результатов эмпирического исследования.
В целом можно сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время образ семьи трансформировался, на это оказало влияние смена общественных отношений, которая изменила традиционные представления о семье и семейных отношениях, некоторые функции деформировались. Представления подростков о семье, с одной стороны, отражают типичное, то, что свойственно именно этому возрасту: поиск себя, напряженная внутренняя жизнь, рефлексия, а с другой - несут определенный индивидуальный опыт проживания в конкретной семье с ее ценностными ориентирами и приоритетами.
2. Несовершеннолетние правонарушители свою реальную семью представляют, как «некий хаос», для которой характерно неустойчивое или ограниченное руководство, неясные роли и правила. Несовершеннолетние правонарушители не имеют четкое представление о структуре семьи и семейных отношениях. Образ семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, такими как хаотичная, ригидная, несвязанная. Для них эмоциональная близость, лояльность во взаимоотношениях и зависимость членов семьи друг от друга не характерна, многие из них даже не испытывают теплых эмоциональных чувств к своим родителям.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. У несовершеннолетних правонарушителей в представлении выражено большее расхождение в содержании образов реальной и идеальной семьи, чем у подростков, не состоящих на учете в ПДН. Заметна тенденция того, что подростки данной группы понимают, что их реальная семья и взаимоотношения в реальной семье, далеки от совершенства. В своем будущем несовершеннолетние правонарушители представляют другую семью.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. По результатам исследования была разработана программа психологопедагогического сопровождения обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте. Программа успешно внедрена в практику работы педагога-психолога МБОУ «Романовская СОШ».
Таким образом, выдвинутые в ходе работы гипотезы подтвердились, поставленные задачи нами решены, цель достигнута. Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних правонарушителей к дальнейшей жизни, в том числе и семейной. Исследование обозначает темы, которые необходимо обсуждать в этом возрасте с целью развития (коррекции) представлений и поведения. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
В целом можно сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время образ семьи трансформировался, на это оказало влияние смена общественных отношений, которая изменила традиционные представления о семье и семейных отношениях, некоторые функции деформировались. Представления подростков о семье, с одной стороны, отражают типичное, то, что свойственно именно этому возрасту: поиск себя, напряженная внутренняя жизнь, рефлексия, а с другой - несут определенный индивидуальный опыт проживания в конкретной семье с ее ценностными ориентирами и приоритетами.
2. Несовершеннолетние правонарушители свою реальную семью представляют, как «некий хаос», для которой характерно неустойчивое или ограниченное руководство, неясные роли и правила. Несовершеннолетние правонарушители не имеют четкое представление о структуре семьи и семейных отношениях. Образ семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, такими как хаотичная, ригидная, несвязанная. Для них эмоциональная близость, лояльность во взаимоотношениях и зависимость членов семьи друг от друга не характерна, многие из них даже не испытывают теплых эмоциональных чувств к своим родителям.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. У несовершеннолетних правонарушителей в представлении выражено большее расхождение в содержании образов реальной и идеальной семьи, чем у подростков, не состоящих на учете в ПДН. Заметна тенденция того, что подростки данной группы понимают, что их реальная семья и взаимоотношения в реальной семье, далеки от совершенства. В своем будущем несовершеннолетние правонарушители представляют другую семью.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. По результатам исследования была разработана программа психологопедагогического сопровождения обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте. Программа успешно внедрена в практику работы педагога-психолога МБОУ «Романовская СОШ».
Таким образом, выдвинутые в ходе работы гипотезы подтвердились, поставленные задачи нами решены, цель достигнута. Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних правонарушителей к дальнейшей жизни, в том числе и семейной. Исследование обозначает темы, которые необходимо обсуждать в этом возрасте с целью развития (коррекции) представлений и поведения. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Подобные работы
- Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей
Дипломные работы, ВКР, юридическая психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Образ семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Оказание психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям (на примере детского дома)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Реабилитационно-профилактическая работа
с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Направленность личности подростков из неблагополучных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Жизненные перспективы несовершеннолетних правонарушителей
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020





