Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска

Работа №88646

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Образ семьи в представлениях старших подростков,
воспитывающихся в семьях группы риска 7
1.1 Образ семьи как категория научно психологических исследований 7
1.2 Особенности воспитания детей в семьях группы риска 17
1.3 Психологические особенности старших подростков 26
Глава 2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлении
старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска 39
2.1 Программа исследования 39
2.2 Результаты исследования 41
2.3 Практическое применение результатов исследования 55
Заключение 58
Список использованной литературы 59
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Согласно современным исследованиям в области семейных отношений было установлено, что у детей, формируется образ семьи, оказывающий влияние на поведение в настоящем и будущем, а также на процесс выстраивания отношений в будущей собственной семье. Это многоуровневое образование, органически переплетающееся с представлениями человека о природе, обществе, людях и т. п. От правильного миропонимания, в том числе на основе сложившегося образа семьи во многом зависит дальнейшая судьба взрослеющего индивида. Все вышесказанное определяет исключительную значимость рассматриваемого понятия.
Степень изученности проблемы исследования. Н.А. Голиков, М.И. Буянов и др. в своих работах отмечают, что во множестве случаев у детей (особенно подросткового возраста) формируется искаженный, деформированный образ семьи. Одной из причин этого негативного явления они определяют как кризис семьи и увеличение семей, входящих в так называемую группу риска. В таких семьях происходит искажение отдельных функциональных семейных связей, негативно изменяются социальные роли входящих в семью членов, межличностные отношения находятся в стадии разобщения. В семьях группы риска четко прослеживается наличие дефицита контактов ребенок-родители в эмоционально-личностном плане. Отсюда у детей возникает чувство детского одиночества.
Как отмечают ученые В.Л. Леви, Е.С. Кузьмин, И.В. Дубровина именно семейная атмосфера благоприятствует формированию у подростков насыщенной эмоциональной жизни. В семье они учатся сочувствовать и сопереживать. Это положительным образом сказывается на образовании гармоничного образа семьи. Напротив, если семья по разным причинам неблагополучна, содержание и эмоциональная составляющая ее образа будет совершенно иной. Усугубляет психологическую картину представлений о семье насилие, унижения или истязания, которым подвергался ребенок в семье.
Образ предстоящей семейной жизни не является нейтральным. Он в большей степени определяет поведенческие установки подростка в будущей собственной семье. Ученые делают вывод, что постоянные семейные конфликты, неустроенность семейной жизни родителей не оставляют ни малейшего шанса на развитие позитивного образа семьи у человека подросткового возраста.
Представления подростков о семье имеют особенностью тот факт, что тут они ищут способы удовлетворения своих потребностей в неформальном и даже интимном общении. Эти способы находятся в тесном соответствии с определенными моделями взаимоотношений в семье. В психологии определено несколько таких моделей: традиционная, супружеская, детоцентрическая, социоцентрическая, встречающаяся.
Психология определяет несколько источников, из которых молодежь черпает представления о семье:
• родительская семья;
• семьи друзей или знакомых;
• литература различного толка;
• семья кумира или популярного в обществе человека;
• мнения, бытующие в кругу сверстников.
Содержание образа семьи у подростков условно можно разделить на две составляющие: семья как социальное образование общества, и как психологическая реальность. Вторая тенденция в современных условиях становится для молодежи главенствующей.
С этой точки зрения психологический климат семей из группы риска усугубляется тем, что в них практически отсутствует взаимосвязь между поколениями, родовые традиции, семейная преемственность. В таких семьях зачастую связи между поколениями нарушены, что уменьшает авторитет родителей. Также это ведет к снижению значимости взаимоотношений со сверстниками. Они уже не в полной мере выполняют роль поддержки.
На основании всего вышесказанного с полной уверенностью можно сделать вывод, что у подростков, воспитывающихся в семьях, входящих в группу риска, возникают психологические проблемы формирования правильного образа семьи. Следовательно, актуальность исследования данной темы имеет самый высокий уровень. Ведь, изучив причины проблемы, можно найти и пути их исправления путем выработки конкретных психологических рекомендаций, корректирующих представления подростков о своем семейном будущем. Это в свою очередь будет способствовать уменьшению общего числа неблагополучных семей, что оздоровит психологический климат общества.
Объект выпускной квалификационной работы - образ семьи как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ семьи в представлении старших подростков.
Цель - выявление специфики содержания образа семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть образ семьи как категорию научно психологических исследований.
2. Охарактеризовать особенности воспитания детей в семьях группы риска.
3. Описать психологические особенности старших подростков.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать на основе результатов исследования программу психологического тренинга для подростков из семей группы риска.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, содержание образов реальной и идеальной семьи у подростков из семей группы риска имеет свою специфику.
2. Скорее всего, расхождение между содержанием образов реальной и идеальной семьи более выражено у подростков из семей группы риска.
Теоретико-методологические основания работы:
- анализ категории образа семьи в работах А.Г. Харчева;
- исследования А.И. Иванцовой особенностей семей групп риска;
- характеристика психологических особенностей старших подростков в работах X. Ремшмидт, А. М. Прихожан.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, субъективное шкалирование, психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3) Д.Х. Олсона); методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ).
Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 16-18 лет. 22 мальчика, 18 девочек. 20 респондентов из благополучных семей, 20 респондентов из неблагополучных семей (родители, страдающие алкогольной, наркотической зависимостью, неполные семьи).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 69 источников. Текст работы содержит 11 рисунков, 15 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе был рассмотрен образ семьи как категория научно психологических исследований; охарактеризованы особенности воспитания детей в семьях группы риска; описаны психологические особенности старших подростков; разработана и апробирована программа эмпирического исследования образа семьи в представлении подростков, воспитывающихся в семьях группы риска; проанализированы результаты исследования.
По итогу проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Именно в семье дети обучаются умениям вести себя в социальной среде. Это же касается и восприятия культурного слоя общества. Родительская семья выступает для детей как объект для наблюдения и пример для подражания. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, обладают меньшей степенью защиты.
2. Содержание образов реальной и идеальной семьи у подростков, воспитывающихся в семьях группы риска, наполнено разными характеристиками, свою идеальную семью они наполняют более положительными понятиями такими как, дружная, сочувствующая, хозяйственная.
3. Расхождение между содержанием образов реальной и идеальной семьи у подростков из семей группы риска, оказались большими, это говорит о том, что подростки недовольны своей реальной семьей, их семья не сплоченная, не дружная, свою идеальную семью они представляют в более положительном контексте.
4. На основе полученных в исследовании результатов была разработана программа психологического тренинга «Моя семья», направленного на формирование положительного образа своей будущей семьи.
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Исследования показывают необходимость формирования образа семьи у подростков в данном возрасте.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов на Дону: Феникс. 1998. 448 с.
2. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12. С. 173-176.
3. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяева. М.: Академия, 2002. 156 с.
4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2018. 220 с.
5. Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1997. №4. С. 25-31.
6. Березин С.В. Словарь психологических терминов [Электронный
ресурс] URL: http://vocabulary.ru/dictionary/22/word/obraz-mira (дата
обращения 13.03.2022).
7. Березин С.В., Лисецкий К.С. Особенности старшего подросткового возраста, М.: Универс- групп, 2006.195 с.
8. Бобкова Т.С. Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 156-163.
9. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Прайм -Еврознак, 2006. 672 с.
10. Будинайте Г.Л. Основные принципы психотерапевтической работы с супружеской парой в ситуации развода // Системная психотерапия супружеских пар. М.: Когито-Центр, 2012. С. 330-341.
11. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестник Московского университета. 2016. № 4. С.
148-160.
12. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5-19.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Изд-во Педагогика, 1984. 433 с.
15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. 272 с.
16. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002. № 6. С. 56-60.
17. Давыдов В.В.Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности // Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. М.: Советская Россия, 1980. С. 3-23.
18. Данилова М.В., Наумова Д.В. Особенности воспитания в неполных семьях // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 4 (18). С. 75 - 77.
19. Дементьева И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье // Социальная педагогика. 2011. №6. С. 99-106.
20. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 108-113.
21. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей: сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. С. 3-19.
22. Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: автореф. дис. канд. психол. н. / Моск. открытый пед. Ун-т. М.: 1996. 22 с.
23. Истратова О.Н., Карпенко А.А. Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте // Известия ЮФУ. Технические науки. 2018. № 10 (111). С. 174-180.
24. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011. 112 с.
25. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2013. 328 с.
26. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 153 - 181.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: «УРАО», 1998. 175 с.
28. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога [Электронный ресурс] М.: «ЭКСМО», 2005. URL: http: //fictionbook.ru/author/irina_malkina_piyh/ semeyinaya_terapiya/read_online.html?page=4 (дата обращения 16.03.2022).
29. Муратова Д.М., Филиппова Е.В., Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях // На пороге взросления. М.: изд-во МГППУ, 2011. С. 136-147.
30. Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних. М.: Владос 2003. 89 с.
31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 423- 433.
32. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
33. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. М.: СК Сфера, 1999. 362 с.
34. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
35. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. 360 с.
36. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье:
основные подходы, ориентации и тенденции [Электронный ресурс] // Практическая психология и логопедия. 2008. №5(34). С.20-30.
URL:http://www.follow.ru/article/340(дата обращения 16.03.20202).
37. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
38. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. 228 с.
39. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного
консультирования: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 234 с
40. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Хрестоматия. Серия: Психология семейных отношений. М.: Изд-во: Бахрах, 2002. 736 с.
41. Раттер М. Помощь трудным детям. М: Прогресс, 1987. 424 с.
42. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 50-54.
43. Сапоровская М.В. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. 369 с.
44. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Изд-во Ювента, 2013. 284 с.
45. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М.: Генезис, 2011. 192 с.
46. Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 8.
47. Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред. Г.И. Климантовой. М.: Издательство РГСУ, 2006. 335 с.
48. Слободчикова М.Ю., Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Образ партнера противоположного пола у современной молодежи: монография. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013. 232 с
49. Соколова Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 113-116.
50. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 255 с.
51. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2018. 240 с.
52. Табейкина Е.К. Образ семьи в представлениях современной молодежи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 6. С. 26-30.
53. Терентьева Ю.В. Психология противоправного поведения. М.: Изд- во ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 455 с.
54. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. 2015. №12 (42). С. 23-29.
55. Тигунцева Г.Н., Третьякова Л.М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты: учеб. пособие. Иркутск: изд-во Иркут.гос.ун-та, 2011. 236 с.
56. Филинова Н.В., Федюкина Н.В. Современный образ российской семьи в информационном пространстве // Годичные научные чтения филиала
РГСУ. 2018. № 2 (12). С. 5-14.
57. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс анализ: теория и метод. Изд- во Гуманитарного центра. 2004. 336 с.
58. Фомина О.И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме // Мир психологии. 2018. №1. С. 87-89.
59. Фрейд З. Психоанализ. СПб.: Питер, 2011. 745 с.
60. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвящение, 1993. 112 с.
61. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
62. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
63. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Изд-во Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016. 288 с.
64. Шаповалов В.Ф. Особенности российской культуры. Семья и брак в России // Обществ. науки и современность. 2007. N 2. С. 163-172.
65. Шутценбергер А.А. Синдром предков. М.а: Изд-во
«Психотерапия», 2007. 253 с.
66. Эйдемиллер Э.Г. Мастера психологии Психологическая психотерапия. М.: Питер. 2010. 672 с.
67. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2014. 656 с.
68. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. СПб.: Питер, 2013. 698 с.
69. Ярмольник И.М. Нейропсихологические механизмы регуляции
эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса: теоретический и практический аспекты эмпирического
исследования // Вопросы психологии. 2018. №2. С. 74-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ