Работа сделана на примере г. Череповца и Вологодской области.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 5
1.1 Основные критерии и характеристики муниципального образования 5
1.2 Типы муниципальных образований и их характеристика 10
2 АНАЛИЗ ТИПОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЧЕРЕПОВЕЦ 15
2.1 Социально-экономическое положение г. Череповец 15
2.2 Территориальное устройство и типы муниципальных образований г. Череповца 19
2.3 Анализ реализации государственной программы ««Социальная поддержка граждан» 23
3 ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБ РАЗОВАНИЙ 31
3.1 Проблемы и причины неполной самостоятельности муниципальных образований Вологодской области 31
3.2 Тенденции к изменениям типологии муниципальных образований 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.
Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков: проживание людей; наличие органов местного самоуправления; принятие нормативных актов и законов; локальный бюджет; социально-техническая инфраструктура.
Такое образование может быть: отдельным населенным пунктом; совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией; частью населенного пункта.
В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.
Вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – выявить основные направления, подходы в развитии теории типологии муниципальных образований.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные критерии и характеристики муниципального образования.
2. Определить типы муниципальных образований и их характеристика;
3. Оценить социально-экономическое положение МО г. Череповец;
4. Проанализировать территориальное устройство и типы муниципальных образований г. Череповца;
5. Провести анализ реализации государственной программы ««Социальная поддержка граждан»;
6. Выявить проблемы реализации государственной программы по социальной поддержке граждан;
7. Определить пути улучшения реализации мер по социальной поддержке граждан.
Объектом исследования в курсовой работе является классификация (типология) муниципальных образований.
Предметом исследования – анализ типологии муниципальных образований г. Череповца.
Разработанность темы исследования определена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Анализ социально - экономического положения осуществляется на всех уровнях власти.
В курсовой работе были применены следующие методы исследования: метод изучения документов, нормативно-правовых актов, паспорта МО, сравнительный метод (сравнительный анализ), аналогия, синтез, графический метод обобщения и представления исследуемых данных.
По итогу проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Понятие муниципального образования показывает, что единица публично-территориального характера, которая в большей мере охватывает часть территории субъекта Российской Федерации и при этом обладает такими признаками обязательного характера как: единой населенной территорией в конкретно установленных границах; осуществлением в определенных границах муниципального образования самоуправления местного порядка населением непосредственно, а также через выборные, и различные иные органы местного самоуправления; устав образования муниципального характера; обособленная собственность муниципальной направленности; местный бюджет.
Территория образования муниципального порядка обязана быть единой и при этом не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. Что касается вышеперечисленных признаков, то они отличают те муниципальные образования, которые ранее были созданы, и те, которые вполне могут отсутствовать на этапе создания последних.
К видам образований муниципального порядка в России, как уже упоминалось ранее, относятся: поселение городского типа; сельское поселение; район муниципального порядка; городской округ; внутренняя городская территория города, имеющая значение федерального характера. Все они наделяются специальным статусом законами субъекта РФ.
Городские, а также различные поселения сельского типа образуются для того чтобы решить любые появляющиеся вопросы поселенческого значения, в то время как внутригородские образования муниципальной направленности – для решения тех или иных внутригородских вопросов, районы на муниципальном уровне – для того чтобы решать вопросы меж поселенческого значения, городские округа – для решения вопросов поселенческого и меж поселенческого значения.
Чаще всего, местные органы самоуправления муниципальных районов, и, конечно, городских округов могут дополнительно наделяться отдельными государственными полномочиями.
Все образования муниципальной направленности, а также уставы, которые в свое время были зарегистрированы в конкретном порядке, вносятся в реестр государства, ведущийся территориальным органом Минюста России (то есть правилами по ведению реестра государственного характера муниципальных образований, утвержденных конкретным постановлением Правительства Российской Федерации от 2012 года 18 апреля № 344). Минюст России занимается тем, что разрабатывает и, конечно, утверждает формы актов и инструкцию о ведении государственного реестра (это можно увидеть в инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 2005 года 19 августа № 136).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021)
4. Закон Санкт-Петербурга от 07.06.2005 N 237-30 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».
5. Закон Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. N 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года) (с изменениями и дополнениями).
6. Закон Вологодской области от 06.12.2004 N 1129-ОЗ «Об установлении границ Череповецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 16.11.2004 N 704).
7. Закон Вологодской области от 8 апреля 2009 г. N 1988-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района Вологодской области» (с изменениями и дополнениями).
8. Закон Вологодской области от 30 мая 2013 г. N 3056-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района Вологодской области и о внесении изменений в Закон области «Об установлении границ Череповецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» (с изменениями и дополнениями).
9. Закон Вологодской области от 28.04.2015 № 3632-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Череповецкого муниципального района и о внесении изменений в закон области «Об установлении границ Череповецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 509 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
11. Постановление Правительства РФ от 18.04.2012 N 344 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»)
12. Постановление Администрации г. Вологды от 10.10.2014 N 7670 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка граждан».
13. Постановление Правительства Вологодской области от 05.10.2021 N 1152 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 16 марта 2020 года N 229».
14. Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 октября 2013 г. N 4729 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2022 годы».
15. Приказ Минюста РФ от 19.08.2005 N 136 (ред. от 26.08.2009) «Об утверждении Инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2005 N 6944)
16. Решение Вологодской городской Думы от 25.03.2021 N 395 «О внесении изменения в решение Вологодской городской Думы от 25 июня 2020 года N 214 «О мерах социальной поддержки некоторых категорий медицинских работников» (принято Вологодской городской Думой 25.03.2021).
17. Послание Президента России Федеральному Собранию от 15.01.2021г.
18. Местное самоуправление в единой системе публичной власти. Вектор и последствия конституционной реформы в Российской Федерации: монография / под общ. ред. Л.Т. Чихладзе, А.А. Ларичева, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.- 343 с.
19. Чихладзе, Л.Т., Дорохов, Н.И. Муниципальное образование как субъект публичных и частноправовых отношений // Вестник Московского университета МВД России. 2019.- № 6.- С. 26–37.
20. Алексеев, В.М. Типология муниципальных образований // Символ науки. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-munitsipalnyh-obrazovaniy-the-typology-of-municipalities 17.11.2021]
21. Воронин, Н. М. Особенности функционирования муниципальных образований в современных социально-экономических условиях: исторические и правовые характеристики // Молодой ученый. — 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://moluch.ru/archive/115/30941/ 17.11.2021].
22. Информационное мониторинговое агентство «Череповец» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://cherinfo.ru/ 21.11.2021].
23. Кузнецова, Т.Ю. Геодемографическая типология муниципальных образований. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/0d5/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%20%D0%AE._15-27.pdf 20.11.2021]
24. Муниципальная программа «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/ekonomika_i_finansi/targeted_programs/index.php?ELEMENT_ID=290714 21.11.2021].
25. О реализации мероприятий государственной программы «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2021-2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://viro.edu.ru/index.php/2-uncategorised/10973-o-realizatsii-meropriyatij-gosudarstvennoj-programmy-sotsialnaya-podderzhka-grazhdan-v-vologodskoj-oblasti-na-2021-2025-gody-podprogramma-5-bezbarernaya-sreda 21.11.2021].
26. «Социальная поддержка граждан на 2014-2023 гг». Постановление мэрии города Череповец от 26.10.2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://st.cherinfo.ru/pages/2021/10/29/postanovlenie-4136.doc 22.11.2021].
27. Отдел по реализации социальных программ мэрии города [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://mayor.cherinfo.ru/social 21.11.2021].
28. Ромашина, А.А. Типология муниципальных образований России по специализации экономики и положению в системе расселения //Региональные исследования. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.smolgu.ru/files/doc/nauka/RI/vipusk_3_2019/RI_2019_3_65_4.pdf 19.11.2021]
29. Сколько стоит жизнь в Череповце // Тинькофф журнал. 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://journal.tinkoff.ru/cherepovets/ 21.11.2021].
30. Социальная сфера [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://cherra.ru/ofitsialnaya-informatsiya/sotsialnaya-sfera/ 20.11.2021]
31. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://vologdastat.gks.ru/news/document/105843?print=1 20.11.2021]
32. Усова, О.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-podderzhka-razlichnyh-kategoriy-naseleniya-v-rossiyskoy-federatsii-effektivnost-problemy-funktsionirovaniya-sistemy 19.11.2021]
33. Череповец [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://nesiditsa.ru/city/cherepovets 20.11.2021].
34. Череповецкий муниципальный район [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://cherra.ru/ 21.11.2021]
35. Чуева, А.С. К вопросу о понятии и типологии муниципальных образований в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-tipologii-munitsipalnyh-obrazovaniy-v-sovremennoy-rossii 19.11.2021]
36. РОССТАТ. Сборная база данных показателей муниципальных образований электронного вида. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://gks.ru/dbscripts/munst/munst19/DBInet.cgi 23.11.2021]
37. Отчеты мэра города Череповца о результатах своей деятельности и деятельности мэрии города за 2015-2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://mayor.cherinfo.ru/interview/otchet_mera 23.11.2021]
38. Ворошилов, Н.В. Возможности и перспективы саморазвития муниципальных образований // Проблемы развития Территории. 2017. Т. 90. № 4. С. 79-95. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://pdt.vscc.ac.ru/article/2301/full?_lang=ru 24.11.2021]
39. Ворошилов, В.Н., Секушина И.А. Взаимодействие малых и средних городов и сельских территорий в пространстве региона // Проблемы развития Территории. 2020. Т. 110. № 6. С. 121-137. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://pdt.vscc.ac.ru/article/28733/full?_lang=ru 24.11.2021]
40. Ворошилов Н.В. Тенденции и перспективы изменения муниципально-территориального устройства в России // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 5. С. 105–124. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://pdt.vscc.ac.ru/article/29034/full?_lang=ru 24.11.2021]