Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста (Череповецкий государственный университет)

Работа №100639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 33» , МБДОУ «Детский сад № 116» (г. Череповец).
Выборка: дети в возрасте 5,3-6,8 лет (старший дошкольный возраст). Было обследовано 106 детей.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Концептуальные подходы к исследованию понятия «стиль родительского отношения»……………………….……………………………………………...…10
1.2 Психосоматические проявления и их особенности в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..21
1.3 Родительское отношение как основная детерминанта психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………28
Выводы по 1 главе……………………………………………………….…………38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования…40
2.2 Результаты выявления взаимосвязи стиля родительского отношение и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...45
2.3 Программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у
детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений………63
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….…73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….89

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между стилем родительского отношения и психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Предметом исследования выступает взаимосвязь стиля родительского отношения с психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения литературы по теме исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы.
Существуют особенности взаимосвязи между стилем родительского отношения и психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
1. Негармоничный стиль родительского отношения (прежде всего, матери) обуславливает наличие психосоматических проявлений у ребенка,
2. Уровень соматизации ребенка может быть определен конкретными характеристиками негармоничного стиля материнского отношения, в частности:
- авторитарный стиль материнского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста преневротических проявлений;
- неоднозначный и либеральный стили родительского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста соматовегетативных проявлений.
3. В условиях полной семьи дети дошкольного возраста имеют психосоматические проявления, если стили материнского и отцовского отношения противоречат друг другу.
Цель и поставленные гипотезы позволили установить следующие задачи исследования:
1. оценить существующие подходы к понятию «стиль родительского отношения» и основным типологиям стилей родительского отношения;
2. выявить особенности психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста и определить основные детерминанты таких проявлений;
3. определить роль стиля родительского отношения как основной детерминанты психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить психосоматический статус детей и выделить группы здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями;
5. выявить стиль родительского отношения у матерей и отцов здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями;
6. оценить особенности взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста;
7. разработать психокоррекционную программу для коррекции стиля родителького отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
исходной гипотезы был применен комплекс методов‚ включающий анализ общепсихологической и социально-психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психосоматические проявления - расстройства функций и систем, обусловленные психическими, в частности аффективными нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.
Родительское отношение широко представлено в литературе, существует много типов классификации отношения родителей к ребенку. Из представленных была выбрана и дополнена для реализации задач выпускной квалификационной работы классификация Д. Бомринд, которая выделяла 3 основных стиля родительского отношения. Позже данная классификация была дополнена.
Проведя анализ, выявили, что в классификацию можно внести дополнительный стль – неоднозначный. Он характеризуется тем, что родитель не может избрать в отношении ребенка одну тактику поведения.
Также в работе опирались на классификацию отдельных характеристик стиля родительского отношения, представленную в работах Э.Г. Эйдемиллера.
На основании рассмотренного материала были сделаны предположения о взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Во втором параграфе работы мы провели анализ особенностей психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку ребенок дошкольного возраста еще недостаточно самостоятелен, то большое влияние на него оказываюет родительское отношение. Дети еще не научились выражать свои чувства и эмоции, поэтому их выод происходит посредством психосоматических проявлений.
Во второй главе работы представлено эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Программа исследоваия состояла из 4-х этапов, которые включали в себя диагностические процедуры и разработку психокоррекционной программы. На первом этапе мы провели диагностику психосоматического статуса детей, что позвоио выделить две группы для дальнейшего исследования. В первую группу вошли 54 здоровых ребенка, а во вторую – 52 ребенка с психосоматическими проявлениями.
На втором этапе работы мы выявили особенности стиля родительского отношения в целом, отдельно стили материнского и отцовского отношения. В исследовании приняли участие 106 детей, 106 матерей и 83 отца. Особенности стиля определялись с точки зрения родителей и с точки зрения детей.
По результатам проведенной диагностики получили данные о том, что негармоничный стиль родительского отношения влияет на возникновение психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Также данные диагностики позволили увидеть, что в большей степени на психосоматические проявления у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние стиль материнского отношения, нежели отцовского. Данные достоверно доказаны с помощью методов математической статистики. Это позволило подтвердить первую гипотезу.
По результатам диагностики также получили данные, что в семьях, где стиль материнского отношения авторитарный дети имеют преневротические проявления, а в семья с неоднозначным стилем – соматовегетативные. Таким образом, был сделан вывод, что авторитарный стиль материнского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста преневротических проявлений.
Второе предположение о том, что неоднозначный и либеральный стили родительского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста соматовегетативных проявлений подтвердилось частично. В семьях с либеральным стилем материнского отношения дети одинаково часто имеют и преневротические вроявления и соматовегетативные.
На последнем этапе диагностической работы родители были разделены на 5 групп. Проведенное исследование, позволило сделать вывод, что если в условиях полной семьи стили материнского и отцовского отношения противоречат друг другу, то дети более подвержены психосоматическим проявлениям. Действительно, если мать и отец имеют противоречивые стили родительского отношения (гармоничный и негармоничный), то дети больше подвержены психосоматическим проявлениям. Также это позволило нам еще раз подтвердить первую гипотезу о том, что именно материнское отношение в большей степени оказывает влияние на психосоматические проявления детей старшего дошкольного возраста.
При анализе данных также выявили, что если мать и отец имеют негармоничные стили (например, авторитарный и авторитарный), то они усиливают друг друга, вызывая тем самым психосоматические проявления у детей.
Таким образом, по результатам диагностической работы делаем вывод о том, что существует взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических провлений у детей старшего дошкольного возраста.
На последнем этапе работы была разработана программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений. Программа включала в себя три блока. Первый блок предполагает работу с родительской подсистемой, второй блок – с детской подсистемой, а третий блок направлен на гармонизацию отношений родителей и детей и предполагает работу с детско-родительской системой в целом.
Работа с родительской системой предполагает повышение компетентности родителей в вопросах детерминант психосоматических проявлений у детей и в вопросах эффективного взаимодействия с ребенком. Кроме того, во время занятий родители учатся понимать своего ребенка, принимать его, а также принимать себя, как родителя.
Работа с детской системой включает игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, тревожности, на свободное проявление чувств, на развитие эмпатии и т.д



1. Абольян Л.В., Березанцев А. Ю. Психосоматическое здоровье детей и подростков как междисциплинарная проблема // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012. - № 3. С. 12-16.
2. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
3. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендерный аспекты // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. - № 9. С. 14-21.
4. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами . – Спб.: Речь, 2002. – 560 с.
5. Арефьева А. Г. Социально-педагогические и психологические аспекты воспитания в неполных семьях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. - № 7. С. 45-48.
6. Балашова В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 767-770.
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
8. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. – 2013. С. 40-43.
9. Благушко М.В. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. С. 14-19.
10. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
11. Булыгина Т. Б. Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. - № 31. С. 42-47.
12. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. - № 5. С. 50-54.
13. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Сер.14: Психология. 1985,. № 4.
14. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат канд. дис.// МГУ. - М., 1987.
15. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагност. материалы. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
16. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей//Педагогическое образование в России. – 2013. - № 1. С. 13-19.
17. Векилов С.А. (ред.) Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Выпуск 3 Сборник по психологии семьи. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. - 101 с.
18. Воинова Е. Ю. Влияние условий воспитания и межличностных семейных взаимоотношений на социально-психологическую адаптацию и психическое развитие детей 6-7 лет//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - № 45. С. 10-16.
19. Володева А.А. Исследование взаимоотношений родителей и детей дошкольного возраста// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. - № 4. С. 52-56.
20. Выготский ЛС.Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. Проблемы развития психики. -М.: Педагогика, 1983. - 1983.-358с.
21. Гасанова П.Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. - № 3. С. 90-94.
22. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? -М.: ЧЕРО, 1998.-240с.
23. Гоникман Э.И. Психосоматика в восточной медицине. – М.: Велигор, 2007.- 272 с.
24. Горбенко А.В. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики 2011 Часть 2 Психологические науки Сборник докладов VI-й Международной научной заочной конференции (Липецк, 26 марта 2011 г.). В 2-х ч. Ч. II. Психологические науки / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. - 228 с.
25. Грицай Л.А. Родительское воспитание детей по системе С. Л. Соловейчика// Вестник Удмуртского университета. – 2014. - № 3. С. 34-38.
26. Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества)// Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. - № 4. С. 55-58.
27. Грицай Л.А. Авторитетное родительство как социальное явление и педагогическая категория//Вестник Удмуртского университета. – 2010. - № 3. С. 4-12.
28. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
29. Дугинова Е.А. (сост.) Коррекция детско-родительских отношений Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г. о. Новокуйбышевск, 2009 - 103 стр.
30. Евтушенко А.М. Влияние родителей на развитие и поведение детей//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2015. - № 28. С. 14-21.
31. Елиашвили М. Н. Психолого-педагогическая диагностика детей с психосоматическими заболеваниями (на примере аллергических заболеваний)// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. - № 22. С. 49-52.
32. Елиашвили М.Н. Психологическая помощь детям, страдающим психосоматической патологией// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. - № 4. С. 13-18.
33. Елисеева А.С. Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. № 9. С. 80-89.
34. Елисеева А.С. Психологический тренинг как средство гармонизации детско-родительских отношений//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 3. С. 32-37.
35. Забродина Л. А. Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - № 4. С. 9-12.
36. Зотова Р.А., Кондратюк О.Е., Цветкова Н.А. Особенности стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в различных условиях //Проблемы современной науки и образования. – 2015. - № 9. С. 10-16.
37. Иванова Н.М,. Черкасова О.Ю. Тренинг-семинар «Взаимодействие с ребенком» как пиар-технологии в образовании// Царскосельские чтения. – 2011. № 15. С. 45-49.
38. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений СПб.: Питер, 2009. — 1126 с.
39. Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам// Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. - №4. С. 22-27.
40. Ким Т.К. Формы просвещения родительской общественности// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. - № 12. С. 37-41.
41. Кириленко И. Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы: Монография / И. Н. Кириленко. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.
42. Клемантович И.П., Чуйкина Е.В. К вопросу о воспитании в современном российском обществе// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2015. - № 1. С. 17-22.
43. Коваленко В. В. Возрастные особенности личностного реагирования детей в зависимости от стиля родительского воспитания// Царскосельские чтения. – 2011. № XV / том III.
44. Ковшова О. С. Психологическое сопровождение и психотерапия семьи с тяжелым соматическим заболеванием// Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. - № 3. С. 11-14.
45. Корниенко Д. С. Родительское отношение в связи с разными синдромами темперамента дошкольников//Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8. С. 51-54.
46. Корниенко Д.С., Краснов А.В. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений//Фундаментальные исследования. – 2013. - № 11. С. 40-45.
47. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2015. - № 3. С. 23-27.
48. Курагина Т. В. Основы семейного воспитания. модели отношений в семье. составные компоненты содержания семейного воспитания// Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2012. - № 1. С. 19-24.
49. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издатеьский центр «Академия», 2007. — 432 с.
50. Ляпунова Н.В. Понятие и основные направления семейного воспитания// Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. - № 1. С. 52-57.
51. Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса/соч. в 8-ми т. -М.: Педагогика, 1984.-Т1.-С267-329.
52. Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей Учебное пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 78 с.
53. Малкина-Пых Ирина. Психосоматика и эндокринные заболевания. Зачем тебе болеть?. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005.- 160 с.
54. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
55. Маралов В.Г., Брагина В.Д. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. – Череповец: Издательство Череповецкого государственного педагогического университета им. А.В. Луначарского, 1992. – 24 с.
56. Мещеряков В.Г. Большой психологический словарь. - М.:ИНФРА, 2003 – 672 с.
57. Миланич, Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушенийу детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук /86. Ю.М. Миланич. СПб, 1998. - 24 с.
58. Молчанова Е. В. Взаимосвязь стилей родительского воспитания и эмоционально-личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития//Научный диалог. – 2012. - № 6. С. 54-58.
59. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013. - № 2. С. 41-45.
60. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. (ред.) Другое детство. Сборник тезисов участников второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: МГППУ, 2009. – 327 с.
61. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
62. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 c.
63. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. – 130 с.
64. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Психотехнические игры и упражнения. Техники игровой психокоррекции. – М.: Владос, 2013. - 128 с.
65. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2011. - № 20. С. 12-17.
66. Радостева А. Г. Влияние семейных отношений на родительские установки// Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8. С. 14-21.
67. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с анг. / Общ. Редакция и предисл. Е.И.Исениной., 1994
68. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
69. Свиридов А.Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства//Концепт. – 2014. - № 23. С. 21-26.
70. Сергеева К. М., Успенская Е. П. Бронхиальная астма у детей. – М.: Медицина, 1984. – 272 с.
71. Серых А.Б., Лифинцева А.А. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков// Национальный психологический журнал. – 2014. - № 2. С. 46-49.
72. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000, №3. C. 3-9.
73. Смолярчук И.В. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей 3-10 лет// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 9.
74. Смолярчук И.В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. С. 98-102.
75. Смышникова А. С. Психологическое здоровье дошкольника: пути решения и проблемы// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. - № 8. С. 61-64.
76. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела. - Санкт-Петербург: Феникс, 2014.- 352 с.
77. Тараканова В.В., Слабожанинова К.А. Стиль семейного воспитания и особенности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. - № 5. С. 46-49.
78. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Составитель Н.В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
79. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986, 384 c.
80. Федотов А.Ю. (сост.) Психология отношений в семье Учебник Юнита. - 44 с
81. Фесенко Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. – М.: Наука и техника, 2010. - 320 с.
82. Хайкин А. В. К теории и практике психосоматики //Саратовский научно-медицинский журнал. – 2012. - № 2. С. 45-49.
83. Хилько М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.
84. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
85. Ходунова О.А. Причины появления и факторы развития трудновоспитуемости детей дошкольного возраста социально-педагогического характера//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. - № 21. С. 40-45.
86. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
87. Чернявская В.С. Обидион И.И. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания //Мир науки, культуры, образования. – 2015. 0 № 3. С. 13-19.
88. Черняева А. В. Проблема коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста// Мир науки, культуры, образования. – 2012. - № 6. С. 13-19.
89. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
90. Ширяева О.А. Особенности стиля родительского воспитания в семьях со здоровыми и часто болеющими детьми// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - № 40. С. 34-39
91. Шмигель Н.Е. Взаимосвязь души и тела // РиТМ Психология для всех. – 2012. - № 3. – С. 14-16.
92. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб: Ленато, АСТ.,1996.-592с.
93. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. психология и психотерапия семьи.- СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 2001.-656с.
94. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. -М.: Фолиум, 1996г.-48с.
95. Югова М.С., Холуева К.А. Стиль семейного воспитания глазами матерей//Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 6. С. 67-72.
96. Bowlbi J. Maternal care and mental health. A report prep. On behalf of the World Health Organization. ... Deprivation of maternal care. A reassessment of its effects. Contributors: M. Ainsworth, R. Andry, R. Hariow.- N.Y.: Schocken books, 1966. - 357 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ