Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

Работа №26765

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
566
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы преподавания элективных курсов в старшей школе 7
1.1 Место элективных курсов в системе профильного обучения старших
школьников 7
1.2 Анализ содержания программ элективных курсов по предмету и в
смежных областях 20
2 Элективный курс «теория принятия решений и методы оптимизации» 37
2.1 Структура элективного курса «Теория принятия решений и методы
оптимизации» 37
2.2 Описание педагогического эксперимента и интерпретация полученных
результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ


В условиях нестабильности современной экономической ситуации в мире резко повысилась цена, которую приходится платить обществу за недостаточно обоснованные экономические и социальные решения. Возрастающие требования к качеству управления в разных сферах человеческой деятельности диктуют необходимость выполнения специальной аналитической работы в процессе принятия решений, осуществление которой предполагает использование математического аппарата. В связи со сложившейся ситуацией потребность изучения элементов теории принятия решений и методов оптимизации становится актуальной уже на этапе профильного обучения старших школьников, важность которого подчёркивает Президент Российской Федерации В. В. Путин в Указе «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [18]. В Указе Президент отмечает, что «новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам». Отсюда следует, что ученикам старшей школы, которые зачастую видят себя в качестве будущих управленцев, представителей экономических профессий в связи с возрастанием популярности данных профессий в обществе, уже на этапе профильного обучения следует предоставить возможность изучения принципов и методов математического моделирования, методов решения задач на нахождение оптимального решения.
Таким образом, в условиях существования потребности в разработке межпредметных элективных курсов по информатике в профильном обучении и потребности в использовании математического аппарата для поддержки процесса принятия решений, разработка элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» приобретает особую значимость.
Теория принятия решений и методы оптимизации рассматриваются в трудах А. В. Соколова [29], В. В. Токарева [29], Н. Н. Писарука [27], А. М. Корнеева [11], и др.
Вопросам проектирования и создания элективных курсов, в том числе и элективных курсов в образовательной области «Математика» и «Информатика», посвящены научно-методические работы Т. В. Черниковой [33], В. А. Орлова [25], О. Ю. Лягиновой [13], А. Н. Комаровой [9], Е. В. Гусевой [5] и др. Вместе с тем следует отметить, что вопросы проектирования и разработки элективных курсов рассмотрены в перечисленных работах в неполной мере, как в содержательном, так и в организационном плане.
Объектом исследования являются элементы теории принятия решений и методы оптимизации в старшей школе.
Предмет исследования - содержание элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации для старших школьников».
Цель нашего исследования - разработать элективный курс «Теория принятия решений и методы оптимизации» для профильного обучения старших классов и экспериментально подтвердить его эффективность. Поставленную цель мы конкретизируем в виде следующих задач:
1. Изучить теоретические источники, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить психолого-педагогические и методические особенности разработки элективных курсов в системе профильного обучения старших школьников.
2. Изучить и проанализировать программы существующих элективных курсов для старших школьников по схожей тематике, а также курсов по данной тематике для студентов ВУЗов.
3. Подобрать на основании проведённого анализа необходимые для разработки материалы и разработать учебно-методическое обеспечение элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации».
Гипотеза исследования заключается в том, что разработанный элективный курс будет способствовать повышению уровня сформированности таких умений, как умение строить и читать графики функций, умение решать системы уравнений и неравенств, умение строить математические модели, которые применяются при решении профессиональных задач в области математики, информатики и экономики.
При решении поставленных задач были использованы следующие теоретические и практические методы исследования: теоретический анализ и синтез данных научно-педагогической литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации в сфере образования по элективным курсам в профильном обучении старших школьников, изучение и анализ учебных программ, пособий элективных курсов для старших школьников по схожей тематике, метод анкетирования, педагогический эксперимент, обработка и анализ результатов проведенного педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «Средняя школа № 151» г. Красноярска, 10 «А», 10 «Б» и 10 «В» классы информационно-технологического и физико-математического профилей.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в развитие теории и методики обучения информатике - представленная в исследовании последовательность операций по проектированию элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» является теоретической основой для разработки аналогичных курсов в данной области. Теоретическая значимость подтверждается наличием публикаций в сборниках международных научных конференций:
- «О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников» (VII Международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики», Чита, 2016);
- «Использование возможностей электронных таблиц MS Excel при решении задач оптимизации в рамках элективного курса для старших школьников» (Международная научная конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016», Красноярск, 2016).
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения разработанных учебно-методических материалов курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» в образовательном процессе современного общеобразовательного учреждения, что подтверждается наличием справки о внедрении от администрации МАОУ «Средняя школа №151» (см. Приложение А).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведения исследования, нами была достигнута цель, подтверждена выдвинутая гипотеза, получены положительные результаты в решении всех поставленных задач:
- В результате теоретического исследования были изучены и проанализированы теоретические источники, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и выявлены психолого-педагогические и методические особенности разработки элективных курсов в системе профильной подготовки старших школьников.
- Изучены и проанализированы программы существующих элективных курсов для старших школьников по схожей тематике, а также курсов по данной тематике для студентов ВУЗов и выявлены их достоинства и недостатки, которые позволили нам наиболее правильным образом спроектировать содержательный, методический и организационный компонент курса «Теория принятия решений и методы оптимизации».
- На основе проведённого анализа разработаны материалы и учебно-методическое обеспечение элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации».
- Проведена апробация курса в рамках педагогической практики и проанализированы полученные результаты эксперимента.
Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил
эффективность применения разработанного нами курса. Полученные результаты показали, что разработанный элективный курс способствовал повышению уровня сформированности таких умений, как умение строить и читать графики функций, умение решать системы уравнений и неравенств, умение строить математические модели, которые применяются при решении профессиональных задач в области математики, информатики и экономики.
Результаты работы могут быть использованы в качестве основы для проектирования межпредметных элективных курсов по смежной тематике.



1. Акамсина, Н. В. Методы принятия решений : лабораторный практикум Н. В. Акамсина [и др.]. Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. - 102 c.
2. Булгакова, М. В. Математика средствами Excel / М. В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2012. - №9. С. 26¬
31.
3. Бурдынская, Н.В. Педагогический опыт реализации межпредметных связей математики с другими дисциплинами школьного курса на страницах журнала «Математика в школе» / Н.В. Бурдынская // Символ науки. - 2015. - №5. С. 187-191.
4. Грешилов, А. А. Математические методы принятия решений : учеб. пособие / А. А. Грешилов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - 647 с.
5. Гусева, Е. В. К вопросу о необходимости организации межпредметных элективных курсов / Е. В. Гусева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - №8. С. 146-151.
6. Даутова, О. Б. Готовность педагогов к реализации современных педагогических технологий профильного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/dautova_9_ 42_90_99.pdf
7. Забродина, О. М. Включение элементов профессионально ориентированного содержания в курс информатики на примере изучения надстройки «Поиск решения» MS Excel как средства решения задач оптимизации [Текст] / О. М. Забродина // Материалы XLVI Международной конференции «Научная дискуссия: инновации в современном мире». - Москва : Интернаука, 2016. С. 25-29.
8. Забусова, А. А. Предметно-ориентированные элективные курсы для классов математического профиля / А. А. Забусова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №5. С. 75-79.
9. Комарова, А. Н. Подготовка учителя к проектированию элективных курсов в профильной школе / А. Н. Комарова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3. - С. 107-110.
10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783) [Электронный ресурс] // Центр дистанционного образования «Эйдос». Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2002/0920.htm.
11. Корнеев, А. М. Методы принятия решений : методические указания к проведению практических занятий по курсу «Теория принятия решений» / А. М. Корнеев. Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2012. - 19 c.
12. Космынина, И. Н. О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников / И. Н. Космынина, Д. Н. Кузьмин // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 83-86.
13. Лягинова, О. Ю. Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике / О. Ю. Лягинова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 17-21.
14. Магомедов, Ш. А. Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе / Ш. А. Магомедов, С. Л. Ахмедова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №9. С. 104-112.
15. Методика разработки элективных курсов [Электронный ресурс] // Единое окно доступа к информационным ресурсам. - Режим доступа: http: //window.edu.ru/catalog/pdf2txt/396/57396/27650
16. Михайлова, И. Г. Использование MS Excel при обучении решению задач оптимизации / И. Г. Михайлова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №18. С. 108-111.
17. О методических рекомендациях по реализации элективных курсов [Электронный ресурс] : Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
19. О рабочих программах учебных предметов [Электронный ресурс] : письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
20. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 02.03.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, от 31.12.2015) // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
23. Об элективных курсах в профильном обучении [Электронный ресурс] : Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
24. Омельченко, Н. А. Типология элективных курсов [Электронный ресурс] // Персональный сайт педагога дополнительного образования. - Режим доступа: http://omelchenko.ucoz.ru/
25. Орлов, В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http: //www.eidos.ru/j ournal/2003/0416.htm
26. Пивович, А. И. Оформление и структура учебных программ элективных курсов [Электронный ресурс] // Авторская платформа «Pandia.ru». - Режим доступа: http ://pandia. ru/text/78/074/38820. php
27. Писарук, Н. Н. Исследование операций : учеб. пособие / Н. Н. Писарук. - Минск : БГУ, 2013. - 272 с.
28. Публичный отчетный доклад об итогах работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 151» за 2013-2014 учебный год [Электронный ресурс] // Сайт МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151». Режим доступа: http://xn--151- 8cd3cgu2f.xn--p 1 ai/content.php?id_content=14
29. Соколов, А. В. Методы оптимальных решений. Т. 1. Общие положения. Математическое программирование: учеб. пособие / А. В. Соколов, В. В. Токарев. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2011. - 564 с.
30. Сысоева, И. П. Элективные курсы и их значение в профильном обучении / И. П. Сысоева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №20. С. 36-40
31. Тукмачева, Е. А. Педагог профильного обучения: образовательная программа дополнительного профессионального образования и методические материалы / Е. А. Тукмачева, А. А. Кощеева. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2012. - 120 с.
32. Цулина, И. В. Методические особенности элективного курса «Элементы теории вероятностей» для учащихся старших классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Цулина Ирина Валерьевна. - Москва, 2010. - 20 с.
33. Черникова, Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т. В. Черникова // Профильная школа. - 2005. - № 5. С. 11-16.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ