УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ СТ. 208 УК РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 И Ч. 2 СТ. 208 УК РФ 6
1.1 Понятие и признаки незаконного вооруженного формирования 6
1.2. Объективные и субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 208 УК РФ 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 И Ч. 2 СТ. 208 УК РФ 26
2.1 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 208 УК РФ 26
2.1.1 Создание незаконного вооруженного формирования 26
2.1.2 Руководство незаконным вооруженным формированием 28
2.1.3 Финансирование незаконного вооруженного формирования 29
2.2 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК РФ 32
ГЛАВА 3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОГОВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЯ В НЕМ (СТ. 208 УК РФ) ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 47
3.1. Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ и
ст. 205.4 УК РФ 47
3.2. Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ и
ст. 210 УК РФ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 69
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 И Ч. 2 СТ. 208 УК РФ 6
1.1 Понятие и признаки незаконного вооруженного формирования 6
1.2. Объективные и субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 208 УК РФ 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 1 И Ч. 2 СТ. 208 УК РФ 26
2.1 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 208 УК РФ 26
2.1.1 Создание незаконного вооруженного формирования 26
2.1.2 Руководство незаконным вооруженным формированием 28
2.1.3 Финансирование незаконного вооруженного формирования 29
2.2 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК РФ 32
ГЛАВА 3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОГОВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЯ В НЕМ (СТ. 208 УК РФ) ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 47
3.1. Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ и
ст. 205.4 УК РФ 47
3.2. Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ и
ст. 210 УК РФ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 69
Преступность в течение времени следом за обществом постоянно развивается и усложняется. Развитие и усложнение форм преступных, экстремистских и террористических сообществ идет следом за развитием уголовно-правовой науки и правоохранительных органов.
Так же повышается общественная опасность преступных сообществ, увеличивается численность и степень вооруженности. Помимо этого, лидеры преступных сообществ, тесно связаны с государственными служащими, что усложняет борьбу правоохранительных органов с преступными сообществами.
Международные криминологические исследования показывают, что за последние 30-40 лет преступность в мире увеличилась в среднем в 3-4 раза, при этом на территории бывшего СССР - в 6-8 раз. Ожидается, что негативные тенденции мировой преступности сохранятся и в обозримом будущем, при этом темпы ее роста, составляя в среднем ежегодно около 5%, будут опережать темпы роста народонаселения.
Принятый в 1996 г. УК РФ ввел понятие незаконного вооружённого формирования, кроме того претерпели изменение и иные смежные составы преступлений. Однако несмотря на это законодатель не уточнил многие, важные для правоприменителей моменты, которые в последующем неоднократно толковались в работах исследователей. Различные аспекты проблем соучастия, квалификации бандитизма, организации незаконного вооружённого формирования и преступного сообщества, разграничения этих составов исследовали в своих работах В.М. Быков, П.В. Агапов, Ю.А. Цветков, Д.А. Корецкий, Т.А. Пособина, В.С. Комиссаров, Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов, А.И. Долгова, Р.Р. Галиакбаров и другие авторы.
Общественная опасность организации незаконного вооружённого формирования и участия в нем, создания и участия в бандитской группировке, а также преступном сообществе крайне высока. Дело в том, что деяния, охватывающие эти составы преступлений, посягают как на общественные устои, так и на конституционный строй государства, в котором они совершаются. Вследствие этого, нужно как можно более точно знать, все аспекты, которые, характеризуют данные деяния. Именно они позволят точно квалифицировать преступление, и пресекать нарушения уголовного закона.
Сам факт существования незаконных вооружённых формирований (далее по тексту - НВФ) и преступных сообществ ставит под сомнение способность государства устранять угрозу жизни, здоровью, собственности граждан, обществу в целом. Если учесть то, что названные явления имеют тенденцию к расширению, то, естественно, возрастает и степень недоверия граждан к государству, что само по себе существенно осложняет развитие демократии в России, совершенствование экономических и социальных отношений.
В настоящее время количество лиц, вовлечённых в незаконные вооружённые формирования ниже, чем было в начале 2000-х гг. Однако есть предпосылки для динамики роста данных преступлений. Это связанно как с политической и экономической ситуацией в мире, так и в стране. Наши соотечественники активно вербуются для участия в НВФ, против интересов РФ в горячих точках. В настоящее время количество выявленных преступлений экстремистской направленности, а также особо тяжких преступлений, совершенных организованной группой ниже чем, в 2010-х гг., однако наблюдается тенденция увеличения числа данных преступлений, о чем свидетельствуют данные Прокуратуры Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовно-правовой оценки фактов создания, руководства, финансирования и участия в НВФ.
Предметом исследования являются ст. 208 и другие нормы отечественного уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за организацию и участие в незаконных организованных вооружённых группах, практика их применения, положения теории уголовного права.
Цель работы дать уголовно-правовую характеристику составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. анализ объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ;
2. разрешение проблем отграничения ст. 208 УК РФ от смежных правовых норм, устанавливающих ответственность за организацию и участие в разных организованных преступных формированиях.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, отдельные федеральные законы и иные правовые акты.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных авторов, в частности П.В. Агапова, Ю.М. Ангоняна, С.А Балеева, Н.П. Водько, Р.Р. Галиакбарова, Л.Д. Гаухмана, Е.А Гришко, АИ. Долговой, С.В. Дьякова, АР. Зайнутдинова, Н.Г. Иванова.
Эмпирической основой исследования являются:
- материалы выборочного архивного изучения судебной и следственной практики по ст. 208 УК РФ и смежным с нею нормам;
- отдельные факты о применении ст. 208 УК РФ, выявленные автором из периодической печати, публицистической литературы и сети Интернет;
- приговоры судов и иные материалы опубликованной судебной практики судов общей юрисдикции, Верховных судов субъектов Российской Федерации, краевых и областных судов РФ, содержащие сведения о применении ст.ст. 205, 208, 209, 210 УК РФ и др. за 1997-2019 гг.
Структура работы работа состоит из введения, трех глав (4 параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.
Так же повышается общественная опасность преступных сообществ, увеличивается численность и степень вооруженности. Помимо этого, лидеры преступных сообществ, тесно связаны с государственными служащими, что усложняет борьбу правоохранительных органов с преступными сообществами.
Международные криминологические исследования показывают, что за последние 30-40 лет преступность в мире увеличилась в среднем в 3-4 раза, при этом на территории бывшего СССР - в 6-8 раз. Ожидается, что негативные тенденции мировой преступности сохранятся и в обозримом будущем, при этом темпы ее роста, составляя в среднем ежегодно около 5%, будут опережать темпы роста народонаселения.
Принятый в 1996 г. УК РФ ввел понятие незаконного вооружённого формирования, кроме того претерпели изменение и иные смежные составы преступлений. Однако несмотря на это законодатель не уточнил многие, важные для правоприменителей моменты, которые в последующем неоднократно толковались в работах исследователей. Различные аспекты проблем соучастия, квалификации бандитизма, организации незаконного вооружённого формирования и преступного сообщества, разграничения этих составов исследовали в своих работах В.М. Быков, П.В. Агапов, Ю.А. Цветков, Д.А. Корецкий, Т.А. Пособина, В.С. Комиссаров, Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов, А.И. Долгова, Р.Р. Галиакбаров и другие авторы.
Общественная опасность организации незаконного вооружённого формирования и участия в нем, создания и участия в бандитской группировке, а также преступном сообществе крайне высока. Дело в том, что деяния, охватывающие эти составы преступлений, посягают как на общественные устои, так и на конституционный строй государства, в котором они совершаются. Вследствие этого, нужно как можно более точно знать, все аспекты, которые, характеризуют данные деяния. Именно они позволят точно квалифицировать преступление, и пресекать нарушения уголовного закона.
Сам факт существования незаконных вооружённых формирований (далее по тексту - НВФ) и преступных сообществ ставит под сомнение способность государства устранять угрозу жизни, здоровью, собственности граждан, обществу в целом. Если учесть то, что названные явления имеют тенденцию к расширению, то, естественно, возрастает и степень недоверия граждан к государству, что само по себе существенно осложняет развитие демократии в России, совершенствование экономических и социальных отношений.
В настоящее время количество лиц, вовлечённых в незаконные вооружённые формирования ниже, чем было в начале 2000-х гг. Однако есть предпосылки для динамики роста данных преступлений. Это связанно как с политической и экономической ситуацией в мире, так и в стране. Наши соотечественники активно вербуются для участия в НВФ, против интересов РФ в горячих точках. В настоящее время количество выявленных преступлений экстремистской направленности, а также особо тяжких преступлений, совершенных организованной группой ниже чем, в 2010-х гг., однако наблюдается тенденция увеличения числа данных преступлений, о чем свидетельствуют данные Прокуратуры Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовно-правовой оценки фактов создания, руководства, финансирования и участия в НВФ.
Предметом исследования являются ст. 208 и другие нормы отечественного уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за организацию и участие в незаконных организованных вооружённых группах, практика их применения, положения теории уголовного права.
Цель работы дать уголовно-правовую характеристику составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. анализ объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ;
2. разрешение проблем отграничения ст. 208 УК РФ от смежных правовых норм, устанавливающих ответственность за организацию и участие в разных организованных преступных формированиях.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, отдельные федеральные законы и иные правовые акты.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных авторов, в частности П.В. Агапова, Ю.М. Ангоняна, С.А Балеева, Н.П. Водько, Р.Р. Галиакбарова, Л.Д. Гаухмана, Е.А Гришко, АИ. Долговой, С.В. Дьякова, АР. Зайнутдинова, Н.Г. Иванова.
Эмпирической основой исследования являются:
- материалы выборочного архивного изучения судебной и следственной практики по ст. 208 УК РФ и смежным с нею нормам;
- отдельные факты о применении ст. 208 УК РФ, выявленные автором из периодической печати, публицистической литературы и сети Интернет;
- приговоры судов и иные материалы опубликованной судебной практики судов общей юрисдикции, Верховных судов субъектов Российской Федерации, краевых и областных судов РФ, содержащие сведения о применении ст.ст. 205, 208, 209, 210 УК РФ и др. за 1997-2019 гг.
Структура работы работа состоит из введения, трех глав (4 параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итог сказанному выше, можно прийти к следующим выводам.
НВФ это организованная вне рамок федеральных законов группа лиц (2 и более) обладающая признаками устойчивости и иерархичностью, обладающих оружием, количество и поражающая мощность которого достаточны для проведения разовых акций или длительных боевых действий, и представляющих угрозу конституционному строю, территориальной целостности, правам и свободам личности как элементам общественной безопасности.
1) Численность вооружённого формирования это 2 и более человек. Основным является наличие иерархичности, разделение полномочий и устойчивости.
2) Вооружённость любое оружие предусмотренное федеральным законодательством. Так же к оружию можно отнести самодельные образцы. Главное что бы члены НВФ осознавали их вооружённость. И данного оружия должно быть достаточно, для проведения разовых боевых акций или продолжительных боевых действий.
3) Незаконность подразумевает под собой то, что это формирование не предусмотрено ни одним федеральным законом или ведомственным нормативным актом. Преступление считается оконченным, с момента создания незаконного вооружённого формирования.
Формы совершения данного преступления
1) Создания включает в себя разработку структуры системы функционирования незаконного вооружённого формирования. Оконченным создание считается, с момента конечного оформления формирования.
2) Руководство подразумевает под собой выработку политики существования незаконного вооружённого формирования, решения каких либо проблем, издания приказов.
3) Под финансированием понимается предоставлением различных материальных благ. Так же я решил выделить пособничество в финансировании, связанно это с тем, что незаконное вооруженное формирование для своего существование требует немалое количество средств, так же сам процесс финансирования сложен и возможно требует пособников для его осуществления.
4) Участие в НВФ под участием в незаконном вооруженном формировании надлежит понимать вхождение в состав такого формирования (например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия) и выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования (обучение его участников; строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений; приготовление пищи; ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования.
В настоящий момент актуальность данного состава вызывает множество вопросов. Связано это с отсутствием судебной практики, по данному составу, как следствие не применение данной нормы в ее текущем виде. В связи с этим возникает потребность в изменении диспозиции указанной статьи УК Российской Федерации.
Кроме того, в текущей мировой ситуации в законодательстве РФ никак не описаны ЧВК. Создание и деятельность таких организаций незаконно, однако приговоры судов, осуждающие за участие, создание, финансирование ЧВК, в открытых ресурсах отсутствуют. Следовательно, данная сфера остается полностью теневой, для законодателя и правоприменителя. Однако в иных странах, данные формирования существуют в соответствии с законами тех стран, где они созданы. Страны с развитым рынком частных военных услуг (США, ЕС, Канада, Австралия) указывают на достаточность для саморегулирования отрасли существующих инструментов, таких как «Документ Монтрё» и Международный кодекс поведения частных охранных компаний (не являются международными договорами и не налагают обязательств правового характера).
Анализируя судебную практику, мы пришли к выводу, что в современных реалиях не существует НВФ, которые созданы не в террористических целях. Следовательно, данное деяние охватывается составом преступления предусмотренного ст. 205.4 УК Российской Федерации.
Стоит так же отметить, что некоторые другие статьи перекликаются со ст. 208УК РФ, как говорит Агапов П.В., конкуренцию норм ст. 205.1 и ст.208 Уголовного Кодекса нужно устранять. Дело в том, что санкция за эти статьи ощутимо разная по своей тяжести. Однако составы настолько близки, что зачастую судья не может правильно квалифицировать действия лиц, и как следствие этого за одни и те же деяния разные люди у разных судий получают разную квалификацию. Это нам говорит о том, что законодателю нужно развести эти понятия, дабы такого не происходило. Для лучшей квалификации действий, необходимо постановление ППВС РФ для того, что точнее квалифицировать эти деяния. Так же необходимо разъяснение, как квалифицировать действие по помощи членам НВФ. В одних случаях действия квалифицируются как участие в НВФ в других же случаях те же действия квалифицируются как пособничество в участии в НВФ.
НВФ это организованная вне рамок федеральных законов группа лиц (2 и более) обладающая признаками устойчивости и иерархичностью, обладающих оружием, количество и поражающая мощность которого достаточны для проведения разовых акций или длительных боевых действий, и представляющих угрозу конституционному строю, территориальной целостности, правам и свободам личности как элементам общественной безопасности.
1) Численность вооружённого формирования это 2 и более человек. Основным является наличие иерархичности, разделение полномочий и устойчивости.
2) Вооружённость любое оружие предусмотренное федеральным законодательством. Так же к оружию можно отнести самодельные образцы. Главное что бы члены НВФ осознавали их вооружённость. И данного оружия должно быть достаточно, для проведения разовых боевых акций или продолжительных боевых действий.
3) Незаконность подразумевает под собой то, что это формирование не предусмотрено ни одним федеральным законом или ведомственным нормативным актом. Преступление считается оконченным, с момента создания незаконного вооружённого формирования.
Формы совершения данного преступления
1) Создания включает в себя разработку структуры системы функционирования незаконного вооружённого формирования. Оконченным создание считается, с момента конечного оформления формирования.
2) Руководство подразумевает под собой выработку политики существования незаконного вооружённого формирования, решения каких либо проблем, издания приказов.
3) Под финансированием понимается предоставлением различных материальных благ. Так же я решил выделить пособничество в финансировании, связанно это с тем, что незаконное вооруженное формирование для своего существование требует немалое количество средств, так же сам процесс финансирования сложен и возможно требует пособников для его осуществления.
4) Участие в НВФ под участием в незаконном вооруженном формировании надлежит понимать вхождение в состав такого формирования (например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия) и выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования (обучение его участников; строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений; приготовление пищи; ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования.
В настоящий момент актуальность данного состава вызывает множество вопросов. Связано это с отсутствием судебной практики, по данному составу, как следствие не применение данной нормы в ее текущем виде. В связи с этим возникает потребность в изменении диспозиции указанной статьи УК Российской Федерации.
Кроме того, в текущей мировой ситуации в законодательстве РФ никак не описаны ЧВК. Создание и деятельность таких организаций незаконно, однако приговоры судов, осуждающие за участие, создание, финансирование ЧВК, в открытых ресурсах отсутствуют. Следовательно, данная сфера остается полностью теневой, для законодателя и правоприменителя. Однако в иных странах, данные формирования существуют в соответствии с законами тех стран, где они созданы. Страны с развитым рынком частных военных услуг (США, ЕС, Канада, Австралия) указывают на достаточность для саморегулирования отрасли существующих инструментов, таких как «Документ Монтрё» и Международный кодекс поведения частных охранных компаний (не являются международными договорами и не налагают обязательств правового характера).
Анализируя судебную практику, мы пришли к выводу, что в современных реалиях не существует НВФ, которые созданы не в террористических целях. Следовательно, данное деяние охватывается составом преступления предусмотренного ст. 205.4 УК Российской Федерации.
Стоит так же отметить, что некоторые другие статьи перекликаются со ст. 208УК РФ, как говорит Агапов П.В., конкуренцию норм ст. 205.1 и ст.208 Уголовного Кодекса нужно устранять. Дело в том, что санкция за эти статьи ощутимо разная по своей тяжести. Однако составы настолько близки, что зачастую судья не может правильно квалифицировать действия лиц, и как следствие этого за одни и те же деяния разные люди у разных судий получают разную квалификацию. Это нам говорит о том, что законодателю нужно развести эти понятия, дабы такого не происходило. Для лучшей квалификации действий, необходимо постановление ППВС РФ для того, что точнее квалифицировать эти деяния. Так же необходимо разъяснение, как квалифицировать действие по помощи членам НВФ. В одних случаях действия квалифицируются как участие в НВФ в других же случаях те же действия квалифицируются как пособничество в участии в НВФ.
Подобные работы
- Уголовно - правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная- правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 228.1 УК РФ (Московский государственный юридический университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - НАЛОГ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ (12.00.14.)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



