ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РФ 11
1.1 ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ 11
1.2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
1.3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ В РФ 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 29
2.1 АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 29
2.2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 53
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 53
3.2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность темы исследования. Туризм, являющийся частью экономического сектора, всегда оказывал значительное влияние на развитие общественной, политической и культурной жизни страны. Как одной из наиболее активных форм досуга, туризм зарождается в период древних обществ. Несмотря на то, что как форма путешествия туризм зарождается достаточно рано, законодательное оформление данная деятельность получает только в XX веке. Именно в этот период складываются новые формы путешествий, а также оформляются новые маршруты.
Россия имеет большие возможности для развития внутреннего и въездного туризма в виду наличия уникального туристско-рекреационного потенциала. Территория такого размера имеет богатое историческое и культурное наследие, а в некоторых районах - нетронутую дикую природу. Страна допускает развитие различных видов туризма, включая прибрежный отдых, оздоровление и рекреацию, экстремальный туризм и многие другие.
Регион России с наиболее благоприятным потенциалом для развития сектора туризма - это Алтайский край. Он обладает особой духовной, материальной, экономической ценностями. На выбранной для исследования территории туризм - это одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики края. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного является рекреационный потенциал. Историческое и культурное наследие региона также является важным фактором развития туристической деятельности. В целом, наличие туристических ресурсов делает этот регион особенным.
Наличие туристских ресурсов является важным, но не единственным фактором в индустрии туризма. Вторым необходимым компонентом является развитая инфраструктура, которая заключается в наличии на данной территории средств размещения туристов - гостиниц, туристических баз, кемпингов, санаториев, а также специализированных туристических организаций, предоставляющих услуги по сопровождению и обслуживанию туристов. Благодаря развитой инфраструктуре осваиваются туристские ресурсы, повышается их привлекательность для туристов, значительно расширяется туристская территория и компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона.
Особый интерес к Алтайскому краю как туристического направления заключается главным образом в том, что обширная природная среда края практически на всей площади сохранилась в естественном состоянии. Регион, выбранный автором, является наиболее перспективной зоной экотуризма мира, с живописным пейзажем, культурными и историческими памятниками, богатыми природными ресурсами, а также уникальной фауной и флорой.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 85 тематических зон. Каждый район делится на специализированные туристические зоны, в зависимости от интереса туристов к природному и культурному потенциалу России. Одной из таких зон является Алтайский край. Здесь можно отдохнуть, воспользоваться лечебно-оздоровительным туризмом, отправиться в поход или покататься на лыжах. Однако в туризме не сложилась эффективная система по отношению к рынку, уровень услуг невысок, а нормативное обеспечение слабое.
Поэтому актуальность обусловлена важностью изучения особенностей управления туристскими ресурсами в регионе. Для этого следует оценить туристский потенциал региона и определить эффективность выбранной политики развития туризма в Алтайском крае. В настоящее время туризм в регионе рассматривается как самостоятельный сектор экономики, поскольку с 2000 года региональные власти все чаще позиционируют туристские ресурсы как новую важную составляющую этой сферы, от активного развития которой можно получить серьезный источник финансовых поступлений в региональный и местные бюджеты, платформу для развития малого и среднего бизнеса, а также социокультурного пространства территории.
Степень разработанности темы исследования.
В качестве изучения туристической отрасли, как фактора развития экономики на определенной территории стоит обратиться к концепциям исследования туризма Э. Кохена. В соответствии с положениями, разработанными в исследовании ученого Э. Кохена «The 8оею1о§у оГ Тоипзш: Approaches, Issues, andFindings» три аспекта туризма стали реальностью. Первый - социально ориентированный анализ, в котором изучение основных тенденций развития туризма позволяет документировать и анализировать изменения в социальных отношениях. Второй аспект сосредоточен на анализе взаимоотношений между местными жителями и туристами или группами туристов. Третий аспект рассматривается, например, в вопросах идентификации и мотивации туриста.
За прошедшие несколько лет можно отметить увеличивающийся интерес к проблеме развития туризма, особенно в отдельных странах и регионах. Следует обратиться к работам следующих исследователей: Д. Дреджа и Дж.
Дженсинса, Л. Чавеса - предметом изучения упомянутых авторов является определение важности региональной политики в области туризма и насколько целесообразно ее активное продвижение. В исследованиях рассматриваются перспективы, которые влечет за собой планомерная региональная политика в области туризма, а именно устойчивое развитие туризма, представленность региона на туристическом рынке и, соответственно, привлечение туристов.
На развитие туризма в регионах Российской Федерации обращает пристальное внимание в своих публикациях В. Слюсарев. Автор исследует возможности и структурно разбирает элементы эффективного управления туризмом в регионах, при этом подчеркивая, что потенциал регионального туризма имеет колоссальное значение для развития туризма в стране в целом.
В работах Е. Бенко, А. Воронина и К. Сухенко освещаются направления и методы государственного регулирования регионального сектора туризма и отдыха, а их исследования посвящены совершенствованию государственного регулирования регионального туризма. Однако, несмотря на внимание, уделяемое этой проблеме, некоторые важные вопросы остаются практически неизученными.
Определенный интерес представляют научные публикации, написанные в 1990-х годах В.Е Арефьевым, А.В. Чудовым, А.Д. Остаповым, А.А. Бенгард, С.В. Харламовым . Исследователей волновали проблемы и перспективные направления использования рекреационного потенциала и развития туристической отрасли на Алтае.
В настоящее время необходимо отметить работы исследователей В.Е. Арефьева, Ю.А. Барзыкина Ю.А Е.В. Ездиной, И.В. Колупаевой, О.Н. Надбитовой , в которых рассматриваются, экономический аспект, состояние и проблемы качества туристических услуг Алтайского региона.
Итак, существует определенный опыт исследований на эту тему. Предшественники рассматривали многие аспекты развития индустрии туризма и ее инфраструктуры в региональном контексте.
Объектом исследования является туристическая отрасль Алтайского края.
Предмет исследования: туристский потенциал Алтайского края и управление его развитием.
Цель данной работы: оценить состояние развития туризма в Алтайском крае и определить пути повышения эффективности управления данной отрасли.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты и организационно-правовые основы туризма в РФ.
2. Проанализировав уровень развития туристической отрасли в Алтайском крае.
3. Выявить основные проблемы туристской отрасли в Алтайском крае и обозначить пути их решения.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2019-2022 годы.
Территориальные рамки исследования ограничены современной территорией Алтайского края Российской Федерации.
Источниковая база исследования.
Основой написания данной научной работы является:
1. Законы и указы федеральных и краевых властей, постановления о федеральных и краевых целевых программах, определяющих основные приоритетные стороны развития туристической отрасли на Алтае.
2. Статистические данные, отчеты о проводимых мероприятиях по развитию туризма, опубликованные на официальных сайтах государственных органов Алтайского края, а также муниципальных образований.
3. Работы и исследования ученых - монографии, статьи, сборники, путеводители таких исследователей, Н.Ф. Харламовой, А.Н. Романова, Ю.А. Арефьева, Ю.А Барзыкина, Е.В. Ездиной, И.В. Колупаевой, О.Н. Надбитовой.
Методология и методы исследования. На сегодняшний день системный анализ является общей методологической основой, органично объединяющей различные научные концепции, связанные с туризмом, в единое понятие. Его цель - исследовать сущность туризма как совокупности систем, изучить взаимосвязь внутреннего и внешнего, выявить механизмы устойчивой структуры системы. Рассматривая отдельные явления как части, элементы и компоненты целого, можно охарактеризовать туризм и выявить его специфику.
В контексте научных исследований пример изучения одного из основных компонентов туризма - инфраструктуры туризма - можно рассматривать как оценку, включающую функциональный подход, то есть изучение уровня условий, благоприятных для отдыха и туризма. Функциональные показатели также включают оценку эффективности организации туристской деятельности. Это подразумевает набор общих условий, которые учитывают потребности туристов, обеспечивая безопасность их имущества и не нанося ущерба их здоровью на туристических маршрутах и в местах, которые они посещают. Функциональный подход может быть направлен на выявление и оценку качества местных туристических услуг.
В работе использовался метод анализа, позволяющий изучить инфраструктуру туризма путем мысленного или практического расчленения ее на составные элементы (объектов размещения туристов, туристические организации и т.д.), дедукции - метод логического умозаключения от общего к частному, т.е. сначала исследуется туризм в Алтайском крае в целом, а затем его ставные элементы - природно-рекреационные условия, инфраструктура и т.д.
Новизна работы. Данное исследование является попыткой углубленного изучения туристских ресурсов Алтайского края с целью выявления и разработки рекомендаций по развитию перспектив в туристской отрасли на данной территории.
Апробация исследования состоит в том, что по итогам Международного онлайн-симпозиума «Казахстан и тюркский мир: актуальные проблемы в сфере общественных наук», прошедшего 25 апреля 2021 года, организованного Институтом истории государства КН МОН РК и Республиканской ассоциацией молодых историков, в издание сборника онлайн-симпозиума была включена статья автора диссертации: «Перспективы развития регионального туризма в условиях пандемии на примере Алтая». Также отдельные положения исследовательской работы были представлены в виде доклада на VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!», проводимой в Алтайском государственном университете 22 апреля 2021 года.
Практическая значимость. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии экономического развития Алтайского края.
Структура диссертации соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Управление туризмом на региональном уровне требует региональной политики. Упор на региональной политике обусловлен значительными отличиями между регионами в развитии туризма и тем фактом, что не все регионы должны уделять больше внимания туристическому сектору.
Взгляды экспертов о туристско-рекреационном потенциале Алтайского края разнообразны и на сегодняшний день нет единого мнения. Однако ни один регион не может развивать свою индустрию туризма без государственной поддержки, поэтому для развития местного туризма необходимы новые стимулы. Алтайский край богат на туристические ресурсы и имеет хороший потенциал для развития, край может предложить путешественникам многообразие видов туризма.
Проанализировав туристический продукт в Алтайском крае, можно констатировать, что туризм, развлечения и отдых, которые здесь рождаются, развиваются быстрее, чем в среднем по стране. Однако, несмотря на инвестиционное содействие региональных властей и Правительства РФ, роль и влияние туризма на местную жизнь пока незначительны и локализованы, в крае все еще существует достаточное количество отрицательных факторов, препятствующих развитию туризма.
В ходе проведенной работы сформулирован ряд выводов и проведен анализ туристского потенциала на территории Алтайского края. Несмотря на большой рекреационный потенциал, обусловленный различными культурно-историческими, лечебно-оздоровительными, бальнеологическими, природными и иными факторами, региональный туризм в крае имеет ряд проблем в развитии туристического:
1. Цены на туристические услуги высокие.
2. Инфраструктура развита слабо.
3. Некоторые регионы, города и муниципалитеты неэффективно используют свои благоприятные географические условия
4. Неравномерное рекреационное освоение и развитие дестинаций.
5. Слабое продвижение туристических продуктов края в Интернете.
Создание целостного и интегрированного туристического продукта, охватывающего несколько перспективных областей региона, является стратегической целью региональной власти Алтайского края. Это позволит улучшить туристический продукт, привлечь больше туристов и продлить их пребывание в крае без увеличения негативного воздействия на окружающую среду.
Первым шагом будет формирование нескольких регионов с единым и интегрированным туристским продуктом. Это лечебно-оздоровительные регионы, включающие четыре предгорных района (Алтайского, Чарышского, Солонешенского, Смоленского), в том числе Белокуриху и Горную Колывань (г. Змеиногорск, Змеиногорский и Курьинский районы) и район соленый озер (в основном г. Яровое, Завьяловский и Бурлинский районы). Другие рекреационные зоны должны быть выделены на региональном уровне для отдыха местного населения в контексте возможного будущего развития.
Развитие транспортной инфраструктуры является основой для разработки комплексного туристического продукта. Содействие развитию туризма также зависит от решения проблем электроснабжения и утилизации отходов. Особое значение имеет реализация планов по территориальному планированию и зонированию туристических районов Алтайского края.
Наиболее перспективными видами туризма в Алтайском крае являются санаторно-оздоровительный туризм, экстремальный туризм, пляжный туризм, охота и рыбалка. В долгосрочной перспективе культурные и когнитивные элементы туристического продукта будут играть все более важную роль. Одна из главных задач - сбалансировать сезонный характер туризма, создать круглогодичные туристические центры и развивать инфраструктуру для зимних видов отдыха.
Усилия региональных властей по превращению Алтайского края в туристско-рекреационный регион обладают двумя основными целями: поиск источников финансирования для развития алтайской индустрии туризма и привлечение туристов. Для обеспечения туристического продукта на Алтае необходимо выбрать ряд приоритетных направлений. Сохранение и расширение сибирского рынка, безусловно, очень важно для Алтайского края.
Очевидно, что для выполнения целевых показателей по продвижению туристского продукта Алтайского края на российском и внешнем рынках необходимо усиление маркетинговой составляющей, а именно: должен быть проведен более полный анализ потребностей туристов во всех сегментах, что повысит направленность программы и, следовательно, ее эффективность. А также следует уделить наиболее пристальное внимание продвижению туристских регионов Алтайского края в сети Интернет.
Необходимо брать во внимание тот факт, что у этого рынка есть реальные и развивающиеся конкуренты - Кемеровской области, Республики Алтай и Хакасии, регионов Байкала. Наибольший туристический интерес представляют Москва и Московская область. Поэтому Алтайский край должен уделять больше внимания этим рынкам с точки зрения анализа преимуществ и недостатков. Кроме того, для привлечения туристов необходимо организовывать масштабные мероприятия (культурные и спортивные) национального и международного значения.
Особая поддержка необходима малым и средним предприятиям в секторе туризма. Развитие туризма в целом и создание различных туристических продуктов не может быть достигнуто только за счет масштабных проектов. Присутствие малого и среднего бизнеса в этом секторе способствует повышению благосостояния населения, решению проблем занятости в сельской местности и развитию новых территорий для туризма.
Для того, чтобы Алтайскому краю начать активное развитие туризма необходимо преодолеть несколько сдерживающих факторов. На данном этапе краю уже не хватает компетентного обслуживающего персонала и профессиональных менеджеров по туризму, существует несоответствие между спросом на персонал для туристической деятельности и специалистами, которых готовят местные учебные заведения. Безопасность туристов вызывает сомнения во время путешествий по экстремальным маршрутам и на палаточных привалах. Нельзя предпринимать радикальные действия, но необходима планомерная работа по выводу туристского рынка Алтайского края из тени.
Учитывая вышеперечисленные факторы развития туризма, можно сделать вывод, что стратегическое преимущество расположения Алтайского края, ценность его туристических ресурсов, создание современных и конкурентоспособных развлекательных и рекреационных объектов, а также соответствующая и разработанная маркетинговая стратегия могут привлечь большое количество туристов и включить Алтайский край в международное туристическое пространство.
1. Chaves L. G. Regional sustainable tourism policy and cycle / L. G. Chaves
[Электронный режим]. URL: http://www.onecaribbean.org/content/
files/cariolbrocycle2.pdf (дата oбращения: 25.02.2022).
2. Cohen Erik. The Sociology of Tourism: Approaches, Issues, and Find-ings //
Annual Review of Sociology |rAieKTpoiiiibiii ресурс]/ URL:
http://www.urbanlab.org/articles/tourism/Cohen%201984%20%20sociology%2 0of%20tourism.pdf (дата oбращeния: 22.02.2022).
3. Агранoвский M.A. Туризм: уч. noco6. изд. 2-е испр. и gon. - M.: физкультура и старт, 2006. - 232 с.
4. Алeкcандрoва А.Ю. Мeждунарoдный туризм. / А.Ю. Алeкcандрoва. - Мocква: КтаРус, 2016. - 460 с.
5. Алтайский край. - M.: Прoфиздат, 1987. - 264 c.
6. Аналитический центр при Правительстве Рoccийcкoй Федерации «Динамика cnрocа на туристические услуги в Рoccии на фoнe пандемии COVID-19», 2020. - С. 6.
7. Арефьев B.E. Бeзonаcнocть туризма и туристсгой дестинации [Текст]: мoнoграфия / В.Е. Арефьев; M-ro oбразoвания и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. ун-т». - Барнаул: Изд-HOАлтайс^го гос. ун-та, 2013. - 426 с.
8. Арефьев B.E. и др. Туризм на Алтае: предтасылки развития и nрoблeмы талезтасти / В.Е. Арефьев, A.B. Чудoв. Барнаул, 1994. - 128 с.
9. Артeмoва E.H. Оставные виды туризма [Текст]: учeбнo-мeтoдичecкoe татабие для высшего nрoфeccиoнальнoгo oбразoвания / E.H. Артeмoв, О.Г Владимирoва; Миниcтeрcтвo oбразoвания и науки Рoccийcкoй Федерации, Федеральтае государствентае бюджеттае oбразoватeльнoe учреждение высшего nрoфeccиoнальнoгo oбразoвания «Гocударcтвeнный университет - учeбнo-научнo-nрoизвoдcтвeнный №мплекс». - Орел: Гocунивeрcитeт - УНПК, 2015. - 171 с.
10. Ассель Г.Н. Маркетинговые принципы и стратегии. М.: Инфра-М.,
1999. - 803 с.
11. Барзыкин Ю.А. Актуальные проблемы и основные направления
развития туристской индустрии // Наука и туризм: стратегии
взаимодействия. - Барнаул, 2012. - С. 26-30.
12. Безмельницин Н.Г. Туризм: Уч. пособ. - Омск: ОГИФК, 2008. - 33 с.
13. Бенько Е.В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе // Экономические науки. - 2011.
- № 1. - С. 218-222.
14. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учебник для СПО / Л.Г. Березовая. - M.: Издательство Юрайт, 2019. - 477 с.
15. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом «Герда»,
2000. - 192 с.
16. Борисов К.Г. Международный туризм и право / Рец. д.юр.н., проф. М.И. Лазарев, к.э.н. В.Н. Анашкин, д.юр.н., проф. И.Н. Арцибасов. - Москва: Издательство НИМП, 1999. - 350 с.
17. Бугорский В.П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В.П. Бугорский. - M.: Издательство Юрайт, 2019.
- 165 с.
18. Буйленко В.Ф. Развитие современного туризма [Текст] / В.Ф. Буйленко.
- М., 2008. - 416 с.
19. Буйленко В.Ф. Туризм: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 394 с.
20. В Алтайском крае подвели итоги развития туротрасли в 2020 году
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.a1tairegiои22.ru/reцюи иews/va1taiskоm-krae-pоdve1i-itоgi-гагуй1уа-1игой'аз11-у-2020-дойи 910264.html(дата обращения 20.02.2022).
21. Власов А.А. Туризм: Учеб.-метод. пособие. - М.: «Высшая школа»,
2005. - 95 с.
22. Воронин А.Н. Теоретические и методические аспекты совершенствования государственного регулирования туризма в регионах / А.Н. Воронин, К.Э. Сухенко // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3 (23). - С. 380-383.
23. Государственная программа Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2020-2024 годы [Электронный ресурс]. URL: ййрз:/Мосз.сп1Д.ш/4осишеп1/570717387(дата обращения 27.03.2022).
24. Гранберг А.Г Основы региональной экономики. - М.: Знание, 2010. - 412 с.
25. Греков М. Туризм, практика, проблемы и перспективы. - М., 2004. - 253 с.
26. Губенко Н.Н. Законодательство о туризме в Российской Федерации за рубежом. Состояние и перспективы // Экономика и право. - 2005. - №9.
27. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев - М.: НОЛИДЖ, 1996. - 312 с.
28. Дойнеко О.В. Алтай туристический [Текст] / О.В. Дойнеко. - Барнаул, 2011. - 223 с.
29. Дурович А.П. Организация туризма Учебное пособие [Текст] / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Минск: Новое знание, 2003. - 632 с.
30. Ездина Е.В. Транспортные коммуникации как основа развития туризма // Молодежь - Барнаулу: материалы XII городской научно-практической конференции молодых ученых. - Барнаул, 2011. - С. 143-144.
31. Журко T.B. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методическое пособие. - М.: МАТГР, 2003. - С. 33.
32. Зацепина И.А. Развитие туризма в Алтайском крае (1960-е гг.) // Туризм Омского региона. Проблемы развития и управления туризмом в Сибири: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Левочкиной. - Омск: Образование-информ,
2006. - Вып. №2. - С. 5-8.
33. Зиядин С.Т., Молдажанов М.Б. Совершенствование управления
туристского кластера региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2015. - № 3 (125). - С. 185-191.
34. Золотовский B.A. Правовое регулирование туристской деятельности: учебник для СПО / B.A. Золотовский, Н.Я. Золотовская. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 247 с.
35. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности [Текст] / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М., 2005. - 299 с.
36. Ильин В.Н. Основные направления и перспективы развития внутреннего туризма в Алтайском крае / В.Н. Ильин // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: сборник статей / под ред. И.А. Панарина; Алтайский филиал РАНХиГС. - Вып. 12¬13 (2015-2016 гг.). - Барнаул: АЗБУКА, 2016. - С. 13-25.
37. Информационный портал «Бирюзовая Катунь» [Электронный ресурс]. URL:www.bkatun.ru(дата обращения 04.04.2022).
38. Кабушкин Н.И. Организация туризма. Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 632 с.
39. Камбалов Н.А. По интересным местам Алтайского края [Текст]. - 2-е изд., доп. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 2005. - 132 с.
40. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2 / под общ. ред. Г.А. Карповой, Л.В. Хоре-вой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 135 с.
41. Квартальнов В.А. Современные особенности туризма как научного познания и исследований // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 11. - С. 12.
42. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. - Т. 3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 320 с.
43. Ковынева Л.В. Региональный туризм. - Хабаровск, 2005. - 111 с.
44. Колупаева И.В. Анализ исторического развития туристской
инфраструктуры Алтайского края // Наука и туризм: стратегии
взаимодействия. - Барнаул, 2014. - С. 50-52.
45. Миронов И.А. Историческое наследие Алтая. - Барнаул: изд-во "ВираЖ", 2005. - 386 с.
46. Надбитова О.Н. Адаптивность гостиничной инфраструктуры для внедрения новых видов социального // Молодежь - Барнаулу: материалы XII городской научно-практической конференции молодых ученых. - Барнаул, 2011. - С. 148-149.
47. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики, 2008. - №1. - С. 108-119.
48. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края
«Развитие туризма в Алтайском крае» за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: Ййр://1оипзт.а1гедп.ги/гед1з1гу/о1сйе1у-о-геа117асп-дози4агз1уеппоу-
ргодгатту-айаузкодо-кгауа (дата обращения: 20.04.2022).
49. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края
«Развитие туризма в Алтайском крае» за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: http://tоuгism.a1гegп.гu/гegistгy/оtchety-о-гea1izacii-gоsudaгstveппоy-
pгоgгammy-a1tayskоgо-kraya (дата обращения: 20.04.2022).
50. Отчет о реализации государственной программы Алтайского края
«Развитие туризма в Алтайском крае» за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: http://tоuгism.a1гegп.гu/гegistгy/оtchety-о-гea1izacii-gоsudaгstveппоy-
pгоgгammy-a1tayskоgо-kraya (дата обращения: 21.04.2022).
51. Официальный сайт AltaiOnline [Электронный ресурс]. URL: www.a1taiоnline.ru(дата обращения: 27.03.2022).
52. Официальный сайт amic [Электронный ресурс]. URL:
https: //www.amic.гu/пews/ekопоmika/bez-pгikгas-i-пakгutki-skого-staпet- izvestпо-kakоy-vk1ad-v-ekопоmiku-kгaya-vпоsit-turizm (дата обращения:
21.03.2022).
53. Официальный сайт MK.RU[Электронный ресурс]. URL: https://brl.mk.ru/social/2022/03/09/turpotok-altayskogo-kraya-v-2021-godu-ne-smog-pereshagnut-dokovidnyy-uroven.html(дата обращения: 10.0.2022).
54. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http: //www. altaire gion22 .ru/(дата обращения: 17.03.2022).
55. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. URL:
http s: //www.altaire gion22.ru/info/tour/altai/(дата обращения: 19.04.2020).
56. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. URL:
https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/tourism22/upravlenie-turizma.php(дата обращения: 13.03.2022).
57. Официальный сайт Аналитическая служба АТОР [Электронный
ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html(дата
обращения: 21.04.2022).
58. Официальный сайт ВИЗИТАЛТАЙ [Электронный ресурс]. URL: www.visitaltai.info(дата обращения: 15.03.2022).
59. Официальный сайт ЕМИСС Государственная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/(дата обращения: 12.04.2022).
60. Официальный сайт Комсомольская правда [Электронный ресурс]. URL:
https://www.kp.ru/best/altai/itogi-altayskogo-kraya-2020/turizm/ (дата
обращения: 21.04.2022).
61. Официальный сайт Национальный рейтинг [Электронный ресурс]. URL: https://russia-rating.ru/info/20156.html(дата обращения: 20.03.2022).
62. Официальный сайт Справочник [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/geografiya/altayskiy kray geografiya klimat prirodnye
osobennosti/(дата обращения: 17.04.2022).
63. Официальный сайт Туризм.РФ [Электронный ресурс]. URL: https: //туризм.рф/news/mikhail-mishustin-utverdil-go sprogrammu--razvitie- turizma-/ (дата обращения: 21.02.2022).
64. Официальный сайт Управления Алтайского края по развитию туризма и
курортной деятельности [Электронный ресурс]. URL:
https://tourism.alregn.ru/(дата обращения: 18.04.2020).
65. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. URL:https: /Лош^т.доу.ш/(дата обращения: 20.02.2022).
66. Писаревский Е.Л. Туризм. Особенности и проблемы. - М.: Инфра, 2011. - 430 с.
67. Постановление от 29 декабря 2014 года № 589 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» (с изменениями на 19 декабря 2019 года) (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 13.04.2016 № 124, Постановлений Правительства Алтайского края от 01.03.2017 № 65, от 24.04.2018 № 139, от 13.03.2019 № 77, от 19.12.2019 № 524) [Электронный ресурс]. URL: https://dоcs.cntd.ru/dоcument/ 561715217 (дата обращения 19.03.2022).
68. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма» [Электронный ресурс]. URL:
https://base.garant.ru/403336467/(дата обращения 01.03.2022).
69. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant.ru/187774/(дата обращения 02.03.2022).
70. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» [Электронный ресурс]. URL: https://dоcs.cntd.ru/dоcшment/902026366(дата обращения 13.04.2022).
71. Правовое регулирование в туризме [Электронный ресурс]. URL:
https://www.snta.ru/press-center/pravоvоe-regшlirоvanie-v-tшrizme-/ (дата
обращения 05.03.2022).
72. Проваторов А. Алтай: Туризм. Отдых. Здоровье. - Барнаул: ИВЦС, 2002. - 128 с.
73. Раппопорт А.В. История туризма в России: учеб. пособие / А.В. Раппопорт. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 210 с.
74. Ротанова И.Н. Антология рекреационных исследований: Алтайский край и другие регионы / И.Н Ротанова, И.В. Андреева, О.П. Николаева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 348 c.
75. Санникова И.Н. Перспективы и проблемы развития международного
туризма на примере Алтайского края / И.Н. Санникова, Д.Е. Чупина. - №1. - Красноярск: Социально-экономический и гуманитарный журнал
Красноярского ГАУ, 2017. - С 54-67.
76. Свиридов К.С. Туризм. - М.: Знание, 2012. - 458 с.
77. Слесарев В. Развитие туризма в регионах Российской Федерации (проблемы взаимодействия бизнес-сектора, органов государственной власти и некоммерческих организаций) / В. Слесарев // Власть. - 2009. - № 9. - С. 53-55.
78. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до
2025 года [Электронный ресурс]. URL:
https://dоcs.cntd.ru/dоcument/453123097/titles/1SN8695 (дата обращения:
15.04.2022).
79. Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Туризм: право и экономика. - М.: Юрист, 2006. - № 2. - С. 6-9.
80. Толстова А.Е. Туризм. - СПб.: Нева, 2013. - 410 с.
81. Туризм в Алтайском крае // Журнал «Отдых в России» - № 4. - 2004.
82. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cоnsultant.ru/dоcument/cоns dоc LAW 12462/(дата обращения: 19.03.2022).
83. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1996, N 49 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/136248/(дата обращения: 07.02.2022).
84. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от
28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.cоnsuttant.ru/dоcument/cоns dоc LAW 17107/
(дата обращения: 08.02.2022).
85. Харламов С.В. Востребованность уникальных свойств туристских ресурсов Алтайского края // Мир науки, культуры, образования. - Барнаул, 2014. - № 5 (48). - С. 296-298.
86. Харламов С.В. Стимулирующая роль административно-территориальной реформы в постсоветский период для развития туризма как новой сферы экономики Алтайского края // Трансформация социально-экономического пространства Евразии в постсоветское время. - Барнаул, 2014. - С. 344-348.
87. Харламов С.В. Условия формирования новой туристской дестинации в постсоветский период на территории Алтайского края // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2. - С. 130-133.
88. Харламов С.В., Уткина В.В. В предгорьях Алтая: Очерки истории и культуры. - Барнаул, 1998. - 387 с.
89. Харламова Н.Ф., Романов А.Н. и др. Туристские ресурсы Алтайского края: монография. - Барнаул: Азбука, 2011. - 178 с.
90. Черевичко Т В. Экономика туризма. - М., 2019. - 374 с.
91. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - 272 с.