УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РФ 11
1.1 ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ 11
1.2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
1.3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ В РФ 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 29
2.1 АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 29
2.2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 53
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 53
3.2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РФ 11
1.1 ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ 11
1.2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
1.3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ В РФ 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 29
2.1 АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 29
2.2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 53
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 53
3.2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность темы исследования. Туризм, являющийся частью экономического сектора, всегда оказывал значительное влияние на развитие общественной, политической и культурной жизни страны. Как одной из наиболее активных форм досуга, туризм зарождается в период древних обществ. Несмотря на то, что как форма путешествия туризм зарождается достаточно рано, законодательное оформление данная деятельность получает только в XX веке. Именно в этот период складываются новые формы путешествий, а также оформляются новые маршруты.
Россия имеет большие возможности для развития внутреннего и въездного туризма в виду наличия уникального туристско-рекреационного потенциала. Территория такого размера имеет богатое историческое и культурное наследие, а в некоторых районах - нетронутую дикую природу. Страна допускает развитие различных видов туризма, включая прибрежный отдых, оздоровление и рекреацию, экстремальный туризм и многие другие.
Регион России с наиболее благоприятным потенциалом для развития сектора туризма - это Алтайский край. Он обладает особой духовной, материальной, экономической ценностями. На выбранной для исследования территории туризм - это одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики края. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного является рекреационный потенциал. Историческое и культурное наследие региона также является важным фактором развития туристической деятельности. В целом, наличие туристических ресурсов делает этот регион особенным.
Наличие туристских ресурсов является важным, но не единственным фактором в индустрии туризма. Вторым необходимым компонентом является развитая инфраструктура, которая заключается в наличии на данной территории средств размещения туристов - гостиниц, туристических баз, кемпингов, санаториев, а также специализированных туристических организаций, предоставляющих услуги по сопровождению и обслуживанию туристов. Благодаря развитой инфраструктуре осваиваются туристские ресурсы, повышается их привлекательность для туристов, значительно расширяется туристская территория и компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона.
Особый интерес к Алтайскому краю как туристического направления заключается главным образом в том, что обширная природная среда края практически на всей площади сохранилась в естественном состоянии. Регион, выбранный автором, является наиболее перспективной зоной экотуризма мира, с живописным пейзажем, культурными и историческими памятниками, богатыми природными ресурсами, а также уникальной фауной и флорой.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 85 тематических зон. Каждый район делится на специализированные туристические зоны, в зависимости от интереса туристов к природному и культурному потенциалу России. Одной из таких зон является Алтайский край. Здесь можно отдохнуть, воспользоваться лечебно-оздоровительным туризмом, отправиться в поход или покататься на лыжах. Однако в туризме не сложилась эффективная система по отношению к рынку, уровень услуг невысок, а нормативное обеспечение слабое.
Поэтому актуальность обусловлена важностью изучения особенностей управления туристскими ресурсами в регионе. Для этого следует оценить туристский потенциал региона и определить эффективность выбранной политики развития туризма в Алтайском крае. В настоящее время туризм в регионе рассматривается как самостоятельный сектор экономики, поскольку с 2000 года региональные власти все чаще позиционируют туристские ресурсы как новую важную составляющую этой сферы, от активного развития которой можно получить серьезный источник финансовых поступлений в региональный и местные бюджеты, платформу для развития малого и среднего бизнеса, а также социокультурного пространства территории.
Степень разработанности темы исследования.
В качестве изучения туристической отрасли, как фактора развития экономики на определенной территории стоит обратиться к концепциям исследования туризма Э. Кохена. В соответствии с положениями, разработанными в исследовании ученого Э. Кохена «The 8оею1о§у оГ Тоипзш: Approaches, Issues, andFindings» три аспекта туризма стали реальностью. Первый - социально ориентированный анализ, в котором изучение основных тенденций развития туризма позволяет документировать и анализировать изменения в социальных отношениях. Второй аспект сосредоточен на анализе взаимоотношений между местными жителями и туристами или группами туристов. Третий аспект рассматривается, например, в вопросах идентификации и мотивации туриста.
За прошедшие несколько лет можно отметить увеличивающийся интерес к проблеме развития туризма, особенно в отдельных странах и регионах. Следует обратиться к работам следующих исследователей: Д. Дреджа и Дж.
Дженсинса, Л. Чавеса - предметом изучения упомянутых авторов является определение важности региональной политики в области туризма и насколько целесообразно ее активное продвижение. В исследованиях рассматриваются перспективы, которые влечет за собой планомерная региональная политика в области туризма, а именно устойчивое развитие туризма, представленность региона на туристическом рынке и, соответственно, привлечение туристов.
На развитие туризма в регионах Российской Федерации обращает пристальное внимание в своих публикациях В. Слюсарев. Автор исследует возможности и структурно разбирает элементы эффективного управления туризмом в регионах, при этом подчеркивая, что потенциал регионального туризма имеет колоссальное значение для развития туризма в стране в целом.
В работах Е. Бенко, А. Воронина и К. Сухенко освещаются направления и методы государственного регулирования регионального сектора туризма и отдыха, а их исследования посвящены совершенствованию государственного регулирования регионального туризма. Однако, несмотря на внимание, уделяемое этой проблеме, некоторые важные вопросы остаются практически неизученными.
Определенный интерес представляют научные публикации, написанные в 1990-х годах В.Е Арефьевым, А.В. Чудовым, А.Д. Остаповым, А.А. Бенгард, С.В. Харламовым . Исследователей волновали проблемы и перспективные направления использования рекреационного потенциала и развития туристической отрасли на Алтае.
В настоящее время необходимо отметить работы исследователей В.Е. Арефьева, Ю.А. Барзыкина Ю.А Е.В. Ездиной, И.В. Колупаевой, О.Н. Надбитовой , в которых рассматриваются, экономический аспект, состояние и проблемы качества туристических услуг Алтайского региона.
Итак, существует определенный опыт исследований на эту тему. Предшественники рассматривали многие аспекты развития индустрии туризма и ее инфраструктуры в региональном контексте.
Объектом исследования является туристическая отрасль Алтайского края.
Предмет исследования: туристский потенциал Алтайского края и управление его развитием.
Цель данной работы: оценить состояние развития туризма в Алтайском крае и определить пути повышения эффективности управления данной отрасли.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты и организационно-правовые основы туризма в РФ.
2. Проанализировав уровень развития туристической отрасли в Алтайском крае.
3. Выявить основные проблемы туристской отрасли в Алтайском крае и обозначить пути их решения.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2019-2022 годы.
Территориальные рамки исследования ограничены современной территорией Алтайского края Российской Федерации.
Источниковая база исследования.
Основой написания данной научной работы является:
1. Законы и указы федеральных и краевых властей, постановления о федеральных и краевых целевых программах, определяющих основные приоритетные стороны развития туристической отрасли на Алтае.
2. Статистические данные, отчеты о проводимых мероприятиях по развитию туризма, опубликованные на официальных сайтах государственных органов Алтайского края, а также муниципальных образований.
3. Работы и исследования ученых - монографии, статьи, сборники, путеводители таких исследователей, Н.Ф. Харламовой, А.Н. Романова, Ю.А. Арефьева, Ю.А Барзыкина, Е.В. Ездиной, И.В. Колупаевой, О.Н. Надбитовой.
Методология и методы исследования. На сегодняшний день системный анализ является общей методологической основой, органично объединяющей различные научные концепции, связанные с туризмом, в единое понятие. Его цель - исследовать сущность туризма как совокупности систем, изучить взаимосвязь внутреннего и внешнего, выявить механизмы устойчивой структуры системы. Рассматривая отдельные явления как части, элементы и компоненты целого, можно охарактеризовать туризм и выявить его специфику.
В контексте научных исследований пример изучения одного из основных компонентов туризма - инфраструктуры туризма - можно рассматривать как оценку, включающую функциональный подход, то есть изучение уровня условий, благоприятных для отдыха и туризма. Функциональные показатели также включают оценку эффективности организации туристской деятельности. Это подразумевает набор общих условий, которые учитывают потребности туристов, обеспечивая безопасность их имущества и не нанося ущерба их здоровью на туристических маршрутах и в местах, которые они посещают. Функциональный подход может быть направлен на выявление и оценку качества местных туристических услуг.
В работе использовался метод анализа, позволяющий изучить инфраструктуру туризма путем мысленного или практического расчленения ее на составные элементы (объектов размещения туристов, туристические организации и т.д.), дедукции - метод логического умозаключения от общего к частному, т.е. сначала исследуется туризм в Алтайском крае в целом, а затем его ставные элементы - природно-рекреационные условия, инфраструктура и т.д.
Новизна работы. Данное исследование является попыткой углубленного изучения туристских ресурсов Алтайского края с целью выявления и разработки рекомендаций по развитию перспектив в туристской отрасли на данной территории.
Апробация исследования состоит в том, что по итогам Международного онлайн-симпозиума «Казахстан и тюркский мир: актуальные проблемы в сфере общественных наук», прошедшего 25 апреля 2021 года, организованного Институтом истории государства КН МОН РК и Республиканской ассоциацией молодых историков, в издание сборника онлайн-симпозиума была включена статья автора диссертации: «Перспективы развития регионального туризма в условиях пандемии на примере Алтая». Также отдельные положения исследовательской работы были представлены в виде доклада на VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!», проводимой в Алтайском государственном университете 22 апреля 2021 года.
Практическая значимость. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии экономического развития Алтайского края.
Структура диссертации соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Россия имеет большие возможности для развития внутреннего и въездного туризма в виду наличия уникального туристско-рекреационного потенциала. Территория такого размера имеет богатое историческое и культурное наследие, а в некоторых районах - нетронутую дикую природу. Страна допускает развитие различных видов туризма, включая прибрежный отдых, оздоровление и рекреацию, экстремальный туризм и многие другие.
Регион России с наиболее благоприятным потенциалом для развития сектора туризма - это Алтайский край. Он обладает особой духовной, материальной, экономической ценностями. На выбранной для исследования территории туризм - это одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики края. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного является рекреационный потенциал. Историческое и культурное наследие региона также является важным фактором развития туристической деятельности. В целом, наличие туристических ресурсов делает этот регион особенным.
Наличие туристских ресурсов является важным, но не единственным фактором в индустрии туризма. Вторым необходимым компонентом является развитая инфраструктура, которая заключается в наличии на данной территории средств размещения туристов - гостиниц, туристических баз, кемпингов, санаториев, а также специализированных туристических организаций, предоставляющих услуги по сопровождению и обслуживанию туристов. Благодаря развитой инфраструктуре осваиваются туристские ресурсы, повышается их привлекательность для туристов, значительно расширяется туристская территория и компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона.
Особый интерес к Алтайскому краю как туристического направления заключается главным образом в том, что обширная природная среда края практически на всей площади сохранилась в естественном состоянии. Регион, выбранный автором, является наиболее перспективной зоной экотуризма мира, с живописным пейзажем, культурными и историческими памятниками, богатыми природными ресурсами, а также уникальной фауной и флорой.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 85 тематических зон. Каждый район делится на специализированные туристические зоны, в зависимости от интереса туристов к природному и культурному потенциалу России. Одной из таких зон является Алтайский край. Здесь можно отдохнуть, воспользоваться лечебно-оздоровительным туризмом, отправиться в поход или покататься на лыжах. Однако в туризме не сложилась эффективная система по отношению к рынку, уровень услуг невысок, а нормативное обеспечение слабое.
Поэтому актуальность обусловлена важностью изучения особенностей управления туристскими ресурсами в регионе. Для этого следует оценить туристский потенциал региона и определить эффективность выбранной политики развития туризма в Алтайском крае. В настоящее время туризм в регионе рассматривается как самостоятельный сектор экономики, поскольку с 2000 года региональные власти все чаще позиционируют туристские ресурсы как новую важную составляющую этой сферы, от активного развития которой можно получить серьезный источник финансовых поступлений в региональный и местные бюджеты, платформу для развития малого и среднего бизнеса, а также социокультурного пространства территории.
Степень разработанности темы исследования.
В качестве изучения туристической отрасли, как фактора развития экономики на определенной территории стоит обратиться к концепциям исследования туризма Э. Кохена. В соответствии с положениями, разработанными в исследовании ученого Э. Кохена «The 8оею1о§у оГ Тоипзш: Approaches, Issues, andFindings» три аспекта туризма стали реальностью. Первый - социально ориентированный анализ, в котором изучение основных тенденций развития туризма позволяет документировать и анализировать изменения в социальных отношениях. Второй аспект сосредоточен на анализе взаимоотношений между местными жителями и туристами или группами туристов. Третий аспект рассматривается, например, в вопросах идентификации и мотивации туриста.
За прошедшие несколько лет можно отметить увеличивающийся интерес к проблеме развития туризма, особенно в отдельных странах и регионах. Следует обратиться к работам следующих исследователей: Д. Дреджа и Дж.
Дженсинса, Л. Чавеса - предметом изучения упомянутых авторов является определение важности региональной политики в области туризма и насколько целесообразно ее активное продвижение. В исследованиях рассматриваются перспективы, которые влечет за собой планомерная региональная политика в области туризма, а именно устойчивое развитие туризма, представленность региона на туристическом рынке и, соответственно, привлечение туристов.
На развитие туризма в регионах Российской Федерации обращает пристальное внимание в своих публикациях В. Слюсарев. Автор исследует возможности и структурно разбирает элементы эффективного управления туризмом в регионах, при этом подчеркивая, что потенциал регионального туризма имеет колоссальное значение для развития туризма в стране в целом.
В работах Е. Бенко, А. Воронина и К. Сухенко освещаются направления и методы государственного регулирования регионального сектора туризма и отдыха, а их исследования посвящены совершенствованию государственного регулирования регионального туризма. Однако, несмотря на внимание, уделяемое этой проблеме, некоторые важные вопросы остаются практически неизученными.
Определенный интерес представляют научные публикации, написанные в 1990-х годах В.Е Арефьевым, А.В. Чудовым, А.Д. Остаповым, А.А. Бенгард, С.В. Харламовым . Исследователей волновали проблемы и перспективные направления использования рекреационного потенциала и развития туристической отрасли на Алтае.
В настоящее время необходимо отметить работы исследователей В.Е. Арефьева, Ю.А. Барзыкина Ю.А Е.В. Ездиной, И.В. Колупаевой, О.Н. Надбитовой , в которых рассматриваются, экономический аспект, состояние и проблемы качества туристических услуг Алтайского региона.
Итак, существует определенный опыт исследований на эту тему. Предшественники рассматривали многие аспекты развития индустрии туризма и ее инфраструктуры в региональном контексте.
Объектом исследования является туристическая отрасль Алтайского края.
Предмет исследования: туристский потенциал Алтайского края и управление его развитием.
Цель данной работы: оценить состояние развития туризма в Алтайском крае и определить пути повышения эффективности управления данной отрасли.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты и организационно-правовые основы туризма в РФ.
2. Проанализировав уровень развития туристической отрасли в Алтайском крае.
3. Выявить основные проблемы туристской отрасли в Алтайском крае и обозначить пути их решения.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2019-2022 годы.
Территориальные рамки исследования ограничены современной территорией Алтайского края Российской Федерации.
Источниковая база исследования.
Основой написания данной научной работы является:
1. Законы и указы федеральных и краевых властей, постановления о федеральных и краевых целевых программах, определяющих основные приоритетные стороны развития туристической отрасли на Алтае.
2. Статистические данные, отчеты о проводимых мероприятиях по развитию туризма, опубликованные на официальных сайтах государственных органов Алтайского края, а также муниципальных образований.
3. Работы и исследования ученых - монографии, статьи, сборники, путеводители таких исследователей, Н.Ф. Харламовой, А.Н. Романова, Ю.А. Арефьева, Ю.А Барзыкина, Е.В. Ездиной, И.В. Колупаевой, О.Н. Надбитовой.
Методология и методы исследования. На сегодняшний день системный анализ является общей методологической основой, органично объединяющей различные научные концепции, связанные с туризмом, в единое понятие. Его цель - исследовать сущность туризма как совокупности систем, изучить взаимосвязь внутреннего и внешнего, выявить механизмы устойчивой структуры системы. Рассматривая отдельные явления как части, элементы и компоненты целого, можно охарактеризовать туризм и выявить его специфику.
В контексте научных исследований пример изучения одного из основных компонентов туризма - инфраструктуры туризма - можно рассматривать как оценку, включающую функциональный подход, то есть изучение уровня условий, благоприятных для отдыха и туризма. Функциональные показатели также включают оценку эффективности организации туристской деятельности. Это подразумевает набор общих условий, которые учитывают потребности туристов, обеспечивая безопасность их имущества и не нанося ущерба их здоровью на туристических маршрутах и в местах, которые они посещают. Функциональный подход может быть направлен на выявление и оценку качества местных туристических услуг.
В работе использовался метод анализа, позволяющий изучить инфраструктуру туризма путем мысленного или практического расчленения ее на составные элементы (объектов размещения туристов, туристические организации и т.д.), дедукции - метод логического умозаключения от общего к частному, т.е. сначала исследуется туризм в Алтайском крае в целом, а затем его ставные элементы - природно-рекреационные условия, инфраструктура и т.д.
Новизна работы. Данное исследование является попыткой углубленного изучения туристских ресурсов Алтайского края с целью выявления и разработки рекомендаций по развитию перспектив в туристской отрасли на данной территории.
Апробация исследования состоит в том, что по итогам Международного онлайн-симпозиума «Казахстан и тюркский мир: актуальные проблемы в сфере общественных наук», прошедшего 25 апреля 2021 года, организованного Институтом истории государства КН МОН РК и Республиканской ассоциацией молодых историков, в издание сборника онлайн-симпозиума была включена статья автора диссертации: «Перспективы развития регионального туризма в условиях пандемии на примере Алтая». Также отдельные положения исследовательской работы были представлены в виде доклада на VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!», проводимой в Алтайском государственном университете 22 апреля 2021 года.
Практическая значимость. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии экономического развития Алтайского края.
Структура диссертации соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Управление туризмом на региональном уровне требует региональной политики. Упор на региональной политике обусловлен значительными отличиями между регионами в развитии туризма и тем фактом, что не все регионы должны уделять больше внимания туристическому сектору.
Взгляды экспертов о туристско-рекреационном потенциале Алтайского края разнообразны и на сегодняшний день нет единого мнения. Однако ни один регион не может развивать свою индустрию туризма без государственной поддержки, поэтому для развития местного туризма необходимы новые стимулы. Алтайский край богат на туристические ресурсы и имеет хороший потенциал для развития, край может предложить путешественникам многообразие видов туризма.
Проанализировав туристический продукт в Алтайском крае, можно констатировать, что туризм, развлечения и отдых, которые здесь рождаются, развиваются быстрее, чем в среднем по стране. Однако, несмотря на инвестиционное содействие региональных властей и Правительства РФ, роль и влияние туризма на местную жизнь пока незначительны и локализованы, в крае все еще существует достаточное количество отрицательных факторов, препятствующих развитию туризма.
В ходе проведенной работы сформулирован ряд выводов и проведен анализ туристского потенциала на территории Алтайского края. Несмотря на большой рекреационный потенциал, обусловленный различными культурно-историческими, лечебно-оздоровительными, бальнеологическими, природными и иными факторами, региональный туризм в крае имеет ряд проблем в развитии туристического:
1. Цены на туристические услуги высокие.
2. Инфраструктура развита слабо.
3. Некоторые регионы, города и муниципалитеты неэффективно используют свои благоприятные географические условия
4. Неравномерное рекреационное освоение и развитие дестинаций.
5. Слабое продвижение туристических продуктов края в Интернете.
Создание целостного и интегрированного туристического продукта, охватывающего несколько перспективных областей региона, является стратегической целью региональной власти Алтайского края. Это позволит улучшить туристический продукт, привлечь больше туристов и продлить их пребывание в крае без увеличения негативного воздействия на окружающую среду.
Первым шагом будет формирование нескольких регионов с единым и интегрированным туристским продуктом. Это лечебно-оздоровительные регионы, включающие четыре предгорных района (Алтайского, Чарышского, Солонешенского, Смоленского), в том числе Белокуриху и Горную Колывань (г. Змеиногорск, Змеиногорский и Курьинский районы) и район соленый озер (в основном г. Яровое, Завьяловский и Бурлинский районы). Другие рекреационные зоны должны быть выделены на региональном уровне для отдыха местного населения в контексте возможного будущего развития.
Развитие транспортной инфраструктуры является основой для разработки комплексного туристического продукта. Содействие развитию туризма также зависит от решения проблем электроснабжения и утилизации отходов. Особое значение имеет реализация планов по территориальному планированию и зонированию туристических районов Алтайского края.
Наиболее перспективными видами туризма в Алтайском крае являются санаторно-оздоровительный туризм, экстремальный туризм, пляжный туризм, охота и рыбалка. В долгосрочной перспективе культурные и когнитивные элементы туристического продукта будут играть все более важную роль. Одна из главных задач - сбалансировать сезонный характер туризма, создать круглогодичные туристические центры и развивать инфраструктуру для зимних видов отдыха.
Усилия региональных властей по превращению Алтайского края в туристско-рекреационный регион обладают двумя основными целями: поиск источников финансирования для развития алтайской индустрии туризма и привлечение туристов. Для обеспечения туристического продукта на Алтае необходимо выбрать ряд приоритетных направлений. Сохранение и расширение сибирского рынка, безусловно, очень важно для Алтайского края.
Очевидно, что для выполнения целевых показателей по продвижению туристского продукта Алтайского края на российском и внешнем рынках необходимо усиление маркетинговой составляющей, а именно: должен быть проведен более полный анализ потребностей туристов во всех сегментах, что повысит направленность программы и, следовательно, ее эффективность. А также следует уделить наиболее пристальное внимание продвижению туристских регионов Алтайского края в сети Интернет.
Необходимо брать во внимание тот факт, что у этого рынка есть реальные и развивающиеся конкуренты - Кемеровской области, Республики Алтай и Хакасии, регионов Байкала. Наибольший туристический интерес представляют Москва и Московская область. Поэтому Алтайский край должен уделять больше внимания этим рынкам с точки зрения анализа преимуществ и недостатков. Кроме того, для привлечения туристов необходимо организовывать масштабные мероприятия (культурные и спортивные) национального и международного значения.
Особая поддержка необходима малым и средним предприятиям в секторе туризма. Развитие туризма в целом и создание различных туристических продуктов не может быть достигнуто только за счет масштабных проектов. Присутствие малого и среднего бизнеса в этом секторе способствует повышению благосостояния населения, решению проблем занятости в сельской местности и развитию новых территорий для туризма.
Для того, чтобы Алтайскому краю начать активное развитие туризма необходимо преодолеть несколько сдерживающих факторов. На данном этапе краю уже не хватает компетентного обслуживающего персонала и профессиональных менеджеров по туризму, существует несоответствие между спросом на персонал для туристической деятельности и специалистами, которых готовят местные учебные заведения. Безопасность туристов вызывает сомнения во время путешествий по экстремальным маршрутам и на палаточных привалах. Нельзя предпринимать радикальные действия, но необходима планомерная работа по выводу туристского рынка Алтайского края из тени.
Учитывая вышеперечисленные факторы развития туризма, можно сделать вывод, что стратегическое преимущество расположения Алтайского края, ценность его туристических ресурсов, создание современных и конкурентоспособных развлекательных и рекреационных объектов, а также соответствующая и разработанная маркетинговая стратегия могут привлечь большое количество туристов и включить Алтайский край в международное туристическое пространство.
Взгляды экспертов о туристско-рекреационном потенциале Алтайского края разнообразны и на сегодняшний день нет единого мнения. Однако ни один регион не может развивать свою индустрию туризма без государственной поддержки, поэтому для развития местного туризма необходимы новые стимулы. Алтайский край богат на туристические ресурсы и имеет хороший потенциал для развития, край может предложить путешественникам многообразие видов туризма.
Проанализировав туристический продукт в Алтайском крае, можно констатировать, что туризм, развлечения и отдых, которые здесь рождаются, развиваются быстрее, чем в среднем по стране. Однако, несмотря на инвестиционное содействие региональных властей и Правительства РФ, роль и влияние туризма на местную жизнь пока незначительны и локализованы, в крае все еще существует достаточное количество отрицательных факторов, препятствующих развитию туризма.
В ходе проведенной работы сформулирован ряд выводов и проведен анализ туристского потенциала на территории Алтайского края. Несмотря на большой рекреационный потенциал, обусловленный различными культурно-историческими, лечебно-оздоровительными, бальнеологическими, природными и иными факторами, региональный туризм в крае имеет ряд проблем в развитии туристического:
1. Цены на туристические услуги высокие.
2. Инфраструктура развита слабо.
3. Некоторые регионы, города и муниципалитеты неэффективно используют свои благоприятные географические условия
4. Неравномерное рекреационное освоение и развитие дестинаций.
5. Слабое продвижение туристических продуктов края в Интернете.
Создание целостного и интегрированного туристического продукта, охватывающего несколько перспективных областей региона, является стратегической целью региональной власти Алтайского края. Это позволит улучшить туристический продукт, привлечь больше туристов и продлить их пребывание в крае без увеличения негативного воздействия на окружающую среду.
Первым шагом будет формирование нескольких регионов с единым и интегрированным туристским продуктом. Это лечебно-оздоровительные регионы, включающие четыре предгорных района (Алтайского, Чарышского, Солонешенского, Смоленского), в том числе Белокуриху и Горную Колывань (г. Змеиногорск, Змеиногорский и Курьинский районы) и район соленый озер (в основном г. Яровое, Завьяловский и Бурлинский районы). Другие рекреационные зоны должны быть выделены на региональном уровне для отдыха местного населения в контексте возможного будущего развития.
Развитие транспортной инфраструктуры является основой для разработки комплексного туристического продукта. Содействие развитию туризма также зависит от решения проблем электроснабжения и утилизации отходов. Особое значение имеет реализация планов по территориальному планированию и зонированию туристических районов Алтайского края.
Наиболее перспективными видами туризма в Алтайском крае являются санаторно-оздоровительный туризм, экстремальный туризм, пляжный туризм, охота и рыбалка. В долгосрочной перспективе культурные и когнитивные элементы туристического продукта будут играть все более важную роль. Одна из главных задач - сбалансировать сезонный характер туризма, создать круглогодичные туристические центры и развивать инфраструктуру для зимних видов отдыха.
Усилия региональных властей по превращению Алтайского края в туристско-рекреационный регион обладают двумя основными целями: поиск источников финансирования для развития алтайской индустрии туризма и привлечение туристов. Для обеспечения туристического продукта на Алтае необходимо выбрать ряд приоритетных направлений. Сохранение и расширение сибирского рынка, безусловно, очень важно для Алтайского края.
Очевидно, что для выполнения целевых показателей по продвижению туристского продукта Алтайского края на российском и внешнем рынках необходимо усиление маркетинговой составляющей, а именно: должен быть проведен более полный анализ потребностей туристов во всех сегментах, что повысит направленность программы и, следовательно, ее эффективность. А также следует уделить наиболее пристальное внимание продвижению туристских регионов Алтайского края в сети Интернет.
Необходимо брать во внимание тот факт, что у этого рынка есть реальные и развивающиеся конкуренты - Кемеровской области, Республики Алтай и Хакасии, регионов Байкала. Наибольший туристический интерес представляют Москва и Московская область. Поэтому Алтайский край должен уделять больше внимания этим рынкам с точки зрения анализа преимуществ и недостатков. Кроме того, для привлечения туристов необходимо организовывать масштабные мероприятия (культурные и спортивные) национального и международного значения.
Особая поддержка необходима малым и средним предприятиям в секторе туризма. Развитие туризма в целом и создание различных туристических продуктов не может быть достигнуто только за счет масштабных проектов. Присутствие малого и среднего бизнеса в этом секторе способствует повышению благосостояния населения, решению проблем занятости в сельской местности и развитию новых территорий для туризма.
Для того, чтобы Алтайскому краю начать активное развитие туризма необходимо преодолеть несколько сдерживающих факторов. На данном этапе краю уже не хватает компетентного обслуживающего персонала и профессиональных менеджеров по туризму, существует несоответствие между спросом на персонал для туристической деятельности и специалистами, которых готовят местные учебные заведения. Безопасность туристов вызывает сомнения во время путешествий по экстремальным маршрутам и на палаточных привалах. Нельзя предпринимать радикальные действия, но необходима планомерная работа по выводу туристского рынка Алтайского края из тени.
Учитывая вышеперечисленные факторы развития туризма, можно сделать вывод, что стратегическое преимущество расположения Алтайского края, ценность его туристических ресурсов, создание современных и конкурентоспособных развлекательных и рекреационных объектов, а также соответствующая и разработанная маркетинговая стратегия могут привлечь большое количество туристов и включить Алтайский край в международное туристическое пространство.
Подобные работы
- ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Развитие культурно-исторического туризма в Алтайском крае
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие туризма в системе ООПТ Алтайского края
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Лечебно-оздоровительный туризм в Алтайском крае: возможности и перспективы развития в условиях пандемии коронавируса COVID-19
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Кемпинги как основа развития туризма в Локтевском районе Алтайского края (на базе Гилевского
водохранилища)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СОЗДАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ МАРШРУТОВ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЯ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (Алтайский Институт Экономики (Филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики))
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020



