Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №88382

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Социально-философский дискурс образовательного пространства
университета 10
1.1 Философские основания универсума университета 10
1.2 Синтез образовательных практик Античности и европейской
средневековой традиции в становлении университета 17
2 Эволюция идеи классического университета 29
2.1 Концептуальные модели классического университета 29
2.2 Технический университет в образовательной традиции XX века 40
3 Современные тенденции университетского образования 48
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложение

Современный мир, характеризующийся сверхсложностью, неопределенностью, хрупкостью, фрагментарностью и многомерностью, имеет множество определений, несущих в себе его смысловую нагрузку: постиндустриальное общество, общество знаний, информационное общество, цифровое общество, «Индустрия 4.0». Сложность и непредсказуемость социальных процессов, главенствующая роль информации и знания во всех сферах общественной жизни определяют потребность в переосмыслении роли и функций традиционных социальных институтов, что обуславливает необходимость социально-философского анализа происходящих сегодня процессов.
Образование всегда представляло интерес для философского осмысления. Оно выступало фактором социокультурных изменений, являясь механизмом передачи знаний и формирования духовно-нравственных ценностей, тем самым обеспечивая бытие человека в контексте культуры.
Особое место в пространстве культуры занимает университет, идея которого строится на античной форме философского стиля мышления, полагающем необходимость поиска человеком предельных оснований бытия, которые определялись критериями разума, истины и знания.
Актуальность исследования универсума университета в различные исторические эпохи определяется множеством социальных вызовов. На рубеже XX-XXI вв. университет стал играть судьбоносную роль в цивилизационном развитии. Именно на университетское образование возлагается задача поиска адекватного ответа на данные вызовы современной эпохи, актуализируя необходимость рефлексии сущности университетов, содержания университетского образования, его миссии, целей и направлений трансформации.
Современные университеты являются социально открытыми системами,
поле деятельности которых не ограничивается немецким идеалом «единства обучения и наук», включая в себя отношения с внешней средой по широкому кругу направлений.
Процесс коммодификации, превращающий образование в рыночный продукт, накладывает соответствующие особенности на характеристики университетского образования, делая его социально детерминированным и прагматически направленным.
Инновационный тип общественного развития ускоряет процесс воспроизводства знаний, создавая ситуацию, когда знания в конкретной области устаревают быстрее, чем университет успевает его передать, реализуя свою образовательную функцию. Доступность информации расшатывает границы университетской среды, создавая возможность овладеть ею за пределами университета. Информационная действительность формирует феномен «обучения в течение всей жизни».
Цифровая эпоха, создает обезличенную виртуальную реальность, представленную массой цифровых платформ и онлайн-курсов, которые бросают вызов традиционным образовательным практикам.
Данные обстоятельства делают переосмысление идеи современного университета острой и актуальной проблемой. Актуальным становится вопрос о радикальной трансформации системы университетского образования, которая бы отвечала современным требованиям технологичности, инновационности и качества.
Определяя доминирующую роль университета в формировании нового типа социальной реальности, необходимо отметить, что концептуальная модель современного университета еще не сформирована. Необходимо концептуализировать актуальную идею университета, способную оставить за университетом не только функцию воспроизводства знаний, но и определить его культурную миссию исходя из интеграционных возможностей внешнего окружения.
В сложившейся ситуации университет начинает выполнять несвойственные ему ранее функции маркетинга, стратегического управления, финансового планирования и др. Строится новая система взаимодействия между участниками образовательного процесса, которыми могут являться не только члены академического и научного сообщества (например, работодатели), основанная на усилении информационных связей, в том числе путем включения цифровых технологий.
Указанные выше обстоятельства определяют необходимость теоретических исследований по выявлению оснований, фундирующих идею университета, а также лежащих в его современных и прогностических концепциях.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы и проблемы образования являются областью исследования, проявляющие себя в общефилософских разработках философов, начиная с Платона (диалоги «Государство» и «Протагор»). Философские основания образования исследуются Г. Гегелем и Ф. Ницше. Античная парадигма образования представлена в работе И.Б. Романенко. Исследованию средневекового университета посвящены работы Ж. Верже, Ж. Ле Гоффа, И.В. Захарова, Е.С. Ляхович, Н.С. Ладыжец, Н.С. Суворова, О.Э. Душина, С. Костюкевич, В. Роуга. Культурные основания университета и его классическая «идея» получили свое обоснование в трудах Дж. Ньюмена, В. Гумбольдта и К. Ясперса. Интерпретация миссии университета представлена в трудах Х. Ортега-и-Гассета, Т Веблена, А. Флекснера, Ю. Хабермаса, Дж. Дьюи.
Современные модели университета рассмотрены в работах зарубежных и российских авторов. Университетское образование в контексте его роли в современном обществе рассматривают Р Барнетт, Б. Ридингс, К. Керр, Й. Виссема. Концепции Б. Кларка, Г. Ицковица, С. Фуллера особое внимание уделяют предпринимательской функции университета. Университет как бюрократическую организацию рассматривают М. Вебер, Г. Минцберг, А.О. Грудзинский. В исследованиях С.Н. Степановой, В.С. Ефимова и А.В. Лаптевой, Л.И. Ямпольской рассматриваются перспективы развития нового поколения университетов. Природу технических университетов исследуют И.В. Брылина В.А. Бадин, М.Н. Кокаревич, Л.И. Ямпольская. Выявлению и решению актуальных проблем университетского образования посвящены работы Дж. Альтбаха, А. Барбляна, А. Барцеля, О.А. Бут, Б.С. Гершунского и других
Среди российских исследователей вопросами философии образования и различных аспектов университетского образования занимаются А.Л. Андреев, М.В. Богуславский, О.В. Долженко, Л.И. Иванкина, А.П. Огурцов, Н.М. Панькова, Г.И. Петрова, В.В. Платонов, А.В. Прохоров, Н.С. Розов, И.О. Савицкий, С.Н. Степанова, Ю.Г. Татур и др.
В диссертационном исследовании в качестве основы для рассмотрения аспектов постиндустриального общества были использованы работы Д. Белла и Э. Тоффлера. Проблемам междисциплинарности науки и образования посвящены исследования И.Т. Касавина, А.Н. Книгина, Г.И. Петровой.
Большинство работ по теме исследования основаны на эмпирическом методе, раскрывающем социокультурные условия существования определенного типа университета в данной исторической эпохе. Большинство исследований посвящено концептуальной идее классического университета, модель же современного университета не концептуализирована и фрагментарна. Выявлению философских оснований универсума университета посвящено незначительное количество работ, в качестве примера можно привести только работу Л.И. Ямпольской [107]. Также в рассмотренных нами источниках отсутствует единое направление, в рамках которого исследовался вопрос трансформации культурной миссии университета.
Исходя из вышесказанного мы можем говорить о недостаточной разработанности проблемы университетского образования и необходимости проведения более глубокого теоретического анализа.
Объектом исследования в данной работе является универсум университета.
Предмет исследования - университетское образование в контексте социокультурных трансформаций.
Цель исследования - выявление специфики и современных тенденций развития концептуальных моделей университета в горизонте социально-философского анализа.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить философские основания универсума университета;
2. Проанализировать эволюцию классической модели университета в контексте трансформации социокультурной действительности;
3. Выявить современные тенденции университетского образования;
4. Выделить основные характеристики современной концептуальной модели университета;
5. Проследить эволюцию культурной миссии университета как социального института.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составляют работы исследователей, занимающихся изучением трансформации «идеи» университета в социокультурном аспекте, а также рассматривающие специфику современного этапа общественного развития. Источником теоретико-методологической рефлексии послужили идеи выдающихся философов и ученых Д. Белла, Э. Тоффлера, Дж. Ньюмена, В. Гумбольдта, К. Ясперса, Б. Кларка, Й. Виссемы, Б. Ридингса, Р. Барнетта и др.
Методология исследования ориентирована на применение системного метода в сочетании с логико-историческим подходом и сравнительным анализом. Исторический подход позволил проследить трансформацию социокультурных оснований университета и идей образовательного пространства. Сравнительный анализ множества концептуальных моделей университета позволил выявить специфику различных образовательных парадигм. Диалектический метод совместно с методами философской рефлексии и концептуального моделирования позволил рассмотреть трансформацию идеи университета, преодолевая разрозненность различных подходов к исследованию университетского образования. Также в исследовании был использован институциональный подход, рассматривающий университет как социальный институт.
Научная новизна исследования:
- Определены в социально-философском дискурсе предпосылки и базисные основания эволюции университетского образования;
- Выделены ключевые характеристики, лежащие в основании современной концептуальной модели университета;
- Произведен анализ университета как социального института по параметрам взаимодействия с внешней средой, организационной структуры и культурной миссии (см. Приложение).
Положения выносимые на защиту:
1. Трансформация идеи университета происходит под влиянием социокультурных условий конкретной исторической эпохи в рамках доминирующего стиля философского мышления и типа научной рациональности.
2. Первые университеты как Universitas возникли в результате синтеза античной либеральной традиции, устанавливающей универсальность знания, и ремесленного средневекового духа, обусловливающего утилитарный подход к образованию.
3. В основании концептуальной модели классического университета лежат принципы академических свобод, единства обучения и науки, при определяющей роли гуманитарного образования в процессе образования человека и гражданина.
4. Технический университет возникает в переходный период смены типов философствования, как адаптированная к условиям технологического трансфера форма классического университета.
5. Концептуальная модель современного университетского образования в соответствии со спецификой постиндустриального общества является социально обусловленной и прагматически детерминированной.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы исследователями, занимающимися изучением проблем университетского образования в контексте определения направлений трансформации современного университета, определения его миссии и культурного статуса в обществе.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях:
- VIII региональная конференция «Мой выбор наука!» (20-30 апреля
2021, Барнаул);
- IX региональная конференция «Мой выбор наука!» (20-30 апреля
2022, Барнаул).
Публикации. Основные положения диссертационного исследования изложены в 2 публикациях автора общим объемом 0,8 п.л.
Объем и структура диссертационной работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Диссертационная работа изложена на 82 страницах и содержит 1 таблицу и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем диссертационном исследовании был произведен социально-философский анализ университетского образования в части выявления базисных оснований и тенденций развития концептуальных моделей университета в современных социокультурных условиях.
На основании диалектического, культурно-исторического и сравнительного методов, позволяющих в совокупности преодолеть разрозненность подходов к исследованию университетского образования, была рассмотрена трансформация идеи университета.
Выявление философских оснований универсума университета позволило сделать вывод о том, что эволюция идеи университета происходит под влиянием социокультурных условий конкретной исторической эпохи в рамках доминирующего стиля философского мышления и типа научной рациональности. Находясь в единстве, эти основания определили базис классического университетского образования: универсальность, гуманистичность и фундаментальность знания, дисциплинарный характер науки и культурную миссию университета.
Эволюция классической модели университета в контексте трансформации социокультурной действительности насчитывает около 800 лет, первые университеты возникли в Европе в XI веке, но прообразами университетов явились античные центры культуры - Пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля и Александрийский Мусейон. Становление университетского образования связано с зарождением науки и возникновением философского стиля мышления в Древней Греции.
Первые университеты возникают в крупных городах (Болонья, Париж, Оксфорд, Кембридж, Лиссабон) на базе соборных и монастырских школ, ремесленных цехов и школ-гильдий. История становления этих университетов проявляет два направления их возникновения: как Universitas scolarum (сообщество студентов) и как Universitas magistrorum (сообщество преподавателей). Второе направление является наиболее распространенным.
Средневековый университет соединил в себе античную либеральную традицию и ремесленный дух, господствующий в средневековом городе. Античная либеральная традиция определила миссию университета, заключающуюся в обучении достижениям культуры, развитии интеллекта и духовности, формировании интеллектуальной элиты общества. Ремесленный дух наделил университет практической составляющей образования и научных исследований, наметил его утилитарное направление.
Идея университета начинает заполнять умы философов начиная с эпохи Просвещения. В основании концептуальной модели классического университета лежат принципы академических свобод, единства обучения и науки, при определяющей роли гуманитарного образования в процессе образования человека и гражданина. Данное положение определено философской рефлексией идей Дж. Ньюмена, В. Гумбольдта и К. Ясперса.
На рубеже XIX - ХХ вв. классический тип философствования, как и тип рациональности, выступающие базисными основаниями универсума университета, сменяются «неклассическими» категориями, опирающимися на субъект-объектное познание и вероятностное видение мира, в результате чего концепция классического университета преобразуется в университет нового типа, получивший название «технический» (70-е гг. XX века). В университетской среде происходят кардинальные изменения: дисциплинарный характер науки сменяется междисциплинарностью; утилитаризм приобретает характер прагматизма; теряется автономия университета от государства и внешней среды; образование теряет элитарный статус, становясь массовым явлением.
Современная социокультурная действительность характеризуется понятиями «постиндустриальное общество», «общество знаний», «эпоха постмодерна» и «Индустрия 4.0». Эпитеты для определения сегодняшнего университета различны: предпринимательский, сетевой, инновационный, когнитивный и др.
Концептуальная модель современного университетского образования в соответствии со спецификой постиндустриального общества является социально обусловленной и прагматически детерминированной. Коммуникация с внешним окружением является залогом обеспечения высокого качества корпоративной идеологии, выступающей в качестве миссии современного университета.
Обобщая осовремененные тенденции университетского образования, можно выделить наиболее существенные из них: ориентация на индивидуальное обучение; сетевое обучение, коммодификация; бюрократизация управления; проектная деятельность; цифровизация.
Проведенный анализ университета как социального института в контексте социокультурных изменений позволил проследить эволюцию его культурной миссии:
- Воспроизводство общекультурных ценностей и формирование интеллектуала в ходе коммуникации с носителем знания (средневековый университет);
- Производство духовных ценностей нации и формирование гражданина посредством поиска истины в ходе научных исследований (классический университет);
- Сохранение и приумножение общекультурных и национальных духовных ценностей на основе интеграции учебного процесса, научных исследований и инновационных подходов (инновационный университет);
- Обеспечение высокого качества корпоративной идеологии посредством реализации университетом своих интегрирующих возможностей (когнитивный университет).
Таким образом, считаем, что цель и задачи диссертационного исследования успешно достигнуты.
Перспективным направлением дальнейших научных поисков является проведение более глубокого анализа футурологических и прогностических концепций университетского образования и составление обобщенной концептуальной модели современного университета, отвечающего вызовам современного общества.



1. Альтбах, Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2004. - № 10. - С. 39-46.
2. Андреев, А.Л. Российское образование: социально-исторические контексты / А.Л. Андреев; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2008. - 359 с.
3. Бадин, В.А. Концептуализация университетского образования (социально-философский аспект): дис. канд. фил. наук. - Кемерово, 2007. - 146 с.
4. Барблян, А. Европа и университеты // Alma mater. 1991. - № 1. - С. 917.
5. Барнетт, Р Осмысление университета // Alma Mater. Вестник высшей школы. -2008. - № 6. - С. 46-56.
6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М. : Academia, 1999. - 956 с.
7. Богуславский, М.В., Неборский, Е.В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. - № 9. - С. 229-232.
8. Брылина, И. В. Социокультурные условия формирования новой модели современного университета: дис. докт. фил. наук. - Кызыл, 2019. - 281 с.
9. Брылина, И.В. Эволюция «идеи» университета в контексте нового антропологического проекта // Вестник науки Сибири. - 2018. - № 2 (28). - С. 149-157.
10. Бут, О.А. Универсум классического университета: современные
возможности и перспективы развития. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (1). - Режим доступа:
https: //www.science-education.ru/ru/article/view?Id= 17899
11. Василькова, В.В. От классического к постнеклассическому университету. // Классический университет в неклассическое время. - Томск: Издательство Томского университета, 2008. - С. 4-12.
12. Вебер, М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
13. Веблен, Т Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
14. Вейланд, И. С. Университетское образование до 1992 г. // Alma mater.1990.- №2.-С. 70-75.
15. Вейланд, И. С. Университетское образование после 1992 г. // Alma mater. 1990.-№11.-С. 69-74.
16. Вейланд, И. С. Университеты и новый облик Европы // Alma Mater.1991.-№4.-G. 73-79.
17. Верже, Ж. Средневековый университет: учителя // Alma mater. - 1997. - № 4. - С. 56 - 67.
18. Виссема, Й. Университет третьего поколения: управление
университетом в переходный период: перевод с английского. - М.: Сбербанк, 2016. - 422 с.
19. Воинова, А.А. Университет в фокусе социокультурных
трансформаций современного общества: дис. канд. фил. наук. - Москва, 2019. - 204 с.
20. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. СПб.: Университетская книга, 2000. - 319 с.
21. Гегель, Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. - СПб. : Наука, 1994. - 448 с.
22. Геллерт, К. Высшее образование: проблемы исследований // Высшее образование в Европе. 1991. -№ 3. - С. 35-42.
23. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
24. Гофф, Ле Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с франц. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко; под ред. В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. — 328 с.
25. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. - 370 с.
26. Гумбольдт В. фон. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. - 2002. - № 2. - С. 5-10.
27. Дмитриенко, В. А. Образование как социальный институт / В. А. Дмитриенко, Н. А. Люрья. - Красноярск, 1989. - 184 с.
28. Долженко, О. В. Очерки по философии образования. - М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с.
29. Долженко, О.В. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Alma mater. - 2000. - № 10. - С. 24¬
30.
30. Дорожкин, А. М. Научный поиск как постановка и решение проблем: Н. Новгород, 1995. - 108 с.
31. Душин, О. Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования // Вестник СПбГУ. - 2013. - № 2. - С. 26-31.
32. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика- Пресс, 2000. - 382 с.
33. Ефимов, В.С., Лаптева, А.В. Когнитивный университет: контуры будущего // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 6 (94). - С. 18-29.
34. Ефимов, В.С., Лаптева, А.В. Университет 4.0: философско- методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Том 21. № 1. - С. 16-29.
35. Ефимов, В.С., Лаптева, А.В. Фазовые трансформации и будущее
университетов: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. -2016. - № 106 (6). - С. 146.
36. Задонская И.А. История развития университетского образования // История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Альманах. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. - С.141-147.
37. Захаров, И. В. Джон Ньюмен и его модель идеального университета // Alma Mater. 1993. - № 1. - С. 36-45.
38. Захаров, И. В. Идея университета в зарубежной философии XIX и первой половине XX в.в.: критико-аналитический обзор. В 2-х ч. - Омск: Изд-во Омского государственного педагогического института, 1988. - 232 с.
39. Захаров, И. В. Карл Ясперс: идея университета в XX веке // Alma mater. 1993. - № 4-6. - С. 20-24.
40. Захаров, И.В., Ляхович, Е.С. Миссия университета в европейской культуре. - М.: Новое тысячелетие, 1994. - 240 с.
41. Искакова А. Б. Смена образовательных парадигм в высшем образовании в условиях четвертой промышленной революции // Вестник университета Туран. 2019. № 2 (82). С. 254-258.
42. Касавин, И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология & философия науки. - 2004. - Т. 2. № 2. - С. 5-14.
43. Касаткин, П.И. Философия современного университета: теоретико-аксиологический аспект // Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. - 2017. - Vol. 6. - Issue 4А. - Р 172-186.
44. Кларк, Б.Р. Система высшего образования: академическая
организация в кросс-национальной перспективе / Пер. с англ. под науч. ред. Д.А. Александрова. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. - 360 с.
45. Кларк, Б.Р. Создание предпринимательских университетов:
организационные направления трансформации. - М.: ГУ ВШЭ, 2011. -
240 с.
46. Классический университет в неклассическое время: сборник статей. / Под ред. Г.И. Петровой, М.Н. Баландина. - Томск: Издательство Томского университета, 2008. - 200 с.
47. Книгин, А.Н. Междисциплинарность: основная проблема // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2008. - № 3 (4). - С. 14-20.
48. Козлова, О.Н. Космогония университетского мира // Социально-гуманитарные знания: Научно-образовательное издание. - 2005. - № 3.
- С. 224-229.
49. Кокаревич, М.Н., Бадин В.А., Репета А.И., Мурашова Л.Г. Технический университет в образовательной традиции ХХ века // Вестник Томского государственного педагогического университета. -
2006. - № 12 (63). - С. 45-48.
50. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Теоретические и прикладные исследования.
- 2017. - № 2 (4). - С. 106-126.
51. Концептуализация российского инженерного образования будущего: профессиональные и социокультурные основания: монография / И.Б. Ардашкин, В.С. Иванова, М.А. Макиенко, Н.В. Мартюшев, Н.В. Погукаева, В.А. Пушных, А.А. Стрельцова, П.А. Стрижак, В.Р. Халиулина, А.Ю. Чмыхало. / Под ред. И.Б. Ардашкина. - Томск: STT.
- 316 с.
52. Корзина М. И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной
революции (социально-философский анализ) Источник
МанускриптТамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. C. 186-192.
53. Корольков, А.А. Педагогическая антропология в зеркале философии / А. А. Корольков, К. В. Преображенская, И. Б. Романенко. - Санкт- Петербург: Алетейя, 2017. - 172 с.
54. Костюкевич, C. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2001. - № 6. - С. 34-39.
55. Ладыжец, Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации.- Ижевск: Филиал изд-ва Нижегородского университета при УдГУ, 1992. - 236 с.
56. Ладыжец, Н. С. Университеты Европы // Alma mater. 1991. - № 9. - С. 80-85.
57. Ладыжец, Н. С. Философия и практика университетского образования.
- Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 1995. -256 с.
58. Лебедев, А.В. Перипатетическая школа// Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2000-2001. - Режим доступа:https://iphlib.ru
59. Маркова, С. П. У истоков европейского университетского образования // Вестник Адыгейского Государственного Университета. - 2012. - № 2. - С. 23-35.
60. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
61. Мишед, Л. Идея университета // Alma mater. 1991.-№ 9. - С. 85-91.
62. Моисеев, Н. И. Цивилизация XXI века роль университетов // Alma mater. - 1994. - № 5-6. - С. 2-7.
63. Научная рациональность / Философия науки: словарь основных терминов // Академик. - Режим доступа:https://dic.academic.ru
64. Ньюмен, Дж. Идея Университета. - Минск: БГУ, 2006. - 208 с.
65. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л И. Глухарева, В. Страды. - М.: МГУ, 1995.
- 384 с.
66. Огурцов, А.П., Платонов, В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. - СПб.: РХГИ, 2004. - 520 с.
67. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. - Мн.: БГУ, 2005. - 104 с.
68. Пандейя / Античная философия // Академик. - Режим доступа: https: //dic.academic.ru
69. Панченко, В.А. Философско-теоретические идеи Вильгельма фон Гумбольдта в создании Берлинского университета //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 38. - С. 336-340.
70. Панькова, Н.М. Идея университета в современной образовательной парадигме // Вестник Томского политехнического университета. -
2007. - Т 311. - № 7. - С. 163-165.
71. Панькова, Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Известия Томского политехнического университета. - 2008. -Т. 312. - № 6. - С. 185-189.
72. Паульсен, Ф. Германские университеты. - СПб.: Ред. журн. «Образование», 1904. - 425 с.
73. Паульсен, Ф. Исторический очерк развития образования в Германии / Пер., под ред. Сперанского Н.В. - М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1908. - 364 с
74. Петрова, Г. И. Современный характер образовательного знания // Сибирь. Философия. Образование. - 1997. - № 1. - С. 18-22.
75. Петрова, Г.И. Классический университет в неклассическое время. - Томск: Изд. НТЛ, 2010. - 164 с.
76. Пифагорейские Золотые стихи с комментарием Гиерокла. Litres, 2021 — 216 с.
77. Платон. Государство: Пер. с древнегреческого А.Н. Егунова. - М.: Академический проект, 2015. — 398 с.
78. Платон. Диалоги: Пер. с древнегреческого. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 320 с.
79. Повзун, В.Д. Миссия университета - история и современность // Вестник Оренбургского университета. - 2005. - № 1. - С. 13-21.
80. Пойзнер, Б. Проблема образования и ницшеанский идеал
самосозидающей личности // Alma mater. 1992. - № 4-6. - С. 32-36.
81. Покровский Н., Иванченко Г. Универсум одиночества:
социологические и психологические очерки. - М.: Логос, 2008. 408 с.
82. Прохоров, А.В. Модели университета в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 56-66.
83. Ридингс Б. Университет в руинах. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 304 с.
84. Родачин, В. М. Эволюция миссии вузов и вузовской науки: история и современность // Universum: Общественные науки. - 2017. - № 4(34). - С. 68-73.
85. Розов, Н. С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater. - 1993. -№ 1. - С. 21-24.
86. Романенко, И.Б. Образовательные парадигмы в истории философии: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2003. - 35 с.
87. Романенко, И.Б. Платоновская образовательная парадигма и Академия // Известия Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А.И. Герцена. - 2002. - Т. 2. № 2. - С. 45-58.
88. Роуг, В. Университет как явление средневековой культуры // Alma Mater. 1991. - № 7. - С. 100-107.
89. Рыбин В.А. Университет XXI века: Антропологические перспективы образования и культуры.- М.: Логос, 2012. - 203 с.
90. Савицкий, И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века. - М.: Наука, 1992. - С. 142-156.
91. Савицкий, И. Философия образования для XXI века: анализ
философских педагогических концепций // Современная высшая
школа. - 1990. - №2. -С. 41-52.
92. Савицкий, И. Философия образования для XXI века: Кризис
образования - необходимость принципиально новых воззрений //
Современная высшая школа. - 1990. -№ 1. - С. 36-48.
93. Сантоцкая, К.Э. Эволюция идеи университета // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2020. - № 1 (36). - С. 72-86.
94. Степанова, С.Н. Трансформация «идеи университета» в
эволюционирующем образовательном пространстве: монография. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2012. - 128 с.
95. Строгецкая, Е.В. Идея и миссия современного университета / Теоретические и прикладные исследования // Вопросы образования. -
2008. - №4. - С. 67-81.
96. Суворов, Н.С. Средневековые университеты. М, 1898. - 245 с.
97. Татур, Ю. Образовательная система в России: высшая школа. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 278 с.
98. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. - 800 с.
99. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 238 с.
100. Универсум / Философская энциклопедия // Академик. - Режим доступа:https://dic.academic.ru
101. Фуллер, С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства // Вопросы образования. - 2005. - № 2. - С. 50-76.
102. Фурман, М. Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет (пер. с нем. Е. Борисова) // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 32-47.
103. Хабермас, Ю. Идея университета. Процессы обучения // Alma mater. - 1994.-№4.-С. 9-18.
104. Хьюсен, Г. Идея университета: эволюция, функции, проблемы, перспективы // Вопросы образования. - 1992. - № 3. - С. 61-68.
105. Швырёв, В. С. Философия и стратегия образования // Вопросы
философии. - 1995. - № 11. - С. 3-4.
106. Шмидт-Виггеманн, В. Университет в ранний период современной Европы: новые структуры знания // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2001. - № 8. - С. 28-33.
107. Ямпольская Л.И. Концептуализация классической «идеи университета» в неклассическом варианте. - Томск: СТТ, 2014. - 223 с.
108. Ясперс, К. Идея университета. Пер. с нем. Т В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2006. - 159 с.
109. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
110. Flexner, A. Universities: American, English, German. - New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1994. - 339 р.
111. Kerr K. The Uses of the University. Cambridge, MA., 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ