Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)

Работа №4252

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы398стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Социальная идентичность как предмет социально¬психологического анализа 17
1.1. Теоретические подходы к исследованию социальной идентичности 19
1.1.1. Проблема самоидентификации в психоанализе 20
1.1.2. Исследование идентичности в традициях символического интеракционизма 26
1.1.3. Представления о групповой идентичности в бихевиоризме 37
1.1.4. Когнитивный подход. Теория социальной идентичности 43
1.1.5. Конструкционистская модель анализа идентичности 59
1.2.Современные тенденции в исследовании социальной идентичности 69
Глава 2. Феноменология и структура социальной идентичности 85
2.1. Понятие социальной идентичности 86
2.2. Виды и функции социальной идентичности 107
2.3. Мотивационная и ценностно-смысловая основы идентификационных процессов 118
2.4. Проблема анализа структуры социальной идентичности 128
Глава 3. Трансформация идентификационных структур 144
3.1. Роль социокультурной среды в трансформации социальной идентичности 147
3.2. Возрастные и социально-психологические закономерности развития и формирования социальной идентичности 155
3.3. Проблема кризиса социальной идентичности 184
3.4. Основные положения авторской концепции социальной идентичности 202

3
Глава 4. Эмпирическое исследование структуры
социальной
идентичности 214
4.1. Организация исследования 214
4.2. Система социальных конструктов 217
4.3. Когнитивные компоненты 227
4.4. Мотивационные и ценностно-смысловые компоненты 236
Глава 5. Эмпирическое исследование трансформации идентификационных структур в различных социокультурных условиях 261
5.1. Влияние ситуации кризиса социальной идентичности
на особенности идентификационных структур 261
5.2.Особенности социальной идентичности в различных
социокультурных условиях 287
Глава 6. Эмпирическое исследование трансформации социальной идентичности в процессе обучения 300
6.1. Становление социальной идентичности в студенческий период 300
6.2. Проблемы и направления подготовки студентов педагогических
вузов в условиях кризиса социальной идентичности 334
Выводы 355
Литература 360
Приложения 398



Существовать - значит изменяться, изменяться - значит идти к зрелости, идти к зрелости - значит продолжать создавать себя бесконечно" (Анри Бергсон).
В современных условиях идентичность становится одним из центральных понятий в социальной психологии, поскольку оно связано с наболевшими областями социальной теории и практики (Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, J.C. Deschamps, J.C. Turner). Проблематика социальная идентичности является междисциплинарной, затрагивающей интересы социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Однако, долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. В последние годы она обрела свое место в социальной психологии благодаря многочисленным исследованиям в этой области отечественными и зарубежными учеными (Агеев В.С., Андреева Г.М., Антонова И.В., Барабанова Т.С., Белинская Е.П., Бергер П., Буякас Т.М., Ермолаева Е.П., Заковоротная М.В., Качанов Ю.Л., Лебедева Н.М., Лукман Т., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Соколова В.Ф., Стефаненко Т.Г., Хотинец В.Ю. Цуциев А.А., Шнейдер Л.Б., Ядов В.А., D. Abrams, M. Augustinos, M. B. Brewer, L. Chante, S. Condor, J.C. Deschamps, N. Ellemers, S. Hall, M. Hogg, S. Moscovici, A. Kwiatkowska, H. R. Markus, D. Oysterman, J. M. Salazar, S. Stryker, H. Tajfel, J. Turner, K. Yandley, I. Walker и другие).
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед человечеством серьезный выбор: либо обеспечить свое выживание и дальнейшее развитие либо скатиться к противостоянию, самоуничтожению. Разрушение "социалистического лагеря", создание объединенной Европы, усиление межнациональных конфликтов и терроризма проверяют постоянно подвергают проверке устоявшиеся представления о себе.

5
В связи с этим в общественных и социально-психологических науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального самоопределения. Все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Более того, многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности. Поэтому понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности становится одной из главных тем в обществе конца ХХ - начала XXI веков.
Интерес к проблеме идентичности отражает реакцию науки на изменение социальных условий. Тема самоопределения проникает в повседневную жизнь, превращая каждого в социального ученого. Осмысление СИ помогает преодолеть фрагментацию сознания, потерю ценностей и жизненных ориентиров, сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта личности в нашем сложном, динамичном, наполненном информацией мире [86]. В проблеме идентичности наиболее остро видна общественная сущность человеческого рода, который, по справедливому замечанию В.В. Новикова, "объединен и одновременно разделен тысячами общностей и сообществ. Каждый индивид этого рода несет в себе общие, особенные и единичные характеристики, свойственные людям " [183, с. 20].
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Стремительные общественные изменения охватывают сразу все поколения и социальные слои. В самосознании людей отражаются социокультурные противоречия, тенденции глобализации и локального консерватизма, языковые и концепуальные аспекты взаимовлияния западной и отечественной мысли. Все это сопровождается когнитивной неясностью, экзистенциональной противоречивостью, проявляется в потере жизненных

6
ориентиров, разрушении сложившейся системы ценностей и
нетерпимости к "другим". Эта ситуация получила название "кризиса социальной идентичности", который наблюдается на уровне самосознания.
Ситуацию кризиса идентичности предсказывал еще в начале 70-х годов К. Леви-Строс, который утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века, и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-философского и психологического в междисциплинарный [148]. Современные психологи отмечают наличие кризиса на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках целых поколений. (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.). Особую остроту проблема кризиса идентичности приобретает в странах, где происходят резкие социальные перемены. Социальная идентичность является существенным психологическим основанием для определения новых ориентиров в социальном пространстве, поэтому ее исследования могут помочь преодолеть разрыв между практикой социальных трансформаций и общественной готовностью их принять.
Среди психологов нет единства взглядов на феноменологию, виды, функции, мотивацию социальной идентичности. К этой проблеме часто обращаются, подразумевая социологический смысл этого понятия, а именно, выраженность у респондентов гражданских, политических самоидентификаций, без учета психологических причин и последствий самоидентификации [70, 84, 296, 297]. Также сложным является вопрос о механизмах, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире [297]. Социальная идентичность - зависимая переменная. С одной стороны, она сама формируется в определенном социальном контексте, с другой - оказывает влияние на процесс адаптации, личностного и профессионального становления человека.

7
В современном мире благодаря развитию системы коммуникаций происходит резкое увеличение субъективной причастности к реальным и виртуальным группам [28, 283, 321, 322]. Поэтому особое значение приобретает изучение соподчиненности и противоречий в структуре идентичности [119, 244, 345, 359 и др.].
В то же время проблема целостного анализа и структуры социальной идентичности остается слабо разработанной. Попытки показать целостность социальной идентичности были сделаны в конце 70-х годов ХХ века А. Тэшфелом и Д. Тернером, затем продолжены в работах других ученых (C. Alexsander, M. Brewer, J.C. Deschamps, G. McCall, M. Jarumovicz, P.J. Oakes, J. Simmons, S. Stryker и др.). Но существующие подходы к исследованию феномена и структуры социальной идентичности не позволяют выйти за пределы устоявшегося деления идентичности на личностную и социальную, отойти от парциальности рассмотрения видов социальной идентичности и перейти к анализу ее общей структуры как целостного и сложно организованного психологического образования; отойти от выделения видов социальной идентичности только по принципу их соответствия реальным группам (профессиональным, этническим, семейным и др.), операционализировать предложенную Тернером иерархическую модель идентичности; продвинуться в понимании мотивации идентификации.
Для развития исследований в этой области необходимо сделать анализ и обобщение накопленных работ, провести систематизацию подходов и знаний, разработать концептуальную модель социальной идентичности, в которой раскрывается психологическая структура социальной идентичности, ее субъективный и динамический характер. Поэтому в данном диссертационном исследовании мы выделили структуру социальной идентичности в качестве предмета специального анализа.

8
Цель исследования: разработать психологическую концепцию
структуры социальной идентичности, с учетом ее основных функций и особенностей трансформации в различных социальных условиях.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности, а также статус данной проблематики в социальной психологии.
2. Обозначить основные методологические и инструментальные подходы к изучению социальной идентичности.
3. Выявить основные структурные компоненты и функции социальной идентичности как целостного образования.
4. Выявить особенности социальной идентичности в различных социокультурных условиях.
5. .Выявить основные тенденции и детерминанты трансформации идентификационных структур на разных этапах подготовки педагогов. Объект исследования - самосознание личности в условиях
общественных изменений.
Предмет исследования - структура, функции, общие закономерности трансформации социальной идентичности.
Гипотезы исследования
1. Социальная идентичность является целостным образованием, определяющимся единством когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов.
2. Социальная идентичность конструируется субъектом под влиянием необходимости выбора новых ориентиров в социальном пространстве.
3. Основные функции социальной идентичности связаны с ориентировкой в социальной среде, структурированием социального опыта,

9
регулирования поведения, осмысления и прогнозирования
последствий социального членства.
Методологические основания и концептуальные подходы исследования.
При разработке проблематики данного исследования использовались следующие концепции, теоретические положения или отдельные результаты исследований:
• общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.С. Роговин, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.);
• теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, В.В. Новиков, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков, П.Н. Шихирев и др.);
• общая теория системных исследований и ее применение в психологии (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.);
• этнопсихология (К.А. Абульханова-Славская, Дж. Берри, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).
Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели:
а) теория социальной идентичности (А. Тэшфел, D. Abrams, M. Hogg и др.) и теория социальной самокатегоризации (Дж. Тернер и др.);
б) концепция социального конструкционизма в психологии и социологии (Ф. Барт, П. Бергер, К. Герген, Т. Лукман и др.);

10
в) теория личностных конструктов (Д. Баннистер, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, В. И. Похилько, Ф. Франселла);
г) теоретические концепции профессионализации (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Клюева, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.).
Методологической основой работы стали также представления о неклассической парадигме исследования, в которой органично соединяются возможности идеографического и номотетического подходов [85, 98, 150]. Методы исследования
Для решения поставленных задач используется комплекс разнообразных методологических подходов, процедур, техник исследования и обработки полученных данных. Методы эмпирического исследования включали в себя наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка. Основные психодиагностические методики исследования: идентичности (тест "Двадцать утверждений" М. Куна и Т. Макпартленда; ценностных ориентаций (М. Рокич, Н.В. Клюева, В.И. Чирков); иррациональных убеждений (Must -тест А. Эллиса); мотивационной сферы личности (В.Э. Мильман) самоактуализации (Э. Шострома); личностных конструктов (тест Дж. Келли), самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) и др. Для статистической обработки данных использованы корреляционный, кластерный и факторный анализ, сопоставление выборок проводилось по критерию Фишера и др. Проводился качественный и количественный анализ полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальная идентичность является целостным динамичным образованием, выступающим как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом, оказавшимся в ситуации пересмотра своего места в социальной среде, в

11
ходе взаимодействия, социального сравнения и является когнитивно-мотивационным основанием восприятия индивидом новых социальных ценностей.
2. Социальная идентичность как целостное образование выполняет ряд жизненно важных функций: а) адаптационная - приспособление к новым социальным условиям; б) ориентировочная - поиск своего места в социальном пространстве; в) структурная - придание определенности, упорядоченности Я; целевая - целеполагание, построение модели поведения; д) экстенциальная - осмысление своей сущности, прогнозирование.
3. Социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки:
• "базисный" - узко локализованная самоидентификация; обеспечивает истолкование социальной реальности на уровне этнической, региональной, семейной общности и подобных общностей; мотивация самозащиты; ценности личной жизни, здоровья, безопасности и защищенности.
• "индивидуально-личностный" - проявляется в самоидентификации по отношению к требованиям культуры различных сообществ; обеспечивает истолкование сложившихся нравственных критериев оценки социальных общностей; связан с мотивацией самоуважения, ценностями общения, культуры.
• "профессионально-деловой" - обеспечивает истолкование и субъективную причастность к профессиональным, деловым, гражданским и подобным общностям; проявляется в мотивации самореализации, ценностях профессиональной и деловой жизни.

12
4. Показателями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности, такие как увеличение веса "индивидуально-личностных" и "базисных" блоков идентичностей; изменение характера групп, имеющих значимость для человека; повышение роли мотивации самозащиты.
5. В процессе профессиональной подготовки в студенческий период происходит усиление "профессионально-делового" функционального блока, а также в переходе от нестабильной, диффузной, узко локализованной идентичности к более стабильной, осознанной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности, в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств. Этот процесс детерминируется комплексом социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, таких как: направленность на саморазвитие, профессиональный рост; осознание требований социальной среды; самооценка профессиональных и личностных качеств; самопринятие.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Впервые в отечественной психологии была предпринята попытка специального анализа структуры социальной идентичности как некоторой самостоятельной феноменологической и концептуальной области, предмета специального анализа.
В диссертации реализован авторский теоретико-методологический подход к исследованию социальной идентичности, имеющий интегративную направленность и позволяющий исследовать сложившиеся идентификационные характеристики субъекта, а также прогнозировать их трансформации при изменении социальных условий.

13
Полученные результаты позволяют сделать серьезный шаг
вперед в развитии сложившихся представлений о структуре социальной идентичности и мотивации самоидентификации. Эмпирически доказано, что существует как минимум три качественно своеобразных когнитивно¬мотивационных компонента в структуре идентичности, что позволяет по- новому рассмотреть вопрос о механизмах и путях трансформации социальной идентичности.
Новизну представляют также результаты, показывающие, что существенную роль в успешном преодолении кризиса социальной идентичности играет мотивация саморазвития в сочетании с профессионально-деловой идентичностью. Получены новые эмпирические данные об обусловленности формирования социальной идентичности в студенческий период компонентами социального контекста, а также учебно¬профессиональной деятельности. Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, образовании, бизнесе, управлении. В частности, могут быть полезны для построения социально¬психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов для работы в новых социально-экономических условиях.
Данные могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной, педагогической и возрастной психологии.
Знание и учет качественных характеристик социальной идентичности может использоваться в деятельности государственных структур и средств

14
массовой коммуникации для формирования образа гражданина страны и укрепления демократических ценностей в обществе. Кроме того, эти данные могут использоваться в деятельности бизнес структур для укрепления профессиональной идентичности сотрудников и определения перспектив их дальнейшего становления.
Описанные закономерности трансформирования социальной идентичности могут помочь в организации эффективного межкультурного взаимодействия, а также полноценного обмена опытом профессионалами на международном уровне, при подготовке специалистов к работе в новых социо-культурных условиях, а также в оптимизации процесса адаптации визитеров, т.к. позволяют органично сочетать разные ракурсы субъективного отражения мира и своего места в нем.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, достаточно большим объемом выборки, сочетанием количественных и качественных методов исследования. Валидность использованных процедур в эмпирическом исследовании проверялась в ходе пилотажного исследования.
Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась основными методами математической статистики (критерий согласия Пирсона, критерий Фишера), корреляционным, факторным и кластерным методами анализа. Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS, STATISTIKA for Windows для персонального компьютера.
Апробация результатов исследования.
Подход, разрабатываемый автором, обсуждался на заседаниях Ярославского регионального отделения Российского психологического

15
общества, на кафедре теории и истории педагогики ЯГПУ, на кафедре психологии ЯГПУ, на кафедре социальной психологии ЯрГУ, на заседании отдела этносоциологии и этнопсихологии ИЭА РАН, на заседании ученого совета Ярославского филиала МЭСИ, на кафедре управления ИРО.
Материалы исследования прошли апробацию в конкурсе международных грантов при поддержке программы ДААД (Кассель, Германия, 1997), программы Фулбрайт (Беркли, США, 1999-2000), программы RSS фонда Сороса (Ярославль, 1998-1999).
Основные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на более, чем 20 научных конференциях, в том числе: "Main Boundaries in international collaboration of Russia and Western education" (Барселона, 1997); "International education: interaction with the wider community" (Стокгольм, 1998); “Стресс и Социальное закаливание” (Белосток, 1998); "International education: realising human potential" (Тампере, Финляндия, 2001); "Общество, образование, человек" (Ярославль, 1999); на конференции МАПН (Ярославль, 1999, 2001, 2002); "Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности" (Ярославль, 2001); "Университетский преподаватель в мультиверсуме культуры" (Москва- Ярославль, 2002); "Dealing with Diversity: Tools and resources for human development in social practice (Амстердам, 2002); "Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия" (Новгород, 2002); "Строительство сообщества и обучения" (Москва, 2001); "Университет и гражданское общество: опыт российско-американского сотрудничества" (Волгоград, 2001); "Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России" (Ярославль, 2001) и др.
Внедрение результатов исследования.
Материалы диссертационного исследования использованы для подготовки и чтения основных курсов по педагогике и психологии для студентов физико¬

16
математического факультета ЯГПУ, слушателей курсов повышения квалификации ИРО (г. Ярославль); используются при подготовке специалистов социальных агентств Ярославской области.
По теме диссертации опубликовано 50 работ, в том числе 2 монографии. Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 70 печатных листов.
По теме диссертации опубликовано более 50 работ, в том числе 2 монографии. Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 70 печатных листов.
По различным аспектам данной темы под руководством диссертанта готовятся к защите 3 кандидатских диссертации.
Экспериментальная база исследования
Комплексное исследование проводилось на мигрантах, школьниках, российских и зарубежных студентах, учителях, менеджерах и др. Общий объем выборки составил 1156 человек (с учетом пилотажных исследований - более 2000).
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка (515 источников, из которых 212 иностранных), 8 приложений. Текст содержит 24 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С помощью разрабатываемого автором социально-психологического подхода достигнута основная цель диссертационного исследования: выявлены и проанализированы основные функции, структурные компоненты социальной идентичности, общие закономерности ее трансформации и этапы становления в студенческий период.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Разнообразие подходов к пониманию сущности и структуры социальной идентичности является следствием сложности изучаемой проблемы. Современные исследования социальной идентичности осуществляются на стыке нескольких научных направлений: психологии личности, социальной психологии, психологии развития, когнитивной психологии.
2. Существующие подходы к исследованию социальной идентичности не позволяют продвинуться вперед в понимании целостности и сложной психологической организации этого явления. Сочетание теории социальной идентичности и идеями конструктивистского и системного подходов создает условия для решения задачи функционального и структурного анализа социальной идентичности в контексте реальных социальных групп.
3. Благодаря применению авторского подхода, было доказано, что социальная идентичность - это целостное образование, имеющее сложную психологическую структуру, которая будучи достаточно стабильной, реагирует на индивидуальном уровне на изменения социальной среды. Результаты эмпирического исследования позволяют говорить, что социальная идентичность характеризуется сочетанием следующих компонентов: когнитивные (представления о групповой принадлежности), мотивационные (мотивация самоидентификации),

357
ценностные (личностный смысл самоидентификации), а также
параметров: формально-динамические (устойчивость, интенсивность, широта и т.д.), аффективные (оценка качеств собственной группы, отношение к ней, значимость этого членства).
4. Сочетание выделенных компонентов социальной идентичности образует ряд взаимосвязанных функциональных блоков, которые все вместе обеспечивают реализацию основных ее функций: а) "базисный" - узко локализованный, обусловленный преимущественно ситуацией, данной человеку от рождения, который связан с мотивацией самозащиты и стремлением укрепить свои позиции на уровне национальной, региональной и семейной общности; б) "индивидуально-личностный" - проявляется в мотивации самоуважения и направленности на овладение требованиями культуры как узкого, так и более широкого сообщества; в) "профессионально -деятельностный" - проявляется в мотивации самореализации и стремлении к расширению субъективного пространства, а также анализу изменений, происходящих в обществе.
5. В структуре идентичности человека присутствуют все три выделенных функциональных блока. Они находятся в динамичном и уравновешенном соотношении друг с другом, но под влиянием определенных социальных условий происходит изменение соотношения компонентов, что приводит к изменению веса каждого блока в структуре идентичности.
6. В качестве основного стимула трансформации идентичности выступает кризис идентичности, который стимулирует необходимость выбора новой системы координат в социальном мире. Под влиянием кризиса происходит актуализация индивидуально-личностного потенциала человека, благодаря чему включаются механизмы, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные

358
влияния профессиональной, культурной и социальной среды
и найти свое место в сложном динамичном мире. Поэтому самостоятельность и способность делать выбор служат основаниями для более успешного обретения социальной идентичности.
7. Психологическими проявлениями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности: увеличивается вес индивидуально-личностных компонентов идентичности; социальная идентичность фокусируется на узких, близких субъекту группах (родные, друзья); усиливается коллективизм, но меняется характер групп, имеющих значимость для человека (вместо профессиональных и широких групп - семейные, узкие группы); усиливается роль мотивации самозащиты; снижается толерантность к "не таким как я". Кризис социальной идентичности проявляется в "базисных" и "индивидуально¬личностных" блоков в структуре социальной идентичности.
8. Люди с различной структурой социальной идентичности по-разному воспринимают социальные изменения: с позиции новых возможностей для своего профессионального роста или с позиции новых проблемы, препятствующих эффективной профессионализации. Кризис более успешно преодолевается теми людьми, у которых более выражен "профессионально-деловой" блок в структуре социальной идентичности.
9. Отношение человека к окружающему миру, его ценностный и смысловой потенциал тесно связаны с содержанием идентификационной структуры личности; поведение и прогнозы поведения строятся на основе системы социальных категорий, изначального представления о том, в рамках какой социальной категории человек себя воспринимает. Важным фактором создания системы ценностей, адекватной новым социальным условиям, является конструирование социальной

359
идентичности, взаимосвязанной с той социальной группой,
которая является носителем новой системы ценностей.
10. На примере формирования профессиональной идентичности выявлено, что показателями успешного преодоления кризиса социальной идентичности являются: реализация потребностей в самоуважении и саморазвитии; идентификация с профессиональной группой, позитивное отношение к себе как члену этой группы и другим представителям своей группы, уважительное отношение к представителям других профессиональных общностей, стремление реализовать себя в широком профессиональном сообществе.
11. Получен ряд эмпирических данных, проясняющих специфику формирования профессиональной идентичности в ходе подготовки студентов педагогического вуза. Этот процесс завершается построением реализованной идентичности и включает в себя ряд этапов, которые выделяются в соответствии со следующими критериями: стабильный - нестабильный, реальный - перспективный, узко - широко локализованный; отличаются выраженностью различных идентификационных характеристик, а также их соотношением с мотивационными и ценностно-смысловыми компонентами личности. Кризис более отчетливо проявляется на первом курсе, когда после поступления в вуз происходит смена основной социальной группы (из бывшего ученика в студента и будущего педагога), и затем на четвертом и пятом курсах, когда после прохождения педагогической практики происходит новая смена основной социальной группы (из студента в педагога-практика), проверяющая "на прочность" сложившиеся представления о себе и групповом членстве.
12. В исследовании показано, что специальная деятельность по формированию социальной идентичности помогает студентам

360
преодолеть влияние стереотипов, которые мешают
профессиональному становлению, адекватному новым социально-экономическим условиям. Важными факторами трансформации идентичности на индивидуальном уровне являются: а) восприятие социальной ситуации и ее возможных (как положительных, так и отрицательных) последствий для человека; б) осознание требований, которые предъявляет эта ситуация к человеку; в) анализ собственных возможностей в соответствии с этими требованиями; г) учебно¬профессиональная деятельность студентов, которая будучи связанной с мотивацией самоуважения и саморазвития, способствует поддержанию позитивного образа своей профессиональной группы и стремлению к овладению новыми ценностями образования; д) социальная ситуация, которая отражается в самосознании студентов и проявляется в специфических противоречиях и барьерах в отношении к зарубежному опыту и современным ценностям образования.
Таким образом, в исследовании предложен концептуальный подход к анализу психологической структуры социальной идентичности, а также получены новые эмпирические данные, проясняющие и углубляющие представление о сущности этого явления, мотивации идентификации, факторах трансформации социальной идентичности.




1. Абельс Х. Интеракция. Идентификация. Презентация. СПб, 2000
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,
1980.
4. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. М., 1997. С. 7-38.
5. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т15. №4. С.39 -
56.
6. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
7. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. М., 1990.
8. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / Психология самосознания. Самара, 2000. С. 624-641.
9. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
10. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.
11. Аксенова Г.И. Формирование субъективной позиции личности будущего учителя. Рязань, 1995.
12. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.
13. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореферат дис.... канд психол наук. М., 1985.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
15. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2000.
16. Андреева Г.М., Шевелева А.Ю. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. №1. 1998. С. 41 - 47.

362
17. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 2001.
18. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 131 - 143.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
20. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-Воронеж, 1996.
21. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф.дис.... канд. психол. наук. М., 1996.
22. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии "социальная идентичность" // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1990. С. 356 - 364.
23. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 248 - 267.
24. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. С. 602 - 613.
25. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 - 54.
26. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность // Мир психологии. 1999. №3. С. 140 - 147.
27. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М- Воронеж, 2000.
28. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.

363
29. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.
30. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995
31. Бердяев Н.А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.
32. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989.
33. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986.
34. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1. С. 3-8.
35. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
36. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
37. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
38. Брушлинский А.В. Ментальность российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С.38 - 44.
39. Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. М., 1998.
40. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ., 1999.
41. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. №1. С.56-62.
42. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. №2. С. 69-77.
43. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. №2. С. 28-39.

364
44. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
45. Вербицкий А. А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. М., 1992. С. 5-12.
46. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе. Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991.
47. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
48. Воловикова М., Рязанова Т., Гренкова-Дикевич Л. Особенности религиозной идентификации в современной России // Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001. С. 132 - 141.
49. Воронков В., Освальд И. Введение. Постсоветские этничности // Конструирование этничности. СПб., 1998. С. 6 - 36.
50. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1-4. М., 1981-1984.
51. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал, 1996. №5. С. 69-75.
52. Гаджиева Р.Г. Динамика гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности / Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
53. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 - 89.
54. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М., 1995.
55. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ века (в поисках практико - ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

365
56. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
57. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999.
58. Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии // Психологический журнал. 1989. Т.10. №6. С.24-33.
59. Головаха Е.И., Кроник А.А. Принципы конструктивной психологии // Конструктивная психология - новое направление науки и практики. Красноярск, 1989. С. 6-11.
60. Головаха Е.И., Панина Н.В. Социальное безумие: история, теория и современная практика. М., 1994.
61. Горев В.К., Кудрявцев Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений. М., 1994.
62. Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран ближнего зарубежья в России. М., 1999.
63. Гриценко В.В. Стремление к самоактуализации как важнейший фактор успешности адаптации вынужденных переселенцев. М., 2002.
64. Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 37-48.
65. Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности. Автореф.дис.... канд. психол. наук. М., 1985.
66. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимодействие с поведением. М, 1999.
67. Данилова Е.Н. Проблемы социальной идентификации в постсоветской России // Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень. 1997. №3.

366
68. Джеймс Р. Стратегия развития и осуществления образования в глобальном обществе // Российско-американский семинар по проблемам образования. Екатеринбург. 1993.
69. Джемс С. Психология. М., 1991.
70. Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология // Журнал Власть,
1998, №5. С.8 - 17.
71. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
72. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 75-86.
73. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. М., 1987.
74. Драгунский Д.В. Тоска по родине // Дружба народов. 1998. №3. С. 8 - 11.
75. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
76. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.,
1996.
77. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
78. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуаций выбора в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд.пед.наук. Тюмень,
1994.
79. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т.19. №4. С.51-59.
80. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т.22. №4. С. 51-59.

367
81. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. Т.22. №5. С. 69-78.
82. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993.
83. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования. М., 1990.
84. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. Том 19. №3, 1998 С. 3 -17.
85.Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик // Новый метод исследования личности. М., 1987. С. 5-26.
86.Заковоротная М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону, 1999.
87.Занина Л.В. Научно-методические основы и региональные особенности реформирования педагогического образования. Автореф. дисс. доктора пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
88.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.
89.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
90.Здравомыслов А. Кто мы "националы" или граждане? Соотношение гражданского и этнического самосознания россиян: итоги опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем // Мониторинг общественного мнения. 1998. №5. С. 118-127.
91.Зеер Э.Ф., Сымалюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №6. С. 35-44.
92.Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 15 - 36.
93.Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996, № 5. с 7 - 20; № 6. С. 6 - 25.

368
94.Знаков В.В. Правда и ложь в российском самосознании / Российский менталитет. М., 1997. С. 131 - 144.
95. Иванова Н.Л. Кого воспитывает школа (результаты сравнительного исследования в России и Голландии) // Ярославский педагогический вестник. 1997. №2. С. 119-121.
96. Иванова Н.Л. Проблемы интеграции России в мировое образовательное пространство // Общество, образование, человек. Ярославль, 1998. С. 331 -
335.
97. Иванова Н.Л. Западное образование на рубеже веков. Ярославль, 1999.
98. Иванова Н.Л. Качественный анализ: репертуарные личностные методики. Ярославль. 1999.
99. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. Ярославль, 2001.
100. Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134¬
152.
101. Иванова Н.Л. Исследование этнических и профессиональных стереотипов у студентов педагогических вузов // Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности. Ярославль, 2002.
102. Иванова Н.Л. Социально-психологические проблемы подготовки студентов педагогического вуза в условиях кризиса идентичности / Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М-Кострома, 2001. С. 135 - 138.
103. Иванова Н.Л. Эмпирическое исследование социальной идентичности / Социальная психология XXI столетия. Ярославль, 2002. Т. 1. С. 299 - 302.
104. Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. В поликультурном мире // Высшее образование. 2003. №1. С. 145 - 163.
105. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. №2.

369
106. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
107. Исаев Е.И. Новое содержание психологического образования педагога / психология сегодня: Материалы первой конференции психологов РПО. Т.2. Вып. 3. М., 1996. С. 32 - 38.
108. Казакина М.Г. Ценностные ориентации и их формирование. Л., 1989.
109. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге XXI века). СПб, 1997.
110. Калуве Л. Де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Калуга, 1993.
111. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
112. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
113. Касаткина Н.В. От маргинализации до интеграции: стратегия аккультурации в различных группах национальных меньшинств Литвы // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 289 - 305.
114. Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1995.
115. Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента (объекта) социальных отношений // Психология самосознания. Самара, 2000. с. 613-623.
116. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической проблемной ситуации. Ярославль, 1991.
117. Келли Д. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб, 2000.
118. Киселев И.Ю., Ряховский С.В. Гражданственность и проблема формирования идентичности // Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль, 2000. №1. С. 21-24.
119. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Формирование идентичности в российской провинции. М., 2001.

370
120. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига,
1995.
121. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991.
122. Клементьев В.И. Социальная структура и национальное самосознание. Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1971.
123. Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 54 - 82.
124. Климов С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90 годы) // Социологические исследования. 1995. №1. С. 59-72.
125. Клюева Н.В. Жизненные цели молодежи постсоветской России и стран Европы (Германия, Ирландия, Дания, Польша, Испания) // Прикладная психология. 1998. №3. С. 18-25.
126. Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход). Дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2000.
127. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Системные исследования. Ежегодник. М.,1976. C.128-146.
128. Козлова И.Н. Теория личностных конструктов в современной психологии. Дисс. ... канд. психол. наук. М.,1975.
129. Комаров М.С., Горшков В.Ю. Жизненные ценности учителей общеобразовательных школ // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России. Ярославль, 2001. С. 43 - 54.
130. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

371
131. Коначева С. А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности особенности процесса секуляризации // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 82-106.
132. Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
133. Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
134. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987.
135. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону,
1995.
136. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.,
1970.
137. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
138. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. №2. С. 21 - 30.
139. Кун М., Макпартленд Т., Эмпирические исследования установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 180 - 188.
140. Кунц Г., Донелл С.О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.
141. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. №5. С. 3 - 24.
142. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. №3. С. 14 - 36.
143. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М., 1997.

372
144. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.
145. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла. // Психологических журнал.
1999. Т.20. №3, с. 48-58.
146. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т.21. №3. С. 73- 87.
147. Левин К. Теория поля в социальных науках, СПб, 2000.
148. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
149. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 1998.
150. Леонов Н.И. Психология конфликтного поведения. Дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2002.
151. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Психология. №4, 1996. С. 35 - 45.
152. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы психологии. 1996. №4. С. 15-27
153. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
154. Лобас М. А. Адаптация мигрантов к русскоязычной школе. Дисс. Канд. психол. наук. Ярославль. 2001.
155. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
156. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.
157. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.,
1974.

373
158. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.
159. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль. 2001.
160. Майерс Д. Социальная психология. СПб, М., 2000.
161. Малькова В.К. Стереотипы русских, россиян и России в современной российской прессе // Этнопанорама. 2001. №3.
162. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
163. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
164. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
165. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,
1986.
166. Методы социальной психологии. Л., 1977.
167. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. №1. С. 44 - 53.
168. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1988, №1. С. 27-39.
169. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. М., 1994.
170. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38.
171. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
172. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. М., 1991.
173. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1994.

374
174. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.
175. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.
176. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. №2.
177. Науменко Л.И. Этническая идентичность: Проблемы трансформаций в пост-советский период // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 77 - 87.
178. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. М., 1994.
179. Нижегородцева Н.В. Психологический смысл кризисов развития и их роль в онтогенезе // Общество, образование, человек. Ярославль, 1998. С. 229 - 231.
180. Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2001.
181. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.
1998. №3. С. 3-10.
182. Никиторович Е. Многокультурность образования - основа толерантности в демократическом обществе // Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности. Ярославль, 2002. С.41-53.
183. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.
184. Новое педагогическое мышление. М., 1989.
185. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
186. Нуйкин А.А. Истинностная и ценностная компоненты познания // Вопросы философии. 1988. №5.
187. Образование в конце ХХ века (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. №9. С. 3 - 22.

375
188.Общение и оптимизация совместной деятельности. М.,
1987.
189. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
190.Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль. 1995. С. 33 - 37.
191.Орлов А.Б. Проблема перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. №1. С. 16 - 28.
192.Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной актуальности // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 5-19.
193.Основы психодиагностики. М, 2001.
194. Павленко В.Н. Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 88-96.
195. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. Т.19, 1998. №1. С. 75 - 89.
196. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
197. Патрик К. Воспитание в условиях меняющихся цивилизаций. М., 1990.
198. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.,1983.
199. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.
200. Петровский А.В. Общая психология. М., 1986.
201. Петровский В. А. Феномен субъективности в психологии личности: Дис. д-ра психол наук. М., 1993.
202. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
203. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.

376
204. Платонов Ю.П. Социальная психология этнического взаимодействия / Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 134 -
143.
205. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль.
2000.
206. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. №3. С. 151 - 157.
207. Поцелуев С.П. Символические средства политической идентичности. К анализу постсоветских случаев // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 106 - 160.
208. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.
209. Приоритеты современной педагогики: мир - экология - сотрудничество: материалы международного проекта Р.Е.А.С.Е./ Международное движение "Педагоги за мир и взаимопонимание". Центр педагогики мира. М., 1993.
210. Психологическое тестирование. Том 1. М., 1999.
211. Психология. Словарь. М., 1990.
212. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. №5. С. 15-25.
213. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996.
214. Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. Орел, 1994.
215. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. № 5. С.3-16.
216. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

377
217. Роговин М.С. Чувственный образ и мысль // Вопросы философии. 1969. N 9. С.44-55.
218. Роджерс К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С.199-230.
219. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.
220. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.
221. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
222. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.
223. Руденский Е.В. Социальная психология. М.- Новосибирск, 1997.
224. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
225. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.
226. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.
227. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
228. Свенцицкий А.Л. Сила власти в зеркале социальной психологии / Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 20-56.
229. Семья, гендер, культура: материалы международных конференций 1994 - 1995 / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1997.
230. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
231. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.,
1999.
232. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
233. Смелзер Н. Социология. М., 1994
234. Смирнов А.Н. Понятие этничности в контексте социальных трансформаций: опыт современной России // Трансформация

378
идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 160 - 192.
235. Снежкова И. А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей // Советская этнография. 1982. №1. С.80 - 88.
236. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
237. Современная психология. М., 1999.
238. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико¬психологического изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001. №6. С. 3 - 16.
239. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
240. Солдатова Г.У. От гражданина до беженца: ценности и мотивы поведения русских ближнего зарубежья / Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.
241. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
242. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. // Психологический журнал. 1997. № 3.
243. Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11 -30.
244. Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности. Дисс. ... д-ра псих. наук. М., МГУ, 1999 (б).
245. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999 (а).
246. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
247. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 90 - 112.

379
248. Стратегия развития образовательных систем. М.,
1993.
249. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
250. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
251. Тернер Дж.С., Оукс П.Дж., Хеслем С.А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология.
1993. №2. С. 8 - 17.
252. Тихомиров О.К. Понятие "цель" и "целеполагание" в психологии // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. С.66-82.
253. Тихомандрицкая О. А., Дубовская Е.М. Особенности социально¬психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. №3. С. 80 - 90.
254. Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 5-19.
255. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
256. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
257. Трусов В.П. Теория когнитивного диссонанса и ее критика. Дисс. Канд. Психол. Наук. Л., 1973.
258. Уманский Л.И. Контактная группа как коллектив - объект организаторской деятельности // Психология воспитания в первичном коллективе. Ярославль, 1980. С. 9-28.
259. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы // Коллектив и личность. М.,
1975. С. 120-160.

380
260. Уталиева Ж.Т. Влияние языковой компетенции на формирование этнической идентичности // Этническая психология. М.,
1997. С. 131 - 138.
261. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 1998., №1, (13). С. 5 - 11.
262. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490.
263. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
264. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
265. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
266. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
267. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.
268. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
269. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
270. Фромм Э. Человек для себя. М., 1997.
271. Хараш А.У. "Другой" и его функции в развитии "я" // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 21 - 31.
272. Харре Р. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал.
1996, Т. 17, №2. С. 3 - 16.
273. Хилл Т.И. Современные теории познания. - М., 1965. С.209 -244.
274. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
275. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
276. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
277. Цуциев А. А. Развитие идентификационной структуры в Северо-Кавказском периферийном поясе // Демократическое развитие регионов

381
как условие построения гражданского общества в Российской Федерации. Тезисы докладов. Владикавказ. 1998. С.11-13. 278Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
279. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М.,
1993.
280. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.,
1996.
281. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
282. Шелер М. Формы знания в образовании // Человек. 1992. №4, 5.
283. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.
284. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985.
285. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
286. Школьные реформы в развитых странах Запада. М., 1992.
287. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
288. Шрейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001. №1. С. 64-78.
289. Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л., 1963.
290. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
291. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. 292.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996а.
293.Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996б.
294.Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996в.
295. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

382
296. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности.// Мир России, 1995 (а), № 3-4.
297. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995 (б).
298. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
299. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л., 1988.
300. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
301. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996.
302. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М., 1996.
303. Aboud F. Children and prejudice. Oxford, 1988.
304. Abrams D. Political identity: relative deprivation, social identity, and the case of Scottish nationalism. ESRC 16-19 Initiative Occasional Paper. London, No
24. 1990.
305. Abrams D. Social Identity, self as Structure and Self as Process / Social Group & Identities. Oxford, 1996.
306. Abrams D., Hogg M.A. An introduction to the social identity approach / Social identity theory. NY, 1990. C. 1-10. 297 p.
307. Abrams D., Hogg M.A. Comments on the motivational status of self- esteem in social identity and intergroup discrimination // European Journal of Social Psychology. 1988. 18. Pp. 317- 334.
308. Aklaev A. Causes, Prevention of ethnic Conflict // Overview of Post-soviet Russian-Languege Literature. M., 1995.
309. Alexsander C., Wiley M. Situated activity and identity formation / Social Psychology: Sociological Perspectives. NY, 1981.
310. Allport F.H. Social psychology. NY, 1924.

383
311. Andersen S. M. The role of Cultural Assumptions in Self¬Concept Development / Self and Identity. Psychological perspectives. Chichester, 1987. Pp. 231-249.
312. Anderson S.M., Klatzky R.L. Traits and social stereotypes: level of categorization in person perception // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53. Pp. 235-46.
313. Aronson E., Wilson T.D., Akwirt R.M. Social psychology: The heart and the mind. NY, 1994.
314. Augoustinos M., Walker I. Social cognition. London-New Delhi, 1995.
315. Bagley C., Verma G.K., Mallick K., Young L. Personality, self-esteem and prejudice. Aldershot: Gower, 1979.
316. Banaji M.R., Prentice D. A. The Self in Social Context // Annual Review of Psychology. 1994. Vol.45, pp. 297-332.
317. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Oslo-Bergen-Tromso, 1969.
318. Barth F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity / Beyond "Ethnic Groups and Boundaries". Amsterdam, 1994.
319. Bass B.M. Leadership, psychology, and organizational behavior. NY, 1960.
320. Bauman Z., Identity - Then, Now, what For? // Polish sociological review. 1998. 3 (123). Pp. 206 - 216.
321. Baumeister R.F. Identity: Cultural change and the struggle for self. NY, 1986.
322. Benedict M., On Cyberspace and virtual reality // Man and Information technology, Stockholm, IVA.1995.
323. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural psychology: Research and Applications. Cambridge, 1992.
324. Billing M. Social representation, objectification and anchoring: A theoretical analysis / Social behavior. 1985. 3: 1-16.

384
325. Bourhis R.Y., Sachadev I. Language and social identification Richard Y. / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990.
326. Breakwell G.W. Integrating Paradigms, methodological Implications // Empirical Approaches to Social Representations. Oxford, 1997.
327. Brewer M., Group process: Dynamic within and between groups. Oxford, 1988.
328. Brewer M.B. The Social Self: On being the same and different. // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. 17. 5. 475-487. Pp. 475-487.
329. Brewer M., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. NY, 1976.
330. Brewer M., Schneider S., Social identity and social dilemmas: A double-edged sword / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990. Pp. 169 - 185.
331. Brewer M., Social identity, Distinctiveness, and in-group Homogeneity // Social Cognition. 1993. N11. Pp.150-164.
332. Brewer, M.B., Kramer, R.M. Choice behavior in social dilemmas: effect of social identity, group size and decision framing / Journal of Personality and Social Psychology. 1986. 50. Pp. 543-9.
333. Brown J.D. Self-esteem and self-evaluation: feeling is beliving // Psychological perspectives on the self. 1993. Vol. 4. Pp. 27-57.
334. Brown R., Social psychology. NY, 1986.
33 5.Brown R., Group process: Dynamics within and between groups. Oxford, 1988.
336. Brown R. J., Hinkle S., Ely P.G., Fox-Cardamone L., Maras P., Taylor L. A. Recognizing group diversity: Individualist - collectivist and autonomous - relational social orientations and their implications for intergroup process // British Journal of Social Psychology. 1992. 31. Pp. 327-342.

385
337. Brown R. J., Turner J.C. The criss- cross categorization effect in intergroup discrimination // British Journal of Social and Clinical Psychology. 1979. 18. Pp. 371-383.
338. Bruins J., Ellemers N., De Gilder D. Power use and differential competence as determinants of subordinates' evaluative and behavioral responses in simulated organizations // European Journal of Social Psychology. 1999. 29. Pp. 843 - 870.
339. Bruner J. S., Social psychology and perception / Reading in social psychology. NY, 1958. Pp. 85-94.
340. Burton Y.W. (Ed.) Conflict: Human Needs Theory. N.Y. St. Martin's Press,
1990.
341. Campbell D. T. Qualitative knowing in action research. Kurt Lewin Award address. New Orleans, 1974.
342. Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences // American Psychologist. 1967. 22. Pp. 817-29.
343. Carlson R. Where is the persona in personality research? / Psychological Bull. 1971. V.75. Pp. 607-649.
344. Chandler M. Surviving time: The persistence of identity in this culture and that. // Culture and Psychology. 1998. 6(2). Pp. 209-231
345. Chante L. Categorical race versus individuality belief as determinants of discrimination // Experimental Social Psychology. 1996. Vol. 32. Pp. 129-140.
346. Clark K.B., Clark M. P. Racial identification and preference in Negro children. / Readings in social psychology. NY, 1947. 169-178.
347. Codol J.-P. On the so-called ‘superior conformity of the self’ behavior: twenty experimental investigations/ European Journal of Social psychology. 1975. 5. Pp. 457-501.

386
348. Codol J.-P. Social differentiation and non-differentiation in H. Tajfel (ed) The Social Dimension: European Developments in Social psychology. Cambridge, 1984. Vol.1: 330.
349. Coleman J.C. Relationships in adolescence. London, 1974.
350. Condor S. Social stereotypes and social identity / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990.
351. Cooley C. H. Social Process. NY, 1918. Pp. 19-21.
352. De Boeck P., Rosenberg S., Van Mechelen I. The hierarchical classes approach: A review. / Categories and concepts: Theoretical views and inductive data analysis. London, 1993. Pp. 265-286.
353. Deschamps J.C. Effect of crossing category membership on quantitative judgement // European Journal of Social Psychology. 1977. 7. Pp. 122-126.
354. Deschamps J.C. The social psychology of intergroup relations and categorical identification / The social dimension (be Tajfel H. Ed.). Cambridge, 1984. Vol.
2. Pp. 541-559.
355. Deschamps J. C., Devos T. Regarding the relationship between social identity and personal identity / Social Identity (International Perspectives). London - New Delhi, 1998. Pp. 1-13.
356. Deschamps J.C., Doise W. Crossed category membership in intergroup relations / Differentiation between social groups (by H. Tajfel ed.). Cambridge, 1978. Pp. 141-158.
357. Diehl Dichotomy and discrimination: The effect of cross-categorizations on discrimination in a minimal group paradigm // Zeitschrift fur Sozialpsychologie. 1989. 20. Pp. 92-102.
358. Doise W. Social Representations in Personal Identity / Social Identity (international perspectives) London- New Delhi, 1998. Pp. 13- 24.
359. Doise W., Individuals and groups: Explanations in social psychology. Cambridge, 1978.

387
360. Doosje B., Ellemers N., Spears R. Perceived intragroup variability as a function of group status and identofication. // Journal of Experimental Social Psychology. 1995. 31. Pp. 410 - 436.
361. Ellemers N. The influence of socio-cultural variables on identity management strategy // European Review of Social Psychology. 1993. 4. Pp. 27-57.
362. Ellemers N., De Gilder D., Van den Heuvel, H. Career- oriented versus team- oriented commitment and behavior at work // Journal of Applied Psychology. 1998. 83. Pp. 683 - 692.
363. Ellemers N., Mlicki P.P. Being different or being better? National stereotypes and identifications of Polish and Dutch students // European Journal of Social Psychology. 1996. Vol. 26. Pp. 97-114.
364. Ellemers N., Spears R., Doosje B. Stricking together or falling apart: Group identification as a psychological determinant of group commitment versus individual mobility. // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. 72. Pp. 123 - 140.
365. Ellemers N., Van Knippenberg A. Stereotyping in social context. / In Spears., Oakes P.J., Ellemers N., Haslam S.A. (Eds) The social psychology of stereotyping and group life. Oxford, 1997. Pp. 208 - 235.
366. Ellemers N., Van Rijswijk W. Identity needs versus social opportunities: The use of group - level and individual - level identity management strategies. // Social Psychology Quarterly. 1997. 60. Pp.52-65.
367. Ellemers N., Van Rijswijk W., Bruins J., De Gilder D. Group commitment as a moderator of attributional and behavioural responses to power use // European Journal of Social Psychology. 1998. 28. Pp. 555 - 573.
368. Erikson E.H. Childhood and society. NY, 1950.
369. Erikson E.H. Identity Youth and Crisis. NY, 1968.
370. Festinger L. A. Theory of social comparison processes // Human Relations. 7. 1954. Pp. 117-40.

388
371. Festinger L.A. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford, CA, 1957.
372. Fisher F. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict Resolution. NY., 1990.
373. Fiske S.T., Taylor S.E. Social cognition. NY, 1991.
374. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospect, circumspects and prospects // Psychological theories of the self: process of a conflict on new approaches to the self, held March 29 - Apr. 1. 1979.
375. Georgen K.J. Personal consistency and the presentation of self / The self in social interaction: Classic and contemporary perspectives. NY, 1968. Vol. 1. Pp. 299-308.
376. Gockowski J., Identity and Adaptation // Polish Sociological Review. 1998. 2 (22). Pp. 133 - 149.
377. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Engleewood Cliffs, 1963.
378. Goffman E. The neglected situation // American Anthropology. 1964. Vol. 66. N5. Part 2.
379. Greenwood J. D. Realism, Identity and Emotion: Reclaiming Social psychology. Great Britain. Wiltshire, 1994.
380. Habermas J. Identitat // Zup Rekonstruction des Historischen Materialismus. Frankfurt, 1976.
381. Hall S. The question of cultural identity / J.V. Deth, E. Scarbrough. The Impact of Values. Oxford: Oxford Univ.Press, 1995. Pp. 119-125.
382. Hall S. Who needs Identity? / Questions of Natural Identity. London, 1996. Pp. 2-4.
383. Hamilton D. L. A cognitive-attributional analysis of stereotyping / Advances in experimental social psychology. NY, 1989. Vol. 12. Pp. 53-81.

389
384. Hamilton D. L., Sherman S.J., Ruvolo C.M. Stereotype-based expectancies: Effect on information processing and social behavior // Journal of Social Issues. 1990. 46. Pp. 35-60.
385. Harre R. Social Being. Oxford, 1979.
386. Hinkle S., Brown R. J. Intergroup comparisons and social identity: Some links and lacunae / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel Hempstead, 1990. Pp. 48-71.
387. Hofstede G. Culture's consequences. Beverly Hills. CA, 1980.
388. Hofstede G. National cultures revisited // Behavior Science Research. 1983.
18. Pp. 285-305.
389. Hogg M. The social psychology of group cohesiveness: from attraction to social identity. NY, 1992.
390. Hogg M.F., Abrams D. Social identifications: A social psychology of intergroup relations and group processes. London, 1988.
391. Hogg M., Abrams D. Social motivation, self-esteem and social identity / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel hempstead: harvester Wheatsheaf, 1990. Pp. 28-47.
392. Hogg M.A., McGarty C. Self-categorization and social identity / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY. 1990. Pp.10-28.
393. Hogg M.A., Hardie E.A. Social attraction, personal attraction, and self-categorization: A field study // Personality and Social Psychology Bulletin.
1991. 17. Pp. 175-180.
394. Honess T., Yardley K., Self and Social structure: An Introductory Review /Self and Identity: Psychosocial Perspectives. NY -Toronto, 1987.
395. Hunter J.A., Stringer M., Watson R. P. Intergroup violence and intergrou

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ