ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП КАК ЯВЛЕНИЕ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие и сущность этнического стереотипа 8
1.2 Некоторые механизмы формирования и усвоения этнических стереотипов 10
1.3 Проблема истинности этнических стереотипов 15
1.4 Функции этнических стереотипов и их значения для межкультурной
коммуникации 18
1.5 Некоторые этнические стереотипы английской культуры 21
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ АНЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.
2.1 Стереотипы английского характера 29
2.2 Стереотипы английской культуры 36
2.3 Отражение этнических стереотипов в межнациональных анекдотах 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каждый язык по-своему членит мир, имеет свой способ его концептуализации. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.
В нашей работе мы решили исследовать эту область. Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия культуры и психологии народов. Феномен и понятие «стереотип» привлекает большое внимание исследователей, многие ученые (У. Липпман, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.) занимаются изучением данной проблемы. Актуальность исследования определяется насущной потребностью в диагностике и прогнозировании особенностей формирования этнических стереотипов и тех ролей, которые они играют при межкультурном взаимодействии.
Цель работы - исследовать понятие этнического стереотипа и описать некоторые особенности использования этнических стереотипов в английской культуре на примере пяти рассказов о Дживсе и Вустере английского писателя П. Г. Вудхауза, отрывков романа С. Моэма «Луна и грош», межнациональных анекдотах. Исходя из цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать понятие «этнический стереотип»;
2) проанализировать процессы формирования и усвоения этнических стереотипов;
3) изучить проблему истинности этнического стереотипа;
4) выявить роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации;
5) описать некоторые стереотипы английской культуры;
6) выявить примеры использования этнических стереотипов английской культуры в художественном тексте на английском языке;
7) описать примеры использования этнических стереотипов английской культуры в художественном тексте на английском языке;
8) определить некоторые особенности использования этнических стереотипов английской культуры в художественном тексте на английском языке.
Для достижения цели работы и для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: общелогические (анализ, синтез, обобщение), метода произвольной выборки, выведение обобщений из совокупности данных и т.д.
Теоретической базой для нашей работы послужили труды Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, А.К. Байбурина, Г.У. Кцоева, Д. Оруэлла, Д. Микеш, А.В. Павловской и других.
Материалом для практического исследования послужили художественные тексты из серии рассказов П.Д. Вудхауза «Дживс и Вустер», отрывки романа С. Моэма «Луна и грош», межнациональные анекдоты.
Теоретическая значимость данного исследования связана с дальнейшей разработкой проблемы влияния этнических стереотипов на процесс межкультурной коммуникации.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения накопленного материала на практике в лингвистических школах и языковых курсах, а также для расширения кругозора. Владение знаниями этнических стереотипов - это один из способов интеграции личности в систему мировой и национальной культуры.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении мы обозначаем цели и задачи работы. Первая глава теоретическая. В ней мы изучаем понятие и сущность этнического стереотипа, его функции и значение в межкультурной коммуникации, приводим описание нескольких стереотипов английской культуры. Во второй главе мы анализируем художественный текст с целью описания особенностей использования в нем этнических стереотипов. В заключении мы подводим итоги проделанной работы. Список литературы завершает работу.
Этнические стереотипы, являясь регуляторами поведения в этнической общности, выполняют определенные социальные функции: выступают в качестве средств стабилизации утвердившихся общественных отношений и способствуют воспроизводству этих отношений в жизни новых поколений. На внутриэтническом и межэтническом уровнях этнические стереотипы становятся нормами поведения и восприятия. Воспроизводство этнокультурных феноменов в этническом самосознании превращает их в основной регулятивный механизм социального поведения этноса, обеспечивая его консолидацию и внутреннюю устойчивость. Иногда этнические стереотипы выступают культурным барьером и искажают межличностное восприятие.
В заключение проделанной работы хочется сказать, что в некоторых случаях этнические стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах. И процесс преодоления стереотипов очень долгий и непростой, а порой, он даже не возможен. Поэтому для успешного ведения дел, для успешной карьеры будущим специалистам необходимы подробные знания и работа в плане преодоления стереотипов (в большей мере негативных) как при восприятии «своей», так и «чужой» культуры.
При поиске путей для наиболее адекватного восприятия других народов и общения с ними в духе терпимости и взаимоуважения, главным принципом должно являться глубокое и беспристрастное изучение особенностей этнических групп, социально-психологических функций этнических стереотипов при межэтническом взаимодействии и техник изучения этнических стереотипов.
Перспективным направлением работы может служить исследование, сосредоточенное на разработке принципов процесса преодоления стереотипов.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Лыбедь, 1989. - 240 с.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. - 416 с.
3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М.: Наука, 1999. - 271 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Мысль, 1969. - 608 с.
5. Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения. Л.: Просвещение, 1985. - 320 с.
6. Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности. М.: Наука, 1994. - 285 с.
7. Белянин Е.Н. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Мысль, 1988. - 123 с.
8. Болотоков В.Х. Этнопсихологические теории в России. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 160 с.
9. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Аспект Пресс, 2001. - 272 с.
10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Аспект Пресс, 1997. - 216 с.
11. Вудхаус П.Г. Не позвать ли нам Дживса? М.: Харвест, 2006. - 640 с.
12. Вунд В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. - 159 с.
13. Гумилев Л. Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск: Алгоритм, 1998. - 70 с.
14. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Спб.: Профессионал, 2001.
- 554 с.
15. Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. СПб.: Питер, 2001. - 232 с.
16. Коваленко Г.М. Этнопсихологический стереотип//
Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Наука, 1990. - 75 с.
17. Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск: 1998. - 205 с.
18. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Просвещение, 1970. - 100 с.
19. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических
стереотипов. М.. 1986. - 159 с.
20. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Наука, 1993. - 195 с.
21. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Наука, 1999. - 224 с.
22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Просвещение, 1997. - 287 с.
23. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. - 208 с.
24. Мельникова В.А., Петрухин В.Я. Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Наука, 1990. - 134 с.
25. Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в моноэтнической среде. Психологический журнал № 4, 1989. - 39 с.
26. Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологию. Харьков: Фолио, 1992. - 240 с.
27. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков: Фолио, 1993. - 187 с.
28. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. М.: Просвещение, 1998. - 137с.
29. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2005.
30. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Спб.: Питер, 1993. - 109 с.
31. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Просвещение, 1973. - 129 с.
32. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М.: Просвещение, 1964. - 223 с.
33.. Харьков. 1913. Потебня А.А. Язык и народность. О
национализме//Мысль и язык. - 192 с.
34. Рогов Е. И. Психология общения. М.: Наука, 2001. - 334 с.
35. Рыжова С.В. Установки этнического самосознания
русских//Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: Аспект Пресс, 1994. - 128 с.
36. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М.: Альфа-М, 2006. - 228 с.
37. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Наука, 1998. - 389 с.
38. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Этнопсихолингвистика. М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
39. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М.: Наука, 2006. - 320 с.
40. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: Наука, 1999. - 368 с.
41. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Интеллект-Центр, 2000. - 264 с.
42. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения. Спб.: Питер, 1980. - 54 с.
43. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этническая психология. М.: Академия, 1984. - 328 с.
44. Филиппова М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения. М.: Вестник МГУ, 2002. 64 с.
45. Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск. 1993. - 248 с.
46. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: Мысль, 1999. - 448 с.
47. Mikes G. How to be an Alien. Penguin Books Ltd, 1973. - 88 с.
48. Maugham S. The Moon and Sixpence, Moscow, 1972. - 238 с.
49. Павловская А. В. Англия и англичане. ГЕО № 4, 2003. - 63 с.
50. Вудхаус П.Г. сборник рассказов [Электронный ресурс] URL :http://wodehouse.ru/texts/ (дата обращения 03.01.2013).
51. Оруэлл Дж. Англичане. [Электронный ресурс].
URL:http://orwell.ru/library/essays (дата обращения 12.12.2012).
52. Оруэлл Дж. Лев и единорог: социализм и английский гений” часть I:
Англия, твоя Англия. [Электронный ресурс]. URL:
http://orwell.ru/library/essays(дата обращения 09.12.2012).
53 Яндекс. Словари. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4(дата обращения 01.12.2012).