Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнические стереотипы об ирландцах в британской лингвокультуре: содержание и языковая актуализация

Работа №123992

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы102
Год сдачи2023
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ 6
1.1 СТЕРЕОТИП КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 6
1.1.1 Основные подходы к определению понятия стереотип 6
1.1.2 Типология стереотипов 8
1.1.3 Функции стереотипов 14
1.1.4 Средства выражения стереотипов 17
1.2 ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК МЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 19
1.2.1 Особенности этнических стереотипов 19
1.2.2 Роль этнических стереотипов в межкультурном взаимодействии 22
1.2.3 Обзор существующих исследований об отношениях англичан и ирландцев 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 33
2.1 СОДЕРЖАНИЕ АВТО-, ГЕТЕРО- И МЕТАСТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 33
2.1.1 Содержание автостереотипов об ирландцах 35
2.1.2 Содержание гетеростереотипов об ирландцах 50
2.1.3 Содержание метастереотипов об ирландцах 62
2.2 ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 72
2.2.1 Языковая репрезентация автостереотипов об ирландцах 72
2.2.2 Языковая репрезентация гетеростереотипов об ирландцах 75
2.2.3 Языковая репрезентация метастереотипов об ирландцах 82
2.3 СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АВТО-, ГЕТЕРО- И МЕТАСТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 88
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 101
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА 101



Изучение этнических стереотипов является важной областью исследований в области лингвистики, социологии и психологии, поскольку язык оказывает мощное влияние на формирование и закрепление стереотипов. Данная работа посвящена исследованию этнических стереотипов об ирландцах в британской лингвокультуре, их содержанию и языковой актуализации. В ходе исследования проанализированы языковые средства, используемые в интернет-дискурсе, чтобы понять, как эти стереотипы выражаются. Результаты этого исследования внесут вклад в понимание роли языка в создании и поддержании этнических стереотипов и дадут представление о культурных представлениях об ирландцах в Великобритании.
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно выполнено в рамках антропоцентризма, что соответствует современной научной парадигме. В работе был применен междисциплинарный подход, так как изучение стереотипов лежит на стыке таких наук, как психология, социология, антропология, лингвокультурология и др. Кроме того, этнические стереотипы могут формировать самоидентификацию и восприятие индивидов, влияя на их взаимодействие с другими людьми и возможности в жизни.
Объектом исследования являются высказывания с этническими стереотипами об ирландцах в британской культуре, в то время как предметом исследования является содержание и языковая репрезентация этих стереотипов.
Цель работы – исследовать содержание и языковую репрезентацию этнических стереотипов об ирландцах в британской культуре.
Для достижения этой цели можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучить понятие, типологию и функции стереотипов.
2. Рассмотреть возможные способы репрезентации стереотипов в языке.
3. Провести обзор существующих работ по стереотипам об ирландцах.
4. Собрать ответы из интервью и форумов, содержащие черты образа типичного ирландца.
5. Выявить содержательные и оценочные компоненты авто-, гетеро- и метастереотипов об ирландцах и провести их лингвокультурологический анализ.
6. На основании языкового материала выявить способы языковой репрезентации стереотипов и провести их сопоставительный анализ.
Теоретической основой исследования послужили работы по теории стереотипов (У. Липпман, Х. Тэшфел, Дж. Тернери др.), средствам выражения стереотипов (Е.Л. Вилинбахова, Ю.Н. Караулов, и др.), типологии и функциям стереотипов (Н.В. Сорокина, Н.П. Капитонова, Т.Г. Стефаненко и др.),социологии и социальной психологии(В.В. Сокольская, Т.А. Овсянникова, Г.У. Солдатова, К. Левин), лингвокультурологии (В.А. Маслова), этнолингвистике (Е. Бартминьский).
Материалом исследования являются ответы респондентов на форумахQuora, Reddit за период 2016–2023гг. в количестве 86, а также 8 интервью (7 с ирландцами, 1 с британцем),проведенных автором работы и отобранных для анализа. В тексте работы было приведено 260 примеров высказываний, содержащих стереотипы.
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод лингвистического описания, контекстуальный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод интервьюирования, лингвокультурологический анализ.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые представлен подробный анализ содержания и языковой репрезентации стереотипов об ирландцах в интернет-дискурсе, сравнительный анализ содержательных компонентов авто-, гетеро- и метастереотипов об ирландцах, а также список наиболее частотных стереотипов, выявленных в разных материалах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследование проливает свет на роль языка в формировании этнических стереотипов и пополняет существующие знания в области социолингвистики и культурной идентичности. Оно подчеркивает культурный и исторический контекст этих стереотипов и механизмы, способствующие их формированию.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов в лекционных курсах и практических семинарах по лингвострановедению, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.
Объём и структура работы. Настоящее исследование объемом101 страница включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, и заключение. К работе прилагается список литературы, включающий 39 наименований на русском и 7 наименований на иностранных языках, список использованных словарей и список источников материала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема стереотипов в лингвистике представляет собой одну из актуальных тем для исследования. В теоретической главе было установлено, что стереотипы отражают представления об объекте, основанные на культурных особенностях. Были выделены такие функции стереотипов, как упрощение реалий, регуляция социальных отношений и формирование групповой идентичности. Кроме того, были выделены авто-, гетеро- и метастереотипы, которые могут быть позитивными и негативными.
Выражение стереотипов в языке может осуществляться через различные языковые средства, такие как лексические единицы, синтаксические конструкции и другие уровни языка. Cинтаксические средства могут использоваться для создания стереотипных образов и описания людей или групп, а также могут служить для поддержания и усиления стереотипов о других культурах.
Этностереотипы, формируемые в этническом самосознании и описывающие конкретные явления этнической группы, обычно являются устойчивыми представлениями. Такие стереотипы могут изменяться под воздействием социальных, политических и экономических изменений в обществе.
Исследование этнических стереотипов интересно по нескольким причинам. Такие стереотипы влияют на межкультурное взаимодействие, формируют предубеждения и социальные неравенства. Они также являются частью культурного наследия и памяти, и изучение стереотипов помогает понять различия в представлениях и поведении между этническими группами, способствуя культурному разнообразию и взаимопониманию.
В ходе анализа стереотипов, найденных в высказываниях респондентов британцев и ирландцев, было выделено несколько черт. Было выявлено, что ирландцы склонны приписывать своему народу в основном положительные характеристики, такие, как дружелюбие, общительность, хорошее чувство юмора, трудолюбие, литературный и музыкальный таланты, щедрость и пр. – все это можно назвать поддержанием позитивной групповой идентичности. Среди негативных стереотипов были выделены склонность к употреблению алкоголя, фатализм, безразличие к определенным ситуациям. Британцы, в свою очередь, часто называют те же черты: склонность к алкоголю, хорошее чувство юмора, доброта, желание помочь незнакомцам – все это ядерные характеристики. При анализе метастереотипов были выявлены негативные черты, такие, как склонность к насилию и алкоголю, лень, неблагоприятные погодные условия в Ирландии.
Ирландцы склонны «защищать» свою идентичность и отстаивать ее, приводя сравнения и примеры для отрицания навешиваемых стереотипов, поскольку английская колонизация оставила большой след в их идентичности в виде культурной травмы. Поскольку история взаимоотношений Ирландии и Британии сложна и многогранна, жители обеих стран все еще находятся в процессе ее принятия и понимания. К примеру, некоторые из респондентов отмечают, что причиной негативных стереотипов могут быть действия СМИ и британского правительства. Стоит отметить, что при анализе ответов англичан были обнаружены черты этноцентризма, свидетельствующие о том, что ирландцев все ещевоспринимают как часть британской нации или культуры, а также отказываютимв праве на собственную национальную идентичность.
В ходе анализа удалось обнаружить, что автостереотипы выражаются средствами, связывающими авторов высказываний состереотипизируемой группой. Гетеростереотипы, в основном, выражаются оценочными суждениями, сравнениями и метафорами. В то же время метастереотипы включают графические средства, сравнения и защиту собственной идентичности. Кроме того, анализ языковой репрезентации стереотипов показал сходства в использовании этнонимов, маркеров типичности, кванторных наречий и времен.
Само по себе исследование этнических стереотипов об ирландцах в британской лингвокультуре очень актуально в современном межэтническом общении. Взаимодействие ирландцев и британцев на протяжении долгой и сложной истории сформировало стереотипы и представления об ирландской культуре и народе. В британском обществе все еще существуют эти стереотипы, включая негативные и пренебрежительные представления. Исследование этнических стереотипов об ирландцах позволяет исследовать вопросы власти, колониализма и национальной идентичности. Кроме того, исследование этнических стереотипов об ирландцах имеет практическую значимость, поскольку способствует осознанию и преодолению негативных предубеждений и стереотипов. Это, в свою очередь, способствует установлению более справедливых и равноправных межэтнических отношений.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на сравнение стереотипных представлений жителей Республики Ирландия и Северной Ирландии, что позволит получить более глубокое понимание сходств и различий внутри одного этноса, а также выявить потенциальные факторы, влияющие на формирование этих стереотипов.



1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник —— М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
2. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения. Этнические стереотипы поведения, 1985. С. 7-21
3. Бартминьский Е. Языковой образ мира – очерки по этнолингвистике. М.: Индрик, 2005. 512 с.
4. Бромлей Ю.В. К вопросу о выделении этносов среди других человеческих общностей // Этнос и политика. М., 2000. С. 13
5. Вилинбахова Е.Л. Модели репрезентации стереотипов в русском языке: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Вилинбахова Елена Леонидовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/730
6. Вилинбахова Е.Л. Речевые репрезентации стереотипов // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2010. № 2.С. 87-92.
7. Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и "образ врага" / Гасанов И. Б.; Рос. акад. управления. - Москва: РАУ, 1994. - 40 с.; 20 см.
8. Гладких С.В. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения // Этнические проблемы современности: Сб. статей. Вып. 5. Ставрополь, 1999. – С. 57-65.
9. Горшунова Е.Ю., Горшунов Ю.В (2020). Межкультурная коммуникация, этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего сообщества: Учебное пособие. Москва: Проспект. (Реферат)
10. Евсеева Я.В. 2015. 03. 004-006. Культурные травмы и память в Ирландии. (сводный Реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативныйжурнал. 2015. №3.
11. Жерновая О.Р. Изменение этнополитических стереотипов ирландцев в современных международных политических анекдотах и шутках (на примере Северной Ирландии) // Вестник ННГУ. 2011. №4-1.
12. Завьялова М.В. Этнические автостереотипы русских в странах Балтии. URL: http://www.lib.tr200.net/v.phpid=88819&sp
13. Капитонова, Н.П. (2008). Коммуникативные стратегии репрезентации этнической идентичности в политической дискуссии (на примере теледискуссии о национально-культурной автономии). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика, (2), 61-69.
14. Караулов, Ю. Н. (1995). Лингвистическая экология. Москва: Высшая школа.
15. Кованова Е.А., Самарина Н.П. Anationofsensibleteadrinkers: сравнительно-сопоставительный анализ авто-, гетеро- и метастереотипов об англичанах // Современная англистика: Языковые механизмы формирования культуры / Под общ. ред. Е.Г. Хомяковой. – СПб.: Астерион, 2023. – 200 с.
16. Косяков В. А. Стереотип как когнитивно-языковой феномен: автореф. дис. канд. филол. наук. Иркутск, 2009. 22 с.
17. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8–16.
18. Кузнецова С. Ю. Стереотипы восприятия Ирландии и ирландцев в британской прессе XIX века // МНКО. 2010. №1.
19. Левин, К. (1936). Теория поля в социальных науках. Москва: Академический проект.
20. Леонтович О. А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учеб. Пособие. Волгоград: Перемена 2003. 399с.
21. Липпман У. Общественное мнение. М., «Институт фонда Общественное мнение», 2004.
22. Мак ДжиоллаХриост, Д. (2003). Язык, идентичность и конфликт: Сравнительное исследование языка в этнических конфликтах в Европе и Евразии (1-е изд.). Routledge.
23. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
24. Миньяр-Белоручева А. П., Покровская, М. Е. (2013). Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы. Вестник Московского университета. Серия 14.
25. Моисеев М. В. Этнорегиональные языковые и дискурсивные стереотипы в английской лингвокультуре // ОНВ. 2015. №5 (142).
26. Назырова Л.С. Особенности национальных стереотипов русских и казахов (на материале Республики Казахстан): дис. канд.психол.наук. М., 2001. 242 с.
27. Немов Р.С. Психологический словарь. Владос, 2007
28. Новиков А.Л., Новикова И.А. (2019) Этнические стереотипы в контексте межкультурной коммуникации: психологические и семантические аспекты. RUDNJournalofLanguageStudies, SemioticsandSemantics, 10(4), 977-989.
29. Овсянникова Т. А. Роль этнических стереотипов в межкультурном взаимодействии народов поликультурных регионов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. №3.
30. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 35.
31. Сокольская В. В. Гендерные стереотипы на рынке труда (на примере монопрофильного города): автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / В. В. Сокольская ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2003. - 32 с. - Библиогр.: с. 31-32 (5 назв.).
32. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
33. Сорокина Н. В. Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе // Язык и культура. 2013. №3 (23).
34. Сорокина Н.В. Национальный стереотип как междисциплинарная проблема // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. №1.
35. СтефаненкоТ. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003.
36. Стефаненко Т.Г.Cоциальные стереотипы и межэтнические отношения М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 242-250.
37. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, 1999.
38. Тер-Минасова С.Г. Роль языка в формировании личности. Язык и национальный характер // Этносоциолингвисти-ка: хрестоматия / авт.-сост. Н. И. Коновалова. Екатеринбург, 2004. С. 241-249.
39. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология. Этнические процессы и образ жизни людей. М., 1984. С. 3 – 20
40. Butler Judith (1997) The Psychic Life of Power: Theories in Subjection. Stanford University Press.
41. CraithNic (2007). Language, Power and Identity Politics. Palgrave Macmillan.
42. Gülich E. „Was sein muss, muss sein“. Überlegungen zum Gemeinplatz und seiner Verwendung. Bielefelder Papiere zur Linguistik und Literaturwissenschaft 7. Bielefeld. 1978. 41 р
43. O'Keeffe-Vigneron, G. (January 2003). The Irish in Britain: Injustices of Recognition? Manchester University Press.
44. Tajfel, H. (1981). Human Groups and Social Categories—Studies in Social Psychology. Cambridge: CambridgeUniversityPress.
45. Tajfel, H., &Turner, J. C. (1979). An integrative theory of intergroup conflict. In W. G. Austin, & S. Worchel (Eds.), The social psychology of intergroup relations (pp. 33-37). Monterey, CA: Brooks/Cole.
46. Zybatow L. Stereotyp und sprachliche Bedeutung (an Beispielen eines neuen politischen Diskurses der sowjetischen Presse) // Feldbusch E. (Hrsg.) Neue Fragen der Linguistik. Akten des 25. Linguistischen Kolloquiums Padeborn, 1990. Bd. 1. Tübingen, 1991. S. 151–158
Список использованных словарей
1. OxfordDictionary
2. MerriamWebster
3. Collins Dictionary
4. Macmillan Dictionary
Список источников материала
1. www.quora.com
2. www.reddit.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ