Введение 3
Глава 1. Понятие нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и правовая природа мер нетарифного регулирования 6
§1. Понятие нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 6
§2. Правовая природа мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 13
§3. Виды мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе 16
Глава 2. Применение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе и в зарубежных странах 26
§1. Порядок установления, введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе 26
§2. Применение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в ЕС 37
§3. Применение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в США 43
Глава 3. Проблемы и перспективы использования нетарифных ограничений в таможенном союзе 54
§1. Проблемы и перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике 54
§2. Перспективы применения нетарифных ограничений в Таможенном союзе 64
Заключение 70
Список использованной литературы
В таможенном союзе нетарифное регулирование осуществляется на основании положение таможенного кодекса таможенного союза, решений Межгоссовета ЕврАзЭС, международных договоров государств - членов таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза.
Нетарифное регулирование в Российской Федерации как в государстве - члене Таможенного союза регламентируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами, заключенными Россией как суверенным независимым государством и являющимся составной частью законодательства Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Выбранная тема нашей дипломной работы является актуальной, как так по своей сути меры нетарифного регулирования, в том числе запреты и ограничения, являются административными мерами, их применение носит вынужденный характер и обусловлено необходимостью:
• выполнения обязательств государства по заключенным международным договорам;
• обеспечения безопасности государства;
• защиты отечественных производителей;
• защиты здоровья населения;
• защиты среды обитания;
• защиты культурного достояния государства
• защиты фауны и флоры.
Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность.
Поскольку в России достаточно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны, для Таможенного союза является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, в том числе и торговых ограничений, внешней торговли.
Структура диплома определена в соответствии с целями, задачами исследования и с четом уровня научной разработки проблемы. Данное исследование состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются: понятие, правовая природа мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и виды мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе.
Вторая глава посвящена вопросам применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в странах ЕС и США, порядку установления, введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в таможенном союзе.
В третьей главе дается описание проблемам применения нетарифных ограничений в таможенном союзе; проблемам и перспективам использования нетарифных ограничений в российской экономике.
Предметом исследования является применение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе и в зарубежных странах.
Целью дипломного исследования является раскрытия понятия мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
• дать понятие нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
• уяснить правовую природу мер нетарифного регулирования;
• выявить виды мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе;
• раскрыть порядок установления, введение и применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе и в зарубежных странах;
• выявить проблемы и перспективы использования нетарифных ограничений в таможенном союзе.
Нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле в конце 60-х годов ХХ века. Единая система классификации нетарифных мер, которая принята международным сообществом, пока не выработана. Свои варианты предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конвенция ООН по торговле и развитию, Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США.
Нормативную основу исследования составили: Конституция России, международные правовые акты, действующее Таможенное законодательство Таможенного союза, постановления Правительства Российской Федерации.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что основной задачей применения запретов и ограничений, стоящей на сегодняшний день перед министерствами, ведомствами и организациям, имеющими отношение к внешнеторговой деятельности, является:
• обеспечение соблюдения запретов и ограничений в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
• защита национальной безопасности российской Федерации, в том числе и российского внутреннего рынка от недоброкачественного импорта.
Необходимо отметить, что по характеру своего воздействия на внешнеэкономическую деятельность нетарифное регулирование (особенно количественные ограничения, как одна из наиболее распространенных разновидностей мер нетарифного регулирования) является по сравнению с таможенно - тарифным регулированием более жесткой формой регулирования внешнеэкономической деятельности. Поэтому процесс тарификации мер нетарифного регулирования (перевод нетарифных ограничений в тарифный эквивалент, то есть пересчет воздействия нетарифного барьера в значение таможенной пошлины) является одним из направлений реализации установленной приоритетности тарифного инструмента торговой политики перед нетарифными мерами.
В России, как и в большинстве стран мира, государству принадлежит ведущая роль в разработке и реализации национальной внешнеторговой политики. Это обусловлено тем, что экспорт и импорт товаров составляют существенную часть ее валового внутреннего продукта (далее ВВП), экспортная квота составляет около 30% и национальная экономика может эффективно функционировать только при условии оптимальной регулирующей роли государства.
Наиболее острой проблемой для российской экономики является защита национальных производителей, в том числе и нетарифными мерами.
Свободный рынок требует активного государственного вмешательства для предотвращения макроэкономической нестабильности, с одной стороны, и оказания содействия развитию цивилизованных рыночных отношений, с другой.
Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность.
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного
регулирования.
В Евразийском экономическом союзе могут применяться следующие меры нетарифного регулирования: запрет ввоза и (или) вывоза товаров; количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Порядок введения и применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории определяется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06 ноября 2014 г. № 199. Меры нетарифного
регулирования в отношении третьих стран вводятся решением Комиссии, кроме мер, вводимых в односторонним порядке. Решение о введении мер нетарифного регулирования принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты представления предложения Сторон.
Среди нетарифных мер экономического характера особую роль в ЕС играет антидемпинговое регулирование. ЕС входит в первую тройку государств и таможенных союзов, которые лидируют по количеству используемых антидемпинговых расследований. Антидемпинговые меры введены и распространяются сейчас приблизительно на 0,5% общего объема импорта товаров на таможенную территорию Европейского союза.
Ключевые позиции в организационной структуре нетарифного регулирования занимает Комиссия по международной торговле США, которая в системе публичной администрации США относится к «независимым федеральным агентствам». Антидемпинговая пошлина является одной из наиболее распространенных нетарифных мер, отличающихся вместе с тем весьма высокой эффективностью применения.
Одним из ограничений, с которыми приходится сталкиваться международным служащим ЕЭК и государствам-членам ЕАЭС в рамках работы по устранению нетарифных барьеров, является отсутствие достаточных полномочий. При этом ЕЭК имеет высокий потенциал стать двигателем либерализации торговли, что подтверждается историей ее торговой политики. К сожалению, без передачи соответствующих дополнительных полномочий на наднациональный уровень работа по устранению нетарифных барьеров в ЕАЭС, особенно в сфере услуг, останется менее продуктивной и амбициозной, чем потенциально может быть.
I. Нормативные правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. от 21.07.2014 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [в ред. от 13.07.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - ст. 4850.
3. О специальных защитных, антидемпинговых и компе'нсационных мерах при импорте товаров : федер. закон от 08 декабря 2003 г. № 165-ФЗ [в ред. от 04.06.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50.
4. О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран : федер. закон от 22 декабря 2008 г. № 255-ФЗ // Российская газета. - 2008. - № 265.
5. О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран : федер. закон от 28 ноября 2009 г. № 304-ФЗ // Российская газета. - 2009. - № 229.
6. О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период : постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 № 1010 [в ред. от 03.12.2014] // Российская газета. - 2008. - № 16.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [в ред. от 10.02.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47.
8. О механизме применения специальных, защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников таможенного союза : протокол от 17 февраля 2000 г. [в ред. от 28.10.2003] // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 5.
II. Международные правовые акты:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астана 29.05.2014) [в ред. от 08.05.2015] // Официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
2. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран // соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. [в ред. от 23.04.2012] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 32.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза: принят Решением
Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 [в ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2010. - № 50.
4. О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации : решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 [в ред. от 16.08.2012] // Российская газета. - 2009. - № 227.
5. Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации : решение Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 168 [в ред. от 26.07.2016] // Таможенные ведомости. - 2010. - № 6.
6. О формировании договорно-правовой базы таможенного союза : решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09 июня 2009 г. № 11 [в ред. от 19.12.2012] // Российская газета. - 2009. - № 227.
7. О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации : решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 [в ред. от 19.12.2012] // Таможенный вестник. - 2009. - № 24.
8. О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 [в ред. от 15.11.2016] // Таможенные ведомости. - 2016. - № 2.
9. О мерах нетарифного регулирования : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 [в ред. от 16.01.2017] // Таможенные ведомости. - 2015. - № 12.
10. Об Инструкции об оформления заявления на выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06 ноября 2014 г. № 199 [в ред. от 19.04.2016] // Таможенный вестник. - 2014. - № 22.
11. О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06 октября 2015 г. № 131 // Официальный сайт Евразийского
экономического союза http://www.eaeunion.org/, 07.10.2015.
III. Специальная литература:
1. Бернев А.Э., Богатырева Н.В., Стрижова О.А. Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров // СПС «Консультант Плюс», 2010.
2. Бякин Г.И. Таможенные операции: учебное пособие / Г.И. Бякин. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2015. - 268 с.
3. Галицкая Н.В. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенных правоотношениях : дис. ... канд. юрид. наук / Н.В. Галицская ; РГБ ОД. - Саратов, 2015. - 194 с.
4. Дмитриев С.С. Торговая политика США / С.С. Дмитриев. - Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы, 2015. - 24 с.
5. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие / П.А. Баклаков, Е.В. Зыбина, Н.А. Степура, А.В. Кулешов, В.А. Гайфутдинов, О.В. Шишкина. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2015. - 924 с.
6. Основы таможенного дела: учебник // А.А. Демичев, А.С. Логинова. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. - 188 с.
7. Ливенцев Н.Н. Проблемы государственно-монополистического регулирования внешней торговли США на современном этапе: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2016. С. 30—32.
8. Таможенное дело: учебник / А.В. Толкушкин. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт : ИД Юрайт, 2011. - 511 с.
9. Таможенные процедуры в таможенном союзе ЕврАзЭС: учебное пособие / К.В. Басарева, В.В. Чемодуров, М.Е. Тихомиров [и др.]. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2015. - 240 с.
10. Таможенное право: Учебник / под общ. ред. С.Ю. Кашкина, В.П. Кириленко. - СПб.: Троицский мост, 2015. - 544 с.
11. Чернявский А.Г. Таможенное право : учебник / А.Г. Чернявский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. - 556 с.