Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Работа №84272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Система мер нетарифного регулирования международной торговли 6
§ 1. Понятие и сущность нетарифного регулирования 6
§ 2. Основные инструменты нетарифного регулирования международной торговли 17
Глава 2. Зарубежный опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли 28
§ 1. Меры нетарифного регулирования в Европейском Союзе 28
§ 2. Практика нетарифного регулирования в США 38
Глава 3. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации 47
§ 1. Формирование системы мер нетарифного регулирования в России 47
§ 2. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в
Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованной литературы

Актуальность темы дипломной работы определяется высокой ролью не-тарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли и изменениями в практике нетарифного регулирования, обусловленными мировым экономическим кризисом.
По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь - антидемпинговых) мер, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17 % импорта, в том числе в отношении 50 % металлопродукции, 25 % текстильных изделий, 44 % продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40 % всего им-порта, в том числе 50 % импорта продовольствия.
В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире, переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.
Таким образом, изучение международной практики применения нетарифных мер, опыта их использования в механизме государственного регулирования внешней торговли в развитых странах, современных тенденций развития нетарифного инструментария внешнеторговой политики Российской Федерации представляет важное направление современных экономических исследований.
Объектом исследования выступает система нетарифных мер международной торговли. Данная проблематика исследуется в контексте общих проблем модернизации внешнеторгового регулирования, с учетом новых кризисных реалий мировой экономики и процессов реформирования российской модели государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, формирующиеся в процессе применения мер нетарифного регулирования при осуществлении государственного регулирования международной торговли.
Цель исследования состоит в системном изучении мер нетарифного регулирования и определении их значения для практики государственного регулирования международной торговли.
Сформулированная таким образом цель обусловила необходимость решения следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- проанализировать определения нетарифных ограничений и их классификации в зарубежных и отечественных исследованиях;
- охарактеризовать сущность нетарифного регулирования в международной торговле;
- определить место нетарифного метода в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучить зарубежный опыт нетарифного регулирования на примере ЕС и США и возможности его применения в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исследовать современное состояние нетарифных инструментов, применяемых в российской практике внешнеторгового регулирования, и определить пути повышения эффективности их использования.
В основу теоретической разработки поставленной проблемы, и решения задач положены, общенаучные методы исследования: системного, исторического, системно-функционального, сравнительного анализа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории мировой экономики и международных экономических отношений, а также государственного регулирования внешней торговли.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами анализ позволяет определить место и роль нетарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли.
Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о «барьерах» и «ограничениях» международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т. д.
Нетарифные меры не должны восприниматься как «недопустимый» инструмент регулирования международной торговли и полностью вытесняться из арсенала торговой политики. Целенаправленная борьба должна вестись с практикой применения таких мер, когда они, действительно, используются как барьеры международной торговли и служат развязыванию торговых войн. В этих случаях их использование представляет собой отклонение от правил ведения международной торговли.
Общепринятый подход к определению нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования приводит, во-первых, к тому, что ряд инструментов торговой политики (таможенная оценка, порядок определения страны происхождения товара и др.) становятся общими как для таможенно-тарифного, так и для нетарифного методов государственного регулирования внешней торговли, а во-вторых - к ошибочному выведению из состава нетарифных мер отдельных инструментов, обладающих внешними признаками сходства с таможенной пошлиной, но при этом имеющих иную экономическую и правовую природу (антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлина).
В первом случае возникают сложности с определением природы упомянутых инструментов и, как следствие - порядка их применения. Во втором случае это может привести к неверному представлению об антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлинах как разновидностях таможенной пошлины и приданию этим нетарифным инструментам характера мер таможенно-тарифного регулирования.
Исследованы особые возможности нетарифных мер регулирования международной торговли в условиях мирового экономического кризиса.
Анализ опыта применения нетарифных мер в ЕС и США показал, что государство из постоянно развивающегося, количественно увеличивающегося и модернизирующегося инструментария внешнеторгового регулирования, выбирает ту комбинацию нетарифных ограничений, которая с одной стороны, в большей степени соответствует особенностям организационно-правовых основ функционирования национального механизма внешнеторгового регулирования, а с другой стороны, обеспечивает оптимальную степень защиты с помощью- административных и экономических инструментов торговой политики.
Европейская и американская модели нетарифного регулирования, отличаясь оригинальностью и наличием значительного числа уникальных черт и особенностей, в то же время, в силу участия в основных многосторонних торговых и экономических соглашениях, соответствуют общепринятым принципам торгового регулирования. С помощью нетарифных инструментов европейским и американским властям удается эффективно регулировать внешний товарооборот и обеспечивать необходимый уровень протекционизма в отношении европейских товаропроизводителей, который при этом не противоречил бы международным торговым правилам и стандартам.
Нетарифные инструменты в отдельных случаях могут применяться как средства оперативного регулирования внешнего товарооборота благодаря тому, что само нетарифное регулирование в меньшей степени (по сравнению с таможенно-тарифным регулированием) связано международными обязательствами. При этом, когда применение нетарифных мер оказывается не в полной мере со-ответствующим нормам ВТО, на первый план в процессе принятия соответствующих торгово-политических решений выступают интересы национальной экономики (национальных экономик - для стран ЕС), а также американских и европейских компаний.
Опыт осуществления нетарифного регулирования сразу несколькими органами государственного управления в США представляет интерес для Российской Федерации на современном этапе реформирования механизма государственного регулирования внешней торговли.
Отмечается, что развитие организационной основы нетарифного, регулирования в Российской Федерации пошло по пути усложнения специализации управленческого аппарата и дробления компетенций. Соответствующие процессы происходят под воздействием сразу нескольких факторов:
а) формирование базовой (общей) и специальных (автономных) моделей нетарифного регулирования. Специальная (автономная) модель нетарифного регулирования сформирована, например, применительно к внешней торговле военно-технической продукцией. Нормативные основы такой модели содержатся в международных договорах Российской Федерации, а также федеральных законах «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и «Об экспортном контроле». Создание самостоятельной модели нетарифного регулирования в отношении военной продукции и товаров и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля, объясняется существованием в России, государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества и преобладанием в связи с этим специфических административных мер регулирования;
б) развитие институциональной основы внешнеторгового регулирования в ходе административной реформы в Российской Федерации.
Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти, предусматривает передачу большинство полномочий по нетарифному регулированию от Министерства экономического развития РФ к Министерству промышленности и торговли РФ (отдельные полномочия по нетарифному регулированию получили также и другие федеральные органы исполнительной власти, например, Министерство сельского хозяйства РФ);
в) сосуществование двух близких, но самостоятельных, несовпадающих, а в от-дельных случаях и противоречащих друг другу систем регулирования.
В настоящее время нетарифные меры в Российской Федерации применяются одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. На практике наличие организационных и нормативных «нестыковок» между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
Основными направлениями повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации должны стать:
- обеспечение «прозрачности» при принятии решений о применении нетарифных мер и их деполитизация;
- борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;
- устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования;
- оптимизация организационной структуры нетарифного регулирования. В условиях возникшего в ходе административной реформы рассредоточения полномочий по установлению и применению нетарифных мер между несколькими федеральными органами исполнительной власти особое значение приобретает хорошо налаженная координация действий между всеми субъектами публичной администрации, участвующими в процессе принятия решений по нетарифному регулированию.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12. г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об экспорте газа : федер. закон от 18 июня 2006 г. № 117-ФЗ [ред. от 30.11.2013] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 30. - Ст. 3293.
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.
4. Об экспортном контроле : федер. закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 30. - Ст. 3774.
5. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами : федер. закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ [ред. от 21.07.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 30. - Ст. 3610.
6. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 [ред. от 04.04.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.
Т. Вопросы Федеральной таможенной службы : указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 [ред. от 24.09.2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
8. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [ред. от 15.04.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
9. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [ред. от 08.08.2009] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
10. О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 [ред. от 18.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 24. - Ст. 2868.
11. О Министерстве экономического развития Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 [ред. от 25.05.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 24. - Ст. 2867.
12. Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта : постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 877 [ред. от 11.06.2015]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. -№ 52. - Ст. 6461.
13. О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 [ред. от 14.02.2009] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 46. - Ст. 5249.
II. Специальная литература
1. Ганеева М.В. Сравнение существующих подходов работы с барьерами во внешней торговле, применяемых ЕС, БРИКС, США, ВТО И ОЭСР : статья / М.В. Ганеева // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 15.
2. Геврасёва А.П. Теория конкурентных преимуществ - методологическая ос-нова построения экономической оценки внешнеэкономической деятельности предприятий : статья / А.П. Геврасёва // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. - 2013. - № 2 (77). - С. 11-20.
3. Глекова В.В. Эмбарго как стимул развития регионов в современных условиях : статья / В.В. Глекова // В сборнике: Социально-экономическое развитие регионов на инновационной основе Сборник научных статей по материалам Все-российской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Веселовский М.Я., Нуралиев С.У, Федотов А.В., Алексахина В.Г. - 2015. - С. 59-61.
4. Грошев Д.А. Нетарифные методы в современной системе государственного регулирования внешней торговли товарами в России : статья / Д.А. Грошев // Terra Economicus. - 2014. - № 2. - С. 261-265.
5. Губарева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности : статья / А.В. Губарева // Административное право и процесс. - 2014. - № 1. - С. 38-41.
6. Дмитрикова Е.А. особенности лицензирования внешней торговли товарами : статья / Е.А. Дмитрикова // Общество. Среда. Развитие. - 2014. - № 2. - С. 130-134.
7. Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика : монография / И.И. Дюмулен. - М.: изд-во ВАВТ, 2015. - 448 с.
8. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России : статья / И.И. Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 2. - С. 3-20.
9. Еремина Е.В. Квотирование в механизме нетарифного регулирования: законодательство Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки : статья / Е.В. Еремина // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 76-83.
10. Ерёмина Е.В. Нетарифное регулирование в Европейском Союзе (на примере применения антидемпинговых мер при импорте товаров на территорию Европейского Союза) : статья / Е.В. Ерёмина // Lex Russica. - 2014. - Т. LXVII. - № 5.- С. 1216-1219.
11. Завьялова Л.В., Ермоленко Д.В. Управление внешнеэкономической деятельностью: характеристика научных подходов : статья / Л.В. Завьялова, Д.В. Ермоленко // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2013. - № 3. - С. 59-64.
12. Иванин Е.И. Основы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности : статья / Е.И. Иванин // Научный альманах. - 2016. - № 1-1 (15). - С. 115-118.
13. Килин В.В. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России как инструмент внешнеэкономической политики : статья / В.В. Ки¬лин // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. - 2015. - № 1. - С. 20-25.
14. Килин В.В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭс и ВТО : статья / В.В. Килин // Управленец. - 2014. - № 4 (50). - С. 20-28.
15. Колчеданцев А.Г. О таможенном регулировании в Российской Федерации : статья / А.Г. Колчеданцев // Современное право. - 2014. - № 7. - С. 10-13.
16. Кудашкин В.В. Таможенно-нетарифное регулирование ввоза и вывоза контролируемых товаров : статья / В.В. Кудашкин // Известия высших учебных за-ведений. Правоведение. - 2014. - № 3 (278). - С. 118-132.
17. Кузнецов М.М., Борисов А.В. Нетарифный протекционизм в условиях индустриального развития национальных экономик : статья / М.М. Кузнецов, А.В. Борисов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2015. - Т. 1. - № 1 (67). - С. 91-96.
18. Лабусов М.В., Комаров А.В. Особенности внешнеторговой политики США в 2010 - 2015 гг. : статья / М.В. Лабусов, А.В. Комаров // Экономика и социум. - 2015. - № 3-2 (16). - С. 3-11.
19. Летов В.А. Основные подходы к классификации нетарифных мер и ограничений в мировой торговле : статья / В.А. Летов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014.- № 5. - С. 190-192.
20. Мальцев А.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: 1992-2012 гг. : монография / А.А. Мальцев. - Екатеринбург, 2012. - 198 с.
21. Матвиенко Г.В. Нетарифные меры и режимные льготы в таможенном праве : статья / Г.В. Матвиенко // Финансовое право. - 2013. - № 9. - С. 29-32.
22. Мельник Т.Н., Пугачевская Е.С. Нетарифное регулирование в странах ЕС : статья / Т.Н.Мельник, Е.С. Пугачевская // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. - 2014. - № 2 (94). - С. 15-28.
23. Мухамедьянова А.Ф. Неопротекционизм в современной внешнеторговой политике : статья / А.Ф. Мухамедьянова // Управление экономическими системами. - 2011. - № 26. - С. 130-138.
24. Об антидемпинговых мерах Европейского Союза, действующих в отношении товаров из России : статья [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&i d=3782 (дата обращения : 10.04.2016). - Загл. с экрана.
25. Ограничительные меры, действующих в отношении товаров из России : статья [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа
http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&i d=3794 (дата обращения : 14.04.2016). - Загл. с экрана
26. Приймак Е.В., Табаев Р.И. О технических барьерах в торговле : статья / Е.В. Приймак, Р.И. Табаев // Компетентность. - 2015. - № 9-10 (130-131). - С. 33-37.
27. Ружевичюс Ю. Технические барьеры в международной торговле в контексте стандартизации и качества : статья / Ю. Ружевичюс // Стандарты и качество. - 2010. - № 11. - С. 92-95.
28. Самсонов В.А. Инструменты нетарифного регулирования : статья / В.А. Самсонов // ЭКО. - 2014. - № 8. - С. 140-151.
29. Ступников А.А. Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза: содержание понятия : статья / А.А. Ступников // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. -2012.- № 2 (13). - С. 235-248.
30. Судаков С.С. Торговые отношения Россия - США: наличие торговых барьеров : статья / С.С. Судаков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9. - С. 157-166.
31. Табаков А.В. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России в формате международной экономической интеграции : статья / Табаков А.В. // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 4. - С. 6-16.
32. Трошкина Т.Н. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации : статья / Т.Н. Трошкина // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 34¬42.
33. Трошкина Т.Н. Практика нетарифного регулирования в США: развитие организационно-правовых основ : статья / Т.Н. Трошкина // Право. Журнал Выс-шей школы экономики. - 2015. - № 3. - С. 89-100.
34. Трошкина Т.Н. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации : статья / Т.Н. Трошкина // Реформы и право. - 2015. - № 1. - С. 18-25.
35. Шестакова М.П. квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров на территории России : статья / М.П. Шестакова // Право и экономика. -2013.- № 8-9. - С. 38-40.
36. Шишканова Е.Э. Нетарифное регулирование внешнеэкономической дея-тельности РФ как инструмент экономической безопасности страны : статья / Шишканова Е.Э. // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015.- № 6. - С. 86-90.
37. Шульга М.Г. Нетарифные методы регулирования во внешнеэкономических отношениях : статья / М.Г. Шульга // Проблемы законности. - 2011. - № 117. - С. 76-83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ