Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы и перспективы развития БАМа и Транссиба в условиях трансформации экономики АТР

Работа №121821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

внешнеэкономическая деятельность

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных по 2021 год включительно.

Введение
1. Теоретические аспекты развития БАМа и транссибирской магистрали в условиях трансформации экономики АТР
1.1 История развития БАМа и транссибирской магистрали
1.2 Роль и значение БАМа и транссибирской магистрали в развитии АТР
1.3 Особенности экономики стран АТР
2. Практические аспекты развития БАМа и транссибирской магистрали
2.1 Анализ развития перевозок БАМа и транссибирской магистрали
2.2 Оценка состояния экономики АТР
3. Направления совершенствования развития перевозок
3.1 Проблемы внутренних и внешних перевозок БАМа и транссибирской магистрали
3.2 Перспективы внутренних и внешних перевозок БАМа и транссибирской магистрали
Заключение
Библиографический список

Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий центр мировой экономической активности неуклонно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В этой ситуации положение России между Европой и Азией создаёт для неё колоссальные экономические возможности. Евросоюз и тихоокеанские страны Азии сегодня — ключевые производящие и потребляющие регионы мира: закрепив своё положение как главного связующего пути между ними, Россия получит не только прямую экономическую выгоду от транзита и мощного экспортного пути для своих товаров, но и возможность привлекать инвестиции от заинтересованных сторон и наращивать своё экономическое значение в Евразии.
Согласно определению Комитета по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН: «Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а так же совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок».
Очевидно, что Дальний Восток России ещё длительное время будут поставщиками на внешний рынок сырья и энергоресурсов, и главным направлением будут сопредельные страны АТР, прежде всего - Китай. Экспортная продукция дальневосточных предприятий имеет низкий коэффициент контейнеризации (1%), а импортная - около 45%. Это объясняется видом перевозимых товаров: в первом случае - сырье, во втором - готовая продукция. Собственное производство дальневосточных предприятий и потребности населения определяют лишь часть грузопотоков через порты и по дорогам региона. Возрастающее значение имеют транзитные потоки из-за рубежа, вовлекающие транспортную систему Дальнего Востока в обслуживание международных перевозок.
Главным элементом, обеспечивающим сегодня транзит, является международный транспортный коридор «Транссиб» - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информации и связи.
Транспортно-логистические кластеры (ТЛК) - это межотраслевое добровольное объединение предпринимательских структур, транспортно-логистической инфраструктуры, общественных и других организаций, специализирующихся на перевозке грузов, хранении и грузопереработке, транспортно-экспедиционном, логистическом сервисном обслуживании и управлении товароматериальными и сопутствующими потоками, тесно сотрудничающих с научными, образовательными учреждениями, органами федеральной и региональной власти с целью повышения конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке транспортно-логистических услуг.
Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.
Цель исследования заключается в исследовании проблем и перспектив развития БАМа и Транссиба в условиях трансформации экономики АТР.
Объект исследования - развитие БАМа и Транссиба в условиях трансформации экономики АТР.
Предмет исследования - БАМа и Транссиба в условиях трансформации экономики АТР.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития БАМа и транссибирской магистрали;
- выявить роль и значение БАМа и транссибирской магистрали в развитии АТР;
- рассмотреть особенности экономики стран АТР;
- провести анализ развития перевозок БАМа и транссибирской магистрали;
- провести оценку состояния экономики АТР;
- выявить проблемы внутренних и внешних перевозок БАМа и транссибирской магистрали;
- выявить перспективы внутренних и внешних перевозок БАМа и транссибирской магистрали.
База исследования: БАМ и Транссибирская магистраль.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Международные транспортные коридоры (МТК) - современная тенденция развития мирового транспорта, новый элемент международной транспортной инфраструктуры, обеспечивающий межнациональные групповые потоки. Объективная необходимость международных транспортных коридоров для мировой экономики и России объясняется основными причинами
Транссибирская магистраль, или Транссиб, - самая длинная железная дорога на планете. Её важность для России трудно переоценить. Гигантская магистраль соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России. Если же говорить шире, она связывает российские западные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск).
Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня: открыт доступ к природным ресурсам огромного региона; обеспечены транзитные перевозки; создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам; в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.
В настоящее время социально-экономический потенциал БАМа полностью не раскрыт. Эксплуатация этой магистрали не приносит ОАО «РЖД» прибыли. Главная причина сложившейся ситуации - медленное освоение прилегающих территорий. Из запланированных девяти территориально-производственных комплексов, которые должны были обеспечить загрузку БАМа, реализован только один - в Нерюнгринском угольном бассейне.
БАМ перевозит около 12 млн пассажиров в год. Интенсивность движения пассажирских поездов по магистрали незначительна - 1-2 пары поездов в сутки на участке Комсомольск - Северобайкальск и 9-16 пар на западном участке.
Таким образом, мы делаем выводы:
1. Интенсивность реализации планов, предусмотренных Восточным полигоном, существенно возросла после послания президента РФ Федеральному собранию в 2018 году, в рамках которого поставлена задача довести пропускную способность БАМа и Транссиба к 2024 году до 180210 млн тонн. С большой вероятностью можно утверждать, что требование послания будет выполнено. Это подтверждается, например, реализацией проекта «Сила Сибири», подписанного в 2014году руководителями РФ и КНР. В 2020 году наблюдался существенный рост объемов перевозок экспортных грузов по БАМу и Транссибу (на 6,5 % больше, чем в аналогичный период 2019 года) с одновременным ростом инфраструктурных работ, а также технических, технологических и организационных мероприятий (двухпутные участки, разъезды, реконструкция некоторых ж/д станций ит.д.)[20].
2. Несмотря на официальные заявления, планы по модернизации магистралей направленные на усиление социально-экономического развития восточных регионов России, прилегающих к зоне БАМа, не реализуется на практике. Основной упор сделан на экспортные поставки природных ресурсов в Северо-Восточную Азию и на трансроссийские транзитные перевозки грузов (в основном контейнеров) по направлению: Дальний Восток - Европа.
Одним из самых проблемных мест, которое станет основным препятствием по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба в долгосрочной перспективе, является плотина Братской ГЭС
3. Для реализации намеченных планов по модернизации и развитию БАМа, необходимо решить в кратчайшие сроки многие проблемы, связанные с «расшивкой узких мест» на магистрали. При этом надо учитывать, что необдуманная спешка в решении существующих проблем может привести к завышенным финансовым затратам, а в некоторых случаях к негативным последствиям.
Необходимо провести оценку экспорта природных ресурсов и контейнерных перевозок по БАМу в перспективе 10-30 лет, с учетом планов по развитию транспортных систем сопредельных стран
4. В кратчайшие сроки необходимо принять конструктивные решения по устранению негативных последствий интенсивного движения по плотине БрГЭС, которые не воспринимаются на официальном уровне. Затягивание решения этой проблемы может в будущем привести ситуацию на грань серьезной техногенной аварии.
5. Для получения реального экономического эффекта от реализации целей и задач, изложенных в Восточном полигоне, необходимо тщательно проанализировать результаты последствий изменения приоритетов политики России на востоке страны. Это прежде всего касается оценки объемов экспорта природных ресурсов и объемов контейнерных перевозок по БАМу в среднесрочной и долгосрочной перспективе (10-30 лет), зависящих от множества внешних факторов, включая планы по развитию транспортных систем сопредельных стран, энергетической политики стран Северо-Восточной Азии (экологические проблемы, балансы ТЭК) и др. Например, пока ещё значительный объем экспорта российского угля в Китай в 2020 году был обусловлен только прекращением поставок дешевого угля из Австралии. Аналогичные факторы не могут служить обоснованием развития БАМ и Транссиба в долгосрочной перспективе. Более того, у российских угольных компаний возникли проблемы с провозом угля через пограничные пункты с КНР. Реальные экспортные поставки угля снизились на 14% в 2020 году. Это обусловлено поддержкой Китаем своих угольных компаний, а также, в значительной степени надуманной проблемой низкого качества российского угля.



1. Головщиков В. Перспективы БАМа и Транссиба с учетом состояния регионов и развития угольной отрасли // Энергетическая политика. – № 2. – 2021. – С. 30 -43.
2. Шепелев И.А. Советский опыт строительства Байкало-Амурской магистрали в условиях коренной модернизации железнодорожной отрасти // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – № 1. – 2019. – С. 126 -133.
3. Петрунина Ж.В. Советско-японский опыт сотрудничества в развитии БАМа: что может быть полезным сегодня? // Общество: философия, история, культура. – № 8. – 2017. –С. 121-124.
4. Шаповалов И. Эксперты: нехватка мощностей БАМа и Транссиба сдерживает развитие крупных предприятий ДФО. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8622933
5. Колесников, А. Е. Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь» / А. Е. Колесников, Т. Н. Кучинская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 120-123.
6.Корниенко В.А. Транссиб в системе евро-азиатских перевозок: новые возможности и перспективы // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Электронный ресурс. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018019918
7. Кибалов Е.Б. Транссиб и БАМ: системный взгляд на проблему повышения конкурентоспособности
8. Негробова, П. В. История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона / П. В. Негробова // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 118-121.
9. Симагутина М.С. Современное состояние и перспективы развития БАМа // Вестник университета. – № 10. – 2021. – С. 94-98.
10. Булохова Т.А. Пути повышения прибыльности транзитных перевозок на восточном полигоне транссибирской магистрали // Baikal Research Journal. – № 12. – 2021.
11. Тернопольская О. Набирая скорость: как Транссиб повлиял на экономику России. Электронный ресурс. – Режим доступа. https://iz.ru/1155585/olesia-ternopolskaia/nabiraia-skorost-kak-transsib-povliial-na-ekonomiku-rossii
12. Петрунина Ж. А. Транссиб и БАМ в развитии международных транзитных перевозок по маршруту Азия Европа // Теория и практика общественного развития. – № 3. – 2013.
13. Дубовская В. Новый хребет российской экономики // Эксперт. – №8. – 2019.
14. Бардаль А.Б. Транспортный комплекс дальнего востока: национальные и локальные задачи // Регионалистика. – №6. – 2021. – С. 53-67.
15. Тулохонов А.К., Михеева А.С. Международные транспортные коридоры: риски и перспективы // Россия и Монголия в XX-XXI вв.: к 100-летию монгольской революции и установления дипломатических отношений. Сборник научных статей. Новосибирск, 2021. – 2021. – С. 169-176.
16. Тулохонов А.К., Михеева А.С. Российские «ворота в Азию» в системе международных транспортных коридоров: риски и перспективы // Труды II Гранберговской конференции. Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой памяти академика А.Г. Гранберга «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность». Сибирское отделение Российской академии наук Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. Новосибирск, 2021. Издательство: Сибирское отделение РАН. – 2021. – С. 38-50.
17. Кузьмина В.М. Приоритеты экономического сотрудничества Российской Федерации и китайской народной республики в современных условиях // Известия Юго-западного государственного университета. серия: экономика. социология. менеджмент. – №1. – 2022. – С. 10-22.
18. Островский А.В. Проблемы и перспективы развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества // Регион: экономика и социология. – № 2. – 2022. – С. 206-227.
19. Изотов Д.А. Генезис политики экономических взаимодействий России со странами АТР: случай Дальнего Востока // Проблемы Дальнего Востока. – № 2. – 2021. – С. 124-137.
20. Урубкова И.Е. Внешняя торговля Сахалинской области с основными странами-партнерами по АТР // Ученые записки Сахалинского государственного университета. – 2009. – № 1 (8). – С. 148-155.
21. Гончаренко С.С. Транспортно-промышленные кластеры в механизмах повышения эффективности дальневосточных участков Транссиба И БАМ // Вестник транспорта. – 2018. – № 4. – С. 2-6.
22. Головщиков В.О. Проблемы и перспективы развития Байкало-амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей при транспортировке энергоресурсов в современных условиях // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2021. – № 8. – С. 221-222.
23. Мошков А.В. Пространственные структуры хозяйственного освоения тихоокеанской России // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика 2021. Сборник научных статей VII Всероссийской научной конференции с международным участием. Смоленск. – 2021. – С. 359-366.
24. Головщиков В.О., Огнев Д.В., Петрякова Е.А. Проблемы и перспективы развития транссибирской и байкало-амурской железнодорожных магистралей // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов. Материалы секции 11-й международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию БГУ и 45-летию ИрГУПС. Под общей редакцией В.В. Игнатенко, Ю.В. Пятковской. Иркутск, 2021. – С. 23-36.
25. Власов Г.П., Гаспарян Г.Д. Транссибирские железнодорожные магистрали в системе евразийского геополитического пространства. Монография. – Москва, 2018.
26. Колесников А.Е. Перспективы развития восточного полигона железнодорожной сети холдинга ОАО «РЖД» в контексте участия России в международном проекте «Оодин пояс - один путь» // Россия - Китай: диалог в условиях глобализации = 俄罗斯 - 中国:全球化条件下的对话. Сборник статей I Международного российско-китайского симпозиума. Ответственный редактор М.Н. Фомина. – Чита, 2019. – С. 80-84.
27. Глинский В.А. Развитие логистического потенциала макрорегиона «Енисейская Сибирь» // Логистические системы в глобальной экономике. 2020. № 10. С. 98-102.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ