ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ 8
1.1 Дидактических основы изучения элементов электротехники и радиоэлектроники в основной школе 8
1.2 Содержание технологической подготовки школьников в области электротехники в современных условиях 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2 . МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ В
СТАРШИХ КЛАССАХ (раздел «Электронные технологии») 16
2.1 Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
преподавания основ электротехники в старших классах 16
2.2 Содержание занятий по элективному курсу «Буду электротехником» в
9 классе 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Жизнь современного общества немыслима без использования электрической энергии, как на производстве, так и в быту. На электрической энергии работают многие виды транспорта, технологическое оборудование предприятий, заводов и фабрик, большинство бытовых приборов. Поэтому в стенах школы важно получить не только знания об основах электротехники и электроники, но и умения правильно использовать имеющиеся в распоряжении электротехнические и электронные устройства, приборы, осуществлять их грамотную эксплуатацию и производить их простейший ремонт. Полученные школьниками знания и умения пригодятся также при проектировании и изготовлении некоторых простых электротехнических и электронных устройств, выполнении различных работ по разработке схем и сборке различного рода электрических цепей. Это будет способствовать формированию творческих способностей учащихся, пониманию физической сущности работы современной электронной и электротехнической аппаратуры, подготовке школьников к трудовой деятельности в области электротехники и электроники.
Изучение некоторых основ электротехники и электроники на занятиях по технологии в школе - одно из требований Государственного образовательного стандарта. Это обусловлено тем, что каждый выпускник общеобразовательной школы должен приобрести некоторый минимумом знаний и умений в области электротехники и электроники, поскольку объекты этой области техники окружают нас повсюду - и на производстве, и в быту.
Однако существуют достаточно серьезные проблемы изучения основ электротехники и электроники в школе. Они вытекают из того, что имеются определенные затруднения, касающиеся, главным образом, определения
содержания учебного материала в этой области, а также обусловленные отсутствием соответствующих методических пособий для учителей и учебно-наглядных пособий, лабораторных установок и стендов для проведения практических занятий по разделу «Электротехнические работы». То есть дидактическое и материально-техническое обеспечение занятий по изучению основ электротехники и электроники в общеобразовательной школе в последнее время оставляет желать лучшего.
Как известно, содержание учебного материала определяется соответствующей учебной программой, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ. До настоящего времени в практике работы школ использовалась и используется главным образом программа, разработанная коллективом авторов под руководством Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко [26]. Предлагаемый в ней вариант содержания учебного материала по основам электротехники и электроники (разделы «Электрорадиотехнология» или «Электронные технологии») оказался достаточно сложным для общеобразовательной школы. Его изучение сконцентрировано в 8 классе, поэтому требует определенных методических комментариев и разъяснений. Хотя прошло достаточно много времени со дня введения этой программы в практику нашей общеобразовательной школы, но и сегодня для работы по этой программе необходимы соответствующие методические разработки, которые должны помочь учителю технологии в организации и проведении занятий по изучению основ электротехники и электроники. В связи с изменением в последние годы содержания учебного плана для общеобразовательных школ, в большинстве из них в 8 классе на изучение технологии отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год. Существующая и рекомендованная к использованию учебная программа по предмету «Технология» (авторы В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.) рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в учебный год). Поэтому существует проблема, заключающаяся в том, что необходимы либо переработка указанной программы, либо принятие на вооружение иной программы и разработка в соответствии с этим нового поурочного планирования. При этом необходимо учитывать, чтобы выполнялись требования стандарта образовательной области «Технология». Такая альтернативная программа существует (авторы И. А. Сасова и А. В. Марченко). В соответствии с этой программой на изучение раздела «Электротехнические работы» в 8 классе отводится 8 часов. Однако с учетом того, что указанная программа рассчитана на проектный метод обучения, число часов на этот раздел может быть несколько увеличено за счет времени, отводимого на изучение раздела «Проект». Следует отметить, что дополнительно учебные часы на изучение основ электротехники и электроники могут быть выделены из резерва времени школы, например, при организации занятий по элективным курсам.
Для дидактического и методического обеспечения упомянутой выше программы разработан учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология-8» (авторы А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова,), допущенный к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации и включенный в Федеральный список учебников для общеобразовательных учреждений, а также методические пособия, посвященные применению метода проектов в технологическом образовании школьников.
Наконец, рекомендованный Федеральным государственным стандартом второго поколения к применению базисный учебный план для общеобразовательной школы вообще допускает отсутствие обязательных занятий по технологии, начиная с 8 класса. Таким образом, существует противоречие, заключающееся в том, что существует необходимость формирования у школьников знаний и практических умений в области электротехники и отсутствуют предпосылки для их формирования на обязательных занятиях по технологии. Из этого противоречия вытекает проблема разработки нового варианта методики изучения основ электротехники и электроники в общеобразовательной школе с учетом указанных условий. Эта проблема может быть решена путем включения в учебные планы школы практикоориентрованного элективного курса, в рамках которого могут изучаться основы электротехники и электроники.
Все вышесказанное определило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Изучение законов электротехники на уроках технологии в школе».
Объект исследования: учебный процесс по технологии в школе.
Предмет исследования: методика изучения основ электротехники и электроники на уроках технологии в рамках элективного курса в 9 классе.
Основная цель исследования - разработать программу и методические рекомендации по проведению занятий по основам электротехники и электроники с учащимися 9 классов на основе применения элементов проектного метода обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся информацию по теме исследования.
2. Изучить опыт школьных учителей технологии в области методики преподавания основ электротехники и электроники.
3. Разработать содержание занятий по разделу «Электротехнические работы» для уроков технологии в 9 классе общеобразовательной школы.
4. Разработать методику преподавания основ электротехники и электроники на занятиях по технологии в школе на основе проектного метода обучения.
Основная идея исследования заключается в том, что для успешного формирования знаний и умений в области основ электротехники необходима научно обоснованная система занятий по разделу «Электротехнические работы» в 9 классе общеобразовательной школы и адекватная ей методика преподавания этого раздела, основанная на проектном методе обучения.
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её результаты могут быть использованы учителями технологии в практике своей работы по новому учебному плану.
Теоретическую базу исследования составили научно-методические исследования Б.Е. Алгинина, А.Н. Богатырева, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, Т.В. Кудрявцева, В.А. Полякова.
Методы исследования: изучение литературных источников, педагогическое наблюдение учебного процесса по технологии, изучение опыта работы учителей технологии, моделирование и конструирование учебного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 68 страниц машинописного текста. Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки и инженерно-технологического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета
В настоящей выпускной квалификационной работе сделана попытка разработки варианта содержания элективного курса по технологии в 9 классе, на котором изучаются основы электротехники и электроники с учетом современных реалий, когда согласно учебному плану изучение технологии в 9 классе не является обязательным. Составлен тематический план и программа элективного курса с подробной разработкой содержания занятий.
Апробация результатов осуществлялась в школах гг. Елабуги, Менделеевска. Набережных Челнов и показала в целом, что содержание предлагаемого учебного материала может быть с успехом усвоено учащимися. Таким образом, материалы конкретных занятий, которые здесь представлены, могут быть использованы на занятиях по технологии учителями-практиками. Вместе с тем. необходимы дальнейшие поиски, направленные на совершенствование содержания занятий и методику' их проведения.
Таким образом, можно констатировать, что цель, поставленная в начале нашего исследования, достигнута и поставленные задачи выполнены.
1. Богатырев А.Н. Электрорадиотехника: Учеб, для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Богатырев. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с., ил.
2. Галагузова М.А. Первые шаги в электротехнику / М.А. Галагузова, Д.М. Комский. - М.: Просвещение, 1988. -143 с.: ил.
3. Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2120 «Общетехн, дисциплины и труд» / Б.А. Душков. - М.: Просвещение, 1981.- 208 с., ил.
4. Ельянов, Е.Е. Практикум по радиоэлектронике: Учебное пособие для учащихся 9 и 10 кл. Изд.4-е / Е.Е.Ельянов. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с., ил.
5. Зальцман А.М. Развитие основ технического мышления в общеобразовательной школе / А.М. Зальцман И Школа и производство. - 1988. - №11.-С. 3-10.
6. Кубаркин Л.В. Рассказ о радиоэлектронике / Л.В. Кубаркин. - М.-Л.: Энергия. 1965. - 256 с., ил.
7. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с., ил.
8. Марголис А.А. Практикум по школьному физическому эксперименту': Учеб, пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. и доп. / А.А. Марголис, Н.Е. Парфентьева, Л.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1977. - 304 с., ил.
9. Муравьёв Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьёв, В.Д. Симоненко. - Брянск.: Изд-во Брянского госпедуниверситета им. акад. И.Г. Петровского, 2000. - 235 с.
10. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; // Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
И. Пинский А.А. Физика с основами электротехники: Учеб, пособие для техникумов / А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский. - М.: Высшая школа, 1985.-384 с., ил.
12. Поляков, В.А. Общая методика трудового обучения в старших классах / В.А.Поляков, А.Е.Ставровский. - М.: Просвещение, 1980. - 111 с.
13. Поляков В.А. Практикум по электротехнике. Учеб, пособие для учащихся 9 и 10 кл. / В.А. Поляков. - М.: Просвещение, 1974. - 256 с.: ил.
14. Поляков В.А. Электротехника: Учеб, пособие для учащихся 9 и 10 кл. / В.А. Поляков. - М.: Просвещение, 1982. - 239 с.: ил.
15. Поляков В.Т. Посвящение в радиоэлектронику / В.Т. Поляков. - М.: Радио и связь, 1988.- 352 с., ил.
16. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. /Под ред Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 2005.- 240 с.
17. Резников З.М. Прикладная физика: Учеб, пособие для учащихся по факультатив. курсу: 10 кл. / З.М. Резников. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. ил.
18. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб, пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. - 2-е изд., перераб. / Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с., ил.
19. Селиверстов В.А. Что должен знать и уметь учитель технологии / В.А. Селиверстов И Школа и производство. - 2004. - №3. - С. 17.
20. Скороходов Е.А. Общетехнический справочник / Е.А. Скороходов [и др.]; под общ. ред. Е.А. Скороходова. - М.: Машиностроение, 1989. - 512 с., ил.
21. Справочное пособие по электротехнике и основам электроники: Учебное пособие для неэлектротехнических спец, вузов /П.В.Ермуратский и [др.]; под ред. А.В. Нетушила. - М.: Высшая школа, 1986.
22. Технология: 8 класс (юноши): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко / сост. Ю.П. Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007.- 151 с.
23. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Бронников Н.Л. [и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вента- на-граф, 2000. - 214 с.
24. Технология. Экспериментальная программа. Вариант для мальчиков. - Набережные Челны, ИНПО, 1998. - 66 с.
25. Федорова И.Н. Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах / И.Н. Федорова, А.И. Осадчая [и др.]; - М.: Просвещение, 1975. -447 с., ил.
26. Хорошавин С.А. Физико-техническое моделирование / С.А. Хороша- вин. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с., ил.
27. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1980.- 512 с., ил.
28. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника / И.С. Якиманская. -
М.: Знание, 1985. - 80 с.