Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №73771

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения 8
1.1. Характеристика учебного сотрудничества младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Современные подходы к изучению художественных текстов
на уроках литературного чтения 16
1.3. Приёмы формирования навыков учебного сотрудничества
младших школьников на уроках литературного чтения 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения 37
2.1. Диагностика навыков учебного сотрудничества учащихся экспериментального класса 37
2.2. Реализация педагогических условий по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках
литературного чтения 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты.
С точки зрения разработчиков Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, коммуникативная сторона развития личности считается одной из приоритетных задач начального образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллектив¬ном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослы¬ми.
Психологические аспекты формирования навыков учебного сотрудничества представлены в работах А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, Й. Ломпшера, А.А. Люблинской, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, А.В. В.П. Панюшкина, Петровского, Н.И. Поливанова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других. Психологи утверждают, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения, и такая зависимость оказывает серьезное влияние на младшего школьника.
Разработка проблемы, связанной с организацией учебного сотрудничества в учебном процессе представлена в педагогических исследованиях Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, М.С. Соловейчик, А.В. Сухомлинского и других педагогов.
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах начального обучения. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Владение навыками учебного сотрудничества в условиях деятельностного метода обучения является обязательным, поскольку они входят в перечень регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе изучения предметных дисциплин. Однако не всегда можно найти в учебниках «Литературное чтение» специальные задания, способствующие формированию навыков учебного сотрудничества при изучении художественных произведений.
Таким образом, актуальность определяется тем, что учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающему запросам общества, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Организация учебного сотрудничества - это необходимое условие успешного овладения изучаемым на уроке материалом, в том числе на уроках литературного чтения при изучении художественных текстов.
В связи с вышеизложенными фактами мы остановили свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс изучения художественных текстов на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализуется коммуникативно-деятельностный подход к обучению;
- используются различные методические приёмы работы над художественным текстом, предполагающие взаимодействие обучающихся в парах и группах в соответствии с изучаемой темой урока.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт по исследуемой теме.
3. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования использована совокупность следующих методов:
- изучение теории исследуемого вопроса;
- изучение педагогического опыта;
- эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- математическая и графическая обработка результатов;
- моделирование учебного процесса.
База исследования: МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, учащиеся 4 «А» класса.
Практическая значимость исследования. Определены и апробированы педагогические условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательной школы.
Структура выпускного квалификационного исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, база исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков учебно¬го сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения» даётся характеристика учебного сотрудничества младших школьников, представленная в психолого¬педагогических исследованиях; рассматриваются современные подходы к изучению художественных текстов на уроках литературного чтения и приёмы формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения» представлена диагностика навыков учебного сотрудничества у учащихся экспериментального класса, описана работа по реализации педагогических условий по формированию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
В заключении обобщены результаты выпускного квалификационного исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Библиографический список литературы состоит из 54 источников. Квалификационная работа включает в себя 58 страниц.
В приложении имеются материалы экспериментальной работы: описание диагностических методик исследования, конспекты уроков по литературному чтению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что проблема изучения формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников остаётся актуальной. И поэтому перед учителями и методистами стоит задача поиска эффективных способов её развития.
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах начального обучения. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Владение навыками учебного сотрудничества в условиях деятельностного метода обучения является обязательным, поскольку они входят в перечень и регулятивных, и коммуникативных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе изучения предметных дисциплин, в том числе и на уроках литературного чтения.
В ходе работы мы изучили психологические аспекты формирования навыков учебного сотрудничества, которые представлены в работах
А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, Й. Ломпшера, А.А. Люблинской, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.П. Панюшкина А.В. Петровского, Н.И. Поливанова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других. учёных. Мы установили, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения.
В ходе теоретического изучения проблемы настоящего исследования мы установили, что подразумевается под термином «учебное сотрудничество» и кто из современных учёных и учителей-практиков занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с его развитием у учащихся начальной школы.
Считаем, что, использование методических приёмов на уроках литературного чтения, основанных на парной и групповой формах работы будет способствовать развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников. Проведённое исследование позволяет утверждать, что методические приёмы, использованные нами при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения, улучшили взаимоотношения между четвероклассниками.
Экспериментальная работа позволила нам подтвердить гипотезу и реализовать задачи исследования. К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили на в полной мере исследовать проблему формирования навыков учебного сотрудничества младших школьников при изучении художественных текстов на уроках литературного чтения, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.



1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Во¬ронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 544 с.
2. Архив К.Д. Ушинского // Сост. и подг. к печати В.Я. Струминский. В 4 т. Т 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 464 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 162 с.
4. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитар-ных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
5. Белинский В.Г. Собрание сочинений / В.Г. Белинский. В 9 т. Т. 3. - М.: Изд. центр «Художественная литература», 1976. - 736 с.
6. Беседы с учителем: Четвертый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 480 с.
7. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
8. Веселова О.А Методика преподавания литературы / О.А. Веселова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с.
9. Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах / Н.И. Волков. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.
10. Волченко Т.В. Некоторые приёмы работы с художественным про¬изведением на уроках литературы в начальной школе / Т.В. Волченко // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 34-36.
11. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина. - СПб.: Специальная литература, 1996. - 134 с.
12. Воюшина М.П. Критерии и уровни литературного развития. Лите¬ратурное и речевое развитие школьников: межвузовский сборник научных трудов / М.П. Воюшина. - СПб.: Специальная литература, 1992. - 107 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
14. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе / В.В. Гузеев // Педагогические технологии. - 2009. - №6. - С. 3-32.
15. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обу¬чение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96 с.
16. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Холубек. - СПб.: Экономическая школа, 2001. - 256 с.
17. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном спо-собе учебной работы: Кн. для учителя (мастерство учителя: идеи, советы, предложения) / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 420 с.
18. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: учебник для уча¬щихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.
19. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1-4: Программа /
Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.
20. Землянская Е.А. Обучение в сотрудничестве: групповая работа учащихся и учителя / Е.А. Землянская // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2007. - №1. - С. 1-3.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 384 с.
22. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
23. Кови Р 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные ин-струменты развития личности / Р. Кови. - Перевод с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 375 с.
24. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов выс-ших и средний педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 174 с.
25. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). / Приво-дится по изданию: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.- М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
26. Коротаева Е.В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы / Е.В. Коротаева, О.В. Домрачева // Педагогическое обра¬зование в России. - 2012. - №4. - С. 169-172.
27. Красько М.Г. Учебный диалог в начальных классах на уроках ли¬тературного чтения / М.Г. Красько // Социальная сеть работников образова¬ния URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2014/09/28/uchebnyy-dialog-chalnykh (дата обращения: 14.02.2018).
28. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е. Бгославская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова.; под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.
29. Лазарева В.А. Технологии анализа художественного произведения /
B. А. Лазарева. - М.: Оникс, 2006. - 96 с.
30. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах / В.Б. Лебединцев // Школьные технологии. - 2008. - №4. - С. 102-112.
31. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим чита¬телем: Введение в методику начального литературного образования / В.А. Левин. - М.: Лайда, 1994. - 145 с.
32. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2006. - 158 с.
33. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика / В.Я. Ляудис. - М.: МГУ 1994. - 178 с.
34. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / А.С. Макаренко. В 8 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 366 с.
35. Малахова В.В. Обучение в сотрудничестве, как средство развития
коммуникативных УУД на уроках литературного чтения / В.В.Малахова // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/masterklass-po-teme-obuchenie-v-
sotrudnichestve-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnih-uud-na-urokah- literaturnogo-chteniya-1191904.html (дата обращения: 17.02.2018).
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фра¬зеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
37. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160 с.
38. Панюшкин В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / В.П. Панюшкин. - М.: Просвещение, 1984. - 59 с.
39. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
40. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических поня-тий / К.К. Платонов. - 2-е издание. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
41. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // Профессио¬нальное образование. - 2004. - №4. - С. 10-11.
42. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: «Федоров», 2011. - 224 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 712 с.
44. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 237 с.
45. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. - 3-е изд. - М.: Учпедгиз, 1963. - 313 с.
46. Самошкина Е.Ю. Организация учебного сотрудничества - среда формирования коммуникативных учебных действий младших школьников / Е.Ю. Самошкина // Педагогическое образование в России. - 2012. - №3. -
С. 281-285.
47. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168 с.
48. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 9-14.
49. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под редакцией М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.
50. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт началь¬ного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
52. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.: ЭКСМО, 2010. - 328 с.
53. Цукерман Г.А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики / Г.А. Цукерман, Ю.И. Суховерина // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - №2. - С.12-20.
54. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1999. - 215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ