Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Работа №87641

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2013
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ
МЕХАНИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Законы механики как объективное отражение явлений
современного мира. Значение механики в системе общего образования
1.2 Анализ основных понятий и законов механики 14
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИ
2.1 Методика изучения законов механики в 5-7 классах 26
2.2 Методика изучения законов механики в 8-11 классах 29
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Одним из важнейших направлений в современном школьном курсе «Технология» осталось всемерное усиление мировоззренческой и политехнической направленности обучения, создание системности в организации взаимосвязей, а иногда и взаимоподчинения изучаемых по учебному плану предметов. Это рассматривается как серьезная цель, достижение которой должно реализовываться, в частности, и на занятиях по технологии.
В решении этой задачи крайне важное значение придается межпредметным связям как отражению тенденций интеграции науки и практики. Для определения сущности и содержания межпредметных связей технологии с другими учебными предметами необходимо выявить и учитывать цели и задачи обучения технологии.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования как современных методов и приемов обучения, например, метода проектов, так и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (лекции и беседы, ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; выполнение самостоятельных и контрольных работ, лабораторно - практических работ и т.д.) [9],[17],[19].
С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд».
Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для направления «Технология. Обслуживающий труд» — разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» - разделы «Растениеводство», «Животноводство». Каждое из трех направлений технологической подготовки обязательно включает в себя, кроме того, сле-дующие разделы; «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование», «Проекты в технологии» [19], [20].
Из названий разделов этого школьного курса видно, что его содержание носит интегративный характер, то есть он включает в себя сведения из различных наук, из различных дисциплин, входящих в учебный план школы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что интегративный характер школьного курса технологии требует безусловного осуществления и учета в процессе его изучения учащимися межпредметных связей. Без этого будет невозможно достижение целей технологического образования в условиях общеобразовательной школы.
Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное педагогическое значение. Она состоит не только в служебной роли одного учебного предмета по отношению к другому, а в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития личности учащихся. Осуществление межпредметных связей обеспечивает формирование цельного представления школьников о явлениях природы, способах обработки различных материалов, энергии и информации, способах материального и интеллектуального производства, делает их знания более глубокими и действенными.
Совершенно очевидно (это показывает анализ учебных программ [19], [20], [21], [22]), что школьный курс «Технология», включающий в себя сведения из различных наук и, соответственно, школьных дисциплин (физики, химии, математики и др.), требует осуществления и учета при его изучении учащимися межпредметных связей как никакие другие школьные курсы. Однако, как показывает анализ учебной литературы для студентов - будущих учителей технологии, научно-методических работ по методике преподавания технологии, этому вопросу уделяется недостаточное внимание.
Как показывает опрос учителей технологии - слушателей курсов повышения квалификации учителей технологии при Институте непрерывного педагогического образования (г. Набережные Челны), факультета дополнительного профессионального образования ЕГПУ многие из них имеют лишь общее представление о том, что необходимо межпредметные связи осуществлять, но не имеют достаточно четких представлений о том, какими конкретными действиями это можно сделать и на каких принципиальных основах. То есть существует противоречие, которое заключается в том, что необходимы методические разработки, рекомендации по определению содержания и реализации межпредметных связей в процессе изучения технологии и отсутствием этих разработок, рекомендаций. Отсюда вытекает научно-методическая проблема - анализ состояния и реализации конкретных межпредметных связей при изучении школьного курса технологии и создание на основе этого анализа методических разработок, рекомендаций для учителей технологии. Исходя из сказанного, нами выбрана тема нашей выпускной квалификационной работы: «Методика изучения законов механики на уроках технологии в школе».
Цель исследования: построение частной модели дидактической системы по реализации межпредметных связей технологии и физики, направленной на достижение целей качественного технологического образования учащихся.
Объект исследования: учебный процесс по технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: межпредметные связи физики и технологии, их роль и пути их реализации в процессе изучения технологии в общеобразовательной школе.
Задачи исследования: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) определить сущность и роль технологического образования и обучения; 3) определить сущность, содержание и роль межпредметных связей в учебном процессе по технологии в школе; 4) разработать один из конкретных вариантов реализации межпредметных связей технологии и физики при изучении технологии в соответствии с целями технологического образования и обучения школьников на примере изучения законов механики.
Основная идея исследования: целенаправленное использование и реализация межпредметных связей технологии и физики способствует: а) систематическому построению содержания школьного курса технологии; б) качественному усвоению учащимися учебного материала на истинно научной основе фундаментальных наук; в) формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся, формированию познавательных интересов, социально значимых качеств.
Методологической и теоретической базой исследования являются работы В.Д.Симоненко, Г.И.Кругликова, И.А.Сасовой и др., посвященные проблемам содержания технологической подготовки школьников, методике преподавания школьного курса технологии, а также учебно-методическая литература по методике преподавания школьного курса физики (С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями технологии, а также учителями физики в своей практической работе, при проведении занятий по указанным предметам, при организации внеурочной, внеклассной работы, а также учебного процесса по элективным курсам в системе предпрофильного и профильного обучения.
В процессе работы использовались следующие методы педагогических исследований: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, педагогическое наблюдение, опрос учащихся и учителей, изучение опыта преподавания технологии, моделирование учебных занятий, внеклассных мероприятий по технике и технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 70 страниц машинописного текста.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института К(П)ФУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целенаправленное использование и реализация межпредметных связей технологии и физики способствует систематическому построению содержания школьного курса технологии, качественному усвоению учащимися учебного материала на истинно научной основе фундаментальных наук, формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся, формированию познавательных интересов, социально значимых качеств. Одним из конкретных путей реализации межпредметных связей технологии и физики при изучении технологии в соответствии с целями технологического образования и обучения школьников является изучение законов механики. Здесь осуществляется как иллюстрация понятий, явлений и законов физики, так и более глубокое усвоение и понимание их учащимися.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями технологии, а также учителями физики в своей практической работе, при проведении занятий по указанным предметам, при организации внеурочной, внеклассной работы, а также учебного процесса по элективным курсам в системе предпрофильного и профильного обучения. Таким образом, можно констатировать, что поставленные задачи решены, и цель нашего исследования достигнута.



1. Ахметов, Л.Г. Курсовые и дипломные работы на технологическом факультете педвуза (методические рекомендации) / Л.Г.Ахметов. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1999. - 44 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
Методические основы / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет.основы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.мат.спец. /А.И.Бугаев. - М.: Просвещение, 1981. - 288 с., ил.
4. Гнедина, Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. для учащихся ст.классов / Т.Е.Гнедина. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.: ил.
5. Громов, С.В.Физика. 7 класс. Учебник. /С.В.Громов, Н.А.Родина. - М : Дрофа, 2002. - 258 с.
6. Громов, С.В.Физика. 8 класс. Учебник/С.В.Громов, Н.А. Родина. - М : Дрофа, 2002. - 166 с.
7. Детская энциклопедия. Том 5. Техника и производство. - М.: Педагогика, 1974. - 528 с.: ил.
8. Дятчин, Н.И. История развития техники: Учебное пособие / Н.И.Дятчин.
- Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
9. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики: Пособие для учащихся/ О.Ф. Кабардин и др. - М.: Просвещение, 1973. - 206 с.: мл.
10. Кальней, В.А. Основы методики трудового и профессионального
обучения / В.А.Кальней, В.С.Капралова, В.А.Поляков; под ред.
В.А.Полякова. - М.: Просвещение, 1987. - 191 С.: ил.
11. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по физ-мат.спец. /С.В.Анофрикова и др.; под ред. С.Е.Каменецкого, Л.А.Ивановой. - М.:Просвещение, 1987. - 336 с.: ил.
12. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Г.И. Кругликов/М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии /
Е.М.Муравьев, В.Д.Симоненко. - Брянск.: Изд-во Брянского
госпедуниверситета им. акад. И.Г.Петровского, 2000. - 235 с.
14. Перышкин, А.В. Физика. 7 класс. Учебник. / А.В.Перышкин. - М : Дрофа, 2006. - 192 с.
15. Перышкин, А.В.. Физика. 8 класс. Учебник. / А.В.Перышкин. - М.: Дрофа,
2010. - 192 с.
16. Перышкин, А.В.Физика. 9 класс. Учебник. / А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.
- М : Дрофа, 2009. - 304 с.
17. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. /Под ред Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 240 с.
18. Программы общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение для сельских школ. Технология / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 1998. - 170 с.
19. Селиверстов, В.А. Что должен знать и уметь учитель технологии /В.А. Селиверстов //Школа и производство. - 2004. - №3. - С.17.
20. Симоненко, В.Д. Технология: Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. - М.: Вентана Графф, 2001. - 192 с.: ил.
21. Ситаров В.А. Дидактика: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений/ В.А.Ситаров; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
22. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведения / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под. ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
23. Современная школьная энциклопедия. Техника / сост. Г.И.Белов. - М.: Росмэн, 2009. - 416 с.
24. Технология: 5-8 классы: Программа /И.А.Сасова, А.В.Марченко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 96 с.
25. Технология: 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007.
- 126 с.
26. Технология. 7 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко /сост. Ю.Л.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2006. - 136 с.
27. Технология: 8 класс (юноши): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007.
- 151 с.
28. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2001. -240 с.
29. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 174 с.
30. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 182 с.
31. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Бронников Н.Л. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 2000. - 214 с.
32. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Симоненко В.Д [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 230 с.
33. Усова, А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск: ЧГПУ 1995. - 22 с.
34. Усова, А.В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации./А.В.Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1996. - 38 с.
35. Физика и научно-технический прогресс: Кн. для учителя / В.Г.Разумовский [и др.]; под ред. А.Т.Глазунова. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.: ил.
36. Хохлова, М.В Технология: Программа начального и основного общего образования / М.В.Хохлова [и др.]; - М.: Вентана-Граф, 2008. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ