Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности изучения имён собственных на уроках русского языка в начальной школе

Работа №35121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
925
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНОМАСТИКИ 6
1.1 Имя собственное как языковая категория 6
1.2 Имя собственное в истории формирования языка 19
1.3 Содержание ономастического пространства, системные связи в нем 24
1.4 Классификация имен собственных 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 38
2.1 Анализ программы и школьных учебников 38
2.2 Методика изучения имен собственных на уроках русского языка в начальных классах…………………………………………………………………………………………...41
2.3 Анализ экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61




Актуальность. В последнее время уровень орфографической и речевой культуры, а также культура в целом вызывает озабоченность различных структур общества, в том числе и сферы образования. Приобщение к культуре, к истории родного края, формирование высоконаправленной личности особенно важно в период начального образования.
В частности устная, так и письменная речь младших школьников требует пристального внимания педагогов, в том числе и при изучении онимов. Немалые возможности предоставляет в этом плане процесс изучения имен собственных на уроке русского языка. В начальных классах изучению собственных имен существительных отводится чрезвычайно мало времени, о чем говорят ошибки, совершаемые детьми, в письменных работах, а также низкий уровень их общей культуры. Кроме того, данный вопрос недостаточно освещён в методической литературе.
Лингвисты и методисты отмечают, что школьный курс русского языка сводится к изучению языковых явлений в их непосредственной данности и в отвлечении от реальной практики речевой деятельности.
В живой разговорной речи каждый из нас употребляет большое количество самых разнообразных имен и названий. Собственные имена существительные хорошо знакомы детям уже с дошкольного возраста. Малыши обычно знают свой адрес, имя и фамилию, имена и фамилии родственников и друзей, известных людей, к некоторым взрослым обращаются по имени-отчеству, дают имена игрушкам, клички – животным, помнят наименования улиц, магазинов, кинотеатров, названия книг, мультипликационных и художественных фильмов, имена любимых героев, названия конфет. Все эти «пласты» лексики – неотъемлемая часть повседневной речевой практики детей, принадлежность их живой речи.
Ономастика как совокупность имен разных типов связаны со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Везде, где требуется выделение для индивидуализации, человек употребляет собственные имена как наиболее удобный способ выделения объекта. Иные пути индивидуализации – числовое обозначение, система координат и описательная фраза – имеют ограниченное применение. Использование собственных имен вообще, универсально.
Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические или иные названия) предоставлена во всех учебниках русского языка, начиная с «Азбуки». Но специально изучается правописание собственных имен существительных лишь в разделах «Большая буква в кличках животных», «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек», «Большая буква именах, отчествах, фамилиях» в ходе изучения орфографии.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы имени собственного.
Тема квалификационной работы: «Особенности изучения имён собственных на уроках русского языка».
Объектом исследования является процесс изучения имен собственных на уроке русского языка.
Предмет исследования: личные имена существительные в устной и письменной речи младших школьников.
Цель: теоретически обосновать и практически показать необходимость более широкого изучения имен собственных, усвоению их правила написания и приобщению учащихся к культуре.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме имен собственных.
2. Выявить уровень знаний учащихся по именам собственным.
3. Разработать систему заданий и упражнений, ряд уроков по данной теме.
Научная гипотеза заключается в том, что если ввести в процесс обучения систему упражнений, заданий, направленных на активизацию в речи, усвоение правильного написания имен собственных, систематически вводить такие упражнения в контекст уроков разной тематики, онимов и приобщение к культуре на уроках русского языка в начальных классах, осуществляется намного эффективнее.
Для реализации поставленной цели и задач мы избрали следующие методы:
Теоретические:
- изучение и анализ специальной литературы по русской лингвистике и методике преподавания русского языка;
- изучение программы и учебников по русскому языку для начальной школы.
Эмпирические:
- наблюдение за детьми;
- изучение письменных работ учащихся (диктанты, изложения);
- наблюдение и проведение уроков.
- педагогический эксперимент
Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме. Немало трудов последних десятилетий посвящено различным аспектам ономастики, в России ономастическими исследованиями занимались В.Д. Бондалетов, Н.Ф. Алефиренко, Д.С. Горбаневский, Л.И. Дмитриева, А. Соломоник, А.В. Суперанская, В.И. Супрун и многие другие.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемая система упражнений способствует безошибочному написанию имён собственных, повышению орфографической грамотности и приобщению к культуре.
Структура работы: квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В усвоении ономастических понятий слабослышащие учащиеся, естественно, испытывают не меньшие трудности, чем учащиеся массовой школы. Если соотнести уровень речевых навыков, которыми располагают слабослышащие учащиеся по завершении начального периода обучения, с теоретическим осознанием ими языковых фактов, то, безусловно, можно отметить, несмотря на значительные успехи в практическом овладении ономастическими и грамматическими закономерностями языка, недостаточно устойчивое владение некоторыми из них.
Результаты исследования позволяют отметить безусловное обогащение в процессе обучения речевого опыта учащихся. И в этом немаловажную роль, естественно, играют возросшие и более или менее утвердившиеся языковые знания школьников. Но даже самое совершенное знание языковой системы еще не обеспечивает овладения ею. Поэтому в школах слабослышащих не снимается вопрос о максимальном внимании к работе над развитием практических речевых навыков. Из изучения педагогического опыта следующий этап сохраняет ряд специфических трудностей, которые, естественно, не учитываются содержанием и методической направленностью курса ономастики, ориентированного на программы и учебники массовой общеобразовательной школы.
В результате работы над темой «Особенности изучения имен собственных на уроках русского языка в начальной школе» и ее исследования, практической апробации и результат исследования, можно выделить следующее.
1. Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает особого внимания и дополнения.
2. Исследуя ономастику, следует не упускать из виду ономастическое пространство и системные связи в нем.
3. Собственные имена – это единицы языка – речи, служащие конкретного названия отдельных предметов действительности такой специализации, выработавшие некоторые особенного в значении, грамматическом оформлении.
4. Описание и анализ собственных имен невозможно без определенных классификаций, которая либо до конца не исследована, либо предположена для четкого разучивания явлений.
5. Важным условием формирования знаний по русскому языку является организация систематической работы по усвоению имени собственного.
6. Анализируя программу и школьные учебники, можно сделать вывод о том, что необходимо увеличивать количество упражнений, заданий, которые способствовали бы повышению орфографии, приобщению учащихся к культуре.
7. Педагогическая практика подтвердила существенное влияние изучения имен собственных на формирование навыков правильного письма.
8. На современной стадии работа над именами собственными недостаточна, так как имена собственные являются плодотворным и насыщенным материалом не только для правописания, но и для всестороннего развития личности младшего учащегося.
9. Педагогический эксперимент и наши постоянные наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса в экспериментальном классе подтвердили существенное влияние изучения имен собственных на формирование навыков правильного письма и приобщения детей к культуре.
10. Особенность практической деятельности состоит в том, что изучение имени собственного происходило в школе, где учащиеся получили огромную массу информации данной темы, детей привлекло богатство и разнообразие темы.
11. Результаты исследования могут быть использованы для развития и совершенствования процесса обучения детей русскому языку.
12. Поставленные задачи исследования решены.
13. В результате экспериментальной работы наша гипотеза получила подтверждение.
Считаем, что выбранная нами тема очень актуальна, интересна и требует дальнейшей разработки. Постараемся в своей практической работе использовать результаты квалификационного исследования, так как считаем их эффективными.



1. Агеева Р.Ф. Происхождение имен и рек. – М; 1985 – 143 стр.
2. Александров А.М. Дидактический материал по русскому языку (2-й класс). – М. «Просвещение». 1977
3. Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. М.; 1991
4. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – Минск; 1965.
5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.; 2001 – 143 с.
6. Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. – М.; 1982 – 11с.
7. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. – М.; 1996 - 207 с.
8. Бондателов В.Д. Русская ономастика. – М.; 19983 – 224с
9. Бондаренко А.А. Орфография для малышей // Нач. школа, 2002 №10
10. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. М.;1981 – 144с.
11. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М.; 1974 – 382 с.
12. Виды диктантов на уроке русского языка// Русский язык: газета издательство дома «Первое сентября», 2004 № 12
13. Голованова Е.И.Как возникают названия. – М.; 1989 – 141 с.
14. Горбаневский М.В., Дукельский В.Ю. По городам и весям Золотого кольца. – М.; 1983 – 190 с.
15. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. – Л; 1978 – 238с.
16. Грищенко Н.Н. От фонетики до орфоэпии. Орфографические ошибки в начальных классах и пути их устранения. // Начальная школа, 1997 №5
17. Елясова О. Игры на уроках русского языка. // Русский язык: газета Издательского дома «Первое сентября» 2003 № 13
18. Есперсен О. Философия грамматики. – М.; 1958
19. Желуденко Н.Л., Казимирова Р.Н. Практический материал по русскому языку для начальных классов. – Минск; 1968 – 287с.
20. Журавлев А.И. Языковые игры на компьютере. М.- «Просвещение» 1998
21. Жучкевич В.А.Общая топонимика. – Минск; 1980 – 287 с.
22. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для второго класса. – М.; «Просвещение», 2001
23. Иванова В.А. Тайны родного языка. – Волгоград; 1969
24. Ивашко В.А. Как выбирают имена. – Минск; - 1980 – 175 с.
25. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости. //Нач. школа 200 № 6
26. Имя существительное: 2-й класс //Начальная школа, 1997 № 8
27. Калакуцкая Л.И. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. – М.; 1984 – 221 с.
28. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика языка в начальной школе. – Ленинград; 1950 – 517 с.
29. Касымжанов А.Х., Кельбуганов А.Ж. О культуре мышления. М.; 1981
30. Коровин К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. М. - 1982
31. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. – М.; «Просвещение», 1997
32. Лейчик В.М. Люди и слова. – М.; - 177 с.
33. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики./ Под ред. Никонова В.А. – М.; 1970 – 343 с.
34. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.; 2002 – 461 с.
35. Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М.; 1985
36. Матвеева А.Н. Сборник диктантов для начальных классов. Пособие для учителя. – М.; 1984 – 175 с.
37. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. М.; «Просвещение». 1988
38. Мурашов А.А. Обучение русскому языку и грамотность. // Русский язык в школе. – 1999 – № 6
39. Николаева Л.В. Уточнение приближенного произношения слов в речи глухих школьников. М.; 1975
40. Никонов В.А. Ищем имя. – М.; 1988 – 128 с.
41. Никонов В.А. Имя и общество. – М.; 1974 – 278 с.
42. Новикова Л.И. Имя в реке времени: урок – конференция. Русский язык: Еженедельное приложение к газете Издательского дома «Первое сентября». 2001 – № 10
43. Обожина М. дидактические игры на уроках обучения грамоте. // Начальная школа: Еженедельное приложение к газете Издательского дома «Первое сентября» 2001 – 5 с.
44. Овчинникова И.Г. Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе // Начальная школа 2002 № 6
45. Ономастика./Под ред. Никонова В.А.,Суперанской А.В.- М.; -1969 – 261с
46. Ономастика и грамматика. / Под ред. Калакуцкая Л.П. М.; 1981 – 273 с.
47. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М.; - 1984
48. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.; 1988 – 192 с.
49. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.; 1975 – 160 с.
50. Программа общеобразовательных учебных заведений (1-4) классы. Тирасполь; 1994
51. Программы специальной общеобразовательной школы для слабослышащих детей в 2 сборниках. М. «Просвещение».1986
52. Пустовойт П.Г. От слова к образу. – Киев; 1974
53. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.; 1992
54. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.; 1979 – 427 с.
55. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для второго класса.– М.; 1999-191с.
56. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во втором классе. – М.; 1981 – 127 с.
57. Розенталь Д.О. Прописная или строчная? – М.; 1985
58. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М.; 1964 – 95 с.
59. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного М.; 1973 – 366 с.
60. Топоров В.И. Принципы топонимики. – М.; 1964
61. Уразов И.А. Почему мы так говорим. – М.; 1962 – 64 c.
62. Уроки обучения грамоте.//Начальная школа: Еженедельное приложение к газете Издательского дома « Первое сентября». 2002 № 38
63. Чеснокова Е. Из чего же, из чего же сделаны эти слова: Урок обучения грамоте.//Начальная школа: Еженедельное приложение к газете Издательского дома « Первое сентября».2001 № 47
64. Шанский Н.М. В мире слов.- 1985 – 255 с.
65. Шапиро А.Б. Русское правописание. – М.; 1961
66. Я иду на урок в начальную школу. М.; 2000 – 319 с.
67. Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык. – Ярославль; 1974 – 64 с.
68. Яценко Н.А. Обучение грамоте – важный этап формирования орфографической зоркости.//Начальная школа плюс до и после. 2003 № 11



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ