ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОСБЛУЖИВАНИЯ.
1.1 Стандартизация как основополагающий элемент качества медицинской
помощи 6
1.2 Критерии и факторы качества медицинского обслуживания 13
1.3 Аспекты правового регулирования медицинской деятельности 19
1.4 Понятие и сущность системы и системного анализа 23
Глава 2 АНАЛИЗ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ
УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ ООО
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КЛИНИКА "МЕДЕЛ"
2.1 Характеристика и история организации 31
2.2 Отдел системы контроля качества в многопрофильной клинике
«МЕДЕЛ» 35
2.3 Участие специалистов клиники "МЕДЕЛ" в национальном проекте
"Здоровье" 44
Глава 3 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
3.1 Система обеспечения качества медицинской помощи на примере клиники "Медел" 49
3.2 Практический опыт Аведиса Донабедиана и его систематика в подходе к управлению качеством 58
3.3 Системный характер использование семи инструментов качества в
клинике "Медел" 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 84
Из числа общественных ценностей, которыми владеет человек, одной из главнейших является здоровье и его самочувствие. Здоровье жителей нашей планеты оформляет обязательную и неотъемлемую часть социального богатства, и от сообщества находятся в зависимости, как это богатство используется, охраняется и воспроизводится. Здоровье человека во многом зависит от качества медицинского и врачебного обслуживания.
Современный период становления сообщества требует широкого введения новейших технических средств и прогрессивных технологий в работу лечебно-профилактических учреждений, служб и органов здравоохранения, полного удовлетворения потребности и службах здравоохранения, ремонте и квалифицированном обслуживании.
Появляются новейшие задачи по разработке и исследованию системы параметров и характеристик здоровья населения и работы учреждений здравоохранения, оценке результативности использования технических средств. Наиболее принципиальное значение для улучшения всех аспектов деятельности системы здравоохранения имеет сущность в применении идущих в ногу со временем экономико-математических способов, средств и методов технологической информации. Спектр применения использования их достаточно широк: от прогнозирования функции человеческого организма и сотворения прогрессивной биомедицинской техники до исследования автоматических систем управления учреждениями и службами здравоохранения.
Практически половина российских пациентов возмущена качеством медицинской профилактики в государственных лечебных учреждениях. Приблизительно столько же считает, что однажды становились жертвами врачебных ошибок и впоследствии могли жаловаться и публиковать свою неудачную историю. Такие данные были получены в процессе обработки данных анкетирования от имени Лиги охраны прав больных в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество».
В заключении президент Лиги охраны прав больных озвучил главную причину такого невысокого качества медицинского обслуживания, был назван недостающий уровень профессиональной подготовки специалистов их квалификация, навыки и опыт. Из 600 тысяч работающих по квалификации российских врачей 130 тысяч не имеют сертификата, то есть минимум пять лет не повышали квалификацию. В реальности, возможно это все является лишь формальной проверкой, но на практике сами врачи нуждаются в "освежении памяти", как и все мы.
Иная причина - это отсутствие административной ответственности за ненадлежащее выполнение врачебных обязательств: врача нельзя обязать заплатить штраф или пройти курс дополнительного обучения.
Поднятие значения качества и состоянием лечебно-профилактической поддержки обеспечивается исследованием, освоением и введением в практику новых видов медицинской техники, приборов, методов, оборудования; наиболее прогрессивных способов и средств профилактики, диагностики и лечения; совершенствованием форм и способов организации лечебно-профилактических действий; развитием специальных видов медицинских услуг и их интеграции; увеличением значения профессионального мастерства; усилением профилактической тенденции в деятельности всех типов лечебно-профилактических учреждений; проведением ансамбля событий и манипуляций по предотвращению и понижению заболеваемости, травматизма и инвалидности; улучшением санитарно-гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы дипломного проекта.
Объект исследования работы - медицинская клиника «Медел», предмет исследования - качество медицинского обслуживания.
Теоретическую и методическую базу дипломной работы составили труды российских и зарубежных научных деятелей в сфере охраны здоровья населения.
Цель дипломной работы - разработка мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследование теоретических аспектов понятия качества медицинского обслуживания и методов его повышения;
2. Анализ общей характеристики клиники "Медел" и его показателей;
3. Выявление качества медицинского обслуживания в медицинском центре "Медел";
4. Предложение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания в клинике и в сфере здравоохранения в целом.
Создание здорового образа жизни - наиболее результативный и универсальный путь решения стратегических целей в области охраны и укрепления здоровья населения. Таким образом, определение понятия качества медицинской помощи и ее оценка в современных условиях требуют новых подходов и критериев.
Качество и эффективность деятельности медицинских учреждений относят к числу наиболее актуальных проблем в управлении охраной здоровья, непосредственно связанных с конечными результатами и затратами ограниченных ресурсов отрасли. Медицинские услуги — вид взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированный соглашением. Качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям пациента (населения) современному уровню медицинской науки и технологии.
Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ является предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевым здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания пациентов. Главный субъект правоотношений в сфере здравоохранения — население, которое нуждается в доступной медицинской помощи, предоставляемой в объеме, покрывающем его основные потребности. Право на такую помощь гарантировано Конституцией РФ и обеспечивается государством.
С 2005 года в городе Казань Республики Татарстан успешно работает клиника «Медел». Лечебные возможности клиники позволяют справляться с самыми тяжелыми и запущенными формами заболеваний мужчин и женщин. Миссию организации можно сформулировать следующим образом: предоставление высококачественных медицинских и диагностических услуг населению. Клиника имеет свой отдел качества, который внедряет и оптимизирует качество предоставляемых услуг населению.
В основе системы управления качеством клиники лежат основные принципы TQM, заложенные в международном стандарте ISO 9000:2011 и провозглашенные в политике по качеству организации. Клиника держится всех основных принципов, а руководство следит за их исполнением.
Благодаря высокому качеству продукции, современному оборудованию, высококвалифицированному персоналу, уникальной технологии, методик и системам контроля, медицинский центр «Медел» успешно развивается и с каждым годом завоевывает новые рынки, что увеличивает его конкурентоспособность, а соответственно и прибыль.
Здесь отмечается важность системного подхода в управлении и повышении качества медицинского обслуживания. Только нормативно-правовая база, которая имеет свою систематичность и цельность в отношении законодательного регулирования в сфере охраны здоровья населения послужить успехом в решении здоровой нации РФ. Когда проблемы каждого гражданина найдут решение в обеспечении защиты оказании мед услуг, тогда больше не возникнет проблем бесплатного медицинского обслуживания, которое на деле оказывается платным. Такие меры правового регулирования позволит системно решать все задачи в области здравоохранения, и главным решающим фактором остается то, что положительная демографическая ситуация страны является решением здорового трудоспособного населения, которые в свою очередь влияет на экономическое положение страны.
Подход Аведис Донабедиан в оценивание качества как система трех элементов, и не важно на самом деле сколько элементов в системе, поскольку все они являются результатом положительного аспекта. Такой подход доказывает что система качества медицинского обслуживания должна быть целой, единой и незаменимой.
Японская практика снова доказывает значимость системы качества в любой сфере деятельность. Подход "Планирую- действуй- проверяй - корректируй, циклы качества, диаграммы Исикавы -являются отражением, на мой взгляд, правильного подхода в управлении. И вся эта систематика между пациентом и врачом, между ЛПУ и лекарственными средствами, между методами лечения и технологиями в здравоохранении так или иначе имеет целостность.
Задачи и цели любого ЛПУ рассматриваются в комплексе, дабы добиться результата. Только выполнение одой задачи ведет к началу выполнения другой. Только постановка одной цели ведет к выполнению предыдущей.
Суть стандартизации заключается в необходимости соответствия всем требованиям в медицинских услугах, и только комплекс всех стандартов медицинского обслуживания выполняют основу стандартизации- соответствие всех требований.
Предложен путь решения некоторых значимых задач - оптимизация, улучшение, ускорение обработки данных, анализ и выявление ошибок с помощью простых семи инструментах качества, которые помогут клинике "Медел" решить все вышесказанные задачи. Только многоплановый и в то же время системный подход к развитию состояния лечебно-профилактической помощи способствует оптимальному решению задачи полного удовлетворения потребности общества в высококвалифицированной специализированной помощи на уровне современного развития науки и техники.
1. ГОСТ Р 52623.3-2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода. - Введ. 2009-01-01. -Москва: технический комитет по стандартизации, 2009. -I, 38 с.
2. Сафонов, А. Г. Стационарная медицинская помощь: основы организации/ А.Г. Сафонов, Е.А. Логинова. - Москва: медицинская литература , 2003. - 186 с.
3. Дьяченко, В.Г. Система контроля качества медицинской помощи: медицинское страхование./ В. Г. Дьяченко, Н. А. Капитоненко, Н.А. Пудовкина. - Санкт- Петербург, 2006.- 47 с.
4. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие/ В.Ю. Огвоздин, Л.Е. Басовский. - Москва:Титул, 2002. -401 с.
5. Трушкина Л.Ю. Экономикаи управление здравоохранением/Л.Ю. Трушина, Р.А. Тлепцеришев, Л.М. Демьянова. -Ростов-на-Дону,2003. -31 с.
6. Артюхов В.В. Общая теория систем: самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы/В.В.Артюхов. - Москва,2012.-226 с.
7. Баранов В.В. Исследование систем управления/В.В. Баранов, А.В.Зайцев, С.Н. Соколов. - Москва, 2012. - 216 с.
8. Вдовин В.М. Теория систем и системный анализ/В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. - Москва, 2013. - 644 с.
9. Ланге В.А. История материализма и критика его значения в настоящее время: история материализме после Канта/ В.А. Ланге. - Москва, 2010.- 432 с.
10. Новиков А.М. Методология научного исследования/А.М.Новиков, Д.А. Новиков Д.А.- Москва, 2013. - 272 с.
11. Дж. О'Коннор. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем/ Дж. О'Коннор,И. Макдермотт . - Москва, 2013. - 256 с.
12. Скляров И.Ф. Система - системный подход - теории систем/ И.Ф.Скляров. - Москва, 2013. - 152 с.
13. Шумова, А.Л. Вопросы стандартизации в сестринской практики/ А.Л. Шумова//Выступление на 10-ой Рязанской областной конференции средних медицинских работников. -Рязань, 2002. -С. 10-15.
14. Фомина Е. В. Разработка программ совершенствования качества работы медицинских услуг на основании влияющих на него факторов/Е. В. Фомина. -Москва, 2003. -С. 48-53.
15. Киприяшин, И.В. Мир-системный поход к всемирной истории: от мини-миров к мир-социуму /И.В. Киприяшин// Философия и общество. - Москва,2012.-С. 122-138.
16. Матушанская, Ю. Г. Философский анализ теории социальных систем /Ю.Г. Матушанская// Вестник Казанского государственного энергетического университета. -Казань,2012.- С. 83-92.
17. Поков, В.В. Наука и вера Александра Богданова /В.В. Поков// Философия и культура. -Москва,2013.- С. 437-448.
18. Комаров, Ю. А. Лицензирование и аккредитация как инструменты обеспечения качества медицинской помощи [Электронный ресурс] / Ю.А. Комаров // Информационное общество: электрон.журнал.-2008. -Режим доступа : http//www/mgnot.ru(дата обращения 15.04.16).
19.Закиева, Л.Р. Клинические формы и симптоматика нейродермита [Электронный ресурс] /Л.Р. Закиева. 2011. - Режим доступа
http://www.medel.ru/article/129/(дата обращения 01.03.2016).
20. Пилипенко П.И. Вопросы регистрации и применения новых медицинских технологий в медицинской практике [Электронный ресурс] / П.И. Пилипенко// Редакционное общество. -2007. - Режим доступа
http://rudoctor.net/medicine2009/bz-dw/med-emsac.htm(дата обращения 25.03.16).