Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула (на примере КГБУЗ «Городская больница № 4» (поликлиника) и медицинского центра «Пигмалион»)

Работа №92744

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг 12
1.1 Основные подходы к изучению удовлетворенности качеством оказания
медицинских услуг 12
1.2 Методологические основы и методика исследования удовлетворенности
пациентов качеством оказания платных медицинских услуг 35
Глава 2. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ г. Барнаула разных форм собственности 54
2.1 Оценка пациентами муниципальных и частных ЛПУ качества оказания
платных медицинских услуг 54
2.2 Отношение врачей к оказанию платных медицинских услуг в
муниципальных ЛПУ 79
2.3 Рекомендации по улучшению качества оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула 87
Заключение 93
Библиографический список 99
Приложение 1 111
Приложение 2 117
Приложение 3

Актуальность темы исследования. Важным звеном в реформе системы здравоохранения, проводимой в нашей стране, является улучшение качества медицинской помощи. Одним из показателей оценки качества оказания медицинских услуг, по мнению специалистов, служит степень удовлетворенности пациентов. Именно поэтому массовые опросы пациентов в государственных и муниципальных клиниках становятся инструментом оценки деятельности не только руководства ЛПУ, но и глав муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Однако государство, взяв под контроль бесплатную медицину, не обращает внимание на повышение качества медицинских услуг в платном секторе здравоохранения, ссылаясь на то, что улучшение качества медицинских услуг здесь должно происходить по законам свободной конкуренции. Но, стоит заметить, что на современном этапе развития рынка, конкуренция поставщиков платных медицинских услуг, вне зависимости от формы собственности ЛПУ, затруднена и не приводит к желаемым последствиям. В данной ситуации актуальным становится проведение опросов потребителей платных медицинских услуг с целью выяснения их ожиданий и уровня удовлетворенности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема оценки качества медицинской помощи вызывает к себе интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди зарубежных авторов, занимающихся изучением вопросов удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи можно назвать S.V. Eisen, M.C. Grob, A. Parasuraman, V. Zeithaml, L. Berry, Liljander V., Т. Strandvik. Первые отечественные работы, выполненные по социологическим методикам в области анализа качественных показателей медицинского обслуживания, проводились в рамках социальной гигиены и организации здравоохранения. Изучением удовлетворенности пациентов качеством оказания амбулаторно-поликлинической помощи (АНН) занимались такие авторы, как Н.Г. Калоиани, Г.И. Заборовский, А.А. Бирко, М.А. Камалиев, И.Ф. Присакарь, М.Г. Паланчук, С.С. Смирнов, О.В. Трофимова. Вопросам удовлетворенности населения деятельностью стационаров в таких аспектах, как условия содержания больных, квалификация персонала, отношение персонала к больным, условия работы и здоровье работающих, организация медицинской помощи, посвящены работы С.М. Борисовой и А.И. Борисова, Т.И. Коцеруба, В.А. Миняева. Позднее социологические опросы населения, организуемые для определения степени удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием, были признаны одним из средств контроля за качеством медицинской помощи (КМП) со стороны потребителей медицинских услуг Г.А. Адыширин, В.К. Юрьев, А.Л. Линденбратен, В.В. Архипов. Более того, сам показатель удовлетворенности населения был детально разработан и, по мнению Т.А. Сибуриной, включает в себя интегральную оценку всех сторон медицинского обслуживания, начиная с эффективности и качества проводимых мероприятий, условий получения медицинской помощи, ее организации и заканчивая психологическими аспектами взаимодействия пациентов с медицинскими работниками.
С недавнего времени показатель удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг стал являться критерием для оценки деятельности глав муниципальных образований, что вызвало возрастание интереса к изучению данной проблематики. Разработкой критериев изучения удовлетворенности пациентов занимаются такие современные исследователи как Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова, С.Э. Мартынова, О.И. Лузгарева.
Также наблюдается интерес к изучению данной проблематики со стороны маркетинговых и консалтинговых компаний, выполняющих исследования по заказу руководства частных клиник, преследующих частные интересы.
Объект исследования - удовлетворенность населения платным медицинским обслуживанием.
Предмет исследования - удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
Цель исследования - выявить основные факторы удовлетворенности пациентов государственных и частных ЛПУ качеством оказания платных медицинских услуг для разработки рекомендаций по повышению качества их оказания.
Задачи исследования:
1. определить основные теоретико-методологические подходы, относящиеся к проблеме исследования;
2. выявить и сравнить уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
3. установить основные факторы, влияющие на уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
4. выяснить отношение врачей к оказанию платных медицинских услуг;
5. разработать рекомендации по повышению качества оказания платных медицинских услуг населению в ЛПУ разных форм собственности.
Гипотезы исследования:
1. Теоретико-методологической основой исследования является концепция «идеальных типов» М. Вебера, а также теория неоправданных ожиданий Р. Брукса.
2. Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ
качеством оказания платных медицинских услуг будет ниже соответствующего показателя для пациентов частных ЛПУ.
3. К основным факторам, влияющим на степень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг, можно будет отнести отношение врача ведущего прием, время, проведенное в очереди, цена услуги.
4. Врачи муниципальных ЛПУ, ведущие платный прием, не заинтересованы в оказании платных медицинских услуг.
5. Необходимо разработать рекомендации для нескольких адресатов, от действия которых может зависеть изменение уровня удовлетворенности
пациентов качеством платного медицинского обслуживания: для
руководителей ЛПУ.
Методы сбора эмпирической информации:
Основными теоретическими методами сбора и анализа информации являются сравнительно-сопоставительный анализ, методы систематизации и аналогии. Основными эмпирическими методами сбора и анализа информации являются анкетный опрос, полустандартизированное интервью, традиционный анализ документов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
При рассмотрении механизма формирования у пациентов удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг мы опирались на концепцию М. Вебера об «идеальных типах» и концепцию «неоправданных ожиданий» Р. Брукса. Рассмотрение критериев оценки качества оказания медицинской услуги осуществлялось в работе через призму теории управления качеством, которая была разработана такими авторами, как С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, C. Ю. Ягудин, Э. М. Воронина, А. В. Квитко, В. И. Кузнецов, В. С. Мхитарян, Е. С. Шустерман.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой послужило социологическое исследование, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2016 года в лечебно-профилактических учреждениях г. Барнаула муниципальной (КГБУЗ Городская больница №4 (поликлиника)) и частной форм собственности (Медицинский центр «Пигмалион»). В качестве респондентов выступили пациенты, обратившиеся за платной медицинской помощью в муниципальное (55 человек) и частное (45 человек) ЛПУ, врачи, ведущие прием в муниципальном и частном ЛПУ (17 человек), руководители ЛПУ, врачи-организаторы здравоохранения (10 человек). Формирование выборки осуществлялось методом целевого отбора доступных единиц.
Научная новизна
1. Определена методологическая основа изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
2. Выявлена степень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
3. Установлены факторы, влияющие на формирование у пациентов удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг;
4. Выявлено отношение врачей, ведущих платный прием, руководителей ЛПУ, врачей-организаторов здравоохранения к оказанию платных услуг в государственных ЛПУ;
5. Разработаны рекомендации, способствующие повышению уровня
удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг для нескольких адресатов: руководителей ЛПУ, органов исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней, образовательных учреждений, занимающихся последипломной подготовкой медицинского персонала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее подходящей теоретико-методологической основой изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг являются концепция «идеальных типов» М. Вебера и теория «неоправданных ожиданий» Р. Брукса.
2. Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ г.
Барнаула качеством оказания платных медицинских услуг является боле низким, чем платных ЛПУ. Число респондентов, удовлетворительно оценивающих качество оказания платных медицинских услуг в муниципальных ЛПУ составляет 38, 7%, в платных ЛПУ - 74,5%.
3. Пациенты, непосредственные потребители платных медицинских услуг, при оценке качества их оказания обращают внимание в первую очередь на функциональный аспект, к которому относятся следующие составляющие: отношение врача, ведущего прием, отношение младшего и среднего медицинского персонала, время, затраченное на получение услуги (включая время пребывания в очереди и в кабинете), использование инновационного оборудования, квалификация врача.
4. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг зависит от таких характеристик пациентов как: образование, уровень дохода, отношение к оказанию платных медицинских услуг. Также на формирование ожиданий пациентов влияют стереотипы: «в частных клиниках врачи «тянут» деньги из пациентов», «платная медицинская услуга в муниципальном ЛПУ должна быть оказана с более высоким уровнем качества».
5. Платность медицинской услуги является ее специфическим свойством, повышающим уровень ожиданий пациента.
6. Рекомендации даны для нескольких адресатов. Руководителям ЛПУ рекомендовано: планирование обследования и лечения пациента с учетом рационального использования его времени; введение обязательного членства врачей во врачебных ассоциациях и палатах для развития механизма контроля за качеством работы врача; развитие немедицинских сервисных услуг. Органам законодательной и исполнительной власти регионального и местного уровня целесообразно: создать условия для развития механизма саморегулирования отрасли здравоохранения посредством общественных врачебных ассоциаций; изменить систему распределения доходов ЛПУ от оказания платных медицинских услуг; создать новые социальные институты гражданского общества, деятельность которых в первую очередь должна быть направлена на защиту интересов пациента. Образовательным учреждениям, занимающимся последипломной подготовкой специалистов- медиков, рекомендовано включить в учебные программы изучение вопросов маркетинга медицинских услуг, предпринимательской деятельности медицинских учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных подходов к изучению удовлетворенности качеством оказания платных медицинских услуг, выявлении и обосновании наиболее эффективного подхода для исследования проблемы, в выделении специфических характеристик, присущих платным медицинским услугам, разработке авторского определения удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг. Полученные в результате исследования теоретические положения способствуют систематизации и увеличению знаний в области социологии бизнеса, социологии медицины.
Практическая значимость работы
1. Обусловлена дальнейшим использованием разработанной методики для оценки уровня удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг в государственных и частных ЛПУ г. Барнаула и края;
2. Обусловлена внедрением разработанных рекомендаций по повышению качества оказания платных медицинских услуг в ЛПУ, явившихся базой проведения социологического исследования;
3. Обусловлена использованием предложенных рекомендаций общественными организациями, профессиональными сообществами врачей для определения основных направлений деятельности организаций.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикациях автора:
1. Смоленская М.А. Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула // Синергия наук. 2017. № 9. - С. 381 - 386. - URL: http://synergy- journal.ru/archive/article0322;
2. Смоленская М.А. Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула // Социология в современном мире: Наука, образование, творчество. - Вып.8.2 (в печати).
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на региональной молодежной конференции:
1. III Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2016).
2. IV Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Апрель, 2017).
Структура работы включает в себя введение, 2 главы включающих в себя 5 параграфов, заключение, приложения и список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В наше время, когда к обществу применим эпитет потребительское, люди обеспокоены проблемой качества потребляемых товаров и услуг, а производители интересуются уровнем удовлетворенности потребителей качеством, предоставляемых им экономических благ (товаров и услуг). В данной работе рассматривается актуальная тема, касающаяся удовлетворенности потребителей качеством платных медицинских услуг. Актуальность выполненной работы обусловлена двумя моментами:
1. увеличением объема оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности;
2. заинтересованностью поставщиков медицинских услуг в повышении качества их оказания.
Изучение удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в работе проводилось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
В теоретической части работы были рассмотрены трактовки и подходы к пониманию понятия «удовлетворенность» с точки зрения таких наук как психология, экономика, социология. Рассматриваются основные характеристики медицинских услуг, как экономического товара, особенно в связи с их платностью для пациентов.
В эмпирической части работы приводятся результаты конкретного социологического исследования, проводившегося по разработанной автором методике. Выводы, представленные в данной части работы, позволяют ответить на вопросы относительно причин, влияющих на формирование удовлетворенности у пациентов.
Уровень удовлетворенности пациентов муниципальных ЛПУ г. Барнаула качеством оказания платных медицинских услуг является более низким, чем платных ЛПУ. Число респондентов, удовлетворительно оценивающих качество оказания платных медицинских услуг в муниципальных ЛПУ составляет 21,8%, в платных ЛПУ - 89%.
Пациенты, непосредственные потребители платных медицинских услуг, при оценке качества их оказания обращают внимание в первую очередь на функциональный аспект, к которому относятся следующие составляющие: отношение врача, ведущего прием, отношение младшего и среднего медицинского персонала, время, затраченное на получение услуги (включая время пребывания в очереди и в кабинете), использование инновационного оборудования, квалификация врача.
Ведущим мотивом при обращении за платными медицинскими услугами в государственное ЛПУ является отсутствие возможности получить данную услугу бесплатно (63,6%)., в то время как для посетителей частных клиник на первое место выходит желание получить более качественную услугу (46,7%).
Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг зависит от таких характеристик пациентов как: образование, уровень дохода, отношение к оказанию платных медицинских услуг. Материальное положение пациентов, обращающихся за платными медицинскими услугами в муниципальные ЛПУ, можно охарактеризовать преимущественно как ниже среднего (56,4%), поскольку их доходов «хватает только на еду и одежду, а покупка бытовой техники является проблемой». Материальное положение пациентов частных ЛПУ в целом, выше, чем у тех, кто получает платные медицинские услуги в государственных ЛПУ. Среди них встречаются те, кого можно отнести к людям с доходом выше среднего (20%).
В среде пациентов распространены стереотипы, связанные с оказанием платных медицинских услуг, которые играют роль установок и ожиданий. В качестве стереотипов можно выделить следующие: «в частных клиниках врачи «тянут» деньги из пациентов», «платная медицинская услуга в муниципальном ЛПУ должна быть оказана с более высоким уровнем качества».
Платность медицинской услуги является ее специфическим свойством, повышающим уровень ожиданий пациента.
Врачи, ведущие платный прием, в большинстве случаев склонны ориентироваться на мнение пациентов об их работе (82,4%), однако, представления врачей о том, что для пациента составляет первостепенную важность при получении платной услуги, расходятся с реальным положением дел. Данное явление, на наш взгляд, оказывает негативное влияние на формирование удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг.
Значительная часть врачей (70,6%) отмечают, что оказание платных медицинских услуг для них не только невыгодно (мало влияет на заработок), но и создает лишние проблемы, связанные с выполнением дополнительного объема работы, а также повышенной конфликтностью пациентов, посещающих платные приемы;
Для врачей и экспертов характерно преимущественно негативное отношение к оказанию платных медицинских услуг в государственных клиниках. Эксперты указывают на дестабилизирующую функцию данного вида услуг в экономике, отмечают их отрицательное влияние на доступность медицинских услуг в целом, разрушительную роль в системе этических взаимоотношений пациента и врача.
Благодаря анализу мнения пациентов, врачей, руководителей ЛПУ, организаторов здравоохранения нам удалось выделить ряд проблем, связанных с оказанием платных медицинских услуг муниципальными и частными ЛПУ, которые должны быть устранены с целью повышения качества платного медицинского обслуживания.
Выделенные проблемы можно разделить на две группы: муниципального и частного ЛПУ.
К группе проблем в КГБУЗ «Городская больница № 4» (поликлиника) мы относим трудности, вызванные недостаточно успешной системой организации оказания платных медицинских услуг, решение которых возможно осуществить силами руководства данного ЛПУ.
К данным проблемам отнесем следующие:
1. неудобный график приема специалистов;
2. грубость, невнимательность, равнодушие персонала к пациентам;
3. недостаточная информированность пациентов о перечне платных медицинских услуг, оказываемых в ЛПУ;
4. недостаточная оснащенность материально-технической базы ЛПУ;
Разработанные рекомендации содержат перечень мер, соблюдение которых руководителями ЛПУ будет способствовать возникновению благоприятных условий для повышения уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.
Рекомендации для руководителей ЛПУ заключаются в следующем: планирование обследования и лечения пациента с учетом рационального использования его времени; осуществление платного приема пациентов в специально отведенное время. При этом необходимо не допускать ведения платного приема одновременно с бесплатным во избежание дополнительных конфликтов между пациентами, пациентами и врачами; улучшение материально-технического оснащения ЛПУ (увеличить число мест ожидания приема у специалиста, сделать удобнее окно регистратуры); улучшение качества оформления стенда, информирующего пациентов о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в ЛПУ;
Полученные в работе результаты представляют собой практическую значимость, которая обусловлена практическая значимость работы обусловлена:
1. дальнейшим использованием разработанной методики для оценки уровня удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг в муниципальных и частных ЛПУ г. Барнаула и края;
2. внедрением разработанных рекомендаций по повышению качества оказания платных медицинских услуг в ЛПУ, явившихся базой проведения социологического исследования;
3. использованием предложенных рекомендаций общественными организациями, профессиональными сообществами врачей для определения основных направлений деятельности организаций.
Стоит заметить, что в связи с происходящими в настоящий момент процессами модернизации сферы здравоохранения, изменения законодательства, особенно в части, касающейся оказания платных медицинских услуг населению, результатом которых явилось уменьшение объема оказания названных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ, результаты, полученные в ходе исследования, а также сама тема работы не потеряли своей актуальности.
Необходимо сказать, что в сложившейся ситуации, когда уровень доверия платным ЛПУ является достаточно низким, пациенты, нуждающиеся в оказании платных услуг, продолжат обращаться в государственные и муниципальные клиники, однако их платежи переместятся в сектор теневой экономики, станут неформальными, что может способствовать развитию уровня коррупции. Поэтому, на наш взгляд, меры по уменьшению объема оказания платных медицинских услуг, не являются решением проблемы. Для того, чтобы было возможно наметить пути выхода из сложившейся ситуации необходимо учитывать мнение пациентов. При помощи массовых социологических опросов удастся найти ответы на многие вопросы, касающиеся платного оказания медицинских услуг в ЛПУ разных форм собственности.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993г. // Собрание законодательства РФ. -2009. - N 4. - С. 445
2. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 18. - С. 2003
3. Постановление правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - С. 194
4. Акопян, A.C. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения / A.C. Акопян // Экономика здравоохранения. - 2014. - № 5-6. - С. 10-18.
5. Александрова, О.Ю. Медико-правовой анализ медицинской помощи, вызвавшей неудовлетворенность пациентов / О.Ю. Александрова, К.Ю. Лакунин, Т.В. Тимошенкова // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 5. - С. 46-51.
6. Алексеев, В.А. Теория и практика управления качеством клинической практики участковых терапевтов в городской поликлинике / В.А. Алексеев, К.Н. Борисов, В.Г. Исупов // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 4. - С.9-15.
7. Алексунин, В.А. Социальные аспекты платных медицинских услуг / В.А. Алексунин, Митьков С.А. // Социологические исследования. - 2016. - №5.- С. 72-75
8. Антонов, А.Б. Перспективы развития платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях / А.Б. Антонов, П.П.Кузнецов // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 3. - С. 24-26.
9. Апарин, И.С. Тенденция развития платной медицинской помощи / И.С. Апарин // Экономика здравоохранения. - 2015. - № 7 (95). - С. 14-18.
10. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл ; пер. с англ. - М. : Прогресс, 2016. - 332 с.
11. Архипов, В.В. Научно-организационные основы управления качеством стационарной помощи в условиях крупного города : автореф. дис. . ..к.м.наук / В.В. Архипов. - 2014. - 21 с.
12. Астафьева, Н.Г. Оценка удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием в стационаре медико-санитарной части / Н.Г.Астафьева, Н.Г. Китавина // ГлавВрач. - 2015. - №5. - С. 57-61.
13. Астафьева, Н.Г. Особенности оценки и мотивы выбора пациентами различных по форме собственности систем оказания медицинской помощи /Астафьева Н.Г., Попкова Ю.В., Островский А.Н. // Материалы Российской научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - С. 39-43.
14. Бабенко, Е.И. Управление качеством: удовлетворенность,
измерение, соответствие, превосходство / Е.И.Бабенко, Е.П. Кудрявцева // Качество, инновации, образование. - 2015. - №9. - С. 15-22.
15. Бек, С.В. Система контроля качества и эффективности медицинской помощи: Учебно-методическое пособие / С.В. Бек. - Томск,2014. - 31 с.
16. Белоконь, О.В. Экспертные оценки в медико-демографических исследованиях / О.В. Белоконь // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. - № 6. - С. 12-15.
17. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы / С.В. Шишкин [и др.] / Независимый институт социальной политики. - M.: OOO «Пробел-2000», 2015.
18. Боярский, С.Г. Управление качеством медицинской помощи и проблема оценки удовлетворенности пациента / С.Г. Боярский // Проблемы городского здравоохранения: Сборник научных трудов. - СПб, 2015. - С. 57¬59.
19. Быков, Д.Ю. Развитие рынка платных медицинских услуг в переходной экономике России / Д.Ю. Быков, В.Ф. Скляров. - М. : Высшая школа бизнеса, 2014. - 214 с.
20. Вапнярская, О.В. Поведение потребителей в сфере услуг: основные особенности / О.В. Вапнярская // Маркетинг услуг. - 2015. - № 1. - С.17-19.
21. Вардосанидзе, С.Л. Мониторинг удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи в многопрофильном стационаре / С.Л. Вардосанидзе, Н.В. Сорокина, И.Б. Шикина // ГлавВрач. - 2016. - № 1. - С. 59-62.
22. Васильева, Т.П. Методика изучения, состояние и роль имиджа медицинского учреждения в управлении качеством медицинских услуг / Т.П. Васильева // Медицинский вестник. - 2011. - №7. - Режим доступа : http://vestnik.mednet.ru/content/view/210/30. - Загл. с экрана.
23. Васильцова, Л.И. Методологические подходы к оценке состояния и развития платных медицинских услуг / Л.И.Васильцова, Ю.Ф. Кузьмин // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. - 2014. - Вып. 6. - С. 65-69.
24. Вебер, М. Исследования по методологии наук / М. Вебер. - М.: ИНИОН, 2016. - 220 с.
25. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер ; пер. с нем. - М. : Прогресс, 2016. - 514 с.
26. Вишняков, Н.И. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи / Н.И. Вишняков, Н.Г. Петрова, С.А. Балохина // Проблемы управления здравоохранением. - 2013. - № 2(45). - С. 43-45.
27. Воробьев, П.А. Клинико-экономический анализ: Оценка, выбор медицинских технологий и управление качеством медицинской помощи / П.А. Воробьев, М.В. Авксентьева, А.С. Юрьев и др. М. : Ньюдиамед, 2014. 403 с.
28. Воропаев, А.В. Вопросы разграничения ответственности между пациентом и лечебно-профилактическим учреждением при оказании платных медицинских услуг / А.В. Воропаев // Сибирский медицинский журнал. - 2016. - № 2. - С. 48-51
29. Вялков, А.И. Управление качеством медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении на современном этапе / А.И. Вялков, Р.А. Хальфин, Е.Л. Никонов // ГлавВрач. - 2015. - № 3. - С. 16-25.
30. Вялков, А.И. Государственная политика в области организации и экономики здравоохранения в Российской Федерации / А.И. Вялков, P.A. Хальфин, А.Н. Разумов // Экономист лечебного учреждения. - 2015. - № 1. - С.3-4.
31. Габуева, Л.А. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения / Л.А. Габуева. - М. : Грантъ, 2012. - 944 с.
32. Гаджиев, З.С. Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи / З.С. Гаджиев, З.К. Назаралиева // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - №1. - С. 27-30.
33. Гайдаров, Г.М. Смирнов С.Н. Организация платной медицинской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях / Г.М. Гайдаров, С.Н. Смирнов. - Иркутск : ГМУ. - 2013. -132 с.
34. Гасников, В.К. Основы научного управления в здравоохранении: учеб. пособие / В.К. Гасников. - Ижевск, 2017. - 366с.
35. Гордиенко, В. Н. Удовлетворенность профессиональной
деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. Н. Гордиенко. - Иркутск, 2014. - С.9.
36. Гриненко, А.Я. Использование социологических опросов населения для принятия управленческих решений в здравоохранении / А.Я.
Гриненко, Е.М. Тришин // Проблемы управления здравоохранением. - 2013. - № 3(10). - С. 38-41.
37. Грищенко, Р. В. Медико-организационные аспекты
совершенствования лечебно-диагностического процесса : автореф. дис. ...к.м.наук : / Р. В. Грищенко. - М.,2017. - 22 с.
38. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 208 с.
39. Демуров, Т.М. Роль социологических исследований в обеспечении социальной доступности медицинской помощи населению / Т.М. Демуров, Т.И. Расторгуева // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. - М., 2006. -С. 13-16.
40. Демуров, Т.М., Рытвинский С.С, Карпова О.Б. Платные медицинские услуги в обеспечении населения медицинской помощью / Т.М. Демуров, С.С. Рытвинский, О.Б. Карпова // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. - 2005. - Вып. 7. - С. 59-62.
41. Донин, В.М. Конкуренция на российском рынке медицинских услуг: сектор общественного здравоохранения / В.М. Донин, О.П. Маркова // Менеджер здравоохранения. - 2005. - № 11. - С. 11-16; №12. - С. 51-58.
42. Дьяченко, В.Г. Экспертиза качества медицинской помощи / В.Г. Дьяченко // Вопросы теории и практики здравоохранения. - 2010. - № 12. - С. 34-41.
43. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн. : БГУ, 1978. - 182 с.
44. Жданов, Р.В. Предпосылки и перспективы развития медицинского бизнеса в Российской Федерации / Р.В. Жданов // Современные аспекты экономики. - 2008. - № 12. - С. 6-10.
45. Исаков, Б.Г. Информированность населения о правах на получение бесплатной медицинской помощи и оценка её качества доступности [Электронный ресурс] / Б.Г. Исаков. - Режим доступа : http://www.besplatmed.ru/imgfiles/downloads/polessky_oxfam_final.doc, свободный. - Загл. с экрана
46. Кадыров, Ф.Н. Методические рекомендации по организации оказания платных услуг населению / Ф.Н. Кадыров. - СПб., 1999. - 30 с.
47. Каппушев, У.О. Методические подходы к управлению удовлетворенностью больного медицинской услугой как свойством ее качества / У.О. Каппушев //Актуальные вопросы клинической медицины и организации здравоохранения. - Иваново, 2001 .- С. 56-57.
48. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М. : Прогресс, 1992. - 734 с
49. Котова, Г.Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи / Г.Н. Котова, Е.Н. Нечаева, П.А. Гучек // Здравоохранение Российской Федерации. - 2001. - №4. - С. 22-26.
50. Косалс, Л.Я. Социальные механизмы как регуляторы социальных процессов / Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина. - М., 1986. - 512с.
51. Кочетков, А.В. Теория и практика развития механизмов социально-экономического развития / А.В. Кочетков. - М., 1983. - 246с.
52. Кравченко, Л. В. Повышение качества медицинской помощи как результат внедрения новых сестринских технологий / Л. В. Кравченко // Здравоохранение Российской Федерации. - 2010. - № 3. - С. 17-21.
53. Красильников, А.В. Анкетирование пациентов как критерий оценки качества медицинской услуги / А.В. Красильников // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. -№ 1.- Т.20. - С. 31-39.
54. Кривошеев, Г.Г. Платные медицинские услуги - что это? Заметки публициста и медицинского политолога / Г.Г. Кривошеев // Вестник Росздравнадзора. - 2009. - № 1. - С. 43-47.
55. Кузин, В.Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению / В.Ф. Кузин // Здравоохранение. - 2000. - №4. - С. 36-43.
56. Куценко, Г.И. Основные направления развития отечественного здравоохранения в условиях рыночных отношений: Монография / Г.И. Куценко, Г.Н. Царик, Т.П. Васильева.- М. : Медицина, 2003. - 199 с.
57. Кучеренко, В.З. Информационные ресурсы управления качеством медицинской помощи / В.З. Кучеренко, И.Ф. Серегина, В.Ф. Мартыненко // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - № 6 (25). - С. 5-10.
58. Лобжанидзе, A.A. Изучение мнения населения пожилого и старческого возраста, проживающего в сельской местности, о качестве медицинской помощи / A.A. Лобжанидзе // Проблемы управления здравоохранением.- М., 2005. - № 6. - С. 72-74.
59. Люцко, В.В. Удовлетворенность пациента как показатель деятельности кожно-венерологической организации / В.В. Люцко // Вестник ВГМУ. - 2004. - Т. 3. - № 3. - С. 56-66.
60. Мелянченко, Н.Б. Общие методологические подходы к организации общественного здравоохранения в переходный период / Н.Б. Мелянченко. - М. : Изд-во СО РАМН, 2003. - 162 с.
61. Микиртичан, Г.Л., Шепилов В.В., Удовлетворенность больных медицинской помощью и отношением к ним медицинского персонала / Г.Л. Микиртичан, В.В. Шепилов // Проблемы городского здравоохранения. - 2001. - № 5. - С. 173-176.
62. Мисюлин, С.С. Платные медицинские услуги в государственных учреждениях в современной системе здравоохранения России / С.С. Мисюлин // Вестник Росздравнадзора . - 2009.- № 1. - С. 63-78.
63. Мисюлин, С.С. Качество медицинских услуг как категория частных (потребительских) предпочтений / С.С. Мисюлин, Д.А. Борисов // Приложение к журналу «Вестник Росздравнадзора». - 2010. - № 1. - С. 76-88.
64. Морозов, П.Н. Оценка пациентами деятельности стационарных лечебно-профилактических учреждений (на примере Клинического центра ММА им. И.М. Сеченова) / П.Н. Морозов // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - № 2. - С. 78-83.
65. Мосалева, О.В. Мнения пациентов о развитии платных услуг в здравоохранении / О.В. Мосалева, Т.Г. Равдугина // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья.- М. - 2006. - С. 91-95.
66. Муфтиев, Г.Х. Медико-организационные и экономические основы развития платных услуг в здравоохранении / Г.Х. Муфтиев. - Уфа : Дизайн-полиграфсервис, 2004. - 326 с.
67. Михайлова, Д.О. Социологический анализ культуры потребления медицинских услуг в крупном промышленном городе / Д.О. Михайлова, Н.Н. Седова // Социология города. - 2010. - № 1. - С. 22-30.
68. Нелидова, А.А. Формирование механизма повышения качества социальных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. А. Нелидова. - СПб,2008. - 22 с.
69. Новейший психологический словарь / [В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; под общ.ред. В. Б.Шапаря]. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - С.697.
70. Набережная, Ж.Б., Сердюков А.Г. Анализ удовлетворенности больных медицинской помощью в стационарах / Ж.Б. Набережная, А.Г. Сердюков // Главврач. - 2005. - № 3. - С. 49-53.
71. Недодаева, Т.С. Удовлетворенность качеством медицинской помощи ВИЧ-инфицированных пациентов как фактор формирования установок на лечение : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т. С. Недодаева. - Волгоград, 2009. - 25 с.
72. Овчаров, В.К., Марченко А.Г., Тишук Е.А. Степень удовлетворенности населения деятельностью участкового врача / В.К. Овчаров, А.Г. Марченко, Е.А. Тишук // Советское здравоохранение. - 1990. - № 9. - С. 13-18.
73. Олесов, А.Е. Совершенствование взаимодействия производителя, покупателя и потребителя на рынке медицинских услуг / А.Е. Олесов // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - № 2. - С. 34-42.
74. Оптимизация организационных форм вне- и
внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС на современном этапе: Пособие для врачей ФОМС / под ред. Е.С. Ильина. - М., 2005. - 127 с.
75. Перепелкина, Н.Ю. Социальный статус пациентов и их удовлетворенность оказанием медицинской помощи в частной стоматологической клинике / Н.Ю. Перепелкина, К.В. Шматов // Медицинский альманах. - 2008. - № 5. - С. 47-53.
76. Петров, С. В. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью как элемент системы управления качеством медицинской помощи в военных лечебно-профилактических учреждениях: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С. В. Петров. - Санкт-Петербург, 2009. - 20 с.
77. Петрова, Н.Г. О некоторых характеристиках структуры оказания платных медицинских услуг населению / Н.Г. Петрова, Е.С. Железняк, С.А. Балохина // Экономика здравоохранения. - 2003. - №4. - С. 25-27.
78. Пилипенко, В.И. Современные тенденции развития рынка медицинских услуг в Российской Федерации / В.И. Пилипенко, Р.В. Жданов // Мир человека. - 2009. - Т. 9. - № 1. - С. 54-67.
79. Плесовский, П.А. Медицинская услуга как социальное и экономическое благо / П.А. Плесовский // Экономика здравоохранения. - 2007.- № 4. - С. 15-19
80. Поляков, И.В. Платные услуги в здравоохранении: Учеб.-метод. пособие / И.В. Поляков, Т.М. Зеленская, A.B. Максимов. - СПб. : СПбГУ, 2007. - 95 с.
81. Решетников, А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование / А. В. Решетников, М., 1998. - 314 с.
82. Решетников, А. В. Технология медико-социологического
исследования в социальной сфере / А. В. Решетников, М., 2000. - 198 с.
83. Светличная, Т.Г. Пациенты о качестве стационарного обслуживания / Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова, Е. Л. Борчанинова // Вестник Росздравнадзора. - 2011. - № 3. - С. 15-23.
84. Силуянова, И.В. Патернализм и информированное согласие: проблема совместимости / И.В. Силуянова // Биомедицинская этика и медицинское право. - 2010. - Т.1. - С. 7-12.
86. Саверский, А.В. Об оказании платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения / А.В. Саверский // Вестник Росздравнадзора. - 2009. - № 1. - С. 22-28.
87. Рабцун, Е.А. Оценка отношения врачей и пациентов к развитию предпринимательства в здравоохранении / Е.А. Рабцун // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - № 4. - С. 157-162.
88. Русинова, Н.Л. Предикторы удовлетворенности потребителей услугами первичного здравоохранения / Н.Л. Русинова, Л.В. Панова, О.Н. Бурмыкина //Социология медицины. - 2006. - № 2. - С. 24-31.
89. Сабитов, Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг: вопросы теории и практики / Н.Х. Сабитов. - Казань: Медицина, 2000. - 263 с.
90. Свирская, Г.П. О развитии стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению / Г.П. Свирская // Здравоохранение. - 2000. - № 1. - С. 5-20.
91. Серегина, И.Ф., Линдербратен А.Л., Гришина Н.К. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи / И.Ф. Серегина, А.Л. Линдербратен, Н.К. Гришина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №5. - С. 3-7.
92. Тихомиров, А.В. Аналитические обзоры рынка медицинских услуг / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2009. - № 3. - С.50-55.
93. Тихомиров, А.В. Оформление института медицинского предпринимательства / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. -
2009. - № 5. - С. 5-12.
94. Тихомиров, А.В. Бюджетная организация здравоохранения / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2011. - № 1. - С.26-35.
95. Трепель, В.Г. Соблюдение государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению в Ростовской области / В.Г. Трепель, Т.А. Полинская, М.А. Шишов // Вестник Росздравнадзора. - 2009. - № 1. - С. 26¬29.
96. Трофимов, В.В. Структура качества медицинских услуг: методологические, методические и медико-организационные аспекты экспертизы / В.В. Трофимов. - Архангельск : Издательский центр СГМУ, 2007. - 260 с.
97. Удовлетворенность временем // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - М., 1998. - С. 584.
98. Челенков, А.П. Управление качеством сервисных продуктов /А.П.
Челенков // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. — 2004. — Режим доступа : http://www.marke1ing.spb.ruAib-rnm/chelenkov.htm,
свободный. - Загл. с экрана
99. Чумаков, А.С. Модель непрерывного улучшения качества медицинских услуг в условиях обязательного медицинского страхования с позиций их потребителей (концептуальные и методические подходы) : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / А. С. Чумаков. - М., 2010. - 43 с.
100. Шамшурина, Н. Г. Предпринимательство в здравоохранении / Н. Г. Шамшурина // Социологические исследования. - 1993. - № 3. - С. 40-45.
101. Шильникова, Н.Ф. Социологический опрос как механизм управления лечебными учреждениями / Н.Ф. Шильникова, О.В. Ходакова // Социология медицины. - 2004. - №2. - С. 24-26.
102. Шитов, В.И. Рынок услуг здравоохранения: формирование и развитие / В.И. Шитов. - Нижний Новгород: ВВАГС, 2006. - 418 с.
103. Щепин, О.П. Оценка качества и эффективности медицинской помощи / О.П. Щепин, А.Л. Лиденбратен, Т.И. Шаровар. - М., 1992. - 347 с.
104. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. - М., 1969. - 420 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ