Защита прав страхователя по договору ОСАГО
|
Введение 3
Глава I. Общие условия о защите прав страхователя по договору ОСАГО
§ 1 Понятие и виды субъектов страховой деятельности 6
§ 2 Правовой статус страхователя 17
§ 3 Охрана и защита прав страхователя 24
§ 4 Порядок исполнения участниками обязательств по договору ОСАГО
при наступлении страхового случая 31
Глава II. Формы и способы защиты прав страхователей по договору ОСАГО
§ 1 Формы защиты прав страхователей 39
§ 2 Общие способы защиты прав страхователя 42
§ 3 Специальные способы защиты прав страхователя 56
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Глава I. Общие условия о защите прав страхователя по договору ОСАГО
§ 1 Понятие и виды субъектов страховой деятельности 6
§ 2 Правовой статус страхователя 17
§ 3 Охрана и защита прав страхователя 24
§ 4 Порядок исполнения участниками обязательств по договору ОСАГО
при наступлении страхового случая 31
Глава II. Формы и способы защиты прав страхователей по договору ОСАГО
§ 1 Формы защиты прав страхователей 39
§ 2 Общие способы защиты прав страхователя 42
§ 3 Специальные способы защиты прав страхователя 56
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Автомобиль в современном мире стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Ежедневно на дорогах происходят тысячи дорожно¬транспортных происшествий. В них нередко погибают или получают увечья водители, пассажиры и пешеходы. Каждый седьмой пострадавший в дорожно-транспортном происшествии остается инвалидом, другим требуется медицинская помощь и длительная реабилитация. Зачастую виновники дорожно-транспортных происшествий не в состоянии уплатить в полном объёме причинённый ими ущерб и пострадавшие вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с лечением, восстановлением утраченной трудоспособности или полученной инвалидностью.
Общая стоимость ущерба от дорожных аварий для экономики, социальная значимость последствий дорожно-транспортных происшествий для общества достаточно велика. Что и создало предпосылки для создания института гражданской ответственности за возмещение вреда в результате дорожно-транспортных происшествий. В целях защиты прав, пострадавших в ДТП в России был введен в действие Федеральный Закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"(далее закон об ОСАГО) .После вступления закона в силу возникла необходимость внесения поправок поскольку выявились несоответствия, недоработки и неточности в законодательстве.
Как показала практика реализации закона об ОСАГО, неточность процедуры оценки вреда жизни и здоровью редко трактуется в пользу пострадавших. Так например в случае гибели пострадавшего выплачивается не более 25 тысяч рублей на организацию похорон, а счета медицинских учреждений, страховщики будут оплачивать в том случае, если пострадавший докажет, что не смог получить бесплатную медицинскую помощь, а сделать это, достаточно сложно .В настоящее время в России происходит возмещения лишь в части возмещения имущественного вреда, то есть ОСАГО, как основа экономического системаа возмещении ущерба от дорожных аварий не полностью выполняет свои функции. Потерпевшим месяцами, а часто и годами, приходится взыскивать положенные деньги в судебном порядке.
Обязательное страхование позволит всего этого избежать. С 1 января 2004 года застраховать свою ответственность были обязаны все владельцы автотранспорта. И кем бы ни был нанесен ущерб - его обязана будет уплатить страховая компания, застраховавшая виновника происшествия.Много спорных мнений по поводу введения ОСАГО наталкивают на мысль о недоработанных моментах закона, которые на практике перерастают в проблемы, которые мы постарались раскрыть в нашей дипломной работе, выделив основные моменты реализации закона, суть и проблемы , связанные с ведением авто- страховой деятельности.
Взгляды ученых на страховую сделку как на способ обеспечения исполнения обязательства в большинстве своем противоречивы и, как правило, изложены в связи с рассмотрением того или иного конкретного вопроса об обеспечении обязательств как таковых. Авторы, которые разделяют точку зрения на страхование, как обеспечительное средство, причисляют страхование к способа обеспечения в дополнение или наравне с иными гарантирующими средствами. Конечно ,нельзя отрицать
существование отдельных исследований обеспечительной функции страхового обязательства в периодических изданиях. Однако, большинство отрицают изучаемую роль страхования либо пишут о ней уклончиво. В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со участникы страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц .
Цель настоящей дипломной работы - сформировать представление о защите прав страхователя по договору ОСАГО. Для выполнения поставленной цели в процессе написания работы потребуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятия и виды субъектов страховой деятельности
- сформировать представление о личности страхователя
- выяснить различия между охраной и защитой прав страхователя
- изучить формы защиты прав страхователей
-раскрыть общие способы защиты прав страхователя
-изучить специальные способы защиты прав страхователя
Объектом исследования выступают общественные отношения,
регулируемые сферой страхования. Предметом данной работы являются нормы, посредством которых осуществляется защита прав страхователя.
Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Общая стоимость ущерба от дорожных аварий для экономики, социальная значимость последствий дорожно-транспортных происшествий для общества достаточно велика. Что и создало предпосылки для создания института гражданской ответственности за возмещение вреда в результате дорожно-транспортных происшествий. В целях защиты прав, пострадавших в ДТП в России был введен в действие Федеральный Закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"(далее закон об ОСАГО) .После вступления закона в силу возникла необходимость внесения поправок поскольку выявились несоответствия, недоработки и неточности в законодательстве.
Как показала практика реализации закона об ОСАГО, неточность процедуры оценки вреда жизни и здоровью редко трактуется в пользу пострадавших. Так например в случае гибели пострадавшего выплачивается не более 25 тысяч рублей на организацию похорон, а счета медицинских учреждений, страховщики будут оплачивать в том случае, если пострадавший докажет, что не смог получить бесплатную медицинскую помощь, а сделать это, достаточно сложно .В настоящее время в России происходит возмещения лишь в части возмещения имущественного вреда, то есть ОСАГО, как основа экономического системаа возмещении ущерба от дорожных аварий не полностью выполняет свои функции. Потерпевшим месяцами, а часто и годами, приходится взыскивать положенные деньги в судебном порядке.
Обязательное страхование позволит всего этого избежать. С 1 января 2004 года застраховать свою ответственность были обязаны все владельцы автотранспорта. И кем бы ни был нанесен ущерб - его обязана будет уплатить страховая компания, застраховавшая виновника происшествия.Много спорных мнений по поводу введения ОСАГО наталкивают на мысль о недоработанных моментах закона, которые на практике перерастают в проблемы, которые мы постарались раскрыть в нашей дипломной работе, выделив основные моменты реализации закона, суть и проблемы , связанные с ведением авто- страховой деятельности.
Взгляды ученых на страховую сделку как на способ обеспечения исполнения обязательства в большинстве своем противоречивы и, как правило, изложены в связи с рассмотрением того или иного конкретного вопроса об обеспечении обязательств как таковых. Авторы, которые разделяют точку зрения на страхование, как обеспечительное средство, причисляют страхование к способа обеспечения в дополнение или наравне с иными гарантирующими средствами. Конечно ,нельзя отрицать
существование отдельных исследований обеспечительной функции страхового обязательства в периодических изданиях. Однако, большинство отрицают изучаемую роль страхования либо пишут о ней уклончиво. В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со участникы страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц .
Цель настоящей дипломной работы - сформировать представление о защите прав страхователя по договору ОСАГО. Для выполнения поставленной цели в процессе написания работы потребуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятия и виды субъектов страховой деятельности
- сформировать представление о личности страхователя
- выяснить различия между охраной и защитой прав страхователя
- изучить формы защиты прав страхователей
-раскрыть общие способы защиты прав страхователя
-изучить специальные способы защиты прав страхователя
Объектом исследования выступают общественные отношения,
регулируемые сферой страхования. Предметом данной работы являются нормы, посредством которых осуществляется защита прав страхователя.
Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что на наш взгляд страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является, социально значимой сферой, важной для государства. Эта важность заключается в том, что в связи с увеличивающимся с каждым годом числом транспортных средств и, как следствие, увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших в них растет.
Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное условие причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда - пострадавший не всегда получает полное возмещение причиненного ему вреда. Виновное лицо, часто само оказывается в затруднительном материальном условии при уплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии .
Конечно, Федеральным Законом об ОСАГО остались довольны не все, поскольку выявился ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться потерпевшим и страхователям. Часть проблем можно решить, опираясь на опыт зарубежных государств, другие проблемы требуют выработки новых решений с учетом Российского менталитета. Исходя из анализа итогов первого этапа введения в действие условий ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также публикаций в печати, можно предложить следующие рекомендации в целях дальнейшего совершенствования указанного закона:
1) предполагается уточнение отдельных формулировок и понятий, влияющих на размер страховой премии, фиксирование круга страхователей и застрахованных, осуществление страховой уплаты;
2) учитывая необходимость использования ОСАГО для повышения
безопасности дорожного движения, следует внести в условия страхования возможность предъявления регрессных исков на сумму выплаченного страхового возмещения к дорожным службам (эксплуатационным, ремонтным и т.д.), если авария произошла по их вине, а также к станциям технического обслуживания, службам техосмотра автомобилей, разрешившим
эксплуатацию неисправных автомашин;
3) представляется необходимым внести соответствующие поправки в ст. 17 Закона, установив льготные тарифы в форме скидки для некоторых категорий граждан в размере 50% от рассчитанной суммы страховой премии, а также определить порядок формирования средств профессионального объединения страховщиков для финансирования льгот и осуществления мер по контролю за их целевым использованием;
4) ощутима необходимость сократить количество мелких уплат, не имеющих для страхователей серьезного экономического значения, для чего надо включить в закон возможность заключения договора страхования по желанию владельцев транспортного средства с применением франшизы. Это даст возможность снизить сумму страховой премии;
5) разработать и внедрить в практику автотранспортного страхования нормативный документ, регламентирующий взаимоотношения страховщиков и органов ГИБДД МВД РФ, в котором конкретно указать права и обязанности участник при наступлении страхового случая;
6) Закон должен звучать лаконично: «Страхование транспортного средства обязательно». Все остальное, в том числе и гражданская ответственность, уже детально фиксировано Гражданским кодексом (главы 48 и 59), наработано и апробировано десятилетиями для всех видов страхования, включая порядок фиксирования и уплаты страховых сумм, и ничего нового не нужно изобретать, порождая тем самым дополнительные сложности для авто¬владельцев и условия для новых злоупотреблений.
Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное условие причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда - пострадавший не всегда получает полное возмещение причиненного ему вреда. Виновное лицо, часто само оказывается в затруднительном материальном условии при уплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии .
Конечно, Федеральным Законом об ОСАГО остались довольны не все, поскольку выявился ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться потерпевшим и страхователям. Часть проблем можно решить, опираясь на опыт зарубежных государств, другие проблемы требуют выработки новых решений с учетом Российского менталитета. Исходя из анализа итогов первого этапа введения в действие условий ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также публикаций в печати, можно предложить следующие рекомендации в целях дальнейшего совершенствования указанного закона:
1) предполагается уточнение отдельных формулировок и понятий, влияющих на размер страховой премии, фиксирование круга страхователей и застрахованных, осуществление страховой уплаты;
2) учитывая необходимость использования ОСАГО для повышения
безопасности дорожного движения, следует внести в условия страхования возможность предъявления регрессных исков на сумму выплаченного страхового возмещения к дорожным службам (эксплуатационным, ремонтным и т.д.), если авария произошла по их вине, а также к станциям технического обслуживания, службам техосмотра автомобилей, разрешившим
эксплуатацию неисправных автомашин;
3) представляется необходимым внести соответствующие поправки в ст. 17 Закона, установив льготные тарифы в форме скидки для некоторых категорий граждан в размере 50% от рассчитанной суммы страховой премии, а также определить порядок формирования средств профессионального объединения страховщиков для финансирования льгот и осуществления мер по контролю за их целевым использованием;
4) ощутима необходимость сократить количество мелких уплат, не имеющих для страхователей серьезного экономического значения, для чего надо включить в закон возможность заключения договора страхования по желанию владельцев транспортного средства с применением франшизы. Это даст возможность снизить сумму страховой премии;
5) разработать и внедрить в практику автотранспортного страхования нормативный документ, регламентирующий взаимоотношения страховщиков и органов ГИБДД МВД РФ, в котором конкретно указать права и обязанности участник при наступлении страхового случая;
6) Закон должен звучать лаконично: «Страхование транспортного средства обязательно». Все остальное, в том числе и гражданская ответственность, уже детально фиксировано Гражданским кодексом (главы 48 и 59), наработано и апробировано десятилетиями для всех видов страхования, включая порядок фиксирования и уплаты страховых сумм, и ничего нового не нужно изобретать, порождая тем самым дополнительные сложности для авто¬владельцев и условия для новых злоупотреблений.



