Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Работа №77952

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи
1.1. Понятие, правовая природа договора розничной купли-продажи
1.2. Права потребителя в сфере розничной купли-продажи и основания их защиты 12
1.3. Развитие законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации 22
Глава 2. Формы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Юрисдикционная форма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 26
2.2. Нерисдикционная форма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 31
Глава 3. Способы защиты права потребителей.
3.1. Расторжение и изменение договора розничной купли-продажи как способ защиты прав потребителей 35
3.2. Взыскание неустойки, убытков и морального вреда как способ защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 40
Заключение 54
Список использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы

За последние годы на российских рынках появилось большое количество предпринимателей, гражданский оборот стал основываться на рыночных отношениях и свободном рынке. В связи с этим, появилась необходимость систематизации норм защищающих права потребителей и регулирования, новых правоотношений.
Важным средством максимального удовлетворения потребностей граждан в качественных и безопасных для жизни, здоровья и имущества товаров, защиты их прав и интересов, формирования и развития цивилизованного рынка потребительских товаров, повышения уровня жизни, выступает договор розничной купли - продажи, который является заключительной правовой формой, опосредующей процессы обращения товаров в сферу потребления.
Государство активизировало политику по защите прав потребителей, понимая, что в системе взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей последний наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты. Отнесения потребителя к слабой стороне не случайно, это обусловлено тем, что контрагентом выступаем профессиональный участник рынка, т. е предприниматель. Государство старается защитить слабую сторону, используя соответствующие приемы правого регулирования: предоставляя ей дополнительные права и возлагая на ее контрагентов дополнительные обязанности.
Россия законодательно закрепила основные права и интересы потребителей, которые соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Как всем известно, основным источником защиты прав потребителей стал Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»1(Далее - Закон). Закон определил круг прав потребителей и механизм их реализации. К тому же, не считая Закона, потребитель может найти защиту своих прав и в других отраслях законодательства, таких как: конституционное, гражданское, административное и уголовное.
В связи с тем, что договор розничной купли - продажи является одним из наиболее массовых потребительских договоров применяющихся в гражданском обороте, логично будет предположить, что законодатель защитит интересы «слабой стороны», не связанной с предпринимательской деятельностью, не только нормами ГК РФ, но и как указываемыми ранее, законодательством о защите прав потребителей. К сожалению, на практике, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. В связи с этим тема данной работы видится актуальной, ведь правильное понимание Закона с точки зрения его правового толкования, и дальнейшее применение законодательства о защите прав потребителей создаст условия для существования эффективного механизма для реализации и защиты прав потребителей.
В данной работе мы проанализируем, какие права имеет покупатель, а также проблемы защиты прав потребителей при их нарушении. Практика применения новейшего законодательства о защите прав потребителя требует всестороннего изучения, с учетом того, что не все спорные моменты получили надлежащего законодательного урегулирования.
Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, Челышева М.Ю. А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других.
Цели и задачи исследования. Цель данной дипломной работы - формирование научного представления о защите прав потребителей в договоре розничной купли-продажи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать общие положения о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать формы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи;
- рассмотреть способы защиты прав потребителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс формирование правовой основы, регламентирующий правовые отношения между потребителями и предпринимателями, привел к принятию ФЗ «о защите прав потребителей». Причин способствующих к принятию данного решения на пути становления было не мало, но именно становления рыночных отношений, растущий быстрыми темпами гражданский оборот стал причиной крайней необходимости должного правового регулирования, новых для тех времен отношений.
На сегодняшний день потребителем в соответствии с действующим законодательством России признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В ходе исследования были изучены все имеющий у потребителей права, закрепленные законодательством, и мы пришли к выводу, что государство понимает всю важность регулирование этой сферы отношений, поэтому наделяет слабозащищенную сторону большим количеством прав, давая ей дополнительные права, в отличие от ее контрагента.
В работе нами рассмотрен субъектный состав участников правоотношений, по договору розничной купли-продажи. Так продавцом по договору может быть только предприниматель (индивидуальный или коммерческая организация), а покупателем выступают субъекты, приобретающие товар для использования его не в предпринимательских целях (такими субъектами чаще всего являются граждане, но ими могут быть и юридические лица).
В настоящее время потребители располагают широким диапазоном инструментов защиты своих гражданских прав. В частности, можно выделить судебную, гражданскую, административную и уголовно правовые формы защиты, каждая из которых обладает определенными преимуществами и недостатками. Как отдельную форму нельзя не выделить и самозащиту.
Проанализировав законодательство о защите прав потребителей, мы сделали следующий вывод, потребителю предоставлено несколько способов защиты своих прав, к ним относятся: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда. Потребитель может воспользоваться как всеми способами сразу, и так выбрав какой то один. Так же помимо способов защиты прав, потребитель может выбрать форму защиты своих прав, к таким формам относятся: судебный порядок защиты, внесудебный порядок защиты.
В ходе данной дипломной работы мы, всесторонне изучив законодательство о защите прав потребителей, сделали вывод о том, что существует несколько недостатков. Таковыми являются:
- в случае непредставления продавцом информации о наименование хозяйствующего субъекта, а так же его юридического адреса, потребитель лишается возможности направить претензию нарушителю;
- ст. 8 Закона обязывает продавца довести информацию в «наглядной и доступной форме», данная норма не конкретизирована. Часто изготовители (исполнители, продавцы) доводят информацию до потребителей в том форме, в которой они считают нужной.
- отсутствие положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце.
- недоработка отдельных статей законов в вопросах защиты прав потребителей.
Так же стоит обратить внимание на статьи ФЗ «О защите прав потребителей», содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 12, 13, 23 и др.). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, вправе предъявить требования к продавцу либо уполномоченной организации, выполняющей функции продавца. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.
Вышеизложенные выводы позволили осуществить основную цель данной дипломной работы - изучение и анализ российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Оценивая достигнутый уровень работы законодательства о защите прав потребителей, необходимо сделать вывод о том, что он в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами в количественных характеристиках, а так же в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 10.02.1996. № 27.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 08.12.1994. № 238-239
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. N 46 ст. 4532
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31 ст. 3824
6. Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N № 150-ФЗ
(последняя редакция)// СЗ РФ. 1996.ст.5681.
7. Федеральный закон "О введении в действие части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.01.1996 N 15- ФЗ (последняя редакция // СЗ РФ . 1996. N 5
8. Закон СССР «О защите прав потребителей» от 22.05.1991 № 2184-1 // Ведомости СНД и ВС СССР.1991. № 24. С. 689. - (Утратил силу)
9. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" // СЗ РФ.1998, N 4, ст. 482. - (Утратил силу)
10. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 2. - (Утратил силу)
2) Судебная практика
1. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 // Российская газета. 11.07. 2012. №156.
2. Решение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая
2017 г. по делу № 2-275/2017 [Электронный ресурс] - URL
http://sudact.ru/arbitral/doc/n6WEnwuXIXdl/(Дата обращения 19.05.2017).
3. Постановление Нижнекамского районного суда Республики Татарстан от 16 марта 2016 г. по делу № 2-613/2016 [Электронный ресурс] - URL http://sudact.ru/regular/doc/ryHocwqUbymd/(Дата обращения 15.04.2017)
4. Решение Фурмановского городского суда (Ивановской области) от 12
мая 2017 г. по делу № 2-307/2017 [Электронный ресурс] - URL
http://sudact.ru/regular/doc/EKBZYQZ2kzoY/(Дата обращения 15.05.2017)
5. Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11 мая 2017 г. по
делу № № 2-1662/2017 [Электронный ресурс] - URL
http://sudact.ru/regular/doc/Zquhxv81GT5x/(Дата обращения 15.05.2017)
6. Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан ) от 11 мая 2017 г. по делу № 2-2047/2017 [Электронный ресурс] - URL http://sudact.ru/regular/doc/EKBZYQZ2kzoY/(Дата обращения 01.06.2017)
7. Решение Нижнекамского районного суда Республики Татарстан от 16 марта 2016 г. по делу № 2-613/2016 [Электронный ресурс] - URL http://sudact.ru/regular/doc/ryHocwqUbymd/(Дата обращения 15.04.2017)
8. Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 23 марта 2017 г. по делу № 2-1215/2017 [Электронный ресурс] - URL http://sudact.ru/regular/doc/ryHocwqUbymd/(Дата обращения 29.04.2017)
9. Решение Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан от 28 июля 2015 г. по делу № № 2-11365/2017 [Электронный ресурс] - URL http://sudact.ru/regular/doc/Zquhxv81GT5x/(Дата обращения 18.05.2017)
3) Специальная литература
1. Арсланов К.М., Муртазин А.А. Современные тенденции в развитии механизма гражданско-правовой защиты прав предпринимателей // ВЭПС. 2015. №2 С.131-133.
2. Акатьева М.Д. Неустойка - действенный способ защиты нарушенного права // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2014. №3 С.27-30.
3. Богдан В.В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав
потребителей в современной России : проблемы теории и практики : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.03 / Богдан
Варвара Владимировна; [Место защиты: Юго-Зап. гос. ун-т]. - Курск, 2015. - 389 с.
4. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды: учеб. пособие / В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Е.С. Гетман. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Статут, 1999. - 284 с.
5. Вятчин Владимир Анатольевич. Неустойка в системе гражданского права // Вестник СГЮА. 2016. №4 (111). С.155-166
6. Голышев Е.В. Вопросы защиты прав потребителей на розничном рынке// Юридический Мир - 2016. - № 9. С. 54-58.
7. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. -560 с.
8. Гура Г.М. Актуальность договора розничной купли продажи // Территория науки. 2013. №1 С.65-73.
9. Дмитриева О.В. Некоторые проблемы института компенсации морального вреда // Вестник ВИ МВД России. 2010. №1. С.60-63.
10. Козарук Е.Г. Проблемы компенсации морального вреда в правоприменительной практике // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. №1. С.202-205.
11. Кораблева М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты: - М., Статут, 1999.-189 с.
12. Крысанова Н.В. 2007. 01. 021. Гришин Д.А. Неустойка: теория, практика, законодательство. - М. : Статут, 2005. - 172 с // 2007. №1.¬172 с.
13. Кузнецова Н.В. Свобода договора и проблемы ограничения ответственности за нарушение договорных обязательств в судебной практике // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2010. №2 С.56-58.. 2010. №2. С.56-58.
14. Лихачев Г.Д. Гражданское право: учеб. пособие / Г.Д. Лихачев. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 432 с.
15. Мазур С.Ф., Маленький А.В. Основание и условия компенсации морального вреда по российскому законодательству // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4.С.111-114.
16. Масякин А.Н. Традиции защиты прав потребителя в обеспечении качества товаров // Вестник ТГУ. 2007. №10. С.225-227.
17. Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Брагинский М.И., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Звеков В.П., и др.; Под общ. ред.: Карпович В.Д.; Алф.-предм. указ.: Шилохвост О.Ю. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Спарк, Хозяйство и право, 1999. - 736 с.
18. Олефиренко С.П. Актуальные вопросы определения размера компенсации морального вреда // Вестник ЧелГУ. 2008. №22. С.76¬84.
19. Пучковская И.И. О способах обеспечения исполнения обязательств как способах защиты // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2 (1) С.229-234.
20. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: учеб. пособие / Ю.В. Романец. - М.: Юристъ, 2001.- 496 с.
21. Рузакова О.А. Гражданское право: Курс лекций. Московский международный институт эконометрики,информатики, финансов и права. - М. 2005 - 422 с.
22. Русская правда // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. С. 73.
23. Рыженков А.Я. Функции гражданского права: вопросы теории // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №4. С.44-49.
24. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. - 6¬е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 776 с
25. Смирных А.Г. Защита интересов добросовестного приобретателя // Журнал российского права. - №11- С. 21-22.
26. Суханов Е.А. Гражданское право: В 2 т. Том I.: Учебник- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2003. - 704 с.
27. Титов Н.Д. Статья 333 гражданского кодекса Российской Федерации: проблемы правоприменения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. №390. С.146-149.
28. Уколова.Т.Н. Уменьшение неустойки: взаимосвязь позитивного и негативного аспектов ретроспективной гражданско-правовой ответственности // Вестник ВУиТ. 2012. №4(77).С.19-25.
29. Челышев М. Ю. Закон РФ "О защите прав потребителей": необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир, 2009, N 2
30. Челышев М.Ю. О формировании концепции законодательства о защите прав потребителей // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. ст. / под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М., 2011 [Электронный документ] СПС «КонсультантПлюс».
31. Шершень Т.В. Гражданско-правовые средства защиты прав и интересов потребителей // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. №3 С.198-205.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ