Формирование профессиональных компетенций у студентов ХГФ на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора (Московский Государственный Областной Университет)
Введение 3
ГЛАВА 1. РОСПИСЬ ФАРФОРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 10
1.1Компетенции как основной показатель готовности студента к профессиональной деятельности 10
1.2 Декоративно – прикладное искусство как часть национальной культуры 16
1.3 Возникновение и развитие фарфора за рубежом и в России 21
Вывод 35
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОСПИСИ ФАРФОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХГФ 36
2.1 Виды фарфоровых изделий и особенности их декорирования 36
2.2 Технологические особенности художественной росписи фарфора 50
2.3 Этапы создания художественной росписи фарфора 56
2.4 Педагогический эксперимент по выявлению и формированию знаний, умений и навыков росписи фарфора 58
Вывод 74
ГЛАВА 3 РОСПИСЬ ФАРФОРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХГФ 75
3.1 Изучение технологических особенностей фарфора в системе формирования профессиональных компетенций 75
3.2 Экспериментирование, как важный метод освоения технологических особенностей росписи фарфора 83
Вывод 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Приложение А 106
Приложение Б 162
Приложение В 173
Объект исследования: влияние процесса обучения студентов ХГФ технологическим особенностям росписи фарфора на развитие профессиональных компетенций.
Предмет исследования: теоретические и практические методы обучения, направленные на изучение технологических особенностей росписи фарфора. Гипотеза исследования: предполагается, что изучение технологических особенностей росписи фарфора будут способствовать формированию профессиональных компетенций студентов ХГФ.
Организация учебного процесса позволит более эффективно достигнуть цели данного исследования если:
- вести учет индивидуальных особенностей, знаний и умений учащихся, что впоследствии поможет в их объективной оценке.
- в содержание программы будут включены исторические аспекты росписи фарфора и производства;
- предложенные задания должны учитывать творческий интерес учащихся и побуждать к успешному выполнению поставленной задачи.
Чтобы реализовать исследовательскую работу по данной теме, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вопрос формирования компетенций соответствующих программе бакалавриата;
- проанализировать историю возникновения и развития фарфора в России и за рубежом;
- рассмотреть технологические особенности росписи фарфора, инструменты и материалы;
- описать этапы выполнения росписи фарфора;
- разработать и экспериментально применить программу «Художественная роспись фарфора»;
- определить влияние технологических особенностей росписи фарфора на формирование развития профессиональных компетенций у студентов ХГФ.
Для продуктивного развития способности проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития студенты получили профессиональные знания, умения и навыки по росписи фарфора путем теоретических и практических занятий с педагогом, путем четкого формирования профессиональных целей, рационального определения путей их достижения, а так же осознанию важности собственной активности в процессе профессионального становления. Для качественной росписи фарфорового изделия каждому студенту требовались определенные специальные знания, которые он получал в ходе образовательного процесса путем приобретения практических и теоретических занятий. Овладение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками художественно-творческой деятельности происходило в процессе практических занятий с педагогом и в ходе самостоятельной деятельности. В ходе работы над эскизами для выполнения художественной росписи фарфоровой изделий различных формы и размера, происходило формирование готовности к реализации изобразительных навыков, композиционных решений и самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Педагогический эксперимент в котором участвовали студенты, изучая технологические особенности росписи фарфора помог научить их определять выбор цели, подбирать нужное содержание, организовывать проектную работу продумывая ее поэтапно, грамотно систематизировать возможные решения задач, идей и подходов в выполнении проектной деятельности. Произошло развитие творческого подхода к поставленным задачам, комплексным функциональным и композиционным решениям. Получила развитие способность к применению методов научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Студенты научились отстаивать новизну собственных концептуальных решений, проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития, приобрели способность применять теоретические основы, специальные инструменты, методы, приемы практических навыков художественно-творческой деятельности. Возросла степень готовности к реализации изобразительных навыков в работе над композицией и самостоятельной художественно-творческой деятельности. Можно подвести итог, что на основании всех выше перечисленных компетенций получивших развитие, благодаря технологическим особенностям росписи фарфора, уровень подготовки студентов повысился.
В свою очередь обоснованное развитие и формирование компетенций студентов с помощью изучения технологических особенностей фарфора привлечет большее внимание к виду древнейшего искусства - росписи фарфора и укрепит его лидирующее место в керамическом производстве.
Значимость результатов исследования подтверждена теоретически и практически, она заключается в получении студентами знаний, умений и навыков в росписи фарфора, которые влияют на развитие их профессиональных компетенций. Материалы диссертации и экспериментального исследования могут быть использованы в процессе преподавания в высших образовательных учреждениях.
1. Акунова, Л.Ф. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий [Текст]: пособие для вузов/ Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивина.- М.: Высшая школа, 1984.-206с.
2. Алексеева, И.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства: учебник для студентов художественно-педагогических и художественно-промышленных специальностей высших и средних профессиональных учебных заведений / И.В. Алексеева, Е.В. Омельяненко. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2009. - 184 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=550003. – 11.04.2017.
3. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: Методическое пособие/ В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] - М.; 1996.-533 с.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]: - М., 2001.- 209 с.
6. Галкина, М.В. Декоративно-прикладное искусство для педвузов. Практикум. Методические рекомендации [Текст]: - М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 16с.
7. Галкина, М.В. Формирование профессионально-значимых качеств, при обучении декоративно-прикладному искусству. Сборник научных трудов кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства МГОУ. [Текст]/ М.В. Галкина, отв. ред. Ю.И. Мезенцева. М.: изд-во МГОУ, 2010. – 23. – 32 с.
8. Галкина, М.В. Оптимизация эстетического развития будущего педагога в системе народной художественной культуры. [Текст]/ М.В. Галкина. - М.: изд-во Агар, 2006. - 192 с.
9. Георге, И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы [Текст]: монография / И. В. Георге. – Тюмень: ТИУ, 2016. – 143 с.
10. Городецкая, С.В. Развитие художественно-творческой активности студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов педвузов в процессе изучения орнаментального искусства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02)/ Городецкая Светлана Владимировна; МГОПУ им. М.А. Шолохова. – М.: 2004. – 44 с.
11. Императорский Фарфоровый Завод. [Текст]:1744-1904. Под научной редакцией В. В. Знаменова. Глобал Вью, Оркестр. Санкт-Петербург. 2008. – 767с.
12. Капустин, А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза [Текст]/А.Н. Капустин. Перспективы науки и образования, № 1. 2013.- 61-67 с.
13. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Декоративно-прикла-дое искусство" / Кошаев В.Б. - М. : ВЛАДОС, 2010. - (Изобразительное искусство). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691015311.html. – 11.04.2017.
14. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ В.В. Корешков, А.В. Хуторской– 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 352с.
15. Крючков, Е.М. Роспись фарфора: Учебное пособие. [Текст]/ Е.М. Крючков -М.: изд-во МГОУ, 2009. – 206 с.
16. Крючков, Е.М. Методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций у студентов ХГФ на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора [Текст]/ Е.М. Крючков, Ю.А. Бикушева. Для студентов МГОУ и ХГФ.-М.: Эдитус, 2020. – 49с.
17. Крючков Е.М., Декорирование фарфора: Учебное пособие − М.: Эдитус, 2020. − 146 с.
18. Крючков Е.М., Надглазурная роспись фарфора: [Текст]/ Е.М. Крючков. учебное пособие - М.: Эдитус, 2020. − 132 с.
19. Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества. [Текст]/ В.С. Кузин. - М., 1971.- 144 с.
20. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст]/ В.С. Кузин. Учебник для студентов художественно графических факультетов пед. институтов и университетов. -М.,
1998.- 334 с.
21. Кузин, В.С. Психология. [Текст]: учебник. / В.С. Кузин. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Агар, 1999. - 304 с.
22. Лобанов, А.И. Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции: на примере студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02)/ Лобанов Артем Иванович; Москва, 2007. – 19 с.
23. Ломов, С. П. Живопись. Учебник. [Текст]/С.П. Ломов – М.: АГАР, 2008.-232 с.
24. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования. [Текст]/С.П. Ломов, -М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. — 104 с.
25. Ломов, С.П., История и теория методов обучения рисованию в школах России. [Текст]/С.П. Ломов, Н.Ф. Ломова. учебное пособие – М.:ИИЭП, 2019.
26. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования [Электронный ресурс] : учебное пособие - М. : Прометей, 2011. .–188с – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785426300408.html.
27. Максимович, В.Ф. Народные художественные промыслы [Текст]:научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений/ В.Ф. Максимович. -М., 1994.- 64 с.
28. Миронова, А.Ф. Экспертиза и атрибуция изделий декоративно-прикладного искусства: Учебное пособие/Миронова А. Ф., 2-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 96 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=528991. – 11.04.2017.
29. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2013. - 288 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=368082. – 11.04.2017.
30. Михайлов, Н.В., Практика студента отделения декоративно-прикладного искусства на производстве. [Текст]/ Н.В. Михайлов, М.В. Галкина. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - №1, -М.: Изд-во МГОУ, 2014. -100-103с.
31. Моисеев, А.А. Пути формирования компетенций у студентов педагогических вузов в процессе освоения интегрированного курса искусства пастельной живописи [Текст]/ А.А. Моисеев. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика . № 4. 2011- 182-185с.
32. Моисеев, А.А. Компетентностный подход в обучении студентов искусству пастельной живописи в системе художественных факультетов [Текст]/ А.А. Моисеев. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. № 4. 2011. -186-189 с.
33. Мезенцева, Ю.И. Духовно-нравственное воспитание в современном обществе. [Текст]/ Ю.И. Мезенцева. Монография -М.: ИИУ МГОУ, 2013.
34. Моисеев, А.А., Роль учебной дисциплины «типографика» в формировании профессиональных компетенций у студентов вузов по программе подготовки «графический дизайн» [Текст]/ А.А. Моисеев. Н.Ф. Гурская.Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. № 3. 2019. - 83-90 с.
35. Новиков, А. М., Методология научного исследования [Электронный ресурс] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 284 с.Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php? page=book&id=82773. – 25.08.2014.
36. Пилипер, А.В. Фарфор – как предмет росписи [Текст]/ А.В. Пилипер учебное пособие − М.: Эдитус, 2020. − 123 с.
37. Рабочая программа дисциплины «Художественная керамика». [Текст]: Направление подготовки 54.03.02 Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы Автор-составитель: Крючков Е.М. –М.: 2018.- 18с.
38. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. [Текст]/ Н.Н. Ростовцев. -М.: Агар, 2000. - 256 с.
39. Седых, В.В. Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08)/ Седых Вадим Викторович; Москва, 2010. – 24 с.
40. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства [Текст]: Том 1 2-е изд., стер./ Н.М. Сокольникова. -М.: Академия, 2007.—Т.1. - 304с.
41. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст] : учебник для проф. учеб. заведений] / П. И. Уткин, Н. С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 160 с.
42. Хроменков, П.А. Межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза [Текст]/П.А. Хроменков : автореферат дис...док. пед. наук: 13.00.01. – М.: 2010. – 393 с.
43. Шорохов, Е.В. Композиция [Текст] : учеб. для студентов худож.-грф. фак. пед. ин-тов / Е. В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.: ил.
44. Шорохов, Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования [Текст]: автореф...док. пед. наук./Е.В. Шорохов - М., 1988.-32 с.
45. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества. [Текст]/ П.М. Якобсон. -М., 1971. – 47 с.
Дополнительная литература
46. Аманжолов, C. А. Особенности индивидуализации обучения младших школьников I-IV классов на занятиях тематическим рисованием: диссертация ... кандидата пед. наук: 13.00.02. - Москва, 1992. - 180 с.
47. Богуславская, И.Я. Народное искусство. Исследования и материалы [Текст]: – М.: Государственный Русский музей, 1995. – 210 с.
48. Буровкина, Л.А. Роль декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественного образования и эстетического воспитания учащихся // Materiály VII mezinárodní vědecko – praktická conference «Vědecký pokrok na přelomu tysyachalety – 2011». – Díl 14. Pedagogika: Praha. Publish. House «Education and Science», 2011. – С. 9497.
49. Галкина, М.В. Декоративно-прикладное искусство. Учебно-методический комплекс [Текст]: - М.: Изд-во МГОУ, 2009. – 40 с.
50. Губакова, Е.Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного и трудового обучения [Текст]:/Начальная школа.- 2004.-№7.- 86. - 87 с.
51. Даутова, О.Г. Формирование образно – пластического мышления студентов на занятиях по материаловедению (художественная керамика) [Текст]/ О.Г. Даутова, М.В. Галкина, Е.М. Крючков.- Вестник Московского государственного областного университета, серия: Педагогика. 2015. № 1. 59. - 64 с.
52. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. [Текст] С.Е. Игнатьев, Академический Проект: Фонд -М.: Мир, 2007. – 208 с.
53. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст]: пособие для учителей.– 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Просвещение. 1997. – 208с.
54. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей. [Текст]: /А.Н. Леонтьев/ тезисы 1-го съезда Общества психологов.- М., 1959, вып. 3, с. 140—144.
55. Лихачев, Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1996. – 464 с.
56. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов [Текст]: Г.М. Логвиненко.- М.: Владос, 2008. – 144 с.
57. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. [Текст]: автореферат дис…док. пед. наук./ С. П. Ломов. - М., 2000.- 30 с.
58. Ломов, С.П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства [Текст]: Кн. для учителя /; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. - М.: Мол. гвардия, 1997. -58 с.
59. Лук, А.Н. Психология творчества. [Текст]/ А.Н Лук. -М.,-1978.- 125 с.
60. Мезенцева, Ю.И. Духовность в развитии личности. [Текст]/ Ю.И. Мезенцева. Монография, Москва 2007г.
61. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ Под ред. Ю. К. Бабанского,-2-е изд., доп. и перераб.-М., Просвещение, 1988. — 479 с.
62. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого -2-е изд., перераб. и доп. -М : Академия, 2014. -619с.
63. Попова, О.С. Каплан, Н.И. Русские художественные промыслы О.С. Попова, Н.И. Каплан. - М: Знание, 1984. – 144 с.
64. Ростовцев, Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия [Текст]/ Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.: учеб. пособие для студ. худож.-граф. фак. : доп. Гос. ком. / Сост. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
65. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе, архитектурный декор и художественные промыслы [Текст]/ С.Б. Рождественская [Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая]. - М: Наука, 1981. – 207с.
66. Ротенберг, В.С., Мозг. Обучение. Здоровье.[Текст]/ В.С. Ротенберг, С.М.Бондаренко М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
67. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство[Текст]: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции /Н.М. Сокольникова. :обнинск: титул, 1996.- 80 с.
68. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: рисунок, живопись, народное искусство, дизайн: учеб. пособие для пед. Вузов Рек. Мин. обр. РФ / - 2-е изд., стер. /Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2003. - 366 с.
69. Уткин, А.И. Народные художественные промыслы России: альбом / сост. А.И. Уткин – М.: Сов. Россия, 1984. – 232 с.
70. Чистов, П.Д. Методологические основы конструктивного рисования [Текст]/ П.Д. Чистов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. № 3. 2015.- 122-130 с.
71. Шорохов, Е.В. Основы композиции [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Е. В. Шорохов – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.
72. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам : народное искусство и детское творчество [Текст]: учеб.- метод. пособие / Е.В. Шорохов Г.А. Поровская под ред.– М.: Владос, 2000. – 272 с.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
73. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://standart.edu.ru/,свободный.
74. ФГОС ВПО [Электронный ресурс] – режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media66790/90-Kifa.pdf, свободный.
75. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fgosvo.ru/, свободный.
76. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов [Электронный ресурс] Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. – Л.: Художник, 2011. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.artvek.ru/lit014.html, свободный.
77. Декоративно-прикладное искусство -Википедия, [Электронный ресурс] – режимдоступа :ru. wikipedia. org/wiki/, свободный. Декоративно прикладное_искусство.
78. Декоративно-прикладное искусство, [Электронный ресурс] - режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/, свободный.
79. Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО [Электронный ресурс]: научно-методические рекомендации/ Г.М. Брагина [и др.].- Электрон. текстовые данные. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.-111 c.- режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/55765. html. – ЭБС «IPRbooks», свободный.
80. Рихтер Т.В. Перспективы Науки и Образования, 2014, №3(9) [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21695869, свободный.
81. http://dic.academic.ru/ - Словари и другая справочная информация
82. http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
83. http://eor-np.ru/ - коллекция электронных образовательных ресурсов
84. http://lib.ru/ Библиотека М. Мошкова
85. http://www.gumer.info - Библиотека Гумер.
86. http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека.
87. http://www.ebiblioteka.ru/ - База данных ИВИС
88. BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Издательство: Международный центр "Искусство и образование" (Москва)
eISSN: 2618-6942