Формирование профессиональных компетенций у студентов ХГФ на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора (Московский Государственный Областной Университет)
Введение 3
ГЛАВА 1. РОСПИСЬ ФАРФОРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 10
1.1Компетенции как основной показатель готовности студента к профессиональной деятельности 10
1.2 Декоративно – прикладное искусство как часть национальной культуры 16
1.3 Возникновение и развитие фарфора за рубежом и в России 21
Вывод 35
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОСПИСИ ФАРФОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХГФ 36
2.1 Виды фарфоровых изделий и особенности их декорирования 36
2.2 Технологические особенности художественной росписи фарфора 50
2.3 Этапы создания художественной росписи фарфора 56
2.4 Педагогический эксперимент по выявлению и формированию знаний, умений и навыков росписи фарфора 58
Вывод 74
ГЛАВА 3 РОСПИСЬ ФАРФОРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХГФ 75
3.1 Изучение технологических особенностей фарфора в системе формирования профессиональных компетенций 75
3.2 Экспериментирование, как важный метод освоения технологических особенностей росписи фарфора 83
Вывод 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Приложение А 106
Приложение Б 162
Приложение В 173
Объект исследования: влияние процесса обучения студентов ХГФ технологическим особенностям росписи фарфора на развитие профессиональных компетенций.
Предмет исследования: теоретические и практические методы обучения, направленные на изучение технологических особенностей росписи фарфора. Гипотеза исследования: предполагается, что изучение технологических особенностей росписи фарфора будут способствовать формированию профессиональных компетенций студентов ХГФ.
Организация учебного процесса позволит более эффективно достигнуть цели данного исследования если:
- вести учет индивидуальных особенностей, знаний и умений учащихся, что впоследствии поможет в их объективной оценке.
- в содержание программы будут включены исторические аспекты росписи фарфора и производства;
- предложенные задания должны учитывать творческий интерес учащихся и побуждать к успешному выполнению поставленной задачи.
Чтобы реализовать исследовательскую работу по данной теме, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вопрос формирования компетенций соответствующих программе бакалавриата;
- проанализировать историю возникновения и развития фарфора в России и за рубежом;
- рассмотреть технологические особенности росписи фарфора, инструменты и материалы;
- описать этапы выполнения росписи фарфора;
- разработать и экспериментально применить программу «Художественная роспись фарфора»;
- определить влияние технологических особенностей росписи фарфора на формирование развития профессиональных компетенций у студентов ХГФ.
Для продуктивного развития способности проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития студенты получили профессиональные знания, умения и навыки по росписи фарфора путем теоретических и практических занятий с педагогом, путем четкого формирования профессиональных целей, рационального определения путей их достижения, а так же осознанию важности собственной активности в процессе профессионального становления. Для качественной росписи фарфорового изделия каждому студенту требовались определенные специальные знания, которые он получал в ходе образовательного процесса путем приобретения практических и теоретических занятий. Овладение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками художественно-творческой деятельности происходило в процессе практических занятий с педагогом и в ходе самостоятельной деятельности. В ходе работы над эскизами для выполнения художественной росписи фарфоровой изделий различных формы и размера, происходило формирование готовности к реализации изобразительных навыков, композиционных решений и самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Педагогический эксперимент в котором участвовали студенты, изучая технологические особенности росписи фарфора помог научить их определять выбор цели, подбирать нужное содержание, организовывать проектную работу продумывая ее поэтапно, грамотно систематизировать возможные решения задач, идей и подходов в выполнении проектной деятельности. Произошло развитие творческого подхода к поставленным задачам, комплексным функциональным и композиционным решениям. Получила развитие способность к применению методов научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Студенты научились отстаивать новизну собственных концептуальных решений, проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития, приобрели способность применять теоретические основы, специальные инструменты, методы, приемы практических навыков художественно-творческой деятельности. Возросла степень готовности к реализации изобразительных навыков в работе над композицией и самостоятельной художественно-творческой деятельности. Можно подвести итог, что на основании всех выше перечисленных компетенций получивших развитие, благодаря технологическим особенностям росписи фарфора, уровень подготовки студентов повысился.
В свою очередь обоснованное развитие и формирование компетенций студентов с помощью изучения технологических особенностей фарфора привлечет большее внимание к виду древнейшего искусства - росписи фарфора и укрепит его лидирующее место в керамическом производстве.
Значимость результатов исследования подтверждена теоретически и практически, она заключается в получении студентами знаний, умений и навыков в росписи фарфора, которые влияют на развитие их профессиональных компетенций. Материалы диссертации и экспериментального исследования могут быть использованы в процессе преподавания в высших образовательных учреждениях.