Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные методы обучения, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации

Работа №81265

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Актуальные проблемы применения, активные методы обучения при
подготовке специалистов СПО 8
1.1 Нормативные и методические основы подготовки специалистов 8
1.2 Особенности разработки учебно-методического обеспечения при
использовании интерактивных методов обучения 22
2 Опытно-поисковая работа по выявлению условий формирования
профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения 37
2.1 Цели, задачи и условия реализации 37
2.2 Рекомендации по применению интерактивных методов обучения при
формировании профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания» 48
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение

Современная Россия характеризуется ускоренными темпами развития в определенных сферах социальной и научной жизни, отсюда стране нужны грамотные, способные к самостоятельности и предпринимательству, инициативные, ответственные работники.
В связи с тем, что выпускникам различных образовательных организаций для адаптации в современных социально-экономических условиях стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время обучения, в современном образовании формируются такие понятия, как «компетентность», «компетенции», которыми должны овладеть все обучающиеся различных ступеней образования.
На сегодняшний день в организациях СПО существует ряд проблем, среди которых существенными можно назвать: слабую профессиональную ориентацию; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по выбранной профессии; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентацию на будущее трудоустройство не по специальности, что приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; подготовку специалистов, не соответствующих требованиям производства.
Поэтому нужно отходить от жесткой схемы обучения, применять интерактивные методы, тогда начнет повышаться эффективность учебного процесса в области овладения общими методами познания и формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Интерактивные технологии используются для организации и регламентирования внеаудиторной работы обучающихся, чтобы поставить ее под преподавательский контроль. Профессиональные навыки напрямую зависят не только от способности обучающихся получать, обрабатывать и применять полученную информацию, но, в первую очередь, от средств формирования профессиональных компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации.
Проблема данного исследования заключается в поиске и обосновании возможностей интерактивных методов для активизации формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации. Это послужило основанием для выбора темы квалификационной работы «Интерактивные методы обучения, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования - образовательный процесс, базирующийся на широком использовании интерактивных методов.
Предмет исследования - способы формирования профессиональных компетенций обучающихся с использованием интерактивных методов на базе профессиональной образовательной организации.
Цель исследования - выявить и обосновать возможности применения интерактивных методов обучения в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза: обучение в профессиональной образовательной организации посредством использования интерактивных методов способно обогатить существующий арсенал педагогических технологий, обеспечить формирование профессиональных компетенций обучающихся, способствовать поиску новых возможностей дополнительной мотивации обучения, если:
- обеспечено активное участие обучающихся в подготовке, создании и дополнении дидактических ресурсов образовательной организации, благодаря включению обучающихся в процесс поиска и решения профессионально ориентированных задач, стимулированию коллективных форм работы в процессе прохождения производственной практики, выполнения курсовых проектов, выпускных квалификационных работ;
- отношения преподавателя и обучающегося при создании образовательных ресурсов принимают форму взаимного сотрудничества;
- за преподавателем сохранена ответственность за результаты совместной деятельности;
- учебно-практическая деятельность служит основным механизмом для эффективного применения интерактивных методов обучения, которые позволяют сформировать у обучающихся профессиональные компетенции. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и дать оценку нормативным и методическим основам подготовки специалистов в профессиональной образовательной организации.
2. Обозначить особенности разработки учебно-методического обеспечения при использовании интерактивных методов обучения.
3. Провести экспериментальную часть по выявлению профессиональных компетенций обучающихся.
4. Разработать и апробировать методические рекомендации по
формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения; разработать урок-проект с использованием интерактивных методов обучения.
Методологическими и теоретическими основами исследования служат теория познания и деятельности, идеи организации педагогического процесса в СПО с позиций системного (В.П.Беспалько, В.Н.Садовский, Г.Н.Сериков, Э.Г.Юдин), деятельностного (А.Н.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Г.Гостев, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина), технологического (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Б.Блум, Э.Ф.Зеер, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, Е.В.Романов, Г.К.Селевко) подходов; теория профессионального образования (С.Я.Батышев, АЛ.Беляева, А.Г.Гостев, Е.А.Климов, О.В.Лешер, А.Н.Сергеев, И.П Смирнов); научные труды по проблеме формирования умений (Б.П.Есипов, Т.А.Ильина, М.Н.Скаткин, А.В.Усова, В.П.Ушачев, 6
В.Л.Ямпольский); теоретические и практические разработки использования интерактивных методов в профессиональной образовательной организации (Н.К. Криони, Е.Ю. Рябова, А.А. Сухомлинова, А.О. Черникова и др.).
Определение интерактивных методов обучения, связанных с формированием профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации было осуществлено на основе работ Н.В. Абрамковой, В.И. Блинова, Е.Ю. Есениной, Е.В. Зарукиной, Ю.С. Сергеевой, и др. На основе работ этих и других авторов определялись современные, эффективные формы организации СПО.
Методами исследования стали: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, научной и специальной литературы; обобщение и систематизация информации; эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, обобщение педагогического опыта); экспериментальные (опытно-экспериментальная работа); математическая и компьютерная обработка данных, наглядное представление результатов.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «ЧелГУ» колледж ЧелГу (г. Челябинск, ул. Кронштадская, 10).
Практическая значимость исследования. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы профессиональными образовательными организациями, мастерами и управленческими работниками профессиональных училищ и лицеев, общеобразовательных школ, средних специальных и высших образовательных организаций; методическими службами в процессе подготовки и переподготовки преподавателей.
Структура квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование является попыткой обобщения материала по проблеме формирования профессиональных компетенций обучающихся условиях профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения.
Изучив теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций и интерактивных методов обучения в организациях среднего профессионального образования, были сделаны следующие выводы:
1. К основным преимуществам интерактивных методов обучения как средства формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации, можно отнести следующие: активизирование всех обучающихся; повышение мотивации к обучению; выбор разнообразных форм работы на занятии; применение знаний на практике; самостоятельная работа обучающихся; развитие умственной деятельности; развитие умения работать в команде; возможность выявить разные точки зрения; воспитание культуры общения; облегчение восприятия нового материала; стимулирование познавательной активности; повышение самооценки и удовлетворение от своего труда; приучение слушать, понимать, реагировать на собеседника. То есть, интерактивные методы способствуют развитию коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции.
2. В процессе развития и распространения интерактивных методов
обучения существуют серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования; недостаточное методическое обеспечение применения; отсутствие комплексного использования в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей, т.к. интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего было определено, что разработка методических рекомендаций по формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения - объективная необходимость сегодняшнего дня.
В практической части исследования были разработаны методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения в условиях колледжа, выделена цель, задачи и условия реализации программы, разработан урок-проект «Технологический процесс приготовления борщей, рассольников, солянок, щей».
Методические рекомендации - часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции соответствующих компетенций.
Оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля определялась по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений.
Оценку «отлично» получили обучающиеся экспериментальной группы в количестве 6 человек (50 %), обучающимся контрольно группы в
количестве 4 человек (33%). Оценку «хорошо» получили обучающиеся экспериментальной и контрольной группы в количестве 5 человек (по 42%). Оценку «удовлетворительно» получили обучающиеся экспериментальной группы в количестве 1 человек (8%) и обучающимся контрольной группы в количестве 3 человека (25%). Оценки «неудовлетворительно» нет в обеих группах (0%).
Результаты исследования показали, что применение в обучении интерактивных методов приводит к более высоким показателям сформированности профессиональных компетенций обучающихся в колледже.
Данная квалификационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы. Дальнейшее ее исследование может быть продолжено в направлении разработки комплекса инновационных методик по формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации.



1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС Консультантплюс, 2018.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // СПС Консультантплюс, 2018.
3. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от
15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200) // СПС Консультантплюс, 2018.
4. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 668 (ред. от
09.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29492) // СПС
Консультантплюс, 2018.
5. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 735 (ред. от
09.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140407.01 Слесарь по ремонту оборудования электростанций» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29521) // СПС
Консультантплюс, 2018.
6. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 838 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150709.03 Сварщик на лазерных установках» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29736) // СПС Консультантплюс, 2018.
7. Абрамкова Н.В. Интерактивные методы обучения как способ формирования компетенций будущих специалистов / Н.В. Абрамкова, Ю.С. Сергеева // Инновации в образовании. 2015. С. 10-13.
8. Активные и интерактивные методы обучения в вузе: учеб.-метод. пособие / под ред. Л. А. Миэринь, Е. В. Зарукиной. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2016. - 163 с.
9. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: Практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 256 с.
10. Артамохина Т.Ю. Использование интерактивных методов обучения для формирования профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС / Т.Ю. Артамохина // Наука и образование: новое время. 2015. № 5. С. 222-224.
11. Бабина Н.Ф. Интерактивные методы обучения как средство
формирования профессиональных компетенций / Н.Ф. Бабина, И.Н. Князева // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации,
перспективы. 2015. С. 151-154.
12. Бекетова О.А. Интерактивное обучение как метод формирования профессиональных компетенций / О.А. Бекетова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 113-116.
13. Богомолова С.С. Интерактивные методы обучения в формировании межкультурной компетенции / С.С. Богомолова // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования. 2017. С. 110-112.
14. Бриш В.Н. Применение интерактивных методов обучения при чтении лекций с целью повышения уровня сформированности компетенций обучающихся / В.Н. Бриш, А.В. Старостин, Н.И. Кулева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кузбасский государственный технический университет им Т.Ф. Горбачева. 2017. С. 112-115.
15. Бухало И.В. Применение интерактивных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции студентов / И.В. Бухало // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 1. С. 38-40.
16. Бычкова Н.В. Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования / Н.В. Бычкова, К.И. Портнова
Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2017. С. 247-249.
17. Валеева Г.З. Интерактивные методы обучения как средство
формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования / Г.З. Валеева //Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. ФГБОУ ВО
«Воронежский государственный университет», Борисоглебский филиал.
2016. С. 179-181.
18. Варлакова Ю.Р. Особенности применения интерактивных методов обучения в профессиональном образовании / Ю.Р. Варлакова // Вестник Томского государственного педагогического университета.
2017. № 8. С. 87-90.
19. Гауч О.Н. Формирование профессиональных компетенций обучающихся средних профессиональных учреждений в условиях интерактивного подхода в образовании / О.Н. Гауч, Л.Н. Суслова, И.В. Яркова // Педагогический журнал. 2018. № 1. С. 75-84.
20. Гладкая Е.С. Теория и практика внедрения прикладных интерактивных технологий в естественнонаучном образовании: монография / Е.С. Гладкая. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2017. - 188 с.
21. Головина Г.В. Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся на учебных занятиях с использованием активных и интерактивных методов обучения / Г.В. Головина // Качество образовательной среды: концепции, проблемы, решения. 2018. С. 94-96.
22. Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже / Е.Ю. Горькаева // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 538-539.
23. Долгополов П.С. Образовательные программы // СПС Консультантплюс, 2018.
24. Евсеева О.Э. Формирование профессиональных компетенций с использованием интерактивных методов обучения / О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. 2016. С. 103-104.
25. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
26. Инновационные процессы в образовании: активные
и интерактивные методы обучения: учеб. пособие / сост. Е. Н. Майнагашева.
- Абакан: Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2015. - 64 с.
27. Кожемяченко Н.Р. Интерактивные технологии в учебном процессе разных форм обучения / Н.Р. Кожемяченко // Успехи соврем. естествознания. - 2015. - № 8. - С. 95-98.
28. Компетенции и образование: модели, методы, технологии. Монография. Часть IV / научный ред. Е.В. Шутова. - М.: Перо, 2014. - 152 с.
29. Криони, Н.К. Инноватика и инновационные образовательные технологии: учебное пособие / Н.К. Криони, С.Г. Селиванов, Ф.В. Шарипов.
- М.: Ред.-изд. дом Рос. нового ун-та, 2018. - 295 с.
30. Лавлинская О.Ю. Преподавание дисциплин на основе активных и интерактивных образовательных технологий: учеб. пособие / О.Ю. Лавлинская, Ю.А. Шаталова, Т.В. Курченкова. - Воронеж: Науч. кн., 2016. - 91 с.
31. Лагутина Н.В. Деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций / Н.В. Лагутина // Инновации в образовании. 2018. С. 209-211.
32. Пищаева Л.В. Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приемов обучения / Л.В. Пищаева // Вестник научных конференций. 2017. № 2. С. 85¬87.
33. Пяткова Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения / Н.А. Пяткова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. 2018. С. 32¬
35.
34. Сапарова Н.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов посредством использования интерактивных методов обучения / Н.Б. Сапарова // Сборник научных трудов Международной научно¬практической конференции. 2017. С. 271-274.
35. Рябова Е.Ю. К вопросу формирования ключевых компетенций с использованием интерактивных методов обучения / Е.Ю. Рябова, И.Н. Казакова, И.В. Вержбицкая // Сборник IV Всероссийских научно¬методических конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов СтИК (филиала) БУКЭП. Под общей ред. В.Н. Глаза, С.А. Турко. 2017. С. 19-20.
36. Сухомлинова А.А. Формирование профессиональных
компетенций через интерактивные формы и методы обучения / А.А. Сухомлинова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы. 2016. С. 114-117.
37. Теория и опыт применения интерактивных методов обучения в вузе: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. - 251 с.
38. Черникова А.О. Интерактивные методы обучения как средство формирования общих и профессиональных компетенций / А.О. Черникова // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации.
МЦНС «Наука и Просвещение». 2016. С. 79-81.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ