Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел

Работа №54013

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы122
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел
1.1. Сущность и структура профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров 14
1.2. Особенности развития и перспективные направления технологий
ремесел в Республике Татарстан 24
1.3. Педагогический потенциал технологий народных ремесел в
формировании профессиональных компетенций студентов- дизайнеров 41
Выводы по I главе 52
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел
2.1. Педагогические условия формирования профессиональных
компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Татарстана 53
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел 65
Выводы по II главе 87
Заключение 88
Библиография 91
Приложение 1 100
Приложение 2 102
Приложение 3 106
Приложение 4 118



Актуальность исследования. Современный этап модернизации российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов, способных к оперативной адаптации на рынке труда, ориентации в быстро меняющемся пространстве современных культурных тенденций и инновационных технологических процессов, готовых к непрерывному самообразованию и профессиональному творческому росту. Все это обусловливает глобальные изменения в области целей и содержания профессионального образования, его ориентации на результаты обучения - компетенции, проявляющиеся в способности выпускника решать комплекс нестандартных задач, самостоятельно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Необходимость сохранения национальной самобытности, формирования ценностного отношения к культуре народностей России посредством усиления этнокультурной составляющей в системе образования обозначена в нормативных документах: «Законе об образовании РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», «Государственной программе национального возрождения народов России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации». Государственная программа Республики Татарстан «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 гг.», в законе Республики Татарстан «О народных художественных промыслах и ремеслах» [в ред. Законов Республики Татарстан от 17.02.2006 N 13-ЗРТ, от 31.03.2010 N 14-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ]
В настоящее время проблемы сохранения и развития этнокультурных традиций начинают занимать ведущее место в сфере дизайна. Это в немалой степени обусловлено современными процессами унификации культурных ценностей и утраты национальной самобытности, которые приводят к значительным нарушениям культурного баланса и проявляются в различных социальных областях: исчезновении культуры малых народов, изменении их образа жизни и быта, усилении тенденций к внешнему единообразию и интернационализации, ориентации преимущественно на западноевропейский стиль. В связи с этим становятся востребованными стратегии дизайна, направленные на возрождение национальных традиционных промыслов.
Поскольку первоосновой дизайна является декоративно-прикладное искусство, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, социально-исторические и национальные особенности того или иного региона, то именно этот вид искусства обладает уникальными художественно-выразительными возможностями в проектировании эстетически выразительной окружающей среды (Чаббаров). Являясь транслятором социально-культурных ценностей и носителем аутентичной человеку традиционной культуры, декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт, а, следовательно, и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.
В научной литературе декоративно-прикладное искусство выступает предметом разных видов исследований в философии (П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, М.С. Каган, М.А. Некрасова и др.), культурологии (Л.Н. Дробижева, Л.В. Миненко, И.Я. Мурзина и др.), этнографии (Ю.В. Бромлей,
С.В. Иванов, О.М. Рындина, А.М. Сагалаев, Н.А. Томилов и др.), искусствознании (Н.В. Воронов, Е.Н. Ковешникова, В.Ф. Рунге, С.О. Хан- Магомедов и др.). Особенностям развития региональных декоративно-прикладных искусств посвящены исследования Ф.Х. Валеева, Г.Ф. Валеевой- Сулеймановой и др. В диссертационных исследованиях последних лет затронуты проблемы использования декоративно-прикладных искусств в современном дизайне: в эстетизации предметного мира человека (О.И. Маюнова), дизайне одежды (Т.И. Исаева, И.А. Стар, М.Л. Шатковская и др.), текстиля (Л.Б. Каршакова), глиняной игрушки (Е.М. Карасева), художественной резьбы (Н.Я. Вилекин, М.В. Моисеенко) и др. Однако данные работы носят, в основном, искусствоведческий или прикладной характер.
В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.). Применительно к подготовке дизайнеров данная проблема рассматривается в работах И.Р. Абсалямовой, И.С. Абоимовой, Ю.М. Будиной, И.А. Львовой, В.П. Фалько и др. Однако вопросы формирования профессиональных компетенций студентов- дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства, обладающего огромным культурно-образовательным и аксиологическим потенциалом, остаются практически не исследованными, несмотря на то, что в современных научных работах акцентируется значимость народного декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии личности обучающихся (И.В. Алексеева, И.С. Воронина, Б.М. Неменский, М.Ю. Урусова, Т.Я. Шпикалова и др.). Данная система имеет твердые научные основы и ценнейший опыт подготовки студентов художественно - педагогических вузов.
Однако, в связи с происходящими экономическими, социально-политическими и главное художественно-культурными изменениями в стране и обществе, образовательная политика России ставит перед собой задачу расширения образовательного пространства и его соответствия тенденциям мирового развития, что требует соответствующей модернизации высшего профессионального образования
Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают компетентностный подход. Главной задачей высшей художественной школы является формирование совокупности компетенций (общеобразовательных, профессиональных, специальных), отражающие такой уровень интеллектуальной, практической, психологической духовно-нравственной подготовки выпускника вуза, который позволяет ему самостоятельно и качественно решать профессиональные задачи, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Общекультурные и профессиональные компетенции однозначно прописаны и утверждены в ФГОС ВПО, специальные компетенции определяются непосредственно вузом, на основании анализа будущей профессиональной деятельности выпускников художественно - педагогических вузов и учета актуальных потребностей работодателей. В связи с этим, мы рассматриваем специальную подготовку бакалавров направления «Дизайн», для которых определены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр- дизайнер. (ссылка ФГОС) При этом особо следует отметить «готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий» (ОК-10), «способность синтезировать набор возможных решений к выполнению дизайн-проекта» (ПК-1), «конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения объектов» (ПК-4), «способность разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений» (ПК-3),то есть именно той предметно-пространственной среды, в которой реализуются утилитарные и духовные потребности человека, сохраняются и передаются национальные культурные ценности и традиции.
Отсутствие методических и технологических разработок не позволяет в полной мере осуществлять поставленные задачи формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел. Разрешению данной проблемы способствует введение в обучение студентов технологий ремесел и в дальнейшем внедрению специальных программ в образовательный процесс специальной подготовки студентов - дизайнеров, однако данные вопросы требуют своего изучения.
Выявленная актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел дает основание к выделению следующих противоречий:
- между объективной необходимостью сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части самобытной народной культуры и недостаточной изученностью данной проблемы;
- между возможностями народных технологий ремесел как средства формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров и отсутствием методического обеспечения процесса их реализации.
Названные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в поиске путей и средств реализации возможностей народных технологий ремесел в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел»
Цель исследования: разработка и организация опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.
Предмет исследования: формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народных технологий ремесел будет эффективно, если будет:
- определена структура и содержание профессиональной компетенции;
-изучен педагогический потенциал народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
-выявлены педагогические условия, формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Республики Татарстан
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа философской, правовой, психолого-педагогической литературы определить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
2. Определить педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
3. Выявить педагогические формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана.
4. Разработать дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения психолого-педагогической теории деятельности:
- (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теории компетентностного подхода в образовании (В.Д. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.);
- теории дизайна (А.П. Ермолаев, Н.А. Ковешникова, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.);
-теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров (И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, А.В. Соловьева, В.П. Фалько и др.);
-теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области художественного образования на материале национально-культурных традиций регионов Россиии Татарстана (И.И. Зарецкая, Б.И. Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Г. Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев).
Методы исследования:
а) теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучение учебной и программной документации;
б) эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, диагностика, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования. Диагностический этап исследования проводился на базе Казанского федерального (Приволжского) университета, Института филологии и межкультурной коммуникации имени Л.Толстого, отделения татарской филологии им.Г.Тукая, в котором приняли участие 40 студентов (20 - контрольная группа, 20 - экспериментальная).
первого и второго курсов по специальности 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», 3 эксперта.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг.
Первый этап (2014- 2015 гг.) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме, разрабатывались тесты, анкеты.
Второй этап (2015-2016 гг.) разработана программа «Технология ремесел», выявлены условия, содержание (разработка критериев и уровней сформированности профессиональных компетенций) и этапы формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Технология ремесел (на примере народных промыслов Татарстана)»; проводилась опытно-экспериментальная работа; оформлены материалы диссертационного исследования.
Третий этап исследования (2016 г.) - обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научная новизна состоит в следующем:
- определен состав профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- выявлена сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
- выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел;
-разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов - дизайнеров, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы формирования профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе изучения технологий ремесел;
- особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан и их педагогический потенциал;
- педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Технология ремесел (на примере народных промыслов Татарстана)»;
-разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья», которые включают в себя практическое освоение и внедрение в образовательную программу обучения дизайнеров.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
а) публикаций статей и тезисов на темы:
1. Арт-технологии как средство формирования творческой активности подростков. Багаутдинова Л.А. Шарифуллина И.Ф.: материалы Международной научно-практической конференции(Казань, 19-21 ноября 2014 года) / Отв. ред. Р.Ф. Салахов, Л.Х. Кадыйрова, С.Д Бородина, - Казань: Отечество, 2015. - С. 87-89.
2. Формирование профессиональной компетенции студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел. Салахова Р.И., Багаутдинова Л.А.: материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года)/ Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н.В. Шириева, - Казань: Бриг, 2015 -С. 260-265.
б) обсуждения на конференциях различного уровня:
1. Самостоятельная работа как фактор творческой активности студентов - дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании национальной культуры у подростков. Салахова Р.И., Багаутдинова Л.А. : материалы итоговой научно-практической конференции студентов Казанского Федерального университета (Казань, 1 апреля 2016 года) - Казань: (в печати).
в) посредством участия в творческих конкурсах 1. V Международный фестиваль “Калейдоскоп талантов. Осень 2015” (диплом II степени).
г) обучение по дополнительной образовательной программе «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотой вышивки».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, излагаются методы и методологическая основа исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются этапы экспериментальной работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства» исследована сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов- дизайнеров, изучены особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан, определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел» раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана, описаны организация и результаты опытно экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование, связанное с разработкой и научным обоснованием теоретико-прогностической основы формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел, позволило определить актуальность проблемы и подтвердить эффективность использования педагогических условий:
- внедрение в учебный процесс дополнительных образовательных программ по обучению студентов народным ремеслам ("Искусство золотного шитья", "Ныртынское кружевное плетение", «Кожаная мозаика»);
- развитие профессиональной мотивации студентов-дизайнеров к изучению декоративно-прикладного искусства путем создания благоприятных условий для обучения.
- введение в образовательный процесс изучения технологий ремесел большой доли самостоятельной работы студентов как одного из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения психолого-педагогической теории деятельности:
- теории компетентностного подхода в образовании (В.Д. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.);
- теории дизайна (А.П. Ермолаев, Н.А. Ковешникова, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.);
-теории формирования профессиональных компетенций дизайнеров (И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Т.А. Еременко, В.Ю. Сапугольцев, А.В. Соловьева, В.П. Фалько и др.);
-теоретические положения исследований ведущих ученых-педагогов в области художественного образования на материале национально-культурных традиций регионов России и Татарстана (И.И. Зарецкая, Б.И.
Ижанов, Т.С. Комарова, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская, Л.Н. Романова, М.В. Соколов, И.А. Стар, Л.Н. Устененко, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Г. Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев).
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства» исследована сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов- дизайнеров, изучены особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан, определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.
Проведенное исследование позволило установить, что профессиональные компетенции студентов-дизайнеров - это интегрированное сочетание специальных знаний, умений и навыков в различных областях художественно-конструкторской и проектной деятельности, а также готовность их эффективного использования в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач в современных социокультурных условиях. Одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров являются народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных традиций и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей практической деятельности.
Изучая особенности развития и перспективные направления технологий ремесел в Республике Татарстан мы выяснили, что история татарского ремесленного искусства была популярна не только на нашей территории, но и в отдаленных регионах, что еще раз доказывает необходимость возрождения традиционных технологий ремесел и несмотря на то, что с конца XIX в., с распространением дешевой фабричной продукции, модернизацией бытовой культуры и влиянием европейской моды, многие традиционные ремесла и промыслы татар постепенно исчезали, на современном этапе ведется серьёзная работа по возрождению народных промыслов не только на территории нашей Республики, но масштабе Российской Федерации.
Принимая к сведению тот факт, что технология изучения народным промыслов является актуальной темой с современного образовательного процесса, мы пришли к выводу, что педагогический потенциал народных промыслов влияет на активизацию мотивации студентов к самовыражению в творческой деятельности и реализации в ней своего культурологического потенциала, стремлению студентов к самостоятельной творческой деятельности, что влияет на формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров и его высокой конкурентоспособности.
Во второй главе нашего исследования «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел» раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана, описаны организация и результаты опытно экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов - дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел.
1. К педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения технологии ремесел мы отнесли:
- внедрение в учебный процесс дополнительных образовательных программ по обучению студентов народным ремеслам ("Искусство золотного шитья", "Ныртинское кружевное плетение", «Кожаная мозаика»);
- развитие профессиональной мотивации студентов-дизайнеров к изучению декоративно-прикладного искусства путем создания благоприятных условий для обучения.
- введение в образовательный процесс изучения технологий ремесел большой доли самостоятельной работы студентов как одного из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
Взаимосвязанное внедрение всех трех условий будет влиять на дельнейшее формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел.
2. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе освоения технологий ремесел на базе кафедры дизайна и национальных искусств Казанского Федерального университета.
3. В ходе экспериментального исследования было установлено следующее: обладая огромным развивающим потенциалом, дополнительные занятия по технологиям народных ремесел способствует развитию мотивационно-деятельностного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов, в процессе формирования которых растет уровень овладения профессиональной компетенцией. Данные компоненты профессиональной компетенции были проверены с помощью опросников, анкет, тестирований и результатов защиты творческих проектов по созданию изделия в технике народных ремесел.
По результатам наших данных и сравнения с контрольной группой мы видим, что большинство студентов из экспериментальной группы стали обладать средним уровнем сформированности профессиональных
компетенций (68%) (динамика развития сформированности профессиональных компетенций составила +48%), 27% студентов обладают высоким уровнем и 5 % студентов - низким уровнем развития профессиональных компетенций.
Таким образом, данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению в образовательном процессе разработанной программы, реализованной на базе высшего образования в Казанском Федеральном Университете, отражают определенную тенденцию к повышению уровня профессиональной компетенции и интереса к национальной культуре учащихся, входящих в экспериментальную группу, что подтверждает эффективность разработанной программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, основные задачи исследования полностью реализованы:
1. На основе анализа философской, правовой, психолого-педагогической литературы определена сущностно-содержательная характеристика профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
2. Определен педагогический потенциал технологий народных ремесел в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;
3. Выявлены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел Татарстана.
4. Разработаны дополнительные образовательные программы для студентов-дизайнеров «Ныртинское кружевоплетение» и «Искусство золотого шитья».
Однако данная диссертация не исчерпывает проблему поиска путей и средств реализации возможностей народных технологий ремесел в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.



1. Ахметзянов М. И.Народные художественные промыслы /М. И. Ахметзянов, Г.Д. Габдельбариев// Татарская энциклопедия. - Т. 2. - Казань, 2005. - С. 356-360.
2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — М. :Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 54 с.
3. Байденко, В. И. Компетенции в професиональном образовании /
B. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. — № 11. С. 3-13.
4. Батышев С. Я. История профессионального образования в России / под ред. С. Я. Батышева. М.: Проф. образование, 2003. - 664 с.
5. Безюлева, Г. В. Педагогика толерантности / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова// Профессиональное образование. - 2006. - № 4. -
C. 12-15.
6. Белова И.Л. Проектное моделирование из бумаги: учеб.-метод. пособие / И.Л. Белова. - Н. Новгород: Изд-во Н-Новг. пед. унив-та, 2010. - 192 с.
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». -
2007. - №4. URL: http://www. eidos. ru/joumal/2007/0705-4 (дата обращения 23.02.16)
8. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань, 1984. - С. 56
9. Валеев, Ф.Х. Древнее искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2002. - 192с.
10. Валеев, Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф.Х. Валеев. - Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2002. - 295с.
11. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Народное декоративно-прикладное искусство / Г. Ф. Валеева-Сулейманова // Татарика. Этнография. - Казань-М.,
2008. - С. 583-584.
12. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Народное декоративно-прикладное искусство // Татарика. Этнография. - Казань-М., 2008. - С. 583-584.
13. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Народные художественные
промыслы / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татарская энциклопедия. - Казань,
2008. - Т. 4. - С. 362-363.
14. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Национальная традиция в
декоративном искусстве // Татары. - М., 2001. - С. 457.
15. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Национальная традиция в
декоративном искусстве // Татары. - М., 2001. - С. 457.Валеева-Сулейманова Г. Ф. Татарская филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства // Из истории татарского народного искусства: Сб. статей. - Казань, 1995. - С. 74.
16. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Художественные промыслы и ремесла татар в XIX в. [Электронный ресурс] // Научно-документальный журнал "ГАСЫРЛАР АВАЗЫ-ЭХО ВЕКОВ". - 2011. - №3. URL: http://www.echoofcenturies.ru/ (дата обращения 22.05.16)
17. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е - 1990-е годы). - Казань: Фэн, 1995. - 190 с.
18. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Оныкларыбызга нинди рухи
мираскалыр? / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татарстан. - 2007. - №7. - С.29- 37.
19. Вербицкий, А. А. Гуманизация, компетентность, контекст — поиски оснований интеграции / А. А. Вербицкий, О. Ларионова // Вестник высшей школы. - 2006. - № 5. - С. 19-25.
20. Вербицкий; А. А. Как подготовить диссертацию к защите : крат, самоучитель для психологов» и педагогов / А. А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 4. - С. 54-59. 
21. Воробьев Н. И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). - Казань,
2000. - С. 102-103.
22. Выготский Л. С. Психология профессионализма. Проектноисследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт:
учебник / Л. С. Выготский - М. : КНОРУС, 2011. - 273 с.
23. Валеева-Сулейманова Г.Ф.. Искусство татарской вышивки [Электронный ресурс]. URL: http: //luiza-m.narod.ru/smi/tarih/43 -vyshyvka. htm (дата обращения 15.04.16)
24. Галеева, Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. — №10. URL: http://www/eidos.ru/ joumal/2007/093010 (дата обращения 23.02.16)
25. Галеева, Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. — №10. URL: http://www/eidos.ru/ journal/2007/093010 (дата обращения 23.02.16)
26. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология
формирования ключевых компетентностей учащихся: методические
рекомендации/ Г.Б.Голуб, О.В. Чуракова - Самара: Юрайт, 2012г. - 144 с.
27. Горбунова Г.А. Савельева О.П. Методика изучения народных
художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2013. - № 5. URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=10742 (дата обращения 23.02.16)  
агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». — 2011. — № 3(48). —
С. 147-151.
30. Даськова Ю. В. Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров / Ю. В. Даськова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 698-700.
31. Девятых Л. Из истории казанского купечества. - Казань, 2005. -
С. 75.
32. Ефимова, А. А. Подготовка будущего учителя технологии к использованию традиций чувашского народного ткачества в профессиональной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00108 / А. А. Ефимова. Чебоксары. - 2006. - 229 с.
33. Жукова, М. Развитие ключевых компетентностей будущих
педагогов профессионального обучения как педагогическая проблема / М. Жукова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. — №10. URL:
http://www/eidos.ru/ journal/2007/093010 (дата обращения 23.02.16)
34. Загвязинский В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по спец. 031000 Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Артаханов. - М. : Академия, 2007. - 207 с.
35. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная
интерпретация: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. И.
Загвязинский. — 3-е изд., испр. М. : Академия, 2006. - 192 с.
36. Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций
выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. -
2007. - № 11. - С. 39-46.
37. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Ур. гос. пед. ун-та, 2007. - 244 с.
38. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. - 129 с.
39. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
40. Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социальнопрофессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. С. 14-19.
41. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. - С. 14-20.
42. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. - С. 14-20.
43. Иванова Д.И. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции / Д.И. Иванова, К.Р. Митрофанова, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
44. Исаева, Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика. — 2006. № 9. — С. 55-60.
45. Итоги 2006 года литературы и искусства [Электронный ресурс]. URL: http://mincult.tatar.ru/rus/analytic/itogi.htm (дата обращения 23.02.2016).
46. Казаков А.В. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей технологии средствами народных ремесел :Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Казаков Алексей Владимирович; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева.- Чебоксары, 2011. - 219 с.
47. Качалов А. В. Характеристика творческой самостоятельности у студентов вуза — будущих учителей: структурный состав / А. В. Качалов // Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт». — 2013. — № 6(34). — С. 75-83.
48. Компетентностный подход в образовании: опыт и инновации: материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции, Курган, 18 апр. 2014г. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 124 с.
49. Кондрашов А.Н. Народное искусство России. - М.: Интербук- бизнес, 2002. - 312 с.
50. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В.Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2008. - №2. - С. 135-140.
51. Краевский, В. В. Основы обучения : дидактика и методика : учеб. пособие / В. В. Краевский, В. В. Хуторской. — М. : Академия, 2007. - 352 с.
52. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся / Л.М. Кузнецова // Образование в современной школе. - 2011. - № 9. - С. 27-30.
53. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С. 34-36.
54. Лысоконь С.М. Оценка компетенций и уровней их освоения при реализации требований ФГОС по специальности 072501 «Дизайн» (по отраслям) (базовый уровень) / С.М. Лысоконь // Компетентностный подход в образовании: опыт и инновации. - 2014.- №1. - С. 9-12.
55. Махинин А.Ю. Пестречинский гончарный промысел в контексте истории художественной керамики Казанского края: Дисс. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Махинин Андрей Юрьевич. - Казань, 2012. - 199 с.
56. Мишина А.В. Проектирование самостоятельной работы
студентов-дизайнеров в контексте компетентностного обучения
[Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. —
2014. — № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=14403 (дата обращения: 28.03.2016)
57. Муртазина С.А. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «история искусств»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Муртазина Светлана Альбертовна. Казань, 2012. - 25 с.
58. Мустафаев Н.А. Неисчерпаемы таланты мастеров // Российские промыслы. - 2001. - №6-7. - С.4.
59. Народные художественные промыслы и ремесла Республики Татарстан: каталог / Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан. - Казань: Идель-Пресс, 2005. - 144 с.
60. Народные художественные промыслы и ремесла Республики Татарстан: каталог / Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан. - Казань: Идель-Пресс, 2005. - 144 с.
61. Поворознюк О.А. Этапы организации самостоятельной работы бакалавров [Электронный ресурс] // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 12. С. 20-21.;URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-organizatsii- samostoyatelnoy-raboty-bakalavrov#ixzz44dqfpqj3 (дата обращения: 28.03.2016)
62. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]: Минкомсвязь России: сайт. URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3622 (дата обращения 20.02.16).
63. Романова Е. С. 147 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. / Е. С. Романова // 3-е изд, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. — 416 с.
64. Рябов Николай Владимирович Декоративно-прикладное искусство в сфере образования как фактор сохранения преемственности традиций // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-sfere- obrazovaniya-kak-faktor-sohraneniya-preemstvennosti-traditsiy (дата обращения:
22.05.2016) .
65. Салахова Р. И. Формирование ценностного отношения молодежи к родине средствами народных художественных промыслов: Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Салахова Рада Инсафовна. Казань, 2013. - 245 с.
66. Саттарова Л.И. Сокровища народного творчества // Казань. -
2009. - №3. - С.82-85.
67. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-144.
68. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко - М.: Форум, Инфра-М, 2011. - 240 с.
69. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами: учеб.пособие / М.А. Ступницкая - Ярославль: Академия развития, 2008. - 67 с.
70. Субботкин А. Душа мастера живет в его изделиях // Республика Татарстан. - 2006. - №158-159. - С.5.
71. Титова Г. Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2005. - 150 с.
72. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. С. 123-126.;URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o- tehnologii-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 28.03.2016)
73. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) "бакалавр"): приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 780; Министерство образования и науки: сайт. URL: ЬЬр://минобрнауки.рф/документы/1925 (дата обращения:
28.03.2016)
74. Хамитбаева Н. Первая мануфактурная выставка в Казани // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2008. - № 1. - С. 233-238.
75. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: учебник / Б.И.Хасан, П.А. Сергоманов - М.: Дашков и Ко, 2010. - 154 с.
76. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - N4. URL: http://www. eidos. ru/joumal/2007/0705-4 (дата обращения 23.02.16)
77. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
78. Хуторской А.В. Ключевы компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
79. Центр развития народных художественных промыслов и ремесел
Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL:
http://remeslo.tatar.ru/rus/remeclo/about.htm (дата обращения 15.03.2011).
80. Чаббаров Р.Х. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства (на примере Тюменского региона): Дисс. канд. пед. наук:
13.0. 02 / Чаббаров Радик Хамзяевич. - Екатеринбург, 2012. - 202 с.
81. Чаббаров, Р.Х. Особенности развития народного декоративно-прикладного искусства Тюменского региона / Р.Х. Чаббаров // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 9. - С. 70-74.
82. Чаббаров, Р.Х. Педагогические условия формирования профессиональных умений студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства / Р.Х. Чаббаров // В мире научных открытий. - 2010. - № 3. - С. 88-92.
83. Чаббаров, Р.Х. Синтез традиционной и современной материальной культуры в архитектуре и дизайне / Р.Х. Чаббаров // Научное обозрение. - 2009. -№6. - С . 111-115.
84. Чаббаров, Р.Х. Теоретические основы формирования профессиональных умений студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства Тюменского региона / Р.Х. Чаббаров // Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 92-98.
85. Чаббаров, Р.Х. Этнокультурные моменты формирования
традиционного декоративно-прикладного искусства / Р.Х. Чаббаров // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 6. - С. 44-54.
86. Чаббаров. Р.Х. Национально-культурные тенденции в
современном дизайне и архитектуре / Р.Х. Чаббаров // Известия Уральского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 202-206.
87. Шаймиев М.Ш. Выразительность, мастерство и духовная
наполненность всегда отличали наши промыслы // Российские промыслы. -
2001. - №6- 7. - С.3.
88. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С.Е.Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №4. - С. 58-62.
89. Ахметшина Г.Р. Педагогический потенциал народного
прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №1. ;
URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=8284 (дата обращения:
14.05.2016) .
б) литература на иностранном языке
90. Blank W.E. Hand Book for Developing Competency: Based Training
Programs. - New Jersey: Prentice Hall, 1982. - 378 p.
91. Duncum P. What Elementary General Teachers Need to Know to Teach Art Well // Art Education. - 1999. - November. - P. 33-38.
Hutmacher W. Key Competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Strasburg, 1997.
в) интернет источники
94. www.минобрнауки.рф
95. www.ehea.info
96. www.edu.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ