Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ

Работа №37414

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций студентов будущих инженеров 13
1.1 Инженерная подготовка в контексте компетентностного подхода 13
1.2 Квинтэссенция стратегии формирования профессиональной
компетентности в инженерном образовании 16
1.3 Интерактивные возможности кейс-технологии в учебном процессе
вуза 19
Выводы к главе 1 26
Глава 2. Организация эксперимента по формированию профессиональных компетенций студентов энергетических вузов средствами кейс-технологии 29
2.1 Педагогические условия формирования профессиональных
компетенций студентов энергетических вузов средствами кейстехнологии 29
2.2 Диагностическая система мониторинга результатов обучения,
получаемых в результате освоения курса 35
2.3. Экспериментальная проверка эффективности применения кейстехнологий при формировании профессиональных компетенций студентов при изучении инженерных дисциплин 44
Выводы к главе 2 53
Заключение 56
Список литературы 61
Приложение.


Актуальность темы исследования. За последние десятилетия с расширением Интернета и появлением новых отраслей информационной индустрии произошли масштабные изменения во всех сферах человеческой деятельности. Сегодня системы машинного зрения для контроля производственных процессов, технологии «дополненной реальности» для различных производств, облачные вычисления, интернет вещей - все то, что несколько лет назад было прогнозами, становится обычными повседневными практиками. Согласно индексу сетевой готовности, предложенным Всемирным экономическим форумом для оценки готовности стран к цифровой экономике и отражающим уровень развития информационно - коммуникационных технологий в них, Россия занимает 41 место. При этом авторитетные специалисты считают, что у нашей страны есть потенциал для увеличения скорости цифровизации. На государственном уровне это характеризуется созданием и утверждением 28 июля 2017 года программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В мировой и Российской экономике идет процесс трансформации, влекущий за собой смену парадигм и появление новых отраслей производства. Меняется расстановка сил в мире, векторы внешних и национальных политик.
В таких условиях неизбежны трансформации в образовании. В России они начались в 2003 году с присоединением к Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» 1999 года. Болонский процесс запустил в России модернизацию образования, направленную на формирование единого европейского пространства высшего образования, основанного на единых критериях и методологиях, касающихся организации процесса обучения, его содержания, образовательных результатов. Результатом обучения в контексте Болонского процесса является профессиональная подготовленность выпускника к рынку труда, под которой понимается кроме готовности использовать полученные знания, умения и компетенции в профессиональной деятельности, еще и набор личностных характеристик,
определяющий успешный рост выпускника вуза в выбранной профессии, а также способствующий их трудоустройству. В таком результате обучения заинтересованы как сами выпускники, так и работодатели, и общество, экономика в целом. То есть в основе образовательной системы лежит компетентностный подход, в котором содержание образования не сводится к знаниевому компоненту, а включает целостный опыт действия в различных жизненных ситуациях, решения проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, проявление компетенций. Компетентностный подход в образовании предполагает не просто усвоение знаний обучающимися, а освоение умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Даже такой признак замена понятия «специальность» на «направление» применительно к бакалавриату и магистратуре сигнализирует о семантическом сдвиге в осмыслении целей и задач образования.
Как известно, создание высокотехнологичной промышленности невозможно без хорошо подготовленных инженерных кадров. Поэтому развитию инженерного образования уделяется особое внимание в нашей стране. В свете общей модернизации высшего образования изменяется и идеология подготовки инженера. Сегодня вуз должен готовить выпускника нового формата, с новыми компетенциями, уверенного и готового к изменениям, независимого от фактов и узких знаний, а способного развиваться вместе с технологиями. Сегодня успешность выпускника вуза определяется его мультидисциплинарными знаниями, готовностью принимать нестандартные решения и степенью развития гибких навыков. Это значит, что обучаясь в вузе, студент должен учиться оперативно решать задачи, находить необходимую информацию, работать в команде, видеть перспективу и готовиться к ней, уметь принимать решения, разрабатывать и реализовывать проекты, устанавливать коммуникацию и партнерство.
И чтобы подготовить такого выпускника педагог должен найти новые инструменты, средства, подходы, методы, технологии обучения,
позволяющие достичь поставленной цели. В частности, одним из таких инструментов является кейс-технология. Ее особенностью является интерактивность обучения и направленность на формирование знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальных или смоделированных проблемных ситуаций в контексте профессиональной деятельности, что способствует развитию у обучающихся коммуникативных умений, способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, учит использовать знания на практике. Но проблема выявления педагогических условий применения кейстехнологии при формировании профессиональных компетенций
магистрантов энергетического вуза не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Степень разработанности.
В ходе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы было выявлено, что различные аспекты реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании нашли отражение в работах многих отечественных ученых, педагогов и исследователей. Так виды компетентности исследованы в работах И.А. Абрамова, Б.Ш. Алиева, H.A. Банько, И.Д. Белоновской, М.В. Бернавской,
O.A. Валихановой, Г.М. Гаджиева, A.B. Гусева, Е.Б. Ерцкиной, Г.И. Илларионовой, М.М. Махмудовой, И.В. Новгородцевой, А.Н. Нюдюрмагомедова, H.H. Овчинниковой, H.A. Онищенко, Е.В. Ранцевича, С.А. Татьяненко и др. Методологический потенциал компетентностного подхода в области инженерного образования рассматривают Н.Т. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, Н.А. Банько, Л. Гребнев, С.Е. Каплина, В. Кружалин, Р.М. Петрунева и др.
Условиям и дидактическим основам формирования компетентности инженера посвящены работы Н.В. Алехиной, М.Б. Бетугановой, М.А. Ивановой, М.И. Глотовой, И.М. Наумовой, Д.В. Ушакова и др. Проблема оценки сформированности компетенций студентов технических вузов отражена в трудах Е.А. Петренко, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, О.Н. Калачиковой, И. Козиной, Е.И. Михайловой, Г.Н. Прозументовой, О.Г. Смоляниновой, Ю.П. Сурмина и др. Значимые результаты в области исследования развития компетенций представлены в работах зарубежных авторов (М. Bems, Т. Chamorro-Premuzic, О. Gerardus Brngman, А. Fumham,
О. Nordhaug, J. Sandberg,).
Особое внимание в нашем исследовании было уделено изучению работ ученых, разрабатывающих личностно-ориентированные, в частности интерактивные, образовательные технологии. Авторами, оказавшими наибольшее влияние на идеологии исследования, являются В.П.Беспалько, В.Г.Гульчевская, Г.И.Ибрагимов, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская.
Метод кейсов и кейс-технология представлены в трудах Ю.М. Царапкиной, В.В. Щеколда, Е.В. Дырдиной, А.А. Гаврилова. В различных исследованиях отражены такие аспекты кейс-технологии как использование кейсов в профессиональном образовании (Н.А. Айцева, И.В. Воронина, В.А. Делигер, А.М. Каунов, Е.В. Маликова, Т.Б. Межова, Н.В. Ходякова и др.), кейсы как инструмент контроля сформированности компетенций студентов (Е.Н. Красикова, В.И. Николаева, А.Ю. Собко и др.). Весомый вклад в разработку методического обеспечения и внедрение этого метода внесли как отечественные (Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт), так и зарубежные ученые (E. Dall’Amico, S. Verona, A. Van Heuvelen).
Обзор источников и литературы по рассматриваемому вопросу позволил выделить противоречия между:
- необходимостью подготовки студента энергетического вуза, обладающего определенным уровнем профессиональной компетентности, и недостаточным опытом в организации образовательного процесса в инженерном вузе, направленного на формирование компетенций;
- объективной необходимостью поиска инновационных форм совершенствования процесса обучения студентов и недостаточной разработанностью методик оценки и развития компетенций;
- существенным педагогическим потенциалом кейс-технологии и недостаточной разработанностью педагогических условий ее реализации при формировании профессиональных компетенций магистрантов энергетического вуза.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов, будущих инженеров, при использовании кейс-технологии?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов энергетических вузов средствами кейс-технологии.
Объект исследования - процесс формирования профессиональных компетенций студентов энергетических вузов.
Предмет исследования - педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов энергетического вуза путем применения кейс-технологии.
Гипотеза исследования. Формирование профессиональных компетенций студентов энергетических вузов средствами кейс-технологии будет эффективным, если в ходе осуществления образовательной деятельности при изучении дисциплин профессионального цикла будут реализованы следующие педагогические условия:
• внедрение учебной программы инженерных дисциплин, разработанной на основе использования кейс-технологии;
• использование при реализации технических дисциплин инженерных кейсов с учетом типологии, структуры, педагогических возможностей кейсов, содержания учебной программы;
• компетентностная направленность используемой диагностической карты результатов обучения, получаемых в результате освоения курса;
• организация педагогического коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса при реализации кейс-технологии;
• организация мониторинга сформированности профессиональных компетенций при освоении дисциплины на основе кейс-технологии.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить основные подходы к формированию профессиональных компетенций студентов - будущих инженеров.
2. Раскрыть сущностную характеристику и основные особенности применения кейс технологии.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов энергетических вузов средствами кейс-технологии.
4. Провести экспериментальную проверку эффективности применения кейс-технологий при формировании профессиональных компетенций студентов при изучении инженерных дисциплин.
Теоретико-методологической основой исследования выступают основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), личностно-ориентированный (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и компетентностный (В.И. Байденко, В.А. Болотова, И.А. Зимней, А.М.Хуторского и др.) подходы в обучении, теория развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреев, М.М. Бахтин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский).
В выпускной квалификационной работе применялись следующие
методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по
проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое
наблюдение, изучение и анализ документации, изучение и анализ
деятельности испытуемых (работа в команде, презентация решений),
изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический
8
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования (статистическая обработка малых выборок по критериям Манна-Уитни, Крамера-Уэлча, Хи- квадрата, Фишера).
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (паспорт опытно-экспериментальной базы исследования см. приложение 1).
Научная новизна исследования:
1. Выявлены педагогические условия применения кейс-технологии при формировании профессиональных компетенций студентов энергетического вуза.
2. Разработана и апробирована программа дисциплины «Автоматизация в системах электроснабжения объектов капитального строительства» с применением кейс-технологии.
3. Разработаны и апробированы оценочно-диагностические формы для мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций при изучении технических дисциплин.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Исследованы особенности применения кейс-технологии при формировании профессиональных компетенций студентов вузов.
2. Раскрыта роль и значение педагогического коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса при реализации кейстехнологии.
3. Выявлены педагогические условия применения кейс-технологии при формировании профессиональных компетенций студентов вуза.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана и апробирована программа дисциплины «Автоматизация в системах электроснабжения объектов капитального строительства» с применением кейс-технологии позволит совершенствовать учебно-педагогический процесс в энергетическом вузе.
2. Разработанные методические рекомендации по использованию кейстехнологии в техническом вузе будут полезны для преподавателей технических дисциплин.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» ФГБОУ ВО «КГЭУ», на Международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли», СИНЕРГИЯ-2017 (Казань, 5-6 декабря 2017г.), V Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов-на-Дону, 14-15 декабря 2017г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности (Казань, 27-28 марта 2018), IV Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов-на-Дону, 11-13 декабря 2018г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности (Казань, 27-28 марта 2018), а также апробировались в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательно учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет».
Результаты исследования отражены в следующих публикациях (1,9375 п.л.):
1. Логачева А.Г., Максимов В.В. Кейс-метод как дидактический инструмент компетентностного подхода в инженерном образовании // Сборник докладов международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли», СИНЕРГИЯ-2017 (0,375 п.л.);
2. Логачева А.Г., Зацаринная Ю.Н. Исследование коммуникативных умений студентов магистратуры энергетического ВУЗа// V Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» 14-15 декабря 2017 года, Россия, Ростов-на-Дону (0,25 п.л.);
3. Логачева А.Г., Голованова И.И. Технологии формирования профессиональных компетенций магистрантов технического вуза / III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 27-28 марта 2018 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2018. - С.167-172 (0,375 п.л.);
4. Голованова И.И., Логачева А.Г. Применение кейс-метода при обучении магистрантов энергетического вуза // IV Всероссийская научнопрактическая конференция личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. Ростов-на-Дону: издательство «Южный федеральный университет», 2018. №6. C.137-141 (0,3125 п.л.);
5. Логачева А.Г., Голованова И.И. Применение кейс-метода в преподавании технических дисциплин / IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 27-28 марта 2019 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. - С.227-233 (0,375 п.л.);
6. Логачева А.Г., Голованова И.И. Эффективность кейс-метода при формировании профессиональных компетенций магистрантов технического вуза / Проблемы современного педагогического образования, 2019. Вып.№63. Ч.4. С.148-151. (0,25 п.л.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа педагогической и методической литературы удалось выявить, что в основе современной стратегии формирования профессиональной компетентности в инженерном образовании лежит интеграция традиционных и компентентностных-ориентированных методов и технологий обучения, диагностики и оценки образовательных достижений, применяемых во взаимосвязи с содержанием обучения и динамикой овладения способами учебно-познавательной деятельности от узнавания к репродуктивному использованию и далее - к надситуативному применению в учебно-профессиональной ситуации в условиях ценностной ориентации образования.
Поставленные цели и определенные стратегии могут быть достигнуты и реализованы, когда при проектировании профессиональной подготовки инженера в образовательный процесс встраиваются принципы активного обучения и применяются интерактивные технологии обучения. При раскрытии сущностной характеристики кейс-технологии необходимо выделить то, что кейс-технология представляет собой интерактивную образовательную технологию, в основе которой лежит анализ некой проблемной ситуации. Она объединяет в себе такие методы активного обучения как ролевые игры, метод проблемного обучения, метод проектов, ситуативный анализ, но центральным методом при этом является одноименный кейс-метод.
Характерными особенностями использования кейс-технологии в вузе является выделение двух подходов: разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в студенческой аудитории и использование кейса как иллюстративного материала для ознакомления учащихся с возможными профессиональными проблемами и способами их разрешения. Наряду с профессиональными компетенциями решение кейсов способствует развитию аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных навыков, самоанализа.
Также особенности применения кейс технологии при подготовке будущих инженеров является то, что кейсы могут быть использованы на учебных занятиях любого типа - лекционных занятиях, лабораторных, практических; для самостоятельной работы и на промежуточной аттестации. Обучение с помощью кейс-технологии в общем случае содержит в себе несколько основных этапов: подготовительный, основной (исполнительно - творческий), заключительный. С помощью кейсов могут быть достигнуты различные образовательные цели, такие как закрепление и совершенствование знаний, формирование новых знаний и умений, а также контроль и проверка знаний. При этом большое внимание следует уделять подбору и разработке кейса, а также оценке его решения. Роль преподавателя во время работы над кейсом сводится к роли модератора и наблюдателя. При оценке решений, представленных студентами, необходимо отмечать сильные и слабые стороны, воодушевлять их на дальнейшую работу.
Организация эксперимента по формированию профессиональных компетенций студентов энергетических вузов средствами кейс-технологии проходила на базе Казанского государственного энергетического университета, в исследовании приняли участие магистранты второго года обучения в количестве 52 человек (две учебные группы по 22 и 25 человек). Эксперимент проходил в три этапа.
На первом подготовительном этапе экспериментальноисследовательской деятельности, включающем период с сентября по декабрь 2017 года, на основании анализа литературы, обобщения современной педагогической практики и накопленного собственного профессионального опыта нами были выделены следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов энергетических вузов средствами кейс-технологии:
• внедрение учебной программы инженерных дисциплин, разработанной на основе использования кейс-технологии;
• использование при реализации технических дисциплин инженерных кейсов с учетом типологии, структуры, педагогических возможностей кейсов, содержания учебной программы;
• компетентностная направленность используемой диагностической карты результатов обучения, получаемых в результате освоения курса;
• организация педагогического коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса при реализации кейс-технологии;
• организация мониторинга сформированности профессиональных компетенций при освоении дисциплины на основе кейс-технологии.
На этом этапе нами, в том числе, была спроектирована рабочая программа дисциплины «Автоматизация в системах электроснабжения объектов капитального строительства», направленная на формирование профессиональных компетенций студентов на основе кейс-технологии. Программа также включает разработанный набор учебных и контрольных кейсов, карту результатов обучения, получаемых в ходе освоения курса, фонд оценочных средств результатов обучения. Кроме того, на этом этапе нами был осуществлен сбор входных данных, включающий диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций студентов. В качестве диагностических инструментов мы использовали тест по дисциплине на платформе Moodle, включающий 17 вопросов различной сложности и содержащий как тесты на проверку знаниевого компонента, так и умений и навыков применения знаний в ситуациях практической деятельности. Кроме того, в диагностическом исследовании использовалась самостоятельно разработанная анкета, реализованная с помощью формы Google, включающая 17 вопросов, ориентированных на самостоятельную оценку студентами сформированности составляющих профессиональных компетенций, формируемых в рамках изучаемой дисциплины. Оценка сформированности складывалась на основе анализа ответов студентов по составляющим «знания, умения, навыки» каждой из компетенций.
На втором этапе проводилось внедрение и апробация данной программы на учебных занятиях. Данный этап длился два семестра, с января по декабрь 2018 года. В ходе занятий применялось большое разнообразие кейсов, различающихся по типу, объему и дидактическим особенностям. Для достижения конкретных целей нам потребовалась адаптация имеющихся и разработка новых кейсов с учетом содержательных особенностей дисциплины и организации учебного процесса.
Для обеспечения контроля и диагностирования процесса обучения и образовательных результатов, разработанная нами диагностическая карта результатов обучения имеет компетентностную направленность. В ней представлены четкие критерии оценки сформированности профессиональных компетенций, которые возможно развивать и оценивать средствами кейстехнологии.
Эффективность применения кейсов в преподавании технических дисциплин зависит также от компетенции преподавателя в осуществлении им педагогических функций как при проектировании, так и при реализации занятия, поэтому большое значение имеет организация педагогического коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса при реализации кейс-технологии. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно в среде, где студенты не боятся открыто высказывать свое мнение, принимать ответственность за свои решения, где присутствует атмосфера творчества, совместного поиска, воодушевления, эмоционального комфорта. Такую среду на каждом этапе организации образовательной деятельности преподаватель создает путем реализации нескольких педагогических функций, приоритетность которых варьируется в зависимости от целей и задачей этапа занятия. Это функции: предметной компетентности, организационная, проявляющаяся в управлении образовательным процессом, функции, связанные с сопровождением студентов в учебном процессе, мотивационная функция и функция индивидуальной ориентации, а также функция установления взаимосвязи «преподаватель - студент», гностическая.
В ходе освоения дисциплины осуществлялся мониторинг достижения образовательных результатов, в котором использовались разработанные диагностические карты. При этом использовались различные формы оценки, такие как самооценка, взаимная оценка, оценка преподавателя и экспертная оценка.
Третий этап по экспериментальной проверке эффективности применения кейс-технологий при формировании профессиональных компетенций студентов при изучении инженерных дисциплин проходил в 2019 году, с января по апрель. На этом этапе была проведена итоговая диагностика сформированности профессиональных компетенций, в которой была использована анкета самооценки с помощью формы Google и тест, включающий 17 вопросов.
В ходе обработки полученных результатов было выявлено, что изменение среднего балла относительно входного тестирования в контрольной и экспериментальной группах составило 27% и 34% соответственно. При этом самооценка сформированности составляющих компетенций студентами показала изменение среднего балла на 42% и 44% в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Таким образом, использование кейс-метода так же, как и традиционных методик обучения, способствует формированию профессиональных компетенций студентов. При этом уровень сформированности компетенций с применением кейс технологии не хуже, что говорит об эффективности его применения. Следует отметить, что уровень включенности и активности студентов в процесс обучения при реализации кейс технологии был гораздо выше, чем у студентов, обучающихся при традиционной организации занятий.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295). Режим доступа: http://fgosvo.ru/
3. Абрамова Н.С., Колдина М.И., Ваганова О.И. Кейс-технологии в профессиональном образовании / Проблемы современного педагогического образования 58-3. 2018. С.11-14.
4. Амельченко Т. В. Стратегии обучения анализу социально
педагогических ситуаций в формировании профессиональной компетентности будущего социального педагога // Вестник БГУ. 2010. №15. URL: https://cyberlenmka.m/article/n/strategii-obuchemya-analizu-sotsialno-
pedagogicheskih-situatsiy-v-formirovanii-professionalnoy-kompetentnosti- buduschego (дата обращения: 24.05.2019).
5. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4. С. 61-69.
6. Артамонова Е.В. Контрольно-оценочный компонент в условиях реформирования отечественного профессионального образования: проблемы и перспективы развития / Е.В. Артамонова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 2 (29). - С. 9 - 13.
7. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология, Том 5, № 2 (15). 2016. С. 22-26.
8. Багирова И. Х., Бурыхин Б. С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в про- цессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3 (19). С. 118-129., с. 120.
9. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к
освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/kompetentsn-v-
professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата
обращения: 20.04.2019)
10. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса// Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник. -М., 2002.
11. Белокреницкая П.А., Макарова А.О., Козловская Н.А., Колесникова
Т.Д., Балашова К.А. Трансформация образования в 21 веке // Вестник науки и образования. 2019. №1-1 (55). С. 101-103. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-v-21-veke (дата
обращения: 13.06.2019).
12. Белоновская И.Д., Григоров И.В. Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки [Монография]. Уфа: ООО «Аэтерна», 2017. С.159.
13. Бурканова О.П., Янкина О.Е. Диагностика и оценка качества образовательных достижений студентов в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №6-1 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-i-otsenka-kachestva-obrazovatelnyh- dostizheniy-studentov-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 23.05.2019).
14. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: методическое
пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина; Казанский федеральный университет. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - 288 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276278 (07.01.2019).
15. Горшкова, О. О. Интегративный подход к организации самостоятельной работы студентов технического вуза / О. О. Горшкова // Межвузовский сб. науч. трудов «Проектирование и организация
самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода».-Тула: ТГПУ-2009.-С.40- 48 (0,5 п.л.).
16. Горшкова, О. О. Компоненты готовности будущего инженера к исследовательской деятельности / О. О. Горшкова // Сборник научных трудов, СурГУ. Выпуск 35. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2011. - С.115-120 (0,3 п.л.).
17. Горшкова, О. О. Формирование компетенций будущего инженера / О. О. Горшкова // Международная конференция «Политика, экономика, социум: стратегическое приоритеты развития и механизмы взаимодействия в современной России». - Екатеринбург: УрАГС. - 2008. - С.9-12 (0,25 п.л.)
18. Граничина О.А. Математико-статистические методы психологопедагогических исследований. СПб.: Издательство ВВМ, 2012. - 115 с.
19. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.
20. Дудник А.С. Чолышкина О.Г., Луцкий М.Г. Анализ технологии применения блокчейн совместно с технологией интернет вещей для обработки и хранения результатов измерений //Young Scientist, № 5 (57). 2018. С.179-183
21. Егорова М.А. Метод кейсов как инструмент формирования
адекватного отношения к информации студентов технического вуза при обучении информатике // Вестник РУДН. Серия: Информатизация
образования. 2016. №4. С. 14-21.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-keysov-kak-instrument-
formirovaniya-adekvatnogo-otnosheniya-k-informatsii-studentov-tehnicheskogo- vuza-pri-obuchenii-mformatike (дата обращения: 13.06.2019).
22. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. - метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2010. - 59 с.
23. Захаров Д.Ю. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2004. - С.56-84.
24. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy- podhod-k-obrazovaniyu (дата обращения: 20.04.2019).
25. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №2. - С. 7-14.
26. Идрисов Г. И., Княгинин В. Н., Кудрин А. Л., Рожкова Е. С. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. 2018. № 4. С. 5—25.
27. Киёмова К. А. Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 423424. — URL https://moluch.ru/archive/155/43668/ (дата обращения: 05.03.2019).
28. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании / М.В. Кондурар // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1(8). - С. 189 - 192.
29. Майхнер Х.Е. Корпоративные тренинги. М., 2002.
30. Машиньян А.А., Кочергина Н.В. О компетентности и компетенциях в образовании / А.А. Машиньян, Н.В. Кочергина // Перспективы Науки и Образования. - 2015. - № 5 (17). - С. 43-46.
31. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51., https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy- studentov-v-usloviyah-proektnoy-deyatelnosti
32. Осипова С.И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика №6. 2016. С.53-59
33. Пономарева С.В., Хачатурян А.А., Мельникова А.С. Влияние
цифровизации и индустриализации на планирование активов и научнотехнологическое развитие производственно-экономической системы Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. №4. С.60-69. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nvliyanie-tsifrovizatsii-i-industrializatsii-na- planirovanie-aktivov-i-nauchno-tehnologicheskoe-razvitie-proizvodstvenno (дата обращения: 13.06.2019).
34. Рахманкулова Г. А., Мустафина Д. А., Ребро И. В. Кейс - метод как средство формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4334 (дата обращения:
05.10.2017)
35. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность / Г.К. Селевко // Сельская школа. 2004. - №3. - С. 29-32.
36. Сергеева М.Г., Мачехина Н.А. Трансформации педагогической деятельности учителя в условиях цифровизации образования // Вопросы педагогики №3, 2019. С. 259-262
37. Серебрякова Н.Г. Современные концепции инженерного образования: анализ в рамках компетентностного подхода. 1навацьп. С.23-27.
38. Сиротина В.Л. Использование кейс-технологии в образовательном процессе // Электронный справочник «Информио». Публикации. 10.05.2016 URL: http://www.informio.ru/publications/id2188/Ispolzovanie-keis-tehnologii-v- obrazovatelnom-processe (дата обращения: 17.05.2018)
39. Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Гуманитарный вестник. — Красноярск, 2000. — С. 1519.
40. Смолянинова О.Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Лобанова О.Б. Реализация кейс-технологий в профессиональной
подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20683 (дата обращения: 15.05.2018).
41. Соснин Н. Компетентностный подход: проблемы освоения // Высшее
образование в России. 2007. №6. С.42-45. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/kompetentnostnyy-podhod-problemy-osvoeniya (дата обращения: 16.05.2019).
42. Старикова О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Старикова О.Г; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. - Краснодар, 2011. - 434 с.
43. Сурмин Ю. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю.Сурмин (и др.). - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
44. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.
45. Тащиян И. Н. Использование кейс-метода в практике профессионального обучения // Образование. Карьера. Общество. 2014. №2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-metoda-v-praktike- professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 17.05.2018).
46. Тестов В.А., Стратегия обучения в современных условиях // Москва:
Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 01 ноября 2007. URL:
https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11939 18687&archive=1194448667&start_from=&ucat=& (дата обращения:
24.05.2019) .
47. Турчен Д.Н. Изменение образовательной парадигмы в XX - начале XXI в. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4. - С.118 - 121


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ