Введение 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 9
1.1 Виды налоговых проверок и порядок их проведения 9
1.2 Порядок составления отчетности по результатам проведения налоговых проверок 15
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
Заключение 35
Список использованных источников 39
Приложения 41
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исходные данные
В феврале текущего года (10 числа месяца) ИФНС Центрального г. Красноярска было вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Снегирь», применяющего традиционную система налогообложения. Согласно акту, дата начала проверки 01 марта текущего года. Проверке подлежат: НДС, налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций. Проверка началась в назначенный срок. В ходе проведения проверки 11 апреля должностному лицу было отказано в доступе в помещение склада. По данному факту должностным лицом налогового органа был составлен акт о воспрепятствовании доступа в помещение. В результате проверки было выявлено: неправомерное завышение расходов для целей налогообложения в мае года, предшествующего году проверки – 77 000 руб., в июне – 33 000 руб.; излишнее возмещение НДС из бюджета в сумме 90 000 руб. в марте года, предшествующего году проверки. Рассчитать сумму штрафных санкций и пени за нарушение налогового законодательства. Заполнить следующие документы: «Решение о проведении выездной налоговой проверки»; «Акт о воспрепятствовании доступа должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица»; «Акт выездной налоговой проверки».
В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.
Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Кроме этого, имеют место случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными – когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т.е. запрещенными законом способами.
Намеренное и непреднамеренное нарушение законодательства о налогах и сборах приводит порой к существенному недопоступлению налоговых платежей в государственный бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения соблюдения всеми налогоплательщиками налогового законодательства и в конечном счете полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. И решение этой задачи реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.
В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашей стране и за рубежом, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются автору весьма актуальными [13,C.122].
Цель настоящей курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
1. определение роли и места налогового контроля в системе финансового контроля государства;
2. изучение видов, форм и методов налогового контроля;
3. рассмотрение основ организации контрольной работы налоговых органов РФ;
4. определение основных проблем налогового контроля в РФ и направлений его совершенствования на современном этапе.
Объектом данного исследования является налоговый контроль как вид финансового контроля.
Предмет исследования – организация контрольной работы налоговых органов в РФ на современном этапе.
В процессе работы автором использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала по контрольной работе налоговой инспекции.
Тема налогового контроля в достаточной степени освещена в различных литературных источниках. Для написания теоретической курсовой работы автором использовались монографии различных ученых, посвятивших свои научные труды изучению теоретических основ контрольной деятельности: форм, видов, методов контроля, принципов его организации. Это исследования таких ученых, как В.В. Бурцев, С.О. Шохин, В.М. Родионова, и др. для рассмотрения правовых основ организации налогового контроля были использованы работы А.В. Брызгалина, А.Т. Щербинина, Н.А. Гаджиева и др., а также акты законодательства.
Неоценимую помощь автору при определении путей совершенствования контрольной работы оказали многочисленные материалы периодических изданий, ресурсы Internet.
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.
Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.
Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной из которых является стремление плательщика так или иначе избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.
Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.
Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.
Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.
Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.
Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.
Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.
Что касается организации налогового контроля в нашей стране, то сегодня в системе налогового контроля Российской Федерации главным контролирующим органом является Федеральная налоговая служба (ФНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) по субъектам федерации, ИфНС по городам, ИфНС по районам. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.
Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля.
Основным видом налогового контроля в Российской Федерации является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам–на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.
Таким образом, в силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.
Один из путей совершенствования налогового контроля – совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.
Также одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.
В плане совершенствования методологии это, прежде всего, внедрение аналитической составляющей в работу инспекции, особенно в части предварительного контроля. Такому внедрению способствовала бы автоматизация приема налоговых расчетов и проведения камеральных проверок, что позволило бы осуществить замену механического труда аналитическим.
Что касается работы с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением в последнее время является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей стране на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен стать именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него «плана».
В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017).
2. Решение Красноярского городского совета от 29 ноября 2005 г. N В-137 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Красноярска » ( в ред. от 17.11.2016 N В-188).
3. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
4. Курбангалеева, О.А. Как правильно применять "упрощенку" / О.А. Курбангалеева. - М.: Эксмо, 2015.
5. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалав¬риата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015.
6. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
7. Налоговая политика государства : учебник и практикум для академи-ческого бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015.
8. Налоги и налогообложение. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Под ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ, 2012.
9. Погорелова, М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
10. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
11. Зозуля, В. В. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М. : Издательство Юрайт, 2015.
12. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бака¬лавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Изда¬тельство Юрайт, 2016.
13. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.