Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПУНКТУАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №83374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Глава 1. Теоретические аспекты изучения пунктуации в 5-9 классах.
1.1 Лингвистические аспекты изучения пунктуации в 5-9 классах 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты обучения пунктуации
в 5-9 классах 12
1.3 Методические аспекты обучения пунктуации в 5-9 классах 19
Выводы по 1-й главе 26
Глава 2. Методика изучения пунктуации в 5-9 классах 27
2.1 Анализ учебников и программ 27
2.2 Работа над пунктуационными ошибками. Причины, типы ошибки,
методы предупреждения и исправления 41
2.3 Системы работы по пунктуации в 5-9 классах 50
Выводы по 2-й главе 56
Глава 3.Разработка комплекса упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов 58
3.1 Проект комплекса упражнений по формированию пунктуационной
грамотности на уроках русского языка для 5-7 классов 58
3.2 Проект комплекса упражнений по формированию пунктуационной
грамотности на уроках русского языка для 8-9 классов 74
Выводы по 3 главе 85
Заключение 86
Список использованной литературы


Актуальность данной работы заключается в том, что формирование пунктуационной грамотности является одной из основных и важных задач уроков русского языка на каждой ступени обучения. Программа обучения русскому языку предусматривает огромную работу над формированием грамотного письма учащихся, над их связной речью. Чего нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся практически не акцентируют на этом разделе русского языка. Вместе с тем, учащимся приходится постоянно иметь дело со знаками препинания, как в процессе чтения книг, так и при оформлении письменных работ. Кроме того, огромное значение имеет знаки препинания и при формировании навыков выразительного чтения школьников. Человека, который хорошо владеет навыками выразительной речи, окружающим его людям приятно слушать, ему же самому легко выражать свои мысли и чувства. Умение грамотно расставлять знаки препинания облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать - пунктуационными навыками. Так как пунктуация тесно связана с синтаксисом - разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе, задачей школы является: учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения.
Вопросы формирования пунктуационных умений учащихся рассматриваются в трудах Т.Г. Рамзаевой, М.Т. Баранова, Г.И. Блинова, Л.Т. Григорян, Л.С. Трегубовой, и др.
В методических исследованиях содержится характеристика пунктуационных умений, указывается на важность знакомства с обращением и знаками препинания. В трудах учёных-методистов большое внимание выделяют на обучение пунктуации в средней школе. Недостаточная разработанность проблемы обучения пунктуации применительно на данной ступени обучения, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся определили выбор темы исследования и ее актуальность.
Цель работы заключается в разработке комплекса упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты изучения пунктуации в 5-9 классах.
2. Рассмотреть методику изучения пунктуации в 5-9 классах.
3. Разработать комплекс упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов.
Объект исследования: учащиеся 5-9 классов, уровень сформированности пунктуационной грамотности учащихся
Предметом исследования является комплекс упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка.
При написании работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, классификация, обобщение, графический.
Практическая значимость работы заключается в выводах, которые помогут учащимся 5-9 классов повысить уровень пунктуационной грамотности на уроках русского языка.
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе представлены лингвистические аспекты изучения пунктуации в 5-9 классах, описаны психолого-педагогические аспекты обучения пунктуации в 5-9 классах и рассмотрены методические аспекты обучения пунктуации в 5-9 классах.
Во второй главе проведен анализ учебников и программ, приведен количество часов, представлена работа над пунктуационными ошибками, выявлены причины, типы ошибки, методы предупреждения и исправления, описаны системы работы по пунктуации в 5-9 классах.
В третьей главе разработаны проект комплекса упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка для 5-7 классов и проект комплекса упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка для 8-9 классов.
В работе использованы нормативно-правовые материалы, учебные труды таких авторов Н.Н. Алгазина, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Е.Н. Никитина и др., а также источники периодической печати и Интернет-ресурсы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лингвистические аспекты изучения пунктуации в 5-9 классах направлены на соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка и соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе коммуникационного процесса. В 5-9 классах определения и правила представляются в качестве образцов рассуждения и лингвистических текстов, учебник ориентируется на понимание и освоение материала, а не на механическое заучивание, с помощью чего преодолеваются разрывы теории с практикой.
Современная пунктуация считается достаточно сложной и богатой системой. Самым большим достижением современной пунктуации считается её системная организованность. Пунктуация таит в себе значительные возможности: она дает возможность пишущему в передаче мыслей и эмоций. Всё это возможно из-за отражения в ней системного взаимодействия структурного, смыслового и интонационного принципов.
Содержание и методы обучения русскому языку дают возможность приобретать школьникам прочных знаний, умений и навыков в пределах программных требований. Для предотвращения синтаксических ошибки учащихся 5-9 классов в устной и письменной речи, следует осуществить систематическую теоретическую и практическую работу, которая способствует развитию пунктуационной зоркости и которая формирует пунктуационные умения и навыки учащихся. На каждом уроке русского языка следует применять разные методические приемы и упражнения, которые способствуют формировать пунктуационные компетенции.
Анализ учебников и программ по обучению русскому языку в 5-9 классах показал, что они в полной мере соответствует современным требованиям к образованию. Они представляют научную и методическую ценность, могут использоваться для работы в школах с предпрофильной и профильной подготовкой, а также в школах с углублённым изучением русского языка и литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарной направленности. Новые учебно-методические комплексы по русскому языку способствуют оптимизации процесса обучения, не вызывая трудностей при применении в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий. Каждая программа имеет собственные достоинства и преимущества. Программы содержат богатый справочный материал, который способствует организации самостоятельной работы. помимо этого, многие учебники по русскому языку для 5-9 классов содержат подробные образцы разных видов разбора, как орфографических, так и пунктуационных.
Работа над пунктуационными ошибками является важной и незаменимой частью методики преподавания русского языка. Данный вид деятельности необходим, так как формирует у школьников навык самоанализа и самоконтроля, способствуя развитию орфографической и пунктуационной зоркости. Исправление пунктуационных ошибок осуществляет педагог или сами школьники зависимо от целей урока. Если урок был обучающим, то исправление ошибок стоит предоставить школьникам, если контрольным, то в целях экономии времени на уроке ошибки может исправить сам педагог при проверке тетрадей школьников. Работе над ошибками на уроке складывается из таких элементов, как проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка педагогов и организация ими уроков зависят от вида проверенной письменной деятельности школьников: обучающей, контрольной и по развитию связной речи. В зависимости от данного обстоятельства отличаются три методики работы над пунктуационными ошибками.
Системы работы по пунктуации в 5-9 классах сосредоточены на всех этапах подготовки школьников к написанию изложений и сочинений: с рассредоточенной подготовкой (за несколько дней до урока развития связной речи) и с работой на самом уроке развития связной речи. Для работы над пунктуационными ошибками в программах по русскому языку в 5-9 классах учитываются их объяснение при проверке домашнего задания, используя схемы предложений, в которых они имеются и предложения с данной нормой в виде дидактического материала для новых тем. Работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки школьников 5-9 классов.
Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой пунктуационных навыков в 5-7 классов необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.). Проведенный комплекс упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка позволил улучшить общий уровень пунктуационной грамотности учащихся 5-7 классов, повысив процент учащихся с высоким уровнем с 9,5% до 23,8%, средний уровень с 42,9% до 66,7% и понизив учащихся с низким уровнем сформированности пунктуационного навыка с 47,6% до 9,5%.
Комплекс упражнений по формированию пунктуационной грамотности на уроках русского языка для 8-9 классов направлен на систематизацию и закрепление знаний о сложных предложений, знаках препинания в них, на развитие потребности в речевом самосовершенствовании (текстовом), способствует овладение русским языком как средством общения в учебной деятельности и грамотному (коммуникативно-обоснованному) употреблению в речи сложных предложений. Проведенный комплекс упражнений позволил улучшить общий уровень пунктуационной грамотности учащихся 8-9 классов, повысив процент учащихся с высоким уровнем с 19,1% до 28,6%, средний уровень с 57,1% до 71,4%.



1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М.: Проспект, 2010. - 98 с.
2. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Академия, 2015. - 672 с.
3. Бабайцева, В.В. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Синтаксис /Под ред. Е.И. Дибровой. - РнД.: Русский язык,
2010. - 608 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Приор, 2012. - 214 с.
5. Баранов, М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в школе / М.Т. Баранов. - М.: Акс, 2014. - 368с.
6. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. - М.: Приор, 2011. - 420 с.
7. Беспалъко, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалъко. - М.: Проспект, 2010. - 884 с.
8. Блинов, Г.И. Трудные вопросы методики пунктуации в школе / Г.И. Блинов. - М.: Проспект, 2010. - 270 с.
9. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. Из опыта работы / Г.А. Богданова. - М.: Академия, 2014. - 220 с.
10. Бондаренко, С.М. Секреты пунктуации / С.М. Бондаренко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 266 с.
11. Виды разборов на уроках русского языка / Под ред. В.В. Бабайцевой. - М.: Академия, 2010. - 432 с.
12. Выбор методов обучения / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Академия,
2011. - 258 с.
13. Дьяченко, В.К. Новая педагогическая технология в действии / В.К. Дьяченко // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С.19 -20.
14. Иванова, А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках / А.Ф. Иванова // Преподавание истории в школе. - 2014.- № 8. - С.54-55.
15. Кукушкин, Г.И. Принципы подхода к изучению личности школьника / Г.И. Кукушкин // Педагогика. - 2015. - № 4. - С.18-19.
16. Ладыженская, Т.А. Учебник русского языка для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014. - 204 с.
17. Ладыженская, Т.А. Учебник русского языка для 6 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014. - 214 с.
18. Ладыженская, Т.А. Учебник русского языка для 7 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014. - 222 с.
19. Ладыженская, Т.А. Учебник русского языка для 8 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014. - 218 с.
20. Ладыженская, Т.А. Учебник русского языка для 9 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
21. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2015. - 150 с.
22. Меженко, Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку / Ю.С. Меженко. - М.: Творческая педагогика, 2012. - 210 с.
23. Никитина, Е.Н. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.Н. Никитина. - М.: Дрофа, 2015. - 188 с.
24. Никитина, Е.Н. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.Н. Никитина. - М.: Дрофа, 2015. - 160 с.
25. Никитина, Е.Н. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.Н. Никитина. - М.: Дрофа, 2015. - 214 с.
26. Никитина, Е.Н. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.Н. Никитина. - М.: Дрофа, 2015. - 192 с.
27. Никитина, Е.Н. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.Н. Никитина. - М.: Дрофа, 2015. - 206 с.
28. Пименова, С.Н. Русский язык. Практика. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений / С.Н. Пименова, А.П. Еремеева,
A. Ю. Куналова. - М.: Дрофа, 2014. - 354 с.
29. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы: проект.-5-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. - 216 с.
30. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы. / М. М. Разумовская.- М.: Дрофа, 2011. - 234 с.
31. Разумовская, М.М. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова,
B. И. Каппнос. - М.: Дрофа, 2015. - 454с.
32. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 448 с.
33. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «филология» / П.А. Лекант, В.В. Леденева, Т.Ф. Маркелова, М.Ф. Тузова. - М.: Проспект, 2010. - 304 с.
34. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011. - 256 с.
35. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 462 с.
36. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А.. Земская. - М.: Приор, 2010. - 928 с.
37. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев.- М.: Академия, 2010. - 214 с.
38. Тростенцова, Л.А. Русский язык. Учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М Александрова. - М.: Просвещение,
2012. - 268 с.
39. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.- 4- е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 620 с.
40. Шевченко, С. Д. Школьный курс: как научить каждого / С. Д. Шевченко. - М. Просвещение, 2011. - 432 с.
II. Энциклопедии и словари:
41. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2010. - 508 с.
III. Источники:
42. Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»».
43. Правила русской орфографии и пунктуации http: // www._anriintern. com/rus/orfpun/main.htm
44. Рабочая программа по русскому языку по теме: Программа по русскому языку 5-9 класс(По комплексу В.В.Бабайцевой). 10.01.2013. http://www. nsportal.ru. 2013/01/10/programma-po. 5-9-klass.
45. Русский язык. Рабочие программы / А. П. Матвеев. - М.:
Просвещение, 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru
http://www.valeo. akipkro.ruhttp://school-russia.prosv.ru
46. Трома С. С. Приобщение школьников к культуре на уроках русского языка через работу с текстом. / www.rusegu.ru
47. ФГОС ООО внесены изменения. Рубрика: Страничка директора // eduinspector.ru. 2015/02/15 / v-fgos-ooo-vneseny. (дата обращения: 3.2.2016).
48. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
49. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
50. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы
современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ