Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)

Работа №28413

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы231
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
751
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Дифференцированный подход при обучении студентов в условиях модели информационного метаболизма личности 12
1.1. Педагогический процесс и информационные технологии 12
1.1.1. Педагогический процесс,
как одно из главных понятий педагогики 13
1.1.2. Информационная природа педагогического процесса 16
1.1.3. Модель информационного метаболизма 27
1.1.4. ТИМные формы предъявления информации 37
1.1.5. Адаптированная фреймовая модель представления знаний 43
1.2. Модели информационного метаболизма
педагогического процесса 50
1.2.1. Модель информационного метаболизма
традиционного учебного процесса 50
1.2.2. Модели информационного метаболизма
линейных дидактических технологий 57
1.2.3. Модели информационного метаболизма
нелинейных дидактических технологий 63
1.3. Дифференцированный подход к обучению
в моделях информационного метаболизма 75
1.3.1. Технологический подход к учебному процессу 75
1.3.2. Построение нелинейной модели знаний 93
1.3.3. Критерии выбора оптимальной дидактической технологии 100
1.3.4. Дидактический технологический комплекс 102
1.3.5. Описание дифференцированного подхода 107
Глава 2. Реализация дифференцированного подхода
в обучении студентов программированию
на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы данных» 123
2.1. Таксономия дидактических целей
дисциплины «Структуры и алгоритмы данных» 123
2.2. Формирование модели знаний 129
2.2.1. Образная структуры метафрейма
и содержание дисциплины 130
2.2.2. Ситуационная структура метафрейма
и учебные задачи 132
2.2.3. Сценарная структура метафрейма
и цели дисциплины 137
2.3. Организация и условия реализации
дифференцированного подхода в обучении 141
2.3.1. Сценарий дидактического процесса 141
2.3.2. Условия протекания дидактического процесса 145
2.4. Результаты педагогического эксперимента 146
2.4.1. Постановка эксперимента 147
2.4.2. Ход констатирующего эксперимента и анализ данных 153
Заключение 158
Библиографический список 162
Приложение A. Модели шестнадцати типов ИМ 176
Приложение B. Образцы «чистых стилей» устной речи юнговских психологических типов 178
Приложение C. Характерные понятия
для соционических дихотомий 180
Приложение D. Интегральные характеристики речи социотипов 183
Приложение E. Формы подачи информации 187
Приложение F. Интертипные отношения 188
Приложение G. Таксономии педагогических целей 194
Приложение H. Конкретизация дидактической цели 202
Приложение I. Элементы эвристики, применяемые при решении учебных задач 204
Приложение J. Субфрейм модели знаний учебной дисциплины
«Структуры и алгоритмы обработки данных» 205
Приложение K. Фрагменты метафрейма учебной дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных» 206
Приложение L. Пример таблиц расчетных критериев выбора оптимальной дидактической технологии 209
Приложение M. Описание психической структуры студента с ТИМом СЛЭ (сенсорно-логический экстратим, Маршал) 218
Приложение N. Таблицы распределений 221
Приложение O. Основные положения
детерминационного анализа 230

Актуальность научной проблемы исследования вытекает из необходимости повышения качества подготовки инженеров-программистов в условиях лавинообразного нарастания объемов информации, необходимой для их профессиональной деятельности
Имеется противоречие между необходимостью совершенствования деятельности технического вуза, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных подходов, устанавливающих причины, границы педагогической целесообразности, условия применения современных дидактических технологий в учебном процессе, с другой. Что обусловливает актуальность научной проблемы настоящего исследования, которая заключается в определении того, каким образом Должны решаться вопросы оптимизации образовательного процесса в вузе при использовании современных дидактических технологий.
Актуальность темы исследования основывается на следующих фактах:
a) проникновение информационных технологий во все сферы деятельности человека, что ведет, во-первых, к повышению спроса на специалистов - программистов, во-вторых, ставит во все более тесную зависимость от их квалификации все большее количество людей;
b) повышение эффективности учебного процесса преподавателями технических вузов, зачастую, не рассматривается в качестве важной цели;
c) основным источником повышения качества подготовки будущих инженеров в вузах, как правило, является индивидуальное новаторство некоторых представителей профессорско-преподавательского состава высшей технической школы, которое часто не обобщается и не систематизируется для широкого внедрения в силу, как считается в кругу ученых естественников, не-разрывной привязанности оного к личностным качествам педагога;
d) часто единственным критерием методической верности разрабатываемых
преподавателями технических вузов учебно-методических материалов служит личный опыт их самих и ближайших коллег;
e) методическая система преподавания вообще, и преподавания программирования, в частности, в современных технических вузах, как правило, не использует новейшие достижения педагогической науки в силу традиционно недоверчивого отношения преподавателей, имеющих естественно-научное образование, к педагогической науке в целом;
f) отлично зарекомендовавший себя во многих отраслях науки и практики естественно-научный информационных подход к решению их специфических проблем до сих пор не находит нужного применения в сфере педагогической теории и практики;
g) существующая практика использования дифференцированного подхода к обучению базируется на внешних, по отношению к обучаемому, условиях, в силу отсутствия научно-обоснованных технологий учета его индивидуальных психологических различий, проявляющихся в разных способностях к учебе.
Исходя из вышесказанного можно констатировать, что имеются противоречия между: 1) ограниченным бюджетом учебного времени в вузе, с одной стороны, и лавинообразным нарастанием объемов информации, необходимой инженеру-программисту для эффективной профессиональной деятельности, с другой; 2) отсутствием имеющих доверие у профессорско-преподавательского состава высшей технической школы универсальных методов повышения эффективности учебного процесса, с третьей стороны, и игнорированием информационных подходов к возможности их реализации, с четвертой; 3) ограничениями пропускной способности каналов обмена информацией преподавателя структурой его психики, с пятой стороны, и различными пропускными способностями таких каналов у студентов, обучающихся у этого преподавателя, с шестой.
Кроме того, учитывая специфику деятельности программиста, требуется обеспечить массовый выход специалистов, способных к творческому применению полученных в вузе знаний, что противоречит распространенной линейной парадигме образовательного процесса в вузе.
Для снятия данного комплекса противоречий необходимо решить проблему оптимизации информационных взаимодействий между всеми их сторонами: сферой профессиональной информации, студентом, преподавателем и учебным планом. Причем, сделать это необходимо заслуживающим доверие в кругах ученых-естественников способом.
Исходя из этого, сформулируем цель Диссертации: предложить метод повышения качества обучения студентов программированию путем реализации дифференцированного подхода на основе учета их индивидуальных психологических особенностей.
Исходя из этого, под объектом диссертационного исследования будем понимать процесс обучения программированию в техническом вузе будущих инженеров-программистов.
Предполагается, что мало распространенные пока в РФ нелинейные дидактические технологии, или их комбинации вкупе с психологическими моделями информационного метаболизма личности могут привести к желаемому результату.
В качестве предмета диссертационного исследования примем дифференцирование обучения студентов программированию на основе выбора оптимальной дидактической технологии с учетом их индивидуальных психологических различий.
В основу исследования положим гипотезу о том, что реализация дифференцированного подхода в обучении студентов программированию, основанного на оптимизации информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях моделей информационного метаболизма позволит повысить качество подготовки будущих инженеров-программистов. При этом под «качеством подготовки» будем понимать степень готовности выпускника к профессиональной деятельности, определяемую по результатам текущего и итогового контроля по предлагаемой в исследовании методике.
Методологической и теоретической основой для диссертационного исследования будут:
- философские теории детерминированных систем (В.Г. Аверьянов,B. Г Афанасьев, И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, Д.П. Горский, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин и др.), сравнения (Б. Спинозы), самоорганизующихся систем (И. Пригожин), информации (Берг, Глушков, Эшби, С. Янковский и др.);
- основные идеи кибернетической теории управления (П.С. Александров, Н.М. Амосов, М. Аптер, Л. Бриллюэн, З.М. Каневский, А.Н. Колмогоров, П. Косса, Л. Куффиньяль, А.Я. Лернер и др.), теории систем (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Ф. Лефевр и др.), математической теории связи (Н. Винер, Марков, Р. Хартли, К. Шеннон), теории семантической информации (Й. Бар-Ниллел, Р. Карнап);
- основные идеи теории коммуникации (М.А. Василик, М. Вебер, П. Голдинг, В.П. Конецкая, Г. Лассуэлл, Г. Мердок, Ч. Райт, Ф.И. Шарков и др.), сигнифики (Ч.С. Пирс, К. Черри и др.) и фреймовой модели памяти (М. Мински);
- общие идеи психолингвистики (И.А. Бодуэн де Куртене, Л.С. Выготский, Г. Гийом, В. Дорошевский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.В. Ломоносов, А.Ф. Лосев, А.Р. Лурия, А.К. Михальская, А.М. Пешковский, Ж. Пиаже, Ф. Де Сессюр, Л.В. Щерба и др.);
- общепсихологическая теория развития способностей в деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.А. Атанов, В.А. Иваников, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов,C.Л. Рубинштейн и др.);
- теории психологических типов личности (К.Г. Юнг), информационного метаболизма (А. Кемпинский) и социоанализа (А. Аугустинавичуте, В.В. Гуленко, В.В. Мегедь, А.А. Овчаров, Е.С. Филатова, П. Цыпин и др.);
- теория деятельностного подхода к обучению (Г.А. Атанов, П.Я. Гальперин, Б.Ц. Бадмаев, Е.И. Машбиц, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.);
- основные идеи педагогики, освещающие теорию педагогической коммуникации (В.Д. Ширшов), теорию автодидактики (С.А. Днепров) теоретические основы педагогического проектирования (К.Я. Вазина, А.Я. Найн);
- методологические аспекты технологического подхода к обучению (В.Ф. Башарин, В. Беспалько, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, В. Куклин, Дж. Кэролл, В. Наводнов, Н.И. Пак, Д.В. Чернилевский и др.), педагогического тестирования (Э. Лузик, Б. Савельев, М. Челышкова и др.) педагогической оценки (М.С. Крупнова, А.И. Субетто, П.Ф. Талызина) и оценки эффективности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Н. Булынский, А.Л. Галкин, Л.Ф. Колесников, Ю.Н. Трофимов, В.Н. Турченко и др.).
Исходя из вышеуказанного поставим задачи для диссертационного исследования:
a) провести теоретический анализ информационной природы педагогического процесса;
b) опираясь на современные достижения педагогики, информатики и соционическую типологию личности исследовать возможность разработки дифференцированного подхода в обучении на основе моделей информационно¬го метаболизма;
c) обосновать принципы построения дифференцированного подхода в обучении программированию;
d) разработать методику дифференцированного подхода в обучении студентов дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных» на основе моделей информационного метаболизма учебного процесса;
e) выявить условия реализации дифференцированного подхода в обучении студентов дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных»; провести педагогический эксперимент.
Поставленные перед исследованием цель и задачи определяют следующие методы исследования:
♦ теоретические: анализ научной литературы, сравнение, классификация, экстраполяция, моделирование;
♦ эмпирические: проектирование;
♦ Диагностические: тестирование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты в процессе определения эффективности предложенного метода оптимизации учебного процесса; методы математической статистики и детерминационного анализа.
Научная новизна исследования состоит в предложении способа построения дифференцированного подхода в обучении программированию на основе оптимизации информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях моделей его информационного метаболизма.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании принципов построения дифференцированного подхода и методики его реализации в обучении программированию с использованием дидактических техно-логических комплексов.
Практическое значение диссертационного исследования состоит:
a) в создании дидактического технологического комплекса по дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных», позволяющего на основе моделей информационного метаболизма учебного процесса оптимизировать информационное взаимодействие его субъектов;
b) в разработке методики дифференцированного подхода в обучении студен¬тов дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных» с использованием дидактического технологического комплекса;
На защиту выносятся следующие положения:
a) дидактический технологический комплекс, построенный с учетом моделей информационного метаболизма учебного процесса, является средством оптимизации информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
b) методика дифференцированного обучения студентов по дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных» с использованием дидактического технологического комплекса позволяет повысить степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные результаты исследования и выводы по нему заключаются в следующем:
1. Понимание педагогического процесса, как смены состояний педагогической системы, каждое из которых является причиной следующих, требует от преподавателя учета ключевых ее параметров: достижения технологически сформулированных целей; аспектной структуры информационного метаболизма будущей сферы деятельности выпускников, моделей знаний, учебных материалов, самого учебного процесса и применяемых дидактических технологий; психо-информационной структуры обучающихся и своей собственной; коэффициентов эффективности учебного процесса - K epo и подготовленности студентов - K po.
2. С точки зрения технологического подхода к обучению удобно воспользоваться функциональным делением педагогической технологии на подсистемы: дидактическую и воспитательную; целеполагания, контрольную, управленческую, техническую и содержательную; предметные и групповые. Получаемая из них четырехмерная система координат однозначно определяет мельчайшие элементы педагогического процесса - педагогические модули.
3. Для формирования педагогических модулей, обладающих высоким K epo предлагается применять подход к обучению с точки зрения процессов информационного метаболизма, который позволяет на типологическом уровне эффективно решать вопросы оценки обучаемости студентов и, связанные с ними, проблемы формирования учебного контента соответствующих форм.
4. Формирование учебного контента типологически подходящих форм начинается с привлечения аппарата теории типов информационного метаболизма Сложных МеханоЭнергоИнформационных Комплексов для учета аспектной структуры информационного метаболизма будущей сферы деятельности выпускников, который необходим для формирования адекватной ей модели знаний. Она, в свою очередь, может быть как линейной, так и не линейной - в форме метафрейма. Одна может быть конвертирована в другую. Количество информации в последней - Vd fd- определяется как сумма объем всех субфреймов. Исходя из типологических отличий студентов, преподаватель имеет возможность выбора наиболее подходящей из них.
5. Выбранная модель знаний является основой для построения системы технологических педагогических целей, которая трансформирует аспектную структуру модели знаний, компенсируя ее отличия от конкретных типов информационного метаболизма, присущих студентам. Исходя из этой си-стемы целей, с учетом закономерностей информационного метаболизма, отраженных в теории интертипных отношений, формируется содержание учебной дисциплины - свое для каждого из 16 ТИМов.
6. Кроме того, привлечение аналитического аппарата теорий интертипных отношений и типов СМЭИК, а так же информатики позволяет определять аспектную структуру информационного метаболизма известных дидактических технологий. Это позволяет преподавателю на основании объективных критериев - соответствие типов ИМ студента и аспектной структуры модели знаний, студента и дидактической технологии, возможность формирования психологически совместимых учебных микрогрупп и требуемое для освоения компенсированной учебной программы время - делать объективный выбор для включения их дидактический технологческий комплекс.
7. Каждый законченный по смыслу содержательный фрагмент учебного элемента, соответствующий одному узлу модели знаний, заключается в свой педагогический содержательный модуль. Логика управления этими модулями строится на основе правил, присущих выбранной дидактической технологии, и заключается в соответствующих педагогических управленческих модулях. Эти правила учитывают информацию, получаемую и накапливаемую «под юрисдикцией» соответствующих контрольных модулей и модулей целеполагания. Совокупность информации, циркулирующей по упомянутым блокам, является критерием формирования технических модулей, на базе которых и строится учебный процесс.
На основании выполненного статистического и детерминационного анализа данных педагогического эксперимента диссертант утверждает, что:
1. В его ходе обнаружена статистически достоверная (для p= 0,05) связь между психотипом студента и ТИМом, ассоциированным с применяемой для его обучения ДТ;
2. Использование алгоритмического предписания построения нелинейной модели знаний является эффективным средством формирования ДТК - основы применения дифференцированного подхода к обучению в условиях моделей ИМ;
3. Значительную помощь при составлении метафрейма и программы учебной дисциплины, служащих базой для формирования ДТК, оказывает предвари-тельная разработка токсономии дидактических целей, для чего предлагается применять модификацию известного метода конкретизации целей;
4. Предложенная адаптация фреймовой модели представления знаний, системы измерения их объема, модульного подхода к построению ДТ и концепция моделей ИМ ДП может служить основой для создания автоматизированных обучающих комплексов на базе искусственного интеллекта;
5. Поскольку обнаруженная между психотипом студента и ТИМом, ассоциированным с применяемой для его обучения ДТ, связь является проявлением информационной природы педагогического процесса, постольку, комбинируя различные ДТ, включенные в ДТК, в соответствии с критериями их выбора (См. разд. 1.3.3) педагог имеет возможность, действуя по предложен-ной диссертантом методике дифференцированного подхода к обучению программированию студентов технического вуза, оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения.
Исходя из вышеуказанного диссертант заключает, что задачи диссертационного исследования решены. Гипотеза о том, что реализация дифференцированного подхода в обучении студентов программированию, основанного на оптимизации информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях моделей информационного метаболизма, позволит повысить качество подготовки будущих инженеров-программистов - подтверждена. При этом показано, что нелинейные дидактические технологии, или их комбинации вкупе с психологическими моделями информационного метаболизма личности приводят к желаемому результату.
Следовательно цель Диссертации - предложить метод повышения качества обучения студентов программированию путем реализации дифференцированного подхода на основе учета их индивидуальных психологических особенностей - Достигнута. Проблема оптимизации информационных взаимодействий между всеми сторонами ПП разрешена. Комплекс противоречий снят. Отсюда, актуальность темы исследования в предложенной постановке исчерпана .
Что касается научной проблемыiнастоящего исследования, которая заключается в определении того, каким образом Должны, решаться вопросы, оптимизации образовательного процесса в вузе при использовании современных дидактических технологий, то она, вероятно, имеет и иные способы разрешения. А потому и ее актуальность нельзя считать исчерпанной.



1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. / Пер. с англ. - М.: Прогресс культура; Издательство агентства «Яхтсмен», 1995. - 608 с.
2. Алексеева Ю.И. Человеческое знание и его компьютерный образ. - М.: Наука, 1992. - 209 с.
3. Ананьев Б.Г. Теория ощущений, - Л.: ЛГУ, 1961. - 32 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование // Пер. с англ. / В 2-х кн. Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1992. - 400 с.
5. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека. - К.: Издательство Международного института соционики, 1997. - 40 с.
6. Атанов Г.А. Возрождение дидактики - залог развития высшей школы. - Донецк: Издательство ДОУ, 2003. - 180 с.
7. Атанов Г.А. Деятельностный подход к обучению. - Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. - 160 с.
8. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. - Донецк: Издательство ДОУ, 2002. - 504 с.
9. Аугустинавичуте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм // Соционика, ментология и психология личности, 1985, №2. - К.: Издательство международного института соционики, 1985. - С. 2-11.
10. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности, 1996, №4 - К.: Издательство международного института соционики, 1986.- С. <...> - <...>.
11. Аугустинавичуте А. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике - Доступ: [http://www.socionics.ibc.com.ua/t/ symbols.html#top, 15.09.2001 г.]
12. Аугустинавичуте А. Социон, или основы соционики. //в кн. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов. - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; Спб.: Terra Fantastica, 1998. - С. 33.
13. Аугустинавичуте А. Теория интертипных отношений. //в кн. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов. - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»;Спб.: Terra Fantastica, 1998. - С. 194.
14. Аугустинавичуте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. // Соционика, ментология и психология личности, 1998, №№1 - 6. - К.: Издательство международного института соционики, 1985. - С. 11.
15. Архангельский С., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса// Новые методы и средства обуче-ния. - М., 1989. - № 3(7).
16. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). - Киев: Радянська школа, 1983. - 287 с.
17. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации // Советская педагогика, 1982, №11. - М.: АПН СССР, 1982. -С. 30-39.
18. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеч. взаимоотношений; Люди, которые играют в игры, или Вы сказали "Здравствуйте". Что дальше? : Психология человеч. судьбы Эрик Берн; // Пер. с англ. А. А. Грузберга .- Екатеринбург: Литур, 2004 - 572, [3] с.ил.
20. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы, 1988, №1. - С. 3 - 8.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
22. Беспалько В.П. Мониторинг качества образования: Основные идеи и понятия // Педагогика, 1993, №5. - С. 16 - 25.
23. Бжозовска Э. Эффективное использование аудиовизуальных средств при дифференцированном подходе к обучению: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Моск. пед. гос. ун-т .- М. , 1993 - 16 с.
24. Бобков В.В. Использование локальных компьютерных сетей, как компонента дидактической технологии, при подготовке инженеров-программистов // Образовательные технологии. Межвузовский сборник научных тру¬дов / Отв. ред. В.В. Кравец. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. - С. 8-11.
25. Бобков В.В. К вопросу о психо-информационных основаниях дифференциации обучения // Педагогические науки, 2005, №5 - М.: Спутник Плюс, 2005. - С <...>.
26. Бобков В.В. Метод оценки эффективности алгоритмов при помощи характеристических уравнений // Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 60 лет Нижнетагильскому политехническому институту: Сб. тр. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - С. 36-42.
27. Бобков В.В. Опыт разработки и использования учебно-методического комплекса по дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных» // Материалы XV международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 29-30 июня 2004 г.: Научно-методическое издание - Троицк: МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2004. - С. 346-348.
28. Бобков В.В. Основы технологического подхода при обучении программированию инженеров-программистов в техническом вузе // XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. участников конференции. Часть II. - М.: МИФИ, 2002. - С. 17-19.
29. Бобков В.В. Построение дидактического технологического комплекса по дисциплине «Структуры и алгоритмы обработки данных» на основе модели информационного метаболизма педагогического процесса // Материалы XVI международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 28-29 июня 2005 г. - Троицк: МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2005. - с. 13.
30. Бобков В.В. Применение инфотелекоммуникационных технологий в учебном процессе при обучении программированию инженеров-программистов в техническом вузе, как элемент дидактической технологии // Информатизация образования - 2002. Сборник трудов всероссийской научно-методической конференции. Нижний Тагил, 7-10 октября 2002 года / Отв. ред. С.В. Поршнев. - Нижний Тагил: НТГПИ, 2002. - С 355-359.
31. Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.:, 1991.
32. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. - Новосибирск: Наука, 1977. - 198 с.
33. Брауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
34. Бриггс-Майерс И. и П. Различия даров / Перевод с англ. // Соционика, пси-хология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2002, №4. - М.: Парус, 2002.- С. 14.
35. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. /Пер. с англ. Под ред. А.А, Харькевича. - М.: Физматгиз, 1960. - 392 с.: черт.
36. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. /Пер. с англ. Под ред. И.В. Кузнецова. - М.: Мир, 1966. - 271 с.: черт.
37. Букалов А.В. О структурах и квантовании психоинформационного пространства. Синхроника. - Доклад на XIV Международной конференции по соционике. - К.: 19-26 сентября 1998.
38. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма // ж. Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 2. - К.: Издательство международного института соционики, 1995. - С. 11.
39. Букалов А.В. Структурирование психоинформационного пространства,
определение типов информационного метаболизма произвольных объектов и физический процесс наблюдения в квантовой механике // ж. Соционика, ментология и психология личности, 1998, № 3. - Доступ:
[http://www.socionics. ibc.com.ua/t/as398.html, 15.09.2001 г.]
40. Букалов А.В. Феномен структурирования психоинформационного пространства: иерархия объемов человеческого внимания, памяти и мышления // Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 2. - Доступ: [http://www.socionics.ibc.com.Ua/t/magic.html, 15.09.2001 г.]
41. Букалов Г.К.Определение ТИМ технического объекта // Соционика, ментология и психология личности, 1996, № 4. - К.: Издательство международного института соционики, 1996. - С. 108.
42. Букалов Г.К. ТИМ системы "человек-объект"// Соционика, ментология и
психология личности, 1998, № 1. - Доступ:
[http://www.socionics.ibc.com.Ua/t/stanok.html, 15.09.2001 г.]
43. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М.: Советское радио, 1968. - 340 с.
44. Волькенштейн М.В. Теория информации и эволюция // в кн. Кибернетика живого: Биология и информация / Под ред. В.Д. Пекелиса. - М.: Наука, 1984. - С.45
45. Волченко В.Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете // Сознание и физическая реальность. - 1997. - Т.2. - №4. - С.1.
46. Воробъев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений (адаптация теста Дж.Хохланда «самонаправленный поиск»). Руководство. - Ярославль. НПЦ «Психодиагностика», 1994. - 52 с.
47. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дисс ... д-ра фил. наук: 09.00.98. - М., 1995. - 353 с. - Библиогр.: С. 345-353.
48. Галкин А.Л. Информационный метод оценки усвоенности знаний в методике обучения физике:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02. - Ижевск, 2000. - 147 с.
49. ГОС ВПО. Направление подготовки дипломированного специалиста 654600 - Информатика и вычислительная техника. Квалификация - инженер. Регистрационный номер 224 тех/дс - М., 2000 - 53 с.
50. Гузаиров М.Б. Рационализация управления системой непрерывного образования на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества (на примере системы образования республики Башкортостан). Спец. 05.13.10 - управление в социальных и экономических системах: Дисс. ... д-ра техн. наук. - Воронеж, 1998. - <...> с.
51. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. - Новосибирск: Издательство НГУ. 1998. - 270 с.
52. Гурина В.В., Тихонов А.П. Коммуникативная модель как форма проявления психических состояний // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2002, №6. - М.: Парус, 2002.
- С. 11.
53. Данилова В.И. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - М.: 2004. - 134 с.
54. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям /Чернилев- ский Д.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с. : ил.
55. Джордж Ф. Основы кибернетики. - М.: «Радио и связь», 1984. - 486 с.
56. Дульнев Г.Н. Информация - фундаментальная сущность природы // Терминатор, 1996, №1. - СПб, 1996. - С. 64-66.
57. Епишева О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные технологические процедуры: Книга для учителя. - Тобольск: ТГПИ, 1999. - 174 с.
58. Жуков Н.И. Информация: философский анализ информации - центрнального понятия кибернетики. - Минск: Наука и техника, 1966. - 165 с.: ил.
59. Жуков Н.И. Философские основы кибернетики. - Минск: Изд-во БГУ, 1970. - 116 с.: ил.
60. Игнатов В.А. Теория информации и передачи сигналов: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1999. - 280 с.: ил.
61. Ильясов Д.Ф. Проектирование педагогических теорий. // ж. Педагогика, 2004, №9. - М.: Педагогика, 2004. - С. 13.
62. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1978. - 208 с.
63. Кибернетика живого: Биология и информация / Под ред. В.Д. Пекелиса. - М.: Наука, 1984. - 144 с.
64. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. Тезисы докладов (Москва, 11 - 13 сентября 1996 г.) / Под научн. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 212 с.
65. Кларин В.М. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 c. - Библиогр.: в подстроч. Примеч.
66. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.: <...>, 1991. - <...> с.
67. Колмогоров А.Н. Теория передачи информации. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 33 с.
68. Колычева З.И. Теоретические основы педагогической технологии: Учебное пособ. для студ. пед. вузов/Под ред. Г.И. Егорова. - 2-е изд., дополн. и исправл. - Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2003. - 232 с. : ил
69. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч.1. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 152 с.
70. Крупнова М.С. Реализация управления деятельностью высших учебных заведений на основе рейтинговой системы оценивания: Дисс. ... канд. техн. наук: 05.13.10. - Воронеж, 2000. - 122 с.
71. Кузьменкова Т.Е. Индивидуальный подход к учащимся в условиях дифференцированного обучения математике в старших классах средней школы:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02. - Минск, 1993. - 143 с.
72. Куликов В.П. Информационные технологии в профессиональной подготовке инженеров по направлению «Информатика и вычислительная техника» (на примере обучения графическим дисциплинам):: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. - Ярославль, 2004. - 24 с.
73. Лекант П.А. Эмоциональный аспект русского предложения. // Педагогическое образование и наука, 2004, №4. - М.: МАНПО, 2004. - С. 18.
74. Леонтьев В.О. Чем кошка отличается от собаки, или модель экстраверсии // Соционика, психология и межличностные отношения: чело¬век, коллектив, общество, 2003, №6. - М.: Парус, 2003. - С. 22.
75. Лытов Д.А. Универсальность соционических категорий. Формально-логические и грамматические аналоги 4-х функций К.Г. Юнга // Соционика, ментология и психология личности, 2001, № 5. - Доступ:
[http://www.socionics.ibc.com.ua/t/univer.html#top, 15.09.2001 г.]
76. Мегедь В.В. Наука вербального и невербального общения. // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2004, №2. - М.: Парус, 2004. - С. 8.
77. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. - М.: Армада-пресс,2002.- 704 с.
78. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. - М.: Наука. Физматлит, 1998. - 192 с.
79. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. // В сб.: Инженерная психология. - М.: Прогресс, 1964. - С. 213.
80. Мински М. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия, 1979. - 151 с.
81. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 c.: ил.
82. Низамутдинова М.А. Управление учебной деятельностью учащихся в условиях индивидуализации и дифференциации обучения:: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 1993. - 167 с.
83. Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. - М.: Наука, 1970. - 206 с.
84.Основы теории коммуникации: Учебник для студентов вузов, обучающих¬ся по специальности 020300 "Социология"/ М.А. Василик. - М.: Гардарики,2003. - 615 с. : ил.
85. Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография.- Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 223 с.
86. Паничев С.А. Дедуктивный принцип обучения в высшем естественнонаучном образовании. // Педагогика, 2004, №8. - М.: Педагогика, 2004. - С. 18.
87. Паращенко И.П. Информация и информатика. - Троицк: Тровант, 2005 - 24 с.
88. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
89. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с.
90. Петрова Е. Стили устной речи в русском языке и измененные состояния сознания в связи с психологическими типами Юнга. // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2002, №2.
- М.: Парус, 2002. - С. 15.
91. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1970. - 432 с.: ил.
92. Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. - М.: Нау-ка, 1971. - 292 с.: черт.
93. Потапов А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Б.м., Б.г.. - 196 с.: ил.
94. Пригожин И.Р. Введение в термодинамику необратимых процессов // И. Пригожин; Пер. с англ. В.В. Михайлова; Под ред. Н.С. Акулова.
- 2. изд.- М., Ижевск: РХД: R&C Dynamics, 2001 - 159 с.ил. - Доп. тит. л. изд.: Springfild, 1955, англ.. - Библиогр. в тексте. - Указ.
95. Прокофьева Т.Н. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - Доступ: [http://bookap.by.ru/socionica/prokofieva/oglav.shtm, 20.12.2004 г.]
96. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. В.К. Радзиховская, А.А. Ки-рьянов, Т.А. Пекишева и др.; Под общ. ред. В.К. Радзиховской. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2003. - 464 с.
97. Рейнин Г.Р. Группа биполярных признаков в типологии Юнга. // Соционика, ментология и психология личности, 1996, №6. - К.: Издательство международного института соционики, 1996. - С. 44-48.
98. Рейнин Г.Р. Знание и информация. // Соционика, ментология и психология
личности, 2000, №3. - Доступ: [http://www.socionics.ibc.com.uaj
index.html#top, 15.09.2001 г.]
99. Рейнин Г.Р. Контрапункт восприятия. // Соционика, ментология и психология личности, 1998, №1. - Доступ: [http://www.socionics.ibc.com.uaj index.html#top, 15.09.2001 г.]
100. Роузен Д. Дао Юнга / Пер. с англ. - К.: София, 1997. - 256 с.
101. Румянцева Е.А. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма:: Дисс. . канд. псих. наук : 13.00.08 — Кострома, 1996. - 175 с.
102. Румянцева Т.А. Выявление преобладающих функций автора текста мето-дом юстирования. // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2002, №2. - М.: Парус, 2002. - С. 18.
103. Садыкова В.А. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе:: Автореф. . канд. пед. наук : 13.00.08. - Казань, 2005. - 20 с.: ил.
104. Самойлова И.Г. Интегральный тип информационного метаболизма малой группы в производственной организации:: Дисс. . канд. психол. наук : 19.00.05. — Ярославль, 1996. - 176 с.
105. Седов Е.А. Эволюция и информация. - М.: Наука, 1976. - 232 с.
106. Серавин Л.Н. Теория информации с точки зрения биолога. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 160 с.
107. Сергиенко Т.Н. Дифференциация обучения физике в условиях сельской школы:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 1992. - 199 с.: ил.
108. Силин А.А. Информация как фундаментальная сущность бытия // Препринт, 1992, №24 - М.: МНТЦ ВЕНТ, 1992. - 18 с.
109. Смирнова И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения:: Дис. . док. пед. наук : 13.00.02. - М., 1994. - 364 с.: ил.
110. Стариченко Б.Е. Количественный информационный анализ дидактических систем // В кн. Информатизация образования-2002. Сборник трудов всероссийской научно-методической конференции. Нижний Тагил, 7 - 10 октября 2002 года / Отв. ред. С.В. Поршнев. - Нижний Тагил: РИО НТГПИ. - С. 50.
111. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. университет, 2004. - 218 с.: ил.
112. Таланов В.Л. Новые представления о физиологическом механизме и локализации базисных юнговских функций. // Соционика, ментология и психология личности, 2002,№ 4. - Доступ: [ http://www.socionics.ibc.com.uaj soc 99 2.html#top, 15.01.2002].
113. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - Спб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - 928 с.
114. Талипова Н.З. Развитие речевой деятельности студентов на основе зарубежных технологий обучения:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань,2004. - 198 с.: ил.
115. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения. // Педагогика, 2004, №8. - М.: Педагогика, 2004. - С. 35.
116. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Под ред. Д.В. Чернилевского, - М.: Экспедитор, 1996. - 288 с.
117. Тихонов А.П. Теория психологических типов К.Г. Юнга и ее дальнейшее развитие. // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2002, №6. - М.: Парус, 2002. - С. 2-10.
118. Тихонов А.П., Лапина И.В. Гипотеза совпадений или совпадение гипотез: Доклад на международной конференции по соционике, Киев, сентябрь 1998.
119. Травин И.В. Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения:: Дис. . канд. психол. Наук : 19.00.07. - М.: 2004. - 157 с.
120. Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. - Спб.: Дельта, 1999. - 368 с.: ил.
121. Филатова Е.С. Личность в зеркале соционики. - Спб.: Б&К, 2001. - 286 с.
122. Филиппов Д.Е. Логическая структуризация учебного материала как сред-ство систематизации и обобщения знаний учащихся страших классов средней школы по физике:: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2004. - 183 с.
123. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
124. Харкевич А.А. О ценности информации. В сб “Проблемы
кибернетики”. // Вып. 4, М.: Физматгиз, 1960. - C. 53-72.
125. Цыпин П. Знаки соционических функций и их расстановка в модели А. // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2003, №7. - М.: Парус, 2003. - С. 2.
126. Цыпин П. Материальное производство в соционической интерпретации. Соционика как инструмент профориентации // ж. Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2004, №4. - М.: Парус , 2004. - С. 26.
127. Цыпин П. Структура речи в соционике. // ж. Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество, 2003, №12. - М.: Парус, 2003. - С. 2.
128. Цыпин П. Структурно-содержательные характеристики отношений в соционике. Темпераментные установки и интертипные отношения. // ж. Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, обще-ство, 2003, №4. - М.: Парус, 2003. - С. 30.
129. Цыпин П. Характеристики студентов различных соционических типв. // ж. Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллек¬тив, общество, 2002, №6. - М.: Парус, 2002. - С. 17.
130.Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических дан-ных. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1982.
131.Чесноков С.В. Силлогизмы в детерминационном анализе. // Известия АН СССР, серия Техническая кибернетика, 1984, № 5, - С. 55-83.
132.Чесноков С.В. Вычисление точности D-силлогизмов в статистике таблиц сопряженности. // Известия АН СССР, серия Техническая кибернетика, №1, 1985, - С. 141-144.
133.Чесноков С.В. Детерминационная двузначная силлогистика. // Известия АН СССР, серия Техническая кибернетика, 1990, №5, - С. 3-21.
134.Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - Спб.: Речь, 2002. - 480 с.
135.Энциклопедия кибернетики. / Под ред. В.М. Глушкова. - Киев: Гл. ред. Украинской Советской энциклопедии, 1974. - Т.1 - 608 с.
136. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий // Пер. с англ. В.В. Зелинской. - СПб.: ИЧП «Палантир», 1994. - 136 с.
137. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
138. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем.; Под общ. ред. В.В. Зелинского. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 656 с.
139. Юнг К.Г. Тэвистонстские лекции. - Доступ: [http://jungland.indeep.ru/ modules.php?name=Sections&op=viewarticle&artid=100, 01.04.2005 г.].
140. Hartley R.V.L. Transmission of Information // BSTJ, 1928, V.7, №3 - 735 p.
141. Cube F. Kybernetische Grundlagen des Lernens und Lehrens. - Stuttgart: E. Klett Verlag, 1965.
142. Frank H. Ein adaptives Lehrautomat fur verzweigte Progrsmmen. - In: Lehrmaschinen in kybernetischer und pedagogischer Sicht (2) / H. Frank (Hrsg.). - Munchen: Klett-Oldenburg Verlag, 1964.
143. Ridel H. Die Altersabhandigkeit informatijnspsychologischer Parameter und ihre moglische Bedeutung fur Lehralgoritmen. - In: Lehrmaschinen in kybernetischer und pedagogischer Sicht (2) / H. Frank (Hrsg.). - Munchen: Klett-Oldenburg Verlag, 1964.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ