Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые особенности женской речи в английском языке и их практическое применение на уроках английского языка

Работа №82994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования женской речи 6
1.1 Подходы к определению понятия «гендер» в лингвистике 6
1.2 Лингвистические особенности женского речевого поведения 16
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 Средства выражения женской речи в английском языке 27
2.1. Фонетические особенности английской женской речи 27
2.2. Лексические особенности женской речи 31
2.3. Грамматические особенности английской женской речи 39
2.4 Применение материала на уроках английского языка 45
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58

Актуальность настоящей работы определяется необходимостью изучения гендерного аспекта интеллектуального общения, проходящего в рамках телевизионного дискурса. В последнее время возрастает интерес к гендерным исследованиям как за рубежом, где рассмотрение гендерной проблематики началось раньше, так и в нашей стране, где вопрос гендера стал актуальным в самом конце ХХ и особенно в начале ХХ! века [Кирилина 2005: 7]. В России проводятся научные семинары, конференции, посвящённые вопросам гендера, появляется большое количество разных работ, как статей, так и книг, монографий, кандидатских и докторских диссертаций, исследующих вопросы гендерной идентичности, конструирования гендера, существующие гендерные стереотипы, их формирование и проявление в речевом поведении.
В связи с уже упомянутым ростом популярности гендерных исследований появляются работы, затрагивающие вопросы гендерных стереотипов, в том числе и речевых (например, с точки зрения социальных параметров [Гаранович 2011]), а также вопросы проявления гендера в поведении людей, участвующих в определённом типе коммуникации (например, в устной научной коммуникации [Маслова 2007]).
Поскольку гендер является компонентом коллективного и индивидуального сознания, постольку его необходимо изучать с позиции когнитивного феномена, проявляющегося в стереотипах, фиксируемых языком, и в речевом поведении индивидов, которые, с одной стороны, осознают свою принадлежность к мужскому или женскому полу, а с другой, испытывают определенное давление аксиологически не нейтральных структур языка, отражающих коллективное видение гендера. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение личности (в том числе и речевое), процессы ее языковой социализации.
Предполагается, что в речевых действиях и поведении женщин существуют общие для них особенности, отличающиеся по ряду параметров от особенностей мужской языковой личности. Общность языковых знаний и способностей речевой деятельности и речевого поведения позволяет выделить совокупную языковую женскую личность. Своеобразие женской языковой личности проявляется на когнитивном, вербально-семантическом, мотивационном или прагматическом уровнях. Другими словами, женской языковой личности свойственна особая организация когнитивного уровня, свои представления о мире, отображенные в языковой картине мира в определенных семантических (ассоциативных) полях.
Многочисленные работы в области гендерологии показывают, что пол влияет на речевое поведение как самого человека, так и его собеседников. Это прослеживается на разных уровнях языка, от фонетики до синтаксиса (см., например, работы П. Траджилла, Т.В. Гомона, А.А. Вейлерт, Е.А. Земской, М.М. Китайгородской, Н.Н. Розановой и др.).
В данной работе выявляются, описываются и анализируются языковые особенности речевого поведения женщин в реальной коммуникации.
Новизна этой работы определяется в том, что впервые в рамках одного исследования предпринимается анализ языковых особенностей женской речи и их применения на уроках иностранного языка.
Объектом исследования была выбрана женская речь.
Предметом исследования является лигвистическая реализация особенностей женской речи.
Цель работы - выявить, описать и проанализировать языковые особенности женской речи и особенности использования данного материала на роках иностранного языка.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
1. проанализировать существующую научную литературу, посвящённую гендерным исследованиям, с целью уточнения основных терминов и формирования понятийно-терминологического аппарата настоящего исследования;
2. провести лингвистический анализ фонетических особенностей женской речи,
3. провести лингвистический анализ лексических особенностей женской речи,
4. провести лингвистический анализ грамматических особенностей женской речи,
5. предложить методику использования женской речи на уроках иностранного языка.
Методологической базой исследования стали отечественные и зарубежные работы в области гендерной лингвистики (А.В. Кирилиной, Е.И. Горошко, Дж. Коатс, Д. Таннен, Б. Барон и др.), психолингвистики (Н.В. Уфимцевой, В.В. Красных), когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Т.А. ван Дейка) что было обусловлено междисциплинарным характером данной работы так как исследования гендера невозможны без целого комплекса других антропоцентричных наук, таких, как психолингвистика, психология, социология, культурология и др.
В ходе исследования использовались методы текстологического, дискурсивного, структурного, синтагматического, семантического анализа, метод сопоставительного исследования, контент-анализ.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке основных принципов анализа реализации женской речи на фонетическом, лексическом и фонетическом уровне.
Практическая ценность состоит в возможности использования полученных результатов в различных учебных курсах по языкознанию, психолингвистике, гендерной лингвистике, лексикологии, стилистике, межкультурной коммуникации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе гендер видится как важный, но не единственный параметр, участвующий в конструировании социальной идентичности говорящего. Исходя из того, что гендер является социально-обусловленным аспектом языкового поведения людей, будучи при этом институционализированным и ритуализированным, можно утверждать, что он является продуктом культуры, а следовательно отражает представления о маскулинности и фемининности того или иного общества. Таким образом, проявления гендера, например, в гендерных стереотипах, будет не абсолютным, а изменяющимся.
Именно социальная обусловленность гендера позволяет нам утверждать, что речевые гендерные стереотипы будут меняться в зависимости от разных факторов, культуры людей, их пола, возраста, социального статуса, а проявление речевых гендерных стереотипов будет зависеть не только от социальных факторов говорящего, но и от контекстной ситуации, в том числе и от вида дискурса.
Частные выводы проведенного исследования сводятся к следующим положениям:
1. Различия в речевом поведении человека, обусловленные его полом, проявляются на всех уровнях языка, охватывают все элементы языковой системы: от языковой способности до основных механизмов речемыслительной деятельности (порождения, восприятия и понимания речевого высказывания).
2. Эти различия обнаружены и в области фонетики (особенности произношения тех или иных звуков, просодических элементов звукового рисунка), в словообразовании морфологии (частотные особенности использовния тех или иных частей речи), в организации словаря женщины, грамматических особенностях их речи (статистического превалирования одних грамматических структур над другими), синтаксисе (преференции в употреблении различных синтаксических связей, синтаксической сложности предложений), дискурсе и прагматике (например, в оценочной окраске предметов и явлений окружающего нас мира).
3. Различия носят не инвентарный (существуют языковые структуры, которые употребляют только женщины), а вероятностный характер (т.е. проявляются в некоторых частотных закономерностях их использования).
В ходе работы было установлены самые частотные параметры «женского языка» - слова женской сферы, аффективные прилагательные, существительные, глаголы, интенсификаторы. «Женский язык» составил 9,46% во всех исследуемых материалах. (было проанализировано 70 материалов).
Лексика «женской сферы интересов» всегда появлялась вместе с аффективными прилагательными, существительными, глаголами и композитами.Было сделано предположение, что так произошло из-за наибольшей частотности этих параметров в текстах в целом. Кроме того, аффективные части речи служат «эмоциональным подкреплением» к лексике женской сферы. Никогда не встречались вместе композиты и вопросительные формы. Это можно объяснить тем, что композиты используются преимущественно в описательных конструкциях, поэтому не очень совместимы с функцией вопроса в предложении. К параметрам, которые встречались вместе произвольно, относятся интенсификаторы и вежливые формы, слова, смягчающие категоричность с аффективными глаголами, вежливыми формами и восклицательными конструкциями и другие.Такую произвольную корреляцию можно объяснить тем, что данные параметры не были частотными в тексте, следовательно, нельзя вывести определенную зависимость между ними.
Гендерные особенности текстов массово-информационного, или масс-медийного, дискурса на сегодняшний день недостаточно изучены. Чтобы сделать более общие выводы о проявлении речевых гендерных стереотипов в текстах СМИ, необходимо изучать разные типы текстов, что требует дальнейшего глубокого исследования. Мы считаем, что на основе данного исследования важно продолжить изучение реализации речевых гендерных стереотипов в разных типах как телевизионного, так и шире - массово-информационного, или масс-медийного дискурса. Нам представляются наиболее интересными следующие направления исследований:
• изучение реализации речевых гендерных стереотипов в развлекательных текстах массово-информационного дискурса, так как по содержанию и стилю коммуникации они наиболее далеки от материалов, проанализированных в рамках настоящей диссертации, и могут позволить сделать выводы относительно зависимости реализации речевых гендерных стереотипов от типов текстов масс-медийного дискурса;
• изучение реализации речевых гендерных стереотипов в устной речи, порождённой спонтанно в рамках интервьюирования на заданную тему мужчинами и женщинами, относящимися к различным возрастным и социальным группам;
• выявление гендерных стереотипов в сознании носителей русского языка и культуры, не получивших высшее образование, так как стереотипы являются элементами «содержания» сознания, и их формирование зависит от социальных факторов;
• выявление гендерных стереотипов в сознании носителей иностранных языков и культур, так как стереотипы обусловлены национально-культурной спецификой, и, соответственно, речевые гендерные стереотипы, существующие в одной культуре могут и будут отличаться от речевых гендерных стереотипов других культур;
• анализ реализации речевых гендерных стереотипов, существующих в других культурах, в текстах разного типа дискурса на материале соответствующих языков.



1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. С. 136-137.
2. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани. Рязань, 2013. - 430с.
3. Вейлерт А.А. О зависимости количественных показателей языка от пола говорящего лица // Вопросы языкознания. М.,1976, № 4. С. 138-143
4. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования (тезисное изложение лекции) // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. - М., 2011. - С. 29-34.
5. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. С. 6-9.
6. Вул С.М., Мартынюк А.П. Теоретические предпосылки диагностирования половой принадлежности автора документа // Современное состояние и перспективы развития традиционных видов криминалистической экспертизы. - М., 2012. С. 105-112.
7. Гендер как интрига познания. / Сборник статей, сост. Кирилина А.В. М., 2014. - С. 63-90
8. Гомон Т.В. Исследование документов с деформированной внутренней структурой. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
9. Горошко Е.И. Теоретическое состояние проблемы половой дихотомии в вербальном поведении // Вербальные и невербальные дейксисы маскулинности и фемининности. - Кривой Рог, 2012. С. 24-100.
10. Горошко Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол: Аналитический обзор. - М., 2015. - 490с.
11. Деррида Ж. Подпись - событие - контекст // Дискурс. 1996, № 1. С. 39-55.
12. Добровольский Д.О., Кирилина А.В. Феминистская идеология в гендерных исследованиях и критерии научности // Гендер как интрига познания. Сборник статей. - М., 2010. С. 19-35
13. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. - М., 2010.
14. Есперсен О. Философия грамматики. - М., 1958.
15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. - М.,2006.
16. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб, 2010. - С. 73-110
17. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. - М., 1993. С. 90-136.
18. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. О чем и как говорят женщины и мужчины // Русская речь. - М., 1989. №1. С. 42-46.
19. Камерон Д. Теоретические дискуссии в феминистской лингвистике: вопросы пола и гендера // Гендер и язык. - М., 2005. - С. 359562.
20. Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического 174 эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. Под ред. Н.В. Уфимцевой. М., 1996.С. 67-96.
21. Кирилина А.В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах // Гендерное образование в системе высшей школы: состояние и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 24-25 июня 2005г. - Иваново, 2005. - С. 132 - 136.
22. Кирилина А.В. Категория «gender» в языкознании // Женщина в российском обществе. 1997. № 2. - М., 1997. - С. 51-58.
23. Кирилина А.В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки.- 2000, - №3. - С. 19-27.
24. Кирилина А.В., Томская М.В. Лингвистические гендерные
исследования // Отечественные записки. 2005, № 2.
25. Китайгородская М.В. Вариативность в выражении роду существительных при обозначении женщин по профессии // Социально - лингвистические исследования. Под ред. Л.П. Крысина, Д.Н. Шмелева. М., 1976. С. 144-155.
26. Коатс Дж. Женщины, мужчины и язык // Гендер и язык. - М., 2005. - С. 31-231.
27. Колесникова М.С. Гендерные асимметрии и стереотипы в лингвострановедческих словарях // Доклады Первой международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация» Москва, МГЛУ, 25-26 ноября 1999. - М., 2011 - С. 212-221.
28. Колесникова М.С. Лексикографические аспекты современных гендерных исследований // Гендер как интрига познания: гендерные исследования в лингвистике, литературоведении и теории коммуникации: Альманах. Пилотный выпуск. - М., 2012. С. 28-36.
29. Коттхофф Х. Гендерные исследования в прикладной лингвистике // Гендер и язык. - М., 2015. С. 563-622.
30. Кронгауз М.А. Sexus, или Проблема пола в русском языке // Русистика. Славистика. Индовропеистика. - М., 1996. - С. 510-525.
31. Крючкова Т.Б. Некоторые экспериментальные исследования особенности использования русского языка мужчинами и женщинами // Проблемы психолингвистики. Под ред. Ю.А. Сорокина и А.М. Шахнаровича. М., 1975. С. 186-199.
32. Леонтьева А.А., Мартынюк А.П. Стереотипы мужских и женских качеств в речи авторов - мужчин и женщин. Харьков, 1989.
33. Мартынюк А.П. О реализации принципа вежливости в речи мужчин и женщин // Вестник Харьковского университета. - Харьков, 2010. - С. 89-92.
34. Маслова Л.Н. Выражение согласия/несогласия в устной научной коммуникации: гендерный аспект: Дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2007.
35. Медведева Т. В., Мурай О. В. Гендерная вариативность речи британской молодёжи // Фонетическая вариативность современной английской речи. - М., 2007. - С. 88 - 97. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 523)
36. Мошинская Л.Р. Влияние половозрастных особенностей субъекта на процесс вербальной коммуникации // Тезисы VI всесоюзного симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1987. С. 44-46.
37. Немировский М.Я. Способы обозначения пола в языках мира // Памяти академика Н.Я. Марра. М.-Л., 1938.
38. Ольшанский И.Г. Гендер как одно из направлений социолингвистики // Проблемы социолингвистики и многоязычия. - М., 1997, вып. 1. С. 22-34.
39. Потапов В.В. Попытки пересмотра гендерного признака в английском языке / Гендер как интрига познания. Сборник статей. М., 2010. С. 84-92.
40. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. - М., 2013. С. 15-34.
41. Соловьева Н. С. К вопросу о гендерных исследованиях // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. - Магнитогорск, 2006. - С. 138-146.
42. Табурова 1999а - Табурова С.К. Механизмы создания
экспрессивности в репликах мужчин и женщин - депутатов бундестага // Гендерный фактор в языке и коммуникации. - Иваново, 2011. С. 63-71.
43. Таннен Д. Ты просто меня не понимаешь: Женщины и мужчины в диалоге // Гендер и язык. - М., 2015. С. 233-510.
44. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии // Общественные науки и современность. - М., 2012, № 6. С. 45-69.
45. Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. М., 1999 №5. С. 71-85.
46. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия
феминистских текстов. Переводы. СПб., 2010. - С. 193-220.
47. Халеева И.И. Гендер как интрига познания // Гендер как интрига познания. Сборник статей. - М., 2010. С. 9-18.
48. Холод А.М. Мужская и женская картина мира в русском языке // Вербальные и невербальные дейксисы маскулинности и фемининности. - Кривой Рог, 2013. С. 101-121.
49. Холод А.М. Мужская и женская картина мира в русском языке // Вербальные и невербальные дейксисы маскулинности и фемининности. Кривой Рог, 1997. С. 101-121
50. Холод А.М. Речевые картины мира мужчин и женщин. Днепропетровск, 2012. - 330с.
51. Шахмайкин А.М. Проблема лингвистического статуса категории рода // Актуальные проблемы современной русистики: Диахрония и синхрония. М., 2012. С. 226-273.
52. Янко-Триницкая Н.А. Наименования лиц женского пода существительными женского и мужского рода // Развитие словообразования современного русского языка. - М., 2014. С. 153-167.
53. Cameron D. Feminism and Linguistic Theory. Second Edition. 1992.
54. Charles Sanders Peirce, Joseph Jastrow «On Small Differences in Sensation» - NY, 2014
55. Coates J. Language, Gender and Career // Language and Gender. Interdisciplinary Perspectives. New York, 1995. P 13-30.
56. Cruttenden A. Gimson’s Pronunciation of English. - 7th ed. - London : Hodder Education, 2008. - 362 p.
57. Harris Z. Discourse analysis // Language. 1952.V. 28. №1, pp. 1-30.
58. Hughes A., Trudgill P., Watt D. English Accents and Dialects. - 4th ed. -London : Hodder Arnold, 2005. - 159 p
59. Jespersen O. Language, its Nature, Development and Origin. London, 1922. URL: http: //interl anguages.net/j esplanguage. html (Дата обращения: 13.04.2014).
60. Jespersen O. The Woman // The Feminist Critique of Language. London,
1998. P. 225-241.
61. Labov W. Principles of Linguistic Change. - Vol. 2. Social Factors. - Oxford : Blackwell Publishers Ltd., 2001. - 539 p.
62. Lakoff R. Language and Woman's Place. New York, 1975.
63. Lakoff R. Language and Women's Place // Language in Society. Cambridge, 1973. N 2. P. 45-79.
64. McConnell-Ginet S. Intonation in a man’s world, in Thorne, B., Kramarae, C. and Henley, N. (eds.) Language, Gender and Society, Rowley, Mass., Newbury House. - 2014
65. Pollack W.S. Male Adolescent Rites of Passage: Positive Visions of Multiple Developmental Pathways // Youth Violence: Scientific Approaches to Prevention. 2003. P 141-150.
66. Pusch L. Das Deutsche als Mannersprache // Aufsaetze und Glossen zur feminististeschen Linguistik. Frankfurt am Main, 1983. S. 9-17.
67. Sapir E. Male ad Female Forms of Speech in Yana // Selected writings of Edward Sapir. Los Angeles, 1968. P. 206-212.
68. Tannen D. The Relativity of Linguistic Strategies: Rethinking Power and Solidarity in Gender and Dominance // Gender and Conversational Interaction. New York, 1994. P. 19-52.
69. Trudgill P. Sociolinguistics: an introduction to language and society. - London : Penguin, 2000. - 228 p.
70. Wells, J. C. What is Estuary English? // English Teaching Professional. - London : UCL, 1997. (3). - P. 46-47.
71. Vogue USA (http://www.vogue.com/?us_site=y)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ