Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №27606
Тип работыДиссертация
Предметрусский язык
Объем работы254
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§ 1. Принципы выделения глаголов движения. Их специфические особенности 15
§ 2. Системно-функциональное описание лексико-семантической группы бесприставочных глаголов движения в учебных целях... 27
§ 3. Системно-функциональное описание лексикосемантичес-кой группы приставочных глаголов движения в учебных целях 38
§ 4. Сопоставительный анализ бесприставочных и приставочных глаголов движения в русском и марийском языках как лингводидактическая основа реализации транспозиции и преодоления интерференции 50
ВЫВОДЫ по I главе 60
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКИМ ГЛАГОЛАМ ДВИЖЕНИЯ В МАРИЙСКИХ ГРУППАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
§ 1. Вопросы обучения глаголам движения в учебной и методической литературе 64
§ 2. Экспериментальное исследование степени распространенности, устойчивости и частотности ошибок студентов при употреблении бесприставочных и приставочных глаголов движения 79
ВЫВОДЫ по II главе 103
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ БЕСПРИСТАВОЧНЫХ И ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ
§ 1. Лингвистические, дидактические и психологические
предпосылки обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения в системно-функциональном аспекте 105
§ 2. Программа совершенствования устной и письменной речи
студентов-мари в практическом курсе русского языка на материале глаголов движения 119
§ 3. Система и приемы реализации экспериментальной программы
по обучению бесприставочным и приставочным глаголам движения в системно-функциональном аспекте 128
§ 4. Результаты проверки эффективности предложенной системы работы по обучению русским бесприставочным и приставочным глаголам движения на основе системно-функционального подхода 144
ВЫВОДЫ по III главе 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
ЛИТЕРАТУРА 155
ПРИЛОЖЕНИЯ 181

Актуальность исследования. Кардинальные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны обусловили со¬временные реформы в области образования, правовой базой осуществление которых является закон Российской Федерации «Об образовании» (2002г.). Необходимость повышения качества образования отмечается также в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000г.), в «Федеральном законе о русском языке» Проект (2001г.) и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002г.). Таким образом, важность разработки обновленного филологического образования школьников и студентов, будущих учителей- словесников, диктуется современной стратегией развития российской школы и российских средних и высших педагогических учебных заведений, их направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. В связи с реализацией данной стратегии особую значимость приобретает язык, который «определяет видение мира с высоты хранимого в нем труда поколений, полного разума» (В .Г. Костомаров). Выполняя три основные функции - формирования, выражения и сообщения мысли, язык берет на себя ведущую роль в создании думающей, говорящей и действующей личности. Для того чтобы такая личность утвердилась в жизни, очень важно обучать школьников и студентов «языкопользованию» (Г.О. Винокур). Такой подход позволяет сконцентрировать внимание на одной из существенных функций языка - функции общения.
Лингвистика последних лет, развивая традиции отечественного знания и методики, сосредоточивается на описании внутренней организации системы языка, в частности синтаксической, то есть рассматривает язык с точки зрения того, как он функционирует, как служит выражению мысли. Этот аспект получил освещение в свое время в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, предсказавшего выход лингвистики XX века в сферу взаимодействия с другими науками о человеке (психологией, антропологией, социологией, биологией) и тем самым заложившего основы таких наук, как психолингвистика, социолингвистика и т. п., а также переместившего акценты в сторону функциональности. Эта концепция выдающегося лингвиста стала реальностью, о чем свидетельствуют исследования отечественных лингвистов в области функциональной грамматики (А.В. Бондарко, В.Г. Гак, Г.А. Золотова, С.Д. Кацнельсон, М.А. Шелякин и др.).
Проблемы обучения грамматическим нормам неродного языка в функциональном аспекте освещаются в работах психолингвистов (Б.В. Беляев, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и лингводидактов ( Р.В. Альмухаметов, Г.А. Анисимов, Е.А. Быстрова, А.Н. Васильева, Е.М. Верещагин, В.Д. Виноградов, Г.Г. Городилова, К.З. Закирьянов, В.Г. Костомаров, Л.М. Кузнецова, О.Д. Митрофанова, Е.И. Пассов, Л.Г.Саяхова, Л.П. Федоренко, Т.И. Чижова, Л.З. Шакирова, Н.М.Шанский и др.).
С реализацией функционального принципа при обучении грамматическим нормам языка смыкаются вопросы, связанные с работой по формированию умений и навыков создания текстов. В этом плане имеют большую значимость исследования Л.И. Величко, В.И. Капинос, Т.А. Лады¬женской, Н.А. Пленкина и других.
Наша диссертационная работа посвящается системно¬функциональному изучению глаголов движения студентами-мари в практическом курсе русского языка, что позволяет отойти от традиционных и достаточно исследованных подходов при изучении грамматики и взять за основу приоритетное в настоящее время направление в теории языка и коммуникативном обучении. При таком подходе возникает возможность соединить системное изучение языка и идеи функциональной грамматики, суть которой - в изучении системных норм в их функционировании, что означает реализацию грамматических норм на уровне речевых способностей личности.
В качестве конкретного материала для реализации системно-функционального принципа в изучении грамматики мы обращаемся к глаголам, которые, по выражению А.М. Пешковского, являются «живыми» словами, «оживляющими все, к чему они приложены».
Обращение к данной лексико-грамматической группе слов обусловлено тем, что глагольная лексика - одна из самых многочисленных после имен существительных в русском языке. Так, по данным Р. С. Ганжи, в четырехтомном «Словаре русского языка» (Изд-во АН СССР, 1955-1961гг.) из 82159 слов, зарегистрированных в словаре, существительных - более 32860, глаголов - около 25000, т.е. соответственно 40% и 30,3%. В составе глагола весьма частотными являются лексемы, обозначающие движение, представленные двумя группами: бесприставочными и образованными от них приставочными глаголами, являющимися важной конструктивной основой при построении связной речи.
Значительное внимание уделяют глаголам движения в своих исследованиях лингвисты (А.И. Аверьянова, З.У. Блягоз, Н.Н. Джуматова, В.Л. Ибрагимова, А.В. Исаченко, А.Е. Матвеева, Л.Б. Пастухова, В.В. Розанова, С.М. Сайкиева, Н.Н.Сергеева, Н.А. Янко-Триницкая и др.), специалисты в области преподавания русского языка как родного (И.И. Гадалина, Т.К. Донская, Л.С. Муравьева и др.), как неродного (Ф.Ю. Ахмадуллина, А.А. Баранникова, М.Т.Бекоева, Н.К. Дмитриев, С.П. Иброхимов, Л.С. Муравьева, А.И. Нечаева, А.Т. Нурманов, Г.И. Рожкова, И.М. Степанова, Л.З. Ша¬кирова и др.).
Довольно широко рассматривают вопросы преподавания русских глаголов движения иностранцам Г.А. Битехтина, Г.Г. Городилова, Л.П.Юдина и другие.
Глаголам движения посвящены исследования в тюркских (Н.К. Дмитриев, Э.Р. Тенишев), болгарском (Г.К. Венедиктов), сербско¬хорватском (Р.В. Булатова), английском (В.М. Соколова) языках.
Лексико-семантическая группа глаголов движения в сопоставительно-типологическом плане рассматривается в работах М.Р. Саттаровой (русский и узбекский языки), М.Сырбу (русский и румынский языки), Л.Д. Умаровой (русский и татарский языки), Р.Х. Харташкиной (русский и монгольский языки).
Таким образом, важность с точки зрения реализации принципа коммуникативности системно - функционального подхода к обучению глаголам движения в практическом курсе русского языка в национальных (марийских) группах педагогического вуза определили актуальность темы исследования.
Изложенное позволяет установить, что на занятиях по русскому языку в национальных группах педагогического вуза возникает противоречие между необходимостью овладения глаголами движения в процессе текстового их функционирования и недостаточной разработанностью этой проблемы применительно к педагогическому вузу.
Возникла проблема: какой должна быть методика обучения глаголам движения студентов - мари в практическом курсе русского языка в системно - функциональном аспекте, чтобы овладение данной ЛСГ (лексико - семантической группой) глаголов, весьма частотной в языке, помогало им формулировать мысли на неродном языке?
Сформировать основные положения такой методики, разработать и апробировать экспериментальную программу обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения русского языка в системно - функцио¬нальном аспекте на практических занятиях по русскому языку в марийских группах педагогического вуза на основе достижений современной лингвистики, методики, психологии, дидактики - цель диссертационного исследования.
Объект исследования: процесс обучения глаголам движения (бес¬приставочным и приставочным) русского языка в марийских группах педагогического вуза.
Предмет исследования: методическая организация системно-функционального подхода к изучению студентами-мари глаголов движения в практическом курсе русского языка.
Гипотеза исследования: проблема обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения русского языка в системно¬функциональном аспекте на практических занятиях по русскому языку в марийских группах педагогического вуза может быть решена, если:
- учтено триединство: форма, значение, функция;
- обучаемыми понято своеобразие лексико-грамматических и функциональных особенностей бесприставочных и приставочных глаголов движения с учетом их специфики в русском и марийском языках;
- в учебном процессе педвуза разработана и реализована научно обоснованная лингводидактическая система обучения студентов-мари глаголам движения (бесприставочным и приставочным) русского языка в системно-функциональном аспекте.
При этом, опираясь на теорию формирования умственных действий П. Я. Гальперина и его школы, мы предположили, что система упражнений должна быть построена с учетом поэтапного формирования умений употреблять глаголы движения.
В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать действующие программы, учебные пособия по русскому языку как для русских, так и национальных (марийских) групп педагогического вуза с точки зрения презентации в них материала о глаголах движения.
2. Определить, как интерпретируется понятие «функциональный подход» в современной лингвистической, психолого-педагогической и методической литературе; произвести системно-функциональный сопоставительный анализ бесприставочных и приставочных глаголов движения в русском и марийском языках с целью прогнозирования трудностей усвоения и определения путей предупреждения и преодоления ошибок, обусловленных межъязыковой интерференцией, а также определить и экспериментально обосновать целесообразность системно - функционального подхода к изучению глаголов движения в марийских группах педагогического вуза.
3. Составить учебный словарь наиболее употребительных парных глаголов движения (бесприставочных и приставочных) и апробировать его на базе двух национальных отделений МГПИ им. Н.К. Крупской и МарГУ
г. Йошкар-Ола с целью установления целесообразности его использования в русской речевой практике студентов-мари.
4. Разработать и экспериментально апробировать содержание и систему обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения в системно-функциональном аспекте в марийских группах педагогического вуза.
Методологическую основу исследования составляют следующие положения: диалектическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений действительности, философское понимание нерушимости единства язык - мышление - речь, которое определяет творческий характер усвоения языка, идея триединства: форма, значение, функция.
Теоретические основы работы составили лингвистические исследования в области функциональной грамматики (И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.В. Бондарко, В.Д. Виноградов, В.Г. Гак, Г.А. Золотова, С.Д. Кацнельсон, М.А. Шелякин); исследования по теории личностно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев); ра¬боты П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной по теории поэтапного формирования умственных действий; исследования по проблемам развивающего обучения и высшей школы (В.А. Глуздов, Л.В. Загрекова, Л.В. Занков, Н.М. Зверева, А.А. Касьян, В.А. Сластенин); фундаментальные работы по теории речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев); исследования по проблемам лингвистики текста (А.А. Акишина, А.В. Бондарко, Н.Д. Зарубина, Г.А. Золотова, Н.А. Ипполитова, М.Н. Кожина, Л.М. Лосева и другие); работы в области лингводидактики (Р.В. Альмухаметов, Е.А. Быстрова, В.Д. Виноградов, М.Н. Вятютнев, Г.Г. Городилова, К.З. За- кирьянов, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Р.Б. Сабаткоев, Л.Г. Саяхова, Л.З. Шакирова, Н.М. Шанский и др.).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический (изучение лингвистической, научно¬методической, педагогической, психологической, дидактической литера¬туры по теме исследования).
2. Социально-педагогический (анализ программ и учебных пособий по русскому языку; наблюдение за учебным процессом; выявление типичных ошибок при употреблении студентами-мари бесприставочных и приставочных глаголов движения в речи; изучение опыта работы преподавателей).
3. Сопоставительно-типологический (системно-функциональное сопоставление русских и марийских глаголов движения с целью прогнози¬рования возможных интерферентных ошибок студентов в русской речи).
4. Экспериментальный (констатирующий эксперимент с целью вы¬явления уровня коммуникативных умений студентов-мари и обучающий для проверки эффективности предлагаемой системы упражнений).
5. Статистический (количественный и качественный анализ результатов экспериментов; установление степени распространенности, устойчивости и частотности ошибок при употреблении бесприставочных и приставочных глаголов движения в связной устной и письменной речи студентов).
Понятийно-терминологический аппарат исследования. Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: «коммуникативная ориентация обучения», «системно - функциональный подход», «текст»,«текстообразующая функция языковых единиц».
Коммуникативная ориентация обучения сопрягается с идущей от лингвистики проблемой речи, языкового употребления, охватывающего все стороны связи с языковой системой и ставящего в центр теории и практики обучения второму языку само употребление языка, его функционирование (Л.З. Шакирова).
Системно - функциональный подход предполагает использование в практике обучения неродному языку такой организации обучения языковым средствам, при которой в центре внимания оказываются особенности их функционирования во взаимодействии с элементами разных уровней, участвующими в передаче смысла высказывания (А. В. Бондарко).
Текст есть функционально завершенное речевое целое, осмысленное целесообразное единство (А.А. Леонтьев).
Текстообразующая функции языковых единиц - способность единиц языка передавать разнообразные оттенки смысла в процессе изложения определенного содержания, способность реализовать эти оттенки на основе общего ведущего значения, закрепленного за этими единицами в грамматической теории (Н.А. Ипполитова).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые применительно к преподаванию русского языка в марийских группах педагогического вуза дано лингвистическое, психологическое и дидактическое обоснование необходимости разработки системно¬функционального подхода к обучению глаголам движения, базирующееся на достижениях функциональной грамматики и результатах сопоставительно-типологического анализа лексико-грамматических и функциональных особенностей глаголов движения в русском и марийском языках с целью прогнозирования возможных интерферентных ошибок студентов в русской речи;
- выявлены ошибки студентов-мари при употреблении глаголов движения в устной и письменной речи, установлена степень их распространенности, устойчивости и частности;
- разработаны и апробированы на практике содержание и система обучения глаголам движения на основе системно-функционального подхода.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе
- изложена и аргументирована идея изучения лексико-семантической группы глаголов движения не только на уровне грамматического значения, но и в качестве организующего центра на уровне речевого высказывания и текста;
- раскрыты несоответствия парных и непарных глаголов движения в русском и марийском языках, на основе которых возможно изучение других лексико-семантических групп глаголов как способов передачи различных действий и состояний.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных путях реализации системно-функционального подхода в ходе изучения глаголов движения в практическом курсе русского языка, а также в разработке системы и методических приемов в целях активизации в речи студентов-мари рассматриваемых глагольных лексем.
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы авторами программ, учебников и учебно-методических пособий по русскому языку для марийской школы, марийских групп педагогического вуза и педагогических колледжей.
Результаты проведенного исследования позволяют внести существенные изменения в содержание и систему традиционного обучения глаголу в марийских группах педагогического вуза.
Экспериментальная база исследования - студенты марийских групп МГПИ им. Н. К. Крупской и МарГУ г. Йошкар - Ола Республики Марий Эл.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 1996 по 2002 гг.:
Первый этап (1996-1998гг.) - изучение литературы по теме, выработка концепции исследования, формулирование гипотезы.
Второй этап (1998-2000гг.) - уточнение и углубление концепции, составление экспериментальной программы обучения, апробирование от¬дельных частей этой программы в нерусской аудитории, оснащение программы дидактическими материалами.
Третий этап (2000-2002гг.) - проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, анализ результатов, написание текста диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико - методологических позиций, комплексным применением методов, адекватных задачам исследования, личным участием автора в проведении экспериментов, корректной обработкой полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При изучении русской грамматики (на материале глаголов движения) студентами-мари в практическом курсе русского языка в педвузе считаем необходимым дать теоретическое (лингвистическое, психологическое и дидактическое) обоснование целесообразности системно¬функционального подхода, который предполагает использование в практике обучения неродному языку такой организации обучения языковым средствам, при которой в центре внимания оказываются особенности их функционирования во взаимодействии с элементами разных уровней, участвующими в передаче смысла высказывания.
2. Обучение студентов-мари русской связной устной и письменной речи должно включать в себя лингводидактическую процедуру выявления интерферентных ошибок обучающихся при употреблении глаголов движения, так как исследование типов ошибок и их природы дает необходимый материал для научно-методических выводов, ибо в ошибках отражаются
лингвистические и психолого-педагогические аспекты, влияющие на овладение нерусскими студентами грамматическими нормами русского языка. Однако эффективным средством педагогической диагностики этот «отрицательный языковый материал» (Л.В. Щерба) становится только в том случае, когда он систематизирован. При этом приобретает особую значимость определение степени распространенности, устойчивости и частотности ошибок.
3. Обучение связной речи (на материале глаголов движения) должно представлять собой целостную систему обучения указанным глагольным лексемам в системно-функциональном аспекте в качестве важнейшего пу¬ти реализации в речевой деятельности лексико-грамматических знаний студентов-мари.
Апробация и внедрение работы осуществлялись в виде докладов и выступлений на внутривузовских научных конференциях преподавателей МГПИ им. Н.К. Крупской и МарГУ (1998-2001 гг.), конференциях молодых ученных и аспирантов КГПУ (1999 г.), республиканских научно¬практических конференциях в 1998-2002 годах, а также в 7 публикациях по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Проведенный в работе анализ лингвистической, методической, психологической и дидактической литературы, данные функционально-сопоставительного описания глаголов движения русского и марийского языков, анализ состояния обучения русской связной речи (в ее устной и письменной формах) в процессе преподавания данной ЛСГ глаголов в марийских группах педагогического института, результаты проведенного констатирующего эксперимента с целью выявления наиболее типичных ошибок студентов-мари при употреблении глаголов движения в устной и письменной речи позволили наметить наиболее важные вопросы, необходимые для разработки методики обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения (в системно-функциональном аспекте).
1. Достижения в области лингвистики, педагогики и психологии дали возможность по-новому подойти к отбору и классификации учебного материала, что нашло отражение в предложенной программе. Содержание и система обучения глаголам движения базируются на своеобразии лексических, морфолого-синтаксических, лексико-фразеологических и функционально-семантических особенностей этой группы слов в русском языке. При этом учитывались особенности бесприставочных и приставочных глаголов движения в марийском языке: наличие иной, чем в русском, разнообразной семантики; отсутствие категории вида; наличие разнообразной системы временных отношений; использование вспомогательных глаголов, обладающих способностью в определенной степени передавать видовые значения русских глаголов для образования приставочных форм глаголов движения.
Учет указанных факторов дал возможность построить обучение бесприставочным и приставочным глаголам движения в марийских группах педагогического вуза на научной основе.
2. Изучение состояния обучения глаголам движения в марийских группах педагогического вуза, анализ учебных пособий и действующих программ по "Практикуму" показали, что содержание и система обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения требуют серьезной корректировки. Отбор, организация и подача грамматического материала не отвечают требованиям последних достижений в области лингвистики, психологии и дидактики, строятся без учета принципа коммуникативной направленности обучения неродному языку как средству общения. Кроме того, в системе упражнений очень редко встречаются или вообще отсутствуют задания на выработку у студентов марийских групп педагогического вуза в самостоятельных устных и письменных высказываниях навыков употребления бесприставочных и приставочных глаголов движения с учетом их семантики, грамматических и функционально-семантических при¬знаков.
Все это свидетельствует об отсутствии в содержании обучения глаголам движения продуманной системы, учитывающей особенности русского и родного языков.
3. Наши наблюдения за устной и письменной речью студентов в процессе работы в качестве преподавателя русского языка и констатирующий эксперимент дали возможность выявить наиболее типичные, распространенные и частотные ошибки студентов-мари при употреблении бесприставочных и приставочных глаголов движения в устной и письменной речи: неразличение группы глаголов движения среди других лексико¬семантических групп глаголов русского языка (глаголов речи, восприятия и т .д.); смешение видовых форм глаголов движения и неумение устанавливать лексические соответствия видовой глагольной пары; отсутствие навыков подстановки глаголов движения в нужной (по контексту) видовременной форме; неумение трансформировать предложения с глаголами, данными в неопределенной форме, в синонимичные им конструкции с бес-приставочными и приставочными глаголами движения; неправильное употребление (в большинстве случаев) бесприставочных и приставочных глаголов движения в монологической письменной речи (сочинениях и изложениях).
Основные причины, порождающие отмеченные типы ошибок, обусловлены, с одной стороны, сложностью бесприставочных и приставочных глаголов движения как грамматических единиц речи в русском языке, особенностями их функционирования, интерферирующим влиянием родного языка студентов, а с другой - несовершенством сложившейся системы обучения данной ЛСГ глаголов, которая не предусматривает в достаточной мере предупреждения и преодоления названных ошибок.
4. Исходя из учета основных дидактических и психологических принципов, своеобразия глаголов движения в русском языке и особенностей интерферирующего влияния законов родного языка студентов мы разработали содержание и систему обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения студентов 1, 2 курсов марийских групп педагогического института.
Учет дидактических и психологических принципов при обучении употреблению глаголов движения в связной речи студентов-мари дал возможность: 1) реализовать лингвистические основы преподавания на разных этапах обучения, исходя из уровня знаний студентов (I этап - 1 курс, II этап - 2 курс); 2) разработать содержание и систему обучения применительно к каждому этапу (I этап - наблюдение над семантикой и функционированием бесприставочных глаголов движения в устной и письменной речи; осознание структурно-семантической системы бесприставочных глаголов движения в создании связного высказывания; самостоятельное конструирование связной речевой модели с использованием глаголов движения; II этап - осознание структурно-семантической системы приставочных глаголов движения в создании связного высказывания; усвоение законов функционирования бесприставочных и приставочных глаголов движения в предложении (контексте) и тексте и свободное оперирование ими в самостоятельной речи); 3) систематизировать для каждого этапа приемы обучения глаголам движения в связи с употреблением их в устной и письменной речи.
Учет своеобразия глаголов Движения русского языка в системно-функциональном аспекте проявляется в следующем: 1) раскрывается семантика глаголов движения (данные лексемы в парадигматическом плане представляют обозначение разных способов передвижения (идти - ходить и ехать - ездить)); 2) на основе специфики речевого функционирования глаголов движения выделяются первая и вторая группы - глаголы однонаправленного (лететь,катить) и ненаправленного (летать, катать) движения; 3) разграничиваются у глаголов ненаправленного движения признаки однократности, движения в двух направлениях, многократности; 4) рассматривается парность бесприставочных глаголов движения, относящихся к несовершенному виду (ехать - ездить // буду ехать - буду ездить); 5) обеспечивается системно-функциональный подход к изучению бесприставочных и приставочных глаголов движения, что дает возможность рассматривать их с точки зрения формы, значения и функции.
Учет особенностей родного языка при обучении русским глаголам движения проявился в дифференцированном подходе к данной ЛСГ глаголов в соответствии с классификацией грамматических явлений, предложенной Л.З.Шакировой: 1) грамматические явления, аналогичные в русском и марийском языках (обозначение данной ЛСГ глаголов различных способов передвижения; функционирование глаголов движения в качестве сказуемых); 2) грамматические явления, имеющие в русском и марийском языках одинаковое наименование, но обладающие своими специфическими особенностями (функционирование бесприставочных глаголов движения; выражение семантического признака однонаправленности / ненаправленности передвижения; категория времени; категория залога); 3) грамматические явления, не свойственные родному языку (категория вида; образование приставочных глаголов движения; категория способа передвижения).
5. Результаты успешного обучения студентов национальных (марийских) групп педагогического вуза по экспериментальной программе позволили подтвердить гипотезу, обозначенную в начале работы. Представленные результаты контрольного эксперимента доказали эффективность разработанной программы и, следовательно, справедливость высказанных в диссертации положений.
6. Перспективы дальнейшего исследования рассмотренной проблемы связаны с учебно-методическим обеспечением функционально¬коммуникативного подхода при изучении глаголов, созданием методических руководств для преподавателей, внедрением системно¬функционального подхода в практику обучения русскому языку как неродному


1. Закон Российской Федерации об образовании / Отв. ред. Н.М. Фелипчук.-2-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2002.-80с.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета.-2000.-№43.-С.6-7.
3. Федеральный закон о русском языке как государственном языке Российской Федерации. Проект // Мир русского слова.-2001.-№1.-С.5-11.
4. Абакумов С.И. Современный русский язык: Учеб. пособ. для пед. и учит-их ин-тов.-М.: Учпедгиз,1942.-184с.
5. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка: Фонетика и морфология.-М.:Учпедгиз,1945.-Ч.1.-236с.
6. Аверьянова А.И. Глаголы движения-перемещения в современном русском языке // Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та.-Л.: Изд-во ЛГУ,1973.- Вып.77.-С.3-11.
7. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова / Отв. ред. С.Г. Бархударов .-М. : Наука,1976.-328с.
8. Александровская В.М. Урок-практикум в 6 классе // Русский язык в школе.- 1989.-№1.-С.46-47.
9. Анисимов Г.А. О функциональном подходе к грамматическим явлениям русского языка в нерусской аудитории // Проблема совершенство¬вания процесса обучения в высшей школе / Под ред. Г.А. Анисимова.- Чебоксары: Чувашкнигоиздат,1975.-Вып.2.-С.77-82.
10. Анисимов Г.А. Изучение межфразовых связей // Русский язык в национальной школе.- 1976.-№4.-С.25-30.
11. Анисимов Г.А. Система упражнений при изучении грамматики русского языка в чувашской школе: Метод. пособие.-Чебоксары: Чуваш- книгоиздат,1987.-142с.
12. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.-М.: Просвещение,1967.-Ч.2.-287с.
13. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969.-279с.
14. Афифи С.М. Лексикологический анализ глаголов ИДТИ- ХОДИТЬ и их производных в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.-М.,1964.-20с.
15. Афифи С.М. Глагол ИДТИ и его синонимы в русском языке в сопоставлении с арабским // Русский язык за рубежом.-1968.-№2.-С.79-83.
16. Ахмадуллина Ф. Ю. Методика обучения русским глаголам движения в татарской школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук .-М.,1979.-20с.
17. Ахмадуллина Ф. Ю. Методика обучения русским глаголам движения в татарской школе: Пособ. для учителя / Под ред. проф. Л. З .Шакировой .-Казань: Таткнигоиздат, 1982.-104с.
18. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.-М.: Советская энциклопедия,1966.-607с.
19. Байкова Л.С., Правдина Т.Д. Пособие по развитию речи: Для студентов-эстонцев 1 и 2 курсов.-Таллин: Изд-во Таллин. пед. ин-та им. Э. Вильде,1970.-228с.
20. Бакеева Н.З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе.-Казань: Таткнигоиздат,1961.-294с.
21. Баранников И.В. Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе: Дис. . докт. пед. наук.- М.,1969.-702с.
22. Баранников И.В. Обучение звуковой системе русского языка в бурятской школе.-Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1984.-144с.
23. Бархударов С.Г. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с обучением русскому языку нерусских // Русский язык в национальной школе.-1964.-№2-С.16-18.
24. Бархударов С.Г.Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальных группах вузов // Русский язык в националь¬ной школе.- 1964.-№2-С.11-13.
25. Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка: Учеб. для неполной сред. и сред. школы: Фонетика и морфология.-М.: Уч- педгиз,1938.-Ч.1.-224с.
26. Барцева Л.И. Полисемия глаголов в марийском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.-Тарту,1989.-20с.
27. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова.-М: Искусство,1979.-С.250-261.
28. Бекоева М.Т. Функциональный подход к изучению глаголов движения русского языка в национальной (осетинской) школе: Дис. . канд. пед. наук.-М.,1996.-201с.
29. Белова Н.М., Холина Н.Н. Глаголы движения: Учеб. пособ.-Л.: Изд-во ЛГУ,1972.-43с.
30. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособ. для преподавателей и студ-ов.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Просвещение,1965.-228с.
31. Битехтина Г.А., Юдина Л.П. Глаголы движения с приставками // Русский язык за рубежом,1 978.-№4.-С.22-32;№5.-С.35-44;№6-С.24-34.
32. Битехтина Г.А., Юдина Л.П. Система работы по теме «Глаголы движения».-М.: Рус. яз.,1985.-160с.
33. Блягоз З.У. Глаголы перемещения в современном русском литературном языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Горький,1964.-25с.
34. Боброва А.Н. Развитие речи при изучении глагольных форм: Из опыта работы: Пособ. для учителей.-Л.: Учпедгиз,1963.-148с.
35. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-ое изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1991.-207с.
36. Богданович Я. Методика обучения русскому языку в татарских и башкирских школах.-Казань: Татиздат,1 930.-32с.
37. Богородицкий В.А. О преподавании русской грамматики в татарской школе.-Казань: Татгосиздат,1921.-24с.
38. Богородицкий В.А. Этюды по татарскому и русскому языкознанию.-Казань: Татгосиздат,1933.-158с.
39. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.-М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.-346с.
40. Бодуэн де Куртенэ И.А. Языкознание или лингвистика XIX века // Избранные труды по общему языкознанию: В 2-х т./Под ред. акад. В.В. Виноградова и акад. В.Дорошевского-М.: Изд-во АН СССР,1963.-Т.2.- 392с.
41. Болдырев А.В. Рассуждение о глаголах // Труды общества любителей российской словесности.-М.: Университет. тип.,1812.-Ч.2.-118с.
42. Болдырев А.В. Рассуждение о средствах исправить ошибки в гла¬голе // Труды общества любителей российской словесности.-М.: Университет. тип.1812.-Ч.3.-142с.
43. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (Значение и употребление): Пособ. для студ-ов.-М.: Просвещение,1971.-238с.
44. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.-Л.: Наука,1983.-208с.
45. Бондарко А.В. Функциональная грамматика.-Л. : Наука, ЛО, 1984.-136с.
46. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол: Пособ. для студ-ов и учителей / Под ред. проф. Ю.С.Маслова.-Л.: Просвещение, ЛО, 1967.-192с.
47. Брюсов В.Я. Сила русского глагола: Сб. статей/Сост. Н.А. Горохов.-М.: Советская Россия,1973.-190с.
48. Будде Е.Ф. Учебник грамматики русского языка: Этимология: Для сред. учеб. заведений.-Казань: Типография Б.Л.Домбровского, 1900.-Ч.1. -183с.
49. Бузук П.А. Основные вопросы языкознания.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Т-во «В.Думнов,насл. бр. Салаевых»,1924.-187с.
50. Булатова Р.В. Глаголы движения в сербо-хорватском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М.,1964.-24с.
51. Бунаков Н.Ф. Учебник русской грамматики для младших классов реальных училищ, военных гимназий и вообще средних учебных заведений и для городских училищ.-СПб: Типография В.Безобразова,1882.-112с.
52. Бунтина Т.А. Функциональный подход к изучению лексико-семантических групп глаголов // Функционирование языковых единиц в речи и в тексте: Межвуз. сб. науч. тр./Отв.ред. Ю.А. Рылов.-Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та,1987.-С.41-48.
53. Буслаев Ф.И. Учебник русской грамматики, сближенной с церковнославянскою, с приложением образцов грамматического разбора: Для средних учебных заведений.-М.: Изд-е братьев Салаевых,1869.-286с.
54. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.-Л.: Учпед- гиз,ЛО,1941.-248с.
55. Васикова Л. П. Сопоставительная грамматика русского и марийских языков.-Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1990.-150с.
56. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособ. для учителя.-М.: Просвещение,1983.-128с.
57. Венедиктов Г.К. Глаголы движения в болгарском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М.,1963.-23с.
58. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособ. для вузов / Отв. ред. Г.А.Золотова.-3-е изд., испр.-М.: Высш. шк.,1986.-640с.
59. Виноградов В.Д. Функциональная грамматика современного русского языка: Учеб. пособ. по современному русскому языку для иностран¬ных студентов-филологов. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2001.- 313с.
60. Виноградов В.Д. Лингводидактические основы обучения русскому языку и культуре речи: Сб. избранных статей и докладов. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. - 165с.
61. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Избранные работы по русскому языку/Предисл. С.Г. Бархударова.-М.: Учпедгиз,1959.-292с.
62. Виншалек А., Леонтьев А.А., Степанова Л.В. Научные основы принципа активной коммуникативности: Доклады на V Международном конгрессе МАПРЯЛ/Сост. А.А. Леонтьев и др.-М.,1982.-С.72-80.
63. Володина В.Н. Дидактические игровые упражнения как средство повышения качества обучения школьников русскому языку.-М.: Нау- ка,1989.-61с.
64. Воронин М.Т. Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе / Под ред. Г.П.Фирсова.-М.: Изд-во АПН РСФСР,1963.- 79с.
65. Востоков А.Х. Сокращенная русская грамматика Александра Востокова.-Казань: Типография Казан. ун-та,1861.-43с.
66. Востоков А.Х. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная.-12-е изд.- СПб: Издание книгопродавца Д.Ф.Федорова,1874.-187с.
67. Востоков А.Х. Русская грамматика.-12-е изд.-СПб: Типография И.Глазунова,1874-216с.
68. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика-Пресс,1999.-534с.
69. Гадалина И.И., Городилова Г.Г. Глаголы движения в русском языке: Метод. рук-во к комплекту учеб. наглядных материалов.-М.: Рус. яз.,1989.-45с.
70. Гак В.Г. Опыт применения сопоставительного анализа и изучение структуры слова // Вопросы языкознания.-1966.-№2.-С.97-105.
71. Гак В.Г. О функциональном подходе к изучению грамматических явлений // Иностранные языки в высшей школе / Отв. ред. Н.С. Чемода- нов.-М.: Высш. шк.,1974.-Вып.8.-С.58-66.
72. Гак В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским: Учеб. пособ. для студ-ов-иностранцев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Рус. яз.,1988.- 263с.
73. Галкин И.С. О некоторых явлениях русско-марийского языкового
161 взаимодействия // Вопросы марийского языка: Вопросы истории и диалектологии: Сб. статей / Отв. ред. Д.Е. Казанцев.-Йошкар-Ола: Изд-во Мар- НИИ,1979.-С.102-112.
74. Галкин И.С. Развитие системы глагольных времен в современном марийском языке // Вопросы марийского языка: Вопросы истории и диалектологии.-Йошкар-Ола: Изд-во МарНИИ,1979.-С.137-143.
75. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.-М.: Наука,1981.-138с.
76. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: Сб. статей / Под ред. Б.Г. Ананьева.-М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.-Т.1.-С.441-469.
77. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в совет¬ской психологии: Сб. статаей / Отв. ред. Е.В. Шорохова.-М.: Наука,1966.- 476с.
78. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии.-1963.-№3.-С.11-15.
79. Ганжа Р.С. Изучение глагольной семантики // Русский язык в школе.-1970.-№4.-С.32-39.
80. Гинзбург Р.С. К вопросу о классификации словарного состава // Вопросы описания лексико-семантической системы: Научная конферен¬ция: Тезисы докладов.-М.: Изд-во МГПИИЯ им. Мориса Тореза,1971.-Ч.1. -С.108-114.
81. Головин Б.Н. О качествах хорошей речи // Русский язык в школе.- 1965.-№1.-С.3-9.
82. Городилова Г.Г. Повышение эффективности работы по развитию умений свободного владения русской речью будущих учителей национальной школы // Совершенствование преподавания практического курса русского языка в педвузах союзных республик: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-практической конференции (1-4 октября 1986
г.).-Нежин,1986.-С.42-45.
83. Городилова Г.Г. Функциональный подход в методике преподавания русского языка как иностранного // Тезисы докладов научно¬практической конференции «Функциональный подход в преподавании не¬родных языков».-М. Изд-во МГПУ им. В.И. Ленина,1993.-С.3-6.
84. Грамматика русского языка / Под ред. В.В.Виноградова и др.-В 2-х т.-М.: Изд-во АН СССР,1960.-Т.1.-719с.
85. Грамматика русского языка: Учеб. для 5-6 классов восьмилетней и средней школы: Морфология и синтаксис / Под ред. Л.В.Щербы.-М.: Учпедгиз,1944.-151с.
86. Грамматика русского языка: Учеб. для 6 и 7 классов семилетней и средней школы: Синтаксис / Под ред. Л.В.Щербы.-М.: Учпедгиз,1948.- 152с.
87. Грамматика современного русского литературного языка / Отв. ред. Н.Ю.Шведова.-М.: Наука,1970.-767с.
88. Грамматико-стилистические упражнения (при изучении частей речи): Пособ. для учителей / Сост. Г.А.Щербатова.-Л.: Просвеще- ние,ЛО,1969.-263с.
89. Греч Н.И. Практическая русская грамматика.-СПб: Типграфия Н. Греча,1827.-387с.
90. Греч Н.И. Учебная русская грамматика Николая Греча: Для учащихся.-СПб: Типография Н.Греча,1851.-288с.
91. Греч Н.И. Начальная русская грамматика Николая Греча.-СПб: Типография Н.Греча,1852.-146с.
92. Григорьев Я.Г. Марий йылме учебник: Фонетика ден морфологий.-Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1953.-226с.
93. Грузов Л.П. Марийско-русское двуязычие и вопросы совершенствования преподавания русского языка в школе // Вопросы марийского языка: Актуальные проблемы литературного языка / Отв. ред. Н.И. Исанбаев.-
Йошкар-Ола: Изд-во МарНИИ,1989.-С.78-87.
94. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика / Под ред. Б.П.Есипова.- М.: Изд-во АПН РСФСР,1957.-518с.
95. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособ. для учителя.-М. : Флинта, Наука,1998.-144с.
96. Державин Н.С. Маленькая грамматика.-5-е изд., испр. и доп..-М.: Госиздат,1924.-148с.
97. Джуматова Н.Н. Группа бесприставочных глаголов движения в современном русском языке // Филол. сборник.-Алма-Ата: Мектеп,1968.- Вып.8-9.-С.327-338.
98. Дидактика и практика работы вуза: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Глуздова, Н.М. Зверевой.- Н.Новгород: Изд-во НГПИ, 1991.-100c.
99. Дидактика средней школы: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина.-М.: Просвещение,1975.-303с.
100. Дмитриев Н.К. Глаголы движения: Строй тюркских языков.-М.: Изд-во Восточной литературы,1962.-132с.
101. Дмитриев Н.К., Чистяков В.М., Бакеева Н.З. Очерки по методике преподавания русского и родного языков в национальной школе.-М.: Учпедгиз,1954.-248с.
102. Донская Т.К. Текстообразующая роль глагола и методика ее изучения // Глагол в лексической системе современного русского языка: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Степанова-Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена,1981.-С.42-65.
103. Жинкин Н.И. Язык и мозг // Тезисы докладов межвузовской конференции преподавателей иностранных языков.-М.: Просвеще- ние,1963.-С.11-19.
104. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сб. статей / Сост. В.Я. Коровина.-М.: Просвещение,1966.-С.5-25.
105. Закирьянов К.З. Теоретические основы курса русского языка в башкирской школе: Учеб. пособ.-Уфа: Изд-во БГУ,1990.-72с.
106. Закирьянов К.З. Уроки русского языка: Пособ. для учителя национальной школы.-Л.: Просвещение,ЛО,1990.-223с.
107. Закирьянов К.З. Текст как синтаксическая единица: Учеб. пособ. для вузов.-Уфа: Восточный университет,1999.-70с.
108. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Слово- изменение.-М.: Рус. яз.,1977.-880с.
109. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.-М.: Изд-во АПН РСФСР,1962.-148с.
110. Зарубина Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты.-М.: Рус. яз.,1981.-113с.
111. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение,1985.- 160с.
112. Зимняя И.А. Речевая деятельность как объект обучения // Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Мерзлякова и др.-М.: Рус. яз.,1985.-С.16-25.
113. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на мате¬риале русского языка как иностранного).-М.: Рус. яз.,1989.-219с.
114. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М.: Наука,1973.-351с.
115. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса.- М.: Наука,1982.-368с.
116. Ибрагимова В.Л. Особенности синонимических рядов с опорным словом идти, ходить в славянских языках // Вопросы методологии и методики лингвистических исследований: Сб. статей / Отв. ред. проф. Дж. Г. Киекбаев.-Уфа: Изд-во БГУ,1966.-С.157-158.
117. Ибрагимова В.Л. Семантическое поле глаголов движения в современном русском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Уфа,1975.-25с.
118. Иброхимов С.П. Глаголы движения и особенности их изучения // Русский язык в национальной школе.-1989.-№11.-С.45-48.
119. Игнатова И.В. Преемственность в формировании коммуникативных умений при усвоении ЛСГ глаголов движения иностранными студентами-филологами: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л.,1988.-30с.
120. Изаренков Д.И. Текст как основа обучения речевой деятельно¬сти // Совершенствование преподавания практического курса русского языка в педвузах союзных республик: Тезисы докладов и сообщений Все¬союзной научно-практической конференции (1-4 октября 1986 г.).- Нежин,1986.-С.48-49.
121. Из трудов А.А. Шахматова по современному русскому языку.- М.: Учпедгиз,1952.-271с.
122. Изучение наиболее сложных тем русского языка в старших классах татарской школы: Словообразование и морфология / Под ред. проф. Л.З.Шакировой.-Казань : Таткнигоиздат,1983.-112с.
123. Ильин М.С. О функциональном принципе в методике обучения иностранным языкам // Иностранные языки в высшей школе / Отв. ред. Н.С. Чемоданов.-М.: Высш. шк.,1966.-Вып.3.-С.54-68.
124. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе.-М.: Флинта, Наука,1998.-176с.
125. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким: Морфология.-Братислава: Изд-во Словацкой АН,1960.-Ч.2.-576с.
126. Исаченко А.В. Глаголы движения в русском языке // Русский язык в школе.-1961.-№4.-С.12-16.
127. Казарицкая Т.А. Упражнения при функциональном направлении обучения грамматике // Иностранные языки в школе.-1987.-№3.-С.68-72.
128. Капинос В.И.и др. Развитие речи: Теория и практика обучения: Кн. для учитетеля / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.-М.: Просвещение,1991.-196с.
129. Кармазин Г.Г. Сборник статей по марийскому языку.-Йошкар- Ола: Мар. кн. изд-во,1936.-56с.
130. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление.-Л.: Наука,ЛО,1972.-216с.
131. Кашина Л. А. Речевые ошибки учащихся: Практикум // Русский язык в школе.-1992.-№5-6.-С.23-24.
132. Ключевые проблемы теории учебника: Структура и содержание // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного: Сб. статей / Сост. Л.Б. Трушина.-М.: Рус. яз.,1981.-288с.
133. Кодухов В.И. Функции языка и речи и функциональная грамма¬тика // Языковая системность при коммуникативном обучении: Сб. статей / Под ред. О.А. Лаптевой, Н.А.Лобановой, Н.И.Формановской. -М.: Рус. яз.,1988.-С.17-25.
134. Кожина М.Н. К проблеме речевой системности и функционально-стилистических норм в связи с описанием и изучением русского языка // Международная конференция преподавателей русского языка: Тезисы докладов и выступлений.-М. : Рус. яз.,1969.-С.169-172.
135. Козлов А.А. Учебное пособие по грамматике: Глаголы движения.-Л.: Изд-во ЛГУ,1976.-81с.
136. Козлова Н.А. Методика самостоятельной работы учащихся при изучении русского языка (на материале тем «Глагол» и «Деепричастие»): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л.,1963.-24с.
137. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. А.И. Пискунов.-М.: Учпедгиз,1955.-651с.
138. Копыленко М.М. Сочетаемость лексем в русском языке: Пособ. для студ-ов.-М.: Просвещение,1973.-119с.
139. Коростелев В.С. Основы функционального обучения иностранной лексике.-Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та,1990.-160с.
140. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам.- 3-е изд.- М.: Рус.яз.,1984.-159с.
141. Костылев В.В. Система письменных упражнений по русскому языку: Из опыта учителя.-М.: Рус. яз.,1956.-74с.
142. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина.-М.: Рус. яз.,1989.-639с.
143. Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка: Морфология: Учеб. пособ. для вузов.-М.: Изд-во МГУ,1953.-390с.
144. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования: Из истории разработки данной проблемы в современ¬ном зарубежном языкознании.-М.: Изд-во МГУ,1963.-59с.
145. Кузнецова А.И. Смысловые отношения и их исторические изменения в лексико-семантической группе глаголов движения русского языка ( с XI по XX в.): Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М.,1963.-21с.
146. Кузнецова З.С., Морозкина Т.И., Шиманская И.Н. Переносное значение глаголов движения // Из опыта преподавания русского языка не- русским.-М.: Мысль,1972.-Вып.7.-С.61-70.
147. Кумари М.Выражение направленности глаголов движения в сов-ременном русском языке:Автореф.дис.. канд. филол. наук.-М., 1979.-20с.
148. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.-М.: Наука,1969.-307с.
149. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.: Просвещение, 1969.- 214с.
150. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки).-М.: Изд-во МГУ,1970.-88с.
151. Леонтьев А.А. Универсально-сопоставительное изучение и описание языков в учебных целях // Лингвистические и методические основы преподавания русского языка как неродного / Отв. ред. А.М. Шахнарович, Н.В. Мощинская.-М.: Наука,1987.-С.5-11.
152. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студ-ов вузов, обуч. по специальности «Психология».-М.: Мысль,1997.-287с.
153. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика,1981.-186с.
154. Лернер И.Я. Отражение содержания образования в заданиях учебника//Теоретические основы содержания общего среднего образова¬ния / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.-М.: Педагогика,1983.- С.328-336.
155. Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков // Сб. статей / Под ред. Н.В.Бессмертной.-Киев: Вища школа,1981.- 176с.
156. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. B. Н.Ярцева.-М.: Советская энциклопедия,1990.-685с.
157. Лобанова Н.А., Слюсарева И.П. Содержание практического кур¬=са русского языка для филологов // Русский язык за рубежом.-1979.-№1.-C. 72-77.
158. Ломов А.М. Очерки по русской аспектологии.-Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та,1977.-140с.
159. Ломов А.М. Основы русской грамматики.-Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та ,1984.-184с.
160. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения.-2-е изд.-М.: Госиздат,1957.-172с.
161. Лосева Л.М. К изучению целых текстов // Русский язык в шко- ле.-1975.-№4.-С.74-78.
162. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособ. для учителя / Под ред. Г.Я.Солганика.-М.: Просвещение,1980.-96с.
163. Лукьяненко А.М. Русский язык как предмет преподавания в тюрко-татарских школах.-2-е изд.-Симферополь,1928.-79с.
164. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской.-М.: Изд-во МГУ,1979.-320с.
165. Львов М.Р. Некоторые вопросы обучения языку в свете теории
169 речевой деятельности // Лингвистические основы преподавания языка: Сб. статей / Отв. ред. Н.А. Баскаков, А.М. Шахнарович.-М.: Наука,1983.-С.79- 86.
166. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М.: Просвещение,1988.-240с.
167. Мазон А. Вид в славянских языках: Принципы и проблемы // IV Международный съезд славистов. - М.: Изд-во АН СССР,1958.-63с.
168. Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся: Учеб. пособ. по методике русского языка.-Иваново: Изд-во Иванов. педин-та,1974.-140с.
169. Марийско-русский словарь / В.М.Васильев, А.А.Саваткова, З.В.Учаев.-Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1991.-510с.
170. Маслов Ю.С. Вопросы глагольного вида в современном зарубежном языкознании // Вступит. статья к сб. «Вопросы глагольного вида» / Сост., ред. проф. Ю.С. Маслов.-М.: Изд-во иностр. литературы,1962.-С.7- 32.
171. Матвеева А.Е. К функциональному противопоставлению глаголов движения типа идти/ходить: Лексика или грамматика? // Языковая системность при коммуникативном обучении.-М.: Рус. яз.,1988.-С.109-119.
172. Мейе А. Общеславянский язык / Под ред. С.Б.Бернштейна.-М.: Изд-во иностр. лит-ры,1961.-492с.
173. Методика преподавания русского языка в национальной школе / Л.З.Шакирова, Л.Г. Саяхова, К.З.Закирьянов и др. / Под ред. Л.З. Шакировой.-Л.: Просвещение,ЛО,1990.-416с.
174. Методика обучения русскому языку в 4-10 классах школ народов финно-угорской группы / Сост. Г.Н. Никольская и др.-Л.: Просвеще- ние,ЛО,1985.-351с.
175. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Просвещение, 1981. - 254с.
176. Миртов А.В. Говори правильно: Грамматико -стилистические
очерки о русском глаголе, его формах и словарных вариантах.- Горький: Изд-во Горьк. ун-та им. Н.И. Лобачевского,1961.-178с.
177. Михеев И.С. Методика русской грамматики: Руководство для преподавателей в школах национальных меньшинств / Под ред. проф. Н.И. Ашмарина.-Казань: Т атиздат, 1929.-200с.
178. Москальская О.И. Грамматика текста: Пособ. по грамматике нем. яз. для ин-тов и фак-ов иностр. языков. - М.: Высш. шк., 1981. - 183с.
179. Муравьева Л.С. Основные трудности в работе над глаголами движения в нерусской аудитории //Очерки по методике преподавания рус¬ского языка.-М.: Учпедгиз,1962.-Вып.1.-С.96-131.
180. Муравьева Л.С. Глаголы движения в русском языке: Для говорящих на англ. яз.-5-е изд.-М.: Рус. яз.,1986.-238с.
181. Нечаева А.И. Семантико-словообразовательные группировки глаголов движения в русском языке // Семантика и т ипология разноструктурных языков. - Ташкент: Изд-во Ташкент. ун-та, 1986. - С. 30-35.
182. Нурманов А.Т. Функциональный подход к изучению глаголов движения русского языка в национальной (узбекской) школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М.,1993.-19с.
183. Овсянико-Куликовский Д.Н. Грамматика русского языка.- М.:Мир,1907.-128с.
184. Овсянико-Куликовский Д.Н. Учебник русской грамматики для младших классов средних учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп.-СПб: Типография Первой СПб Трудовой Артели,1910.-120с.
185. Панов М.В. Работа над морфологическими ошибками // Фонетические, морфологические и синтаксические ошибки в русской речи учащихся национальных школ: Учеб. пособ. / Под ред. М.В. Панова.-М.: Изд- во НИИ нац. школ МО РСФСР,1989.-С.42-110.
186. Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков: Пособ. для учителей.-М.:Просвещение,1978.- 183с.
187. Пастухова Л.Б. Семантические свойства глаголов движения в тексте.-Л.: Изд-во ЛГУ,1983.-216с.
188. Педагогика: Учеб. пособ. для студ-ов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-3-е изд.- М.: Школа- Пресс,2000.-512с.
189. Пенгитов Н.Т. Сопоставительная грамматика русского и марийского языков.-Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1958.-Ч.1.-175с.
190. Петерсон М.Н. Лекции по современному русскому литературному языку.-М.: Изд-во МГПИ им. К.Либкнехта,1941.-172с.
191. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях.-М.: Рус. яз.,1984.-352с.
192. Пешковский А.М. Наш язык: Учебная книга по грамматике для школ II ступени и рабфаков: Заключительный курс: Кн. для учителя.- М.; Л.: Госиздат,1927.-Ч.3.-270с.
193. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - 7¬е изд.-М.: Учпедгиз,1956.-511с.
194. Поливанов Е.Д. Опыт частной методики преподавания русского языка узбекам.-Ташкент-Самарканд: Госиздат УзССР,1935.-Ч.1.-91с.
195. Попов Р.Н. и др. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение,1986.-464с.
196. Пособие по практическому курсу русского языка для нерусских студентов вузов УзССР.-Ташкент: Укитувчи,1967.-256с.
197. Пособие по русскому языку для студентов педвузов / Н.Н. Алиева, А.Н. Климова, В.Г. Назаркина и др. / Под ред. Н.Н. Алиевой.- Ба¬ку: Изд-во Азерб. педин-та,1971.-190с.
198. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: В 4-х т.-М.: Учпедгиз,1958.-Т.1-2.-536с.
199. Практикум по русскому языку: Пособ. для студ-ов ф-та русской филологии, окончивших национальную школу.-Ашхабад: Изд-во Ашхабад. пед. ун-та,1974.-152с.
200. Практический курс русского языка: Учеб. пособ. для студ-ов национальных групп пед. ин-тов / Под ред. А.Г. Хмары.-3-е изд., дораб. и доп.-СПб: Просвещение,1991.-270с.
201. Практический курс русского языка: Учеб. пособ. для студ-ов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Русский язык и литература в национальной школе» и «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Педагогика» / А.Г. Хмара, Е.Н. Ершова, Л.Г. Саяхова и др. / Под ред. А.Г. Хмары.-Л.: Просвещение,ЛО,1982.-Ч.2.-260с.
203. Практическое пособие по развитию речи: Для слушателей национальных групп, изучающих русский язык / Под ред. А.И.Блинкиной и Р.А.Чауриной.-М.,1968.-139с.
203. Программа по практическому курсу русского языка.-Вильнюс: Изд-во Вильнюс. ун-та, 1966.-13с.
204. Программа по практическому курсу русского языка: Для национальных групп вузов Молдавии.-Кишинев: Лумина,1966.-44с.
205. Программа по практическому курсу русского языка для педагогических институтов.-Тбилиси: Подна,1960.-46с.
206. Программа по практическому курсу русского языка: Для студен- тов-казахов.-Алма-Ата: Мектеп,1969.-20с.
207. Программа по практическому курсу русского языка: Для студен¬тов по специальности «Русский язык и литература», окончивших литов¬ские школы.-Шауляй: Изд-во Литов. педин-та,1974.-12с.
208. Программа по практическому курсу русского языка для 1-4 кур¬сов филологического факультета по специальности «Русский язык и лите¬ратура»: Для групп студентов с латышским языком.-Рига: Изд-во Рижск. ун-та,1970.-16с.
209. Программы основной и полной средней школы: Русский язык и литература: 5-11 классы национальных школ Российской Федерации.-СПб: Просвещение,2000.-128с.
210. Программы педагогических институтов: Сб. № 6: Практический курс русского языка: Для специальности № 2116 «Русский язык и литера¬тура в национальной школе».-Л.: Просвещение,ЛО,1985.-32с.
211. Программы средней школы: Русский язык и литература: 5-11 классы национальных школ Российской Федерации.-СПб: Просвеще- ние,1993.-121с.
212. Рассудова О.П., Степанова Л.В. Интенсивный курс русского языка: Кн. для уч-ся.-М.: Рус. яз.,1979.-247с.
213. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте / Отв. ред. А.В. Бондарко.-Л.: Наука, ЛО,1989.- 165с.
214. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова / Под ред. Г.В. Роговой.-М.: Просвещение,1991.-287с.
215. Рожкова Г.И. Изучение глаголов движения в русском языке // Вопросы методики преподавания русского языка нерусским / Под ред. Н.З. Бакеевой.-М.: Учпедгиз,1978.-Вып.6.-С.39-60.
216. Рожкова Г.И. Очерки практической грамматики русского языка: Учеб. пособ. для вузов по специальности «Русский язык и литература в национальной школе».-2-е изд., испр.-М.: Высш. шк.,1987.-160с.
217. Розанова В.В. Синонимия глаголов движения в современном русском языке // Синонимы русского языка, их особенности / Отв. ред. А.П. Евгеньева.-Л.: Наука,ЛО,1972.-С.73-88.
218. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.-М.: Педагогика,1989.-Т.2.-328с.
219. Русская грамматика: Фонетика: Фонология: Ударение: Интонация: Словообразование: Морфология.-М.: Наука,1980.-Т.1.-784с.
220. Русский язык в школах национальных меньшинств РСФСР / Под ред. проф. Н.В.Чехова.-М.: Госиздат,1928.-207с.
221. Русский язык: Учеб. пособ. для 4 классов национальных школ /
Е.А.Меньшикова, Л.З.Шакирова, Н.Б.Экба.-14-е изд.-СПб: Просвещение,1994.-368с.
222. Русский язык: Учеб. для 5-6 классов средней школы/ М.Т. Бара¬нов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба и др. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 1987.-386с.
223. Русский язык: Учеб. для 6 классов общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба / Под ред. акад. Н.М. Шанского. - 17-е изд. - М.: Просве¬щение, 1994. - 224с.
224. Русский язык:Учеб. для 7 класса сред. школы/М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян,Т.А.Ладыженская и др.-15-е изд.-М.:Просвещение, 1991.- 191с.
225. Русский язык: Учеб. для 8 класса средней школы / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - 14-е изд. - М.: Просве¬щение, 1989. - 192с.
226. Русский язык: Учеб. для 9 класса средней школы / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.-16-е изд.-М.: Просвещение, 1992. - 142с.
227. Русский язык: Учеб. для 10-11 классов национальных школ / Р.Б. Сабаткоев, М.В. Панов, Л.З. Шакирова. - 2-ое изд., дораб. - СПб: Просвещение, 1995. - 367с.
228. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов.-2-ое изд., перераб. и доп.-М.: Большая Российская энциклопедия,1998.-704с.
229. Русско-марийский словарь / Гл. ред. И.С. Галкин.-М.: Советская энциклопедия,1966.-848с.
230. Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб. для 8 классов национальных школ.-Спб: Просвещение,1999.-303с.
231. Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб. для 9 классов национальных школ.-Спб: Просвещение,1999.-191с.
232. Сайкиева С.М. Глаголы движения-перемещения в современном русском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Алма-Ата,1970.-23с.
233. Саттарова М.Р. Сопоставительное изучение лексико¬семантической сферы глаголов движения в русском и узбекском языках: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.-Казань,1967.-32с.
234. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учеб. пособ.-Уфа: Изд-во Башкир. ГУ,1987.-76с.
235. Сергеева Н.Н. Глаголы горизонтального движения-перемещения как семантико-синтаксический класс в системе современного русского языка: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Л.,1970.-23с.
236. Смирницкий А.И., Ахманова О.С. О лингвистических основах преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе.-1954.- №3.-С.47-48.
237. Смирновский П.В. Учебник русской грамматики для младших классов средних учебных заведений: Элементарный синтаксис.-М.: Собст¬венность издательницы А.С. Панафидиной,1914.-Ч.2.-102с.
238. Сморщок М.Ф. Сборник диктантов и лексико-стилистических упражнений. - 20-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк.,1998.-349с.
239. Советкин Ф.Ф. Н.К. Дмитриев - выдающийся языковед и педагог // Известия АПН РСФСР: Вопросы методики преподавания родного и русского языков в национальной школе / Сост. А.Ф. Конопелкин, Н.Н. Ба- ранова.-М.: Учпедгиз,1960.-Вып.3.-С.10-16.
240. Советкин Ф.Ф. О новых научно-методических требованиях к учебникам русского языка для национальных школ // Родной и русский язык в национальной школе / Под общ. ред. проф. В.В.Решетова и проф. Ф.Ф.Советкина.-М.: Учпедгиз,1962.-343с.
241. Современный русский язык: В 3-х частях: Учеб. пособ. для студ- ов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Русский язык и литература»: Словообразование: Морфология / Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов.-М.: Про- свещение,1981.-Ч.2.-270с.
242. Современный русский язык: Морфология: Курс лекций / Под ред. акад. В.В.Виноградова.-М.: Изд-во МГУ,1952.-519с.
243. Соколова В.М. Глаголы движения в современном английском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Л.,1967.-14с.
244. Старовойтова Г.Р. Уроки русского языка: 7 класс: Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение,1989.-175с.
245. Степанова И.М. Активизация русских глаголов движения в речи учащихся бурятской национальной школы: Автореф. дис. . канд. пед. на- ук.-М.,1989.-16с.
246. Столяренко Е.В. Роль учебных текстов в практическом курсе русского языка // Совершенствование преподавания практического курса русского языка в педвузах союзных республик: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-практической конференции (1-4 октября 1986 г.).-Нежин,1986.-С.56-57.
247. Судакова А.Я. Пособие по практическому курсу русского языка.-Махачкала: Изд-во Дагест. педин-та,1959.-100с.
248. Сырбу М. Глаголы перемещения в современном русском языке (лексико-семантический анализ в сопоставлении с румынским языком): Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М.,1965.-12с.
249. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму (июнь-июль 1966 г.) / Под ред. чл. АПН СССР Л.В. Занкова.-М.: Просвещение,1966.-С.53-61.
250. Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку / Предисл. В.Г. Костомарова.-М.: Педагогика,1980.- 230с.
251. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в сред¬ней школе: Учеб. для пед. ин-тов по спецальности № 2101 «Русский язык и литература». -3-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1988.-414с.
252. Телия В.Н. Что такое фразеология.-М.: Наука,1966.-86с.
253. Тенишев Э.Р. Глаголы движения в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков / Отв. ред. К.М. Мусаев.-М.: Изд-во АН СССР,1961.-С.232-293.
254. Теория грамматического значения и аспектологические исследования / А.В. Бондарко, Ю.С. Маслов, В.М. Павлов и др. / Отв. ред. А.В. Бондарко.-Л.: Наука, ЛО,1984.-280с.
255. Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.А. Сластенин.-М.: Изд-во МГПИ, 1986/-177c.
256. Тихомиров Д.И. Элементарный курс грамматики для городских и двуклассных школ.-2-е изд.-М.: Типография Э.Лисснер и Ю.Роман,1883. -160с.
257. Тихонов А.Н. Изучение видов русского глагола в узбекской школе.-Ташкент: Укитувчи,1970.-134с.
258. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание: Английские эквиваленты: Синонимы: Антонимы / Под ред. проф. Л.Г.Бабенко.-М.: АСТ-Пресс,1999.-704с.
259. Толковый словарь русского языка: Пособ. для уч-ся национальных школ / Под ред. М.И.Махмутова и др.-М.: Просвещение,1982.-382с.
260. Требования к грамматическим упражнениям // Материалы Пятого Международного методического семинара преподавателей русского языка стран социализма.-М.: Изд-во МГУ,1965.-304с.
261. Узловые проблемы современного финно-угроведения // Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов.-Йошкар- Ола: Изд-во МарНИИ,1995.-512с.
262. Умарова Л.Д. Лексико-семантическая группа глаголов перемещения в русском языке (в сопоставлении с татарским): Дис. . канд. филол. наук.-Казань,1980.-196с.
263. Учебник русского языка: Для лиц, говорящих на немецком языке / Е.Б.Захава-Некрасова, О.П.Рассудова, Г.И.Рожкова, Н.Э.Шмидт, Х.Буттке, К.Буттке.-М.: Высш. шк.,1964.-576с.
264. Ушаков М.В. Работа над ошибками как средство поднятия грамотности учащихся:Методическое письмо.-2-е изд.-М.:Учпедгиз,1953.- 30с.
265. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. / Под ред. В.Я. Струминского.-М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР,1949.-Т.5.-592с.
266. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. / Под ред. В.Я. Струминского.-М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР,1949.-Т.6.-448с.
267. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т. / Под ред. В.Я. Струминского.-М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР,1950.-Т.8.-776с.
268. Философско-психологические проблемы развития образования / А.С. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдов и др. / Под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1981.-176с.
269. Функциональное описание русского языка и методика преподавания его как иностранного: Сб. статей / Под ред. Э.И.Амиантовой, М.В.Всеволодовой.-М.: Изд-во МГУ,1989.-72с.
270. Функционирование системы языка в речи: Сб. статей / Под ред. Н.К.Грабовского.-М.: Изд-во МГУ,1989.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ