Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Акмеологические инварианты профессионализма женщины как субъекта предпринимательской деятельности

Работа №8286

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы168стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
687
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-акмеологические основания профессионально-личностного развития
в предпринимательской деятельности 9
1.1. Профессионально-личностное развитие как предмет
психолого-акмеологического исследования 9
1,2. 0собенности становления профессионала в
предпринимательской деятельности 30
1.3. Социально-психологический портрет женщины - предпринимателя 51
Глава 2. Методологические подходы и методические приемы анализа процесса формирования акмеологических инвариантов профессионализма 67
2.1. Методология исследования психологических условий и факторов, обеспечивающих профессионализм женщины- предпринимателя 67
2.2. Методика исследования акмеологических
инвариантов профессионализма предпринимателя 81
Глава 3. Акмеологические инварианты профессионализма женщины-предпринимателя. Анализ эмпирических данных 88
3.1. Уровень удовлетворенности деятельностью и оценка успешности деятельности женщин-предпринимателей 88
3.2. Мотивационный профиль в выборке женщин- предпринимателей 99
3.3. Ценностные ориентации и социальная
креативность женщин-предпринимателей 107
3.4. Субъективная оценка деловой активности женщин- предпринимателей 114
3.5. Разработка акмеологической модели
профессионального развития женщины- предпринимателя 124
Заключение 139
Список литературы 141
Приложения 160




Актуальность предлагаемой темы вызвана действием ряда факторов, характерных для переходного в III тысячелетие периода общественно¬социального развития России и возрастанием роли личности в этих процессах. К их числу относятся: демократизация России и становление более гуманистических общественно-политических форм управления; неустойчивое состояние и, как следствие, сложный процесс развития экономики страны; формирование новой правовой базы; специфика регионального устройства России и ее многонациональность; зарождение демократических форм развития местного самоуправления; развитие и внедрение информационных технологий и систем; широкая интеграция с зарубежными партнерами; возрождение таких форм хозяйствования, как предпринимательство - малый бизнес, корпоративные и монопольные объединения; концерны и др.
Все это предполагает разнообразие форм экономического поведения граждан, которое в целом связано с общими тенденциями мирового и российского социокультурного процессов. Последние десятилетия характеризуются заметным ростом участия женщин в экономической и политической жизни мирового сообщества. Сегодня женщины составляют почти половину производительной силы в экономически активной части населения. Подобные, объективным образом отмеченные факты и закономерности, заставляют отдельных авторов говорить о тенденциях и даже о начале эры «третьего матриархата» (Е.Ф.Молевич, О.А. Хасбулатова и др.). При известной дискуссионности подобных утверждений надо принять и другое: наличие соответствующих мировых тенденций, имеющих социокультурный контекст. В этой связи представляется актуальным научное осмысление динамики процессов развития психологического потенциала личности женщины не только как субъекта экономической деятельности, а,
3

прежде всего, как субъекта общественно-социальной активности, связанной с личностно-профессиональным акмеологическим движением.
Исследование личности в меняющихся экономических условиях проводилось рядом отечественных и зарубежных ученых (А.Л.Журавлевым,
A. Н. Захаровой, Т.А. Киселевой, Г.М. Мануйловым, В.В. Марченко,
B. Н.Позняковым, Дж. Голландом, Р.Хизричем и др.). По мере подключения гражданина к различным аспектам жизни общества происходит совершенствование его личности и форм ее самореализации, а появление новых процессов общественного развития сопряжено с динамикой развития индивида, его психофизиологических, психологических, и социально¬психологических особенностей.
Акмеологический подход к изучению личности в условиях деятельности отражен в работах А.С.Гусевой, А.А.Деркача, С.И.Жуковского,
В.Г. Зазыкина, А.Г.Ковалева, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой и др. Эти и другие работы создали необходимую теоретическую, концептуальную базу для последующих исследований.
В то же время проблема взаимосвязи профессионализма и личностных особенностей женщины как субъекта экономических преобразований и, прежде всего, как субъекта предпринимательской деятельности исследовалась фрагментарно. Потребность проведения подобных акмеологических эмпирических исследований диктует необходимость создания акмеологической модели профессионально - личностного развития женщины-предпринимателя на примерах успешного, продуктивного вхождения наших современниц в эту сферу общественно-социальных взаимодействий.
Объект исследования: инварианты профессионализма женщины как субъекта предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: профессионально-личностные особенности, обеспечивающие рост профессионализма предпринимательниц.
4

Цель исследования: определить акмеологические инварианты женщины - предпринимателя и разработать акмеологическую модель профессионально- личностного развития предпринимательниц.
Для реализации обозначенной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
• Систематизация концептуальных подходов к изучению процесса личностно-профессионального развития;
• разработка методического обеспечения акмеологического анализа профессионализма;
• изучение акмеологических детерминант, обусловливающих личностно-профессиональное развитие женщины в предпринимательской деятельности;
• выявление акмеологических инвариантов профессионализма;
• разработка акмеологической модели профессионального развития женщины-предпринимателя на этапе ее вхождения и закрепления в сфере бизнеса;
• создание и апробация технологии адаптации женщин- предпринимателей к условиям малого и среднего бизнеса.
Гипотеза исследования: эффективный рост профессионализма женщины предпринимателя обусловлен общими особенностями личностной подсистемы и характером экономической деятельности.
Теоретические и методологические основы исследования. В основу исследования положен акмеологический подход, как наиболее полно отражающий сущность развития профессионализма. Именно он позволяет определить амкеологические инварианты развития личности женщины- предпринимателя. Данное исследование соответствует предмету психологии развития профессионала и опирается на теорию, методологию и методы акмеологии (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.). Одновременно при разработке модели профессионально- личностного развития предпринимательниц использовались результаты исследований в
5

рамках деятельностного подхода, представленного в трудах
С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, К.К.Платонова и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов: теоретический анализ методологической, акмеологической, социально¬психологической, экономической литературы; метод моделирования, наблюдение в ходе тренинговой практики, методы опроса (анкетирование, интервьюирование), тестирование (диагностика мотивации достижения, определение социальной креативности, диагностика уровня личностной готовности к риску - «PSK» Шуберта, диагностика терминальных ценностей- «ОТеЦ» - автор И.Г..Сенин; методика «Диагностика индивидуально¬типологических свойств и межличностных отношений» - автор Л.Н.Собчик; метод сравнения, методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в результатах акмеологического исследования, в рамках которого:
• разработана структурно-функциональная концепция личностно¬профессионального развития в контексте акмеологического подхода;
• выявлен состав личностно-профессиональных факторов, обусловливающих развитие профессионализма и самореализацию личности (женщин) в условиях предпринимательской деятельности;
• определена значимость таких акмеологических инвариантов профессионализма предпринимателей, как мотивация достижения, креативность, готовность к риску, коммуникативность, терминальные ценности, лидерские качества, прогностические способности, эмоционально-волевой потенциал;
• разработана программа структурно-функциональных методов акмеологического обеспечения становления профессионализма предпринимательниц, включающее карту-схему циклического алгоритма акмеологического исследования, анкету и методику ее применения;
6

процедуру тестирования с использованием тестовых методик; процедуры интервьюирования и наблюдения; построение акмеологической модели;
• создана и апробирована акмеологическая модель для профессионально¬личностного развития женщины-предпринимателя;
• обоснована целесообразность и необходимость акмеологических исследований предпринимательской деятельности женщин- предпринимателей с позиций выявления основных содействующих или препятствующих психологических факторов и условий, а также детерминант профессионально-личностного развития с целью поэтапного достижения АКМЕ;
• показана динамика развития психолого-акмеологической личностной подсистемы женщины-предпринимателя в сопряжении с характерными особенностями ее личности и условиями для успешного закрепления в бизнесе.
Практическая значимость исследования: разработана акмеологическая концептуальная модель профессионально - личностного развития предпринимательниц с целью прогнозирования у них динамики становления востребуемых качеств как субъектов экономической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе высшей школы при подготовке психологов, социальных работников, менеджеров по работе с персоналом, в практической деятельности руководителей в сфере бизнеса с целью изучения особенностей развития личностного профессионализма в предпринимательской деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях по теме исследования и докладах на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика РФ: проблемы и перспективы» (Москва, 2001 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Социально¬перцептивные процессы в управлении» (Иваново, 2003), Международном
7

конгрессе «Социальная психология XXI века» (Ярославль, 2004), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов ИвГУ, обсуждались на заседаниях кафедры психологии социальной работы и политической психологии Ивановского государственного университета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научное осмысление динамики процесса личностно¬профессионального развития субъекта предпринимательской деятельности обусловлено необходимостью разработки акмеологического подхода в рамках исследования инвариантов профессионализма. В современных социально-экономических условиях особую значимость приобретает проблема формирования и развития личностного потенциала женщины как субъекта экономической деятельности. В связи с этим раскрытие личностной подсистемы женщины-предпринимателя возможно на основе методологии акмеологического исследования. Данный подход позволил нам подтвердить гипотезу о детерминации профессионализма личности женщины предпринимателя особенностями личностной подсистемы и экономической деятельности.
Исследования взаимосвязи профессионализма и особенностей личности как субъекта деятельности, проведенные отечественными и зарубежными учеными (A.JI. Журавлевым, А.Н. Захаровой, Г.М.Мануйловым, В.В. Марченко, А.А. Деркачом, В.Г. Зазыкиным,
Н.В.Кузьминой, А.К. Марковой и др.), позволили нам определить направления в установлении функций процесса формирования акмеологических инвариантов профессионализма предпринимателя, в разработке акмеологической модели профессионально - личностного развития предпринимателя, в выявлении индивидуально-психологических особенностей и профессионально-личностного потенциала женщины- предпринимателя.
Функциями процесса формирования акмеологических инвариантов профессионализма предпринимателя являются: познание социально¬экономических реалий; отношение к субъектам деятельности, к социально¬экономическим феноменам и явлениям; организация высоко продуктивной деятельности; повышение профессиональной компетентности; оптимизация резервных возможностей.
139

Акмеологическая модель профессионально-личностного развития предпринимателя предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов: индивидуальные социально-психологические особенности личности, акмеологические условия высокого профессионализма, виды активности субъекта предпринимательской деятельности. Акмеологические условия профессионально-личностного развития детерминируют развитие предпринимательского потенциала.
Предпринимательская деятельность предполагает следующие виды личностной активности: прогнозирование результата деятельности; освоение инновационных технологий; принятие решений в нестандартных ситуациях; достижение успеха; достижение цели - получение максимальной прибыли; эффективное межличностное взаимодействие; освоение и развитие навыков саморегуляции.
В процессе эмпирического исследования определены индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие профессионализм предпринимателя: мотивация достижения, средний уровень готовности к риску, стремление к самопознанию, коммуникативная компетентность в условиях высокой конкуренции. К факторам, способствующим профессионально-личностному развитию женщины - предпринимателя, можно отнести следующие: склонность к прогнозированию результатов деятельности, освоение инновационных технологий, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях, эмоционально-волевой потенциал.
Важным результатом исследования является определение значимости вида экономической деятельности как в формировании акмеологических инвариантов профессионализма, так и в развитии личности в целом.
По нашему мнению, в дальнейшем представляет интерес изучение акмеологических инвариантов профессионализма женщин- предпринимателей, занятых в сферах среднего и крупного бизнеса.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 288 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991 .-299 с.
4. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопр. психологии.-1987.- №2,- С. 14-23.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.- С. 19 - 39.
6. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / Науч. ред. Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 277 с.
7. Алексеева М.А. О некоторых гендерных особенностях в творческом поведении личности // Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке. Матер, междунар. симпозиума. /Отв. ред. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев.- М., Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С.18-20.
8. Алешкина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопр. психологии. - 1991. - №5. С. 12-27.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука,
1997. -380 с.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - JI.: ЛГУ, 1968.- 341с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.- 376 с.
12. Анохин П.К. Узловые вопросы теории физиологии функциональных систем. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
13. Артамонова Е.Р., Гарбер М.А. Гендерная специфика личности частного предпринимателя// Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке. Матер.
141

междунар. симпозиума. /Отв. ред. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. - М., Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.- С.31-33.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения личности. - М.: Мысль, 1976. - 169 с.
15. АсмоловА.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
16. Бабаева JI.B. Российские и американские женщины- предприниматели//СОЦИС.-1998.-№11.- С.134-135.
17. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы//СОЦИС.-1999.-№9.-С.75-83.
18. Барсукова С.Ю. Женщины-предприниматели: гендерная специфика российского бизнеса//ЭКО.-1999.-№ 1 .-С. 142-150.
19. Белоус О.В. Особенности сопровождения личностного саморазвития средствами саморегуляции // Материалы междунар. симпозиума. Кострома, 2004.- Т.2. - С.14-15.
20. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности государственных служащих. - М.: ИКФ Каталог, 2002.- 236 с.
21. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. - М., 1997.- С. 97-131.
22. Битуева А.В. Соотношение содержательной и динамической сторон в ценностных ориентациях государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.- М., 2000.
23. Бишаева А.А. Проектирование личностной модели специалиста в процессе профессионального образования // Материалы междунар. симпозиума. Кострома, 2004.- Т.2. - С. 15-17.
24. Бодалев А.А. Акмеология как научная и учебная дисциплина. - М.: РАУ,
1993. -226 с.
25. Бодалев А.А. Психология общения - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с.
142

26. Бодров В.А. Психологические исследования профессионализации личности//Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под ред. В.А. Бодрова. - М.: ИП РАН, 1991.- С.3-26.
27. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр.психологии.-1979.-№2.-С.95-114.
28. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности/ Отв. Ред. Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 1981.-С. 159-176.
29. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Автореф. дис....докт. психол.наук.-М.,1995.- 47 с.
30. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994.¬108 с.
31. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть2)//Психол. журнал. - 2002.-Т.23.-№1.- С.71-79.
32. Василенко Т.Д. Формирование профессионально-важных качеств специалиста как необходимый элемент современного высшего образования // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе: Материалы метод, науч.-практич. конференция. - М.; Кострома, 2000.- 4.1.-С. 55-56.
33. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М. "Высшая школа", 1991.- 207с.
34. Виноградов А.А. Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации: Автореф. дис.... канд. психол. наук.- М., 2001.
35. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-517 с.
36. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти тт. - М.:Педагогика,1982.Т. 5,- 488 с.
37. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.- 340 с.
143

38. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка//Мир психологии и психология в мире.- М.-1995.-№3.- С.21-28.
39. Гончаров Ю.Н. Личные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 1998.¬24 с.
40. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Медицина, 1970.-272 с.
41. Гуртовой Е.С., КоссовБ.Б. Развитие личности как главная цель образования // Личность и образование: психологическая поддержка развития: Межвуз. науч.-метод. сборник.- Шуя: ШГПУ, 1999. -С. 7-14.
42. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. - М.: Агентство "КванТ", 1997.- 132 с.
43. Гусева А.С., Лёшин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2000.¬225 с.
44. Гусева Г.А. Формирование ценностных ориентаций госслужащих: Автореф. дис.... канд. психол. наук.- М., 1999.- 24 с.
45. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.¬156 с.
46. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности//Психол. журнал.- 1998,- №6.- с.6-22.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ