Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел

Работа №8299

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы231стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
733
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКГИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА ОВД 14
1.1. Психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности 14
1.2. Психолого-акмеологический анализ профессиональной психологической деятельности 22
1.3. Психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности психолога ОВД 32
1.4. Критерии, показатели и уровни эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД 58
1.5. Акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД 75
1.6. Проблема профессионального отбора психологов в ОВД 78
Выводы по главе 1 89
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-
АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПР0ФЕССИ011АЛЫ10Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОВД 92
2.1. Процедура и методы исследования 92
2.2. Определение эффективности профессиональной деятельности психологов ОВД 97
2.3. Исследование условий и факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности психологов ОВД 104
2.3.1. Изучение особенностей жизненного пути психологов ОВД
разных уровней эффективности 104

3
2.3.2. Изучение мотивационных и личностных особенное юй психологов ОВД разных уровней эффективности 128
2.3.3. Изучение особенностей управления и межличностных oтношений в системе «психолог - руководитель подразделения ОВД» 147
2.4. Психолого-акмеологическая модель эффективного психолога
ОВД 158
2.4.1. Описание акмеологической модели эффективного психолога ОВД 158
2.4.2. Рекомендации по осуществлению профессиональною отбора психологов в ОВД 160
Выводы по главе 2 163
Заключение 165
Выводы 169
Список литературы 173
Приложения 193



Актуальность исследования условий и факторов эффективности деятельности психологов органов внутренних дел (ОВД) обусловлена с одной стороны высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности, а с другой - сложностью достижения высокого уровня профессионализации и профессиональной самореализации в связи с особыми требованиями, предъявляемыми к личности психолога ОВД и специфическими условиями его профессиональной деягельности.
Несмотря на то, что должность психолога введена в штагы ОВД более десяти лет назад, на сегодняшний день остаются неразрешенными ряд проблем, касающихся личностной и профессиональной готовности психологов к работе в ОВД. Проблема отбора практических психологов для ОВД являющегося актуальной в силу отсутствия специальных исследований, направленных на разработку критериев отбора психологов, изучение условий и факторов эффективности профессиональной психологической деятельности в ОВД.
Профессиональная деятельность психолога ОВД предъявляем особые требования к личности специалиста, обусловленные специфическими условиями труда в этой сфере. Прежде всего, это уставные взаимоотношения, особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни, высокий уровень психической напряженности труда, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки, двойственная позиция психолога, как специалиста и как офицера. Психолог ОВД вынужден работать в амбивалентных условиях, в ситуации противоречий между профессиональными и должностными обязанностями. Как профессиональный психолог, специалист должен обладать такими качествами, как гуманистическая направленность, способность к эмпатии, рефлексивность, коммуникабельность, независимость и креативность; как офицер, со г рудник- ОВД, он должен уметь подчиняться приказам, соблюдать иерархию и субординацию во взаимоотношениях, а также обладать такими качествами личности, как авторитарность, доминантность.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы.
1. Теоретический анализ позволил сформулировать основные положения психолого-акмеологической модели личностно-профессионального развития, которая включает развитие профессионализма личности и развитие профессионализма деятельности. Психологическую структуру профессионализма составляет единство мотивационно-смысловой, операциональной сферы и профессионально-важных психологических качеств личности. Профессионализм характеризуется высокой эффективностью деятельности, его достижение зависит от ряда психолого-акмеологических условий и факторов. В качестве акмеологических факторов выступают основные причины, обусловливающие достижение высокого профессионализма; акмеологические условия - значимые обстоятельства, от которых зависит достижение профессионализма. Достижение высокого уровня личностно-профессионального развития, продуктивности деятельности и самореализации личности психолога обеспечивается соответствием личностных особенностей психолога требованиям профессиональной деятельности.
2. Профессиональная деятельность психолога ОВД характеризуется рядом особенностей, предъявляющих особые требования к личности психолога и обусловливающих амбивалентность роли психолога как специалиста и как офицера. Специфические условия деятельности практического психолога - уставные взаимоотношения, особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни, высокий уровень психической напряженности груда, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки - предполагают наличие таких качеств личности как авторитарность, доминантность, ответственность, исполнительность, высокая нормативность, умение подчиняться приказам и обусловливают наличие противоречий между требованиями профессиональной деятельности сотрудника ОВД и профессионально важными качествами психолога, такими как гуманистическая направленность, спосбность к эмпатии, рефлексивность, коммуникабельность, независимость, самостоятельность суждений, креативность.
3. Выделены критерии, показатели и уровни, позволяющие оценить эффективность профессиональной деятельности психолога ОВД. К ним относятся интегральные критерии - профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, и профессионализм личности психолога - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста, каждый из которых раскрывается рядом показателей. На основании соответствия реальных профессиональных характеристик и личностных качеств психолога ОВД сформулированным критериям и показателям выделяются три уровня профессионализма (высокий, средний и низкий).
4. Акмеологическими условиями эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД выступают: особенности семейного воспитания - строгость родителей, приверженность контролю поведения, нормативность и

171
послушание в детстве; успешность родителей в профессиональной деятельности и принадлежность ближайших родственников к службе в правоохранительной системе; посвящение всего времени работе и отстутсвие собственной семьи у психолога.
5. Акмеологическими факторами эффективной профессиональной деятельности психологов ОВД являются: субъективные - личностные особенности, такие как активность, высокая самооценка, коммуникативные способности, чувствительность, гибкость, умение выполнять различные социальные роли, умение подчиняться или командовать (применительно к ситуации), высокая эмоциональная стабильность, особенности ценностно-мотивационной сферы - приоритетность ценностей профессиональной самореализации, гуманистическая направленности личности психолога, реализация этих ценностей в профессиональной деятельности; объективные - наличие необходимых для работы знаний, умений и навыков, стаж свыше пяти лет и возраст свыше тридцати лет; объективно-субъективные, к которым относятся выраженные лидерские, и коммуникативные качества у руководителей подразделений ОВД, наличие взаимопонимания и сотрудничества между руководителем и психологом, а также удовлетворенность психолога материально-техническими условиями труда.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личноеi и. - М.: Наука, 1980-335с.
2. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта / Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача. - М: РАГС, 1995.-С. 85-95.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - В 2-х т. - М., 1985. - 336с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. - 432с.
6. Андреева Г.М., Гозман Л.Я., Дергачева Л.А. Актуальные проблемы деятельности психологической службы промышленного предприятия // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1987. -№ 1.
7. Андреева И.А. Проблема оценки эмоциональной и нервно-психической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996. -№2(4). - С.51-52.
8. Андреева И. Медико-психологический аспект исследования профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел // Психологическая газета -1997, февраль. - №2(17). - С. 16.
9. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия: теория и практика. - М., 1999. - 538 с.
Ю.Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии-
1992.-№1.-С.73-84.
11. Аминов Н. А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. -Т.13.
12. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. / Науч. ред. Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 277 с.

174
13. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. / Сборник, Академия МВД РФ. - М. -
1992. -С.16-18.
14. Анисимов С.А., Гордеева Т.П., Деркач А.А. и др. Методы акмеологических исследований. - Кострома, 1994. - 102 с.
15. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. - М.; Новгород, 1995. - 272 с.
16. Битянова Н.Р. Проблема должностного и профессионального роста женщин в органах внутренних дел. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1996. -№1 (3).
17. Беляков Е.Н. О концепции психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. // Материалы научно-практ. конф. Академии МВД. -М., 1992.
18. Бовин Б.Г., Киселева Е.А., Калашников М.О. Профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел. // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. - М., 1996. -№ 2.
19. Бодалев А.А. Акмеология как научная и учебная дисциплина. - М.: РАУ,
1993. -226 с.
20. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения. - М: Изд-во Флинта-Наука, 1998. - 168с.
21. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.:П1НР СЭ,
2001. -97 с.
22. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности // Вопросы психологии. - 1976. - С. 34-44.
23. Богданов Н. Психологическая служба во вневедомственной охране МВД России // Профессионал - 2000. -№ 6(38). - С. 9-10.
24. Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работников уголовного розыска. - Омск, 1984.

175
25. Бондаренко А.Ф. Личное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. - 1993.-№ 1.-С. 63 -76.
26. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2000.
27. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности - М.: Изд-во Наука, 1981-С. 159- 177.
28. Борейко Л.И. Профессиональный отбор кадров в органах внутренних дел как многолетний процессии и поэтапная система // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2002. - №2 (18). - С.6-7.
29. Бородянский М. Психолог в фирме - деньги на ветер? // Психологическая газета.-3/113.-2005.-С.10-11.
30. Бродченко О.И., Акентьев П.В. Развитие профессионально-важных качеств сотрудников оперативных подразделений ОВД как средство повышения эффективности раскрытия преступлений. - М., 2003.
31. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2001.
32. Буслаева J1.A. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в таможне // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1998.-№2(8).-С. 79.
33. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. для студентов вузов / B.J1. Васильев. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 652с.
34. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М. - 2002.
35. Викдорчик М.И., Жданова М.Е. Метод портретных выборов Леопольда Сонди как инструмент теории судьбоанализа. Концептуальные подходы к теории и практическому руководству. - Кемерово. - 1997.
36. Володарская И. А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Московского университета. - 1990. - Сер. 14. Психология. - № 1. -С. 57-67.

176
37. Володарская И.А. Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Московского университета. - 1989. - Сер. 14. Психология. - № 3. - С. 50-61.
38. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. /Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Изд-во Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
39. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир. - Т. 2 - С. 30-32.
40. Голованов Ю.Н., Кочин А.А., Харламов B.C. Использование системного подхода при подборе сотрудников на службу в органы внутренних дел. // Методическое пособие. - МВД РФ. - М., 2004. - С. 3-4.
41. Гонтарь С.А. Некоторые аспекты профессионального отбора в ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1996. - №2(4). - С. 59-60.
42. Гончар Ю.Г. Психологическая подготовка сотрудников исправительных учреждений к служебной деятельности. - Минск: МВД Республики Беларусь, 2000. - С. 4 - 18.
43. Горбач Н.А., Матросов В.А., Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации сотрудников к службе в ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1998. -№2(8). - С. 35-40.
44. Гученков Ю.А. О возможностях применения системного подхода при исследовании психологических характеристик личности в процессе оценки персонала органов милиции. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2003. - №1 (19). - С. 44-46.
45. Гученков Ю.А. Профессиональный отбор и профессиональный подбор в системе МВД России. // Психопедагогика в правоохранительных органах. -
2002. - №2 (18).- С.51-54.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ