Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, УСПЕШНЫХ В КАРЬЕРЕ (19.00.05 )

Работа №3986

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы236стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
стр.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы 10
1.1. Изучение карьеры в рамках социальной психологии и психологии управления 10
1.2. Изучение факторов, определяющих успешность индивидуальной карьеры в рамках социально-психологических исследований 30
1.3. Основные направления в изучении психологии женской карьеры.. 41 Глава П. Методы и организация исследования 52
2.1. Методы исследования социально-психологических особенностей личности 52
2.2. Методы статистической обработки результатов 67
2.3. Организация и проведение исследования 68
Г лава П1. Результаты исследования и их обсуждение 72
3.1. Особенности личностного становления и профессионального оп¬ределения карьерно-успешных женщин в родительской семье 72
3.2. Особенности профессионального и личностного становления карьерно-успешных женщин в период трудовой деятельности 92
3.3. Особенности поведения и межличностных взаимоотношений карьерно-успешных женщин в социальной среде 140
3.4. Особенности эмоционального состояния карьерно-успешных женщин 164
3.5. Результаты факторного анализа 176
Выводы 193
Заключение 197
Список литературы 200
Приложение 215



Введение
Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе социальных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых жизненных целей. В современных условиях качественно новым образом встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативности, предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями.
Одной из сфер, позволяющих человеку раскрыть и проявить свои способности, личностные и деловые качества, является профессиональная деятельность. Особую роль здесь играет карьера.
Карьера представляет собой непрерывный процесс успешного продвижения по лестнице административной, социальной, профессиональной, имущественной и прочей иерархии с целью достижения желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни.
В недалеком прошлом это понятие имело для большинства людей негативный оттенок, ассоциируясь с таким явлением как карьеризм (стремление занять руководящий пост не брезгуя никакими средствами). Сейчас человек, делающий карьеру, рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом и получить подтверждение в виде определенной компенсации. Таким образом, карьера обладает привлекательностью для человека, и в той или иной степени является составляющей его профессиональной деятельности. Это в равной мере относится и к мужчинам, и к женщинам.
В общественном сознании карьерное продвижение и управление предприятиями и организациями в большей степени связано с представителями мужского пола. Вместе с тем, усиление женской эмансипации приводит к тому, что многие женщины хотят быть самостоятельными и независимыми, иметь возможность проявить свои способности в профессиональной деятельности, сделать карьеру.
Тем не менее, большинство исследований в области карьеры проводилось и до сих пор проводится на мужских или, в очень редких случаях, на смешанных выборках.
Справедливо будет заметить, что за рубежом исследование психологии женской карьеры имеет почти тридцатилетнюю историю. За это время были созданы модели развития женской карьеры (Astin, 1984; Farmer, 1985; Betz & Fitzgerald, 1987), изучены аспекты удовлетворенности женщин работой (Veroff, Douvan, & Kulka, 1984; Lemkau & Pottick, 1984), рассмотрена проблема дискриминации по признаку пола на рабочем месте (Shinar, 1975; Albrecht, 1976; Pose & Stone, 1978; Gutek, Morasch & Coher, 1983; Fitzgerald et al, 1988), исследовано влияние процесса социализации на развитие женской карьеры (Watley & Kaplan, 1971; Falk & Salter, 1978; Lmmeborg, 1982 и др.), проанализированы барьеры, препятствующие успешной карьере женщин (Homer, 1972; McLure & Piel, 1972; Epstein, 1971), изучены психологические особенности женщин, выстраивающих карьеру (Bingham & Walsh, 1978; Munley, 1974; Goodale & Hall, 1975; Ritchie & Boehm, 1977; Stroud, 1981; Jenkins, 1989), в том числе, в традиционно «женских» или «мужских» областях (Mazen & Lemkau, 1990; Kriger, 1972), стили женского руководства (Rozener, 1993,1995; Inston et al, 1983; Ragins, Sundstrom, 1989). В зарубежных исследованиях бы¬ло уделено внимание и ролевому конфликту «работа-семья» (Greenhaus et al, 1989, 1987; Steffy & Jones, 1988; Greller, Parsons, & Mitchell, 1990; Sekaran, 1983; Epstein, 1971), а также эмоциональному напряжению, стрессам, связанным с построением карьеры (Schwartz, 1989; Rosin & Korabik, 1989; Sekaxan,

5
1983 и др.). Легко убедиться, что изучению подверглись различные аспекты женской карьеры.
В нашей стране, несмотря на всплеск интереса к гендерным исследовани¬ям, изучение различных аспектов карьеры по-прежнему проводится в основ¬ном на мужских выборках.
Существует ряд исследований, посвященных социально-психологическим особенностям женщин-предпринимателей (Г.В.Турецкая, 1997; А.Е Чирико- ва, О.Н.Кричевская, 1996; А.Е Чирикова, Э.Локпшна, 1995; Е.К.Завьялова,
С.Т.Посохова, 1994), женщин-политических лидеров (Г.Г.Силласте, 1996, 1993; М.П.Колмакова, 1998). Когда же речь заходит о карьерно-успешных женщинах, то основное внимание уделяется ролевому конфликту «работа- семья» (О.Гаврилица, 1998), характерному для этой группы женщин, и даже построение типологии женской карьеры осуществлено именно на этой основе (Е.В.Трофимова, 1997; Ю.В.Синягин, 1996).
Вместе с тем, реализация положений конференции ООН, проходившей в июне 1992 г., предполагает увеличение к 2000 году доли женщин на должностях руководителей до 45-50%, что ставит важную задачу подготовки женщин управляющих. Для их подготовки необходимы знания психологии женской карьеры, преобладающих черт характера карьерно-ориентированных женщин, особенностей женского руководства, факторов, способствующих или, напротив, препятствующих успешной карьере женщины. Актуальность данной задачи определила выбор темы настоящего исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение особенностей профессионального и личностного становления карьерно-успешных женщин, выделение социально-психологических особенностей их личности и поведения.
Объектом исследования стали 75 женщин в возрасте от 26 до 46 лет, достигшие различного уровня в профессиональной, служебной, социальной,

6
имущественной иерархии, занятые как в традиционно «женских», так и традиционно «мужских» профессиональных сферах. В качестве объективного критерия успешности в развитии карьеры рассматривался достигнутый женщинами должностной статус, а также скорость карьерного продвижения.
Предметом исследования стали социально-психологические качества женщин, особенности социального поведения, связанные с успешностью по¬строения карьеры.
Основную гипотезу исследования можно сформулировать следующим об¬разом: существует комплекс социально-психологических характеристик," включающий в себя особенности процесса социализации, личностные качества, особенности социального поведения, профессиональной направленности, способствующий достижению женщинами успеха в области карьеры. _
Частные гипотезы исследования определяются следующим образом:
1. Существуют социокультурные и социально-демографические особенности родительской семьи, способствующие формированию у женщин ориентации на развитие карьеры.
2. Достижение карьерного успеха у женщин связано с присутствием в структуре личности свойств, которые традиционно считаются мужскими (активность, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, жесткость, агрессивность, деловая направленность).
3. Существуют различия в личностных особенностях и социальном поведении женщин, успешно осуществляющих свою карьеру в традиционно «женских» и «мужских» профессиональных областях.
4. Успешная карьера часто связана для женщин с ролевым конфликтом «работа-семья», дисгармонией в семейных отношениях.
5. Процесс построения карьеры сопровождается эмоциональными перегрузками, внутренним напряжением.

Цель и гипотезы исследования определили следующие его задачи:
1. На эмпирическом материале проанализировать социально-психологические особенности личности, социального поведения женщин, связанные с достижением успешности в карьере.
2. Проследить связь характера процесса социализации в родительской семье с последующими достижениями женщин в области карьеры.
3. Изучить особенности личностного и профессионального становления карьерно-успешных женщин в период профессиональной деятельности.
4. Сравнить личностные особенности и характер профессионального поведения карьерно-успешных женщин и работающих женщин, не занимающих руководящих должностей.
5. Проследить возможные различия в структуре личности и профессиональном поведении женщин, занятых в полотипизированных профессиональных сферах.
6. Изучить особенности социальных отношений карьерно-успешных женщин, в том числе семейных.
7. Рассмотреть особенности эмоционального состояния женщин, связанные с построением карьеры.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведено комплексное исследование социально-психологических особенностей (личностных качеств, профессионального, социального поведения, межличностных отношений, эмоционального состояния и др.) женщин, добившихся карьерного успеха и закрепляющих его, что позволяет существенно расширить имеющиеся представления о психологических особенностях данной группы женщин.
Показана взаимосвязь характера процесса специализации в родительской семье с формированием у женщин ориентации на развитие карьеры и успешное ее осуществление.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Современный этап характеризуется нарастающей мировой тенденцией к установлению равноправия полов во всех сферах деятельности, в том числе и профессиональной. Прочно обосновавшись в мире деловых отношений, женщины все чаще стремятся занять руководящие посты, сделать карьеру, все успешнее конкурируют с мужчинами.
Выбор карьеры как одного из стратегических направлений жизнедеятельности обуславливает избираемый женщиной тип социального поведения, степень активности, ориентацию на предпочитаемый стиль жизни, сам спо¬соб жизнедеятельности. '
Настоящее исследование было посвящено изучению социально-психологических особенностей карьерно-успешных женщин: их личностных качеств, особенностей личностного и профессионального становления в ро-дительской семье и в период профессиональной деятельности, характера взаимоотношений с различными группами людей на службе и в семье, особенностей эмоционального состояния.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что жизненный успех, в котором важное место принадлежит карьере, для женщины выступает как сложное и противоречивое явление. Он означает, что женщина, для того, чтобы реализовать себя, состояться в какой-либо сфере деятельности, должна достичь душевного и материального комфорта через высокий социальный и профессиональный статус, престиж, ощущение собственной значимости, ма-териальную обеспеченность, сохранив при этом любовь и привязанность своих близких и оставаясь самой собой, не потеряв своего «Я».
В настоящей работе раскрыты социально-психологические особенности карьерно-успешных женщин различного возраста, должностного статуса, занятых в традиционно «мужских» или «женских» сферах. Эти данные, а также предложенная типология карьерно-успешных женщин и примененный нами

исследовательский инструментарий могут быть использованы руководителя¬ми организаций и специалистами по персоналу в их практической работе, а также применяться в практике психологического консультирования женщин.
Успешная карьера, и это отмечено в нашем исследовании, оказывает влия¬ние и на саму женщину, на ее личность, поскольку карьера отражает ее установку на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение. В связи с этим представляет интерес такое направление исследований, как изучение социально-психологического климата семей карьерно¬успешных женщин, поскольку в таких семьях трансформируется традицион¬ная роль жены и матери, возникают предпосылки для изменения самооценки, возможно, установок у мужчин, с которыми связана судьба преуспевающей женщины, возможен переход к эгалитарным семейным отношениям.
Карьера женщины скажется и на становлении личности ее детей: с одной стороны, успехи матери в осуществлении карьеры имеют для детей социализирующее значение, учат их относиться к человеку (независимо от его пола) как к индивидуальности, обладающей свободой выбора, что позволит им оп-ределять свою жизненную стратегию без оглядки на принадлежность к ген¬деру. С другой стороны, недостаток материнского внимания, ее эмоциональной включенности во взаимоотношения с детьми может сказаться на их личностном развитии, осложнять взаимоотношения с матерью или другими людьми в более зрелом возрасте.
Интересным, с точки зрения профессионального поведения, представляет¬ся изучение карьерно-успешных женщин - склонных к лидерству и соперничеству - в роли наставников для более молодых сотрудников, как женщин, так и мужчин.
Успешная карьера женщины скажется и на переосмыслении окружающей ее социальной средой роли и места женщины в семье и обществе, потому как для женщины, избирающей карьеру в качестве одного из путей самореализации, важным моментом является оказание ей поддержки, что мы также отмечали в настоящей работе. Изменение социальных, в том числе гендерных, стереотипов в социальном окружении карьерно-успешных женщин также может стать одним из направлений дальнейших исследований.
В связи с выше изложенным, очевидна актуальность продолжения исследований в области женской карьеры.




Литература.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М., 1991., 299с/
2. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины. // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - с.23-28.
3. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследо- вании.//Вопросы психологии. - 1968. - №5. - с.45-46.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., Изд-во ЛГУ. - 1969. - 336с.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. - Пер. с англ., /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. - М.: “Педагогика№, 1987. - Кн.1 - 320с., Кн.2 - 336с.
6. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. // Че-ловек в системе наук. - М., - 1989. -427с.
7. Арефьева Т.К. Проблема женского лидерства. // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных статей. - Самара: Изд-во “Самарский ун¬т” - 1997. - с.41-49.
8. Арсанукаева М.С. К проблеме рационального использования труда жен¬щин. // Социальные проблемы соотношения профессиональной и семейно¬бытовых функций женщины. - М., - ИСАИ, 1980. - с.27-34.
9. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - Российский общественный научный фонд. Научные доклады. Вып. 34. М., - 1996. - 204с.
10. Бабаева Л.В. Работающие женщины в условиях перехода России к рынку.
- Ин-т. Экономики РАН. - М.: 1993. - 204с.
11. Бабаева Л.В., Чирикова А.С. Женщины и бизнес. // Социологические ис-следования. - 1997. - №3. - с.75-80.
12. Барбакова К.Г., Баикина А.И., Moop С.М.. Ищите женщину. - Тюмень: “Тюменская правда”; - 1991. - 172с.

13. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России. -1995.-№3-4.
14. Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда. // Общественное мне¬ние. - 1994. - №6 (ноябрь-декабрь), с.40-56.
15. Бондарева Л.Ю. Женщины в обществе: традиции и перемены. - Томск: Издательство Томского университета, 1995. - 38с.
16. Виноградов Ю.Н., Наумов Е.В. Модель деловой карьеры специалиста. // Кадровое обеспечение предприятий и организаций в новых условиях хо-зяйствования. - Л: ЛДМГП, 1989. - с.70-71
17. Виткин Дж. Женщина и стресс. - Пер. с англ. - СПб: «Питер-пресс», 1996. 320с.
18. Виттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к соци-альным и культурным изменениям. - Автореферат дисс. ...к-та психол. Наук. 19.00.01. / Л. - 1994. -24с.
19. Водопьянова Н.Е. Активная жизненная позиция личности и профессио-нальная адаптация в условиях социально-экономического кризиса. // Пси-хологические проблемы самореализации личности. - Вып.2. / Под ред.
А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. - СПб: Изд-во СПбГУ, - 1998. - с. 188¬202.
20. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченков Е.С. Синдром “психического выгорания” в управленческой деятельности. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та, сер.6. - 1997. - Вып.2 (№13). - с.83-91.
21. Волкова Л. Женщина и карьера. - СПб: “Питер”, 1997. - 286с.
22. Воронина О.А. Женщина - друг человека? // Человек. - 1990. - №5 (сен-тябрь-октябрь). -с.48-59.
23. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследова-нии. /Науч. Ред. В.Э.Шляпентох. - М.: Статистика, 1974. - 158с.

202
24. Гаврилица О.А. Ролевой конфликт работающей женщины. Автореферат дисс. ...к-тапсихол. наук: 19.00.05 / Моск. Гос. Университет. - М. - 1988. -24с. '
25. Гвоздева Е., Герчиков В. Женский менеджмент в российском бизнесе. // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1997. - №11 (287). - с.163-177.
26. Государственная служба: Карьера и профессиональный рост. Зарубежный опыт. Вып.14. - М.: Российская академия госслужбы при президенте РФ.
- 1997.- 117с.
27. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности. - СПб.: Изд-во “Знание”, 1999.-347с.
28. Гребенюк Г.А., Самсонова Е.Ю. Личность руководителя и стили руково-дства. // Психологическое обозрение. - 1995. - №1. - с.14-20.
29. Дальбум-Холл Б. Женщины и руководство. - Пер. с англ. - СПб.: Изд-во “Сова”, 1996. - 132с.
30. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 255с. ■
31. Женский вопрос: точка зрения и подходы к новому осмысления: Сборник статей. - М.: Академия общественных наук, 1990. - 185с.
# 32. Женщина в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы. - М.: Наука, 1991. -
127с.
33. Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию (опыт гендерного подхода). Сборник статей. - М.: РЭФИА, 1997. - 95с.
34. Женщина на работе. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996. - 480с.
35. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуаль¬ным социально-политическим вопросам. (Результаты социологического исследования). - Отв. редактор Г.Г.Силласте. - М., 1991. - 106с.

203
36. Женщины и социальная политика. (Гендерный аспект): Сборник статей. / Отв. ред. З.А.Хоткина. - М., 1992. - 204с.
37. Женщины-управляющие в различных странах. // Женщины и бизнес. - М.: РАНИНИПОН. -1993. С.19-24.
38. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в совре-менных условиях (профессионально-личностный аспект). Дисс. ...д-ра психол. наук: 19.00.05. / СпбГУ, 1998. -294с.
39. Игитханян Е., Мешкова Е., Растегаева Н. Роль женщины в формировании структуры современного российского общества. // Женщины России: вче¬ра, сегодня, завтра. - М., 1994 - с.61-66.
40. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. - М.: “Менеджер”, 1995. - 150с.
41. Калинина Е.И. Женщины: высшее образование и управление. // Феминизм и российская культура. Сборник трудов. / Науч. ред. Г.А.Тишкин - СПб.: МИЖУ. - 1995. - с.5-14.
42. Канапьянова P.M. Женщины в системе государственной службы // Жен-щина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: Материалы ме-ждународной конференции 1993 г. - М., 1994. - с.58-62
43. Катаева C.R., Тукумцев Б.Г. Отношение женщин к своему положению в обществе. // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных статей. - Самара: Изд-во “Самарский университет”, 1997. - с.3-16
44. Квалификационный справочник должностей руководителей, специали¬стов, служащих. - М.: Экономика, 1989. - 272с.
45. Киселева Г.П. Влияние социального положения женщины на динамику рождаемости. // Социальные проблемы рационального соотношения про-фессиональной и семейно-бытовых функций женщины. - М.: ИСАН, 1986. - с.118-124.
46. Климова Е.В. Проблемы занятости и мотивация труда женщин в условиях

204
перехода к рынку. // Человек в системе социальных отношений. -М., 1996. - с.172-173.
47. Козлова Т.З. Женщины в составе научных работников. // Социальные проблемы соотношения профессиональной и семейно-бытовых функций женщины. - М.: ИСАИ, 1980. - с.34-38.
48. Козмецки Р. Женщина в бизнесе. - СПб.: Лениздат, - 1992. 86с.
49. Комаров Е.А. Женщина-руководитель. - М.: “Московский рабочий”, 1989. - 175с.
50. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э.С.Чугуновой. Л.: ЛГУ, 1991. - 183с.
51. Кондакова Н. Женщины в сфере управления. // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: Материалы международной конфе-ренции 1993 г. - М.: Наука, 1994. - с.40-50.
52. Кораблина Е.П. Становление личности женщины. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под. ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1988: с.174-185.
53. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации. - СПб., 1997.
54. Котовская М.Г., Шалыгина. И.В. Сделает ли российская женщина счаст- Ф ливым своего мужа? // Социологические исследования. - 1995. - №4. -
с.64-74.
55. Кузнецова Л.В. В защиту женской карьеры. // Новое время. - 1987. - № 25 (2191), июнь. С.22-24.
56. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М.: Меди-цина, 1984. -216с.
57. Курбатова Т.Н., Муляр О.М. Проективная методика исследования лично¬сти “Hand-тест” (Руководство по использованию). - СПб.: Г.П.Иматон, 1995.-42с.

205
58. Ладанов И.Д. Женгцины-руководители. // Управление персоналом. - 1997.
- №9.-с.13-17.
59. Латреду Ф. Женщина-менеджер во Франции. // Женщины и бизнес. - М.: РАН, ИНИПОН - 1993. - с.46-51.
60. Личность. Карьера. Успех. - СПб: - 1996. - 604с.
61. Либина А. Чтобы женщина не осталась одинокой: Психология совладания с жизненными кризисами и сложными ситуациями. - М.: Селена, 1995. - 552с.
62. Майерс Д. Социальная психология. / Вступительная статья А.Л.Свенциц- кого. - СПб.: “Питер-Пресс”, 1997. - 684с.
63. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гу-манитарный фонд “Знание”, 1996. - 308с.
64. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную пси-хологию личности. - М., 1985. - 150с.
65. Мескон Н.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1995. - 402с.
66. Методы социальной психологии. / Под. ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. -Л.: ЛГУ, 1977.-172с.
67. Мильор Р. Генри. Менеджмент: Достижение цели. Управление на основе здравого смысла. Планирование личных действий. - Пер. с англ. - СПб. Лик, 1997. - 136с.
68. Могилевкин Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госу-дарственных служащих. Автореферат дисс. ...к-та психол. наук: 19.00.11. / Академия госслужбы при президенте РФ. - М.: 1998. - 24с.
69. Молл Е.Г. Психология управленческой карьеры. Дисс. ...д-ра психол. на¬ук: 19.00.03., 19.00.05. / СПбГУ, 1994. - 486с.
70. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики лично¬сти. - Л: Изд-во ЛГУ. - 1990. - 70.с.

206
71. Мэкки Л., Патулло П. Женщина на работе. М.: Прогресс, 1982. - 182с.
72. Новикова Э.Е., Милова О.Л., ЗалюбовскаяЕ.В. Современные женщины на работе и дома. // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1998. - №8 (170). -с.127-138.
73. Одаренные дети. - Пер. с англ. / Общая ред. Г.В.Бурменской,
В.М. Слуцкого. М.; 1991. - 204с.
74. Организационное поведение. / Под ред. Г.П.Зайцева. - СПб.: Изд-во СПб. УЭФ- 1993.-76с.
75. Основы управления персоналом. / Под ред. Б.М.Генкина. - М., 1996. - 381с.
76. Павлова М.А. Женское предпринимательство. // Проблемы управления экономикой. Вып.23: Предпринимательство в промышленно развитых странах. -., 1992. - с.137-157.
77. Панкратова Н.Г. Русская женщина сегодня. // Женщины России - вчера, сегодня, завтра. / Материалы конференции. - М.: Изд. центр “Россия мо-лодая”, 1994. - с.50-57.
78. Панферов В.Н., Посохова С.Т., Капустина А.Н. Динамика психологиче¬ских особенностей человека. // Психология человека в условиях социаль¬ной нестабильности. / Под ред. Б.А.Сосновского. - М., 1994. - с.10-28.
Ф 79. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1974. -
351с.
80. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: “Дело ЛТД”, 1995. - 128с.
81. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. - М., 1996. - 42с.
82. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин. // Вопросы психологии. - 1996. - №2. С.31-41.
83. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. - СПб.: Изд-во СпбГУ., 1997. - 184с.

207
84. Проблемы женщин и семьи глазами социологов. - М., 1997. - 130с.
85. Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996.
- 159с.
86. Проблемы управления персоналом в рыночной экономике: Тематический сборник научных трудов / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ГАУ, 1997, - 163с.
87. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Ники-форов Г.С., Дмитриева М.А., Корнеев Л.И. и др., Под. ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152с.
88. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 183с.
89. Ржаницина Л.С., Сергеева Г.П. Женщины на российском рынке труда. // Социологические исследования. - 1996. -№7. - с.57-61.
90. Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле. // Вы и мы. - 1995. - №5. - с.7-8.
91. Роузнер Дж. Стиль женского руководства // Женщины и бизнес. - М.: РАН, ИНИОН, 1993. - с.74-85.
92. Сарфати X. Модели карьеры мужчин и женщин в исследовании и разви¬тии: Взгляд из МОТ. // Высшее образование в Европе. - 1992. - Т17, №2. -с.131-140.
93. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1986.-176с.
94. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: “Социально-психологический центр”, 1996. - 340с.
95. Силласте Г.Г. Женские элиты в России // Женщина и свобода: пути выбо¬ра в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. - М.: Наука, 1994. - с.27-40.
96. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социо¬

208
культурной ситуации. // Социологические исследования. - 1995. - №10. - с.88-95.
97. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе. // Социологические исследования. - 1995. - №4. - с. 58-64.
98. Служебная карьера. / Гусева А.С, Иглин В.А., Лытов Б.В. и др.: Под об¬щей ред. Е.В.Охотского. - М.: ОАО. Изд-во “Экономика”, 1998. - 302с.
99. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: МГУ, 1980.-176с.
100. Солонин Ю.Г. Женщина в структуре семейного быта. // Феминизм и российская культура. - СПб.: МИЖУ. - 1995. - с.23-31.
101. Социальные трансформации и положение женщин в России. Материалы международной научной конференции. Иваново. 3-4 марта 1996 г. / Отв. ред. Воронина О. - Иваново, 1995. - 176с.
102. Социология труда: Учебник. / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.М.Кравченко, В .В .Щербина. М., 1993.
103. Социология управления: Словарь. / Под. ред. В.И.Добренькова, И.М.Слепенькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - с.67.
104. Толстая А.Н. Управление карьерой в организациях. // Психология управ-ления: Учебное пособие. / Под ред. А.В.Федотова. - Л.: ЛГТУ, 1991. - с.49-62.
105. Трофимова Е.В. Особенности профессионального становления женщи¬ны-руководителя. // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. / Под ред. Ю.В. Синягина, И.В Калинина.
- Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. - с.151-162.
106. Турецкая Г.В. Феномен деловой женщины как достояние общественных перемен. // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Ма¬

209
териалы международной конференции 24-26 сентября 1997 г. Вып.1. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. - с. 389-391.
107. Укке Ю.В. Разработка психологической проблемы профессиональной ориентации в США. // Вопросы психологии. 1971. №1.
108. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 511с.
109. Фридан Б. Загадка женственности. - Пер. с англ. / Вступительная статья
О.Ворониной. - М.: Изд. группа “Прогресс”, “Литер”, 1998. - 496с.
110. Харчев А.Г. Голод С.М. Профессиональная работа женщины и семья. - Л.: Наука, 1971.-175с.
111. Хасбулатова О.А. Женщины российской провинции: выживание или развитие. // Женщины за социальную безопасность и устойчивое разви¬тие. Третий Всероссийский женский конгресс 8-9 апреля 1996 г. - М.: Юридическая литература, 1997. - с.46-48.
112. Ходырева Н.В. Женщины в менеджменте. // Психология менеджмента. / Под. ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: СпбГУ, 1997. - с.141-159.
113. Хорни К. Женская психология. - СПб.: “Питер-Пресс”, 1993. - 222с.
114. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследова¬ния и применение). - СПб.: “Питер-Пресс”, 1997. - 608с.
115. Хяюрюнен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдинального исследова¬ния жизненного пути и профессиональной карьеры. // Психология лич¬ности и образ жизни. / Отв. ред. Е.В.Шорохова. - М.: Наука, 1987. - с. 166-172.
116. Чикер В.А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффектив-ной деятельностью инженеров. Дисс. ...к-та. психол. наук: 19.00.05. / Л.: ЛГУ, 1981.-246с.
117. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. - М.: Ин-т психологии

210
РАН, 1996. - 94с.
118. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. - Пер. с. нем. - М.: Прогресс, 1993. - 240с.
119. Шишкин Н.М. Социально-экономические проблемы женского труда. - М.: Экономика, 1980. - 140с.
120. Щербич Л.И. Карьера женщины: ее смысл и значение. // Социальная фе- минология. - Самара: Изд-во “Самарский ун-т”. - 1997. - с.49-58.
121. Щербич Л.И Социальный портрет молодой россиянки: некоторые штри¬хи. // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материа¬лы международной конференции: 24-26 сентября 1997 г. Вып.1. - СПб: Изд-во СпбГУ., 1997. - с.381-383.
122. Яновский Р.Г. Женщина и общество: социально-политический аспект.// Социологические исследования. - 1992. - №5. - с.33-42.
123. Baruch Rhoda. The achievement motive in women : implication for career de-velopment. // Journal of Personality and Social Psychology. - 1967. - vol.5, №3 - p.p. 260-267.
124. Brown Steven P. A meta-analysis and review of organizational on job in-volvement. // Psychological Bulletin. - 1996. - vol. 120, № 2 - p.p. 235-253.
125. Callanan G.A & Greenhaus S.H. The career indecision of managers and pro- % fessionals: An examination of multiple suptypes. // Journal of Vocational Be¬havior, - 1992. - vol.41, p.p. 212-231
126. Carbonell J.L. Sex roles and leadership revisited. // Journal of Applied Psy-chology. -1984, v.67. -p.44-50
127. Clauzen J.A. Men’s occupational careers in the middle years. In Eichorr D.H. et al. Present and past in the middle life. New York. - 1981. - p.p. 321-351.
128. Crawford J.D. Career development and career choice in pioneer and tradi¬tional woman. // Journal of Vocational Behavior. - 1978. - vol 12, № 2 - p.p.129-139.

211
129. Greenhaus J.H., Parasuratnan S., Cranross C.S., Rabinowitz S. & Beutel W.S. Source of work-family conflict among two-career couples. // Journal of Voca-tional Behavior, - 1989. - vol.34, - p.p. 133-153
130. Darmofall Sharon and Me Carbery R.J. Achievement orientation in females: a social psychological perspective. // The Psychological Record. - 1979. - vol
29. -p.p. 15-41.
131. Epstein Cynthia F. Wonan’s place: Options and limits in professional carreers.
- University of California Press: Berkley, Los Angeles and London. — 1971. — p.221.
132. Field F.L. Kehash D. & Tiedeman D.V. The self-concept in career develop-ment. //Personnel & Guidance Journal, 1962. - vol.41(63). -p.p.767-771
133. Hakett G., Lent R.W., Greenhaus J.H. Advances in vocational theory and re-search: a 20-year retrospective. // Journal of Vocational Behavior. - 1991. - vol 38, - p.p.3-38.
134. Hall D.T. Career development in organization.- San-Francisco: Jossey-Bas, London-1986 - p.366.
135. Helbing J.S. The self in career development. Theory, measurement, and coun-seling. - Amsterdam. - Geboren Teassen-1987. - p.199.
136. Inston D. , Major B. and Bunker Barbara B., Gender, self-confidence and so- % cial influence strategies: an organizational simulation. // Journal of Personality
and Social psychology. - 1983. - vol.44, №2 - p.p. 322-333.
137. Jenkins Sharon B. Longitudinal prediction of women’s careers: psychological, behavior and social-structural influences. // Journal of Vocational Behavior, - 1989. - vol. 34, - p.p. 204-235.
138. Jenkinss K. Need for achievement and women’s career’s. // Journal of Person-ality and Social Psychology. -1987. - vol.53 - p.p.922-942.
139. Keown C.F. & Keown A.L. Success factors for corporate women executives. // Croup and Organization Studies. - 1982. - vol.7 - p.p.445-456

212
140. London N., Greller M.M. Demographic trends and vocational behavior for 1990s. // Journal of Vocational Behavior. - 1991. - vol.38, - p.p.125-164.
141. Lyson T.A. & Brown S.S. Sex-role attitudes, curriculum choice, and career ambition: A comparison between women in typical and atypical college ma-jors. // Journal of Vocational Behavior. -1982. - vol.20. - p.p.366-377
142. Markham Selby. I can be a bum: Knowledge about abilities and life style in vocational behavior. // Journal of Vocational Behavior. — 1983 — vol.23, - p.p. 72-86.
143. Marshall S.S. & Wisting J.P. Relationships of achievement motivation and sex- role identify to college women’s career orientation. // Journal of Vocational Behavior. - 1980. - vol. 16, -p.p.299-311.
144. Mazen A.M. and Lemkau Jeanne P. Personality profiles of women in tradi-tional and nontraditional occupations. // Journal of Vocational Behavior.- 1990.
- vol.37,-p.p.46-59.
145. McEnrne M.P. Self-development as a career management strategy. // Journal of Vocational Behavior. - 1989. - vol.34, - p.p.57-68.
146. McLure G.T. College bound girls and science careers: perception of barriers and facilitating factors. // Journal of Vocational Behavior. - 1978. - vol. 12, №
1, -p.p.172-183.
Ф 147. Osipow S. Theories of career development New-York; Englewood Cliffs. -
1983.
148. Ragins B.K. Barriers to mentoring: the female manager’s dilemma // Human Relations. - 1989. - vol.42. - p.p.1-21.
149. Ragins B.K., Sundstrom E. Gender and power in organizations. // Psychologi-cal Bulletin. - 1989. -vol.105, № 1 - p.p. 51-81.
150. Raudsepp E. Overcome barriers to career success. // Hydrocarbon Processing.
- 1983. - vol.62,№ 4, April, -p.p.l52-170.

213
151. Read D., Adams G.R., Dobson W.K. Ego-identify status, personality and so- cial-influence style. // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984 — vol.46, -p.p.26-43. .
152. Ridgeway Cecilia. Parental identification and patterns of Career orientation in college women. // Journal of Vocational Behavior. - 1978 - vol.l2,№ 1, - p.p.1-11.
153. Roberts Tomi-Ann. Gender and the influence of evaluations on self-assessment settings. // Psychological Bulletin. -1991. - vol.109, - № 2, - p.p.297-308.
^ 154. Roe Anne. The psychology of occupations. - New York, John Wiley & Sons,
inc., London 1956. - p.340.
155. Rojahn, Krystyna Gender in the context of leadership. - Amsterdam; - Ge- poren Teassen. - 1996. -p.129
156. Rosen Bernard C. Family structure and achievement motivation. // American sociological review. - 1972. - vol.32. - p.p.574-585.
157. Sarason Seymour B. Work, aging and social change: professionals and One life
- One Career imperative. - New York, London. - The Free Press. - 1977. - 298 p.
158. Schein E.H. Career Anchors - San Diego. - 1990. - 67p.
159. Sears R.R. Ordinal position in the family and psychological variable. // Ameri- Ш can Sociological Review. - 1956. - vol.15. - p.p.397-401.
160. Sloan Т., Life choice: Understanding dilemmas and decisions. - Oxford, Colo-rado. - Westview Press, Inc. - 1996. - 158p.
161. Stroud Janice G. Woman’s career: work, family and personality. In Eichorr D.H. et al. Present and past in the middle life. New York. - 1981 - p.p.353- 380.
162. Super D.E. The psychology of career. - New York, - Evanston: Harper & Row.-1957.-p.362.

#
214
163. Super D.E., Martin S., Bohn Jr. Occupational psychology. - Tavistok Publica-tion Ltd, London, - 1971, - 209p.
164. Swanson Jane L. and Tokar D.M. Development and initial validation of the Career barriers inventory. // Journal of Vocational Behavior. - 1991. - vol.39, -p.p.344-361.
165. The changing role of women in society. A documentation of current research- Berlin,-Akademic-Verlag,- 1985,-p. 847.
166. Tittle Carol K. Studies of the effects of career interest inventories: expanding outcome criteria to include women’s experience. // Journal of Vocational Be-havior. - 1983. - vol.22, - p.p.148-158.
167. Warren S.R. Birth-order and social behavior. // Psychological Bulletin. - 1966.
- vol.65. - p.p.38-41
168. Wilensky Harold L. Orderly careers and social participation: The impact of work history and social integration in the middle mass. // American sociologi-cal review. - 1972. - vol.37. - p.p.521-539.
169. Williams S.W. & McCullers J.S. Personal factors related to typicalnes of ca¬reer and success in active professional women. // Psychology of Women Quarterly. - 1983. - vol.7, № 4. -p.p.343-355.
170. Winter David G. The power motive in women - and men. // Journal of Person- ф ality and Social Psychology. - 1988. - vol.54, №3 - p.p.510-519.
171. Women’s work, families and health. The balancing act. Edited in Swanson- Kauffman Kristen M- Washington, Hemisphere publishing corporation-
1987.-p.98.
172. Yohalem A. Women returning to work. - 1980. - London - 232p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ