Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическая диагностика в системе управления высшим учебным заведением

Работа №8283

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы354стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
906
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I: Управление вузом с позиций управления
экономическими системами 45
1.1. Многоаспектность управления экономическими системами 45
1.2. Структурные элементы управления экономическими
системами 53
1.3. Вуз как организационная и экономическая система 60
1.4. Мониторинг и экономическая диагностика как элементы
системы управления развитием вуза 74
ГЛАВА II. Методология исследования процессов экономической диагностики в системе управления вузом 88
2.1. Общенаучные и специфические методы исследования управления вузом 88
2.2. Диагностические модели и их место в исследовании
процессов управления вузом 117
2.3. Методологические и методические принципы разработки диагностических моделей вуза 130
ГЛАВА III. Механизм диагностического регулирования
развития вуза 172
3.1. Классификация диагностических моделей вуза 172
3.2. Этапы разработки диагностических моделей вуза и принципы практической реализации моделей 187
3.3. Система показателей функционирования вуза и ее использование
в диагностических моделях 202
ГЛАВА IV. Изменение качества управления вузом на основе его
комплексной экономической диагностики 217
4.1. Эффективность, качество и результативность режима функционирования вуза 217
4.2. Конструктивная и операциональная модель комплексной диагностики вуза 228
4.3. Распознавание проблем в процессе осуществления
2

экономической диагностики 238
ГЛАВА V. Прогнозно-диагностическая модель трансформации
качества системы управления вузом 244
5.1. Повышение качества системы управления вузом 244
5.2. Измерение потенциала развития вуза на основе его прогнозно-диагностических моделей 308
Заключение 328
Литература 340




В условиях формирующейся рыночной ориентации высшего профессионального образования, острой международной и внутрисферной для России конкуренции в сфере производства образовательных услуг, в сочетании с политическими катаклизмами и финансовым кризисом (острой ресурсной недостаточностью обеспечения функционирования вузов) возникает объективная потребность сферы образования в целом, и ее отдельных субъектов - вузов различных типов, видов и организационно¬правовых форм - в новых методических подходах, которые позволяли бы подготавливать и принимать обоснованные управленческие решения, осуществлять их аналитическую подготовку на научной основе, позволяющей рационализировать эти решения и регламент их принятия, прогнозировать вузам реальные стратегии своего развития.
Качество управления вузом сегодня характеризуется своевременностью и достаточностью воздействия на него как на управляемый объект (процессы, осуществляемые для достижения намеченных и нормативных результатов). Обеспечение качества управления вузом как экономической системой обусловливается сложностью этой системы, не исключающей принятие несогласованных и ошибочных решений в структурных подразделениях вуза. Эту проблему решить традиционными методами невозможно.
Вряд ли универсальными, но, очевидно, новыми подходами, связанными с аналитической подготовкой управленческого решения, повышения его качества, является углубленная (глобальная или общая)1 диагностика, т. е. экспресс-диагностика и функциональная диагностика, с одной стороны, и экономическая диагностика вуза, с другой стороны.
1 См.: Глазов М. М. Методологические основы функциональной диагностики //Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов. 2002. № 3. - С. 81-93.
4

Последняя является новым, еще не разработанным направлением управленческого анализа.
Цель управленческого анализа, построенного на принципах экономической диагностики, - перевести управление вузом на функционирование в режиме предупреждения ошибочных управленческих решений, это характеризует повышение качества самого процесса управления вузом как сложной хозяйственной системой.
Проблема диагностики в экономической науке возникла в результате императива резкого повышения качества управления вузами в России в условиях нестабильности рыночной среды. Таким образом, экономическая диагностика причиной своего рождения обязана запросам практики. Как известно, практика использует экономическую теорию в двух направлениях. Во-первых, когда возникает нестандартная задача, для которой не достает рутинных (известных) процедур и решений. Во-вторых, когда нужен прогноз для выбора того или иного варианта решения задачи из заданного набора альтернатив. Обычно указанные факторы сопутствуют друг другу, поскольку прогноз зачастую провоцирует необходимость новых управленческих решений и разработок, как и выбор нового варианта действий требует прогнозирование развития ситуации. Примером запроса практики явились, например, работы, выполненные в рамках договора Института экономики РАН с Государственным концерном «Росэнергоатом» (научные руководители - академик Л. И. Абалкин и Д. С. Львов, руководитель рабочей группы Д. Е. Сорокин)2. Есть все основания полагать, что и экономическая диагностика вузов уже востребована (хотя примеры договорных отношений автору не известны), так как вопросы функционирования вузов в современных условиях напрямую связаны с реализацией инновационных
2 Подробно с этим опытом можно ознакомиться в работе: «Теория в экономической диагностике: опыт управленческого консультирования». В кн.: Кирдина С.Г. Х- и У- экономики: Институциональный анализ. - М.: Наука, 2004. - С. 188-213.
5

стратегий развития, которые не возможно сформировать без осуществления экономической диагностики.
Однако потребность высшей школы в экономической диагностике хотя уже и обозначена, однако пока еще исследователями не удовлетворена. Более того, насколько показал осуществленный информационный поиск, каких либо исследований по проблематике экономической диагностики вузов не осуществлено.
Следовательно, преобразования высшей школы поставили множество проблем, не находящих очевидного решения в рамках сложившихся акцентов в экономике образования теорий.
Экономическая деятельность вузов традиционно рассматривалась в определенных внешних рамках с известными правилами экономической конъюнктуры. Однако, в условиях регионализации и возникновения мезоуровня анализа экономических взаимодействий, имеющиеся в экономической науке и в ее сегменте, каковым является экономика образования, концепции оказываются мало полезными.
Нельзя не отметить и факт понятийной, терминологической неопределенности для экономической науки современного местоположения вузов в системе экономических отношений и параметров отраслевого поля, в котором они функционируют и будут функционировать. Другими словами, хотя юридический и правовой статусы вузов известны, их структурно¬функциональное описание в понятиях экономической науки затруднено.
В формирующейся рыночной экономике в России любой вуз представляет собой неоднозначное, переходного характера образование с формирующимися и уточняющимися по ходу его деятельности правилами внутреннего функционирования и внешних взаимодействий. Отмеченное является препятствием для нахождения путей адаптации вуза к новым институциональным условиям жизнедеятельности на основе использования неэкономических методов принятия управленческих решений. На наш
6

взгляд, механизм экономической диагностики является адекватным для решения задач адаптации вузов к новым условиям хозяйствования.
Настоящая работа посвящена экономической диагностике вуза, рассматриваемого в качестве как хозяйственной (социально-экономической) организации. Традиционно углубленная диагностика организационных систем включает в себя четыре основных сегмента (части): экономическую диагностику, функциональную диагностику (для вузов - педагогическую), диагностику внешней среды и стратегическую диагностику. Все эти сегменты уже довольно давно исследуются как зарубежными, так и отечественными специалистами.
Постановка проблемы экономической диагностики вуза обуславливается нижеследующим. Целый ряд радикальных социально¬экономических преобразований, произошедших в стране за последние 15 лет, самым существенным образом повлиял на изменения менеджмента высших учебных заведений. Российская высшая школа с начала 1990-х годов совершила переход от модели практически исключительно государственной поддержки высшей школы к модели ее многоканального финансирования. В числе факторов, вызвавших ключевые изменения в управлении в вузах, выделяются следующие.
1. Принятие законов «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), которыми высшим учебным заведениям было предоставлено право:
1.1. Иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и кредитных организациях.
1.2. Устанавливать структуру управления высшего учебного заведения, штатное расписание, распределять должностные обязанности.
1.3. Устанавливать ставки заработной платы и должностные оклады работникам образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств (с учетом ограничений, установленных федеральными и
7

местными нормативами), надбавки и доплаты к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядок и размеры их премирования.
1.4. Привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной уставом вуза, дополнительные источники финансовых и материальных средств.
1.5. Реализовывать производимую продукцию, распоряжаться результатами работы, оказывать услуги.
1.6. Арендовать и сдавать в аренду имущество.
1.7. Распоряжаться доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Совершенствование структуры и организации подразделений высшего уровня управления вузами в целях повышения эффективности, компетентности и демократизации их деятельности - реализация принципа разделения академического и административного начал в университетском управлении: введение управляющих советов (от 8 до 25 человек, из которых определенную часть составляют не сотрудники данного вуза) во главе с
336

президентом университета, а также ученого совета (сената) и, возможно, административного совета (ректората), возглавляемых ректором университета.
2. Разработка в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании» типового или примерного положения о попечительском совете вуза.
3. Создание территориально-распределенной системы (структур и механизмов), обеспечивающей возможности проведения аудита управленческой деятельности вузов, что должно стимулироваться и инициироваться самими вузами.
4. Активизация деятельности и поддержка профессионально¬общественных ассоциаций по различным направлениям профессионального образования. При этом особое внимание должно быть уделено участию в них специалистов-практиков, представителей потребителей образовательных услуг, научной продукции и работодателей. Закрепление за такими ассоциациями конкретных функций по определению рейтинга вузов в данной группе или рейтинга реализуемых вузами образовательных программ, а также по участию в разработке ГОС для высшего, среднего и начального профессионального образования, в процедурах аттестации и аккредитации высших учебных заведений и реализуемых ими образовательных программ и
др.
5. Создание программы научных исследований в области институционального менеджмента с целью разработки рекомендаций высшим учебным заведениям по организации современного менеджмента в различных направлениях деятельности вуза.
6. Создание системы мониторинга эффективности вузовского менеджмента.
7. Экономическая деятельность вузов традиционно рассматривалась в определенных внешних рамках с известными правилами экономической
337

конъюнктуры. Однако, в условиях регионализации и возникновения мезоуровня анализа экономических взаимодействий, имеющиеся в экономической науке и в ее сегменте, каковым является экономика образования, концепции оказываются мало полезными.
Потребность высшей школы в экономической диагностике хотя уже и обозначена, однако пока еще исследователями не удовлетворена.
В формирующейся рыночной экономике в России любой вуз представляет собой неоднозначное, переходного характера образование с формирующимися и уточняющимися по ходу его деятельности правилами внутреннего функционирования и внешних взаимодействий. Отмеченное является препятствием для нахождения путей адаптации вуза к новым институциональным условиям жизнедеятельности на основе использования неэкономических методов принятия управленческих решений.
4. Многоаспектность сферы образования в условиях формирующейся рыночной ориентации определена причиной необходимости экономической диагностики вузов.
Во-первых, сфера образования включает в себя сферу высшего профессионального образования, которая по факту является сферой подготовки кадров для различны отраслей народного хозяйства, фирм, организаций, предприятий различных форм собственности.
Во-вторых, сфера высшего профессионального образования являет собой сферу инвестиций как в человеческий капитал, так и в производство.
В-третьих, сфера высшего профессионального образования являет собой инновацию по отношению к иным хозяйственным процессам.
В-четвертых, сфера высшего профессионального образования является механизмом формирования качества отдельного человека, так и общества в целом.
338

Следовательно, улучшение управления вузом, как экономической системой высшего профессионального образования может быть рассмотрен как инновационный процесс развития общества.
5. Концептуальное положение формирования механизма осуществления экономической диагностики вуза, включили в себя принципы и формы диагностической модели. В работе определены методологические и методические принципы и подходы разработки диагностических моделей и разработаны модели комплексной диагностики вуза.
6. Обоснование механизма повышения эффективности и качества управления вузом как экономической системой, в основу которого положен процесс осуществления экономической диагностики и использования ее результатов, концептуальные положения формирования механизма осуществления экономической диагностики вуза как элемента хозяйственной системы страны, разработка теоретических, методических и практических основ осуществления экономической диагностики, как механизма повышения эффективности и качества управлением организацией, позволило обосновать ряд практических шагов по повышению качества управленческих решений на основе организационной структуры вуза. Предложенный подход позволяет осуществить эволюционную трансформацию структуры управления вузом.
7. К нерешенным задачам следует отнести - задачи поиска таких показателей индикаторов экономической деятельности вузов, которые позволили бы диагностировать деятельность вузов с учетом расширяющихся социально-экономических задач и функции.
8. К задачам будущих исследований следует отнести дальнейшее расширение форм диагностических моделей, детализацию этапов формирования диагностических моделей и институционализацию осуществления экономической диагностики.
339




1. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления / Избр. труды в 4х т. Т. 2. - М. : Экономика, 2000. - 447 с.
2. Абрютина М. С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности: Методика. Практические рекомендации //Библиотека журнала «Консультант бухгалтера». - М.: Дело и сервис, 1999. Вып.2 - 192 с.
3. Абрютина М. С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности: Методика. Практические рекомендации // Библиотека журнала «Консультант бухгалтера». - М.: Дело и сервис, 1999. Вып. 2 - 192 с.
4. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия - М. : Дело и сервис, 1998. - 256 с.
5. Адамова Е. В. Методологические основы статистического анализа успеваемости в вузе: Канд. дисс. - М., 1982.
6. Айвазян С. А. и др. Прикладная статистика: Исследование зависимостей: Справ. Изд. /С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин: Под ред. С. А. Айвазяна. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 487 с.
7. Акапов В. Ю., Мишакова Л. В. Алгоритмы целеполагания в современных педагогических технологиях. - Рязань: РОИРО, 1994.
8. Андреев Г. Г., Кутузов В. М., Рыльчиков В. М. и др. Управление результатами научной и инновационной деятельности Министерства образования РФ /Инновации. 2003. № 1 (58).
9. Антонова Э. Е. и др. Диагностическое сопровождение региональных образовательных программ. - Сочи: ИИЦ, 1997.
10. Антосенков Е. Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ // Социологические исследования. 1995. № 9.
11. Багаутдинова Н. Г. Менеджмент качества в вузе //Стандарты и качество. 2003. № 1. - С. 86-88.
340

12. Багаутдинова Н. Г., Новиков Д. С. Управление качеством образования //Стандарты и качество, 2002, № 9. - С. 68-73.
13. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа - М.: Финансы и статистика, 1995. - 228 с.
14. Баландин И. Ю. Экономическая сущность образовательного потенциала работников в условиях развитого социализма /Автореф... дисс. к.э.н. - Ярославль 1984.
15. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. - М. : Экономика, 2003.
16. Батороев К. Б. Аналогии и модели в познании. - Новосибирск: наука, 1981. - 319 с.
17. Берг А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление. - М. : Экономика, 1966. - 63 с.
18. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. - М. : Прогресс, 1987. - 320 с.
19. Беспалько В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика, 1993, № 5. - С. 16-25.
20. Бренделева Е. А. НЕоинституциональная теория. - М. : ТЕИС, 2003.
21. Буайе Р. Теория регуляции - М., 1997.
22. Булдаков К. С., Чекмарев Вл. В. Образовательный потенциал и воспроизводство человеческого и социального капиталов /Ступени роста. Материала научно-практической конференции - Колстрома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. - С. 25-31.
23. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом / под ред. В. В. Глухова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004. - 608 с.; Типологическая диагностика и образование / под ред. Е. П. Гусевой. - М. : Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 215 с.
341

24. Вербицкая Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса // Директор школы. 1997. № 1.
25. Вишнев С. М. Экономические параметры. - М. : Наука, 1968. - 189 с.
26. Волович В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. - Киев: Наук. думка, 1974. - 135 с.
27. Воробьев Г. Г. Информация в работе руководителя - М. : Экономика, 1968 - 54 с.
28. Востриков А. С., Никитина Н. Ш. Новосибирский государственный технический университет: путь к созданию системы качества //Стандарты и качество, 2002, № 4. - С. 57-60.
29. Гаффорова Е. Б., Балабан В.А., Кравченко И. Ф. Проблема формирования целей вузовской системы качества //Стандарты и качество, 2002, № 4. - С. 38-40.
30. Глазов М. М. Методологические основы функциональной диагностики //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2002. № 3. - С. 81-93.
31. Губарев В. В. Системное представление качества образования //Стандарты и качество, 2002, № 4. - С. 30-34.
32. Гуськова Н. Д., Макаркин Н. П., Салимова Т. А. Мониторинг качества образования //Стандарды и качество, 2000, № 5. - С. 86-88.
33. Диагностика успешного учителя. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / пер. с нем. - М., 1991.
34. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. - М: Инфра- М, 2003.
35. Дорохова Г. А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования - М., 1985. - 141 с.
36. Евдокимова Т. Г., Маховикова Г. А., Ефимова Н. Ф. Инновационный менеджмент. - СПб.: Вектор, 2005.
342

37. Емельянов А. С. Эконометрия и прогнозирование. - М.: Экономика, 1985. - 208 с.
38. Ерошин В. И. Модернизация российского образования: правовые проблемы управления и экономики //Менеджмент в образовании. № 1 (б). Март 2004 г.
39. ЖамбековаР. Л., ШеожевХ. В. Системное измерение результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. - Нальчик: Эльбрус, 1987.
- 128 с.
40. Журнал «Стандарты и мониторинг в образовании».
41. Захарченко Н. Н. Экономические измерения: теория и методы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. - 157 с.
42. Захарченко Н. Н., Минеева Н. В. Основы системного анализа - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993, 157 с.
43. Захарченко Н. Н., Минеева Н. В. Основы системного анализа. - СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992. - ч. 1. - 78 с.
44. Иванов Б. С. Оценка образовательного процесса на кафедре //Стандарты и качество, 2003, № 8. - С. 94-95.
45. Иванов О. И. Принципы комплексного подхода в социально¬экономических исследованиях. - Л.: Наука, 1981, - 158 с.
46. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? //Высшее образование в России, 2004, № 7. - С. 3-10.
47. Ильдменов С. В.. Ильдменов А. С., Воробьев В. П. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2002.
48. Ильин В. В. Критерии научности знания. - М.: Высш. шк., 1989. - 128 с.
49. Инновации и экономический рост / под ред. К. Микульского. - М: Наука, 2002.
50. Инновационный менеджмент / под ред. В . М. Анышина, А. А. Дагаева. - М.: Дела, 2003.
343

51. Иноземцев В. В. Жертвы информационной революции //Новая газета
2004. № 47. С. 16-17.
52. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. / под общ. ред. д.э.н., проф. А. А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2005.
53. Иншаков О. В. О категориальных рядах и институциональной теории //Социология и общество. - СПб «Скифия», 2000.
54. Иншаков О. В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли. В 2х т. - Волгоград, 2002.
55. Исследование построения показателей социального развития и планирования. - М. : Наука, 1979. - 229 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ