Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием

Работа №89363

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологический фундамент исследования проблемы эмоционального выгорания у преподавателей ВУЗов 9
1.1 Научно-психологические подходы к изучению проблемы
эмоционального выгорания преподавателей ВУЗов в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Профилактика синдрома эмоционального выгорания 27
1.3 Творческая деятельность преподавателей ВУЗов 42
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений в контексте занятия творчеством 48
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 48
2.2 Анализ результатов исследования эмоционального выгорания у
преподавателей высшей школы в контексте творческого потенциала 51
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения 91

Исходя из анализа литературных источников, тема эмоционального выгорания (ЭВ), хоть и изучена на достаточно высоком уровне, но, тем не менее, еще остается современной и жизненной, к тому же в настоящий момент малодоступны практические действующие меры для того, чтобы ликвидировать данную проблему.
Эмоциональное выгорание является приобретенным образцом кадрового, высокопрофессионального поведения.
На современном этапе учёные психологи систематизировали чуть больше ста признаков (симптомов), которые в той или иной степени относятся или связаны с синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). Среди таких сигналов (признаков) - в первую очередь, психосоматические расстройства, отрицательное отношение к работе, враждебные, депрессивные настроения, инсомния (бессонница), переживание вины, чувство зависимости, сильное употребление алкоголя и психотропных веществ. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами.
Итогом выгорания могут быть как возникающие из-за самовнушения различные физические отклонения, так и сугубо психологические изменения личности (когнитивные, эмоциональные и мотивационные).
В рамках кадровой деятельности понятие «эмоциональное выгорание» выражается отрицательными результатами в социометрических (межличностных) взаимодействиях. По мнению австрийского психолога А. Ленгле, - «это типичный феномен нашего времени». Когда высока активность жизненных обстоятельств, это время спешки, многообразие вероятностей для все-возможных видов деятельности, конкуренции (как деловой, так и личностной), а кроме того - это «отсутствие отношений, необязательность, прагматичность» [42, с. 6]. Отсюда вытекает вывод, что синдром ЭВ - это некий результат нашей отстранённости, изолированности от человеческой жизни. Это потеря радости жизни в угоду времени. Он вызывает депрессивные чувства, настроения, ощущение беспомощности и бессмысленности, снижение работоспособности, негативизм по отношению к своей профессиональной компетентности. И как бы это не звучало пафосно - он негативно скажется в будущем даже на наше пенсионное обеспечение.
Помимо снижения экономических показателей профессиональной деятельности, синдром выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенные влияния профессиональной среды и последствия выгорания приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях, и к суицидному поведению.
Актуальность исследования профилактических аспектов феномена эмоционального выгорания обусловлена его междисциплинарным характером и включенностью в ряд фундаментальных проблем современной психологии. Его исследование в этом плане позволяет вскрыть особенности синдрома выгорания, проследить механизмы отрицательного воздействия профессии на его развитие, вскрыть факторы, обусловливающие его возникновение, проанализировать методы и способы профилактической работы, направленной на предупреждение и предотвращение возможных нарушений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере, что имеет особую актуальность для студентов, осваивающих профессии типа «человек-человек».
Цель исследования - выявить и описать особенности феномена эмоционального выгорания у преподавателей Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова г. Барнаула, занимающихся творчеством.
Объект: эмоциональное выгорание преподавателей высших учебных
заведений.
Предмет: особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений, в контексте творческой деятельности.
Для достижения цели, поставленной в работе, следует решить ряд задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения проблемы феномена эмоционального выгорания, а также творческой деятельности личности в отечественной и зарубежной психологической науке;
2. Разработать методику исследования феномена эмоционального выгорания у преподавателей вуза;
3. Выявить и описать различия уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания, его содержательные особенности у преподавателей в контексте занятий творчеством;
4. Разработать Программу профилактических мероприятий для преподавателей ВУЗа со сложившимся синдромом эмоционального выгорания, не занимающихся творчеством, в виде тренинга «Способы снижения эмоционального выгорания».
Гипотезы исследования:
1. Отсутствие занятий творчеством в жизни преподавателей высшей школы проявится в снижении эмоционального фона, утрате профессиональных ценностей, провоцирует развитие синдрома эмоционального выгорания.
2. Творчество будет способствовать готовности к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными психологами: деятельностный подход, разрабатываемый в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, трехфазная модель эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Методы. Методы сбора эмпирических данных - беседа, анкетирование с использованием опросников: опросник «Эмоциональное выгорание» (В.В.Бойко); опросник выявления эмоционального выгорания MBI (авторы К. Маслач и С. Джексон, авторы адаптации Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, прототип методики: MBI (Maslach Burnout Inventory) C.Maslash, S.E. Jackson, 1979); методика «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначенная для определения уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе, выявляющая отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также дающая оценку вероятности их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Статистическая обработка эмпирических данных, методы математической статистики (расчет критерия различия средних для независимых выборок - непараметрического U-критерия Манна-Уитни, непараметрический критерий для связных выборок Вилкоксона, корреляционный анализ) с использованием компьютерной программы «SPSS ver. 23.0».
Выборка. Эмпирическую базу в проведенном нами исследовании составили 60 преподавателей в возрасте от 42 до 75 лет, это преподаватели Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова, г. Барнаул. Часть из них занимается творческой деятельностью, это и рукоделие, и хореография, и занятия садоводством, спортом, посещение музыкальных концертов, театральных спектаклей, выставок, фотография и др.
Научная новизна исследования. Доказано, что занятие творчеством, в частности преподавателей высшей школы выступает в качестве одного из факторов, выполняющих функцию совладания с эмоциональным выгоранием.
Теоретическая значимость работы обеспечивается тем, что результаты теоретического и эмпирического исследования:
- дополняют теоретическое знание в области психологии личности в отношении факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений;
- расширяют границы научного знания о роли творческой деятельности в динамике формирования синдрома эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений;
- позволяют осмыслить творческую деятельность преподавателей высших учебных заведений в качестве фактора совладания с эмоциональным выгоранием.
Практическая значимость. Данное исследование имеет очевидную практическую значимость. На основе полученных данных разработана комплексная программа по работе с преподавателями АлтГТУ, включающая профилактический тренинг по снижению эмоционального выгорания.
Положения, выносимые на защиту.
1. Типичными признаками эмоционального выгорания у преподавателей являются: неадекватная избирательная эмоциональная реакция, сопровождаемая неконтролируемым влиянием настроения на отношения с коллегами и студентами и снижением профессиональных обязанностей, что проявляется в снижении интенсивности учебной деятельности и желании тратить как можно меньше времени на выполнение своих профессиональных обязанностей.
2. Занятие творчеством выступает в роли фактора, выполняющего ингибирующую функцию в отношении развертывания эмоционального выгорания преподавателей высшей школы. Так, у преподавателей, посвящающих себя творческой деятельности, симптомы эмоционального выгорания слабо выражены, они удовлетворены качеством своей жизни и содержанием деятельности, энергичны и в достаточной степени оптимистичны, легко восстанавливаются после психоэмоциональных нагрузок. Преподаватели, которые не уделяют достаточного времени творческим видам деятельности, демонстрируют сформированность синдрома эмоционального выгорания в фазе в «Напряжение», наличие симптомов переживания психотравмирующих обстоятельств и неудовлетворенности собой.
Апробация работы. Материалы диссертации использованы в написании статьи в электронное издание «Горизонты образования» (2020).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными теоретическими методологическими позициями нашего исследования, обоснованием понятийной концепции, использованием комплекса взаимодополняющих релевантных методов исследования, соответствующих цели и задачам исследования. Кроме этого была сформирована репрезентативная (показательная) выборка, использованы валидные и надёжные методические инструменты, подтверждены поставленные гипотезы, наличие статистически значимых результатов, корректное проведение процедур математико-статистического анализа исходных данных и их интерпретация, проведен всесторонне качественный и количественный анализ полученных данных, подтверждена воспроизводимость основных результатов на разных выборках. Обоснованность и достоверность результатов проведённого исследования определяется использованием методологии комплексного подхода, обобщением и введением в научный оборот новых теоретических и эмпирических материалов, широким применением конкретных методов исследования. В процессе создания выпускной квалификационной работы были изучены и проанализированы отечественные и зарубежные литературно-научные источники по изучаемой проблеме.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы (96 источников, из них 3 на английском языке), 14 рисунков, 7 таблиц и 12 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе обсуждается проблема эмоционального выгорания у профессорско-преподавательского состава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова». Преподаватели жалуются на загрузку на работе, на нерадивых студентов, коллег и администрацию, шутят «профессия высосет и выбросит» - это все симптомы ЭВ. Больше половины выгорели уже на третьей стадии. Многие отмечают отдельные симптомы.
Изложены результаты эмпирического исследования, доказывающие взаимосвязь между занятием творчеством у преподавателей высших учебных заведений и уровнем проявления синдрома эмоционального выгорания, и что в меньшей степени подвержены выгоранию творческие преподаватели.
Под творчеством понимается любое хобби, рукоделие, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественная литература, поэзия, музыка, театральное, цирковое и киноискусство, скульптура, живопись, графика, фотоискусство, архитектура, музыкальное творчество, спорт и т.п.
Для оценки степени эмоционального выгорания респондентов были применены адаптированный метод В. Бойко, метод MBI и метод «Прогноз», согласно которым были выявлены не только признаки синдрома эмоционального выгорания, степень его формирования и стадии его развития, но и наличие психосоматических и психовегетативных расстройств.
По итогам проведенного исследования можно заключить, что задачи, поставленные в начале работы, решены, гипотезы подтверждены, соответственно цель достигнута.
Предложенные гипотезы исследования были подтверждены:
1. Отсутствие занятий творчеством в жизни преподавателей высшей школы проявляется в снижении эмоционального фона, утрате профессиональных ценностей, провоцирует развитие синдрома эмоционального выгорания.
2. Творчество способствует готовности к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления.
По итогам нашего исследования был разработан психопрофилактический тренинг для преподавателей высших учебных заведений со сложившимся синдромом эмоционального выгорания, не занимающихся творчеством.
В заключении хотелось бы констатировать: чаще всего подвержены эмоциональному выгоранию те, кто не всегда находят достойный выход из тяжелых жизненных ситуаций. Поэтому психокоррекционная работа должна включать в себя повышение стрессоустойчивости преподавателей, психологические методики по купированию стрессового состояния личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции. По причине применения «выгорающими» преподавателями неконструктивного поведенческого стереотипа (как механизма психологической защиты) необходимо научить его выбирать адекватные формы реагирования, использовать конструктивные стратегии поведения в профессиональной деятельности и личной жизни.



1. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010, № 7. С. 52-57.
2. Андреева Н. Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушенной идентичности // Среднее профессиональное образование. 2009, № 9. С. 65-67.
3. Андреева Н.Ю. Предупреждение профессионального выгорания педагогов // Среднее профессиональное образование. 2010, № 1. С. 56-59.
4. Андрунь С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей // Дошкольная педагогика. 2009, № 2. С. 50-51.
5. Анисимов А.И., Киреева Н.Н. Психологическое обеспечение социального здоровья учителя // Психология обучения. 2012. № 4. С. 100-114.
6. Анисимов А.И. Психологическое исследование социального здоровья педагогов // Психология обучения. 2009, № 9. С. 87-106.
7. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с: ил. (Серия «Эффективный тренинг»).
8. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие. М.: Педагогика, 2005. 527с.
9. Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий // Вектор науки Тольяттинского гос.ун-та. Сер.: Педагогика, психология. 2014, №2 (17). С.25-27.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005. 278 с.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие. М.: Наука, 2003. 154с.
12. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. 160 с.
13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 336с.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 463с.
15. Воробейчик Я.Н., Минкович М.Я. Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким). Одесса, 2006. 143 с.
16. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 261 с.
17. Грекова Ю.В., Воробьева Е.В. Особенности профессиональных деформаций педагогов по физической культуре дошкольных учреждений // Теория и практика физической культуры. 2011, № 6. С. 25-28.
18. Гриднева Т. Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Беспризорник. 2011. № 3. С. 51-57.
19. Гриценко Н.Н., Мураткина Т.А. Система комплексной поддержки здоровья педагогов // Здоровьесберегающее образование. 2012, № 7. С. 39-45.
20. Губина С.Т., Мерзлякова Д.Р. Профилактика и коррекция психического выгорания учителей начальных классов с помощью музыкальных средств // Начальная школа плюс До и После. 2012, № 3. С. 52-55.
21. Густелева А.Н. Позитивное самоотношение учителей как фактор устойчивости к «выгоранию» // Психология обучения. 2011, № 3. С. 90-98.
22. Егорова Н.Н. Я-педагог или профессиональное отчуждение...Что предпочесть? // Детский сад от А до Я. 2010, № 1. С. 48-52.
23. Засыпкина Н.Н. Плата за мастерство: эмоциональное выгорание педагога // Начальная школа плюс До и После. 2011, № 7. С. 70-72.
24. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. бакалавра и магистра «Психология» и психол. специальностям. - 2-е изд., стер.; 3-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 240с.
25. Иванова Н.Л. Проблема профессиональных деформаций личности в современных исследованиях // Психология обучения. 2012, № 3. С. 4-15.
26. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999. 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
27. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 221 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
28. Казарина В.В. Инновационная деятельность учителя как фактор преодоления личностно-профессиональных деформаций // Воспитание школьников. 2011, № 9. С. 3-10.
29. Казарина В.В. Преодоление личностно-профессиональных деформаций учителя через его включение в инновационную деятельность // Методист. 2010, № 6. С. 2-5.
30. Каримова А.Р. Особенности профессиональной деформации личности учителей зрелого и пожилого возраста // Психология зрелости и старения. 2008, №1. С. 74-91.
31. Клепач Ю.В., Гридяева Л.Н., Сергеева Е.Д. Особенности эмоционального выгорания педагогов / Известия ВГПУ. 2015, № 1 (266). С. 258-262.
32. Котова С.А., Еремеева Н.В. Профилактика профессиональной деформации педагогов: личностно ориентированный подход // Народное образование. 2011, № 4. С. 269-274.
33. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2013. ПВЕ:http://metodichka.x- pdf.ru/15pedagogika/54988-1 -еу-ко^а-ргоШакйка^Ыгота-етосюпа1подо-vigoraniya-uchebnoe-posobie-e1ektronnoe-izdanie-krasnoyarsk-bbk-recenz.php (дата обращения: 01.12.2020).
34. Котова С.А. Психологическая защита в стрессовых ситуациях // Народное образование. 2010, № 7. С. 273-277.
35. Котова С.А., Кулганов В.А. Как сохранить здоровье, работая в школе: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 050700.62 Педагогика. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 191 с.
36. Кошанская А.Г. Синдром профессионального «выгорания» у преподавателей высших учебных заведений // Здоровьесберегающее образование. 2012, № 3. С. 79-83.
37. Кригер Е.В. Профессиональное здоровье педагога как предмет проектирования воспитательной системы школы // Социальная педагогика. 2012, № 2. С. 40-42.
38. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания // Школьные технологии. 2009, № 1. С. 171-176.
39. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие. Харьков. 2004. 316с.
40. Лопатухина И. Истощение в работе - как себя поддержать?: [некоторые сложности в работе психолога] // Семейная психология и семейная терапия. 2011, № 1. С. 98-107.
41. Лукьянова Н.А. Профессиональное самосознание и синдром эмоционального выгорания // Начальная школа плюс До и После. 2012, № 4. С. 72¬74.
42. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004, № 4. С. 3-21.
43. Макаревич Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / СПб.: Питер, 2007. 267с.
44. Мангутова Н. Психологические риски в профессионально-педагогической деятельности учителя // Коррекционно-развивающее образование. 2011, № 3. С. 44-48.
45. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. ПКЕ: http://psy.piter.com (дата обращения: 02.04.2020).
46. Мельник Л., Шубина Т. Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Детский сад от А до Я. 2013, № 1. С. 88-99.
47. Мерзлякова Д.Р. Типология учеников, обучающихся у педагогов, подверженных синдрому эмоционального выгорания // Начальная школа плюс До и После. 2010, № 5. С. 81-83.
48. Мурай Л.В. Организация и содержание работы по программе «Как пережить синдром «эмоционального сгорания» // Работник социальной службы. 2012. № 10. С. 62-71.
49. Николаева И.В. Феномен профессионального выгорания современного педагога в области общей и специальной педагогики // Специальное образование. 2009, № 4. С. 78-86.
50. Ножичкина Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции // Среднее профессиональное образование. 2009, № 6. С. 66-68.
51. Ожегова Е. Г. Типологические особенности педагогов с различным уровнем выраженности синдрома «психического выгорания» // Инновации в образовании. 2009, № 3. С. 43-47.
52. Орёл В.Е. Концепция выгорания с позиции системного подхода // Вестник Ярослав. гос. ун-та. 2006, № 1. С. 55-59.
53. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 287 с.
54. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания как дезадаптационный процесс // Материалы III Всерос. съезда психологов.- СПб., 2003. Т. 6. С. 180-184.
55. Орёл В.Е. Структурно - функциональная организация и генезис синдрома психического выгорания: автореф. дис... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005. 112с.
56. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 221с.
57. Осухова Н.Г., Агеева Ж.Г. Работать без профессионального выгорания: тренинг тренеров // Социальная работа. 2008, № 5. С. 33-36.
58. Пискова Д.М., Михалец И.В. Закономерности формирования профессионального выгорания педагогов вуза // Вестник высшей школы. 2012, № 6.
С. 36-41.
59. Полякова О.Б. Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций и психологическая защита педагогов и психологов // Педагогика. 2009, № 10. С. 28-35.
60. Полякова О.Б. Эмпатия как фактор предупреждения профессиональных деформаций психологов и педагогов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011, № 3. С. 50-54.
61. Попова Л.М., Соколов И.В. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. СПб.: Лейла, 1994. 482 с.
62. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. СПб.: Речь, 2004, с. 107-110.
63. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2007. 272с.
64. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. Волгоград: Учитель, 2009. 122 с.
65. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.
66. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания
у представителей помогающих профессий / Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2011, № 5 (28). Т. 2. С. 92-97. URL:
https://www.moluch.ru/archive/28/3228 (дата обращения: 17.01.2020).
67. Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие. СПб.: Мирт, 2006. 249с.
68. Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья // Работник социальной службы. 2011, № 2. С. 69-91.
69. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т.23, №3. с. 85-96.
70. Сафаргалиева С.Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания // Работник социальной службы. 2011, № 10. С. 93-106.
71. Сафукова Н.Н, Белозерова Л.А. Проявление синдрома эмоционального выгорания у специалистов системы человек с различным трудовым стажем // Уч.зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2013, №4 (54). С. 423-426.
72. Сафукова Н.Н. Эмоциональное выгорание учителей с различными типами экономического самоопределения // Проблемы современного образования. 2019, № 3. С.43-50.
73. Севастьянова Н.В. Взаимосвязь профессионального выгорания и творческого потенциала педагога // Воспитание школьников. 2009, № 10. С. 47¬54.
74. Селезнева Ю.В. Педагогические стереотипы в контексте рассмотрения профессиональной деформации // Детский сад от А до Я. 2010, № 1. С. 80-85.
75. Семёнова Е.А. Профилактика профессионального выгорания педагогов
(из опыта работы методического кабинета Пошехонского муниципального округа). 1Ж1/
http://www.iro.yar.ru/conferences/metod/method_modern/method2002.html (дата обращения: 11.11.2020).
76. Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения // Народное образование. 2010, № 1. С. 130-135.
77. Семиздралова О.А. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение // Народное образование. 2009, № 7. С. 116-121.
78. Семиздралова О.А. Предупреждение эмоционального выгорания педагога // Социальная педагогика. 2009, № 6. С. 98-106.
79. Сорокумова Г.В. Эмоциональное выгорание: определение, факторы, профилактика // Работник социальной службы. 2012, № 6. С. 94-99.
80. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010, № 9. С. 265-269.
81. Творьянович Г.И. Профессиональное здоровье педагога // Здоровьесберегающее образование. 2012, № 7. С. 46-52.
82. Трухманова Е.Н. Влияние профессионального выгорания учителя на стиль педагогического управления // Психология обучения. 2012, № 4. С. 92-99.
83. Фоминых Е.В., Чикова О.М. «Профессиональное выгорание» преподавателей базового вуза, работающих в филиалах северных городов // Психология в вузе. 2009, № 3. С. 37-46.
84. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения: пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 400 с.
85. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя: учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. 356с.
86. Хухлаева О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов // Народное образование. 2010, № 7. С. 278-282.
87. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растёт [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. иВЕ: ййр://’№№№.а11Ьез1/ги (дата обращения: 02.09.2020).
88. Шебеко В., Семенова Е. Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить // Здоровье дошкольника. 2008, № 6. С-12.
89. Шингаев С.М. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения профессионального здоровья // Психология обучения. 2009, № 10. С. 4¬12.
90. Эмоционально-волевая сфера личности. Методические рекомендации / Авт.-сост. Т.Д. Барышева. Мурманск: Издательство Мурманского гос- уд.пед.ун-та, 2007. 32 с.
91. Яковлева ЕЛ. Психология развития творческого потенциала развития личности. М.: Флинта, 1997. 224 с.
92. Янковская Н. Как не сгореть на работе, или Об эмоциональном выгорании педагогов // Народное образование. 2009, № 8. С. 273-280.
93. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009, № 2. С. 127-137.
94. Karazmann R. (1994): Das Burnout-Sybndrom. Phänomenologie, Verlauf, Vergleich. Vortrag an der österreichischen van Swieten-Tagung vom 27. 10. 1994.
95. Maslach C. Jackson S.E. (1981): The measurement of experienced Burnout.
J. Occup. Beh. 2, 99-113.
96. Frankl V. (1959): Grundriß der Existenzanalyse und Logotherapie. In: Frankl V., v. Gebsattel V., Schultz J.H. (Hrsg.): Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie. München: UBS, 663-736.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ