Введение 3
1. Теоретические основы изучения найма и подбора персонала в
организации
1.1 Найм и подбор персонала в системе управления персоналом
организации
1.2 Источники найма и методы отбора персонала в банковской сфере 18
1.3 Проблемы найма и подбора персонала в современных условиях 32
2. Анализ системы найма и подбора персонала в ПАО
«Татфондбанк»
2.1 Общая характеристика ПАО «Татфондбанк» 43
2.2 Анализ финансовой деятельности ПАО «Татфондбанк» 47
2.3 Оценка найма и подбора персонала в ПАО «Татфондбанк» 54
3. Совершенствование технологий найма и подбора персонала в ПАО «Татфондбанк»
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы найма и подбора
персонала ПАО «Татфондбанк»
3.2 Создание HR-бренда ПАО «Татфондбанк» 75
3.3 Оценка социально-экономической эффективности 83
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения
Актуальность темы. Российские банки осуществляют свою деятельность в единой экономической среде, базируясь при этом на одних и тех же правовых основах, имея примерно одинаковое оборудование, источники финансирования и один рынок сбыта. В этих условиях решающим фактором одного банка от другого является персонал, определяющий эффективность его функционирования и развития.
Высокая результативность деятельности персонала банка, качество его трудового потенциала становятся важным преимуществом в конкурентной борьбе. Это, соответственно, предъявляет и высокие требования к качеству функционирования системы найма и подбора персонала.
Современная наука обладает широким набором методик, которые позволяют эффективно осуществлять найм и подбор новых сотрудников организации. Однако специфика формирования кадров коммерческого банка занимают особое место в этом вопросе.
На сегодняшний день мы можем говорить о тенденции «активного усвоения» новых методов найма и подбора персонала российскими банками, что делает вопрос об их применении актуальным для теории и практики менеджмента.
Степень разработанности темы. Степень разработанности проблемы. Проблемы использования рабочей силы и управления персоналом всегда вызывали интерес у исследователей, поэтому как в экономической теории, так и в области экономики труда имеются существенные результаты, формирующие фундамент для решения организационных задач. Современные подходы являются закономерным продолжением предшествующих концепций, определяющих роль человека в производстве, заложенных Г. Беккером, Т. Вебленом, Дж. М. Кейнсом, К. Марксом, В. Пети, Д. Рикардо, А. Смитом, К. Эрроу и др.
В настоящее время растет понимание того, что повышение эффективности функционирования системы кадрового менеджмента банка невозможно без правильно организованной системы найма и подбора персонала.
Вопросы, касающиеся оценки персонала подробно рассмотрены в работах ряда отечественных и зарубежных ученных. К ним можно отнести следующих авторов: А.Р. Алавердова, И.В. Бизюкову, Б.С. Бурыхина, Е.А. Борисова, В.А. Гагу, В.П. Галенко, Б.М. Генкина, А.А. Годунова, Н.А. Горелова, Г. Десслера, B. А. Дятлова, П.С. Емшина, Г.Г. Зайцева, Дж. М. Иванцевича, Б.Н. Игумнова, М.С. Каза, Е. Карпенко, А.Я. Кибанова, Е.В. Маслова, М.Х. Мескон, А.А. Лобанова, Ю.Г. Одегова, А.П. Павленко, И.В. Пастухову, Г.Х. Попова, Г.Э. Слезингера, В.А. Спивака, Б.М. Теплова, В.В. Травина, Г. Штайнманна, C. В. Шекшню и др.
В экономической литературе, посвященной банковской деятельности, управление банками сводится к управлению активами и пассивами, портфелем инвестиционных ценных бумаг, выбору стратегии инвестирования и т.п. Только некоторые авторы комплексно исследовали вопросы управления персонала в банках. К ним относятся А.Р. Алавердов, В.А. Гага, А.Е. Дворецкая, Е.Г. Новоселова, А. Приндл, В.Н. Степанов.
Таким образом, ощущается недостаток исследований практик применения традиционных и современных методов найма и подбора персонала в банковской сфере.
Объект исследования - найм и подбор персонала как часть системы управления персоналом организации.
Предмет - методы найма и подбора персонала в современном российском банке (на примере ПАО «Татфондбанк»).
Цель исследования - выявить специфику применения современных методов найма и подбора персонала в банковской среде (на примере ПАО «Татфондбанк») и выработать рекомендации по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть найм и подбор персонала в системе управления персоналом организации.
2. Изучить источники найма и методы отбора персонала в банковской сфере.
3. Выявить особенности найма и подбора персонала в современных условиях.
4. Дать краткую характеристику деятельности ПАО «Татфондбанк».
5. Проанализировать финансовые показатели ПАО «Татфондбанк» за последние три года.
6. Изучить систему найма и подбора персонала ПАО «Татфондбанк».
7. Разработать рекомендации для совершенствования системы найма и подбора персонала ПАО «Татфондбанк».
Методы исследования. В ходе данной работы были использованы следующие методы: описательный метод, метод сравнительного анализа, метод включённого наблюдения, метод анализа документов, метод экспертного интервью.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Система найма и подбора персонала - это сложная система, которая использует определенные принципы и теоретические основы, организационные процедуры и механизмы. Она применяется для идентификации, сопоставления и проверки соответствия кандидатов наиболее общим требованиям и критериям, присущим данной области деятельности, должности или корпоративной культуре компании.
К настоящему времени процедура отбора персонала уже сформировалась как технология, поскольку компании и организации осознали ценность человеческого фактора для успешного ведения бизнеса и динамического развития. Несмотря на имеющиеся теоретические расхождения в определении принципов, критериев и методов отбора персонала, сегодня она рассматривается как ключевая функция кадрового менеджмента.
Её целью является выбор наиболее подходящих кандидатов на имеющиеся вакансии и формирование такого кадрового состава организации, который позволил бы обеспечить ее наибольшую конкурентоспособность при сбалансированности интересов работодателя и сотрудников.
В зависимости от сферы деятельности компании и её стратегических задач, могут применятся разные методы найма и подбора кадров. Также на усмотрение компании Систему найма и подбора персонала в банковской сфере имеют свою специфику.
остаётся выбор источников найма - внутренних или внешних.
Специфика найма и подбора персонала в банковской сфере обусловлена преимущественно высокими требованиями, предъявляемыми к потенциальным сотрудникам банка, а также «закрытостью» финансовой системы и жёсткими требованиями службы безопасности.
Традиционные и современные методы подбора персонала имеют свои «плюсы» и «минусы», а потому нельзя однозначно сказать какой из них является лучшим. В конечном итоге всё зависит от специфики деятельности компании, сферы, в которой она работает, её потребностей, а также вакантной должности, требований, предъявляемых к кандидатам и ещё ряда факторов.
Для того чтобы сформировать качественную и гибкую систему кадрового состава, HR-службы могут самостоятельно избирать методы и средства найма и отбора персонала, отвечающие интересам и целям компании. Как правило, процесс подбора включает в себя комплекс методов, зависящих от вакансии и ситуации на рынке труда. Именно в этом и заключается талант рекрутера - использовать именно те методы, которые будут хороши в свое время и на своем месте. Таким образом, рекрутёр должен соответствовать миссии кадрового планирования.
Важно понимать, что нам и подбор персонала в банковской сфере обладает рядом специфических характеристик, которые во многом определяют выбор методов, используемых HR-специалистами.
На примере изучения практики применения традиционных и современных методов в ПАО «Татфондбанк» мы можем сделать вывод о высоком уровне развития системы найма и подбора персонала в данном банке.
1. Арсеньев Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления. / Под ред. д.т.н. проф. В.Д. Киселева, д.т.н., проф. Арсеньева Ю.Н. - Орел: Изд-во ОРАГС , 2009. - 320 с.
2. Алавердов А.Р. - Управление персоналом банка. - М.:Московская финансово-промышленная академия, 2005. - 320 с.
3. Аширов Д. А., Егоров А. С. Управление карьерой в организации. М.: МГУ, 2003. - 163 с.
4. Вильямс Р. Управление деятельностью служащих. - СПб.: Питер, 2003. - 315 с.
5. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом.-2-е изд.-М.: ИТК «Дашков и К», 2013.-136 с.
6. Гагаринская Г.П. Менеджмент: стратегия выживания организации. - Самара.: Дом печати. 2008 - 244 с.
7. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом/Учебное пособие. -М.:Академия Естествознания, 2010.-368 с.
8. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя: пособие для
менеджеров, бизнесменов и политиков. - СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. - 415 с.
9. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Вильямс, 2007. - 224 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - 720 с.
11. Жигун Л.А. Менеджмент оптовых организаций: учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 107 с.
12. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час.
- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 160 с.
13. Казакова Н.А. Антикризисное управление: учебное пособие. - М.: Рид Групп, 2011. - 368с.
14. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. -изд. 13-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 347 с.
15. Катернюк А.В., Терских М.С., Салов А.Н. ЗД-менеджмент: управление персоналом, маркетингом и продажами. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-382 с.
16. Мансуров Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. — БХВ-Петербург, СПб.: 2011. - 230 с.
17. Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. М.: ОМЕГА-Л, 2011. - 203 с.
18. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль; пер. с англ. М., 2012. - 112 с.
19. Федорова Н.В. Управление персоналом организации/ учебное пособие / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. 2-е изд., перераб. -М.: КНОРУС,
2012. - 416 с.
20. Федосеев В.Н. Управление персоналом: учеб. пособие Текст. / В.Н. Федосеев. М.: ИКЦ МарТ, Ростов на Дону: Издательский центр МарТ, 2016. - 528 с.
21. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных
организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную
работу компании Текст. / С.А. Шапиро. М.: ГроссМедиа, 2010. - 248 с.
22. Шевелев, В.Н. Социология управления: учеб. пособие для высшей школы / В.Н. Шевелев. Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 352 с.
23. Шекшня, C.B. В поисках адекватной парадигмы. Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов / C.B. Шекшня. -М.: Книжный мир, 2011. - 289 с.
Статьи и монографии
24. Александрова Е. И. Почему все больше работодателей отказывается от работы с кадровыми агентствами? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2014. - N 10. - С. 64-67.
25. Андреева Н.Е. Персонал-стратегия. Эффективное кадровое
планирование./Справочник руководителя учреждения культуры. 2005- № 9. С.70-77.
26. Балакирева Е. Подбор персонала в коммерческий банк/Кадровик. Кадровый менеджмент. 2006. N 9. С.14-18.
27. Валиуллина Н. Р. Технология найма как основа эффективного управления персоналом библиотеки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - N 2. - С. 147-150.
28. Варламов В. А. Привлечение и адаптация рабочих кадров // Справочник кадровика. - 2013. - N 10. - С. 96-98.
29. Васильева В. Е. Ищем творческого работника // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2007. - N 2. - С. 84-95.
30. Воробьев Г. Работник выбирает работу, работодатель - работника // Служба кадров. - 2012. - N 2. - С. 11-18.
31. Герасимов Е. С. Критерии отбора, подбора и найма персонала : отечественный и зарубежный опыт решения вопроса // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2014. - N 2. - С. 184-187.
32. Горшкова Е. Г. Внедрение единого стандарта оценки персонала при подборе // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2016. - N 6. - С. 84-95.
33. Исследование McKinsey Global Institute. Эффективная Россия:
производительность как фундамент роста // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. N 4. С. 126 - 130.
34. Использование модели компетенций в подборе персонала коммерческого банка / Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2011, N6. С.49 - 56.
35. Комаров Е.И. Конкурентоспособность персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2015. - N 8. - С. 68-76.
36. Кубатиева Ф. Искусство составления вакансии // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2013. - N 9. - С. 82-86.
37. Купер Д. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки/ Д. Купер, И. Робертсон, Г. Тинлайн; пер. с англ. М.: ООО Вершина, 2010. - 336 с.
38. Лобанова А. М. Управление персоналом // Справочник секретаря и офис- менеджера. - 2013. - N 7. - С. 14-22.
39. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей и специалистов кадровых служб Текст. / М.И. Магура. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003. - 304 с.
40. Мамонов Е. А. Типичные ошибки при подборе персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2013. - N 11. - С. 70-78.
41. Мануйлова О. Развитие системы отбора при найме персонала в органах местного самоуправления // Муниципальная служба. - 2010. - N 1. - С. 50¬
60.
42. Мирошникова Д. В. Отбор и найм персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2014. - N 2. - С. 52-60.
43. Николаева Е.Н. Альтернатива кадрового поиска // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2013. - N 8. - С. 92-95.
44. Николаева Е. Н. Куда уходят кадры? В какие города? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2011. - N 1. - С. 85-88.
45. Николаева Е. Психологический фейс-контроль: PR в России / Управление персоналом. - 2007. - № 9. С.30-36.
46. Николаева Е. Н. Куда уходят кадры? В какие города? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2014. - N 1. - С. 85-88.
47. Пименов А. Эффективный поиск сотрудника : все гениальное просто // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2015. - N 5. - С. 46-52.
48. Разнова Н. Найм как торговая сделка : как проводится поиск и отбор персонала на предприятиях Красноярска // Кадровик. - 2015. - N 3. С.24¬31.
49. Согрина А.В., Чернова Т.Н. Особенности современных нетрадиционных методов отбора персонала/Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 8. Ч. 2. 2010. С.79-83.
50. Стрыгина В. В поисках ценного сотрудника : как составить профиль должности // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. -
2013. - N 11. - С. 54-64.
51. Стрыгина В. Как оценить должность : практические примеры // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2012. - N 1. - С. 50-56.
52. Хачатурян Ю. А. Создание эффективного рекламного объявления о вакансии // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. -
2014. - N 7. - С. 86-94.
Электронные ресурсы
53. Балакирева Е. Проблемы подбора персонала в коммерческий банк
[Электронный ресурс] - режим доступа: http://123-
j ob.ru/content/articles 632/
54. Годовой отчет за 2014-2015 год [Электронный ресурс] / ПАО
«Татфонбанк». - Официальный сайт. режим
доступа: https://tfb.ru/sharer/reports/yearly/
55. Кадровое планирование - это... [Электронный ресурс] / Словарь бизнес- терминов. - режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/16984
56. Киселева М.Н. Практические инструменты повышения вовлеченности персонала в организации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://intservis.ru/article/index.php?dir=21 &id=176
57. Корсакова А.А. Сущность и цели кадрового планирования [Электронный
ресурс] - режим доступа:
http: //www.elitarium. ru/sushhno st celi kadrovo go planirovanij a/
58.Описание бизнес-процесса «Поиск и подбор персонала» [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://hrm.ru/db/hrm/536496FBF7AD0E6844257910003B563C/print.html
59. Официальный сайт ПАО «Татфондбанк» [Электронный ресурс] - режим доступаhttp://tfb.ru/about/
60. Поликарпова Н.К. Подбор персонала. Основные трудности, возникающие у HR- менеджера при подборе персонала [Электронный ресурс] - режим доступа:http://mosi.ru/ru/conf/articles/podbor-personala-osnovnye-trudnosti-voznikayushchie-u-hr-menedzhera-pri-podbore#sthash.CORw2ARV.dpuf
61. Шутов И. Кейс-метод как одна из методик оценки персонала
[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.top-
personal.ru/issue.html?2744