Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников

Работа №81915

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Освещение проблемы работы педагога с семьей по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников 7
1.1 Особенности межличностного взаимодействия младших
школьников 7
1.2 Влияние типов семейного воспитания на межличностное
взаимодействие младших школьников 14
1.3 Направления работы педагога с семьёй по профилактике
нарушений межличностного взаимодействия младших школьников 18
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2 Экспериментальная работа по взаимодействию педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия
младших школьников 26
2.1 Организация экспериментального исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов 28
2.3 Программа взаимодействия педагога с семьёй по
предупреждению нарушений межличностного взаимодействия у младших
школьников 35
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованных источников
Приложение 1


Когда ребенок начинает учиться в школе, его жизнь и социальное положение начинает меняться. Школьник включается в новый коллектив, где ему предстоит получать знания, развиваться. Именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных норм поведения, начинается формироваться общественная направленность личности. Для каждого очень важно уметь общаться и находить общий язык, ведь человек - это существо социальное. Общение наполняют его жизнь новыми знакомствами, полезными знаниями и делами. А от взаимодействия в школьном коллективе зависит психологический климат в классе, настрой детей на обучение и качество усвоения знаний [6].
В младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные личностные качества - коммуникативность, самостоятельность, объективность и еще великое множество качеств. Также возникает потребность в самопознании, самореализации и осознании собственной значимости в коллективе. В этом возрасте активно формируются социальные установки и нормы общения, отношения к окружающим. В школьном коллективе формируются межличностные отношения, которые следует уметь поддерживать. Именно вследствие межличностных отношений дети получают опыт общения, учатся проявлять и контролировать различные эмоции, чувства, развиваются навыки контроля и самоконтроля [2].
Наряду межличностного общения школьники также сталкиваются с трудностями, выход из которых им следует только учиться находить. Вследствие этих трудностей могут возникать различные межличностные нарушения. Именно поэтому тема данного исследования является весьма актуальной. В младшем школьном возрасте дети не в состоянии самостоятельно разрешать некоторые межличностные конфликты, поэтому со стороны педагога следует проводить работу по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия [19]. Так как возрастная специфика младших школьников имеют ряд своих особенностей, таких как смена ведущей деятельности, возникновение психических новообразований, укрепление внутренней позиции и еще происходит ряд особенностей, то работа педагога должна опираться также на работу с семьями детей. Работа педагога с семьей направлена на укрепление семьи, наиболее полного использования её воспитательного потенциала. Корректировать межличностные отношения следует также через семью. Нередко межличностные нарушения происходят из-за какого-либо психологического или же психического насилия в семье [12].
Существуют различные способы работы с семьями детей. Важно определить какое взаимодействие будет самым успешным и продуктивным и всегда действовать комплексно. При должной работе педагога можно вовсе избежать межличностных конфликтов в детском коллективе или же свести их к минимуму.
Следует отметить, что проблемой межличностных конфликтов занимались такие ученые как Е. М. Бабосов, Н. В. Гришина, С. М. Емельянов, М. Дойч, Л. Козер, У. Линкольн. А проблемой профилактики межличностных конфликтов - А. Г. Здравомыслов, А. Я. Анцупов, А. Гидденс, О. С. Гребенюк, Н. И. Леонов.
Противоречие: в результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между необходимостью предупреждения нарушений межличностного взаимодействия и недостаточной методической обеспеченностью работы педагога с семьей.
Проблема: каково содержание программы работы педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников?
Цель: изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения нарушений межличностного взаимодействия младших школьников для разработки программы взаимодействия педагога с семьёй.
Объект: процесс предупреждения нарушений межличностного
взаимодействия младших школьников.
Предмет: деятельность педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия младших школьников.
2. Определить влияние типов семейного воспитания на
межличностное взаимодействие младших школьников.
3. Изучить направления деятельности педагога с семьёй по профилактике нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
4. Проанализировать результаты работы по изучению уровня сформированности межличностных взаимоотношений младших школьников.
5. Разработать программу взаимодействия педагога с семьей, направленную на предупреждение нарушений межличностного взаимодействия у младших школьников.
В ходе работы над темой исследования было пройдено три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный.
На подготовительном этапе осуществлялся поиск теоретической и эмпирической информации и инструментария исследования, систематизировался и изучался отобранный материал, выявлялась проблема исследования, определялась его цель, задачи, структуры и методы, а также разрабатывался эксперимент.
На рабочем этапе был проведен эксперимент, высказывались свои мнения по рассматриваемым вопросам, формулировались выводы по параграфам и главам, оформлялся научно-справочный аппарат. 
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ города Челябинска. В эксперименте приняли участие 23ребенка в возрасте 8-9 лет. В ходе исследования были использованы теоретические (анализ литературы, обобщение информации) и практические (эксперимент, анкетирование) методы.
Практическая значимость нашей квалификационной работы заключается в том, что разработанные нами программа взаимодействия с семьёй может быть использована УНК в процессе работы по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия у младших школьников.
Квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, первая - теоретическая, вторая - практическая, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложение. В тексте работы 4 таблицы, 2 рисунка. Список литературы представлен 45 источниками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В младшем школьном возрасте формируется межличностные отношения, в результате которых начинается активное приобретение навыков общения. От того, как у ребёнка построены взаимоотношения со сверстниками, зависит становление его личности. В межличностном взаимодействии могут возникнуть некие нарушения, но в силу своего возраста младшие школьники не всегда могут самостоятельно найти выход из трудной ситуации и тут приходит на помощь педагог, который помогает выйти из затруднительной ситуации. А чтобы минимизировать нарушения межличностного взаимодействия он работает не только с детьми, но и с их родителями. Ведь именно семья играет значимую роль в жизни ребенка.
Актуальность данной темы определяется потребностью в профилактике нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
Целью нашей работы было изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения нарушений межличностного взаимодействия младших школьников.
В теоретической части нашего исследования нами были изучены и проанализированы работы таких педагогов, как Н.В. Гришина, Н. И. Леонов, А. С. Макаренко, Р. В. Овчарова и др. Анализ литературных источников позволил определить, что межличностные отношения - это объективно переживаемые и осознаваемы в разной степени взаимосвязи между людьми. Межличностный конфликт, в свою очередь, является наиболее распространённым видом конфликта и представляет собой публичное столкновение субъектов взаимодействия, которое основано на возникновении противоречий.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что тип семейного воспитания непосредственно влияет на взаимодействие младших школьников со сверстниками, среди основных
типов семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический) демократический тип является наиболее оптимальным. В таких семьях ребенок развивается полноценно, имеет возможность высказывать свою точку зрения и возможность быть самостоятельным.
Для профилактики нарушений межличностного взаимодействия младших школьников выделяется три направления: работать с педагогами, работа с родителями, работа с детьми. В современном мире происходит усложнение процесса формирования личности ребенка, вследствие этого педагогу необходимо активно взаимодействовать с родителями. В работе с ними используются различные формы взаимодействия, они могут быть коллективными и индивидуальными и могут реализоваться как традиционно, так и не традиционно.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: «Социометрия» (Д. Морено), опросник «Какой у вас стиль семейного воспитания» (Р. В. Овчарова).
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 52,1 % (11 семей) имеет демократический тип семейного воспитания - дети воспитываются в любви, понимании и имеют права личного выбора; 26,2 % (6 семей) диагностирован авторитарный тип воспитания - родители в этих семьях не считаются с мнение ребенка и предпочитают чрезмерную строгость в воспитании; у 21,7 % (5 семей) преобладает либеральный тип семейного воспитания - ребенку предоставляется полная свобода во всём. Среди 23 семей все-таки преобладает демократический тип семейного воспитания, большинство родителей стараются поддерживать с детьми дружеские отношения.
В классном коллективе большая часть - 56,5 % детей являются принятыми классом (14 учащихся); 26,2 % (5 учащихся) являются предпочитаемыми сверстниками; в классном коллективе 17,3 % (4 учащихся) имеют статус звёзд. Класс имеет высокий уровень сплоченности, его коэффициент составил 32,3 % - разобщенность на отдельные группировки в классе отсутствуют, все учащиеся стараются поддерживать дружеские связи между собой.
Для профилактики нарушений межличностного взаимодействия нами была разработана программа работы педагога с семьями учащихся «Вместе мы сила!».
В итоге работы цель исследования достигнута, задачи реализованы. Продолжение нашей работы мы видим в проверке результативности разработанной нами программы.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Абраменкова. - Москва : ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб.пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - Москва: Академия, 2002. - 672 с.
3. Абрамова, Г. С. Общая психология [Текст] : учеб.пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Академ. проект, 2002. - 495 с.
4. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А. А. Амельков. - Мозырь : Содействие, 2006. - 108 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб.для высш. учеб. завед. / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : учеб.пособие / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.
7. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 528 с.
8. Валькова, Л. Н. Семейный клуб - одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Валькова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 25-29.
9. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 1988. - 336 с.
10. Варфоломеева, Е. П. Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности [Текст] / Е. П. Варфоломеева // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1. - С. 31-35.
11. Волков, Б. С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества [Текст] : учеб.пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, под ред. Б. С. Волкова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
12. Гуда, Е. В. Формы и методы работы с родителями в начальной школе [Текст] / Е. В. Гуда // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск : СибАК, 2012. - С. 45-51.
13. Долгова, В. И. Актуальные проблемы формирования
межличностных отношений в образовательной среде: материалы
междунар. науч.-практ. конф., 2 апреля 2008 г., г. Миасс / науч. ред. В. И. Долгова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. - 270 с.
14. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва : Академия, 2004. - 320 с.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - Москва : Питер, 2011. - 573 с.
16. Казанцева, В. А. Методы и приемы формирования культуры межличностного общения младших школьников. Теоретические и прикладные аспекты современной науки [Текст] : сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 31 августа 2014 г. : в 2 частях. Часть II / Под.общей редакцией М. Г. Петровой. - г. Белгород. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ): «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 22 с.
17. Казицева, В. О. Влияние межличностных отношений на самооценку младших школьников [Текст] / В. О. Казицева, З. Н. Платонова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5. - С. 194.
18. Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия [Текст] : учеб.пособие / Я. Л. Коломинский, Н. М. Плескачева, И. И. Заяц, О. А. Митрахович ; Под ред. Я. Л. Коломинского. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 124 с.
19. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб.пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. - Москва : Аст, 2010. - 446 с.
20. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса [Текст] : научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. - Минск : ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
21. Крылова, Н. Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы [Текст] / Н. Б. Крылова. - Москва : Сентябрь, 2010. - 223 с.
22. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] : учеб.пособие / В. С. Кукушкин. - Москва : ИКЦ «Март», 2004. - 352 с.
23. Кулаченко, М. П. Поведение младших школьников в конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия [Текст] / М. П. Кулаченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 8-2. - С. 133-135.
24. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М. И. Лисиной. - Москва : Просвещение, 1980. - 190 с.
25. Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 320 с.
26. Марютина, Т. М. Психология развития [Текст] : учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб.заведений / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова. - Москва : Академия, 2010 - 352 с.
27. Медлева, Г. И. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие формирования личности младшего школьника ГУО «Средняя школа № 159 г. Минска [Текст] / Г. И. Медлева, М. И. Антоненкова, И. А. Любимова. - Минск : «Радость» , 2014. - 294 с.
28. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учеб.пособие / А. В. Мудрик. - Москва : Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст] : учеб.пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - Москва : Академия, 2000. - 624 с.
30. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2006. - 608 с.
31. Мясищев В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - Москва : МПСИ, 2007. - 158 с.
32. Обознов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обознов. - Киев : Лыбидь, 1999. - 205 с.
33. Подласый, И. П. Методы и формы воспитания [Текст] / И. П. Подласый. - Москва :Владос, 2008. - 256 с.
34. Попова-Денисова С. В. Развитие межличностных отношений у младших школьников [Текст] / С. В. Попова-Денисова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 41. - С. 109-113.
35. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших школьников [Текст] : сб. науч. статей / М. Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2011. - С. 252-256.
36. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - Москва : Академия, 2001. - 480 с.
37. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов [Текст] : учеб. пособие / В. Б. Шапарь. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2006. - 445 с.
38. Шкуричева, Н. А. Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 7-10.
39. Шкуричева, Н. А. Изучение причин трудностей в межличностных отношениях младших школьников [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2009. - № 12. - С. 7-11.
40. Шкуричева, Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шкуричева Наталья Александровна ; Рос.акад. образ. Москва, 2006. - 26 с.
41. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2007. - 384 с.
42. Казанцева В. А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте [Текст] / В. А. Казанцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 9. - С. 36-40. - URL:http://e-koncept.ru/2015/95024.htmсвободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
43. Создание психологического комфорта младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/12/sozdaniepsikhologicheskogokomforta- mladshikhсвободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] / ФГОС ; Национальная ассоциация развития образования и науки. - Режим доступа: https://fgos.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.
45. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться: пособие для учителей начальных классов [Текст] / Г. А. Цукерман. - Москва : Педагогический центр «Эксперимент», 2013. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ