Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №81668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения 7
1.2. Семья, ее роль и влияние на формирование аддиктивного
поведения младших школьников 17
1.3. Направления деятельности педагога с семьёй по профилактике
компьютерной аддикции у младших школьников 27
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования уровня зависимости от
компьютерных игр у младших школьников, выявление типа родительского отношения 36
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Программа взаимодействия педагога с родителями по
профилактике компьютерной аддикции в начальной школе 48
Выводы по II главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ


Еще совсем недавно компьютер был для каждого из нас чем-то новым и удивительным. Однако за последнее время интерес к его применению значительно вырос. И теперь компьютер стал для нас не только инструментом для обработки информации, но и нашим незаменимым помощником: при работе, учебе, воспитании и обучении детей.
Стоит заметить, что компьютеры повлекли за собой появление компьютерных игр. С начала 80-х гг. они становятся оной из основных частей индустрии развлечений, которая овладела большим количеством людей, включая и детей младшего школьного возраста. Войдя в нашу повседневную жизнь, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни.
Однако новое увлечение оценивается совсем неоднозначно. С одной стороны оно связано с восхищением компьютерных возможностей: без сомнений, любая сфера промышленной и общественной деятельности не получила бы дополнительных возможностей развития без компьютера и сети Интернет. Однако с другой стороны, в средствах массовой информации всё чаще можно услышать огромное количество сообщение, которые негативно отзываются о компьютерных технологиях, а также предупреждают нас об опасном влиянии компьютера и компьютерных игр.
Детей привлекают компьютерные игры, ведь в них они могут придумать свой собственный мир и тем самым уйти от реальной жизни. Каждый ребенок может самостоятельно принимать решения и не думать, к каким последствиям они могут привести. У детей развиваются такие операции мышления, как обобщение, классификация. Помимо этого, компьютерные игры оказывают огромное значение на развитие интеллекта, навыков умственной деятельности, на формирование эмоциональной сферы ребенка. Однако пристрастие к компьютерной жизни влечет за собой и массу проблем.
Компьютерная зависимость - это влечение к занятиям, связанное с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Компьютерная зависимость является серьезной социальной проблемой, поскольку она влечет за собой утрату работоспособности, а также конфликты с окружающими. Большинство людей считает, что благодаря компьютерным играм они могут забыть о тревогах, а также уйти от трудных ситуаций.
На сегодняшний день в педагогике большое значение уделяется проблеме компьютерной зависимости, такими отечественными авторами, как И.Ю. Кулагина, Ц.П. Короленко, Т.И. Комарова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, а также американскими авторами и учеными: К. С. Грин, К. Россер, Ж.В. Канг, К.А. Андерсон.
Мы считаем, что тема, выбранная нами, является актуальной. Столкнувшись с проблемой зависимости от компьютерных игр, педагоги и родители должны взаимодействовать вместе. Важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.
В результате исследования сложилось следующее противоречие: не-смотря на то, что на детей в младшем школьном возрасте большое влияние оказывают педагоги, при возникновении компьютерной аддикции они не имеют достаточно возможностей для решения проблемы с компьютерной зависимостью. Именно поэтому необходимо взаимодействие педагога и семьи для всестороннего решения данной проблемы.
Проблема исследования: как могут взаимодействовать педагог и семья по профилактике компьютерной аддикции в начальной школе?
Объект исследования - профилактика компьютерной аддикции в начальной школе.
Предмет исследования - профилактика компьютерной аддикции у младших школьников в процессе взаимодействия педагога и семьи.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия педагога и семьи с целью разработки программы совместной деятельности по профилактике компьютерной аддикции.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «компьютерная зависимость» как вид аддиктивного поведения.
2. Изучить роль семьи и ее влияние на формирование аддиктивного поведения младших школьников.
3. Рассмотреть направления деятельности педагога с семьей по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников.
4. Провести диагностику выявления уровня зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы по выявлению типа родительского отношения в семье.
6. Разработать программу взаимодействия педагога и семьи по профилактике компьютерной аддикции.
Для того чтобы решить поставленные задачи будут использоваться следующие методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические методы, включающие психологические тестирования.
3) методы обработки и интерпретации данных.
Наше исследование проходило на базе МАОУ СОШ № 50.В исследовании принимали участие школьники 3 «А» класс в количестве 23 человека.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. В тексте работы 7 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список представлен 51 источником.
Апробация результатов исследования проходила путем:
- публикации результатов исследования:
1. Пшеничникова В.А. Влияние компьютерных игр на развитие младших школьников [Текст] / В.А. Пшеничникова // Пространство общественной жизни: материалы IX Межвузовской студенческой научно-практической конференции / Челябинский филиал Университета РАО, 9 апреля 2015 г. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015 - С.36-38.
2. Пшеничникова В.А. Влияние компьютерных игр на эмоциональную сферу младших школьников [Электронный ресурс]. URL: - https: //elibrary.ru/item.asp?id=28924241(дата обращения 8.05.2018).
- участия в конференциях:
1. IX Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Пространство общественной жизни», г. Челябинск, 9 апреля 2015 года.
2. III Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения», г. Пенза, 5 апреля 2017 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.
Компьютер дал нам всем большие возможности: поиск работы, подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, покупка одежды и еду, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Ярким примером того, что всё хорошо в меру являются компьютерные игры. Если увлекаться ими разумно, то они приносят много пользы. Помогают разрядиться. В компьютерных играх дети могут придумать собственный мир, в который нет доступа никому, у каждого есть возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести. В виртуальном мире ребёнок может воплотить свои мечты и фантазии.
Однако вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. По статистике современные дети и подростки все больше времени проводят за компьютером. В условиях летних каникул этот вопрос актуален как никогда. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети, а на магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.
В теоретической части исследования нами был изучен феномен аддиктивного поведения в континууме девиантного, как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния различными способами: фармакологическими и нефармакологическими. Мы выяснили, что на современном этапе актуальной становится проблема игровой компьютерной аддикции. В теоретической части мы узнали о понятии «семья», ее роли, а также влиянии семьи на формирование аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста.
Также мы выяснили направления деятельности педагога с семьёй по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников.
В практической части исследования мы провели психологическое тестирование Такера на выявление уровня сформированности игровой зависимости. А также с помощью теста-опросника родительских отношений (ОРО), авторы которого А.Я.Варга, В.В.Столин, выявили тип родительского воспитания в семьях учащихся. При проведении практической части мы выяснили, что существует взаимосвязь между типом родительского отношения и формированием компьютерной аддикции младших школьников. И, несмотря на то, что на детей в младшем школьном возрасте большое влияние оказывают педагоги, при возникновении компьютерной аддикции они не имеют достаточно возможностей для решения проблемы с ней.
В связи с этим нами была разработана программа взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной аддикции. Разработанная нами программа деятельности педагога может быть использована учителями начальных классов в работе по профилактике ученических конфликтов.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением исследования может стать экспериментальная проверка результативности разработанной нами программы взаимодействия педагога и родителей по профилактике компьютерной зависимости.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
3. Бейзеров, В.А. Компьютерные игры: плюсы и минусы [Текст] / В.А. Бейзеров // Образование в современной школе - 2004. - №1. - 42-43с.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: - ййрз://ци1Ь.ше/Шс1/Ьзе/Семья(дата обращения 5.04.2018).
5. Голдбер, И. Интернет-аддикция [Электронный ресурс]. URL: -
http://www.psycom.net(дата обращения 28.02.2018).
6. Грин, К.С. Action-Video-Game Experience Alters the Spatial Resolution of Vision [Текст] / К.С. Грин, Д. Бавелиер // // Psychological Science. - 2007. - 18 с.
7. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулинг / под ред. А.Ф. Ускова / пер. с англ. Р.Р. Муртазина. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. - 240 с.
8. Друзин, В. Н. Личностные и социальные особенности подростков, склонных к игровой компьютерной аддикции [Электронный ресурс]. URL: - http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1000887&iid=11.(дата обращения 6.03.2018)
9. Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков [Текст] / В.Н. Друзин // Педагогика. Научные со-общения, 2012. - № 8. - 127с.
10. Дудин, И.И. Характеристика основных форм аддиктивного поведения: методическое пособие [Текст] / И.И. Дудин. - Благовещенск: ООО «Бегемот», 2009. - 28 с.
11. Жукова, М. В. Увлечение компьютерными играми как фактор формирования зависимого поведения в дошкольном возрасте [Текст] / М. В. Жукова // Начальная школа плюс д и после, 2010. - № 10. - 96с.
12. Жукова, М.В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина. - Челябинск: Изд-во «Цице-ро», 2017. - 220 с.
13. Журлова, И.В. Девиантное поведение школьников: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / И.В. Журлова, Т.В. Царенко. - Пособие для студентов педагогического университета, Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2011. - 173 с.
14. Здравомыслова, О. Поведение, отклоняющееся от нормы: Проблемы подростковой наркологической зависимости [Текст] / О. Здравомыслова. - Народное образование, 2007. - 374с.
15. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
16. Изард К. Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Издательство «Питер», 2011. - 464с.
17. Комарова, Т.С. Дети младшего возраста и информационные технологии / Т.С. Комарова, И.И. Комарова // Педагогика, 2011. - № 8. - 59-68с.
18. Компьютерная зависимость [Электронный ресурс]. URL: -
http://5psy.ru/samopoznanie/kompyuternaya-zavisimost.html(дата обращения
20.03.2018).
19. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Мн.: Аверсэв, 2004. - 365с.
20. Концепция информационной безопасности детей [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р. URL. - http://static.govemment.ru/media/fLles/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата обращения 19.04.2018).
21. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: изд-во «Олсиб», 2001. - 251с.
22. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск, "НЕСТОР", 2005. - 296 с.
23. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью? [Текст] / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, Е.В. Быковская, О.Е. Чапова. - М.: Эксмо, 2008. - 89с.
24. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. - М.: Владос, 2007. - 312с.
25. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. - Новосибирск, 2004. - 157с.
26. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения [Текст] / Н.В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4 - С. 78-86.
27. Максимов, А.А. Личностные особенности людей с компьютерно-игровой зависимостью: моногр. [Текст] / А.А. Максимов. - Москва, 2009. - 166 с.
28. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. - №4 [Электронный ресурс]. URL: -
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv global/2012 4 15/nomer/nomer03.php(дата об-ращения 20.04.2018).
29. Медведева, И.Я. Ребенок и компьютер [Текст] / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова - Клин.: Христианская жизнь, 2007. - 114 с.
30. Медик, В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье [Текст] / В. А Медик, В. К. Юрьев. - М.: Медицина, 2003. - 210с.
31. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) [Электронный ресурс]. URL: -https ://www. itu. int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx(дата обращения 19.04.2018).
32. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672с.
33. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование, 2001. - №4. - 14-16с.
34. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Текст] / Ж.А. Мухатаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 180-182.
35. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? [Текст] / В.И. Новосельцев // Директор школы - 2003. - № 9. - С. 13-18.
36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 4-е изд., дополненное. - Издательство «Атберг 98» , 2013. - 944 с.
37. Программное обеспечение профилактики зависимого поведения у не-совершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: - http://studme.org/47343/pedagogika/programmnoe obespechenie profilaktiki zavisimogo povedeniya nesovershennoletnih(дата обращения 15.04.2018).
38. Симатова, О.Б. Психология зависимости [Текст] / О.Б. Симатова. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. - 237-241с.
39. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. URL: -
http://ng.sibstrin.rU/wolchin/umm/eskd/glosar/ru/F/form.htm(дата обращения
15.04.2018).
40. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. URL: -http://39frspb.caduk.ru/p34aa1 .html(дата обращения 15.04.2018).
41. Типы семейного воспитания [Электронный ресурс]. URL: - http: //azps. ru/articles/family/tipy semeyno go vospitaniya. html(дата обращения 11.04.2018).
42. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка [Электронный ресурс]. URL: -http://poznayka.org/s58323t1.html(дата обращения 11.04.2018).
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:Просвещение, 2015.
44. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» [Текст] / А.В. Федоров // Педагогика - 2004. - № 6. - С. 56-58.
45. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми [Текст] / Ю.В.Фомичев, А.Г.Шмелев, И.В.Бурмистров // Вест-ник МГУ. Психология. - 2010. - №3. - 126с.
46. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351 с.
47. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания [Текст] // Чечет В.В. Том 1-ый / В.В. Чечет. - Мозырь, 2003. - Т.1. - 40с.
48. Шелыгин, К. В. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст]: учеб. пособие / К.В. Шелыгин, Н.А. Червина / под ред. П.И. Сидорова // Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию. - Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2007. - 131с.
49. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. - М.: Зеркало М, 2006. - 352с.
50. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст] / Л.Н. Юрьева // Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196с.
51. Яманова, Т. Новый вид наркомании [Текст] / Т. Яманова // Аргументы и факты. Семейный совет - 2004. - № 17. - 22-24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ