Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Работа №80984

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы157
Год сдачи2020
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти младших школьников 10
1.1 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте... 10
1.2 Роль семьи в развитии познавательной сферы детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Организация экспериментальной работы 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Программа работы педагога с семьей по развитию познавательной
сферы детей младшего школьного возраста 31
Выводы по 2 главе 41
ГЛАВА 3. Результат экспериментальной работы 43
3.1 Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы 43
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 54
Выводы по 3 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. В этой связи одной из приоритетных задач современной школы выступает развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. В этом процессе наибольшее значение имеет младший школьный возраст, который является ключевым этапом становления личности как субъекта познавательной деятельности.
Традиционное обучение рассматривает развитие познавательной сферы и как принцип, и как одну из своих основных целей. В то же время, как показывают исследования, более 38 % педагогов отмечают, что не владеют методикой развития познавательной сферы в учебном процессе, 56,8 % для повышения эффективности развивающей деятельности признают необходимость изменений в организации работы в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время особенно актуален запрос общества на развитие познавательных процессов детей для более эффективного обучения, что обозначено в государственных образовательных стандартах.
В нашем исследовании мы решили ограничить понятие познавательная сфера. Рассмотрим один из аспектов познавательной сферы, а именно - память.
Значение памяти как высшей психической функции достаточно велико, т.к. при помощи памяти человек запоминает, воспроизводит и оперирует определенными понятиями знаниями, умения. Память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе обучения. Сложность в том, что в начале обучения учебная деятельность возникает не сразу, основной вид деятельности ребенка меняется на новый.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, в первую очередь, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам. В этом случае важную роль в развитии памяти детей играет семья. Родителей необходимо знакомить с приемами развития памяти, обеспечивать методическими материалами для занятий совместно с детьми.
Проблемой памяти в отечественной и зарубежной психологии занимались П. П. Блонский, Л. С. Выготский, У. Джеймс, П. Жане, П. И. Зинченко, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.
Возрастные особенности психолого-педагогического развития памяти у младших школьников изучались в исследованиях Л. С. Выготского, М. В. Гамезо, А. Н. Запорожца, Л.С. Леонтьева, Р. С. Немова, Л. В. Черемошкиной.
Актуальность нашего исследования можно сформулировать на трёх уровнях:
- на социальном уровне: государство и общество заинтересованы в развитии личности гражданина, способного к активной познавательной деятельности, а память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами;
- на научном уровне: значимость работы заключается в том, что несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста, на современном этапе актуальной становится практическая работа по взаимодействию учителя с родителями для совместной работы по развитию памяти детей младшего школьного возраста;
- на практическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия с семьей, направленным на развития памяти детей младшего школьного возраста.
Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент его учебно-познавательной деятельности. В школе обучающимся приходится запоминать большой по объему материал, а потом его воспроизводить.
К сожалению, в практике школьного обучения не уделяется достаточного внимания формированию у школьников эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания.
Это порождает противоречие между необходимостью развития памяти детей младшего школьного возраста как условия успешности обучения, с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия с семьей с другой в данном направлении, с другой стороны. Кроме того, коллективный характер организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе противоречит индивидуальному по своей сути процессу развития познавательной сферы конкретной личности.
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога с семьей для успешного развития памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: развитие памяти детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста в комплекте с рабочей тетрадью.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста, особенностью которой является наличие рабочей тетради для совместной работы детей и родителей, то уровень развития памяти детей младшего школьного возраста повысится.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте.
2. Выявить роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников.
3. Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность рабочей программы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста в комплекте с рабочей тетрадью.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и методической литературы, обобщение, сравнение, синтез, анализ, моделирование);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методологической основой исследования стали:
- системный подход, позволивший организовать систематическую работу по развитию памяти детей младшего школьного возраста;
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений работы по взаимодействию семьи и образовательного учреждения с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в анализе роли семьи в развитии памяти детей и определении направлений деятельности педагога с семьей по развитию памяти.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной нами программы в работе общеобразовательных учреждений по организации их взаимодействия с семьей, направленного на развитие памяти детей младшего школьного возраста.
Базой для данного исследования являлась средняя общеобразовательная школа г. Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 2 А и 2 Б класса, в количестве 22 и 23 человека.
Этапы исследования:
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор методов и методик для проведения констатирующего этапа эксперимента. На данном этапе было выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста. Были подобраны методы и методики актуальные для младшего школьного возраста и темы исследования.
2. Экспериментальный этап: проведение констатирующего этапа экспериментальной работы, обработка и анализ полученных результатов и разработка программы сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста во взаимодействии с семьей и ее внедрение в практику образовательной организации.
3. Контрольно-обобщающий этап: анализ, структурирование и обобщение результатов проведенного исследования, проверка гипотезы, составление рекомендаций, формулирование выводов.
Апробация работы осуществлялась путем:
1. Участия в конференциях различного уровня:
- V Всероссийской научно-практической конференции студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» декабрь 2018 года. Секция «Психологические особенности младших школьников». Тема доклада: Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
- V Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019 год. Тема доклада: Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
- XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы» 18-19 апреля 2019 года.
2. Публикации результатов исследования:
- Янова Е. В. Особенности развития памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Россия, Челябинск, 18-19 апреля 2019 г. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - С. 395-398.
- Янова Е. В., Жукова М. В. Анализ изучения развития памяти детей младшего школьного возраста // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 6(92). URL: https://sibac.info/journal/student/92/170968(дата обращения: 17.02.2020).
- Янова Е. В., Жукова М. В. Анализ результатов внедрения программы развития памяти детей младшего школьного возраста // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки 2020. № 2(41). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/3February2020/ANALIZ%20REZULTATOV%20VNEDRENIYa%20PROGRAMMY%20RAZVITIYa%20PAMYaTI%20DETEY%20MLADShEGO%20ShKOLNOGO%20VOZRAS TA.pdf (дата обращения: 25.02.2020).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из 3 глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В списке литературы 34 источника, в тексте работы 18 таблиц и 10 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного теоретического исследования и направленной работы педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы:
1. Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развитию памяти детей младшего школьного возраста, в которой отражены особенности развития и формирования памяти детей младшего школьного возраста и направления деятельности педагога по развитию памяти данной возрастной категории.
2. В настоящей работе выявлена роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников.
3. Был подобран необходимый диагностический и методический материал по проблеме исследования.
4. Примененные нами методики диагностики А. Н. Леонтьева и Р. С. Немова позволили провести диагностику учащихся и выявить их уровень развития памяти, проанализировать полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
5. На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования был сделан вывод о том, что половина учащихся 2 класса нуждалось в развитии памяти.
6. В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа взаимодействия педагога с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста «Развитие памяти детей младшего школьного возраста» в комплекте с рабочей тетрадью для занятий с детьми «Развиваем память».
7. Анализ полученных результатов исследования, произведенный на контрольном этапе эксперимента, позволил оценить эффективность разработанной программы.
8. Программа работы педагога по взаимодействию с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста «Развитие памяти детей младшего школьного возраста» в комплекте с рабочей тетрадью для занятий с детьми «Развиваем память» показала достаточно высокую эффективность.
9. Мы полагаем, что в целях дальнейшего усовершенствования программы возможны: разработка дополнительных профилактических мер, увеличение количества применяемых технологий.
10. Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень развития памяти у младших школьников повысится, если в образовательный процесс будет внедрена программа взаимодействия педагога с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста, основанная на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах подтвердилась полностью. Цель работы достигнута, задачи реализованы.



1. Антонова, И. П. Особенности развития памяти у детей 6-7 лет в процессе обучения [Текст] / И. П. Антонова // Вопросы психологии. - 2015.
- № 5. - с. 151-157.
2. Аргентова, Т. Е. Методы психодиагностики [Текст] / Т. Е. Аргентова. - Кемерово : Феникс, 2000. - 219 с.
3. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва : Просвещение, 2007. - 464 с.
5. Бурлачук, Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. - Киев : Рассвет, 2004. - 257 с.
6. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. В. Морозов. - Киев : Рассвет, 2009.-438 с.
7. Бьюзен, Т. Руководство по развитию памяти и интеллекта [Текст] / Тони Бьюзен. - Минск : Попурри, 2018. - 144 с.
8. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] / Л. М. Веккер. - Санкт-Петербург : Изд-во ЛГУ, 2008. - 334 с.
9. Веккер, Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. - Москва : ПЕР СЭ, Смысл, 2000. - 685 с.
10. Величко, Б. М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б. М. Величко. - Москва : Изд-во МГУ, 2005. - 146 с.
11. Видинеев, Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. - Москва : Мысль, 2017. - 473 с.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В. Вилюнас. - Санкт- Петербург : Питер, 2014. - 496 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Младший школьник: как важно быть самостоятельным [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 22-25.
14. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. - Москва : Просвещение, 2009. - 512 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во АПН, 2016. - 500 с.
16. Гальскова, Н. Д. Организация учебного процесса в начальной школе [Текст] / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С.8-16.
17. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо. - Москва : Институт практической психологии, 2009. - 251 с.
18. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо. - Москва : АСТ, 2010. - 325 с.
19. Гольева, Г. Ю. Целеполагание психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников [Текст] / Г. Ю. Гольева, Н. А. Суровец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 88-94.
20. Давыдов, В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания [Текст] / В. В. Давыдов //Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 12-13.
21. Джеймс, У. Память. Психология памяти: Хрестоматия [Текст] / У. Джеймс. - Москва : ЧеРо, 2006. - 379 с.
22. Дик, Н. Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 320 с.
23. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко. - Минск : Харвест, 2013. - 429 с.
24. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов [Текст] / М. И. Еникеев. - Москва : ПРИОР, 2000. - 400 с.
25. Житникова, Л. Н. Учите детей запоминать [Текст] / Л. Н. Житникова. - Москва : Просвещение, 2011. - 190 с.
26. Кавашима, Р. Развитие памяти и интеллекта [Текст] / Рюта Кавашима. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 160 с.
27. Колеватов, В. А. Социальная память и понимание [Текст] / В. А. Колеватов. - Москва : Мысль, 2004. - 190 с.
28. Коломинский, Я. А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста [Текст] / Я. А. Коломинский. - Москва : Просвещение, 2006. - 190 с.
29. Короленко, И. П. Чудо памяти [Текст] / И. П. Короленко, Г. В. Фролова. - Новосибирск : Наука, 2005. - 210 с.
30. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л. С. Коршунова. - Москва : МГУ, 2009. - 145 с.
31. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекция 5: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста [Текст] / Е. Е. Кравцова // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября» - 2004. - № 42. - С. 41-45.
32. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 2009. - 255 с.
33. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие [Текст] / И. Ю. Кулагина. - Москва : ТЦ Сфера, 2001. - 325 с.
34. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать [Текст] / Д. Лапп. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 216 с.
35. Лапп, Д. Улучшаем память [Текст] / Д. Лапп. - Москва : Прогресс, 2004. - 120 с.
36. Лезер, Ф. Тренировка памяти [Текст] / Ф. Лезер. - Москва : Мир, 2011. - 166 с.
37. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : ЧеРо, 2016. - 436 с.
38. Лорейн, Г. Суперпамять [Текст] / Г. Лорейн. - Москва : Эксмо- Пресс, 2006. - 383с.
39. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 320 с.
40. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития [Текст] / В. Я. Ляудис. - Москва : Изд-во МГУ, 2006. - 253 с.
41. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 592 с.
42. Мальцева, К. Б. Развитие памяти школьника [Текст] / К. Б. Мальцева. - Москва : Инфра-М, 2013. - 315 с.
43. Матюгина, И. Ю. Зрительная память [Текст] / И. Ю. Матюгина, Е. И. Чакаберий. - Москва : Союзиздат, 2009. - 134 с.
44. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 2008. - 271 с.
45. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
46. Норман, Д. А. Память и научение [Текст] / Пер с англ. Под ред.
A. В. Симонова. - Москва : Мир, 2014. - 159 с.
47. Общая психология: Учебник [Текст] / под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. - Москва : Издательство Эксмо, 2010. - 560 с.
48. Попова, А. А. Универсальные учебные действия в начальном образовании [Текст] / А. А. Попова, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова. - Челябинск : Фотохудожник, 2011. - 147 с.
49. Психическое развитие младших школьников / Под ред.
B. В. Давыдова. - Москва : Юнити-Дана, 2016. - 84 с.
50. Психология памяти [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - Москва : Педагогика, 2009. - 320 с.
51. Психология семьи и родительства : конспекты лекций [Текст] / сост. М. В. Жукова, А. В. Ворожейкина, К. И. Шишкина, В. Н. Запорожец. -
Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно¬
педагогический университет, 2019. - 195 с.
52. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов [Текст] / под ред.
B. Н. Дружинина. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 538 с.
53. Развитие памяти у младших школьников: Методические
рекомендации для педагогов [Текст] / сост. Т. А. Мещенина. -
Нижневартовск : МАУ «Центр развития образования», 2015. - 28 с.
54. Роговин, М. С. Проблемы теории памяти [Текст] /
М. С. Роговин. - Москва : Высшая школа, 2017. - 183 с.
55. Роговин, М. С. Философские проблемы теории памяти [Текст] / М. С. Роговин. - Москва : Высшая школа , 2014. - 168 с.
56. Розет, И. М. Что надо знать о памяти [Текст] / И. М. Розет. - Минск : Асвета, 2016. - 128 с.
57. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с.
58. Сербина, Е. Н. Развивающие игры для детей [Текст] /
Е. Н. Сербина. - Москва : Ространсфер, 2014. - 217 с.
59. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2004. - 350 с.
60. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды [Текст] / А. А. Смирнов. - Москва : Просвещение, 2016. - 238 с.
61. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А. А. Смирнов. - Москва : Просвещение, 2008. - 423 с.
62. Суровец, Н. А. Психолого-педагогическая коррекция видов памяти у младших школьников [Текст] / Н. А. Суровец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 71-75.
63. Тесты для детей: Сборник тестов и развивающих упражнений [Текст] / сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, И. Я. Головнева. - Санкт- Петербург : Дельта, 2011. - 358 с.
64. Фейнгерберг, И. М. Память и обучение. Учебное пособие [Текст] / И. М. Фейнгерберг. - Москва : ИД Федоров, 2014. - 29 с.
65. Хорсли, К. Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго [Текст] / Хорсли К. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 192 с.
66. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти младших школьников [Текст] / Л. В. Черемошкина. - Москва : Книга по требованию, 2017. - 317 с.
67. Черткова, А. В., Гончарова, К. Н. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики [Текст] / А. В. Черткова, К. Н. Гончарова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - 48 с.
68. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 2004. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ