Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста

Работа №80660

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти младших школьников 6
1.1 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 6
1.2 Роль семьи в развитии познавательной сферы детей младшего
школьного возраста 16
Выводы по I главе 22
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию памяти младших школьников 25
2.1. Организация экспериментальной работы 25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 27
2.3. Рабочая тетрадь по развитию памяти детей совместно с родителями30 Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы

В настоящее время особенно актуален запрос общества на развитие познавательных процессов детей для более эффективного обучения, что обозначено в государственных образовательных стандартах.
Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент его учебно-познавательной деятельности. В школе обучающимся приходится запоминать большой по объему материал, а потом его воспроизводить.
К сожалению, в практике школьного обучения не уделяется достаточного внимания формированию у школьников эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания.
Значение памяти как высшей психической функции достаточно велико, т.к. при помощи памяти человек запоминает, воспроизводит и оперирует определенными понятиями, знаниями и умениями. Память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами.
Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, Г. Эббингауз, и другие.
В младшем школьном возрасте происходит целенаправленный процесс совершенствования памяти и, в первую очередь, этому способствует знакомство с различными способами и стратегиями запоминания в ходе учебной деятельности. Но необходимо учитывать, что без специальной целенаправленной работы на формирование таких способов, они складываются стихийно, и потому нередко оказываются непродуктивными. Знание педагогом разнообразных способов и приёмов развития познавательных процессов не всегда свидетельствует о хорошем результате, потому как на практике не всегда есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам. В этом случае важную роль в развитии памяти дошкольника играет семья. Родителей необходимо знакомить с приемами развития памяти, обеспечивать методическими материалами для занятий совместно с детьми.
Противоречие состоит в необходимости развития памяти как условия успешности обучения, с одной стороны, и недостаточным методически обеспечением процесса взаимодействия с семьей с другой.
Проблема исследования: каковы возможности взаимодействия педагога с семьей для успешного развития памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: память детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить особенности взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста для создания рабочей тетради.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. Охарактеризовать основные процессы памяти, виды и типы памяти, их основные особенности;
2. Рассмотреть особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте;
3. Показать роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;
4. Проанализировать результаты изучения уровня развития памяти детей младшего школьного возраста;
5. Разработать рабочую тетрадь по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и методической литературы, обобщение);
- эмпирические (тестирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Базой для данного исследования являлась МОУ СОШ № 151 г. Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 2 А класса, в количестве 22 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами рабочая тетрадь может быть использована учителями начальной школы в процессе работы по развитию памяти учащихся.
Апробация работы осуществлялась путем:
- участия в III международной научно-практической конференции «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытии и достижения»;
- публикации результатов исследования:
Янова Е.В. Роль семьи в развитии познавательной сферы детей младшего школьного возраста [Е.В. Янова] // «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения» сборник статей победителей III международной научно-практической конференции: в 2 частях. - Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение", 2017. - С. 60-62.
Квалификационная работа состоит из 2 глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В списке литературы 33 источника, в тексте работы 2 таблицы и 1 рисунок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время особенно актуален запрос общества на развитие познавательных процессов детей для более эффективного обучения, что обозначено в государственных образовательных стандартах.
Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент его учебно-познавательной деятельности. В школе обучающимся приходится запоминать большой по объему материал, а потом его воспроизводить.
К сожалению, в практике школьного обучения не уделяется достаточного внимания формированию у школьников эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания.
Значение памяти как высшей психической функции достаточно велико, т.к. при помощи памяти человек запоминает, воспроизводит и оперирует определенными понятиями знаниями, умения. Память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами.
В соответствии с первой поставленной задачей мы охарактеризовали основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Также дали характеристику основным видам памяти, которые дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями: по типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную; по времени закрепления и сохранения материала различают кратковременную, сверхкратковременную и долговременную память. Выяснили, что существуют различные типы памяти. Так различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. А также принято различать двигательный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой тип памяти. Однако они редко проявляются в чистом виде, чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный и прочие.
Все упомянутые нами виды и типы памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти.
Для решения второй задачи мы рассмотрели особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте. Данные особенности проявляются в том, что память в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, становится более развита наглядно-образная память, увеличивается объем памяти. Однако процесс развития памяти происходит не равномерно, она в основном носит непроизвольный характер, т.е. дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения, поэтому память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.
Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте, и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
В соответствии с третьей задачей мы охарактеризовали роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста. Именно родители могут сформировать у младших школьников определенные установки на запоминание материала, научить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить (прием ассоциаций). Для достижения результатов лучше всего заниматься с детьми по 15-20 минут каждый день. Занятия
можно проводить в форме игры или соревнования, направленного на развитие памяти. Одно из главных условий таких занятий - заинтересованность взрослых, внимательное отношение к ребенку, его достижениям и успехам. Занятия должны доставлять ребенку радость. Родителям нужно всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «почему», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Главным результатом занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Работа учителя в классе и родителей дома приведет к успешному развитию процессов памяти школьника, стимулированию его саморазвития.
Также существуют определенные факторы (по данным Т.Б. Никитиной), которые влияют на развитие памяти младших школьников. Мы выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления и хорошее внимание.
В соответствии с четвертой задачей мы провели исследование преобладающего типа памяти у группы испытуемых младшего школьного возраста. Анализ проведенных исследований позволяет сделать следующие выводы. У испытуемых преобладающим типом памяти является комбинированный тип. Это свидетельствует о том, что большинству детей легче воспринимать информацию, поступающую из разных каналов восприятия. Далее одинаково хорошо развитыми, у данной группы испытуемых, оказались зрительный и моторно-слуховой тип памяти. Менее всего оказался развит слуховой тип памяти.
Следовательно, необходимо учитывать преобладание данных типов памяти у учащихся в учебно-воспитательной работе педагога. Это значит нужно выбирать такие методы и средства работы с учащимися, которые задействовали бы именно те типы памяти, которые наиболее развиты у испытуемых.
В соответствии с пятой задачей мы разработали рабочую тетрадь по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста. Так как родители играю важную роль в развитии памяти детей младшего школьного возраста, то наша рабочая тетрадь предполагает совместную работу детей и родителей по развитию памяти.
Несмотря на преобладание одних типов памяти над другими, необходимо развивать все существующие типы памяти для раскрытия того потенциала, который есть в каждом из нас. Можно предполагать, что работа с данной тетрадью будет способствовать как развитию памяти, так и общему познавательному развитию ребенка. Ведь память - это важнейший компонент интеллектуального развития ребёнка младшего школьного возраста, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности.
Таким образом, мы решили все поставленные перед нами задачи и достигли поставленной цели, которая заключалась в изучении особенностей взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Дальнейшим направлением исследования может стать проверка эффективности разработанной нами рабочей тетради по развитию памяти младших школьников.


1. Аргентова, Т.Е. Методы психодиагностики [Текст] / Т.Е. Аргентова.
- Кемерово: Феникс, 2000. - 219 с.
2. Аткинсон, В. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта [Текст] / В. Аткинсон. - СПб.: Респекс, 2015. - 230 с.
3. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В Морозов. - Киев: Рассвет,
2009. - 438 с.
5. Бурлачук, Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - К.: Рассвет, 2004. - 257 с.
6. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. - М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. - 685 с.
7. Величко, Б.М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величко. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 146 с.
8. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Младший школьник: как важно быть самостоятельным [Текст] / Н.Ф. Виноградова. // Семья и школа. - 2001. - №11-12. - С.22-25.
10. Гальскова, Н.Д. Организация учебного процесса в начальной школе [Текст] / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. // Начальная школа. - 1994.
- №1. - С.8-16.
11. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: АСТ,
2010. - 325 с.
12. Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 320 с.
13. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: ПРИОР, 2000. - 400 с.
14. Житникова, Л.Н. Учите детей запоминать [Текст] / Л.Н. Житникова. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
15. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко. - Минск: Харвест, 2013. - 429 с.
16. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекция 5: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова. // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября» - 2004. - №42. - С. 41-45.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 325 с.
18. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
19. Мальцева, К.Б. Развитие памяти школьника [Текст] / К.Б. Мальцева. - М: Инфра-М, 2013. - 315 с.
20. Матюгина, И.Ю. Зрительная память [Текст] / И.Ю. Матюгина, Е.И. Чакаберий. - М.: Союзиздат, 2009. - 134 с.
21. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 271 с.
22. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2001. - 592 с.
23. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.
24. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. - Кн.3. Психодиагностика. - 640 с.
25.Общая психология: Учебник [Текст] / под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. - М.: Издательство Эксмо, 2010. - 560 с.
26. Попова, А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании [Текст] / А.А. Попова, Н.Н. Титаренко, Л.Г. Махмудова. - Челябинск: Фотохудожник, 2011. - 147 с.
27. Психология памяти [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М: Педагогика, 2009. - 320 с.
28. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов [Текст] / под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер , 2002. -538 с.
29. Развитие памяти у младших школьников: Методические
рекомендации для педагогов. [Текст] / сост. Т.А. Мещенина. - Нижневартовск: МАУ «Центр развития образования», 2015. - 28 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
31. Сербина, Е.Н. Развивающие игры для детей [Текст] / Е.Н. Сербина. - М.: Ространсфер, 2014. - 217 с.
32. Тесты для детей: Сборник тестов и развивающих упражнений [Текст] / сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, И.Я. Головнева. - СПб: Дельта,
2011. - 358 с.
33.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2004. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ